Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

Я сам люблю задавать этот вопрос. Ответы вроде «ради славы» или «ради денег» принято недолюбливать. Они эгоистичны, неспецифичны и считаются не очень приличными в сообществах, обременнёных интеллектом и морально-этическими ценностями.

В любом случае дальше возникает вопрос, а зачем, собственно, деньги или слава, на которые может быть множество ответов. К тому же, ради денег и славы тоже можно делать разные вещи, и это не объясняет, зачем делать именно то, а не другое.

Часто человек в ответ на вопрос о том, зачем он что-то делает (если речь идёт о чём-то масштабней похода в магазин за продуктами) начинает рассказывать, почему это дело важно и нужно, не только для него, но и для других людей и для общества в целом.

Однако обычно вовсе не освещённые в его ответе цели и значение того, что он делает, запустили его движение в этом направлении. И даже не они это движение поддерживают.

Я уверен, что реальный первостепенный вопрос - не «зачем», а «почему». И второй уже вопрос - «Как ты объясняешь себе и другим, зачем ты это делаешь».

Я сохраняю двуслойность мышления, одновременно рассматривая себя как объект, сформированный обстоятельствами, и чувствуя себя как субъект, осуществляющий некую сознательную целенаправленную деятельность.

Однако понимание своей обусловленности и обусловленности моих действий для меня первично, а ощущение субъективного над ними контроля - вторично.

На вопросы «зачем» о своих мелких действиях и больших делах я часто прямо отвечаю двумя устойчивыми формулами: just because I like it (just for fun) и just because I can. Прямо по-английски, потому что именно на этом языке я столкнулся с этими клише и стоящими за ними объяснительными структурами.

Just Because I Like It (Just for Fun)
Просто потому что мне это нравится (это весело)

В реальности трудно найти мышей, которые плачут, но продолжают жрать кактус. Если только в результате поедания кактуса они не получают нечто, что нравится им больше, чем не нравится колоться. Что возвращает нас к исходному тезису о том, зачем они это делают. Просто нравится им не сам болезненный процесс поедания кактуса, а его вкус и чувство сытости.

«Просто потому что мне это нравится» - это ответ, свидетельствующий об определённом уровне честности перед другими и перед самим собой.

«Just for Fun. История нечаянного революционера» - название книги Линуса Торвальдса , в которой он рассказывает, как ему довелось стать создателем одной из трёх ведущих операционных систем - Линукса, и одним из столпов движения открытого программного обеспечения. Как понятно из названия, это было, мягко говоря, не совсем результатом постановки такой цели.

Эркен Кагаров - автор Синематографики , дизайнер и изобретатель - тоже проделывает свои наблюдения и эксперименты прежде всего потому, что ему это нравится и интересно, и уже позже понимает и формулирует, почему это может быть важно и ценно.

Just Because I Can
Просто потому что могу

Люди часто делают то, что умеют, чему обучены, что освоили в процессе своей жизни, а вовсе не то, что действительно полезно и рационально делать в некой ситуации. Пространство выбора, которое видит человек, ограничено тем, какой деятельности он обучен.

Журналистка Маша Гессен , пройдя через диагностику и оперативное вмешательство в связи с риском развития рака груди, написала об этом книгу . Сделала она это вовсе не потому, что человеку в таком медицинском состоянии полезно написать книгу. И, как мне кажется, не столько потому, что эта книга была нужна и важна. Да, она информирует людей о малоизвестных или активно замалчиваемых проблемах и фактах, способствует снятию завесы тайны и боязливого молчания, преодолению стигмы и дискриминации. Думаю, главная причина всё же в том, что писать - это то, что Маша Гессен умеет делать.

Стенд-ап комик Тиг Нотаро , пережившая в течение двух недель разрыв отношений, смерть матери и обнаружение рака груди, вышла с этим на сцену и сделала из этого комедийное шоу . Опять же, как мне кажется, прежде всего просто потому, что она это умеет.

