Basic step – базовый шаг

Step-touch – приставной шаг

Double Step-touch – два приставных шага

Step-tap – шаг касание

Step-lift – шаг мах

Step- front – мах вперед

Step- back – мах назад

Step- side – мах в сторону

Step-curl – шаг захлест

Step-kick – шаг удар

Step-plie – шаг приседание

Scoop – приставной шаг

Grape wine – скрестный шаг

Knee lift или Knee up – подъем колена

Kick – мах ногой

Low kick – удар голенью

Jumping jack – прыжок

Twist jump – прыжок на двух ногах

Pendulum – изменение положения ног с помощью прыжков

Lunge – выпад

March – марш

Marching – ходьба на одном месте

Walking – ходьба в разных направлениях

Mambo – шаг с поочередным «выносом» ног в направлении вперед-назад

Rock step – шаг с поочередным «выносом» ног в диагональном направлении

V-step – движение ног, которые ассоциируются с буквой «V

Straddle – ходьба, при которой выполняйте шаг правой ногой вправо

Cross – перекрестный шаг

Cha-cha-cha – тройной шаг, который является частью танцевального движения

Polka – простой вариант танцевального движения польки

V-mambo – соединение двух шагов V-step и Mamb

Атлетической гимнастикой можно заниматься все ответы верны .

Атлетическая гимнастика прекрасно сочетается все ответы верны .

Большой теннис вырос из бадминтона .

Больше 100 лет назад предприимчивый ….. зарегистрировал придуманное название «Пинг-понг» Джон Джаквес .



В Древней Греции использовали упражнения с гальтерсами – прообразом гантелей .

В качестве отягощений в атлетической гимнастике используется все ответы верны .

Важнейшим конкретными показателями физически совершенного человека современности являются все ответы верны .

Вид спорта сформировавшийся на фундаменте оздоровительной аэробики, где сочетаются танцевальные движения под музыкальное сопровождение высокого темпа и силовые элементы различной сложности спортивная аэробика .

Волейбольная площадка условно разделяется на 6 зон .

Высота волейбольной сетки у мужчин 243 см .

Высота волейбольной сетки у женщин 224 см .

Для игры в волейбол вместо мяча использовали резиновую камеру .

Задание {{1}}ТЗ1. Закаливание солнцем в коже образуется витамин D.

Задание {{1}}ТЗ1. После занятий в университете и обеда … необходимо потратить на отдых 1,5-2 часа .

Задание {{1}}ТЗ1. На формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной влияют следующие субъективные факторы все ответы верны .

Задание {{1}}ТЗ1. Систематическое применение водных процедур надежное профилактическое средство против вредных влияний различных случайных охлаждений тела .

Игрок, в настольный теннис который должен первым ударить по мячу в розыгрыше «Подающий» .

Йоганестика программа занятий с использованием роликовых коньков внутри помещений на специальном покрытии .

Каждый розыгрыш мяча в настольном теннисе закаливаться присвоением одного очка одному или другому игроку (команде) .

Количество игроков в команде по волейболу 6 .

Количество переподач в настольном теннисе не ограниченно .

Команда по футболу состоит из 11 футболистов .

Международная федерация волейбола была учреждена в 1947 году .

МОК – Международный Олимпийский Комитет .

Мяч, забитый футболистом в ворота своей команды автогол .

Мяч для настольного тенниса оранжевый .

Надежная опора человеческого организма скелет .

Название последней публикации в нашей стране книги К.Купера Аэробика для хорошего на самочувствия .

Наращивание мышечной массы в атлетической гимнастике всех частей тела с оздоровительной направленностью оздоровительный этап .

Обманные движения в футболе, выполняются в непосредственном единоборстве с соперником финты .

Одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр футбол .

Одна из древнейших спортивных игр в мире бадминтон .

Оптимальную высоту Степ-платформы, которая используется на занятии оздоровительной аэробики 10-15 см .

Освоение игры в волейбол начинается с изучения стоек и перемещений .

Основное время игры в футбол 2 тайма по 45 минут .

Основное атакующее и защитное действие в игре настольный теннис удар .

Очки в настольном теннисе начисляются игроку в следующих случаях все ответы верны .

Период времени в настольном теннисе, когда мяч находится в игре «Розыгрыш» .

По современным международным правилам, установленным в 2001 году, каждая игра в настольном теннисе продолжается до 11 очков .

При розыгрыше мяча в волейболе разрешено выполнять 3 касания .

Размер волейбольной площадки составляет9х18 м .

Родина атлетизма Древняя Греция .

Розыгрыш, результат которого в настольном теннисе засчитан «Очко» .

Свободный защитник в волейболе «либеро» .

Система физических упражнений с использованием специальных отягощений атлетическая гимнастика .

Советские футболисты стали олимпийскими чемпионами 1956 и 1988 гг .

Современная оздоровительная аэробика связанна с именем Каннета Купера .

Способность человека наиболее рационально осваивать новые двигательные действия и успешно решать в изменяющихся условиях ловкость .

Степ-аэробика – это упражнения, выполняемые на специальной платформе .

Так футбольный комментатор обычно говорит о команде, на стадионе которой проходит матчхозяева поля .

Упражнения на гибкость – это стретчинг .

Физические нагрузки с отягощениями делают мышцы крепче, суставы подвижнее, организм выносливее .

