Священный союз. Фрагмент гравюры начала XIX века. Автор Бок Йоган Карл


В 1815 году Россия, Австрия и Пруссия заключили Священный союз, декларирующий взаимопомощь всех христианских правителей. Союз стал прототипом многих международных объединений XX века.

Грозные события Отечественной войны 1812 года, когда само существование России оказалось под угрозой, привели к консолидации внутренних резервов народного духа, вызвали подъем патриотизма, а для части общества стали религиозным ренессансом.

Александр I, император Всероссийский, ранее равнодушный к вопросам веры, теперь с живым интересом обратился к религии. В тот день, когда завоеватели заняли древнюю столицу России Москву, он впервые в жизни открыл Библию. В дальнейшем на свою миссию и миссию Российской империи он смотрел сквозь призму христианства.

В блистательных победах русских войск над превосходящими силами противника Александр увидел исполнение высшего Промысла. Встретив в 1814 году Пасху в покоренном Париже, самодержец Российский отмечал: «По неисповедимой воле Провидения, из холодной Отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтоб в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице… принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».

Поскольку России, как победительнице Наполеона, принадлежала главная роль в послевоенном переустройстве Европы, ее Александр I проводил в соответствии с представлениями о своей высокой миссии.

Именно русский царь должен был напомнить правителям Европы, что в государственном управлении они должны руководствоваться евангельскими заповедями «любви, правды и мира», и к подданным относиться как «отцы семейства».

Документ, подписанный 25 сентября 1815 года императором Всероссийским Александром I, императором Австрийским Францем I и королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, напоминал о том, что все люди являются братьями, и предполагал внешнеполитические отношения выстраивать, основываясь на христианской этике.

Этот документ, очень похожий на проект единого христианского государства, и объединявший Европу под началом христианских идей, вызвал недовольство деятелей, выступавших за смену самодержавия как политической модели.

В советской историографии Священный союз был назван организацией «с резко очерченной монархическо-клерикальной идеологией, созданной на основе идеи подавления революции и политического и религиозного свободомыслия, где бы они не проявлялись».

Политики, современные созданию Союза, критически и подозрительно относились к самой идее объединения государств. Так, например, австрийский дипломат Меттерних, называл его «простой моральной манифестацией».

В то же время создание Священного союза стало прототипом современных международных организаций. Принципы международного права, четко сформулированные императором Александром I, позже легли в основу мировой политики XX века - Лиги наций, ООН и Евросоюза. Однако уникальность проекта Александра I в том, что ни одна международная организация в истории не брала за основу для своих отношений евангельские принципы, рекомендующие «людям жить как братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви».

Глава 13. 1815–1825 Священный союз и конец реформаторского порыва

Начиная с 1815 политика Александра I становится все более двусмысленной, а его действия все чаще расходятся с провозглашенными ранее намерениями. Во внешней политике высокие принципы, легшие в основание Священного союза, уступают место более приземленным интересам, прежде всего национальным, что выражается, в частности, в изменении позиции России в греческом и балканском вопросах. Внутри страны предоставление Польше конституции, воспринятое было как предвестие грядущих реформ, не получает продолжения, если не считать некоторых конфиденциальных проектов.

При всем том Александру не удается добиться полного приятия своей политики консерваторами, которых шокируют религиозные взгляды императора и некоторый налет «космополитизма» на всей его деятельности. Впрочем, меры, свидетельствующие о повороте к реакции, принимаются все чаще и связываются с именем А. А. Аракчеева, деспотизм которого достигает своего предела в начале 20-х: это ужесточение цензуры, чистки в университетах, разгон масонских лож и упорное, несмотря на многочисленные случаи неповиновения, продолжение губительного эксперимента с военными поселениями.

Что касается оппозиции этому царю, отправившему в ссылку Александра Пушкина, то она в виде тайных обществ развивается лишь в весьма узких кругах, среди дворянской и офицерской молодежи, как правило, под влиянием западного либерализма и находит выход в восстании декабристов 1825.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

«Священный союз» В 1656 году пост великого визиря Османской империи захватил Мехмет Кепрюлю. Он сумел провести реформу в армии и нанес несколько чувствительных поражений врагам.Через семь лет после начала его правления Австрия подписала невыгодный для нее мир в Васваре, в

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 КАВКАЗ, ГРЕКИ И СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После Бухарестского договора мир между Россией и Турцией продлился 16 лет. Как ранее говорилось, мир мы должны понимать как перемирие, поскольку основная проблема взаимоотношений двух стран - Проливы - решена не была, плюс

