WEB-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

А.П. Ефремов, Б.Г. Строганов

Кафедра компьютерных технологий Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье изложены основные принципы построения современного учебного интернет-портала (web-портала), представлены его основные возможности в области повышения эффективности учебного процесса, обсуждаются вопросы и проблемы его внедрения и эксплуатации.

Ключевые слова: учебный процесс, компьютерные технологии, » нтернет, внедрение и эксплуатация.

Современное обучение на уровне средней и, тем более, высшей школы невозможно без использования информационных технологий. Наиболее мощными информационно-образовательными ресурсами обладают Интернет и Интранет, которые существуют и развиваются на базе web-технологий.

Среди множества разнообразных программных оболочек, предназначенных для активизации процесса обучения, наиболее универсальными и вместе с тем простыми в освоении являются информационные web-ресурсы .

Другим важным преимуществом использования в образовательном процессе информационных web-ресурсов является тот факт, что для их внедрения не требуется закупка и установка на компьютеры пользователей (в компьютерных классах) специального программного обеспечения, а достаточно лишь предустановленной операционной системы, например, MS Windows, и наличия стандартного пакета офисных программ. Кроме того, сама разработка учебных и обучающих web-ресурсов обычно проводится на базе бесплатного (свободно распространяемого) программного обеспечения.

Главное место среди образовательных web-ресурсов безусловно занимают учебные web-порталы . Таким учебным порталом обычно называют совокупность web-сайтов, объединенных общей системой администрирования, позволяющей основным пользователям (в нашем случае преподавателям и студентам) самостоятельно обмениваться учебной и организационной информацией, представленной в самых разнообразных видах: текст, рисунки (в том числе активная анимация), звук, видео.

Иногда учебным порталом, порталом образования и т.п. называют набор web-ресурсов, отсортированных в каталогах по рубрикам. Такое понимание, по-нашему мнению, более соответствует определению сайта, а не портала.

Главное назначение учебного портала состоит в переносе части учебного процесса из аудиторий на его страницы, расширяя возможности преподавателей и слушателей. В этом случае значительно сокращаются непроизводительные затраты

времени на лекциях и семинарах. Процесс обучения становится наглядней, разнообразней и интересней. Повышается его эффективность с точки зрения восприятия материала слушателями.

Первые учебные порталы появились в западных университетах в середине 90-х гг. и стали бурно развиваться в ведущих университетах с начала XXI в. (например, учебный портал Гарвардского университета - http://www.harvard.edu).

По своей структуре учебные порталы западных университетов строятся, в основном, по закрытой схеме, когда доступ к учебным материалам и вся организация учебного процесса строго привязаны к индивидуальному слушателю. Такая система может успешно использоваться только при наличии:

а) высокого уровня владения компьютером у преподавателей и слушателей (и, безусловно, наличия самих компьютеров в индивидуальном пользовании);

б) разветвленной компьютерной сети университета (включая WI-FI с охватом практически всех помещений университета), обеспечивающей свободный доступ в любое время преподавателей и слушателей к учебному порталу и другим web-ресурсам;

в) всесторонне разработанной программы обучения, обеспеченной электронными учебными материалами и другими web-ресурсами (например, системой компьютерного тестирования знаний);

г) отработанной организации электронного учебного процесса.

В наших передовых университетах в указанный период времени перечисленные условия практически отсутствовали, что привело к созданию учебных порталов открытого типа, в которых учебные web-ресурсы включались в существующий учебный процесс.

Один из первых таких порталов - Учебный портал РУДН (УПР) - был разработан нами в 2002 г., запатентован и установлен сначала в Интранет РУДН, а затем в Интернет (см. рис. 1) по адресу http://web-local.rudn.ru.

Из скриншота главной страницы на рис. 1 видно, что УПР представляет собой мощный web-ресурс, содержащий в своей оболочке более 2000 сайтов преподавателей, более 3000 сайтов преподаваемых дисциплин, более 300 сайтов кафедр, факультетов (подразделений) и специальностей. Ежедневное количество посещений страниц УПР превышает 1000, а за месяц более 30 000.

Однако эти показатели характерны лишь для последних лет, когда значительно повысился уровень компьютерной подготовки преподавателей и возросли требования руководства университета к использованию современных информационных технологий в учебном процессе.

Особенности структуры и основные возможности УПР. Одной из главных задач реального подключения в учебный процесс современных информационных технологий передачи знаний является решение проблемы освоения преподавательским составом особенностей работы с web-интерфейсом учебных порталов и других web-ресурсов, т.е. ежедневное «онлайновое» использование их в учебном процессе.

Рис. 1. Главная страница УПР

Обеспечить решение поставленной задачи возможно лишь при следующих условиях:

а) начальной компьютерной подготовки пользователей (преподавателей и студентов);

б) наличии простого и доступного web-интерфейса УПР, позволяющего начальному пользователю персонального компьютера (ПК) проводить размещение на своем web-сайте УПР учебной и организационной информации, подключать на свои страницы учебные электронные материалы (УЭМ) и запускать учебные компьютерные программы (УКП), проводить тестирование знаний студентов, по-

в) осуществлении свободного доступа в любое время к учебным ресурсам через компьютерную сеть университета и Интернет.

В связи с указанным выше структура УПР изначально была выбрана открытой, и для просмотра web-сайтов факультетов, кафедр, преподавателей, читаемых дисциплин и специальностей требуется введение одного общего для всех логина и пароля - ш и ш4002 (см. рис. 2-6). Каждому принятому на работу преподавателю автоматически создается сайт на УПР (в соответствии с приказом о зачислении).

Рис. 2. Главная страница сайта факультета

Рис. 3. Главная страница сайта кафедры

Рис. 4. Главная страница сайта преподавателя

Рис. 5. Главная страница сайта дисциплины

Рис. 6. Главная страница сайта специальности

Рис. 7. Страница поиска сайтов преподавателей, кафедр, дисциплин и специальностей

Необходимость ввода логина и пароля была введена только для редактирования и обновления авторами информации web-сайтов УПР. Каждый из перечисленных типов сайтов мог заполняться авторами независимо друг от друга. В то же время в УПР имеется механизм, использующий доступ пользователей к базовым таблицам общей базы данных, благодаря которому:

Факультеты сами могут подключать к себе сайты относящихся к ним кафедр, дисциплин, специальностей;

Кафедры сами могут подключать к себе сайты преподавателей, читаемых дисциплин, специальностей;

Преподаватели могут подключать к своему сайту сайты читаемых ими дисциплин, УЭМ из общей базы университета и другие информационные ресурсы УПР и Интернета.

Указанные типы сайтов имеют целый ряд служебных сервисов и фиксированный набор разделов меню. Такой подход упрощает слабо подготовленным пользователям процедуру редактирования и обновления информации. Кроме того, однотипность разделов меню упрощала поиск информации на различных кафедрах и факультетах. Однако внутреннее содержание разделов может оформляться весьма разнообразно, в том числе с использованием HTML-разметки (см. рис. 3).

Мощная система поиска позволяет одним щелчком по первым буквам названия найти сайт преподавателя (см. рис. 7), кафедры, дисциплины или специальности.

