Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.


В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в нее около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.


Налейте в две пробирки раствор сульфида натрия. Прилейте в одну из них хлорную воду, а в другую - бромную воду. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

Хлорная и бромная вода - окислители, поэтому в обеих пробирках сульфид окислится до серы.


Растворы обесцвечиваются.

Вам выданы три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.



Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.


С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.


Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

Практическая работа № 4
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Задача 1

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Задача 2

В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в неё около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.

Задача 3

Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора сульфида натрия. Прилейте в одну из них такой же объём хлорной воды, а в другую - бромной воды. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 4

Вам даны три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 5

Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 6

С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 7

Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 8

Вам даны три пробирки с растворами сульфата, сульфита и сульфида натрия. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Практическая работа № 5
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»

Задача 1

Проведите реакции, с помощью которых можно доказать, что выданное вам в закрытых сосудах вещество является:

    а) хлоридом аммония;
    б) карбонатом натрия;
    в) нитратом аммония;
    г) нашатырным спиртом;
    д) карбонатом кальция;
    е) силикатом натрия.

Задача 2

Докажите опытным путём, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву, и объясните почему. Напишите уравнения реакций.

Задача 3

Докажите опытным путём, что:

Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 4

Получите аммиак из следующих солей:

    а) хлорида аммония;
    б) сульфата аммония;
    в) нитрата аммония.

Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 5

Проведите реакции, которые выражаются сокращёнными ионными уравнениями:

Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.

В четырёх пробирках вам даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание газов

Вариант 1

Опыт 1.
Получение, собирание и распознавание водорода

Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1-2 гранулы цинка и прилейте в неё 1-2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 76) и наденьте на кончик трубки ещё одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Снимите пробирку с газоотводной трубки и, не переворачивая её, немного наклонив, поднесите отверстием к горящей спиртовке. Если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если «лающий» звук - водород собран в смеси с воздухом, т. е. в пробирке собран «гремучий газ».

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
  3. Опишите, как можно распознать водород.

Опыт 2.
Получение, собирание и распознавание аммиака

Соберите прибор, как показано на рисунке 168, и проверьте его на герметичность.

Рис. 168.
Получение аммиака и его собирание методом вытеснения воздуха

В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объёмом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Сначала 2-3 движениями пламени прогрейте всю пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция, а затем нагревайте только в том месте, где находится смесь.

Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем, погрузите пробирку отверстием вниз в сосуд с водой и освободите отверстие пробирки. Что вы наблюдаете? Почему вода в пробирке поднялась? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда. Переверните пробирку и добавьте в неё 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проведите аналогичную реакцию между растворами щёлочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
  3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.

Вариант 2

Опыт 1.
Получение, собирание и распознавание кислорода

Соберите прибор, как показано на рисунке 109, и проверьте его на герметичность. Пробирку примерно на 1/4 объёма заполните перманганатом калия КМnO 4 , у отверстия пробирки расположите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда для сбора кислорода.

Сначала 2-3 движениями пламени прогрейте всю пробирку с КМnO 4 , а затем нагревайте только в том месте, где находится вещество.

Наличие кислорода в сосуде проверяйте тлеющей лучинкой.

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
  3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
  4. Опишите, как вы распознавали кислород.

Опыт 2.
Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)

В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку с 2-3 мл известковой воды.

Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Рассмотрите проведённую реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
  3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
  4. Опишите, каким способом вы распознавали оксид углерода (IV).

Урок - Практическая работа№4 (9 класс)

Тип урока: урок - практика с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тема: Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

Задачи урока:

I . формирование УУД

1.Личностные УУД – возможность самоопредения на практической работе по интеллектуальным возможностям (организатор берёт лист, оценивая свои способности и возможности).

2.Регулятивные УУД – формирование цели, планирование и организация деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

3.Познавательные УУД – исследовательские действия (применение знаний в конкретной ситуации, решение экспериментальных задач, как компонент воспитания логического мышления)

4 Коммуникативные УУД – организация и планирование работы в группе, умение договориться и находить общее решение, построение межличностных отношений.

