Инструкция

Если ряд однородных членов предваряется обобщающим словом, после него . Например: «На празднестве по случаю дня города присутствовали все: девушки и , мужчины и женщины, дети и старики». Обобщающее слово здесь – «все». Двоеточие также ставится, если предшествующего однородным членам обобщающего слова нет, но нужно предупредить читателя о последующем перечислении. К примеру: «Гуляя по лесу и собирая грибы, мы нашли: десять подберезовиков, семь подосиновиков, два белых гриба и множество лисичек».

Важно отметить, что если однородные члены выражены именами собственными, будь то названия литературных произведений, географические наименования и т.д., а им предшествует общее приложение или определяемое слово (город, река, книга), двоеточие в таких случаях не ставится. Интонационная предупреждающая пауза, характерная для обобщающих слов, при чтении также отсутствует. Например: «За лето школьник произведения «Войну и мир», «Тараса Бульбу», «Тихий Дон» и другие».

После обобщающего слова могут стоять слова «как-то», «то есть», «а именно», «например». В таком случае они отделяются от обобщающего слова запятой, а после них: «На обед в студенческой столовой предлагались разные супы, как-то: щи, рассольник, борщ, суп с фрикадельками». Если на однородных членах предложение не заканчивается, они также отделяются от обобщающего слова двоеточием, но после них ставится тире. Например: «И все вокруг: и поля, и дороги, и воздух – было пропитано ласковым вечерним солнцем».

В сложноподчиненном предложении с одним придаточным перед последним ставится двоеточие, если в главном предложении есть слова, предупреждающие о дальнейшем разъяснении: «Я мечтал только об одном: чтобы боль наконец утихла». Если таких слов нет, придаточное предложение отделяется от главного запятой.

В ряде случаев двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения. Так, этот знак препинания употребляется, когда вторая часть бессоюзного предложения разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (можно вставить «а именно»). Например: «Преподаватель этики имел одно очень важное свойство: он до смерти не любил, когда спят на его занятиях».

В сложном бессоюзном предложении также требуется двоеточие, если в первой его части присутствуют глаголы «видеть», «слышать», «чувствовать», «знать» и т.п., предупреждающие читателя, что дальше последует какое-либо описание или изложение какого-либо факта. Например: «Я знаю: мы не можем быть вместе». Но при отсутствующей интонации предупреждения может быть поставлена вместо двоеточия запятая.

Во второй части сложного бессоюзного предложения может быть указано основание, причина того, о чем говорится в начале, и в этом случае также требуется двоеточие (можно вставить «потому что», «так как»): «Шлагбаум на железнодорожном переезде был опущен: со станции шел поезд». Также вторая часть может представлять собой прямой вопрос: «Гулял я по лесу и думал: зачем я живу? для чего я родился?»

1. Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости.

2. Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода.

3. Однако пора вставать: уже без четверти шесть.

4. Печален я: со мною друга нет.

5. Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи.

6. Писатели-классики: Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.

7. Добрые люди понимали жизнь не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.

8. Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами.

9. В отношениях с посторонними он требовал одного: сохранения приличия.

10. Слышу: земля задрожала.

12. Я думал: волк.

13. Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20 - 30 лет?

14. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1. 3. 5. 7. 9. 11. 13.
2. 4. 6. 8. 10. 12. 14.

Отредактируйте предложения.

1. Сдается квартира с ребенком.
2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.
3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.
4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.
5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.
6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте.
7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.
8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго.
9. В помещении фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для населения.
10. Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание.
11. На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обертки.
12. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.
13. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4



1.Домашнее задание.

1) По Орфоэпическому словарю выпишите 5 слов:

А) равноправные варианты;

Б) основной и дополнительный;

В) за пределами литературной нормы.

Запомните их правильное произношение.

2) Определите нормативное произношение, запомните его.Аэропорты, бухгалтеров, диспансер, договоренность, досуг, еретик, жалюзи, иксы, каталог, некролог, квартал, корысть, краны, кремень, кремня, лекторы, лекторов, местностей, челюстей, новостей.

