Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное автономно образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура»

на тему: «Духовное воспитание в семье как основа здорового образа жизни»

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление «Менеджмент»

профиль: «Управление человеческими ресурсами»

Наумова Наталья Александровна

Северодвинск - 2012

Введение

1. Понятие здорового образа жизни

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Заключение

Список литературы

Введение

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.

К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными и умными.

1. Понятие здорового образа жизни

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена

Положительные эмоции.

духовность воспитание здоровье дети семья

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ в современный период 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями; 63 % - имеют нарушения осанки; 18 % старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония. Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья у детей становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы и ДОУ, стратегическая цель которых - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны - далеко не у всех благополучные социально-экономические условия, ухудшается экологическая обстановка, растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением жизни. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его. И как ни был бы велик физический потенциал здоровья человека, но поведение, разрушающее здоровье (употребление алкоголя, наркотиков, неумеренность в еде, малоподвижный образ жизни и т.д.), способно значительно снизить его. И наоборот, каждому из нас известны случаи, когда благодаря упорству и мужеству люди самостоятельно побеждали серьезные болезни.

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия. При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца и матери, укладу жизни семьи.

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя духовное воспитание, помните:

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

Если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы, о которых говорилось выше.

Важная задача, которую родители должны решить, осуществляя духовное воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, формировать умение выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Духовное воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни -- основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики -- первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это - рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000.

2. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998.

3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. - М.: Просвещение, 1986.

4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003, №1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2007

    Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Особенности формирования здоровья и здорового образа жизни старшеклассников как педагогическая проблема, влияние подвижных и спортивных игр их на его формирование. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2013

    Определение феномена здоровья, рассмотрение его основных составляющих. Содержание понятия здорового образа жизни. Описание пользы активного образа жизни, закаливания, занятий физкультурой и спортом, соблюдение режимов работы, отдыха, правильного питания.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    дипломная работа , добавлен 20.02.2011

    Понятие и роль основных компонентов здорового образа в формировании жизненно важных качеств учащихся 1–4 классов. Исследование и оценка уровня влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Здоровый образ жизни студента как основа полноценной жизни. Составляющие здорового образа жизни человека. Распорядок дня, личная гигиена, двигательная активность. Снятие эмоционального напряжения с помощью физических упражнений, необходимость закаливания.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Легкая атлетика как основа здорового образа жизни. Значение двигательной активности для организма. Основные задачи при занятиях легкой атлетикой. Влияние закаливания на школьников. Бег как средство укрепления здоровья. Основные критерии в беге.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2013

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.

I. О семье

Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, - ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, - разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то как именно,- определяется в раннем детстве.
Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи, или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность.
В действительности это явление объясняется совсем иначе, а именно заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, - а именно чувства взаимной духовной сопринадлежности. Половая потребность, инстинктивное влечение создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных (родителей и детей). Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у нее, так сказать, «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения, и совершенно несоответствующее задаче воспитания,
Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку.
Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за старшими наподобие «неутомимых следопытов».

В любовной и счастливой семье воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать. Детство есть счастливейшее время жизни; время органической непосредственности; время уже начавшегося и уже предвкушаемого «большого счастья. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь; а это значит - не поврежденнее останется его душевный организм. Тем естественнее, богаче и творчески продуктивнее расцветет его личность в в лоне его родного народа.
И вот главным условием такой семейной жизни является способность родителей ко взаимной духовной любви. Ибо счастье дается только любовью глубокого и долгого дыхания; а такая любовь возможна только в духе и через дух.

