Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа -- важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности -- социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas -- общество и греческого metruin -- измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны -- прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Политиздат, 1990. -- 494 с.

Социометрия - это созданные итальянским психологом Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно экспериментальный метод, социально - психологический тест, позволяющий изучить и на основе полученного знания регулировать межличностные связи и отношения в группе.

Цель социометрии -- гармонизировать общественные отношения расстановкой людей в группе в зависимости от их эмоциональных предпочтении и нейтрализацией эмоциональных отвращении между членами группы.

Суть социометрической технологии на операциональном уровне анализа определяется понятием «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы делать выбор или определять предпочтения среди членов группы в качестве партнеров с точки зрения как делового взаимодействия, так и эмоционально-чувственного восприятия («для дала» и «для души»).

Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный положительным и отрицательным реальным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о числе выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, числе взаимных выборов или отвержений, числе оправдавшихся или не оправдавшихся предположений на выбор или отвержение со стороны других членов группы и др. В конечном счете, социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию. Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогащает анализ групповой дифференциации.

Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.

Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.

Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;

Люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;

Люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;

Люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.

В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:

Высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;

Средним, если имеет место примерное равенство этих величин;

Низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

База исследования: ГОУ «Детский дом № 1» г. Архангельска

Количество испытуемых: 21 человек.

Цель: исследование межличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологического тестирования и включенного наблюдения.

Объект: воспитанники детского дома.

Предмет: межличностные взаимоотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования:

Социометрия;

Проективный тест «Субъективное ощущение себя в группе»;

Математическая обработка;

Анализ и интерпретация полученных данных.

Для исследования взяты две группы.

В первой - дети от 8 до 15 лет, 7 мальчиков и 3 девочки. Во второй - дети от 9 до 17 лет. 6 мальчиков и 5 девочек.

Членам группы предлагается ответить на вопросы. Зачитывается вопрос и дается инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 -- кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 -- кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».

Вопросы при социометрическом исследовании:

С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?

1. «Звезды» - Валя К., Саша Я.;

«Предпочитаемые» - нет;

«Принятые» - Женя К., Дима Б., Егор Ф., Сергей К., Наташа Ч., Аня К.;

«Непринятые» - Кристина Ч.; Наташа Ч.

«Отвергнутые» - Дима М.

2 . «Звезды» - Илона В, Галя М.;

«Предпочитаемые» - Саша З.;

«Принятые» - Костя А., Виталик С., Витя Н., Катя Т., Оксана А.;

«Непринятые» - Иван С., Аня Р.;

«Отвергнутые» - Рома Ю.

Анализируя ролевой репертуар можно сказать, что «Звезды» имеют более высокий уровень активности, они более доброжелательны и сознательны, чем другие члены группы. Эти дети осуществляют регуляцию межличностных отношений, ведут группу, организуют, планируют и управляют деятельностью группы. Лидеры этих групп принимают более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, стимулируют группу, нацеливают ее на решение определенных задач. Лидер не всегда успешен, при определенных условиях лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив снижаться. Кроме «Звезд», в группе выделяют и другие социальные роли. Большая часть группы это «Принятые» и «Предпочитаемые». У «Непринятых» и «Отвергнутых» - наблюдаются более низкие коммуникативные способности, чем у остальных, среди них дети недавно вошедшие в группу и у которых идет адаптация в группе, а так же дети с отклоняющимся поведением.

Для гармонизации межличностных отношений в данное время можно использовать следующие методы, но для этого следует учитывать, что группа - это не сумма индивидов, а общность, которая влияет на поведение всех членов:

Включение индивидов в совместную деятельность. Деятельность же эта становиться столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием, или убеждением, а самостоятельно;

Обобщение внимания, интересов, мотивов, установок, нравов, обычаев и привычек;

Соперничество с другой группой или группами (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, и у них не возникает напряженности в отношениях и неудовлетворенности собой).