Футболист, который в 1988 году был признан лучшим вратарем мираРинат Дасаев .

Чистое игровое время в футболе составляет 55-60 мин .

Этап в атлетической гимнастике, направленный на достижение определенного уровня силовых качеств развивающий этап .

Этап в атлетической гимнастике направленный на создание желаемого рельефа телосложения и коррекцию фигуры формирующий этап .

Это учитывается, когда футболиста называют лучшим бомбардиром забитые голы .

Гнездилов Михаил Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», г. Кемерово[email protected]

Роль элективных курсов по физической культуре в формировании социальной компетентности и адаптивности студентов вуза

Аннотация.В современном образовании возросло внимание к формированию социальной компетентности и адаптивности будущих специалистов.Рольвуза при этом заключается в обеспечении условий для включения студентов в такие виды деятельности, при которых процесс социализации протекает не стихийно, а целенаправленно.Одним из такихусловий автор статьи считает коллективнуюформуорганизации учебной деятельности студентов, при которой, наряду с другими дисциплинами, важную роль играют занятия физической культурой. В частности, автор ссылается на требованияФГОСВО, гдеговорится о необходимости владения студентамиспособности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Цель данной статьи выявить роль занятий физической культурой в формировании социальной компетенции и адаптивностибудущихспециалистов.По мнению автора, одним из решений данного вопросаявляется внедрение в учебный процесс элективных курсов по физической культуре, направленных на реализацию индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. Автор утверждает, что внедрение элективных курсов по физической культуре в образовательный процесс вуза позволяет создать условия для включения студентов в такие виды деятельности, при которых, с одной стороны, осуществляется развитие их самостоятельности, самоорганизации, реализуются их интересыи потребности, с другой стороны, осуществляется межличностное взаимодействие в группах по спортивным предпочтениям, что, в результате, способствует формированию их общей социальной компетентности и адаптивности. Ключевые слова:социальная компетентность студентов вуза, адаптивность, социализация, коллективная форма организации, командообразование, элективные курсы

Некоторая социальная напряженность и необходимость быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни в России имире объясняют интерес отечественной и зарубежной психологопедагогической науки к проблеме социализации личности. В современном образовании значительно возросло внимание к формированию социальной компетентности и адаптивности будущих специалистов в различных профессиональных сферах.Роль высшего учебного заведения в формировании и становлении социального статуса будущего специалистакрайне высока, априобретенныев период обучения знания и опыт неоценимы, но,попадая в новые образовательные условия, значительно отличающиеся от прежних,бывшиешкольникисталкиваются с проблемой адаптации. В высшем учебном заведении от нихтребуется большая самостоятельность в овладении учебным материалом, необходимость налаживания межличностных отношений в формирующемся коллективе, при этом возможно полное или частичное изменениепрежнихжизненныхстереотипов и формирование новых. Этот непростой период адаптации бывших школьниковк новым условиямобучения и межличностного общенияосложняется их возрастным кризисом. Требования к владению необходимымуровнемсоциальной компетентности, предъявляемыек современным студентам, изложены в Федеральномгосударственномобразовательномстандартевысшего образования по направлениям подготовки бакалавриата. Важнейшая роль вуза при реализации требований ФГОСВО заключается в обеспеченииусловийдля включения студентов в такие виды деятельности, при которых процесс социализации протекает не стихийно, а целенаправленно и способствует развитию способности будущихспециалистовэффективно решать поставленныеперед нимицели и задачи.