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 8. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена

Из книги Том 3. Время реакции и конситуционные монархии. 1815-1847. Часть первая автора Лависс Эрнест

ГЛАВА II. СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ И КОНГРЕССЫ. 1815-1823 Мирная политика и конгрессы. В одном мемуаре о Венском конгрессе Гентц, корреспондент господарей Валахии, писал: «Пышные фразы о «восстановлении общественного порядка», «обновлении европейской политической системы», «прочном

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815–1825 ГОДОВ Творчество основоположника русского романтизма В. А. Жуковского идейно претворило новую страницу в истории отечественной литературы, которая в значительной степени определялась общественной обстановкой послевоенных

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 4 СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После большой войны должен наступить большой мир. Это рассуждение достаточно банально и проистекает из простых предпосылок: устали воевать народы, устали воевать экономики, устали воевать правители. Все внешнеполитические вопросы решены военным

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 7 ПОВЕЛИТЕЛЬ ЕВРОПЫ: 1815–1825

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 8 ХРАНИТЕЛЬ ДОМА: 1815–1825

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после освобождения Русской армией Европы от "узурпатора" Наполеона.

Инициатором Священного союза стал Российский Император Александр I (1855-1881 гг), его поддержали австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III. 14 сентября (26 сентября по новому стилю) они подписали в Париже "Акт Священного Союза". В ноябре к этому Союзу присоединился король Франции Людовик XVIII, затем многие другие страны Европы. Формой действия Священнного Союза были общеевропейские встречи на уровне монархов, менее важные – на уровне министров иностранных дел, на уровне послов.

Венский конгресс . Жан-Батист Изабе, 1819

Священный союз стал продолжением Венского конгресса. В 1820 году было решено позволить военное вторжение в любую страну, где начнется революция. В начале 20-х годов союз перестал существовать из-за спорного Восточного вопроса. Целью Союза была взаимопомощь в подавлении в Европе революционных антимонархических выступлений – отголосков антихристианской Французской революции – и укрепление устоев христианской государственности. Александр I намеревался посредством такого Союза устранить также возможность военных столкновений между монархическими христианскими государствами. Заключившие союз монархи поклялись соблюдать незыблемость границ в Европе и подчинить весь порядок взаимных отношений «высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя», «руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями святой веры» и «почитать всем себя как бы членами единого народа христианского» . Акт Священного Союза был символично подписан в православный праздник Воздвижения Креста Господня.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы от Наполеоновского влияния и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мировой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений!

Александр I
Джордж Доу, 1825

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.:

«...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения». Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства».

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям. Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и восстание греков против турецкого господства (1821), хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при Императоре Николае I Россия поддержала греческое восстание и внесла решающий вклад в обретение Грецией независимости.) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

За время существования союза, лидеры дружественных стран встречались на международных конгрессах для обсуждения самых насущных вопросов – выработки механизма вмешательства во внутренние дела государств с целью подавления революционных движений.

Конгрессы Священного союза:

    Аахенский, 1818(решались вопросы вывода оккупационных войск из Франции, построение системы международных отношений меду Великобританией, Австрией, Пруссией и Россией.

    Троппауский, 1820 (право вмешательства в страны для подавления революций). Так Австрия подавила неаполетанскую революцию в 1821 и революцию в Пьемонте в том же году, введя туда свои войска.

    Лайбахский, 1821(о восстановлении абсолютной монархии в Неаполе).

    Веронский, 1822(решение о вооружённом вмешательстве в дела Испании. В 1823 Франция вторглась в Испанию, был восстановлен абсолютизм)

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. Крымская война (1853–1856), в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (А.С. Хомяков), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (И.В. Киреевский), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга Н.Я. Данилевского "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (Александр III). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагма-тическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в развязанной ими Міровой войне с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

В 1833 году Священный союз распался. Монархи пытались восстановить союз, приняв Мюнхенгрецкую конвенцию, но эти попытки оказались безуспешными.

Причины распада Священного союза:

    Союз препятствовал установлению буржуазных порядков

    Усиление изоляцию монархических режимов

    Расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции

    Усиление противоречий между Австрией, Пруссией и Россией

    Продолжение революционного движения в Европе: в 1830 году произошли революции в Бельгии, во Франции, в Польше - восстание против царизма, невозможность остановить их силами Священного союза.