Факультеты и кафедры имеют возможность размещать на своих сайтах новости, информацию о структуре обучения, особенностях дисциплин и специальностей, о своих преподавателях, об успеваемости студентов и пр.

Наиболее интересными являются сервисы общения преподавателей со своими студентами и тестирование знаний через Интернет. В настоящее время УПР снабжен общим форумом, на котором есть в качестве разделов форумы факультетов и кафедр. Такой форум можно использовать как для объявлений факультетского и кафедрального характера, так и для общения студентов и преподавателей. В дальнейшем предполагается организовать личные (закрытые) форумы преподавателей и, возможно, чаты. Использование ресурсов общения такого рода сильно сдерживается недостатком точек подключения пользователей к компьютерной сети и Интернету.

Преподаватели на своих сайтах УПР имеют возможность использовать две системы компьютерного тестирования. Первая из них - интернет-тестирование - встроена в систему портала и позволяет преподавателям создавать тесты, открывать их в Интернете для проведения удаленного тестирования слушателей, получать и обрабатывать результаты тестирования (см. рис. 8).

Вторая, более мощная система компьютерного тестирования - Ментор-РУДН - существует автономно со своим сервером в локальной сети РУДН (см. рис. 9).

Через УПР осуществляется связь преподавателей с этой системой, загрузка тестов, получение результатов тестирования и т.п.

ТСИ-£Г Тестирование на странице преподавателя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов"

Для студентов

Для преподавателей

Редактировать тесты

Краткая инструкция

Рис. 8. Главная страница интернет-тестирования сайта преподавателя

Рис. 9. Окно системы компьютерного тестирования «Ментор-РУДН»

Она позволяет создавать интеллектуальные и обучающие тесты, проводить тестирование с использованием всех существующих в настоящее время мультимедийных приложений и проводить статистическую обработку и анализ результатов тестирования. Студенты один раз в учебный год регистрируются в этой системе, в своей группе. Каждый преподаватель, имеющий свой сайт на УПР, может подготовить тесты по своей дисциплине, самостоятельно через УПР загрузить их на сервер, протестировать студентов, получить и обработать результаты тестирования, после чего опубликовать их для студентов на своем сайте в УПР.

Рассмотренные системы компьютерного тестирования дают преподавателю мощный и универсальный инструмент обучения и контроля знаний.

Организация поддержки пользователей УПР. Помимо проведения специальных курсов практического обучения преподавателей работе с УПР на самом портале была разработана и установлена система обучения и помощи пользователям.

Система обучения включает несколько обучающих программ, которые по шагам разбирают различные аспекты работы с порталом и системами компьютерного тестирования (см. рис. 10).

Рис. 10. Окно программы, обучающей работе с УПР

Помощь пользователям организована также через справочные, иллюстрированные рисунками электронные материалы, размещенные в разделе «Возможности».

В организационном плане для всех пользователей УПР функционирует «горячая» телефонная линия и страница отправки писем с вопросами по различным аспектам работы УПР.

Администрирование УПР. Одним из главных преимуществ рассматриваемого учебного портала является самостоятельное существование и оформление пользователями всех сайтов (факультетов, кафедр, преподавателей, дисциплин и специальностей). Причем пользователи сами устанавливают связи между этими сайтами путем выбора ссылок - адресов из соответствующих таблиц общей базы данных портала. Например, факультеты в соответствующие разделы своего сайта выбирают из общей базы ссылки на сайты своих кафедр, дисциплин, специальностей, а кафедры выбирают ссылки на сайты своих преподавателей, дисциплин и специальностей. Такая система позволяет перевести все сайты на самообслуживание своими пользователями. Иначе для поддержки такого портала (содержащего более 5000 сайтов) потребовался бы целый отдел сотрудников.

Администрирование УПР в нашем случае состоит:

а) в поддержании и обновлении общей базы данных факультетов, кафедр, преподавателей, дисциплин и специальностей;

б) в сборе и публикации статистики использования УПР;

в) в поддержке пользователей (консультации, обучение);

г) в постоянной модернизации сервисов, предлагаемых пользователю;

д) в технической поддержке программ и оборудования УПР.

Помимо решения основных задач, связанных с повышением эффективности учебного процесса, УПР является своего рода полигоном, на котором преподаватели приобретают и совершенствуют свои знания и умения работы с компьютером и информационными ресурсами. Студенты в процессе обучения через УПР осваивают современные электронные web-ресурсы для получения знаний и навыков по своим специальностям.

ЛИТЕРАТУРА

Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. - С. 197-288.

Солоницын Ю., Холмогоров В. Интернет: Энциклопедия. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

Ашманов И., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. - СПб.: Питер, 2008.

Вандшнайдер М. Основы разработки веб-приложений с помощью PHP и MySQL. - ЭКОМ Паблишерз, 2008.

Строганов Б.Г., Исайкин О.В., Теплов А.В., Бурканова Т.И. Учебный Web-портал. - М.: Изд-во РУДН, 2006.

WEB-TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY

A.P. Efremov, B.G. Stroganov

Chair of Computer Technologies Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article is devoted to main principles of construction modern the educational Internet a portal, are presented its basic possibilities in the field of increase of efficiency of educational process, are discussed questions and problems of its introduction and operation.

Key words: educational process, computer technologies, the Internet, introduction and operation.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Web-Quests технологии в образовательном процессе

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей в образовании. Однако время и практика показали, что ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, так как они направлены на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.

Как добиться качества образования на практике? Центральное место в методической системе занимают проблемное и проектное обучение, которые органично соединяет в себе все остальные ее компоненты: исследовательскую деятельность; предпрофильную и профильную подготовку; метапредметные связи; работу с одаренными детьми; внеурочную деятельность по предмету; подготовку учащихся к итоговой аттестации.

Ведущим источником получения информации для учащихся в наше время стал Интернет. Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. Иногда она напоминает поиск иголки в стоге сена.

По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь дети и подавно не смогут найти то, что им требуется.

Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам при работе с проектами различной направленности возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется «web-квест».

Web-Quests является одним из новых направлений проектной деятельности, хотя для Запада она уже не нова. Первые упоминания о ней относятся к началу 90-х годов прошлого столетия. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Чаще всего web-квест определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.

Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:

Введение

предназначено для привлечения интереса учащихся

Задание

описывает конечный продукт деятельности

Процесс

пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация

Оценка

в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся

Заключение

подведение итогов проектной деятельности

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

B.Dodge описывает следующие виды заданий для веб-квестов:

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.

  • Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
  • Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
  • Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.

Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:

  • повысить заинтересованность учащихся в изучении учебной дисциплины;
  • повысить мотивацию обучения;
  • использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
  • наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;
  • воспитывать информационную культуру учащихся.

Для решения каких задач может быть использована данная технология?

1. Усвоить базовые знания по дисциплине, разделу или теме курса.

2. Систематизировать усвоенные знания.

3. Сформировать навыки самоконтроля.

4. Сформировать мотивацию к учению в целом.

5. Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Преподаватель, разрабатывая и используя квесты в учебном процессе, имеет возможность:

  • легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданный квест может быть использован многократно;
  • реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения;
  • уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;
  • проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ПК как тренажер;
  • осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
  • уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободив время для творческой работы и индивидуальной работы со студентами;
  • сделать более эффективной самостоятельную работу студентов, которая становится и контролируемой, и управляемой.

С использованием квестов обучаемый получает возможность:

  • вести работу в оптимальном для него темпе;

Работа филиала при современных условиях веб технологий.

«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями.

Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей

Вся переподготовка должна быть ориентирована на

использование современных технологий».
Д.А. Медведев

Одним из необходимых условий эффективной подготовки студентов в сфере среднего и высшего профессионального образования является применение современных электронных средств обучения.

Работая с современными электронными средствами обучения, студенты могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более эффективному восприятию. Использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам

Одно из направлений процесса информатизации образовательных учреждений – это взаимодействие преподавателей со студентами в виртуальных методических сообществах. Одним из наиболее часто используемых информационных ресурсов являются методические материалы, размещенные преподавателем на сайте образовательной организации.

Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности:

1.Представление и передача учебной, методической и справочной информации:

    передача учебной, методической, научной и справочной информации в текстовом, графическом, звуковом и видео-форматах;

    визуализация и воспроизведение учебно-методической информации в различных форматах (текст, графика, анимация, звук, видео);

    организация консультаций, общения с педагогом, с сокурсниками (форум, чат, отправка сообщений, электронная почта и т.д.);

    возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

    возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий.

2. Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации:

    свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей;

    доступ к учебному программному обеспечению и документациям из огромных файловых архивов (с учетом того, что большая часть информации распространяется бесплатно);

    возможность хранения и резервирования, информации любого вида (статичной, динамичной, текстовой, графической, визуальной, звуковой, видео);

    обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора;

    систематизация информации в собственных электронных картотеках и базах данных;

3. Проектирование образовательного процесса:

    возможность организации электронных телеконференций (аудиоконференций и видеоконференций), в том числе в режиме реального времени;

    обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;

    использование современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса;

    возможность организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран;

    возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров (организации центра дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций с целью получения дополнительной специальности).

    возможность организации сетевых сообществ;

    организация коллективной электронной энциклопедии (Wikiпедия), коллективной электронного учебника (технология Wiki);

    доступ к каталогам сотен лучших мировых библиотек;

    доступ к мировым базам данных и базам знаний;

    оперативный контроль усвоения знаний, умений и навыков;

    возможность организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

    активизация познавательной деятельности;

    мотивация самостоятельной учебной деятельности;

    возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции;

    формирование и развитие творческих навыков.

Выделим некоторые дидактические возможности образовательного Web-ресурса разработанного и поддерживаемого дидактическими возможностями Web-технологий:

    подготовка и редактирование образовательного Web-ресурса непосредственно в сетевом образовательном пространстве с помощью простого текстового редактора;

    хранение образовательного Web-ресурса в сетевом Web-пространстве;

    свободный поиск образовательного Web-ресурса в сетевом образовательном пространстве;

    использование программного обеспечения и периферийных устройств удаленных web-компьютеров (компьютеры, подключенные к сетевому образовательному пространству) для запуска на них учебных программ, тренажеров, проведения соответствующих вычислений;

    интерактивность образовательного Web-ресурса за счет специально создаваемой мультимедийной поддержки и оперативной обратной связи;

    возможность оперативного и адаптивного проведения контрольно-оценочных мероприятий;

    дистанционное использование образовательного Web-ресурса в целях поддержки образовательного процесса или повышения квалификации.

В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях, в виду тех особых преимуществ, которые и дает нам гипертекст. В сфере образования можно выделить следующие преимущества гипертекстовых систем :

    можно использовать для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемому просмотреть не только большую группу элементов, но и изучить механизм образования ассоциативных связей;

    делает возможной навигацию в больших базах данных. Независимо от объема система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя;

    служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, т.к. дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;

    практически не ограничивает области применения и направления учебной деятельности;

    организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.

    изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала;

    дает пользователю «живую», динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяют ему, как быть самостоятельным в данной системе, так и активно действовать;

    возможность выбора собственной траектории обучения диктуемой познавательными интересами обучаемого, за счет спроектированной независимой навигации;

    позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Литература:

1. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дисс… канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2000. – 152 с.

2. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда XXI века. Вестник образования. – М.,- 2009. – №15. – с.44-52.

3. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: Дисс. ... д-ра пед. наук. – Москва, 2007

4. Кузнецова А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. – М.: Издательство Бином, 2010, – 207 с.

5. Ниматулаев М.М. «Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей web-технологий» (статья в научном сборнике статей)

Web-технологии в образовании. Системы дистанционного обучения в Интернете

Введение

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы - формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин "дистанционное" используется в отношении "онлайнового" обучения. Но, фактически, онлайновое обучение - одна из форм дистанционного обучения.

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Использование Систем Онлайнового Обучения (СОО) несет определенные выгоды: такие системы позволяют вовлечь в процесс обучения большее количество учащихся и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и обучаемых.

Среди основных преимуществ СОО можно отметить следующие:

  • возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения;
  • возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайновом режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.);
  • сокращение расходов на обучение - нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, и для организаций - направлять сотрудников в командировки.

Рынок СДО (Систем дистанционного образования) можно разделить на следующие секторы:

  • корпоративный;
  • ДО в системе высшего и среднего образования;
  • ДО в органах государственного и местного управления.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. Причем, по данным исследовательской компании International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США должен вырасти более чем на 50% и достигнуть 18 млрд. долл. в 2005 г. В то время как объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) IT-обучения во всем мире будет расти на 13% в год с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г.

По данным Gartner Group, в 2001 г. корпоративный рынок e-learning составил около 2.1 млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста (CAGR) этого рынка - 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005 г.

Функциональность Систем онлайнового обучения

Основные возможности Системы онлайнового обучения :

В качестве набора учебных материалов в некоторых случаях могут высылаться видеокассеты (или CD, DVD) с записью базовых курсов лекций. А дальнейшее взаимодействие в рамках курса обучения проводится через Интернет.

Способы представления информации

Основные способы представления информации в рамках СОО:

  • Текст
  • Графика
  • 3D-графика
  • Анимация, Flash-анимация
  • Аудио
  • Видео

Реализация видеокурсов по Интернету возможна при наличии мощных телекоммуникационных возможностей и, скорее всего, такой вид обучения в России может быть востребован в редких случаях для корпоративных систем.

Остальные способы представления информации в Интернете стали уже достаточно традиционными. При этом, конечно же, надо учитывать специфику конкретного курса обучения и пропускные способности каналов конкретных пользователей.

Типовая структура Системы онлайнового обучения

В самом общем виде архитектуру систем управления Web-контентом можно представить следующим образом:

Рис. 1. Архитектура систем управления Web-контентом

Как правило, в основе подобной технологии лежит трехзвенная архитектура клиент/сервер. Такая архитектура разбивает процесс обработки данных между клиентом, сервером приложений и хранилищем данных.