Одним из важных условий формирования социальной компетентности, на наш взгляд,является коллективная форма организации учебной деятельности студентов, при которой, наряду с другими дисциплинами, обладающими данным образовательнымпотенциалом, важную роль играют занятия физической культурой.Вчастности,в требованиях ФГОС ВО говорится о необходимости владения студентамиспособностииспользовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК8). Мы считаем, что впроцессе занятий физической культуройформируется одна из ключевых способностей социально компетентных специалистов –способность к командообразованию и взаимодействию внутри сформировавшегося коллектива. Как учебная дисциплина физическая культура вносит свой вклад в длительный и достаточно сложный процесс формирования социальных компетенций благодаря применению в качестве средства физического воспитания командных спортивных игр и образованию определенныхгрупп по спортивным предпочтениямстудентов. Но, стоит отметить, что взаимодействиеи продуктивноемежличностноеобщениев таких группах зачастую усложняется проблемойдифференциации нагрузки и контрольных нормативов с учетом типа конституции, уровня физического развития и состояния здоровья студентов, их интересов и потребностей. Согласнорезультатам Всероссийского социологическогоопроса, проведенногосреди студентов высших учебных заведенийв 2016 году, наиболее распространенными видами деятельности на занятиях физической культурой являются физические упражнения (97,5%). Из видов спорта наиболее часто практикуется легкая атлетика (92,1%), подвижные и спортивные игры (85,4%), гимнастикас основами акробатики (72,8%). Но было выявлено, чтопредставленные практикуемые виды спорта не отвечают интересам и потребностям всехопрошенныхстудентов. Значительная часть респондентовотметили, что на занятиях не практикуются популярные в настоящее время виды спорта, новые фитнеснаправления.Было выявлено, что при организации физического воспитания в высших учебных заведениях мало представлены или не представлены вовсе такие формы физической активности,как хоккей, пулевая стрельба, гандбол, тяжелая атлетика, регби, лапта, йога, кроссфит,плавание, настольный теннис, спортивное ориентирование, которые, согласно результатам опроса, наиболее привлекательныдля студентов. Было также определено, что значительную долю студентов,принявших участие всоциальном опросе,привлекает выполнение заданий на тренажерах (86%), оценка состояния их организма и работоспособности (72,7%). Методическое обоснование изучаемогоматериала на практических занятиях получают только 73,9% обучающихся.При изложении теоретического материала редко применяются компьютерные технологии, наглядныепособия, фильмыи презентации и другие дополнительные материалы(23%).В теоретической работе для респондентов привлекательно использование современных технических средств (просмотр фильмов и презентаций интересует 48,8% респондентов, выполнение заданий на компьютере –31,2%). В целом же, все виды деятельности, традиционно применяемые на занятиях по физической культуре, интересуют около80% респондентов.Вместе с тем, вне зависимости от особенностей состояния здоровья, большинство опрошенных студентов показали достаточно высокую мотивациюи свою заинтересованность в улучшениикачества преподавания физической культуры.На наш взгляд, все обозначенные выше проблемыактивизируют поиск новыхподходови форм организации учебного процесса на занятиях физической культурой. Решением данныхпроблем, мы считаем, является внедрение в учебный процесс элективныхкурсов по физической культуре, направленных на реализацию индивидуальногои дифференцированногоподходов к обучению.Понятие «элективный» (от лат. electus–избранный) значит «избирательный». Элективные курсы –курсы, способствующие углублению индивидуализации и дифференциации обучения и призванные удовлетворить образовательныезапросы(интересы, склонности) студентов. «Элективные курсыявляются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимсясодержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов»Мы считаем, чтовнедрение элективных курсов позволяетповыситьпривлекательностьзанятий для студентови, как следствие, увеличитьих познавательную и физическую активность. Элективныекурсыпредоставляютстудентам возможность выбратьоптимальныйрежим занятий, модельфизического воспитания,группу по интересам с учетом их индивидуальных особенностей как на основетрадиционных, так и современных спортивных направлений(группу общей физической подготовки,секциюили группупо определенному виду спорта)внутри общего расписания. Усилениеигрового и соревновательногокомпонентов занятийпозволяетразвивать общекультурныекомпетенции,умение организовывать эффективную коммуникацию, работать в команде и обеспечиваетчестную конкуренцию.

Занятия по элективным курсампредполагают также последовательное и подробное методическое объяснение техники выполнения физических упражненийипоследующего эффекта, предоставление возможности студентам отслеживать эти эффекты совместно с педагогом и самостоятельно, включаяпроведение оценки состояния своего организма и работоспособности в ходе занятия.Активное применение современных информационнокомпьютерных технологий приреализацииэлективных курсов,использование активных и интерактивных методов работы, интерактивных электронных учебных пособий нового поколения, мультимедийных наглядных материалов, анализ спортивных новостей и современных тенденций в области физической культуры и спортасоздают условия для повышения эффективности освоения теоретической части программы. Конечно, необходимо учитывать, что внедрение элективных курсов по физической культуре в образовательный процесс вуза потребует модернизацииспортивной инфраструктуры и обеспеченияее соответствия санитарноэпидемиологическим требованиям, благоустройствараздевалок и душевых, оснащенияспортивных сооружений необходимым современным инвентарем и оборудованием. В целом, элективные курсы ориентированы наобучение, в основе которого лежатсоциальные потребности общества, возможность использоватьприобретенные компетенциив повседневной и профессиональной деятельности,развитиепрофессионально значимых качеств и навыков, таких как целеустремленность, концентрация на процессе, самоконтроль и выдержка. Элективные курсы по физической культуре ориентированы на составление индивидуальных комплексов упражнений для удовлетворения собственных потребностей в физическом совершенствовании, разработкуиндивидуального режима дня и сбалансированного рациона питания,подбор рекомендаций для укрепления иммунитета средствами физической культуры и спорта,формирование здоровогообразажизни, которыйдаст положительныерезультатыв будущей профессиональной деятельности.Итак, приобретенные в процессе занятий физической культурой знания, умения и навыки (в рамках элективных курсов) позволят студентамв дальнейшем учитывать индивидуальные особенности физического, гендерногои возрастного развития,применять их во время регулярных самостоятельных занятий физическойкультурой и спортом,составлять индивидуальный режимфизических упражнений с различной направленностью. Реализация элективных курсов по физической культуре в вузе вносит весомый вкладв формированиеобщечеловеческихценностейи здоровогообразажизнистудентов, укреплениеих здоровьяи профилактику вредных привычек.Мы считаем, что внедрение элективных курсов по физической культуре в образовательный процесс вуза позволяет создать условиядля включения студентов в такие виды деятельности, при которых,с одной стороны, осуществляется развитие их самостоятельности, самоорганизации,реализуются их интересыи потребности, с другой стороны, осуществляется межличностное взаимодействие в группах по спортивным предпочтениям, что, в результате, способствует формированию их общей социальной компетентности и адаптивности. Внедрение элективных курсов становится эффективным организационнопедагогическим условием стимулирования социализации студентов через физкультурноспортивнуюактивность и способствует как познавательной, так и двигательной активностистудентов, являясьважным условием в достижении личностнозначимых потребностей, максимальных результатов в физическом и личностном совершенствовании.