II . Используя знания о качественных реакциях на ионы, опытным путём научиться распознавать химические вещества;

III . Развивать познавательную деятельность учащихся в процессе выполнения эксперимента;

IV . Воспитывать аккуратность, бережное отношение при расходовании химических реактивов;

V .Закрепить навыки работы с виртуальной лабораторией.

Ход урока

    Оргмомент.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, это учителя химии школ нашего района. Повернитесь, поприветствуйте их. Замечательно. Присаживайтесь. Надеюсь, все приготовили к уроку тетради, ручки, карандаши. Тогда начинаем.

Мотивация:: добавьте слово в словосочетание

ХИМИЧЕСКИЕ

Обратите внимание на доску. Я написала лишь одно слово «ХИМИЧЧЕСКИЕ», добавьте слова, чтобы получились словосочетания (ЭКСПЕРИМЕНТЫ, РЕАКЦИИ, ЯВЛЕНИЯ,ПРОЦЕССЫ и т.д.)

Скажите, а есть ли что ни будь, что может объединить все эти словосочетания? (ПРАКТИЧЕСКАЯ работа).

Верно. И сегодня на уроке мы будем с вами выполнять практическую работу. Работаем, как обычно, по группам. Откройте тетради, запишите число и тему работы «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Дома, вы готовились к сегодняшнему уроку, посмотрели задачи на странице 146-147 ваших учебников и подумали над целью. Как по-вашему она должна звучать?

    применить знания, полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода», в экспериментальном решении задач;

    закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Хорошо, давайте запишем цель работы в тетради.

Чтобы работа прошла успешно и без последствий для здоровья надо?

Соблюдать правила по ТБ и правила работы в группах.

    Повторяем правила Т.Б. (повторяем по таблице, где оставлены только картинки)

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:

Соблюдение всех правил ТБ

Соблюдайте тишину, не мешайте другим, они тоже работают

Проговаривайте свои мысли, не критикуйте других

Умейте договариваться, находить общее решение.

    На столах папка с инструкциями к выполнению работы. (20минут)

Распределяем роли

А) организатор (работает с инструкционной карточкой, выясняя, что делать, даёт указания исполнителю)

Б) исполнитель - практик (проводит реакции)

В) контролёр -аналитик (анализирует наблюдения и корректирует работу организатора)

Первую задачу (задача №4 на странице 147) мы решим с вами при помощи виртуальной лаборатории. Из каждой группы я приглашаю сюда по одному человеку. Ребята, быстро распределите роли. Определились? Начинаем. Ребятам в группах напоминаю о составлении отчётной таблицы.

Спасибо. Можете присаживаться и продолжать работу в своих группах, но уже в других ролях.

Вывод : какой вывод вы сделали по итогам работы? Корректируем его.

Ребята, подходит к концу наш урок. Что вы можете сказать о сегодняшней работе?

- Мне больше всего удалось……

- Я могу похвалить себя за то, что……

- Я могу похвалить одноклассников…..

- Меня удивило……

- На мой взгляд не удалось….., потому, что…….

-На будущее я учту……….

Хорошо, а сейчас

Все относят лотки и тетради на демонстрационный стол учителя, прибирают рабочее место

    Заключительная часть.

Спасибо всем за работу, результаты вы узнаете на следующем уроке. Дома повторите состав воздуха и подумайте над следующим заданием.

ДОМАШНИЙ ОПЫТ

Из предложенных материалов: 50мл.,9% уксусной кислоты,1ст.ложки NaHCO 3 (c ода), 100мл. Н 2 О, 1ст. ложка моющего средства, сок свеклы, соленое тесто или пластилин. предложите инструкцию проведения химического опыта, который может служить наглядным пособием на уроке географии в 6 классе

Разделы: Химия

Форма урока: практическая работа.

Задачи урока:

  • Образовательные:

Повторить и закрепить практические умения и навыки по выполнению химических опытов, обращению с реактивами, соблюдению правил техники безопасности;
- научиться подбирать необходимые для работы реактивы, предполагать наблюдаемые явления, делать выводы;
- закрепить навыки по составлению уравнений реакций ионного обмена, составлению уравнений диссоциации, полных и сокращенных ионных уравнений.