Субъективное ощущение себя в группе

Для подтверждения данных полученных с помощью социометрического исследования, детям было предложено задание на субъективное ощущение себя в группе. Суть этого задания заключалось в выполнении творческого задания, в котором детям предлагалось представить и изобразить на чистом листе бумаги с помощью цветных карандашей свою группу в виде цветных кружков.

Цель: исследование межличностных отношений в разновозрастных группах.

Данное задание анализировалось по следующим критериям:

По цветовой гамме: детям предлагалось на выбор шесть цветов: красный, коричневый, черный, желтый, синий, зеленый. По цвету кружков можно определить личное отношение к человеку;

По размеру кружков: определялась значимость этого человека в группе (чем больше размер кружка, тем более значимым является человек»;

По местоположению кружков на листе: определение дистанции во взаимоотношениях с отдельными членами группы;

В одной из групп респонденты включили в свой состав членов -воспитателей, причем они изобразили их в виде больших желтых кружков. Эти данные свидетельствует о том, что дети считают воспитателей важными членами своей группы. Яркие цвета - основа выбранного цвета, дети избегают темных цветов. Таким образом, можно сделать вывод, что внутри группы хорошие, теплые, эмоциональные взаимоотношения.

Данный положительный опыт организации воспитательной деятельности в детском доме сложился в результате поиска коллективом оптимальных условий для формирования личности воспитанника детского дома.

Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера. Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин "социометрия" происходит от латинского слова "societas" – общество и греческого "metrum" – измеряю и обозначает, с одной стороны, отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны – прикладное направление, включающее в себя изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Социометрия – совокупность методов исследования малых групп, основанных на описании межличностных отношений.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким:

  • а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  • б) выявление "социометрических позиций", т.е. авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый";
  • в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои "неформальные лидеры".

С помощью этого способа можно установить популярность – непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Возникновение и развитие социометрии (как теоретической системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога, психиатра и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается ее основателем.

В 30-е гг. XX в. Дж. Морено предложил термин "социометрия", а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

Наиболее важными работами Дж. Морено являются: "Социометрическая статистика социальных конфигураций" (1937), "Социометрия в действии" (1942), "Вклад социометрии в методы исследования" (1947), "Социометрия в отношении к другим социальным наукам" (1947), "Социометрия субчеловеческих культур" (1948), "Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе" (1951), "Социометрия и наука о человеке" (1956), "Групповая психотерапия и психодрама" (1958), "Социометрический читатель" (1960), "Основы социометрии. Пути к новому строю общества" (1967). В 1937 г. Дж. Морено основывает журнал "Социометрия", в котором печатаются статьи психологов, социологов, антропологов, психиатров и педагогов и который с 1956 г. становится официальным органом Американского социологического общества. Дж. Морено относится к тем социальным теоретикам, которые оказали большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Идеи и особенно методы социометрии получили широкое распространение и используются во многих странах мира.

Последователи Дж. Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени "Социометрия морали", Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле "Взаимодействие индивидов в реконструированных группах", X. Р. Бекли "Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение", А. Бнейрштедт "Интерпретации социометрического выборного статуса", С. Энгельмейер "Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации" и др.

Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, болгарский социолог Л. Десев подразделяет на три области:

  • а) динамическая, или "революционная социометрия", которая занимается группами в действии (представители – Дж. Л. Морено, X. Ф. 14нфельд, Э. X. Дженнингс);
  • б) диагностическая социометрия, которая занимается классификацией социальных групп (представители – Дж. X. Крисуэлл, Дж. А. Ландберг, У. Бронфенореннер, М. Л. Нортуэй, Μ. Е. Бонней, Л. Д. Зелени, Ч. П. Лумис, Ф. Чэпин, Э. Богардус и др.);
  • в) математическая социометрия (представители – П. Лазарсфельд, С. Ч. Додд, Л. Кац, Д. Стюарт и др.).

Социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в малых группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования отечественных социологов и социальных психологов связано с именами E. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова и др.

Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет важное значение (например, космических экипажей, экипажей антарктических экспедиций).