II. О духовно здоровой семье

Напрасно думать, что духовность доступна только людям образованным, людям высокой культуры. История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают ту непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни.
Но духовность ее несомненна и подлинна, - и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной. Духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности. И всюду, где она обнаруживается, она является истинным источником прочности и красоты семейной жизни.
В самом деле, человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» - своеобразие личности, особливость характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит лишь телесным выражением или живым органом. Любовь только тогда не является простым кратковременным вожделением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного, любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами, когда он ставит свою любовь перед лицо Божие и Божьими лучами освещает и измеряет любимого человека... В этом - глубокий смысл христианского «венчания», венчающего супругов венцом радости и муки, венцом духовной славы и нравственной чести, венцом пожизненной и нерасторжимой духовной общности. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.
Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь; и научается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от возможного «гнета» посредством любви и уважения. Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения; и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.
В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый - властвующий и организующий - авторитет в семейной жизни. В этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания.
Пока семья будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности. Нетрудно убедиться, почему это так обстоит. Семья есть данное от природы общественное единство - в жизни, в любви, в труде, в заработке и имуществе. Чем прочнее, чем сплоченнее семья, тем обоснованнее является ее притязание на то, что творчески создали и приобрели ее родители и родители ее родителей. Здоровая семья всегда была и всегда будет органическим единством - по крови, по духу и по имуществу. И это единое имущество является живым знаком кровного и духовного единства; ибо это имущество, в том виде, как оно есть, возникло именно из этого кровного и духовного единения на пути труда, дисциплины и жертв. Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений. Он научается творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время - подчинять начала частной собственности некоторой высшей, социальной (в данном случае - семейной) целесообразности... А это и есть то самое умение, или лучше сказать искусство, вне которого не может быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи.
Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции, - может дать ребенку очень мало, или же не может дать ему ничего. Конечно, и в здоровой семье могут совершаться ошибки, могут слагаться в том или ином отношении «пробелы», которые способны повести к общей или частичной неудаче. Идеала нет на земле... Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут всегда благословенны в сердцах детей... Ибо из этих двух основ вырастает и личный характер, и прочное счастье человека, и общественное благополучие.


III. Основные задачи воспитания

Все то, что мы доселе установили о духовно здоровой семье, как бы предрешает вопрос об основных задачах воспитания.
Можно было бы просто сказать, что все воспитание ребенка, или, во всяком случае, его основная задача, состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях. Надо как бы повести или сводить душу ребенка во все «места», где можно найти и пережить нечто божественное; постепенно все должно стать ей доступным - и природа во всей ее красоте, в ее величии и таинственной внутренней целесообразности; и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство; и неподдельное сочувствие всему страдающему; и действенная любовь к ближнему; и блаженная сила совестного акта; и мужество национального героя; и творческая жизнь национального гения, с его одинокой борьбой и жертвенной ответственностью; и главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, который и слышит, и любит, и помогает. Надо, чтобы ребенок получил доступ всюду, где Дух Божий дышит, зовет и раскрывается,- как в самом человеке, так и в окружающем его мире.
Душа ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю не иссякающую пошлости повседневной жизни священные следы и таинственные уроки Всевышнего; воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь обновляться духом ума своего (Еф.4,23).
Духовно живой человек всегда внемлет Духу - и в событиях дня, и в невиданной грозе, и в мучительном недуге, и. в крушении народа.

Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе.
Самое большое значение имеют первые пять-шесть лет детской жизни; а в следующее за ними десятилетие (с шестого по шестнадцатый год жизни) многое, слишком многое завершается в человеке чуть ли не на всю жизнь. В первые годы детской жизни душа ребенка так нежна, так впечатлительна и беспомощна. В этот период жизни впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить ребенку, или, как говорит народ, «испортить ребенка». И действительно, все вредное, дурное, злобное, потрясающее или мучительное, что ребенок воспринимает в этот первый, роковой период своей жизни, - все причиняет ему душевную рану («травму»), последствия которой он потом влачит в себе через всю жизнь то в виде нервного подергивания, то в виде истерических припадков, то в виде уродливой склонности, извращения или прямой болезни.
Всё то светлое, духовное и любовное, что детская душа получает в эту первую эпоху, - приносит потом в течение всей жизни обильный плод. В эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и непростительно. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного - от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды... Родители могут быть твердо уверены: здесь ничто не пропадет, ничто не канет бесследно; все даст плоды, все принесет хвалу и совершение. Но пусть никогда ребенок не будет для родителей игрушкой и забавой; пусть он будет для них нежным цветком, который нуждается в солнце, но который так легко может быть незаметно надломлен. Именно в эти первые годы детства, когда ребенок считается «несмышленышем», родители должны помнить при всяком обхождении с ним, что дело не в их родительских восторгах, наслаждениях и забавах, а в состоянии детской души, абсолютно впечатлительной и (именно вследствие «несмыслия» своего) абсолютно беспомощной....
Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Духовно–нравственное здоровье семьи .