I Can What I Like and I Like What I Can
Я умею то, что мне нравится, и мне нравится то, что я умею

Резонно предположить, что очень часто человек умеет делать то, что в своё время ему нравилось делать - так он этому и научился. Есть и обратный эффект - люди часто начинают любить то, что они научаются делать. Лежащие в основе этого механизмы понятны: мы получаем удовольствие от чувства компетенстности и успешных результатов того, что мы умеем; а просто делая то, что нам нравится, мы эту компетентность как раз и формируем.

Игорь Кон , всю жизнь занимавшийся наукой и философией (гендерными исследованиями, педагогикой, сексологией, социологией и другим) на одной из своих публичных лекций, которую он читал уже перевалив за восемьдесят, в конце стал рассказывать, как тяжело сейчас в России заниматься наукой, особенно в его областях, какие сложности приходится преодолевать, какая тяжёлая ситуация в целом, но, тем не менее, он продолжал этим заниматься.

И вот в этом месте ожидаемы объяснения того, почему его работа важна и нужна, как причина, по которой он ею занимается. Вместо этого Кон переглянулся со своим коллегой-ровесником и сказал, обращаясь больше к нему, чем к аудитории, что-то вроде: да ладно уж, давай скажем честно, мы продолжаем этим заниматься потому, что нам это нравится, потому что это то, что мы умеем. Чуть ли ни потому, что как же нам ещё развлекаться.

Игорь Кон является для меня эталоном научной деятельности и образцом для подражания. После лекции я задал волновавшие меня на тот момент вопросы - как убедиться, что мои изыскания удовлетворяют критериям научного метода, как примкнуть к существующей научной школе и традиции, чтобы не делать что-то дикое и вне контекста, как участвовать в научном процессе, не будучи институализированным. По его ответам мне тогда показалось, что он не понимает моих проблем и о чём я вообще говорил.

Теперь я думаю, что он действительно не понимал, потому что для Игоря Кона первоочередным было заниматься тем, что ему было интересно, а не то, как это будет оценено и зачем это нужно. Занимаясь своим делом увлечённо и добросовестно, он создавал качественные и востребованные материалы. И наверняка, например, закладывая основы российской сексологии на пустом месте, Игорь Кон находился в очень схожем со мной положении (не считая того, что он был к тому времени признанным учёным и мощнейшим исследователем).

* * *

Про то, как так получилось, что я стал заниматься тем, чем занимаюсь, я уже писал в тексте об истории проекта «Анимоптикум» . Это для меня первичный слой рассуждений по этому вопросу.

Про то, зачем я это делаю, какие цели ставлю, задачи решаю, я тоже уже писал (правда, это было давно и, возможно, неправда). И буду писать ещё, более продуманно, по-другому и по-разному. Я рассказываю об этом в разных письмах, текстах, выступлениях, интервью, заявках и проектах. Но это для меня лишь вторичный слой, ретроспективное приписывание задач и целей той деятельности, которую я начинал и продолжаю в основном по другим причинам.

Я не считаю для себя возможным или осмысленным нерефлексивно давать эти ответы второго порядка без оветов первого и приведённых выше размышлений.

Проведите эксперимент: попробуйте позадавать людям вопрос «Зачем?» Удивительно, но в большинстве случаев вы услышите ответ не на свой вопрос «Зачем?», а на вопрос «Почему?»:

- Зачем ты оставил документы на столе?
- Потому что мне нужно было срочно уйти.

- Зачем ты обиделся?
- Так ведь Вася очень грубо со мной разговаривал!

- Зачем ты сказал Маше, что она всегда опаздывает?
- Ну ведь она правда всегда опаздывает!

Замечаете разницу? Вопрос «Зачем?» был задан с целью узнать, что хотел человек получить в результате своего действия. А, отвечая на вопрос «Почему?», нам рассказали про события и обстоятельства, которые предшествовали действию, но никак не про результаты или цели! Спрашивали про будущее, ответ получили про прошлое.

Почему так происходит?

На многие подобные вопросы ответить разумно бывает непросто. И это само по себе уже полезно. Получается, что незачем злиться, незачем расстраиваться, незачем кричать друг на друга! И еще может появиться осознание, что само действие в лучшем случае не ведет ни к какому результату вообще, а зачастую и просто ведет к нежелательному результату.