Типовая структура Портала Системы онлайнового обучения

В своем большинстве системы онлайнового обучения строятся исходя из портальной схемы. В общем случае такая структура выглядит так:

Рис. 2. Структура Портала Системы онлайнового обучения

Формы дистанционного обучения посредством Интернета

Онлайновые (синхронные, проходящие по расписанию) лекции, семинары предполагают следующую схему работы: к назначенному времени учащиеся приходят на сайт, где регистрируются, после чего начинается занятие. Занятие ведет преподаватель, отвечая на вопросы "слушателей" в онлайновом режиме – либо в чате, либо с помощью звуковых приложений. Возможно применение технологий телеконференций, но это накладывает определенные требования на пропускную способность каналов связи.

Оффлайновые занятия (асинхронные, проходящие по запросу) проходят следующим образом: студенты приходят на сайт в удобное для них время и используют заранее подготовленные материалы – презентации, флэш-презентации, видеоролики, выполняют подготовленные задания, могут задать вопросы преподавателям по электронной почте или в конференции, форуме.

Одной из проблем, возникающих при онлайновом обучении, является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Как проверить, что на вопросы теста самостоятельно отвечает именно тот человек, которым вошедший представился?

  • Можно решить эту проблему, выдавая сертификат, в котором указано, что слушатель "прошел онлайновый курс обучения". Это несколько снижает уровень такого сертификата, но снимает ответственность с Учебного заведения, центра.
  • В случае корпоративного обучения, компания может назначать проверяющих и сдачу экзамена проводить в компьютерном классе.
  • В случаях, когда курс ориентирован на получение знаний, необходимых самому сотруднику для исполнения служебных обязанностей, вопрос аутентификации не является острым.

Бизнес-модели СДО. Основные участники рынка

Бизнес-модели

Предоставление на коммерческой основе услуг в области дистанционного обучения на базе Интернета может быть реализовано в рамках следующих бизнес-моделей.

1. Разработка и поставка технологий и программно-технических решений для создания онлайновых систем обучения.

2. Предоставление в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для развертывания систем удаленного обучения (ASP).

3. Предоставление коммерческих услуг по доступу к курсам обучения, разработанным и сопровождаемым специализированными компаниями и учреждениями образования, центрами обучения, ВУЗами и т.д.

4. Консалтинговые услуги по "переводу" существующих "оффлайновых" курсов в онлайновую среду, подготовке контента курса, а также по развертыванию системы дистанционного обучения и организации процесса дистанционного обучения.

Возможны также различные комбинации указанных выше моделей и альянсы компаний, работающих в рамках той или иной бизнес-модели.

Основные участники рынка

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПАНИИ РАЗРАБОТЧИКИ И ПРОВАЙДЕРЫ УСЛУГ СДО

SmartForce предоставляет решения для создания учебных курсов.

Flash-демонстрация компании SmartForce:

SmartForce e-Learning Platform Suites

Чтобы упростить интеграцию платформ для СОО и обеспечивать гибкость в функциональных возможностях и производительности в соответствии с бизнес-потребностями предприятия, компанией SmartForce было разработано пять пакетов ПО, которые могут быть сконфигурированы и собраны для формирования e-learning-платформы предприятия .

  • LEARNING MANAGEMENT SUITE. Позволяет управлять ресурсами и отслеживать прохождение учебных программ учащимися.
  • CONTENT MANAGEMENT SUITE. Обеспечивает интерактивное создание, развертывание контента и управление им.
  • COMPETENCY SUITE. Связывает комплекс навыков и бизнес-ролей с корпоративными стратегиями и целями.
  • COLLABORATION SUITE. Формирует учебную платформу с учебными ресурсами.
  • CUSTOMIZATION SUITE. Доставляет корпоративный тренинг-контент "правильным людям в правильное время"

DigitalThink - поставщик e-learning решений для бизнеса, адаптированных к стратегическим бизнес-целям компании, обеспечивающих привлекательную среду обучения и включающих инструменты управления, а также измерения эффективности вложения инвестиций (ROI).

  • E-Learning Catalog включает больше чем 3.000 часов курсов. Темы курсов: IT, менеджмент, продажи, e-навыки, финансовые услуги, HR и др.
  • E-Learning Platform - масштабируемая, открытая DigitalThink E-Learning платформа - основа e-learning решений для бизнеса. E-Learning платформа поддерживает работу пользователей и предоставляет администраторам инструменты управления и анализа. Открытый протокол дает возможность "бесшовной" интеграции с другими приложениями на предприятии.
  • E-Learning Services - DigitalThink объединяет опыт понимания бизнес-целей заказчиков с опытом создания учебных проектов. Диапазон услуг - от проекта учебного плана до его реализации и сопровождения.

Технология E-Learning DigitalThink - полностью сопровождаемая в режиме аутсорсинга Web-cреда, которая поддерживает сотрудничество с преподавателями и обеспечивает отслеживание ROI, а также подготовку отчетов. В основе технологий E-Learning DigitalThink лежит открытая архитектура, e-learning окружающая среда и learning management system (LMS).

Компанией предлагается программный пакет eLearning Studio, в который вошли ранее выпущенные компанией программные продукты:

  • Authorware 6 – программа, предназначенная для разработки приложения в области образования;
  • Flash 5 – программа, предназначенная для разработки флэш-анимационных роликов;
  • Dreamweaver 4 – программа, предназначенная для работы с публикацией материалов в Web.

Пакет eLearning Studio содержит набор инструментов для разработки e-learning приложений. Хотя эти инструменты и адаптированы для создания e-learning приложений, все же продукт представляет собой средство (язык высокого уровня) для создания демонстрационного ролика, принципы построения которого мало чем отличаются от принципов создания флеш-роликов, предназначенных для любых других нужд.

Создание системы дистанционного обучения с элементами управления курсами и обучающимися и т.п. с использованием Macromedia eLearning Studio потребует привлечения программистов и использования дополнительных решений.

В целом продукт компании Macromedia подходит для создания интерактивных презентаций с использованием анимации звука и т.п. на основе флэш-технологий. Данный пакет используют в своих обучающих курсах такие компании, как Cisco (http://www.cisco.com/mm/quickstart/launcher.htm).

Стоимость полного пакета eLearning Studio составляет 2999 долл., стоимость модернизации Authorware 5.x - 899 долл., стоимость Authorware 3.x и 4.x - 1099 долл. Стоимость отдельного продукта Authorware 6 составляет 2699 долл.

Обновленный продукт Authorware 6 имеет функцию публикации на Web и CD-ROM "одной кнопкой", drag-and-drop синхронизацию для различных типов медиа-сред и поддержку потокового MP3 аудио.

Компанией Interwise предлагается решение Enterprise Communications Platform (ECP) . Централизованное управление решением осуществляется приложением Interwise Communications Center - приложение, исполненное в виде интернет-портала, позволяющего получать персонифицированный доступ и вход в пять основных приложений ECP.

В состав Enterprise Communications Platform входят следующие компоненты.

