При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Тестовое задание по русскому языку подготовила: Пахова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ ОГ № 25 г. Архангельск, email: [email protected]
В каждом задании может быть 1 правильный ответ.
А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Блеснула огненная нить () и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.
А2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущества живописи перед поэзией () и многие современники разделяли его точку зрения.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Были морозные утренники () и на побледневшей траве чётко печатался снежный след ноги.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Тишина в лесу () и среди тишины – только голос кукушки.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
А5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски () и он остаётся один со своим благополучием.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Свет луны уже померк () и в воздухе повеяло сыростью.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Долгое время (1) киты (2) наблюдать (3) которых (4) удавалось раньше немногим (5) считались рыбами.
- 2,3,4
А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление животных (1) обеспечивает способность сразу правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового решения.
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В «Мёртвых душах»(1) Гоголь следовал принципам того критического направления (2) характеристику (3) которого (4) он дал сам в одной из глав поэмы.
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.
А11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Любое растение или садовая скульптура (1) необычная форма (2) которых (3) поражает воображение (4) притягивают внимание посетителей.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему красивой.
- 1,2,4
- 1,2,3,4
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.
- 1,2,3,4
- 1,3,4
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе и казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только от того (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
- 1,2,3,4
- 1,3,4
- 2,3,4
А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде царил зелёный цвет.
- 1,2,3
- 1,2,3,4
- 1,3,4
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
- 1,2,3,4
- 1,3,4
А17. Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложении
- Денег не осталось _ я пошёл на государственную службу.
- Только теперь я заметил _ в нашем дворе душисто цветут лимоны и апельсины, а море благоухает лучше всех ароматов в мире.
- В обмен на шерсть, скот, ячмень они получали _ кедровое дерево, полудрагоценные камни, перламутр, золото.
А18. Чужая речь неправильно оформлена в предложении
- «Это мучительно!» - процедил сквозь зубы художник и вскочил.
- Гёте как-то сказал, что есть книги, из которых «можно узнать обо всём и ничего не понять».
- По мнению художника Карла Брюллова: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».
А19. Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложении
- Ряд совпадений, которые нельзя назвать случайными, убедил _ найденные останки принадлежат древнегреческому войну.
- Среди публичных зданий выделялась знаменитая базилика _ где находился суд и торговый центр.
3.Пять минут давно прошло _ никакого шлюза не было видно.
А20. В каком предложении ставится тире? (знаки препинания не расставлены).
- Ты как голубь.
- Во всём уже чувствовалась зима в коротком дне легком морозце.
- Якутская лошадь нетребовательна.
- Дойдём до места будет отдых.
Тестовое задание по русскому языку на тему: «Знаки препинания в сложном предложении»
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
В родительском доме всё было по-прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
Запятая 1 разделяет предложения «В родительском доме всё было по-прежнему» и «если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся».
Запятые 3 и 4 ставятся перед придаточными частями «то это только оттого» и «что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Ответ: 134
Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
Понимание, того, что предложения без основы не бывает;
Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
Умение видеть указательные слова в главном
Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
БП 6
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например: [Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков] Сравните: [Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]. и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце]. [Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце]. |
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1. Выделяем основы.
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
3- мы увидели
4- сами убедились
5- правы очевидцы
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
1) Много желал да ничего не поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиком или сидят в тени деревьев.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Далекое и опасное путешествие на лодке по реке воспитывает в человеке бесстрашный и сильный характер.
2) Андерсен сделал сказку интересной как для детей так и для взрослых.
3) Прочитанная книга заставляет иногда в корне изменить взгляды на некоторые вещи да найти верную дорогу в жизни.
4) Русский народ смышлен и понятлив и усерден ко всему благому.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
1) Обобщающее слово стоит перед ОЧП.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Объясните постановку двоеточия в данном предложении.
От зноя все стало желтым: поля, небо и воздух.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед ОЧП.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.
Широкая низина (1) у границ (2) которой (3) начинался сосновый бор (4) поразила туристов своей красотой.
1) 1,3,4
2) 1,4
3) 2,3,4
4) 1,2,3,4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Небо (1) которое над городом было черно (2) и все - таки отделялось от от его слабо освещенных улиц (3) совершенно слилось с землей (4) и нас окружил мрак.
1) 1,2,3,4
2) 1,2,3
3) 1,4
4) 1,3,4
Укажите виды предложений.
1. Небольшая и узкая речушка в результате наводнения широко разлилась по бескрайнему и огромному полю.
2. Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты и все лесные певчие птицы давно прилетели.
3. Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья, и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч.
4. В родительском доме все было по - прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
1 в.
Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)
1) 1,3,6 2) 1,2,3,6 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4,6
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)
1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)
1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)
1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир. (Н.Давыдова)
1) 1,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант
слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение. (А.Ананьев)
1) 1,2,4,5 2) 1,4,5,6 3) 1,3,5,6 4) 1,2,3,4,5,6
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли. (К.Воробьёв)
1) 1,3,4,5,6 2) 2,4,5 3) 3,4,5,6 4) 1,2,5,6
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (А.Рыбаков)
1) 1,3 2) 1,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю. (А.Куприн)
1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 2,3,4 4) 1,4
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)
1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,4
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.11 класс.
2 в.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1) 1,3,4 2) 1,4 3) 2,3 4) 1,2,3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
1) 1 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
1) 1,3 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3,4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
1) 1,4,5 2) 2,3,5 3) 3,4,5 4) 1,4
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.
1) 1,4 2) 1,2,3,4 3) 3 4) 2,3,4
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 3,4
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
1) 1,3 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
1) 1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
1) 1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4
Ответы к заданию.
1 в.
1. 3 6. 4
2. 2 7. 4
3. 3 8. 2
4. 3 9. 2
5. 3 10. 1
2 в.
1. 4 6. 3
2. 3 7. 2
3. 4 8. 4
4. 3 9. 4