Социометрическая техника исследования малой группы (например, социометрическая анкета для учеников юношеского возраста, использованная Л. Десевым в его экспериментальных исследованиях) построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т.д. Используем для иллюстрации наиболее простую анкету: "Социометрическая анкета для учеников юношеского возраста".

  • 1. С кем из учеников своего класса я предпочитаю сидеть за одной партой?
  • 2. С кем из учеников своего класса я предпочитаю учиться
  • 1. ________________, потому что ________________
  • 2. ________________, потому что ________________
  • 3. ________________, потому что ________________
  • 3. С кем из учеников своего класса я хотел бы проводить свободное время?
  • 1. ________________, потому что ________________
  • 2. ________________, потому что ________________
  • 3. ________________, потому что ________________

По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, участвующих в опросе, данные обо всех теоретически возможных выборах и тех, которые действительно сделаны в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива.

В процессе социометрии используются так называемые "социометрические вопросы". Отличие социометрического вопроса от обычного заключается в том, что ответ на социометрический вопрос содержит в себе не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном опросе, а фактически фамилию (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы.

Если обычный вопрос предполагает некоторое распределение опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос выявляет некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность сказывается прежде всего на методах обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации. Данная ситуация порождает также специфические способы представления информации (социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных.

Рассмотрим другие особенности социометрических вопросов и некоторые проблемы их использования при проведении опросов. Для наглядности приведем условный пример анкеты, составленной из вопросов различных типов, встречающихся в социометрических опросах, и предназначенной для исследования студенческой группы (В. И. Паниотто).

Вопросы анкеты:

  • 1. Проранжируйте членов вашей группы по степени близости (сначала назовите самого близкого для вас товарища, потом менее близкого и т.д.).
  • 2. С кем из членов вашей группы вы ходили в кино в этом месяце?
  • 3. С кем из членов вашей группы вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?
  • 4. Кто, как вам кажется, согласился бы жить вместе с вами (укажите не более трех человек)?
  • 5. Оцените каждого из членов вашей группы по перечисленному ниже набору качеств, обведя кружком соответствующий балл:
  • 5 баллов – если качество выражено в очень высокой степени;
  • 4 – в высокой;
  • 3 – данное качество выражено в такой же степени, как и противоположное;
  • 2 – ставьте в том случае, если в высокой степени выражено противоположное качество;
  • 1 – если в очень высокой степени выражено противоположное качество.

Список качеств может быть продолжен, исходя из целей исследования и особенностей опрашиваемой группы.

Первое из оснований для деления вопросов на типы – способ определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений. С этой точки зрения социометрические вопросы практически не отличаются от обычных. Вопрос 1 дает пример использования ранжирования в социометрическом вопросе, вопрос 4 – пример использования балльных оценок (выборам, сделанным в ответ на вопрос "в первую очередь" приписывают обычно балл 3, "во вторую очередь" – балл 2, "в третью очередь" –1 балл).

В том случае, когда выборам приписывают некоторый балл или вес, вопрос называется взвешенным. Чаще всего респондент выбирает из множества членов группы несколько человек по заданному критерию, никак не упорядочивая их (так же, как респонденты при ответе на обычный вопрос с использованием номинальной шкалы). В этом случае вопрос называется "невзвешенным". Этот случай можно рассматривать как один из специальных вариантов метода ранжирования (выделяются две группы – предпочитаемые и остальные).

Второе основание – ограниченное число выборов, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют параметрическими (см. вопрос 4), а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы, – непараметрическим (вопрос 2).

Вопрос о том, какой из типов даст более надежную информацию, является дискуссионным. Некоторые авторы полагают, что ограничение выборов заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, снижает вероятность случайных ответов, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности, активизирует выбор. Другие исследователи считают, что при решении ряда задач, связанных с проверкой гипотез о динамике структуры малой группы, использование критериев с ограничением числа выборов приводит к существенным ошибкам.

Следующим является деление вопросов на обычные социометрические и аутосоциометрические (или гностические). Аутосоциометрические вопросы (их иногда называют "тестами социальной перцепции") предлагают респонденту оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы (см. вопрос 4 анкеты).