  • Развивающая:
  • продолжить развитие навыков самообразования – работа с методическим пособием, дополнительной литературой.
  • Воспитательные:

Продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением и свойствами веществ;
- ученики должны уметь работать аккуратно, сознательно соблюдать установленные правила (например, техники безопасности).

Оборудование: графопроектор с кодопленками, таблица растворимости, телевизор, программированное методическое пособие, таблицы для заполнения отчета о работе и справочные таблицы (приложение 1 ), штативы с пробирками, поддоны, склянки для отходов, песочные часы, индикаторы – фенолфталеин и лакмус, растворы хлорида бария, сульфата железа (II), карбоната натрия, серной кислоты, нитрата серебра, красной кровяной соли, гидроксида натрия, хлорида кальция, сульфата меди (II), гидроксида кальция, соляной кислоты. Для решения задач по распознаванию веществ ученикам в пронумерованных флаконах выдаются растворы серной кислоты, гидроксида кальция и хлорида кальция.

Структура урока:

  • Организационный момент. 1 мин.
  • Мотивация. 1 мин.
  • Повторение методов определения катионов и анионов в растворах. 2 мин.
  • Сообщение о порядке выполнения опытов и оценке работы. 2 мин.
  • Напоминание о структуре программированного методического пособия. 1 мин.
  • Выполнение заданий с использованием программированного методического пособия. 35 мин.
  • Подведение итогов. 3 мин.

Ход урока

Мотивация. Распознаванием веществ, доказательством их состава занимается целая наука – аналитическая химия. В ней занято больше людей, чем в химическом производстве.

Повторение. Давайте вспомним методы определения катионов и анионов в растворах (можете воспользоваться выданными справочными материалами):

  • окрашивание пламени (единственный способ обнаружения натрия). Учитель показывает фрагмент видеофильма;
  • реакции осаждения (образуются мало - и нерастворимые вещества – осадки белого цвета или окрашенные);
  • цветные реакции – обычно изменение окраски индикаторов в кислых и щелочных растворах;
  • реакции с выделением газов, например углекислого. Учитель проводит демонстрационные опыты.

Последовательность выполнения работы.

Вам предстоит выполнить самостоятельно 4 опыта. На каждый из первых трех отводится по 7 минут. Если затраты времени окажутся больше, третий опыт можно не выполнять. Для контроля времени воспользуйтесь песочными часами. В конце урока вы передаете учителю ответ на задачу по распознаванию веществ (опыт 4) в виде двух заполненных таблиц. По итогам урока вы получаете две оценки: за выполнение контрольного опыта и за выполнение всей работы.

Последовательность работы с программированным пособием (таблица 1). Вы читаете первое задание, напечатанное на левой странице разворота пособия наверху, и записываете на этой странице пропущенное слово, сформулированный ответ, уравнение реакции. На левой стороне правой страницы разворота, отделенной вертикальной чертой, приводятся необходимые пояснения и рисунки, помогающие прийти к правильному ответу. Выполнив задание, переверните страницу и на правой стороне следующего разворота найдите ответ и сопоставьте записанный вами с правильным, напечатанным под тем же номером.

Получив подтверждение правильности ответа, вы можете перейти к следующему заданию, которое напечатано наверху левой страницы следующего разворота и имеет номер на единицу больше предыдущего.

Перед проведением опытов ознакомьтесь с правилами техники безопасности.

Правила техники безопасности:
  • Вещества нельзя брать руками, проверять вкус и запах.
  • Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
  • При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
  • Осторожно работайте с кислотами и щелочами.
  • При попадании растворов на руки или одежду, немедленно смойте их большим количеством воды.
  • После работы вымойте руки с мылом.
  • Пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
  • Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

С правилами техники безопасности ознакомлен (а) …………………(подпись)

Таблица 1

Программированное пособие

Левая страница разворота пособия Правая страница разворота пособия
Задание Пояснение к заданию Ответ
Опыт 1

Подтвердите качественный состав хлорида бария

1. В водном растворе хлорид бария диссоциирует на ионы

BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl -

Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов ……. и анионов ……

2 . По таблице 2 (Приложение 1 ) выберите соответствующие реактивы

Реактивом на катионы бария является ……- анион, ……

Реактивом на хлорид – анионы являются катионы ……

1 .