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, «есть таинство», в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Брак - это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе.

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому» - так говорила государыня императрица Александра Федоровна.

Понятие «семья» имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение, по которому связано с несением «креста», повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, духовно совершенствуясь самим – вот о чем можно думать, когда устраиваешь свой дом, создаешь семью. И как сказала последняя русская императрица Александра Федоровна: «Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истины и благородной жизни, для Бога».

Сегодня говорят о мировоззренческом кризисе, о том, что поколением растет вялым и беспринципным. Наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. Тогда между родителями и детьми вырастает пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети начнут жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту же отчужденность

В основе семьи лежит брачный союз. Он является договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг друга. В христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

Создание семьи, вступление в брак, мотивы, причины и настроения, с которыми мужчина и женщина создают семью, могут иметь существенное влияние на будущее потомство.

Для христиан заключение брачного союза совершается только в Церкви и только в Церкви становится «таинством благодати» – образом духовного союза Христа со вступившими в брак. Благодаря этому союзу создается семья как «домашняя церковь».

Молодые супруги, пылающие страстью, убеждены, что эта страсть и есть любовь, именно она и является стержнем и главной опорой семьи. Но рано или поздно бурная страсть утихает, и если у супругов не завязываются глубокие духовные связи, наступает разочарование в семейной жизни. Очень важно обоим быть сдержанными, вежливыми, уступчивыми, уметь закрывать глаза на мелкие слабости друг друга, прощать их ради главного – мира и покоя в семье. Тогда всем хорошо и все довольны. А в счастливой семье и дети счастливы.

Семья, призвано поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно религиозную традицию. Духовно пробудить ребенка – первостепенная родительская задача.

Особая роль семьи - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

В общении с близкими, взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Источниками духовной любви и духовной веры человека в воспитании семьянина может только семья. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Отсюда, личный пример родителей – одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.

Не нужно доказывать простую истину, чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитывать себя и прежде всего, духовно совершенствуясь, должны сами родители.

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная – ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров…


Кайдалова Светлана Викторовна
учитель географии МОУ «Отрадненская ООШ»,
Россия, Белгородская область Белгородский район
E-mail: [email protected]

P{ font-weight:500; }

В статье раскрывается значение влияния семьи на эмоциональное состояние, на духовное здоровье ребёнка, предлагаются советы, которые могут использовать не только родители, но и педагоги.

Ключевые слова: семья, духовное здоровье, «хороший человек», нравственность.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. С этими строчками может согласиться, пожалуй, любой человек.Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Они являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентиры и стандарты поведения.

Дом для ребёнка – это как путёвка в жизнь. В доме должны царить справедливость, любовь, сочувствие, взаимопонимание, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание и развитие этих качеств у ребёнка требует поддержки со стороны родителей – не только словом, но и их примером. Своими поступками родители должны подавать пример детям. Они должны объяснить своему ребёнку «что такое хорошо, а что такое плохо», они должны воспитать доброго человека.

Понятие «хороший человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Хорошим можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, кпожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, чтобы воспитать своего ребёнка, они должны проанализировать самих себя, свои поступки.

Если в семье царит любовь и взаимопонимание не только по отношению к детям, но в отношениях родителей, если в семье всё делают сообща: трудятся, проводят свободное время вместе, готовы прийти на помощь друг другу в разных ситуациях, то и дети всегда будут учиться вести себя так. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. В такой семье и болезней будет меньше, ведь благополучие сказывается и на здоровье всех членов семьи.