Ссылки на источники1.Афанасьев В. В.,Васильева М. А., Куницына С. М., Фещенко Т. С. Принципы организации системы профильного обучения // Образование и наука в современных условиях: материалы VIII Международной научнопрактическойконференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.–№ 3 (8). –С. 3543.2.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 150700 Машиностроение (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ МинобрнаукиРоссии от 09.11.2009 № 538 (ред. от 18.05.2011) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. –URL: http://fgosvo.ru. –[Дата обращения 09.03.2017].3.Осокина Е. С., Леван Т. Н., Зудин А. Б., Аксенова Е. И., Готская А. И., Дегтярева Т. О. Результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»: Информационноаналитические материалы. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. 342 с.4.Коршунова О. С., Роледер Л. Н. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // Молодой ученый. –2016. –№ 23. С. 558560.5.Профильное обучение: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.

Цель дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов

образования (РО): знания: на уровне представлений : добиться понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; закрепить знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; определить возможности использования индивидуальных самостоятельных занятий в процессе обучения в университете по специальности; освоить порядок организации, обеспечения и проведения учебно-тренировочных, учебно-методических занятий по физической культуре со студентами высших учебных заведений; уяснить технику, тактику, особенности организации учебно-тренировочного занятия и соревнований по различным видам спорта; перспективы развития физической культуры в системе высшего образования России.

на уровне воспроизведения: овладеть техникой выполнения упражнений из учебной программы, требованиями выполнения контрольных упражнений и методикой обучения этим упражнениям; совершенствовать методику развития физических, специальных и психологических качеств средствами физических упражнений изучаемых видов спорта; реализовывать требования по организации и методики проведения утренней гигиенической гимнастики.

на уровне понимания: уяснить значение и место физической культуры в системе подготовки специалиста с высшим образованием, задачи, терминологию и содержание различных видов спорта как учебной дисциплины; понимать значимость использования гигиенических факторов и оздоровительных сил природы в укреплении здоровья и поддержания профессиональной работоспособности; освоить организацию и методику проведения тренировочных занятий с использованием изученных упражнений, способы управления физической нагрузкой при выполнении упражнений, методы самоконтроля и самооценки физического состояния; формировать мотивационно ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; обеспечить владение основными требованиями безопасности при использовании оборудования спортивных объектов, тренажёров, мест для занятий и соревнований по изученным упражнениям программы обучения; добиться понимания ограничений в использовании физических упражнений в процессе тренировочных занятий при наличии отклонений в состоянии здоровья.

Связь с другими дисциплинами

Дисциплина «Физическая культура (элективная дисциплина)» ориентирована на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, на повышение уровня образованности ведущего специалиста, как важного условия для его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Целью физической культуры, как учебной дисциплины, является формирование физической культуры личности, как одного из факторов ее социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, как способ реализации своего человеческого предназначения, использования сил и способностей для удовлетворения своих потребностей в развитии на всех этапах жизненного пути. Свои образовательные и развивающие функции « Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные дидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности. Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Методы обучения

Для реализации программы обучения предусмотрены различные практические, словесные и наглядные методы, которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Выбор того или иного способа зависит от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности обучаемых задач, которые решаются на конкретном занятии. На занятиях физической культуры используются практические методы, которые делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и с помощью подготовительных упражнений) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия при строгой регламентации движений, величины нагрузки, продолжительности отдыха и т.п. Практические методы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у студентов. Словесные методы обеспечивают реализацию двух функций: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую активизировать обучаемого. Словесные методы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание. Наглядные методы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях. Наглядные методы представлены как - показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы и кинофильмы.

Требования

В результате прохождения дисциплины студенты должны:
- понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовки её к профессиональной деятельности;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психологических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
- обладать средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического самосовершенствования;
- закрепить системность научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
- уметь планировать и проводить самостоятельные занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
- уметь проводить самодиагностику организма при занятиях физическими упражнениями и спортом, пользоваться методами самоконтроля.

Дата публикации 16.03.2017

«Элективные курсы по физической культуре» для студентов в неспециализированном (творческом) высшем учебном заведении

Сомкин Алексей Альбертович

Константинов Сергей Александрович
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье проведён анализ содержания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» для студентов неспециализированного (творческого) высшего учебного заведения – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено элективным курсам по направлениям оздоровительной физической культуры (фитнеса), двигательной активности и физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: «Элективные курсы по физической культуре», Федеральный государственный образовательный стандарт, творческое высшее учебное заведение, студенты, кафедра физического воспитания, виды спорта, оздоровительная физическая культура

“Elective courses on physical education” for students in the unspecialized (creative) higher education institution

Somkin Alexey Albertovich

Konstantinov Sergey Alexandrovich
St. Petersburg State Institute of Film and Television, St. Petersburg

Abstract: This article analyzes the content of “Elective courses on physical education” for students of the unspecialized (creative) higher education institution – St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the elective courses on fitness, locomotors activity and physical readiness of students.
Keywords: “Elective courses on physical education”, the Federal state educational standard, creative higher education institution, students, department of physical education, sports, fitness