Деление вопросов на сильные (выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения) и слабые, а также общие (предлагающие выбор для длительной, более широкой и менее конкретной деятельности) и специфические (для более короткой и конкретной деятельности) связаны между собой.

Общие вопросы (их иногда называют также неконкретными) часто, но не всегда бывают сильными (или, как их иногда называют, значимыми), а специфические (конкретные) вопросы – слабыми (незначимыми). В приведенном примере анкет ы вопрос 1 является общим (неконкретным), а вопрос 2 – специфическим, конкретным. Кроме того, вопрос 2 является, по-видимому, также слабым, а вопрос 3 – сильным.

Указанное деление весьма существенно и тесно связано с обоснованностью информации, получаемой при социометрическом опросе: тип вопроса должен соответствовать той характеристике, которую исследователь хочет измерить. Чаще всего встречается требование конкретности, специфичности вопроса (такое требование формулирует Морено). С этой точки зрения вопрос: "Кого бы вы выбрали для проведения свободного времени?" недостаточно конкретен, так как не указывает, о какой именно форме проведения свободного времени идет речь – поездка в турпоход, посещение театра, занятие фотографией и т.п.

Важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является соблюдение следующих правил:

  • – границы обследуемой группы должны быть четко обозначены; группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности;
  • – опрос членов группы должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом;
  • – все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;
  • – вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы.

Обязательный атрибут социометрической анкеты – фамилия ответившего (или любой другой идентификатор, заменяющий фамилию, чаще всего – номер респондента). Как это совместить с требованием анонимности? Некоторые исследователи, объявляя респондентам, что опрос анонимный, делают на анкете пометки шифром, незаметным для респондентов.

Интересным направлением совершенствования процедуры опроса является использование технических средств сбора информации. На наш взгляд, правильнее будет сказать не об анонимности, а о конфиденциальности полученной информации.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.

Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки "+" в случае положительного выбора и "–" в случае отрицательного, 0 – при отсутствии какого-либо выбора.

Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Члены группы, получившие пять и больше положительных выборов при условии, что каждый делал три выбора, именуют "звездами" – это лидеры группы. Люди, получившие среднее число таких выборов (3-4), относятся к категории предпочитаемых. Те, кто получил меньше среднего числа положительных выборов (1-2), относятся к категории "пренебрегаемых". Члены группы, не получившие ни одного положительного выбора – это люди, которых игнорируют, отвергают в данной группе.

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе. Коэффициент удовлетворенности есть частное от деления числа взаимных положительных выборов, сделанных данным человеком. Например, если человек хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то коэффициент удовлетворенности КУ = 0:3 = 0. Это означает, что человек взаимодействует не с теми, с кем хотелось бы.

Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен на социограмме.

Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики.

Социограмма позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о психологическом климате. Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому – в следующем кольце кнаружи и т.д.

Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояние, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами.

Третий вариант – индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования. Иногда на социограмме номера лиц мужского пола изображают внутри условных знаков – маленьких треугольников, а номера лиц женского пола – внутри окружностей.

Объективизация результатов социометрического исследования осуществляется путем вычисления социометрических индексов. Различают персональные и групповые индексы. К первым относятся индексы социометрического статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым – индексы групповой сплоченности, конфликтности и экспансивности группы.

По мнению А. В. Петровского, на сегодняшний день социометрическая техника – один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. Для современного этапа социально-психологических исследований характерно своеобразное методическое творчество, которое направлено на создание новых приемов изучения межличностных отношений. Дальнейшее развитие социометрических методов и использование их в сочетании с другими методами существенно расширят возможности социальной психологии по анализу малых социальных групп.