Наблюдая за детьми из семей, где родители находятся в алкогольной зависимости, мы стали замечать периодические изменения в их поведении.Когда родители не принимают алкоголь, больше времени проводят с детьми, интересуются их жизнью, то и дети в школе ведут себя спокойно, выполняют домашние задания, не грубят учителям и сверстникам. Но как только родители начинают опять принимать алкоголь, дети становятся агрессивными, могут не посещать занятия, больше времени проводят на улице, часто блуждая бесцельно. Этот пример ещё раз доказывает, что отношения в семье, поведение родителей накладывает свой отпечаток на ребёнка, на его поведение, здоровье.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения даётся определение здоровья: «Здоровье это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Реально оценить сложившуюся обстановку, сделать правильный выбор, не драматизировать неудачи, жить с собой и другими людьми в согласии и управлять своими эмоциями, уметь радоваться успехам других людей может только нравственный и духовно здоровый человек.

Для ребёнка родители пример для подражания. Дети должны видеть, как мы, родители, на практике проявляем любовь, сочувствие, внимание, терпимость к ближнему, как мы можем поступать в разных жизненных ситуациях. Мы все взрослые люди и каждый из нас по-своему воспитывает своих детей. У каждого существуют свои негласные правила, кто-то использует советы близких, друзей, но все мы должны помнить, если:

    ребёнка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть;

    ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

    ребёнка поддерживают, он учиться ценить себя;

    ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

    ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

    ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

    ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

    ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

    ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности человек получает в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться в семье.

Список литературы

    Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2003. – 80 с.

    Родительские собрания: 5 класс / Авт.-сост. О.В. Дюкина. – М.: ВАКО, 2008. - 256 с.

2014-06-01

Духовность — это состояние души, поведение каждого из нас в чрезвычайных жизненных ситуациях, это наши мысли, речь, поступки, внутренние факторы человека. Если нет духовных потребностей, ничего говорить и о духовном развитии человека и его здоровье.

Духовность очень многогранный и сложный феномен. По словарному толкованию духовность — это духовная, интеллектуальная природа, внутренняя нравственная сущность человека. Современная гуманитарная наука говорит о духовности, как о видовой качество человека, о том, что именно духовность делает человека человеком. Если индивид отказывается от своей человеческой сущности, от гуманности, то в таком случае он становится бесчеловечном, антигуманным, бездуховным.

Под духовностью в украинской семейной педагогике понимают совокупность психических явлений, характеризующих внутренний субъективный мир человека, основные черты культурной направленности личности — ее жизненные интересы, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрение, отношение к жизни, к другим людям, к своим обязанностям » связей и к самому себе. его мышление, желание, воля, эстетические и нравственные чувства. В семье закладываются основы человечности, корни духовности, фундамент личности, великодушие, забота о близких, родных.

Ян Коменский в своей знаменитой «Материнской школе», призывая больше ухаживать за душой, как главной частью человека, писал о том, что прежде всего необходимо приучать детей к благочестию, затем к доброте, морали или добродетели, наконец — «до самых полезных наук». Духовность является одновременно часть человеческой сущности и социальный феномен, который представляет собой сложное, комплексное образование, включающее в себя совокупность различных форм сознания — от высших ее форм (мировоззрения, идей, ценностей, идеалов, убеждений) в бытийных (жизненных интересов), ментальных особенностей и психоэмоциональных состояний отдельного человека или народа, обусловливает понимание и отношение человека или многих людей к бытию.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский отметил: «Для того, чтобы воспитание могло создать для человека иную природу, нужно, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения — в привычки, а привычки — в склонности. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что она подчиняется ему раньше, чем думает, что должна подчиниться, только тогда становится элементом его природы». Бесспорно, это касается и принципов формирования духовной морали и основ здорового образа жизни современной молодежи.

Проблема духовного здоровья является важной, многогранной, общественно — и природозначимою. Все ее аспекты являются сложной задачей. Здоровье — это такой динамическое состояние человека, который характеризуется стою духа, жаждой жизни и творчества, стремлением к познанию, самопознанию, самосовершенствованию высоким уровнем культуры, духовности, морали и сушки.