Компания IBM предлагает решение Lotus LearningSpace 5.0, а также ASP-услуги. Решение состоит из следующих наборов приложений и технологий.

  • Mindspan Planning – система, предназначенная для первоначального анализа уровня обучаемого, выработки стратегии его обучения и методов.
  • Mindspan Design – система, предназначенная для создания структуры курсов, системы сертификации и проведения анализа результатов обучения в компании; существует возможность интеграции решения с имеющимися системами управления ресурсами предприятия.
  • Mindspan Content – система, предназначенная для создания и размещения контента; возможно использование приложений Microsoft PowerPoint and Lotus Freelance Graphics.
  • Mindspan Technologies – решение, состоящее из платформы Lotus LearningSpace, Learning Management System, называемой TEDS , и Lotus LearningSpace Forum 3.01 ; решение позволяет использовать имеющиеся на предприятии приложения Domino, а также Authoring Tool Suites обеспечивающего поддержку различного контента, в том числе созданного с помощью Macromedia"s Web Learning Studio. TEDS - обеспечивает интеграцию платформы Lotus LearningSpace с почтовыми системами, системами управления персоналом и финансами, а также системами skills management и тестирования/сертификации.

Основным приложением-клиентом является Live Virtual Classroom.

Компания предлагает решение Blackboard 5, а также ASP-услуги для предприятий и учебных заведений.

Решение Blackboard 5 состоит из трех главных приложений:

  • Blackboard Learning System - система управления курсами предприятия;
  • Blackboard Community Portal System - объединяющий портал, предоставляющий доступ к ресурсам, администрированию курсов, средствам общения, расписанию и т.д. для соответствующих категорий пользователей;
  • Blackboard Transaction System - интернет-система, обеспечивающая идентификацию студентов, предоставление доступа и управление платежами за обучение и др.

Blackboard Learning System состоит из приложений:

  • Course management - непосредственно система управления курсами, обеспечивающая управление контентом (personal information, course elements and documents, academic Web resources, publisher-provided digital material), средства общения (форумы, чаты и т.п.), проведение тестов, опросов, экзаменов; а также предоставляющая различные дополнительные средства управления для преподавателей.
  • Blackboard Building Blocks architecture for interoperability and customization – компонент, обеспечивающий интеграцию различных видов контента и коммерческих приложений с платформой Blackboard, а также содержащий различные утилиты и приложения для студентов и преподавателей.
  • Advanced integration and system management – система, обеспечивающая интеграцию решения Blackboard с различными информационными системами (student information system (SIS)) или бэк-офис (ERP) системами предприятия.

Решение совместимо с Microsoft .Net., позволяет размещать материалы курсов в форматах Microsoft Office, Adobe Acrobat PDF, HTML, различные форматы графики, аудио и видео, а также анимационные ролики (Flash, Shockwave, Authorware).

Компания Docent предлагает решение Docent Enterprise, позволяющее организовать обучение на предприятии. У компании есть опыт внедрения решения на предприятиях различных индустрий (энергетика, финансы, фармацевтика, телекоммуникации).

Решение состоит из следующих приложений: Docent Learning Management Server (LMS), Docent Outliner, Docent Content Delivery Server (CDS) и Docent Mobile.

Решение представляет собой портал и позволяет проводить живые занятия (по расписанию), занятия по требованию, сертификацию, планирование обучения студентов. Имеются система взимания платы за курсы (биллинг, т.е. предоставление возможности организации платного обучения вне предприятия), функции администрирования портала, материалов курсов и учебного процесса, а также управления персоналом предприятия, включая направление на курсы и т.п.

Приложение Docent Outliner предназначено для публикации материалов курса.

Данное решение - одно из наиболее используемых решений для ДО.

Ознакомиться с Демо-версией можно .

Отметим, что в настоящее время решения Docent довольно активно внедряются различными компаниями.

Компания Centra разрабатывает решения e-learning и предлагает готовые решения на основе своих разработок. В основном деятельность компании ориентирована на разработку корпоративного обучения для предприятий.

Компания предлагает решение для корпоративного обучения персонала предприятия.

Решение состоит из следующих компонентов.

  • Virtual classroom обеспечивается продуктом Centra Symposium 5.0, которое предназначено для проведения живых занятий, конференций и тому подобных мероприятий среди персонала, партнеров и клиентов компании, а также для проведения тренингов по продуктам и продажам. Допускается участие до 250 пользователей одновременно и в реальном времени. Имеются различные функции, такие как: поднятие руки, голосовое общение (voice over IP), видеоконференции (например, трансляция выступающего для пользователей), поддержка выступления нескольких ведущих, текстовый чат, запись живых занятий для последующего использования и др. Решение требует наличие у пользователя интернет-браузера, через который загружается непосредственно приложение-клиент.
  • Web conferencing обеспечивается продуктом Centra Conference 5.0, который предназначен для проведения живых Web-конференций для небольшого числа участников. Принцип работы Centra Conference 5.0 похож на принцип функционирования предыдущего приложения с той разницей, что продукт Centra Conference 5.0 более ориентирован на малое количество участников: возможны "одновременные высказывания" сразу нескольких человек; отсутствует ведущий, в связи с чем все участники имеют равные возможности и т.п.
  • Web Meetings обеспечивается продуктом Centra eMeeting 5.0, который предназначен для проведения персональных встреч и презентаций. В целом, этот продукт похож на предыдущий, но в него добавлены возможности органайзера и управления встречами. Для работы с приложением достаточно наличия тонкого клиента.
  • Centra Knowledge Center - организационное и управляющее программой обучения и персональными настройками приложение. Также предназначено для управления контентом и т.д. администратором или автором курса, включает в себя каталог курсов.

Кроме того, среди разработок компании существует система создания контента - Knowledge Composer Pro, и ее разновидность - Knowledge Composer for PowerPoint, в основу которой положена программа Microsoft PowerPoint.

Отметим, что все услуги предлагаемые компанией предоставляются как в виде коробочных решений, так и в виде ASP-услуг.

Также стоит отметить, что в настоящее время решения Centra активно продвигаются, и все большее количество компаний внедряют и используют их в своем бизнесе.

9. HP: e-learning-on-tap

Компания Hewlett-Packard предлагает решение HP virtual classroom, которое представляет из себя хостинг-сервис, позволяющий инструктору проводить в реальном времени онлайновое обучение (http://www.hpe-learning.com/store/about_services.asp).

В рамках этого сервиса в аренду на время сдается "Виртуальная классная комната", в которой "происходят занятия" преподавателя с учащимися. "Виртуальная классная комната" - это комплекс программных средств, позволяющий создавать онлайновые курсы и организовывать интерактивное взаимодействие преподавателя с учащимися (презентация, лекция, чат и т.д.). Для проведения занятий требуется только наличие интернет-подключения и браузер, все необходимое обеспечение загружается с сайта HP автоматически.

Оплата может производиться на почасовой основе из расчета в среднем 23 долл. на одного слушателя в час. Есть и другие формы оплаты, в том числе, за сервисы по предоставлению "горячей" поддержки и консультаций.

