1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

5.1 Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ:

5.1.1 Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта.

Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени, учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образовании с помощью таких мер, как:

    разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников;

    мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;

    разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников;

    обеспечение компетентности педагогического состава;

    регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

    информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

    5.1.2. При разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности образовательного учреждения в формировании компетентностей выпускников. Образовательное учреждение обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для развития личности.

    Образовательное учреждение обязано способствовать развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных обществ.

    5.1.3 Содержание основных образовательных программ разрабатывается на основе фундаментальных ядер учебных предметов (дисциплин), которые представлены в виде специально выделенных основных способов предметных действий и понятийных средств как матрицы учебного предмета.
Пример: Математика на начальном этапе общего образования

5.1.4 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

Так, в начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

    использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении всей начальной школы, обучение детей само- и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания;

    расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

    построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе – с использованием возможностей информационных технологий;

    использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке.

В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть:

    увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников;

    использование разных форм модульного или концентрированного обучения;

    усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных;

    введение социальной практики и социального проектирования;

    дифференциация учебной среды (мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал и т.п.);

    переход на накопительную систему оценивания (например, использование технологии «портфолио» и т.п.).

В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему (профильное обучение), либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы (школа индивидуальных образовательных программ).

При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

    приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств;

    чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности.

Естественно, использование современных образовательных технологий будет требовать от школ выхода за рамки традиционной классно-урочной системы, за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования.

Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Необходимо выстраивать систему образовательных технологий с учетом основных целей каждой ступени образования.

5.1.5. В программе каждого учебного предмета (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетентностями в целом по ООП.

5.1.6 Основная образовательная программа должна содержать дисциплины (элективные курсы) по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по образовательным областям. Порядок формирования элективных курсов обучающихся устанавливает Педагогический совет образовательного учреждения.

5.1.7 Максимальный объем учебных и внеучебных занятий обучающихся может составлять от 28 до 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной учебной работы по освоению основной образовательной программы и элективных курсов, устанавливаемых образовательным учреждением дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

5.1.8 Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы составляет от 18 до 25 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

5.1.8 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее 4-5 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

5.1.9 Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

5.1.10 Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей с их правами и обязанностями при формировании ООП. Целесообразно заключить договор между образовательным учреждением и родителями, обучающимися и родителями для определения ответственности всех субъектов образования за конечные результаты освоения основных образовательных программ.

5.2 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основных образовательных программ всех ступеней общего образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью и повышением своей квалификации.

На основе ФГОС должен формироваться социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформи?рованной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Аттестация педагогических кадров должна быть напрямую связана с результатами выполнения основных образовательных программ каждой ступени образования и должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации педагогов и руководящих работников образования является необходимой составляющей педагогической и управленческой деятельностями и может проходить в разных формах и в различных учреждениях и организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы.

Федеральный перечень учебников должен формироваться на основе новых требований к современному учебно-методическому комплексу, включающего в себя учебник, печатные материалы для учащихся (тетради, хрестоматии, сборники заданий, атласы, цифровые образовательные ресурсы и т.п), методические материалы для учителей.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана, изданными за последние 5 лет.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 5-6 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного сбора и обмена информацией, беспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием скоростного Интернета (скорость должна составлять не менее _100 мбит/с)

Нормативным сопровождением стандарта, является пакет документов, регламентирующих условия реализации основных образовательных программ с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом:

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Строительные нормы и правила.

  • Перечни рекомендуемой учебной литературы.

Документ содержит список таких элементов, которые необходимы для реализации образовательной программы обще?го образования.

    Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений . Номенклатура этого документа адекватна требованиям стандарта и обеспечивает потребности реализации основных образовательных программ.

  • Перечни необходимых информационных ресурсов, в том числе ИКТ.
  • Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений .

Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного кабинета, на основании которых можно проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта.

Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении.

5.4. Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса

5.4.1. При финансировании образовательных учреждений должен использоваться нормативно - подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программ в расчете на 1 учащегося, устанавливаемый субъектами Российской Федерации. При расчете стоимости образовательной услуги в части расходов на оплату труда работников к установленному нормативу могут применяться коэффициенты удорожания образовательной услуги, учитывающие особенности образовательных программ и условий их реализации образовательными учреждениями.

