Таймырское Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Дудинский детский сад комбинированного вида "Рябинка"

Конспект занятия

по развитию личности дошкольника

"Боремся со Злорадной"

Разработала и провела: воспитатель 1 категории -

Серова Татьяна Александровна

г. Дудинка

"Боремся со Злорандой"

Цель: Развивать личность дошкольника.

Задачи:

Развивать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку. Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других. Способствовать развитию сплоченности группы.

Упражнять в определении настроения по выражению лица.

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.

Оборудование: зал стилистически оформлен под остров (озеро, деревья, камни), облака, ширма, корзинка «Добрых дел», замок, картинки с мимикой, семена, мертвая вода в ведре, конверт с планом.

Музыкальное сопровождение: гром, дождь, «Космическая музыка», музыка острова.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?

В: А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Д: Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным…

В: Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?

Д: Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…

В: А нужно ли бороться с плохим настроением?

Д: Нужно!

В: А что и как надо делать?

Д: Всем вместе улыбнуться, оказать помощь, потому, что вместе легче и веселее, а одному трудно.

В: А как нам можно объединиться?

Д: Взяться за руки, встать рядом…

В: Я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться. Давайте передавая клубочек, будем делать комплименты друг другу.

Упражнение «Клубочек»

Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.

В: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.

Несмотря на то, что мы старались говорить друг другу добрые комплименты, но есть в нашем мире царство «злости», которым управляет колдунья Злоранда, именно она и её помощницы пытаются сделать наше сердце каменным, посылая нам страх, обиду, усталость, плохое настроение…

Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.

Психологические этюды на снятие негативных эмоций.

В: В нашем мире всегда есть люди, способные победить Злоранду, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать. Вы хотите победить колдунью «Злоранду»?

Итак, закрывайте глаза (звучит аудиозапись Волшебство ). Дети открывают глаза. Ведущий обращает внимание на остров. (звучит музыка острова)

Ребята мы с вами попали в царство Злоранды и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли колдунья какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила. Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?

Д: В дерево, цветок, животных…

Упражнение «Превращение»

Цель: развитие умения перевоплощаться.

Дети маскируются, а ведущий отгадывает.

Ведущая видит, лежит конверт, а в нем карта (план) как добраться до замка Злоранды. Дети и ведущая изучают карту.

Ребята, а вы сможете все препятствия пройти? Тогда пошли.

Вдруг гремит гром.

В: Над нами собрались тучи, наверно это Злоранда их послала. Они не простые, а клеевые. Какой из них пойдет дождь?

Д: Из них польется клей.

В: Пошел клеевой дождь, и мы все склеились (дети держат друг друга за плечи).

Но у нас нет времени ждать. Нам надо спешить. Что же нам делать?

Д: Придется двигаться всем вместе. (звучит музыка прохождения препятствий)

Упражнение «Клеевой дождь»

Цель: Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, идут по кочкам на болоте, перешагивают через камни препятствия.

В: Ну вот, наконец, клей высох и мы отклеились друг от друга. Молодцы справились с трудностью.

Но что, же это такое?

Ребята! Да это новая ловушка. Смотрят карту схему. Мы сможем пройти дальше, если выполним все условия, которые указала Злоранда. (Нужно взять по картинки и определить хорошие и плохие поступки, дети рассказывают по ним, что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнение «Сюжетные картинки»

Цель: Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. (Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.)

После выполнения упражнения мы лопаем шарик и достаем ключ.

В: Ключ у нас теперь есть.

Но до замка ещё далеко, а злоранда на нашем пути рассеяла семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем?

Д: Вырастут деревья зависти, обиды, злости, ненависти.

В: Да, и эти деревья превратятся в непроходимые джунгли и навсегда останутся в нашем мире. Собирать эти семена можно только парами, держась за руки.

Упражнение «Собери семена»

Цель: развитие умения действовать совместно.

В: Дети, сожмите эти семена крепко-крепко в кулачке, чтобы их не рассыпать. Хотела Злоранда вырастить лес зла, но у неё ничего не вышло. А что мы будем делать с семенами? (положить семена в мертвую воду)

А вот и ворота, давайте откроем их ключом (открывает дверь-ширму, за которой стоит дерево).

Упражнение «Чудо – дерево»

Цель: Умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.

Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.

Ребята, придумайте, чем вы можете порадовать друг друга или можно назвать добрые дела. На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему «Чудо-дереву»!

– Посмотрите, как зазеленело наше дерево! (звук лопнувшего шара )

В: Дети, посмотрите, Злоранда исчезла. Мы ее победили . (музыка на конец занятия)

В: Нам пора возвращаться, но для этого надо перелететь через пространство. Закройте глаза, возьмитесь за руки.