Примеры цен из расчета 23 долл. на пользователя в час:

10. Pathlore Learning Management System
(http://www.pathlore.com/products_services/lms_datasheet.html)

Компания предлагает решение Pathlore Learning Management System (LMS).

Решение состоит из следующих блоков:

  • Global Learning - основной портал, имеющий настраиваемый интерфейс; с помощью портала осуществляется планирование обучения, обеспечивается доступ к каталогу курсов и прочее;
  • Administration Center – программа управления курсами и планом обучения;
  • Content Center – программа управление "объектами" контента, размещения информации по курсам и тестам;
  • Design Center – блок по созданию и управлению взаимодействием (интерфейсом) курсов, при этом не требуется дополнительного программирования;
  • System Center – программа управления бэк-офисом, включает такие функции как мониторинг соединений с системой.

Компания предлагает готовый (коробочный) продукт или разработку системы обучения с учетом специфических требований предприятия (без предоставления ASP-услуг). С демо-версией СДО "Прометей" можно ознакомиться по адресу http://www.prometeus.ru/products/sdo/enter.asp

Система "Прометей" имеет модульную архитектуру, что позволяет расширять, модернизировать и масштабировать систему по мере необходимости. Система состоит из следующих модулей.

  • Типовой Web-узел - набор HTML-страниц, предоставляющих информацию об учебном центре, списке курсов и дисциплин, списке тьюторов в Интернете или ЛВС (Интранете) организации.
  • АРМ "Администратор". Модуль обеспечивает выполнение администратором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: управление системой, разграничение прав доступа к ее компонентам, регистрация новых тьюторов и организаторов. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • АРМ "Организатор". Модуль обеспечивает выполнение организатором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: формирование групп учащихся, регистрация слушателей, контроль за оплатой обучения и рассылкой учебных материалов. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • АРМ "Тьютор". Модуль обеспечивает выполнение тьютором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: консультирование слушателей, контроль за их успеваемостью, тестирование, простановка оценок в зачетную книжку, формирование отчетов руководству. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • АРМ "Слушатель". Модуль обеспечивает слушателя всеми необходимыми средствами для успешного изучения курса. Слушатель может общаться с тьютором и однокурсниками, изучать электронные версии курсов, выполнять лабораторные работы, сдавать тесты, работать над ошибками. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • Модуль "Трекинг". Модуль фиксирует в базе данных все обращения к информационным материалам, расположенным на Web-сервере учебного центра, предоставляя отчетность о том кто, когда и что читал или просматривал.
  • Модуль "Курс". Модуль обеспечивает доступ к курсам со стороны слушателей, тьюторов, организаторов и администратора. Для каждого пользователя список курсов формируется динамически на основании его членства в группах.
  • Модуль "Регистрация". Модуль регистрирует в системе новых слушателей и вносит информацию о них в базу данных.
  • Модуль "Тест". Модуль формирует для каждого слушателя уникальное тестовое задание. Сохраняет ответы на вопросы в базе данных, анализирует их и подсчитывает набранный балл. Генерирует подробный отчет о попытке сдачи теста и сохраняет его на сервере для последующего анализа.
  • Модуль "Дизайнер тестов". Модуль позволяет в интерактивном режиме создавать новые тесты, расширять и изменять существующие или импортировать тест из текстового файла. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • Модуль "Учет". Модуль обеспечивает контроль за поступлением платежей и рассылкой учебных материалов.
  • Модуль "Отчеты". Модуль формирует разнообразные отчеты о деятельности учебного заведения.
  • Модуль "Дизайнер курсов". Модуль позволяет в автономном режиме создавать электронные учебные курсы с их последующим размещением на сервере учебного центра. Представляет собой отдельную программу, устанавливаемую на локальный компьютер. Подключение этого компьютера к Сети не обязательно.

2. Компания Cognitive Technologies (www.cognitive.ru).

Компания предлагает готовый (коробочный) продукт – СДО "СТ Курс", а также услуги по ASP - "ASP-Курс".

Компанией "Город-Инфо" разработана СДО "Интразнание". Система "Интразнание" позиционируется как корпоративная система управления знаниями сотрудников и включает три основных модуля:

Система обладает Web-интерфейсом. Данные о результатах тестирования сотрудников хранятся централизованно и всегда доступны для просмотра уполномоченными лицами (сотрудники отдела кадров, руководители подразделений, топ-менеджеры и пр.).

С демо-версией системы можно ознакомиться по адресу http://intraznanie.gorod.ru .

Компанией "Информпроект" разработана система "Батисфера", предлагающая возможности дистанционного образования для учебных заведений.

Система "Батисфера" состоит из двух блоков.

Преподавательский блок "TUTOR" позволяет создавать учебный материал любых типов и форм, а именно: лекции, домашние задания, лабораторные работы, тесты, контрольные работы, интерактивные зачеты, экзамены, электронные учебники.

При создании работ преподаватель может жестко регламентировать время выполнения соответствующей проверочной работы и устанавливать порядок допуска к каждому последующему заданию. TUTOR включает в себя модули:

  • EDITOR - редактор, формирующий учебный материал (с возможностью использования звуковых и видео фрагментов);
  • REPORTS - программа систематизации отчетов учащихся, выполнивших учебное задание;
  • SKINMAKER - программное средство общего назначения, позволяющее легко изменить базовый дизайн программы с учетом задач и эстетических предпочтений пользователя.

Второй блок - READER - предназначен для учащихся, он позволяет:

  • прослушать лекцию;
  • выполнить лабораторную, контрольную работу, домашнее задание;
  • сдать зачёт и экзамен в интерактивном режиме;
  • занести результаты, полученные учащимся в процессе тестирования (контрольной работы, экзамена и т.д.), в текстовый файл, отправить его по электронной почте или распечатать.

С демо-версией СДО "Батисфера" можно ознакомиться по адресу http://www.baty.ru/demo.html .

Как строить дистанционные курсы

Наиболее распространенный "способ" создания системы дистанционного обучения, который можно сейчас обнаружить в Сети, – перевод учебных материалов в HTML-форму и размещение их на Web-сайтах учебных заведений. Безусловно, это важный этап, но оформление учебного материала в Web-форме и открытие доступа к нему через Интернет не привносит никаких новшеств в сам процесс обучения. Перевести учебник физики в HTML-структуру и дать возможность читать его, еще не значит создать курс дистанционного обучения физике.

Обучение предполагает не просто чтение учебного материала, а активное его осмысление и приложение полученных знаний на практике.

"Активность" осмысления достаточно часто выражается в том, что студенты задают вопросы преподавателю, и в СДО должна быть предусмотрена такая возможность. Кроме того, сам материал должен быть построен таким образом, чтобы "провоцировать" вопросы. Но при этом на "другом конце линии" должен находится преподаватель, который может ответить на вопрос в режиме реального времени для синхронного курса, или хотя бы достаточно быстро - для асинхронного .

"Приложение" знаний может быть реализовано в виде ответов на простой тест или выполнение более сложных заданий. В обоих случаях результаты выполнения теста или задания должны быть проверены либо автоматически, либо, опять-таки, преподавателем.