Образовательные программы, имеющие социальную значимость для местного сообщества, региона в целом могут финансироваться дополнительно в рамках программно-целевого метода.

Программы дополнительного образования образовательной организации, реализуемые за рамками стандарта, могут финансироваться на конкурсной основе в рамках программно-целевого метода

5.4.2. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, доведенного в полном объеме до образовательного учреждения, долю расходов на:

    материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

    заработную плату работников образовательного учреждения.

5.4.3. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения на реализацию основных образовательных программ должно осуществляться в соответствии с региональными подушевыми нормативами, количеством обучающихся в образовательном учреждении.

Оплата труда педагогического работника должна складываться из базовой части фонды оплаты труда, которая обеспечивает гарантированную заработную плату педагогического работника образовательного учреждения исходя из количества выданных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов внеаудиторной занятости.

Аудиторная занятость включает проведение уроков. Внеаудиторная занятость включает виды работ с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, проектная и исследовательская работа, практики и т.п.).

Помимо базовой части оплаты труда педагогический работник может получать оплату из стимулирующей части фонда оплаты труда. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда.

Стимулирующая часть оплаты труда должна составлять не менее 30% от базового фонда оплаты труда.

В педагогическом коллективе стимулирующая часть оплаты труда эффективно (для повышения качества образования) может быть использована при распределении ее среди трех категорий работников: 1 группа (15-20% педагогов) до 50-60% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда - педагоги, определяющие лицо школы; 2 группа (до 30% педагогов) до 30-40% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда; 3 группа – все остальные 0-10% фонда стимулирующей части оплаты труда.

5.4.4. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части ФОТ должна производиться с органом, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Критериями для осуществления данных выплат должно являться качество обучения и воспитания учащихся. В этих целях образовательным учреждением разрабатывается система критериев и целевых показателей (индикаторов) качества образования и их балльная оценка.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.

5.5 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение ОП представляет собой общую характеристику инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам
Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:

    санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.);

    комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);

    пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

    образовательной среды, адекватной развитию ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришколь?ной территории).

Образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы всех ступеней общего образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей учебную и внеучебные виды деятельности, предусмотренных учебным (образовательным) планом учреждением и соответствующей действующим санитарным и противопожарным или иным правилам и нормам.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, а также свободный доступ в сети Интернет.

Учебный план - один из основных нормативных документов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», регламентирующих содержание образования в части набора учебных предметов, количества часов на них, режим учебной деятельности (продолжительность урока, учебной недели, года), некоторые вопросы организации учебного процесса (деление класса на группы).


Учебный план школы разработан на основе Закона РФ «Об образовании» и нормативных документов федерального, регионального уровней и документов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51», регламентирующих содержание образования:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», пункты 33, 34, 35, 36, 38, 41, 42 ;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2003 года. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (об увеличении предельно допустимой учебной нагрузки);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (о введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года).


-Закона Кемеровской области от 28 декабря 2000 года № 110-03 «Об образовании», статья 6 «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов»;

Приказа департамента образования и науки Кемеровской области от 28 февраля 2012 № 460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-1213 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

Письма департамента образования и науки Кемеровской области от 22 мая 2003 года № 1477/03 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области» ,
-устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», утвержденного приказом Управления образования от 22.12.2011г № 669;

Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», утвержденной приказом МБОУ «Школа №51» от 01.09.2011г № 366;

Рабочих программ по учебным предметам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью школы является с оздание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников.

Задачи:

1. Повышать качество образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта ФГОС начального общего, основного общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.

2. Развивать систему выявления и поддержки талантливых детей и создавать условия реализации их образовательного потенциала.

3.Формировать кадровый резерв, повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.

4.Совершенствовать систему сохранения, укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий и обеспечения безопасных условий организации воспитательно-образовательного процесса.

5. Укреплять материально-техническую базу школы для эффективной реализации проекта перспективного развития на 2011-2015 гг.


Главное назначение учебного плана - гарантировать освоение обучающимися ФГОС начального общего образования, обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования на базовом и профильном уровне.