(Звучит космическая музыка 1-2 минуты) . Музыка выключается с постепенным убавлением звука. Воспитатель проводит детей в начало зала, где начиналось занятие.

Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду. Ребята! А где вы были? Какие препятствия проходили? А что помогло победить вам «Злоранду»?


Профилактика девиантного поведения. Тренинг личностного роста.
Введение
Общение в подростковом возрасте становится одним из ведущих видов деятельности. У детей и подростков часто наблюдается возрастание эмоционально-психического напряжения, которое проявляется в отгороженности, закрытости, агрессивности, повышенной конфликтности, немотивированной мнительности, уходе в виртуальный мир. Следствием этого является развитие неуверенности в себе, комплекса неполноценности, агрессивности, депрессии, социальной апатии. Отсутствует культура общения: подростки не умеют общаться и дружить, «слушать и слышать» другого; не умеют анализировать свои переживания и говорить о них, бояться быть осмеянными и непонятыми.
В связи с этим современные подростки ведут себя или демонстративно, вызывающе, заносчиво или, наоборот, стараются быть незаметными, испытывая чувство стеснения, замкнутости.
Все перечисленные особенности поведения нуждаются в коррекции, т. к. страдают сами подростки и окружающие их люди. Таким образом, остро встает проблема общения подростков как друг с другом, так и с взрослыми.
Цель: Коррекция установок каждого члена группы, более полное и точное представление о себе как индивидуальности; понимание и принятие себя и другого человека.
Задачи:



Работа в группе позволяет рассматривать многие проблемы с большей эффективностью, чем при индивидуальном консультировании и терапии. Игровая форма занятий позволяет преодолеть психологические барьеры в общении, снять пелену комплексов: неуверенности, раздражения, устранить негативный барьер защиты, возникающий при попытках воздействия на ребенка с помощью убеждения или нравоучения со стороны взрослого.
Занятия строятся таким образом, чтобы каждый участник смог проявить себя, не боясь насмешки над своими слабостями и ошибками. Здесь каждого принимают таким, какой он есть, положительно оценивая каждый шаг участника, благодаря чему он чувствует себя защищенным. Безусловным требованием является полная уверенность в конфиденциальности информации.
Важно помнить, что групповая работа не требует полного контроля со стороны ведущего, значительное место должно отводиться инициативе самих участников группы.
Цель работы психолога – организация сотрудничества с ребенком, активизация его самопознания, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Проигрывая определенные ситуации, человек «пробует» себя в них, у него складывается опыт различных стилей общения, личное отношение к происходящему.
Конспект тренинга «Личностное развитие подростков»
Цели занятия:
Коррекция установок каждого члена группы,
Получить более полное и точное представление о себе как индивидуальности;
Понять и принять себя и другого человека.
Задачи:
1. Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях.
3. Развитие социальной адаптивности, умения преодолевать жизненные трудности.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
«Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. У каждого из нас есть много проблем: в школе, в семье. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять эти проблемы, принять (осознать), и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы – задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель – помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т. д. Дается историческая справка)».
ХЛОПКИ
Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
на улице хорошая погода,
я рад, что наконец-то наступят каникулы,
я пришел сюда, потому что мне это нравится,
я люблю общаться с друзьями,
у меня хорошее настроение,
я готов к работе в нашей группе.
ПРАВИЛА ГРУППЫ
Сейчас мы вспомним правила, по которым будем дальше вместе работать и взаимодействовать. Ведь именно тогда мы группа, когда у нас есть свои правила, по которым мы живем и работаем.
Психологический комментарий:
Ведущий объясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Говорит кто-то один.
3. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь
4. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
5. Право каждого на свое мнение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«КЕМ БЫ Я БЫЛ?»
Цель: осознание своих качеств, освобождение от шаблонных суждений о себе.
Участникам дается время на то, чтобы подумать и записать, кем бы они были, если бы не были людьми. Т.е. нужно найти такое явление или предмет, который в наибольшей мере отражает качества самого человека.
БЕЗ МАСКИ
Цель – самораскрытие каждого участника группы.
Все садятся в большой круг.
Ведущий: «Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто готов? Начинайте!»
Психологический комментарий:
Необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Их должно быть больше, чем участников, на случай, если кто-то не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
Особенно меня раздражает, что я…
Каждое утро я…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Мне очень трудно забыть, но я...
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
Мне бывает стыдно, когда я...
Знаю, что это очень трудно, но я...
Иногда люди не понимают меня, потому что я...
Верю, что я еще...
Думаю, что самое важное для меня...
Когда я был маленьким, я часто...
Мои родители...
Мои друзья редко...
Когда на меня кричат…
Текст, написанный на карточках, должен помочь участникам раскрыть себя.
ЛАДОШКИ
Все сидят в кругу. Каждому дается лист бумаги и карандаш, или фломастер. На листе бумаги каждый обводит свою ладонь. В центре пишется свое имя, используемое в группе. В каждом из нарисованных пальцев записывается хорошее, любимое в себе качество. На этом листе каждый член группы может написать пожелание его владельцу, или то, что ему нравится в этом человеке. Листы передаются одновременно по кругу.
Психологический комментарий: Желательно звучание спокойной музыки. Когда «ладошки» пройдут круг и вернутся к своим владельцам, их можно прочитать и оставить себе на память.
ЖОНГЛЕРЫ
Цель – развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Задача – одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Обсуждение: Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам за себя»?
"ЗАТО..."
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;
после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
ВСТАНЬТЕ С МЕСТ
Цель – развитие уверенности в себе. Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение. Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
ВОСПОМИНАНИЕ
Цель – способствует развитию концентрации, успокоения.
Ведущий: «Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо и радостно на душе. Вспомните свои мысли, чувства, ощущения. Побудьте в этой ситуации, прочувствуйте ее еще раз. Откройте глаза. Закройте глаза опять и вспомните ситуацию, когда вам было грустно, неприятно, нехорошо. Откройте глаза. Снова закройте глаза и вернитесь в то состояние, в каком бы вы хотели быть сейчас».
Психологический комментарий: При желании и готовности группы можно обсудить состояния участников в той и другой ситуации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
КАРУСЕЛЬ. (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК).
Группа разбивается на два круга – внешний и внутренний – друг напротив друга. Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг остается на месте, а внешний передвигается вправо – к другому партнеру.
Следующие задания:
- побороться руками,
- помириться руками,
- пожалеть руками,
- попрощаться руками.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Последней процедурой каждого занятия является обратная связь от каждого участника группы ведущему. Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:
кулак с поднятым большим пальцем вверх – понравилось, хорошо;
кулак с большим пальцем вниз – не понравилось, плохо;
горизонтальная ладонь – средне, так себе.
Сначала мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово? Затем оговаривается время следующего занятия. Ведущий благодарит всех и прощается с группой.