Таким образом, вместо бесполезной болтовни и переживаний появляются осмысленная речь и действия.

Попробуем еще раз:

- Зачем ты оставил документы на столе?
- Потому что мне нужно было срочно уйти.
- Не «Почему?», а «Зачем?»
- Ой, точно, незачем! Они могут потеряться! Пойду, уберу в папку.

Такой результат, похоже, нас порадует больше - мы уже видим осмысленное полезное действие, которое поможет избежать потери важных документов.

- Зачем ты сказал Маше, что она всегда опаздывает?
- Ну ведь она правда всегда опаздывает!
- Да, а сказал зачем, чтобы произошло что?
- Чтобы она знала, что ее опоздания заметны всем!

В вашем исполнении вопрос "Зачем?" может иметь разные формы: он может звучать как "С какой целью?", "Для чего?" (иногда короче и понятнее звучит великое "И чё?"), "Что должно быть в результате?". Спрашивайте себя "Зачем я это делаю?", "Зачем я это говорю?", "Зачем я это чувствую?" - отвечайте сами же себе - ваши действия ведут к нужному вам результату? Если вдруг нет - то какие действия ведут к нужному результату?

Внимание: недалекие и конфликтные люди могут испортить даже вопрос "Зачем?", превращая его в обвинение. Впрочем, для них что "Зачем", что "Почему" - они на самом не спрашивают и ваши ответы не слушают, им важно только выразить свое недовольство . Мы - не о них, да?

Вопрос «Зачем?» - поистине волшебный, проверьте сами. Он помогает переключиться с причин поступка на его результат, переключает мысли с прошлого на будущее - и, в целом, повышает осознанность слов, мыслей и поступков.

С новыми открытиями вас!
С новыми, более осознанными действиями, мыслями и чувствами!

Вокруг воды много разговоров: сколько пить, когда пить, что пить и что не пить? Лайфхакер узнал, для чего нам вообще вода и как правильно её потреблять. Ответить на главные вопросы помогла компания Eden Springs, один из мировых лидеров по обеспечению офисов водой и кофе*, производитель и поставщик бутилированной воды Eden в России.

Зачем организму вода?

Для жизни. В среднем во взрослом организме циркулирует примерно 5 литров крови. Плазма крови на 92–95% состоит из воды. Благодаря воде кровь может выполнять свои функции:

  • доставлять к клеткам органов питательные вещества;
  • приносить тканям кислород от лёгких и возвращать в них углекислый газ;
  • выбрасывать отработанные вещества из внутренних органов через почки;
  • обеспечивать гомеостаз (постоянство и равновесие внутренней среды): поддерживать температуру, водно-солевой баланс, работу гормонов и ферментов;
  • защищать организм: в крови циркулируют лейкоциты и белки плазмы, которые отвечают за иммунитет.

Если в организме недостаточно воды, то масса крови уменьшается, повышается её вязкость. Сердцу нелегко перекачивать такую кровь. Происходит преждевременное изнашивание сердечной мышцы, что приводит к патологии вплоть до инфаркта миокарда.

Именно поэтому при активных занятиях спортом и высоких нагрузках организму нужно больше воды.

Правда, что от нехватки воды болит голова?

Правда. Даже от лёгкого обезвоживания мозг работает хуже.

Клетки мозга на 80 с лишним процентов состоят из воды, и его постоянно омывает пятая часть всей крови. Плюс мозг «купается» в спинномозговой жидкости, которая заполняет все пространства в спинномозговом канале и черепной коробке.

С водой поступают к мозгу кислород и глюкоза, которые необходимы для зарождения нервных импульсов, то есть для нервной деятельности. Вода выводит из мозга продукты обмена веществ и токсины.

Поэтому, если жидкости не хватает, наступает дегидратация (обезвоживание) мозга. А вместе с ней:

  • повышенная утомляемость и рассеянность;
  • ухудшение памяти;
  • замедление скорости математических вычислений;
  • негативные эмоции.