Цель освоения учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в неспециализированном (творческом) высшем учебном заведении, каким является Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), – это, прежде всего, формирование физической культуры личности студентов. Поэтому при изучении данной дисциплины у них должно быть сформировано мотивационно-ценностное отношение к целенаправленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта, туризма, профессионально-прикладной физической подготовки для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессии . Процесс изучения «Элективных курсов по физической культуре» направлен в первую очередь на формирование такой общекультурной компетенции, как способность использовать методы и средства физической культуры и спорта для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. При этом в процессе занятий студенты должны будут демонстрировать свои организаторские способности и вырабатывать навыки коммуникативного общения . В результате освоения дисциплины они должны усвоить:

– влияние различных оздоровительных систем физического воспитания и видов спорта на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– основные способы контроля и оценки своего физического развития и текущего уровня физической подготовленности;

– правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3+ (ФГОС ВО 3+) общая трудоёмкость (объём) учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» составляет 328 часов и изучается студентами СПбГИКиТ соответственно на 1–3 курсах (1–6 семестры) дневной (очной) формы обучения. Актуальным являлся методически обоснованный переход от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной или спортивной программе, доступной каждому студенту или студентке творческого высшего учебного заведения. Поэтому, в связи с крайней неоднородностью контингента занимающихся, следовало переходить:

– от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной или спортивной программе;

– от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурной или спортивной деятельности самими студентами .

На кафедре физического воспитания СПбГИКиТ было разработано восемь отдельных элективных курсов (трудоёмкостью 82 часа каждый) по различным видам спорта и наиболее популярным среди студентов направлениям оздоровительной физической культуры (или, другими словами, фитнеса). В процессе обучения в институте студент должен будет самостоятельно выбрать и освоить четыре любых из представленных восьми элективных курсов общим объёмом 328 часов.

Опираясь на спортивные предпочтения большинства студентов, наличие в институте соответствующей материально-технической спортивной базы и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания студентам будет предложено сделать выбор из следующих четырёх видов спорта: лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис. Кроме того на кафедре были разработаны четыре элективных курса по популярным у студентов института направлениям оздоровительной физической культуры (фитнеса) – это аэробика классическая (или оздоровительная), йога, атлетическая гимнастика, пилатес. В таблице 1 представлены темы, содержание практических занятий и формируемые компетенции, трудоёмкость каждой из тем для четырёх элективных курсов по оздоровительной физической культуре.

Таблица 1. Структура элективных курсов по направлениям оздоровительной физической культуры

№ п/п № темы дисциплины Тематика практических занятий и формируемые компетенции (элементы компетенции) Трудо-ёмкость(час.)
Элективный курс «Аэробика классическая» 82
1 Тема 1. Аэробика базовая. Классификация современных видов оздоровительной аэробики. Основные базовые шаги классической (оздоровительной) аэробики (low impact): step touch, V-step, curl, grape. Технические требования, предъявляемые к базовым шагам. Техника движений рук при выполнении базовых шагов оздоровительной аэробики. 30
2 Тема 2. Термины основных шагов и их разновидностей, используемых в аэробике. Техника их выполнения. Методика составления фрагмента аэробной комбинации (32 счёта – «квадрат»). Основные методы разучивания фрагмента аэробной комбинации. Практическое разучивание фрагмента аэробной комбинации (32 счёта). 30
3 Тема 3. Технология конструирования программ (соединение нескольких базовых движений, смена лидирующей ноги). Правила конструирования аэробной комбинации. Последовательность разучивания аэробной комбинации. Регулирование нагрузки в процессе занятий оздоровительной аэробикой. Заключительная часть занятия – стретчинг. 22
Элективный курс «Йога» 82
1 Тема 1. Основы проведения занятий хатха-йогой. Регламентация нагрузок при выполнении физических упражнений (асан). Йога как система духовных, психических и физических практик. Хатха-йога как практика физической подготовки (асаны). 28
2 Тема 2. Проведение занятий хатха-йогой (базовый курс). Основные асаны (статические позы) и последовательность их выполнения. Дыхательные упражнения в хатха-йоге (пранаяма). Позы отдыха (расслабления). 28
3 Тема 3. Фитнес-йога (основные направления). Flex. Методика проведения базового комплекса упражнений (статических и динамических), направленных на развитие гибкости и улучшение подвижности в суставах, увеличение эластичности мышц и сухожилий. 26
Элективный курс «Атлетическая гимнастика» 82
1 Тема 1. Основы методики развития силовых способностей. Основные виды проявления силовых способностей (статическая сила, динамическая сила, стато-динамическая сила). Методика развития силовых способностей: с использованием веса собственного тела, с партнёром (во взаимном сопротивлении), со свободными весами, на тренажёрах. Техника безопасности при проведении занятий по силовой подготовке. 20
2 Тема 2. Методика составления базового комплекса упражнений по развитию силовых способностей без использования и с использованием дополнительного оборудования (свободные веса).

Методика составления комплекса упражнений на основные группы мышц с использованием веса собственного тела.Методика составления комплекса упражнений на основные группы мышц с использованием свободных весов (гантели, бодибары, гири). Техника безопасности при проведении данных занятий.

20
3 Тема 3. Методика составления базового комплекса упражнений по развитию силовых способностей на тренажёрах.

Методика составления комплекса упражнений на основные группы мышц с использованием тренажёров. Техника безопасности при проведении данных занятий.

22
4 Тема 4. Методика составления базового комплекса упражнений по функциональной тренировке (Crossfit)

Crossfit (GWМ) и функциональная тренировка. Основные понятия и методика проведения. Техника безопасности при проведении данных занятий.