Таким образом, основные отличия онлайнового обучающего курса от презентации или Web-сайта - не просто предоставление возможности доступа к информации, а вовлечение в интерактивное взаимодействие с контролем знаний и накоплением информации о процессе обучения студентов. Накопление информации о процессе обучения и пройденных курсах представляется особенно важным в случае корпоративной системы дистанционного обучения - кадровые службы и руководители получают таким образом очень важную информацию о тренинг-активности сотрудников и ходе их обучения.

Можно предложить следующую упрощенную схему организации онлайнового курса обучения.

  1. Последовательное движение по курсу: пока не пройден первый пункт, невозможно перейти ко второму пункту (движение может быть организовано в рамках отдельных тем). Если тема уже пройдена и сдана, возможен произвольный допуск к отдельным пунктам.
  2. Проверка знаний перед переходом к следующему пункту (в виде простых вопросов с вариантами ответов) с фиксацией факта прохождения и результата.
  3. Выдача заданий студентам с проверкой выполнения и выставлением оценки.
  4. Ведение диалога с обучаемым - функция "вопросы и ответы".

Какие специалисты должны участвовать в создании курса онлайнового обучения и какими навыками они должны обладать?

Некоторые соображения на эту тему изложены в статье Патти Шэнк , консультанта по учебным технологиям Университета Колорадо в Денвере. С сокращенным переводом статьи можно ознакомиться .

Исходя из этих соображений, команда по разработке курса должна состоять из трех групп специалистов:

  1. Дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
  2. Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
  3. Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
  4. Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.
  5. ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.
  6. Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
  7. Система ДО – образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.
  8. Учреждение системы ДО - образовательное учреждение или объединение образовательных учреждений, обеспечивающее функционирование системы ДО.
  9. Центр дистанционного обучения (центр ДО), Центр дистанционного образования - отдельное подразделение, представительство или филиал учреждения системы ДО, осуществляющее административную, учебно-методическую, информационную и техническую поддержку образовательного процесса.

    Ресурсный центр ДО – образовательная организация или ее подразделение, которое создает собственные, а также распространяет заимствованные учебные материалы для ДО.

  10. Полномасштабное дистанционное образование - дистанционное образование, основанное на прохождении полного цикла обучения соответствующего уровня и профиля с выдачей учащемуся соответствующего документа об образовании (диплома).
  11. Организация полномасштабного дистанционного образования – учебная организация, обладающая преподавательским, методическим, технологическим, техническим и административным потенциалом, позволяющим дистанционно с надлежащим качеством и в полном объеме государственного стандарта обеспечивать полномасштабное дистанционное образование.
  12. Учебный центр (центр коллективного пользования) организации полномасштабного дистанционного образования - структурное подразделение организации полномасштабного дистанционного образования в виде филиала или представительства, расположенное в определенном географическом пункте, имеющее учебные помещения, оборудование и средства коммуникации, административный и учебно-вспомогательный персонал, позволяющие проводить для жителей этого географического пункта образовательный процесс, осуществляемый базовым учебным заведением по дистанционной технологии.

    Индивидуальное дистанционное обучение – дистанционное обучение по месту проживания (нахождения) обучающегося, располагающего необходимыми аппаратно-программными средствами для обеспечения телекоммуникаций и обучения.

  13. База учебных материалов (для ДО) – совокупность учебно-методических материалов (учебников, учебных пособий, методических указаний и пр.), предназначенных для ДО и представленных в форме, обеспечивающей доступ к ним со стороны участников процесса ДО.
  14. Информационно-образовательная среда ДО (ИОС ДО) – совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.
  15. Виртуальная аудитория – множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
  16. Лаборатория удаленного доступа - подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.
  17. Виртуальная лаборатория ДО - лаборатория удаленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.
  18. Инструментальные средства ДО – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.
  19. Учебно-методическое обеспечение ДО – база учебных материалов, система управления этой базой, методики ДО, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
  20. Программное обеспечение ДО - системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде дистанционного обучения, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов.

    Техническое обеспечение ДО – используемое в информационно-образовательной среде ДО вычислительное, телекоммуникационное, cпутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных.

  21. Организационное обеспечение ДО – соответствующие местному и федеральному законодательству формы организации учебного процесса с использованием технологии ДО, а также рекомендации по их использованию.
  22. Нормативно-правовое обеспечение ДО – нормативно-правовые документы Министерства образования РФ (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих ДО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе дистанционных технологий обучения.
  23. Кадровое обеспечение ДО – штатные расписания, должностные инструкции, профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к проведению ДО и к разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении дистанционного типа.
  24. Экстерриториальный профессорско-преподавательский состав - профессора и преподаватели учреждения системы ДО, проживающие в различных местах, объединенные организационно и методически средствами телекоммуникации и ведущие учебный процесс в учебных центрах этой организации на основании заключенных с ними договоров.
  25. Тьютор – методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.
1

С развитием процессов глобализации перед высшим образованием ставятся новые цели - под-готовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Современное высшее образо-вание отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения. Основным фактором, сти-мулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост про-исходит такими темпами, что прежние методы и сама система образования уже не может с ним справиться. Простое увеличение объема осваивае-мых знаний приводит к чрезмерному увеличению учебной нагрузки, неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся, но при этом не дает желаемых результатов. При таких темпах изменений обнов-ление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают устареть.

Многие специалисты считают, что в связи с происходящими в мире процессами, необходимо радикальным образом трансформировать высшее образование с учётом современного уровня разви-тия информационных технологий.

В основе полноценного образования лежит взаимодействие между людьми - преподавателя-ми и студентами, а также между самими студента-ми. Информационные же технологии являются именно тем средством, которые могут сделать это общения исключительно эффективным.

Информационные технологии не подменяют собой человеческое общение - они просто реша-ют определенные задачи, давая тем самым возможность сконцентрироваться на концептуальных идеях. Использование подобных технологий име-ет широкие возможности. Так, студенты могут заранее просматривать учебные планы, знако-миться с содержанием курсов. Благодаря этому общение с преподавателем может стать намного содержательнее. С другой стороны, студенты мо-гут заранее прослушать лекции, изучить необхо-димый материал с помощью, например, Интернет, а затем, уже подготовленными, придти на лекцию, чтобы делать именно то, для чего они там собрались: обмениваться идеями, обсуждать различные точки зрения и т.д. Как показывают результаты исследований, такие преобразования в процессе обучения студентов приводят к повышению качества полученных знаний.