3) По этимологическому словарю определите происхождение слов: льгота, мавзолей, балбес, талант, помидор, министр, куратор, каракули .

4) Подготовьте реферат и устное сообщение по теме «Русский язык в современном мире».

Общие требования

Реферат печатается на одной стороне белой бумаги формата А4.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 20 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Шрифт всей работы – Times New Roman. Размер шрифта основного текста –14 (обычный), для заголовков параграфов – 14 (полужирный курсив). Заголовки необходимо располагать в середине строки без точки в конце. Текст работы печатается через полтора интервала. Каждый абзац основного текста должен начинаться с красной строки (отступ – 1,25 см). Текст выравнивается по ширине.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, начиная со второй страницы, вверху посередине, без черточек и точек. Нумерация страниц текста должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится.

Объем реферата – 5-7 страниц.

На последней странице располагается Список литературы из 5 источников, выполненный по ГОСТ 2008.


Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

В этом задании необходимо различать:

1) простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при них;

Подсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.

2) знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Правило.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.

Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду) , а также другие члены предложения и цельные словосочетания.

Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций (с примерами):

Бессоюзное сложное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться
точка с запятой двоеточие тире
;

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их.

: [причина]

Потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

: [пояснение]

А именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

: [дополнение]

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

противопоставление (сопоставление)

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] –

Когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

– [вывод, следствие]

Поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

Быстрая смена событий

На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.

сравнение

Словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

1. Выделить грамматические основы.

2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.

3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.

4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.

5. По союзу определить вариант ответа.

Разбор задания.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.

3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.

Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.

Значение причины передается через союз почему . Переделываем предложение:

Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.

Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.

Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.

Таким образом , правильный вариант – ответ №2.

Потренируйся.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Двоеточие и тире в простом и сложном предложении

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

    1. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

    2. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    3. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

    4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Будут деньги () поедем на всё лето к Черному морю.


    1. Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.


    2. Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает содержание первой части.

Поехать к нему – значит помириться.

    1. Тире разделяет подлежащее и сказуемое.

    2. С помощью тире обособляется приложение.

    3. Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения со значением условия. -

    4. Тире ставится на месте пропущенного члена в неполном предложении.

  1. Как объяснить постановку двух тире в данном предложении?
Сердце ваше томится ожиданием, и вдруг - но одни охотники поймут меня - вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл, и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу.

1) Это предложение с прямой речью, слова автора стоят внутри неё.


  1. Выделяется с двух сторон приложение, имеющее пояснительный характер.

  2. Это неполное предложение.

  3. Выделяется с двух сторон вставное (вводное) предложение.

    1. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Науку надо любить () у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

      1. Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

      2. Ставится двоеточие, так как во второй части БСП конкретизируется содержание первой части

      3. Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

      4. Ставится тире, так как в первой части БСП говорится об условии действия, описанного во второй части.

    1. Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек

  1. Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.

  2. Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.

  3. С помощью тире выделяется обособленное приложение.

  4. Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.


      1. Богатому не спится - богатый вора боится.

      2. Это было не только горе - это была полная перемена жизни, всего будущего.

      3. Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух,вода, уженье - все это разнилось с нашей городской жизнью.

      4. Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке - одним словом, везде.

    1. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

      1. Художник Коровин был талантлив во всем - он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.

      2. Простить виноватого - верное решение.

      3. Единственный признак жизни - бесконечное кружево заячьих, следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.

      4. Вот у кур есть курятник, у лошадей - стойло, у собаки - конура, а только я один должен был скитаться где попало.

    2. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско - одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.

      1. Тире между подлежащим и сказуемым.

      2. После обобщающего слова следуют однородные члены.

      3. Выделяется обособленное приложение.

      4. Разделяются части бессоюзного сложного предложения

    1. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:
Воображение моё живо воспроизводило лица трёх любимых моих героев () Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

      1. Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.



      2. Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

    1. В каком примере недостаёт второго тире?

      1. Охотиться волку на крупных животных - на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя без напарников.

      2. «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», - считал А.П.Чехов.