20
Элективный курс «Пилатес» 82
1 Тема 1. Пилатес как основная программа направления «Разумное тело» в фитнесе. Основные теоретические и методические положения оздоровительной программы пилатес. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие чувства равновесия. 26
2 Тема 2. Методика составления базового комплекса упражнений пилатес. Составление и изучение базового комплекса упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие чувства равновесия. 28
3 Тема 3. Методика использования простейшего оборудования и инвентаря при проведении занятий пилатес. Составление и изучение комплексов упражнений с использованием инвентаря – роллеры, изотонические кольца, пилатес-мячи – при проведении занятий пилатес. 28

Формирование оценки текущего контроля успеваемости студентов, их промежуточной аттестации и зачёта (в каждом семестре) по итогам освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы оценивания. Это обобщённый и максимально объективный показатель, который представляет собой суммарный результат обучения в течение семестра в виде недифференцированного зачёта . Максимальный результат составляет 100 баллов, а для получения зачёта по данной дисциплине студенту необходимо набрать 56 баллов. В качестве критериев результативности оценивания будут использоваться:

– регулярность посещения в течение семестра учебных занятий или учебно-тренировочных занятий в спортивной секции на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ;

– выполнение обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания;

– выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) для своей возрастной группы в рамках официального тестирования;

– участие в соревнованиях различного ранга (от первенства института до Спартакиады вузов Санкт-Петербурга) в качестве спортсмена, выступающего за свой факультет или институт, либо волонтёра (добровольного помощника, например, при проведении судейства соревнований и оказании помощи преподавателям кафедры физического воспитания в их организации);

– выполнение различных поручений по кафедре физического воспитания (например, подготовка фото или видео отчёта о каком-либо спортивном мероприятии).

Тестовыми заданиями для студентов, которые выбрали один из четырёх элективных курсов по направлениям оздоровительной физической культуры, будут являться составление и проведение с группой студентов фрагмента практического учебного занятия (например, оздоровительной аэробикой, йогой, атлетической гимнастикой или пилатесом).

Таким образом, студенты СПбГИКиТ при изучении дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» смогут добровольно и обдуманно выбрать личностно-ориентированную доступную программу оздоровительной, спортивной или оздоровительно-спортивной направленности, состоящую из четырёх любых элективных курсов общим объёмом 328 часов. Такой подход позволит сформировать у студентов творческого высшего учебного заведения устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и спортом и культивировать в их среде так называемую «моду на спорт, активный и здоровый образ жизни».

Список литературы

1. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 52–55.
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
3. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – 149 с.
4. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.
5. Константинов С.А., Сомкин А.А. Развитие материально-технического оснащения для занятий физической культурой в высшем учебном заведении: монография. – СПб.: СПбГИКиТ, Изд-во «Арт-Экспресс», 2014. – 153 с.
6. Солодянников В.А. Балльно-рейтинговые технологии в оценке деятельности участников педагогического процесса: монография. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 119 с.
7. Сомкин А.А., Константинов С.А. «Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ // ХХ юбилейные Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф., 20–21 апреля 2016 г. Том II. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 140–143.
8. Сомкин А.А., Константинов С.А. Концепция развития кафедры физического воспитания творческого высшего учебного заведения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород, 2016. – № 5. – С. 25–33.

Ключевые слова: «Элективные курсы по физической культуре», студенты первого курса института, подготовительная и специальная медицинская группы, рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности.

Аннотация. В статье даётся анализ содержания «Элективных курсов по физической культуре» для студентов подготовительной и специальной медицинских групп в неспециализированном вузе. Рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности и интеллектуальные виды спорта (шахматы, шашки) являются наиболее эффективными для студентов этих групп.

«Elective courses on physical education» for students of preparatory and special medical groups in higher educational institution

Dr. Somkin A. A., EdD, Professor, Honored Coach of Russia;

Konstantinov S. A., PhD, Associate professor, Department of Physical Education, Chairman; Demidenko O. V., PhD, Associate professor, Department of Physical Education, Vice-Chairman. St. Petersburg State Institute of Film and Television.

Keywords: "Elective courses on physical education", junior institute students, preparatory and special medical groups, recreation and rehabilitation forms of move activity.

Abstract. This article provides the analysis of the content of "Elective courses on physical education" for students ofpreparatory and special medical groups in unspecialized higher education institution. Recreation and rehabilitation forms of move activity, intellectual sports (chess, draughts) are the most effective for these groups of students.

Введение

Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и культивирование так называемой «моды на активный и здоровый образ жизни» являются важнейшими задачами таких учебных дисциплин, как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в высших учебных заведениях Российской Федерации. Особое внимание следует обращать на такое направление деятельности кафедр физического воспитания и спорта, как противодействие «физкультурной пассивности» среди студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной (ПГ) и специальной медицинской группам (СМГ). Для таких студентов занятия по физической культуре должны рассматриваться, прежде всего, как оздоровительное средство, направленное на повышение их физической активности, которое позволит оптимизировать процесс социализации индивидуума в новой образовательной среде .

Поэтому важен методически обоснованный переход от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной программе. Специфика занятий со студентами ПГ и СМГ связана с крайней неоднородностью этого контингента занимающихся по целому ряду признаков:

  • гендерная принадлежность;
  • противопоказания в определённых видах двигательной активности;
  • уровень физического развития;
  • наличие индивидуального двигательного опыта и другие .