Учебный план предполагает удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, повышение качества знаний, умений, навыков, создание каждому ученику условий для самоопределения и развития и подготовку выпускников основной школы к профессиональному самоопределению и выбору профиля дальнейшего обучения в старшем звене.


Учебный план для 1, 2, 3 классов обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3 разового питания и прогулок;

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Недельное количество часов в 1 классе – 21 час, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при пятидневной учебной неделе.

Во 2, 3 классах продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, недельное количество – 26 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной рабочей неделе, продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для 4 классов ориентирован на освоение государственного стандарта начального общего образования. Продолжительность учебного года для 4 классов – 34 учебные недели, продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 4 классах – 26 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.

Учебный план для 5-9 классов обеспечивает освоение обучающимися государственного стандарта основного общего образования. Продолжительность учебного года для 5-9 классов – 34 учебные недели. Продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 5 классах – 32 часа, в 6 классах -33 часа, в 7 классах - 35 часов, в 8,9 классах - 36 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на освоение обучающимися государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом и профильном уровнях. Продолжительность учебного года для 10-11 классов–34 учебные недели. Продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 10-11 классах – 37 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.
Начальное общее образование в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1-3 классы)
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно - деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Цель начального образования формулируется как гармоническое физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Начальная образовательная программа в школе предполагает достижение следующих приоритетных целей:

Формирование основ здоровья;

Всестороннее развитие ребенка и социализация, соответствующие возрастным возможностям;

Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром;

Формирование учебной деятельности и готовности к образованию в среднем звене школы.

Начальное общее образование реализуется по модели четырехлетней начальной школы, по образовательной системе «Школа России».

Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части, части, формируемой участниками образовательного процесса и представлен следующими предметными областями: Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Физическая культура, Технология.

Предметная область Филология в 1-3 классах представлена следующими учебными предметами: русский язык, литературное чтение. Изучение Русского языка и Литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте и письму». Его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Учебный предмет обеспечивается программой «Обучение грамоте» авторов В.Г. Горецкого и В.А. Кирюшкина. После курса «Обучение грамоте и письму» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На изучение учебных предметов Русский язык и Литературное чтение в 1 классе отводится 5 часов и 4 часа в неделю соответственно. Во 2-3 классах на изучение предмета Русский язык отводится 5 часов в неделю. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности. В 1 -3 классах изучение русского языка ведется по программе «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой и др. Литературное чтение изучается по программе авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и на его изучение в 1-3 классах отведено 4 часа в неделю.

Овладение Иностранным языком как средством общения предполагает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. На изучение иностранного языка отводится 2 часа из инвариантной части во 2-3 классах. Преподавание предмета осуществляется по программе «Примерные программы обучения иностранному языку и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и средней школы. Начальное общее образование. Английский язык. Немецкий язык» авторов И.Л. Бим, М.З. Биболетовой, В.В. Копыловой, авторской программе « Немецкий язык. 2- 4 классы» И.Л. Бим.

Изучение Математики направлено на достижение следующих целей: развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. В начальной школе обучение математике представлено программой «Математика» авторов М. И. Моро, Ю. Н. Колягина и др. Инвариантная часть учебного плана предусматривает в 1 - 3 классах 4 часа в неделю.

Предметная область Обществознание и естествознание (окружающий мир) представлена в 1-3 классах учебным предметом Окружающий мир. Цель изучения предмета Окружающий мир – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. На изучение Окружающего мира в 1 - 3 классах отводится 2 часа в неделю. Данный курс является интегрированным. В его содержание введены элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет обеспечен программой «Мир вокруг нас» автора А. А. Плешакова.

Предметная область Искусство представлена следующими учебными предметами: Музыка и Изобразительное искусство и направлена на достижение следующих целей: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре. На изучение Музыки в 1-3 классах отводится 1 час в неделю. Учебный предмет обеспечен программой «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Учебный предмет Изобразительное искусство изучается по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов Б.М.Неменского, В.Г.Горячего и др. На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю в 1-3 классах.

Особенностями предметной области Технология являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Учебный предмет Технология изучается по программе Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В., на изучение технологии отводится в 1-3 классах 1 час в неделю.