Cl - (хлорид - анионов)

3 . Для проведения реакции отлейте в две пробирки две пробы исходного раствора объемом 0,5 мл каждая

4. Добавьте в первую пробирку бесцветный прозрачный раствор серной кислоты ……, содержащий сульфат – анионы

BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl

Ba 2+ + 2Cl - + 2H + + SO 4 2- = BaSO 4 + 2H + + 2Cl -

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

Проверка уравнений по сумме коэффициентов:

в молекулярном уравнении ……

в полном ионном уравнении ……

в сокращенном ионном уравнении……

2 .

сульфат - , SO 4 2-

серебра, Ag +

5 . Добавьте во вторую пробирку раствор нитрата серебра ……, содержащий катионы серебра

Образуется …… осадок в результате протекания реакции

BaCl 2 + 2AgNO 3 = Ba(NO 3) 2 + 2AgCl

Ba 2+ + 2Cl - + 2Ag + + 2NO 3 - = Ba 2+ + 2NO 3 - + 2AgCl

Ag + + Cl - = AgCl

Сумма коэффициентов:

в молекулярном уравнении ……

в полном ионном уравнении ……

в сокращенном ионном уравнении ……

4 .
Вывод

Используя реакции осаждения, мы доказали, что раствор хлорида бария содержит катионы …… и анионы ……, тем самым подтвердили состав заданной соли

5 .

белый творожистый

Опыт 2

Подтвердите качественный состав сульфата железа (II)

FeSO 4 = Fe 2+ + SO 4 2-

Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов …… и анионов ……

2 . По таблицам 2 и 3 (Приложение 1 ) выберите соответствующие реактивы

Реактивом на катионы двухзарядного железа является раствор щелочи, содержащий …… - анионы или раствор красной кровяной соли ……

Реактивом на сульфат – анионы являются катионы бария ……

1 .

SO 4 2- , сульфат- анионов

3 . Для проведения реакции отлейте в три пробирки три пробы исходного раствора объемом 0,5 мл каждая

4. Добавьте в первую пробирку раствор гидроксида натрия

Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции

FeSO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + Fe(OH) 2

Fe 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - = 2Na + + SO 4 2- + ……

Fe 2+ + 2OH - = ……

2 .

OH - , гидроксид –

5 . Добавьте во вторую пробирку раствор красной кровяной соли K 3

Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции

3FeSO 4 + 2K 3 = 3K 2 SO 4 + Fe 3 2

3Fe 2+ + 3SO 4 2- + 6K + + 2 2- = 6K + + 3SO 4 2- +

Fe 3 2

3Fe 2+ + 2 2- = Fe 3 2

Суммы коэффициентов в приведенных уравнениях соответственно равны ……, ……, ……

(При выполнении контрольной работы проводят только одну качественную реакцию на определяемый ион)

4 .

зеленоватого

6 . Добавьте в третью пробирку раствор хлорида бария ……

Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции

FeSO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + FeCl 2

Fe 2+ + SO 4 2- + Ba 2+ + 2Cl - = BaSO 4 + Fe 2+ + 2Cl -

…… + …… = ……

Суммы коэффициентов в приведенных уравнениях соответственно ……, ……, ……

5 .
Вывод

Используя реакции осаждения, мы доказали, что в составе сульфата железа (II) содержится катион …… и анион ……

6 .

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 v

Опыт 3

Подтвердите качественный состав карбоната натрия

1. В водном растворе эта соль диссоциирует на ионы

Na 2 CO 3 = …… + ……

Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов …… и CO 3 2- (…… - анионов)

2 . По таблицам 1 и 2 (Приложение 1 ) выберите соответствующие качественные реакции

Натрий определяют по окрашиванию бесцветного пламени газовой горелки (при выполнении работы опыт не проводится).