Выводы

  • 1. Малая группа – важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе.
  • 2. В механизме формирования поведения имеет значение, с одной стороны, его социальная оценка другими людьми, с другой – внутренняя самооценка. Определяющей является внешняя, групповая оценка, и ее преломление в сознании индивида. Референтная группа формирует мотивы поведения ее участников. В социальной психологии влияние группы на индивида рассматривается как феномен группового давления, или его еще называют феноменом "конформизма".
  • 3. Конформность – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
  • 4. Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад.
  • 5. В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении в социальной психологии выделяют уровни развития группы: ассоциация,кооперация, корпорация, коллектив.
  • 6. Сплочение малой группы – процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности.
  • 7. Групповая эффективность представляет собой результат совместной деятельности по достижению поставленных целей.
  • 8. Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
  • 9. Социометрия обозначает, с одной стороны, отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой – прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
  • 10. Назначение социометрической процедуры может быть трояким: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", т.е. авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. "Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории "социальной микроскопии". В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии". Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как "предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

  • формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек - основная константа социометрии , где N - количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
  • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов . Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

d={P(A)}\times{(N-1)}

где Р(А) - вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах ;

N - число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
  • социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты .

При проведении социометрии, возможны два варианта:

  • I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
  • II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

  • заголовок;
  • инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
  • подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

Величины ограничения социометрических выборов

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом - цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  • необходим доверительный контакт с группой.
  • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
  • Мягкое формулирование целей тестирования.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

  • каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
  • при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
  • при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

Варианты инструкций

Инструкция для школьников «Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше - отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Инструкция для студентов «Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

6-й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы).

Социометрическая матрица

Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Социометрические индексы

Выделяют два типа социометрических индексов:

  • персональные социометрические индексы;
  • групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными персональными социометрическими индексами являются:

  • индекс социометрического статуса i-члена;
  • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
  • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

  • i – объект выбора;
  • j – субъект выбора;
  • ij – совмещение ролей.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К уд) своим положением в группе:

К уд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К уд = 0/ 3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Стимульный материал

Варианты социометрических критериев (Вопросов)

Литература

  1. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
  2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М. : Академический Проект, 2001.
  3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  5. Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.

8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности

и границы применения

8.2. Основные характеристики социометрической методологии и техники

8.3. Организация и проведение социометрического опроса

8.4. Обработка и анализ данных социометрического опроса

8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности и границы применения

Социометрия – это одно из теоретических и прикладных направлений в современной зарубежной социальной психологии и микросоциологии.

Некоторые авторы считают, что социометрию можно рассматривать как социологически реформированную ветвь психоанализа. Она возникла в первой четверти ХХ века, когда ученые попытались применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрию связывают с именем американского ученого Морено (родился в 1892 г.) – психиатра и социального психолога, который был учеником З.Фрейда.

По Морено

Социометрические методы – это система технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет.

Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

    получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

    выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений ,

    диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения ,

    измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

    выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого» ;

    обнаружить внутригрупповые подсистемы , то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

8.2. Основные характеристики социометрической методологии и техники

    Измеряемые переменные являются в значительной степени «социальными переменными», потому что они описывают качество межличностных связей в группах .

    Для диагностики взаимоотношений в группах социометрические инструменты могут применяться в социологии, социальной психологии, антропологии, психиатрии, педагогике.

    С помощью данного метода можно изучать , с одной стороны, малую группу в целом как миниатюрную социальную систему, а с другой – индивида и его социальную среду в том смысле, как она понимается субъектом.

    С помощью данного метода можно выявить, как надо изменить состав группы, чтобы ликвидировать конфликтные ситуации , улучшить психологическую атмосферу общения, повысить эффективность работы и т.д.

    Количественная сторона социометрической техники выражена в форме социометрических индексов , которые отражают различные эмпирические понятия (социометрический статус отдельного члена, групповая сплоченность и т.д. )

Социометрия рассматривает малую группу как социальную молекулу, простую единицу общества .

Объект исследования в социометрии – малая группа контактного типа . Социальный атом состоит из индивида и окружающих его людей, с которыми он эмоционально связан.

Основное внимание Морено уделил психологическим взаимоотношениям людей в небольших группах. Поэтому он включил в социометрию экспериментальные методы, некоторые элементы психоанализа и теории ролей.

Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений:

    Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии.

«Теле» – простейшие единицы чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле».

    Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми , поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов.

Выделяются два уровня взаимосвязи между индивидами:

      спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт;

      реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером.

Каждая личность по Морено – ядро атома , вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников.

Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источниками острых конфликтов.

Социометрический метод выполняет диагностические и терапевтические функции .

    Закон социальной гравитации : сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними.

Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий.

    Социологический закон: высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших.

Морено считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп , а не уровне макроструктур, то есть общества в целом.

    Социодинамический закон : внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно.

    При этом большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов – это «звезды», а большинство членов группы оказываются эмоционально обездоленными – это «социометрический пролетариат».

    Если группа увеличивается , то еще больше увеличивается эта непропорциональность .

    Неравенство может уничтожить только «социометрическая революция».

Ограниченность области применения социометрического метода:

    С его помощью изучают только малые группы , между членами которых имеются непосредственные контакты , достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода .

    Выделяемые критерии не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений .

Малые группы – коллективы:

  • Небольшие участки,

    Малые предприятия,

    Постоянные и временные учебные коллективы,

    Небольшие воинские подразделения и т. д.

Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности.

Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей.

Важные вопросы:

    численность малых групп,

    «нижние» (2–3) и «верхние» (20–40 чел.) границы,

    основания для классификации этих групп.

Основные признаки малых групп:

  • образование,

    профессия,

    интересы,

    национальность и др.

Используемые в социометрии понятия:

    формальные группы,

    неформальные группы,

    «группа членства» (группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей) .

    «референтная группа» (группа людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга) .

Существенным является также выяснение содержания и значение понятий «статус» и «социальная роль индивида» .

Уровни изучения межличностных отношений:

    поведенческий (изучение осуществляется при помощи наблюдения),

    вербально-прожективный (изучение осуществляется при помощи опроса).

Социометрия: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, малые предприятия). При изучении малых групп в социологии используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.

Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. Впервые он был употреблен Якобом Морено в конце 19 века в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Именно этому американскому социопсихологу принадлежит заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации.

Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

1)теорию малых непосредственно контактных групп Я.Морено;

2)различные математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений;

3)совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и объединенных совместной жизнедеятельностью

Т.о., социометрия – совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов малых социальных групп.

Особенности:

Можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе

Используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах

Изучение внутригрупповых статусов членов группы

Изучение степени сплоченности / разобщенности группы

Выявление внутригрупповых подсистем

Выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов

Изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования

Выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп

При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.



Достоинства:

Применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда

Смягчение и разрешение конфликтов

Способствует выработке, принятию групповых управленческих решений

При методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп

Разрешение вопросов комплектования групп

Недостатки:

Непременим для изучения больших социальных групп

Основные понятия:

Социометрический критерий – это вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними; конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса конкретным участника группы.

Виды социометрических критериев:

-коммуникативные (социометрические тесты) – используется для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член видит свое непосредственное окружение

-гностические (тесты социальной перцепции) - предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Официальные – замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, сугубо служебных обязанностей.

Неофициальные – выявляют неформальные межличностные отношения

Дихотомические – выявляют отношения симпатий и антипатий

критерии ранжирования – создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.

Параметрические – формулируется с четким ограничением количества выборов

Непараметрические – предполагают любое количество выборов

На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе, но большое количество критериев способно утомить отвечающего и внести искажения в информацию. Нецелесообразно увеличение критериев свыше 7-8.

Число членов группы социометрическое ограничение

Сами критерии необходимо располагать от простого к сложному.

Выбор –единица измерения и анализа в социометрии. Виды: положительный, отрицательный, нулевой (отсутствие выбора)

Этапы социометрического исследования:

1)получение предварительной информации об исследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем (списков членов группы, оценок деятельности данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности группы и поведением его членов). На этом этапе исследователю необходимо завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время и место для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы

2)социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Осуществляется с помощью социометрической карточки и пронумерованного списка членов группы. социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку.

3)создание социоматрицы – сводная таблица, в которую заносятся результаты социометрического опроса.