Изучение предметной области Физическая культура направлено на достижение следующих целей: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

На учебный предмет «Физическая культура» в 1-2 классах отводится 3 часа в неделю. Предмет обеспечен комплексной программой физического воспитания, автор которой В.И. Лях. В первых классах вводится динамическая пауза в целях создания здоровьесберегающей среды.

В 1-3 классах курс предполагает интегрированное изучение. Часы, отведенные на преподавание данного предмета, распределены на учебный предмет Окружающий мир.

Обязательная часть учебного плана в 1 классах составляет 21 час, во 2 классах – 23 часа, в 3 классах – 23 часа.

Во 2-3 классах часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 3 часа. В эту часть включен 1 час учебного предмета «Информатика и ИКТ» и 2 часа учебных курсов «Риторика», «Я – исследователь », обеспечивающих различные интересы обучающихся.

Обучение Информатике и ИКТ во 2-3 классах реализуется по бескомпьютерному варианту. В начальных классах начинается знакомство с информатикой как наукой о структурировании, хранении, кодировании и передаче информации, структурах данных и знаковых системах; данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления. Предмет «Информатика и ИКТ» изучается по программе «Математика и информатика» авторов А.Л.Семенова и М.А.Посицельской.

Учебный курс « Я – исследователь» включен с целью познавательного развития обучающихся, формирования умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа учебного курса реализуется на основе рабочей программы «Я-исследователь», разработанной учителями начальных классов МБОУ «Школа №51».

Учебный курс « Риторика» дает возможность младшему школьнику познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Программа учебного курса реализуется на основе авторской программы Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, Т.М. Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы.

Учебный план

начального общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

(выписка из основной образовательной программы начального общего образования)

1, 2, 3 классы


Предметные области

Учебные

предметы

Классы


Количество часов в неделю

Итого

























Филология

Русский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

Литературное чтение

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Иностранный язык

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24



Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

Технология

Технология

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Итого

21

21

21

21

23

23

23

23

23

23

23

23

268

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

-

-

-

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Информатика и ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Групповые занятия

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Я – исседователь

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Риторика

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

21

21

-

-

-

-

-

-

-

-

84

Предельно допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

-

-

-

-

26

26

26

26

26

26

26

26

208

Начальное общее образование в рамках реализации государственного образовательного стандарта (4 классы)

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Учебный план для 4 классов ориентирован на освоение образовательных программ начального общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:


  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент учебного плана обеспечивает обучающимся единство образовательного пространства и изучение учебных предметов Федерального стандарта начального общего образования. В начальной школе его представляют следующие учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Иностранный язык, Окружающий мир, Искусство (музыка, изобразительное искусство), Технология, Физическая культура. Количество часов каждого учебного предмета соответствует количеству часов базисного учебного плана.

В 4 классах изучение русского языка ведется по программе «Русский язык» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности. В 4 классах на выполнение программы «Русский язык » вводятся дополнительные 2 часа в компонент образовательного учреждения.

Важную роль в системе школьного гуманитарного образования играет Литература как учебный предмет, преследующий на каждой ступени свои цели. В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умение осмысленно и выразительно читать, пробуждается интерес к словесному творчеству и к систематическому чтению художественных произведений. Предмет Литературное чтение изучается по программе авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и на его изучение в 4 классах отведено 2 часа в неделю. В 4 классах на выполнение программы «Литературное чтение » вводится дополнительный 1 час в компонент образовательного учреждения.

Овладение Иностранным языком как средством общения предполагает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. На раннее изучение иностранного языка отводится 2 часа из инвариантной части в 4 классах. Преподавание предмета осуществляется по программе «Примерные программы обучения иностранному языку и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и средней школы. Начальное общее образование. Английский язык. Немецкий язык» авторов И.Л. Бим, М.З. Биболетовой, В.В. Копыловой, авторской программе «Немецкий язык. 2- 4 классы» И.Л. Бим.

Начальный курс Математика – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Содержание обучения математике направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В начальной школе обучение математике представлено программой «Математика» авторов М. И. Моро, Ю. Н. Колягина и др. Инвариантная часть учебного плана предусматривает в 4 классах – 4 часа в неделю. В четвертых классах на выполнение программы «Математика» вводится дополнительный 1 час в компонент образовательного учреждения.