Следовательно, эффективность занятий с такими студентами определяет индивидуальный подход, который будет оказывать положительное влияние на их здоровье и минимизировать возможные риски. В связи с этим актуальным является использование основных положений и методик, используемых в «Адаптивной физической культуре», направленной на реабилитацию и адаптацию к нормальной социально-культурной среде лиц с ограниченными физическими возможностями.

Методическая часть

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «3 плюс» (ФГОС ВО 3+) студенты очной формы обучения в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) по базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата по физической культуре и спорту проходят следующие учебные дисциплины:

  • «Физическая культура» в объёме 72 академических часов (16 часов - лекции; 16 часов практические, семинарские занятия; 20 часов - самостоятельные занятия) на первом курсе;
  • «Элективные курсы по физической культуре» в объёме 328 академических часов (практических занятий) на первом - третьем курсах.

«Элективные курсы по физической культуре» предполагают постепенный переход в СПбГИКиТ от обязательных форм учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами. В качестве элективных курсов на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ студентам предлагается: во-первых, стандартные учебные занятия в соответствии с расписанием (два раза в неделю по два академических часа); во-вторых, различные формы секционных занятий, которые ориентированы на некоммерческий спорт высших достижений, физкультурно-кондиционный спорт, прикладные дисциплины, рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности, интеллектуальные виды спорта (Рис.).

На первый план при организации учебных и секционных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» выходит так называемый мотивационно-ценностный компонент, который должен формировать у молодых людей положительное эмоциональное отношение к занятиям и устойчивое желание прикладывать при этом вполне осознанные волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности .

Для того чтобы отразить важность данной проблемы, мы проанализировали результаты углублённого медицинского обследования (УМО), которое студенты первого курса проходят в сентябре - октябре, за последние пять лет - с 2011 по 2015 годы (Таблица). Результаты статистического исследования показали, что процент студентов, поступающих в институт и имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, достаточно велик - от 36 до 50 процентов от общего числе студентов.

Рассмотрим основные формы секционных занятий на кафедре физического воспитания в СПбГИКиТ, ориентированные, в том числе, на студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к ПГ или СМГ.

Рис. Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ

1. Некоммерческий спорт высших достижений подразумевает успешное выступление на соревнованиях высокого уровня, но без получения существенного финансового вознаграждения . Для студентов СПбГИКиТ, специализирующихся в единоборстве ушу саньда, -это чемпионаты России, крупные и престижные международные турниры, в том числе и в Китае, на «родине» этого вида спорта. Ушу саньда является комбинированным видом единоборства, вобравшим в себя лучшие технические приёмы из китайских боевых искусств. Благодаря широкому арсеналу приёмов, разрешённых Правилами соревнований, в поединках по ушу саньда спортсмены могут применять удары руками и ногами в «полный контакт», захваты противника и броски на помост, называемый «лей-тай» . При высоком уровне подготовки ведущих спортсменов-студентов института по ушу саньда (технической, функциональной, физической, тактической) они способны, при определённой адаптации учебно-тренировочного процесса, представлять сборную команду института и по различным «смежным» дисциплинам - «ударным» (карате, тхэквондо, бокс, кикбоксинг - в разделах «фул-контакт» и «фул-контакт с лоу-кик»), «борцовским» (самбо, дзюдо), «смешанным» (джиу-джитсу, рукопашный бой, спортивно-боевое самбо) единоборствам.

2. Физкультурно-кондиционный (или так называемый «массовый») спорт - это тип общедоступного (ординарного) спорта, направленный главным образом на физкультурно-спортивные тренировки, которые способствуют сохранению приобретённой ранее (в школьном возрасте) физической формы со строго регламентированным участием в соревнованиях. Здесь целевой итог деятельности ориентирован не на максимально возможный результат, а на необходимый каждому человеку уровень физического и духовного развития для поддержания его дееспособности и адекватного состояния здоровья. При этом затраты времени на занятия должны быть оптимально минимизированы и не мешать основному социально-необходимому виду деятельности студента, получающего высшее образование .

Результаты углублённого медицинского обследования (УМО) студентов 1 курса СПбГИКиТ в 2011-2015 годах

Студенты 1 курса, прошедшие УМО

Отнесены к основной группе

Отнесены к подготовительной группе (ПГ)

Отнесены к специальной группе (СМГ)

Освобождены от занятий физической культурой

Примечание. *число студентов, прошедших УМО и отнесённых по состоянию здоровья к определённой группе; **процентное соотношение студентов, отнесённых к соответствующей группе.

В СПбГИКиТ организованы на регулярной основе секционные занятия по следующим видам спорта:

  • спортивные игры - футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис;
  • единоборства - кикбоксинг, тхэквондо, самбо, дзюдо;
  • атлетические виды спорта (атлетизм) - армрестлинг, пауэрлифтинг, гиревой спорт;
  • черлидинг.

Из лучших студентов, посещающих секции, сформированы сборные команды института, для которых основными соревнованиями является Спартакиада вузов Санкт-Петербурга.