      3. Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой - всё говорило о любви, о блаженной любви!

      4. На востоке страна граничит с Испанией, на юге - с Францией.

    2. Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении.
Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров - «юным богом».

1) Отделяется обособленное приложение.


  1. Вторая часть предложения имеет значение вывода.

  2. В неполном предложении пропущен член предложения.

  3. Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

    1. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Наша борзая погналась за лисой () не тут-то было.

      1. Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

      2. Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

      3. Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

      4. Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

    1. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки не расставлены.)

      1. Яков запел все замерли.

      2. Самое главное в человеке доброе сердце.

      3. Тоска мучила Настеньку уже три года она не была дома.

      4. У Лыско было своё ворчанье на зверя и своё на человека.

    2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

      1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

      2. Первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

      3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

      4. Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

    1. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

      1. Я встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и безмолвно.

      2. Андрей Матвеевич был известный донской атаман.

      3. Д.С. Лихачев утверждает, что «память это преодоление времени преодоление смерти».

      4. Рыбаку дождь не помеха.

После долгого горного похода туристы почувствовали сильную усталость: всех тянуло в сон, об ужине даже не вспоминали.

2) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

В нижнем этаже (1) под балконом(2) окна(З) вероятно(4) были открыты(5) потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.

3) 1, 2, 3, 4, 5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Месте которых в предложении должны стоять запятые?

Но как бы ни были красивы мосты(1) они(2) всего лишь(З) мосты, а под ними расстилались зеленые луга Шотландии(4) легкие синеватые холмы(5) и изменчивая(6) непрочная красота их(7) казалась(8) более вечной(9) нежели железо или бетон .

1) 1, 2, 3, 4, 6, 9

2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

3) 1, 4, 5, 6, 9

4) 1, 6, 7, 8, 9

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В то время я похож был на отвергнутого влюбленного, который с упорством маньяка посылает даме сердца цветы.

2) В девять часов вечера пустынная улица, которая шла под уклон, просматривалась из конца в конец.

3) Москва прожила свою сложную и утомительную зиму, к которой семья Ивантеевых оказалась не готова.

4) В этом доме был уют, который они так долго создавали.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания

Я отчаянно устремился вперёд словно вдруг догадался куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места почти совсем потонувшие во мгле пошёл наугад. Казалось что отроду не бывал я в таких пустынных местах нигде не было видно ни огонька, не слышно ни звука. Я уже собирался прилечь где-нибудь до утра как неожиданно узнал куда я зашёл (И. С. Тургенев).

Домашнее задание

Перепишите предложения и охарактеризуйте их. Расставьте знаки препинания, графически поясните причину их постановки

1. По его щекам поползли вниз блестящие капельки какие бывают на окнах во время дождя.

2. Макар почувствовал что его кто-то толкнул ногой.

3. Когда идёшь по улице снег по сторонам играет и пересыпается колкими искорками.

4. Прохладой дунуло и прошлогодний снег зашелестел в дубах.

5. Лето выдалось серое и холодное деревья были мокрые.

6. Если путник идёт по дну горной реки он видит горы со всех сторон.

7. Пришлось остановиться чтобы навести порядок.

8. Я тот чей взор надежду губит.

9. Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес.

10. Но сколько Саша ни думал ничего не приходило ему в голову.

11. У заборов росли липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

12. Если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси то прекратилась бы смена дня и ночи.

13. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орёл.

14. Скоро начнутся каникулы что нас особенно радует.

15. Развитие аудиторского дела привело к созданию крупнейших траснациональных аудиторских фирм которые имеют свои филиалы и представительства во многих странах мира.

16. В нашу школу он перешёл временно потому что мать его положили в больницу.

17. Мать с жгучей ревностью видела что вечерние впечатления владеют ребёнком даже в течение будущего дня что даже на ласки её он не отвечает с прежней безраздельностью.

18. Неожиданная и слишком ранняя смерть Пушкина с горечью поразила всех кто сколько-нибудь любил русскую литературу которая лишилась величайшего из всех писателей, какие только являлись в ней.