4)создание социограммы - графическое изображение полученных результатов. Члены группы могут изображаться в виде точек, геометрических фигур, которые соединяются стрелками, отражающими характер их взаимоотношений

Виды социограмм:

Произвольная – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее благоприятным для восприятия расположением членов группы.

Круговая – все члены группы располагаются симметрично по окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи. Для упрощения представления результатов исследования можно строить отдельно социограммы с положительными и отрицательными выборами.

Гроздь – наглядно изображает социально-психологические группировки коллектива. Расстояние между символами членов коллектива определяется характером и интенсивностью их межличностных связей.

Мишень (концентрическая) – символические изображения членов группы изображаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра располагается его символ.

Локограмма – членов группы обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в рабочем помещении.

Звезда – данная социограмма обнаруживает неофициального лидера-«звезду».

Индекс – количественная характеристика межличностных отношений.

Виды индексов:

1.Персональные–отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к другим членам группы.

Социометрический статус, [C] – это характеристика позиции члена группы, в которой отражается степень влияния человека на данную группу, потенциальная способность человека к лидерству.

Ci = B / N-1; Ci – социометрический статус i-го члена группы;

В – количество полученных i-ым членом группы выборов;

N –количество членов группы.

Положительный социометрический статус: Ci (+) = B(+) / N-1

Отрицательный социометрический статус: Ci (-) = B(-) / N-1

Ci = Ci (+) + Ci (-)

Индекс эмоциональной экспансивности [E] – это характеристика потребности определять отношение симпатии, антипатии к другим членам группы. Определяет, насколько человек активен.

Ei = Vi / N-1; V – количество выборов, отданных i-ым членом группы;

Ei = Ei(+) + Ei(-) = Vi (+) + Vi (-) / N-1;

Индекс объема взаимодействия [A] – представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта и как объекта выборов.

Ai = Pi / N-1; Pi – количество взаимодействий – сумма односторонних положительных и отрицательных выборов и три вида двухсторонних: взаимоположительных, взаимоотрицательных, несимметричных.

2.групповые – отражают социально-психологические свойства группы.

индекс социометрической когерентности – [K] – характеризует степень связанности группы по выделенному критерию: K = F / N* N-1; F – общее количество отданных и полученных выборов.

Индекс взаимности [G] – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных выборов.

G = Q / N* (N-1); Q – количество взаимных положительных связей.

Индекс референтности: R = Q / L, где L – общее количество положительных выборов;

Q – количество взаимных положительных выборов.

6)анализ и интерпретация полученных данных – выводы по цели и задачам

Заключение

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения.

Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Cоциология - освобождающая наука она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

Список литературы

1. Агапова Т. Марксистская социология // Российский Экономический Журнал. 2007. №10. С. 15-22.

2. Арон Р., «Этапы развития социологической мысли», М., 1992.

3. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М, 2008. С. 416.

4. Грамши А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 2000.

5. Гречко П.К., «Введение в обществознание», М.,2007.

6. Духов В.А. Классические теории социологии. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 165.

7. Катаева В. Социологические исследования. М.: Русаки. 2008. С.280.

8. Классические социологические теории / Под редакцией Носина Н. М.: Высшая школа. 2007. С. 312.

9. Маркович Д.Ж., «Общая социология», Изд-во «Центр Владос», 2008.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.1998.

11. Милютин Д. Первые опыты военной статистики. Кн. 1-2. Санкт-Петербург, 1847 1848;

12. Михневич Н.П. Военная наука и степень точности ее выводов. Санкт-Петербург, 1899; Леер Г.А.

13. Панасюк Б., Сергиенко И. Становление социологии как науки // Экономист. 2006. №1. С. 28-31.

14. Смелсер Н. Социология. М., 2004

15. Советская военная энциклопедия. Т. 7. М: Воениздат, 1979. С 459.

16. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 2002.

17. Торопков В. Основы социологии. М.: Колос, 2004. С.316.

18. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. М. 2008. С. 245.

19. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

20. http://www.krugosvet.ru/