3. Прикладные дисциплины. Проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Поэтому не случайным является тот факт, что в СПбГИКиТ большой популярностью у студентов (как юношей, так и девушек), которые не имеют желания регулярно тренироваться для участия в соревнованиях, пользуются секции по прикладным дисциплинам:

  • самозащита - на основе техники школ традиционного ушу;
  • КЭНПО - реальный рукопашный бой;
  • айкидо, в том числе и с использованием оружия;
  • CrossFit - система так называемой функциональной круговой тренировки с использованием упражнений из различных единоборств (бокс, тхэквондо, дзюдо, спортивно-боевое самбо).

Занятия в таких секциях как самозащита и айкидо, как правило, не требуют от студентов высокого уровня развития их физических способностей и освоения сложных технических приёмов.

4. Следующая группа секций условно объединена рекреационно-реабилитационными формами двигательной активности студентов. В процессе занятий в данных секциях физические упражнения и какие-то элементы спорта используются в доступных и упрощённых формах для решения следующих задач:

  • поддержания и укрепления здоровья;
  • активного, здорового отдыха;
  • переключения на другой вид деятельности;
  • восстановления работоспособности;
  • организации эмоционально насыщенного досуга;
  • оздоровления студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к ПГ и СМГ.

На студентов, не имеющих отклонений в состоянии своего здоровья, ориентирована секция фитнеса. Занятия по фитнесу проводятся в форме так называемых «смешанных классов» - имеется в виду наличие, как аэробных, так и силовых упражнений, присутствующих в программе занятий. Для студентов, отнесённых по результатам УМО к ПГ и СМГ, организованы секции оздоровительного плавания и йоги. Студенты посещают секцию оздоровительного плавания один раз в неделю. Занятие длится 45 минут и включает в себя:

  • разминку в спортивном зале, основное место в которой занимают упражнения стретчинга низкой интенсивности (15 минут);
  • плавание в бассейне в форме «свободного купания» - различные формы передвижения в водной среде (30 минут).

Занятия в бассейне улучшают функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, активизируют обменные процессы в организме, умственную деятельность студентов.

Секция йоги организована для студентов, имеющих различный уровень физической подготовленности. Первый день недели - это занятие для начинающих (в основном, студентов первого курса) и относящихся по состоянию своего здоровья к ПГ или СМГ, которое длиться до одного часа. Второй день недели - занятие для студентов (II-IV курсы), имеющих предыдущий опыт занятий йогой, например, на первом курсе. Этот урок длится от 75 до 90 минут.

5. Наконец секции по интеллектуальным видам спорта - шахматам и шашкам, - на посещение которых ориентируются студенты, имеющие отклонения в состоянии своего здоровья или освобождённые от практических занятий. Из лучших игроков, по результатам контрольных тренировок, формируются сборные команды института по этим видам спорта, которые регулярно участвуют в районных и городских турнирах, в Спартакиаде вузов Санкт-Петербурга.

Заключение

Введение в вузах Российской Федерации нового Федерального государственного образовательного стандарта «3 плюс» и выделение в Блоке 1 - базовая часть «Дисциплины (модули)» - предмета «Элективные курсы по физической культуре» позволило перейти в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения:

  • от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной программе;
  • от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами.

По результатам углублённого медицинского обследования студентов первого курса за последние пять лет (20112015 годы) было определено, что процент студентов, поступающих в институт и имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, составляет от 36 до 50 процентов от общего числа студентов. Для данного контингента студентов, относящихся к ПГ и СМГ, в СПбГИКиТ предложены следующие практические (секционные) занятия:

  • рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности - йога, оздоровительное плавание и, частично, прикладные дисциплины (айкидо, самозащита);
  • интеллектуальные виды спорта -шахматы, шашки.

Благодаря такому индивидуальному подходу у студентов первого курса сформировалось положительное эмоциональное отношение к занятиям на кафедре физического воспитания и устойчивое желание к их продолжению на последующих курсах.

Литература

  1. Анисимов М. П. Структура техники смешанного боевого единоборства // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - №10 (116). - С. 10-13.
  2. Башмаков В. П. Методические подходы к проведению занятий со студентами специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие / В. П. Башмаков, С. А. Константинов, О. В. Демиденко; СПбГУКиТ. - СПб., 2013. - 80 с.
  3. Безуглый В. С. Анализ подходов к комплектованию групп для проведения практических занятий по физическому воспитанию в специальном отделении вуза / В. С. Безуглый, А. И. Вржесневська, Л. П. Черныш // Фiзичие вихования в контекстi сучасноi освiти: матерiали VII Всеукраiнськоi науковометодичноi конференцii. – Киiв: Национальний авiацiйний унiверситет, 2012. – С. 158–160.
  4. Волкова Л. М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография / Л. М. Волкова, В. В. Евсеев, П. В. Половников; СПбГПУ - СПб., 2004. - 149 с.
  5. Кондаков В. Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. - Белгород: ЛитКара-Ван, 2013. - 454 с.
  6. Матвеев Л. П. Размышления о спорте / Л. П. Матвеев // Спортивный менеджмент. - 2004. - № 1. - С. 16-21.
  7. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
  8. Московченко О. Н. Модель адаптивно-развивающей среды для студенток специальных медицинских групп / О. Н. Московченко, Л. В. Захарова, Н. В. Люлина // Адаптивная физическая культура. - 2013. - №4 (56). - С. 45-48.
  9. Сомкин А. А. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении / А. А. Сомкин, О. Р. Макаров // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. статей Международной научно-практической конференции (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.