Реактивом на карбонат - анионы являются катионы …… и растворы кислот, содержащие катионы ……

1 .

Na + и (карбонат-анионов)

3 . Для проведения качественных реакций на карбонат – ионы отлейте в две пробирки пробы исходного раствора объемом

0,5 мл каждая

4. Добавьте в первую пробирку раствор хлорида кальция …… (или гидроксида кальция ……), содержащий катионы ……

Образуется белый осадок, растворяющийся при добавлении соляной кислоты …… (при этом в пробирке появляются пузырьки прозрачного бесцветного газа)

При образовании осадка протекает реакция

Na 2 CO 3 + CaCl 2 = 2NaCl + CaCO 3

2Na + + CO 3 2- + Ca 2+ + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - +CaCO 3

…… + …… = ……

Сумма коэффициентов в уравнениях соответственно ……, ……, …….

2 .
5 . Добавьте во вторую пробирку раствор соляной кислоты ……

Выделяется газ без запаха, вызывающий помутнение известковой воды (доказательство выделения CO 2: смочите стекло раствором гидроксида кальция и подержите над пробиркой до помутнения)

Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 2 + H 2 O

2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - +CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- = CO 2 + H 2 O

Суммы коэффициентов ……, ……, ……

4 .

CaCl 2 или Ca(OH) 2

Ca 2+ (кальция)

Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 v

Вывод

Используя реакцию осаждения и реакцию с выделением газа, мы доказали, что раствор карбоната натрия содержит

…… – анионы CO 3 2-

5.
Опыт 4. (Задача на распознавание веществ)

Распознайте с помощью характерных реакций растворы серной кислоты, гидроксида кальция и хлорида кальция, находящиеся в трёх пронумерованных флаконах

(Распознать – значит определить опытным путём, какое вещество находится в каждом из флаконов)

1. Вещества, находящиеся в выданных растворах относятся соответственно к классам ……, ….… и ……, и являются (сильными / слабыми) …… электролитами

В водном растворе эти вещества диссоциируют на ионы

H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2-

Ca(OH) 2 = Ca 2+ + 2OH -

CaCl 2 = Ca 2+ + 2Cl -

Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе следующих катионов: H + , Ca 2+ , и анионов: SO 4 2- , OH - , Cl -

2 . По таблицам 2 и 3 (Приложение 1 ) выбираем соответствующие реактивы

Определяемый ион: Реактив:

катион водорода H + ……

катион кальция Ca 2+ ……

гидроксид - анион OH - ……

сульфат - анион SO 4 2- ……

хлорид - анион Cl - ……

1 .

основание -(щелочь)

сильными

3 . Для проведения реакций отлейте в три чистые пробирки по 0,5 мл каждого из трёх образцов

С помощью таблицы растворимости выберите последовательность добавления реактивов так, чтобы в одном опыте у вас мог образоваться осадок только в одной пробирке:

5…… (опыта может не быть)

2 .

CO 3 2- , Na 2 CO 3

лакмус или фенолфталеин

4 . Добавьте реактив №1 в три пробирки с образцами.

Наблюдения запишите в рабочую таблицу 2

5. Добавьте реактив №2 в три новые пробирки с образцами.

Наблюдения запишите в таблицу 2. Если с помощью реактивов 1 и 2 вы установили качественный состав одного из образцов, можете записать его в соответствующей строке внизу таблицы. С этим образцом опыты далее не проводят

6. Добавьте реактив №3 к пробам оставшихся образцов.

Запишите наблюдения

По аналогии продолжайте работу с реактивами №4 и №5

3 .

1 или 2 - BaCl 2

2 или 1 - лакмус

3, 4, 5 - свои варианты

7 . Заполните таблицы 2 и 3 и передайте на проверку

Домашнее задание. В дополнение к сокращенным ионным уравнениям рабочей таблицы опыта 4, напишите в тетради молекулярные и полные ионные уравнения.

Таблица 2

Результаты решения задачи на распознавание

Таблица 3

Отчет о выполнении задачи на распознавание (опыт 4)