Контрольный тест

Определите, нужно ли в помеченных символом ∆ местах знаки препинания. Положительный ответ обозначьте буквой А, отрицательный – Б:

Случаи постановки запятой

Простое предложение

1. Гордость отечественного спорта ∆ команда горнолыжников ∆ вернулась с международных соревнований победительницей.

2. Из-за сильных морозов ∆ во многих городах и поселках Приморья вышла из строя отопительная система.

4. Воздух неподвижно дымился светом ∆ густым ∆ как известковая пыль.

5. Я беру тебя с собой ∆ как свидетеля.

6. Это был не кто иной ∆ как хозяин ночлежки.

7. Здравствуй ∆ солнце ∆ да утро весёлое!

Причастный и деепричастный обороты

7. Ошеломлённая ∆ мать неотрывно смотрела на Рыбина.

8. Но, преданный и покинутый, почти безоружный ∆ он был всё ещё страшен.

9. Мартовское солнце было ослепительно ярким, и, глядя на небо из окна второго этажа ∆ она легко представила, что уже разгар лета.

10. Закрыв сейф и ∆ выскочив на улицу через бюро пропусков, он тут же направлялся на метро.

11. Новый сотрудник – молодой специалист ∆ не желающий закрывать глаза на явные нарушения.

12. Виталий Васильевич Сайнов разложил перед собой копии ∆ оставленных для него на столе документов.

13.Содрогаясь от мук ∆ пробежала над миром зарница.

Вводные слова и предложения

16. Был он высок и строен, по-спортивному подтянут, хотя на вид был, пожалуй ∆ ровесником Кабанова.

17. «Если после согласятся на наши условия, пожалуй ∆ им собольи шубы», –приказал царь.

18. Кабанов нервничал. Гость ∆ напротив, не высказывал ни малейших признаков беспокойства.

19. Пётр Ильич, сидевший ∆ напротив, о чём-то оживлённо беседовал с баронессой, приехавшей из своего имения погостить.

20. По словам разведчика ∆ главный штаб противника находился в ближайшем селении.

Сложносочинённое предложение

21. Настроение у Платонова было мрачное ∆ и на замечание начальника он отреагировал не сразу.

22. Они вошли в квартиру ∆ и прихожая сразу наполнилась веселыми голосами.

23. В такую бурю волк не рыщет ∆ и медведь не вылезает из берлоги.

24. Низко над землёй стояли кучи комаров ∆ и в пустырях жалобно плакали чибисы.

25. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Сложноподчинённое предложение

26. Администратор просил не позже трех часов сообщить ∆ нужно ли приглашать музыкантов.

27. В голове у нее немного прояснилось, по крайней мере, она достаточно четко представляла себе ∆ в каком направлении двигаться дальше.

28. Принцип, по которому Кира подбирала свою домашнюю библиотеку ∆ остался для него неясен.

29. Игорь потихоньку вышел из квартиры ∆ дверь которой, как ему показалось, вообще никогда не запиралась.

30. Чувствуется, что этот человек знает много и ∆ что у него есть своя мера людей.

Случаи постановки тире

31. Язык ∆ одно из самых важных и самых древних общественных явлений.

32. Пашню пашут ∆ руками не машут.

33. Он ∆ известный человек в деловых кругах Петербурга.

34. На улицах, площадях, в парках и скверах ∆ словом, всюду царило оживление.

35. Все это: звуки и запахи, тучи и люди ∆ было странно, красиво и грустно.

Случаи постановки двоеточия

36. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному ∆ одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали.

37. Платонов поинтересовался ∆ «А что у тебя есть?»

38. Ни стога, ни столба, ни забора – ничего ∆ не было видно.

39. Счастьем было все ∆ машина, на которой они неслись, жёлтые берёзы, дымки из труб, обрывки песен, долетавшие с передней машины.

40. Генерал повернулся к Насте и посмотрел на нее желтыми глазами, которые на этот раз излучали неловкость и просьбу ∆ извинить за столь кощунственное предположение.