На учебный предмет Окружающий мир в 4 классах отводится 2 часа в неделю. Данный курс является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет обеспечен программой «Мир вокруг нас» автора А. А. Плешакова.

Изучение Музыки способствует развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы обучающихся, чувства сопричастности к миру музыки и обеспечивается программой «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры обучающихся. На изучение музыки в 4 классах отводится 1 час.

Учебные предметы Изобразительное искусство и Технология в 4 классах изучаются интегрировано по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов Т.Я. Шпикаловой, Е. В. Алексеенко. На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю в 4 классах. На изучение предмета «Технология» отводится в 4 классах – 2 часа в неделю.

Особенностью Физической культуры как учебного предмета является деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретают школьники, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. На учебный предмет «Физическая культура» в 4 классах отводится 3 часа в неделю. Предмет обеспечен комплексной программой физического воспитания, автор которой В.И. Лях.

В 4 классах курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает интегрированное изучение. Часы, отведенные на преподавание данного предмета распределены на учебный предмет «Окружающий мир».

В учебный план введен комплексный учебный «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов. Реализация данного курса осуществляется по модулям «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основ светской этики» на основании выбора учащихся, родителей (законных представителей).

Вариативная часть учебного плана для 4 классов составляет 5 часов в неделю и включает в себя два блока: региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

В региональный компонент включен 1 час предмета «Информатика и ИКТ» в 4 классах. Обучение информатике и ИКТ в 4 классах реализуется по бескомпьютерному варианту. В начальных классах начинается знакомство с информатикой как наукой о структурировании, хранении, кодировании и передаче информации, структурах данных и знаковых системах; данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления. Предмет «Информатика и ИКТ» изучается по программе «Математика и информатика» авторов А.Л.Семенова и М.А.Посицельской.

Требования к реализации образовательных программ регламентируются ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").

Данная статья предусматривает две формы их реализации организацией, осуществляющей образовательную деятельность:

  1. самостоятельную;
  2. посредством сетевых форм.

При этом возможность самостоятельной реализации образовательных программ выступает важнейшим механизмом, обеспечивающим автономию образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под автономией понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами и уставом образовательной организации. В развитие данной нормы ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает положение о запрете для федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. То есть указанные органы не вправе принимать распоряжения относительно изменения содержания таких важных элементов образовательной программы как учебный план и календарный учебный график в конкретной образовательной организации.

Новеллой закона является регулирование сетевой формы реализации образовательных программ , обеспечивающей возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Новый закон, равно как и Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", не содержит определения понятия "образовательные технологии".

Между тем, ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены следующие возможности образовательных организаций при реализации образовательных программ:

  • использование различных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;
  • применение модульного принципа представления содержания образовательной программы и построения учебных планов;
  • применение системы зачетных единиц в целях определения структуры профессиональных образовательных программ и их трудоемкости.

Зачетная единица – это унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в т. ч. аудиторную и самостоятельную работу), практику. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе определяется самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 13 также установлены следующие требования при контроле реализации программ образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

основные профессиональные образовательные программы должны предусматривать проведение практики обучающихся на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика также может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность; использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Вы можете прочитать данные материалы в Электронной системе "Образование" после получения бесплатного демо-доступа:

Анализ работы начальной школы по реализации ФГОС Подготовительный этап введения ФГОС основного и среднего (полного) общего образования Проектирование основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации Этапы проектирования основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации О взаимосвязи ФГОС, примерной основной образовательной программы, основной образовательной программы

Воробьева Светлана Николаевна

учитель математики

Кадетского корпуса (спортивной школы)

ФГКОУ высшего образования

«Военный институт физической культуры»

г. Санкт-Петербург

Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Одной из главной составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу. Все эти программы: программы развития, программы экспериментальной работы и другими инновационными проектами, а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, которая регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Вывод: Предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС в части условий реализации основной образовательной программы, необходимо:

1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной образовательной программы.

2. Сделать экономический расчёт стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.

3. Провести оценку условий реализации основной образовательной программы основной образовательной программы, имеющихся по факту в каждом образовательном учреждении.

4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС в разрезе каждой школы.