Упражнения на самопознание позволяют обрести себя, сформировать и установить собственные правила личностного развития. В статье мы привели самые распространенные и популярные техники познания, которые подойдут и взрослым и детям. С помощью этих нехитрых действий вы овладеете практикой самопознания, усовершенствуете нужные вам качества, а также познаете внутреннюю подоплеку своих желаний.

Самопознание - что за странный фрукт?

Развитие эмпатии и рефлексии , которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.

Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также самосовершенствование , анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.

Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, - пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.

Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.

Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.

Познаем себя сами: упражнения на самопознание

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений и комплексов, которые призваны помочь вам в поиске себя и своих внутренних ориентиров. Попробуйте подойти к занятиям максимально ответственно, ведь только в этом случае вы получите свой долгожданный результат.

4 квадрата психологии сознания

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет лучше осознать свою сущность, найти положительные и негативные качества, достоинства. Для этого психологического теста понадобится лист бумаги, его нужно разделить на четыре части, в форме квадрата. В углу каждого квадрата необходимо поставить цифры от 1 до 4. В первом квадрате нужно написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) нужно написать собственные негативные качества.

Нужно быть искренним, поскольку данная таблица создается исключительно для тестируемого человека. После просмотра перечня негативных качеств их нужно переформулировать на положительные и записать во второй квадрат. Например, описать, что "жадный" означает бережный, что появляется возможность тратить деньги на важные вещи.

После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переделайте их на отрицательные, запишите их в четвертый квадрат. После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2.

После, важно взглянуть на все четыре заполненные квадраты и сделать вывод, что одни и те же характеристики описаны с положительной и отрицательной стороны. То, что для нас есть хорошим, для других может оказаться плохим. Поэтому нет необходимости обращать особое внимание на то, что говорят другие. Лучше развивать свои качества, которые нравятся, а также могут послужить на будущее.

Оценочные суждения в жизни личности

Самопознание человека формируется на основе его мыслей о себе и мыслей других людей о том, что он из себя представляет и что вообще делает в этой жизни. Человек сам выбирает как относиться к себе: хорошо или плохо (презирать себя за малейшие ошибки или прощать, любить, если что-то не так).