Дегидратацию обнаружили у страдающих аутизмом, болезнью Паркинсона и Альцгеймера. Зато у школьников, которые пьют воду в течение учебного дня, повышается успеваемость.

Что случится, если я буду пить мало воды?

Самочувствие ухудшится. Кроме головной боли появятся другие неприятные симптомы обезвоживания со стороны пищеварительной и выделительной систем.

Работа желудка и кишечника невозможна без поступления воды. И объяснений этому несколько. Вода обеспечивает нормальное переваривание пищи и всасывание питательных веществ из кишечника. Если воды в организме мало, появятся неприятные ощущения в животе и запоры.

Почки за сутки фильтруют 150–170 литров крови для того, чтобы в результате получилось 1,5 литра мочи. Значит, для нормального выведения токсинов и отработанных веществ надо выпивать не меньше 1,5 литра воды в день, но желательно больше.

При недостатке жидкости ухудшается фильтрационная способность почек, они сами могут накопить избыток токсичных веществ. На этом фоне могут возникать различные почечные патологии. Одним из главных врачебных назначений при патологии почек является рекомендация обильного питья для их очищения и восстановления функции.

Когда воды нужно больше, чем обычно?

Когда вы хотите завести ребёнка. Основу семенной жидкости составляет вода. Благодаря ей сперматозоид отправляется на поиски яйцеклетки, проплывая сквозь детородные пути женщины, пока не случится зачатие.

Новый организм все девять месяцев тоже проводит в водной среде. Количество околоплодных вод возрастает вместе с увеличением размеров плода, к рождению достигая 1 000 миллилитров. Воды поддерживают плод, защищают его от инфекций, создают условия для роста и развития.

При родах воды обеспечивают нормальное раскрытие шейки матки и способствуют безопасному передвижению ребёнка по родовым путям.

Я всегда мало пью. Это как-то повлияет на меня?

Скорее всего, вы будете хуже выглядеть в пожилом возрасте.

Ещё Авиценна заметил, что старость - это сухость. Для того чтобы кожа выполняла свою защитную функцию, она должна сохранять тургор (эластичность и упругость). Тогда она сможет противостоять жаркому солнцу, иссушающему ветру или низким температурам воздуха.

Здоровая кожа на 25% состоит из воды и при обезвоживании покрывается морщинами. Значит, для сохранения её тургора необходим ежедневный приём воды. Лучше чистой, слабоминерализованной и без газа.

Для поддержания работоспособности кожи к ней должно поступать в день как минимум 2 литра чистой воды.

Какие ещё негативные последствия вызывает нехватка воды?

Вода нужна даже суставам. Если они тугоподвижны, человек лишается свободы: плохо двигается и с трудом справляется с делами. По статистике, заболевания суставов есть у 30% населения.

Суставы покрыты хрящевой тканью. Именно скользкий эластичный хрящ обеспечивает подвижность костных сочленений. Вода составляет 80% хряща. Кроме этого в суставной сумке, окружающей каждое сочленение, находится суставная жидкость для смазки хрящевых поверхностей. При недостатке воды они разрушаются, причиняя человеку сильную боль.

Что делать, если я не хочу пить?

За делами мы иногда не замечаем, что хотим пить, и даже путаем жажду и голод, тянемся за перекусами, когда нужно просто глотнуть воды.

Лучший способ предотвратить обезвоживание и все его неприятные последствия - поставить на стол бутылку или чашку чистой слабоминерализованной воды и каждый раз, когда взгляд упадёт на воду, делать глоток.

Если вы поймёте, что хотите пить, то вовремя устраните жажду. А если нет - глоток чистой воды ещё никому не помешал.

Тот и другой вопрос хороши по-своему. И заслуживают пристального внимания! Итак.

"Почему?"

Вопрос "почему" (так произошло, я так поступил и т.п.) помогает проанализировать ситуацию, сделать необходимые выводы на будущее. Чтобы перейти уже ко второму вопросу.