Здоровье можно определить как способность личности регулировать свою жизнь и свою деятельность в соответствии с гуманистических идеалов, которые выработало человечество в процессе исторического развития. Именно здоровье является определяющим в отношении человека к себе, к другим, к обществу и является приоритетным в иерархии здоровья.

Здоровье личности — это стремление к истине, добру, это способность действовать из любви к ближнему, это причастность к живой и неживой природы. Здоровье является главным источником жизненной силы и энергии. Его характеризуют как способность человека сочувствовать, сопереживать, помогать другим, желание улучшить окружающую жизнь и активно способствовать этому; честность и правдивость; самосовершенствования личности как части совершенствования мира; ответственное отношение к самому себе и своей жизни.

Основоположник школьной валеологической науки и практики В. А. Сухомлинский, придавая большое значение духовному здоровью личности в книге «Как воспитать настоящего человека», считал, что «духовное богатство человека — один из важнейших показателей ее всестороннего развития». В. А. Сухомлинский считал, что немалое значение имеет физическое, психическое, моральное и духовное здоровье учителей, потому что без него трудно достичь ожидаемых результатов и у детей. Душа каждого ребенка — это цветок, но прорастет она или нет — зависит от духовности, воспитания и обучения высокодуховных принципов морали — основы здорового образа жизни. Обязанность родителей, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов перед будущим — не потерять души детей, а вырастить их на основе высших человеческих ценностей, духовных потребностей, обеспечивающих здоровье.

Духовная составляющая здоровья является своеобразной вершиной, которая собирает все лучшее в человеке, благодаря чему индивид становится личностью. Духовные потребности является системой сложных и неоднозначных по характеру и силой внутренних побуждений человека, которые поднимаются на удовлетворение потребностей ее непосредственного существования.

Сквозняк ом всей жизни человек стремится к духовному развитию и самосовершенствованию. Раскрывается она через неповторимые сочетания:

— Видение прекрасного в окружающей среде и в самой себе (естетизм.);

— Выработка определенных правил поведения в отношении окружающего мира как по законам общества, так и по внутреннему моральным кодексом (етизм);

— Понимание сущности окружающего мира, места человека в природе и обществе, ее жизненных ценностей, выбора способа собственной жизни, ответственности за здоровье и жизнь свою и других людей (философское мировоззрение).

Каждая составляющая здоровья многогранная, сложная. Но лишь при условии органического сочетания этих компонентов формируется и развивается духовная потребность и здоровье человека. Духовная потребность — это тот источник, наполняющий сущность человечностью, не дает прорасти злу, черствости, дерзости. Шаг за шагом, показывая образцы духовной поведения, примеры здорового образа жизни и деятельности людей духовно богатых, изучая принципы духовной морали, ставя учащихся в позицию необходимости нравственного поступка вообще и здорового образа жизни в частности, обучая думать не поверхностно, а глубоко, духовно, мы подведем воспитанников до того момента, когда они скажут «я хочу так поступить», «я вынужден так действовать», «я не могу сделать по -другому, потому что так велит совесть и внутренний голос». Есть заявит о себе духовная потребность быть честным, добрым, сочувственным, милосердным, заботливым, искренним и т.п..

Итак, внутренним регулятором духовности человека является его совесть. Выдающийся немецкий философ Кант говорил, что совесть — это закон, который живет в нас самих, а французский философГольбах называл совесть нашим внутренним судьей.

Совесть — это требования, которые человек предъявляет к самому себе. Духовно развитый человек сам контролирует свои действия, свой образ жизни, стремится не допустить их отклонения от определенных общественных и моральных требований и норм, независимо от того, контролирует еще кто-то ее действия, или нет. А делает это она вследствие развитой духовности, совести.