Одной из основополагающих идей развития Интернета последнее время стала концепция Web 2.0. Термин Web 2.0 использовался сравнительно давно, но в современном его значении он возник на конференции посвященной Web 2.0 (http://www.web2con.com), которая была органи-зована в октябре 2004 года. В материалах этой конференции Тим О´Рейли опубликовал первую и наиболее популярную статью, в которой было впервые объяснено значение этого термина, а также наглядно продемонстрированы различия между сетью первого и второго поколений. Упот-ребление термина Web 2.0 в основном связано с так называемыми социальными сервисами и сетями, которые волшебным образом позволяют объединять людей в социальные группы, быстро искать единомышленников и нужную информа-цию. Однако без умелого руководства группой и желания делиться информацией ее участника-ми, а также без некоторого дополнительного ин-струментария достигнуть этих целей, скорее все-го, не удастся. По сути, все так называемые соци-альные сервисы лишь позволяют публиковать в Web свои материалы, в том числе и мульти-медийные, а также привлекать к ним внимание с помощью различных приемов, таких как орга-низация по темам, создание сообществ по интере-сам или проведение различных конкурсов среди пользователей. Такой комплекс сервисов и при-нято называть технологиями Web 2.0. Как прави-ло, система публикации в подобных сервисах дос-таточно жесткая и оптимизирована под конкретный тип содержимого: короткие заметки, фото-графии, звуковые или видеозаписи. Тем не менее такое упрощение позволяет пользоваться этими сервисами без знания программирования или уме-ния составлять HTML-документы. В результате данными сервисами могут пользоваться не только ИТ-специалисты, что и послужило поводом для значительного расширения их аудитории. Собст-венно, именно доступность сервисов и отличает их от сложных систем публикации Web 1.x.

Еще одним существенным отличием Web 2.0 является активное использование сервисов при-сутствия, которые позволяют определить, где на-ходится пользователь и как ему лучше всего дос-тавить информацию. Такие сервисы дают возмож-ность вести диалоги практически в реальном вре-мени, что сильно увеличивает интенсивность об-щения пользователей. Собственно, простота ис-пользования и статус присутствия и являются ка-чественным изменением Web 2.0 по сравнению с ранее используемыми технологиями. Области применения

Что касается обучения, то технологии Web 2.0 позволяют организовать его через Internet. Однако одного отдельного сервиса для этого, как правило, недостаточно: справочная информация может храниться на сайте энциклопедии типа Wikipedia, иллюстративный материал в фотоархивах, отснятые видео- и аудиоуроки - на сайтах типа YouTube, для общения с учениками можно использовать сайты блогов, такие как LiveJournal. Впрочем, одна из изюминок Web 2.0 заключена в возможности эффективного общения. Технология создания и развития сообществ, кото-рая и отличает Web 2.0, позволяет преподавателю общаться с несколькими учениками в реальном времени через систему мгновенных сообщений или же выдавая задания через сетевые дневники. Среди социальных сервисов есть также календари, которые позволяют организовать планирование занятий. В общем случае, прежде чем начинать обучение в формате Web 2.0, преподавателю нуж-но собрать все необходимые данные на различных сервисах и связать их сетью перекрестных ссылок. Как уже упоминалось, указанные сервисы разоб-щены и требуют усилий по их синхронизации. В то же время есть специализированные системы дис-танционного образования, которые имеют все те же функции. Однако оказывается, что подобные системы достаточно сложны в использовании и требуют от преподавателей определенной квали-фикации. Между тем, сервисы Web 2.0 оптимизи-рованы для пользователей с минимальной квалификацией.

Понятие Web 2.0 означает изменение принци-пов работы обычных программных продуктов. Повсеместное использование специальных интер-фейсов приводит к тому, что привычные приложе-ния начинают работать через браузер. Это означа-ет, что каждый желающий может работать исклю-чительно с web-приложениями - онлайновым тек-стовым редактором, табличным процессором, ор-ганайзером, сервисом хранения закладок, инстру-ментами хранения файлов, прослушивания музы-ки. В результате этого достигается полная мобиль-ность пользователя - достаточно иметь доступ к Сети, и можно работать с Сетью точно так же, как с обычным компьютером с установленными на нем приложениями. В этом случае все приложе-ния будут доступны через браузер, а пользователю нужны только операционная система, сам браузер и доступ к Интернету.

Следующим моментом, на котором акценти-руют внимание создатели концепции Web 2.0, яв-ляется перераспределение существовавших ранее ролей создателя контента и его потребителя. Такое разделение обязанностей в Web 2.0 постепенно стирается, а потребители контента, то есть Интер-нет-пользователи постепенно становятся полно-правными участниками процесса его создания.

В образовании Web 2.0 - это прежде всего дос-туп к обучающим инструментам через браузер. Кро-ме этого, появляется ряд других дополнительных инструментов, реализующих принцип Web 2.0 - это использование RSS и подкастинга в обучении. Курсы в виде подкастов позволяют студенту про-слушивать лекции не только за компьютером, но и в любое свободное время, даже вне дома.

Отличительной особенностью новых техноло-гий является также самостоятельное формирова-ние и изменение образовательного контента обу-чающимся. Преподаватели, работающие в сфере дистанционного обучения, отметили, что при ис-пользовании таких инструментов как wiki-технологии и блоги студенты переходят от обсуж-дения предписанных тем между собой к обсужде-нию более широкого спектра тем со специалиста-ми по всему миру. Другие технологические но-винки, реализованные в Web 2.0, связаны с увели-чением пропускной способности Сети и повсеме-стным использованием мультимедиа - видео и аудио-материалов. Уже сейчас в полной мере ис-пользуются аудиокниги, которые можно прослу-шать на iPod или mp3-плеере, а также лекции в виде подкастов. Мобильность и большое количест-во контента, который можно поместить на совре-менные носители, будет способствовать повыше-нию информированности и эрудиции студентов.

Таким образом, концепция Web 2.0 в обуче-нии предусматривает наличие следующих функ-циональных возможностей в образовании: rss-ленты для подписки на новости, онлайновые лек-ции в виде подкастов, wiki-среда для создания совместных проектов, применение блогов препо-давателей и студентов для формирования образо-вательного контента при изучении тех или иных курсов.

В таком случае концепция Web 2.0 предос-тавляет возможность обмена знаниями не только от преподавателя к студентам, но и между студен-тами и от студентов к преподавателям. Данное обстоятельство формирует высококачественную образовательную среду, так как появляется воз-можность при изучении курса задать вопрос не только преподавателю, но другим экспертам в изучаемой области.

Технологии Web 2.0 позволяют значительно повысить доступность программ обучения, вво-дить каталогизацию и рейтинговую оценку и многое другое для одной простой цели - повышения доступности и качества обучения. Учебный курс может создаваться как компиляция учебного мате-риала различных авторов с каталогом курсов с понятным и прозрачным рейтингом, чтобы у сту-дента была возможность из всех курсов, напри-мер, по макроэкономике выбрать какой-то опреде-лённый и, после прослушивания курса, внести свой вклад в общий рейтинг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тим О´Рейли. Что такое Веб 2.0. http:// www. computerra.ru/think/234100/

2. Николай Карев. Web 2.0 - революция или фарс?http://www.infoman.ru/Articles.nsf/9ef4d77532d0d31fc5256f970033b0fd/64545389ab4916abc52572 2f0036d44b! OpenDocument

3. Roman Dots. Ликбез по Web 2.0. http://www.i2r.ru/static/512/out_23422.shtml

Библиографическая ссылка

Гнеденко В.В., Тютяев А.В. Использование технологий Web 2.0 в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 3. – С. 82-0;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»