Однако многие люди не переходят, они так и застревают в "почему". И либо непрерывно задают этот вопрос, либо отвечают на него. Ответы генерируются автоматически, поскольку модель уже откатанная.

Попробуйте ответить на вопрос: "Почему ты опоздал?" Легко? Ещё бы. Будильник не сработал… пробка… мама позвонила не вовремя… телефон разрядился…

Это не значит, что все ответы — ложь. Они могут быть и правдивы. Не в этом дело.

Вопрос "почему?" ведёт к деградации.

Он водит нас по одному и тому же кругу одних и тех же шаблонов.

"Зачем?"

Вопрос "зачем?" ведёт к развитию и самопознанию.

Тот же самый вопрос, заданный по-другому, даёт нам массу открытий чудных.

"Зачем ты опоздал?" Странный вопрос. Но только на первый взгляд.

"Зачем ты поехал отдыхать именно на этот курорт?"

"Потому что подвернулась дешёвая путёвка", — ответ тоже правильный.

"Затем, чтобы не думать, не напрягаться, не мучиться выбором", — ответ гораздо более интересный.

Тогда я узнаю о себе, что я — ленив и пассивен в выборе.

А если "Потому что я там ни разу не был"? Тоже хорошо.

Но лучше: "Затем, что я хочу увидеть новые места".

Тогда я узнаю о себе, что я — любознательный и стремлюсь к новым впечатлениям.

"Зачем ты уволился с этой работы?"

"Потому что начальник дурак" , — тоже верно.

"Затем, чтобы не решать проблем взаимопонимания", — лучше.

"Затем, чтобы найти для себя более комфортные отношения", — ещё лучше.

Тогда я узнаю о себе, что комфортные отношения с руководителем для меня приоритетны. Более приоритетны, чем зарплата, местоположение работы и т.д. И это не хорошо и не плохо. Это просто правда. Правда про вас.

Реактивное и проактивное поведение

Вопрос "почему?" и ответы на него знаменуют реактивное поведение. Поведение "от".

Что-то случилось — и я реагирую.

Это нормально.

Но застрять в этом — значит, прекратить развиваться.

Вопрос "зачем?" и ответы на него знаменуют проактивное поведение. Поведение "к" или "для".

Маленький ребёнок берет в руки предмет. Если этот предмет не издаёт звуков, что делает ребёнок? Он стучит. Этим предметом по какой-либо поверхности. Ребёнок хочет извлечь звук. Ребёнок проактивен. Он хочет быть причиной чего-либо, создателем явления. Для него существует лишь вопрос "зачем?"

"Зачем ты стучишь?" — "Чтобы было громко!"

Проактивное поведение, поведение "зачем" — более осознанное.

В этом случае между стимулом и реакцией есть промежуток. И это — пространство свободного выбора.

В случае "почему" промежутка нет. Свободный выбор отсутствует. Я — раб привычек, шаблонов, обстоятельств, других людей…

У таких людей в речи доминируют пассивные конструкции и их аналоги: "мне приходится", "я вынужден", "у меня нет выбора", "меня позвали", "мне сказали"… бесконечное количество вариаций.

Вопрос "зачем?" требует осознанности в любой ситуации и с проекцией на будущее. Иногда даже очень отдалённое.

Вопрос "зачем?" требует ориентации на цель. Каждый поступок должен соответствовать цели, иначе вопрос "зачем?" не будет иметь ответа и превратится в "почему".

"Зачем ты занимаешься фитнесом?" — "Чтобы к 50-ти годам быть в отличной физической форме!"

Вопрос "Почему ты занимаешься фитнесом?" как-то и неуместен даже…

"Зачем ты все свободное время проводишь на диване?"

"Потому что мне лень шевелиться", — хоть и честно, но неправильно.

"Затем, чтобы к 50-ти годам превратиться в развалину с лишним весом и остеохондрозом, чтобы иметь все поводы жаловаться на здоровье, ныть и отравлять жизнь окружающим", — вот это то самое оно.

Чаще задавайте вопрос "зачем?"

Будьте проактивны.

Начинайте, представляя конечный результат.