Современная наука доказала правильность учения древних философов, прежде всего надо стремиться закладывать в свои души милосердие, доброту, справедливость, понимание души другого человека, лучших обычаев предков, т.е. беречь здоровье. От духовного состояния зависит его физическое развитие. Без души нет личности, без личности нет прогресса цивилизации, без движения нет жизни. Духовность как форма проявления нравственного потенциала человека направлена на доброжелательность, соучастие и бескорыстие. Чтобы стать физически здоровым, нужно искренне стремиться закладывать прочный фундамент духовности, тогда преодолеешь болезни, будешь здоровым и счастливым. Высокая духовность — это цель всех оздоровительных систем.

Высокий духовный уровень помогает человеку осознать ценность жизни, ее смысл, самоутвердиться как индивидуальность, найти свое место в обществе, сохранить здоровье. Этому, безусловно, способствует умение критически оценить свою личность, способность вести себя бесконфликтно с окружением, стремление к самосовершенствованию. Одной из стержневых составляющих формирования духовного воспитания человека является его сознание.

Сознание — один из самых сложных психических процессов, который определяет отношение человека к миру через общественно выработанную систему знаний, закрепленных в языке, высшая форма отражения материи. Возникает сознание только в обществе, присущая только человеку. По своей природе сознание является свойством высокоорганизованной материи — головного мозга человека. Считают, что человек находится в сознании, если она способна:

— Сосредоточиться на различных явлениях в соответствии с обстановкой;

— Продолжать отвлеченные мысли, оперировать ими, а также выражать их словами;

— Оценивать будущий поступок, то есть обладает способностью к ожидания и прогноза;

— Осознать свое Я и признать других индивидуумов;

— Оценивать значение эстетических и этических ценностей.

Составной частью духовного здоровья человека является самопознание. Самопознание — это познание своей сущности, выявление в себе как негативных, так и положительных черт, а также возможностей, которые могут служить правильному, всестороннему и гармоничному развитию личности. Это процесс длительный, постоянный, сложный и индивидуальный. Самопознание осуществляется через самонаблюдение, самооценку, самокритику, самоанализ. Самонаблюдения — это

наблюдения, объектом которого являются: психическое состояние и действия самого наблюдающего субъекта. Оно базируется на общей наблюдательности личности. Наблюдательность — способность человека с помощью органов чувств при активном участии сознания точно и полно отражать то, что происходит вокруг. Самонаблюдения начинается с точности умственного восприятия и анализа того, что случилось с человеком в течение дня. Поэтому нужно развивать способность видеть чувства других (радость, грусть, задумчивость, исполнительность и др..), Тогда человек лучше понимать других и ей будет легче разобраться в себе. Научиться наблюдать за собой в сложных психологических ситуациях, выявить объективность в себя, говорить себе правду — это сила, благородство и мудрость человека.

Самопознание невозможно без самокритики. Самокритика — это способность видеть себя со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, замечать, критиковать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильное мнение, поведение В основе самокритики лежит критичность ума, развитое мышление, то есть умение видеть положительное и отрицательное в окружающей действительности. Поэтому человеку нужно развивать свою память, мышление, учиться анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, классифицировать, находить, выделять главное. Если человек научится точно анализировать свои действия, поведение, тогда сможет провести объективный самоанализ.

Самоанализ — это осознание и анализ своих поступков. В ходе анализа событий и поступков происходит переосмысление жизни, открываются новые грани бытия, это позволяет человеку предусмотреть возможные ошибки, не повторять их и разобраться в причинах, которые привели к ним. Самооценка — это элемент самопознания, умение оценить самого себя, свое место в жизни и среди других людей, свои недостатки, возможности, склонности, поведение. От самооценки зависит развитие тех или иных черт личности (критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, оценка своих реальных возможностей и т.д.). Если уровень жизненных притязаний человека к реальным возможностям, то личность способна к адекватной самооценке. И наоборот, расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями свидетельствует о неадекватную самооценку личности. В этом случае человека преследуют неудачи, возникают эмоциональные срывы. На основании объективной обобщенной самооценки личности строится ее самоуважение. Самоуважение необходима для полноценного развития личности. Самопознания и самосовершенствования дает возможность человеку понять свое место в мире, смысл жизни, глубже познать себя, почувствовать свои силы, формирует ее характер и волю, чтобы стать лучше, быть духовно здоровым.