Значение Священного союза

Священный союз сыграл и свою положительную роль в истории. Он обеспечил на некоторое время мир в Европе после череды постоянных наполеоновских войн. Несмотря на то что Священный союз просуществовал лишь первые десять лет, Россия исправно выполняла обязанности «жандарма Европы» до 1848 года, подавив не одну вспыхнувшую в Европе революцию. Только после поражения в Крымской войне в 1856 году правительство империи осознало необходимость перемен, а спустя ещё пять лет в России пали оковы крепостного права.

В 1805 г. Наполеон разгромил третью антифранцузскую коалицию, которую создала Великобритания с участием России, Австрии, Неаполитанского королевства и Швеции. Австрийцы без боя сдали Вену, а после поражения объединенных русско-австрийских войск в битве при Аустерлицем 2 декабря 1805 г . подписали с Наполеоном мир. Радость Наполеона ом­рачала лишь катастрофа, постигшая французов на море. 21 октября 1805 г. объединенный франко-испанский флот был почти полностью уничтожен британской эскадрой под командованием адмирала Нельсона в морском сражении у мыса Тра­фальгар близ берегов Испании. В 1806 г . возникла четвертая антифранцузская коалиция, в которой место выбывшей из войны Австрии заняла Пруссия. Однако прусскую армию французы наголову разгро­мили в сражениях при Йене и Ауэрштедте.

В конце октября 1806 г. Наполеон во главе «великой армии» вступил в Берлин. Здесь он принял важное решение, призванное уравнять шансы на победу с Великобританией после поражения в Трафальгарском сражении. 21 ноября 1806 г . Наполеон подписал дек­рет о континентальной блокаде. Согласно этому декрету, на территории Франции и зависимых от нее стран запрещал ась торговля с Великобританией. Наполеон надеялся, что контине­нтальная блокада подорвет экономическое могущество Ве­ликобритании. Присоединение новых стран Европы к конти­нентальной блокаде стало целью его внешней политики на ближайшие годы.

В Восточной Пруссии после ряда ожесточенных сражений (решающее значение имела победа французов при Фридланде 14 июня 1807 г.). Франция и Россия заключили перемирие в 1807 г. А 7 июля 1807 г . французский и российский императоры подписали в Тильзите союзный договор. В обмен на присоединение к континенталь­ной блокаде Александр 1 заручился поддержкой Наполеона в войнах против Швеции и Османской империи, Здесь же, в Тильзите был подписан франко-прусский договор, согласно которому Пруссия также присоединилась к континентальной блокаде. Кроме того, она теряла свои польские земли, захваченные в результате разделов Польши в 1793 и 1795 гг. На этих землях было образовано дружественное Франции Великое Герцогство Варшавское.

В 1807 г. Наполеон в ультимативной форме потребовал от Португалии присоединения к континентальной блокаде. В эту страну вторглась французская армия. Началась многолетняя война, В ходе которой на помощь португальцам прибыли бри­танские войска. В 1808 г. война охватила весь Пиренейский полуостров. Пытаясь окончательно подчинить себе Испанию, Наполеон посадил на испанский трон своего брата Жозефа Бонапарта. Но испанцы восстали и развернули против захватчиков партизанскую борьбу - гверрилью. Неудачами французов на Пиренейском полуострове решила воспользоваться Австрия. В 1809 г . она образовала вместе с Великобританией пятую коалицию . Однако в сражении при Ваграме Наполеон разбил австрийцев и вынудил их подписать в октябре 1809 г. мир. Австрия потеряла ряд территорий, в том числе и выход к Адриатическому морю, сокращала свою армию, выплачивала большую контрибуцию и присоединялась к континентальной блокаде.

Наполеон по своему усмотрению перекраивал политическую карту Европы, менял правительства, сажал на троны монархов. «Дочерние» республики были частично упразднены присоединены к Франции. В результате этих аннексий возникла « Великая империя», численность населения которой к 1811 г. достигла 44 млн человек. По периметру ее границ. Наполеон образовал сплошную полосу подвластных себе государств. В них большей частью был установлен монархический образ правления, а правили назначенные Наполеоном лица как правило, его родственники - братья, сестры, племянники и пр., либо местные династии или должностные лица (при этом Н.Б. присваивал себе полномочия протектора). От зависимых стран Наполеон добивался в первую очередь поддержки его внешней политики, включая участие в завоевательных походах. Кроме того, как человек просветительской культуры он стремился реформировать подвластные страны «по французскому образцу». Например, Кодекс Наполеона действовал на всех аннексированных Францией территориях.

В 1812 г., так до конца и не одолев народы Пиренейского полуострова, Наполеон начал новую войну с Россией. К этому его побуждали непомерное честолюбие и все более независимая политика Александра I, который пренебрегал своими союзническими обязательствами - не поддержал Францию в войне против Австрии(в 1809 г.), поощрял контрабандную торговлю с Великобританией.

"Великая армия" Наполеона вторглась в Россию 12 (24) июня 1812 г. Она насчитывала свыше полумиллиона человек, значительно превосходя русскую армию численностью. Армия на две трети состояла из солдат союзных или зависимых от Франции стран - немцев, поляков, итальянцев, испанцев, - большинство из которых шли на войну без особого энтузиазма

Крупнейшее сражение этой кампании произошло 26 августа (11 сентября) 1812 г. у села Бородино, когда французы приблизились к Москве на расстояние всего нескольких десятков километров. К тому времени из-за больших потерь, которые понесла наполе­оновская армия, силы противников почти сравнялись. Однако бородинское сражение не дало существенного перевеса ни одной из сторон. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов принял решение об отступлении и сдаче Москвы противнику без боя. Большинство москвичей покинуло город вслед за армией.

В городе вскоре после при­хода французов начались пожары, в которых сгорело две трети всех кормов. Армии угрожал голод. Прождав в нерешительности месяц, Наполеон 7 (19) октября вывел армию из Москвы и попытался про­биться к Калуге, где располагались продовольственные склады русской армии. Но получив отпор, был принужден к отступлению.

Разгром «Великой армии» в России послужил сигналом к созда­нию новой антифранцузской коалиции. В ее состав наряду с Рос­сией и Великобританией вошли Пруссия, Швеция и Австрия. Начало кампании 1813 г. оказалось для союзников неудачным. В мае французы добились победы в сражениях при Лютцене и Бауцене в Саксонии. Но уже в августе по отдельности были разбиты видные Наполеоновские военачальники Макдональд и Удино, в сентябре ­Ней. А в «Битве народов» под Лейпцигом 16-19 октября были раз­громлены и основные силы наполеоновской армии.

Поражение под Лейпцигом ознаменовало закат политического и военного могущества наполеоновской Франции. Ее покинули последние союзники. Народы Европы один за другим стряхивали себя иноземное господство. Двадцать лет почти непрерывных войн начиная с 1792 г., обескровили Францию. Ее прямые безвозвратные потери составили около одного миллиона человек. Страна устала от войны. Молодежь уклонялась от военной службы. 350-тысячная армия союзников, которая в декабре 1813 г. вступила на французскую территорию. Наполеон смог противопоставить ей лишь около 70 тыс. солдат.

Во время кампании 1814 г. Наполеон в последний раз блеснул своим полководческим талантом. Особенно удачной для него была середина февраля, когда за восемь дней он одержал семь побед. Но эти победы имели местное значение и не могли изменить общего хода войны. 1 марта в городе Шомоне, лежащем на полпути от Рейна к Парижу, Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия подписали союзный договор, предусматривающий войну с Францией до полной победы.

30 марта войска союзников подошли к стенам Парижа. В тот же день его защитники, опасавшиеся участи Москвы, сложили оружие. На следующий день император Александр I и прусский король Фридрих-Вильгельм III во главе своих армий вступили во француз­скую столицу.

Наполеон, которого эти события застали в замке Фонтенбло, не терял надежды на сохранение власти. Его все еще окружали 60 тыс преданных солдат. Но маршалы Ней, Бертье, Лефевр потеряли веру в победу и посоветовали императору отречься от престола в пользу сына, Римского короля. Несколько дней Наполеон колебался, 6 апреля он все же подписал отречение. Но еще I апреля по предло­жению Талейрана Сенат сформировал временное правительство, а 3 апреля объявил о низложении Наполеона, виновного «в наруше­нии присяги и покушении на права народа, поскольку набирал в армию и взимал налоги в обход положений конституции». 6 апреля сенат предложил корону Людовику ХVII. 11 апреля 1814 г. союзники заключили в Фонтенбло договор, отдавав­ший в пожизненное владение Наполеону остров Эльбу в Средизем­ном море.

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .

Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

Счет 40817810540012455516

БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal - [email protected]

Яндекс-кошелек - 410015350990956