От того, как человек относится к себе, так и будут к нему относиться окружающие, поскольку они будут видеть человека его глазами, тот образ, который он или она позволяет видеть. Уважение, понимание себя, возможность ценить появляется с того момента, когда человек прислушался к себе, изменил психологию своего мышления.

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет не только переформулировать свои качества, но и негативные качества противника, который приносит дискомфорт в вашей жизни. С помощью данной техники, можно проанализировать конфликтную ситуацию, понять почему вышло недопонимание, как восстановить доверие, доброжелательность.

Самопознание и групповая терапия

Часто упражнения по самопознанию проводятся коллективно. Собирается группа из нескольких человек, что способствует формированию положительного, а также благоприятного климата для познания собственного «Я». Коллективная работа направлена на приветствие участников, ощущение при этом испытываемых чувств. Далее, каждый из участников обращается к товарищу с благодарностью, что он рад его видеть с объяснением. Способствуя самоанализу и сближению группы, каждому участнику предлагается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на вопрос «Кто я?» с описанием десяти собственных характеристик.

В группе, кроме письменных тестов, развивается невербальное взаимопонимание, расширяется представление о себе. Ведущие часто используют упражнение «зеркало», когда каждому участнику передается зеркало, и он обязан на протяжении двух минут говорить о себе хорошие вещи. В основе групповой рефлексии, участники говорят, что они себе напоминают (предмет, явление). Чтобы полностью раскрыться, участникам предлагается сказать то, о чем никто не знает. Задача не с легких, но каждый элемент группового тренинга помогает открыть внутри себя новые способности, которые могут улучшить состояние в обществе, отношение к себе.

Как помочь подростку понять себя

Переходной возраст, сложные условия, знакомство со взрослой жизнью, моральными ценностями дестабилизирует подростка. Упражнения на самопознание для подростков помогает сформировать жизнеспособную личность, которая сумеет преодолеть трудности, что повстречаются на жизненном пути.

Успешная адаптация в обществе – то, что необходимо для молодого человека. Кризис подросткового возраста заключается в том, что ребенок ищет себя, ищет свой путь, сопоставляет любимые занятия с будущими профессиями, которые могли б ему подойти.

Непослушание, протест – это защитные реакции на познание нового взрослого мира, где приходится самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться в новом для него мире. Помощь извне часто воспринимается как не нужное, поскольку доминируют гордость и предубеждение подростка. Необходимость самопознания приходит спонтанно, когда действительно нужно разобраться в себе и определить цели на будущее.

Упражнения на самопознание для подростков, прежде всего, направлены на:

  • Погружение в собственный внутренний мир;
  • Познание чувств и эмоций, формирование управленческих способностей на эмоциональные реакции;
  • Обучение слушать, высказывать, а также принимать точку зрения, находить компромиссное решение из любой ситуации;
  • Осознание жизненной перспективы, формирование жизненных целей и путей их достижения.

Психогимнастика, наличие групповых дискуссий, ролевых игр решают много задач тренинга для подростков. Групповая дискуссия помогает участнику управлять процессом обсуждения определенной проблемы или задачи, выступать в роли генератора идей, эрудированной личности или коммуникатора. Ролевые игры позволяют быть готовым к любым вариантам исхода случившейся жизненной ситуации.

Участники с помощью игровой формы соприкасаются с положительными и негативными вариантами, которые могут случиться в реальной жизни. Обучающий эффект усиливается, когда в ролевых играх принимает большое количество участников, коллективно генерируются идеи, которые могут поспособствовать решению задачи. Данное упражнения на самопознание переносит внутрь реальности стиль поведения, общения и коммуникативные навыки, которые скорректированы группой.

В комплекс занятий входит вступительная часть (знакомство и представление себя), конструктивное общение, высказывание точек зрение, понимание и умение слушать других людей. Основную часть формирует расширение знаний об эмоциях, чувствах, собственном внутреннем мире, как в нем ориентироваться. Особое внимание посвящается прошлому, настоящему и будущему для осознания подростком своей жизненной перспективы. Заключительным этапом групповой коммуникации, закрепляются результаты, которые достигли участники.

Разнообразие упражнений на смекалку

Чтобы лучше понять себя, нужно постоянно развиваться как физически, так и умственно. Логические задачи – отличный способ гимнастики для ума, что утолит нормальную потребность в упражнении и испытании разума. Упражнение на логику, смекалку состоит из интересных задач по математике, физике, естествознании. Подобные упражнения предлагаются детям, подросткам и взрослым.

Чтобы отгадать загадки должен быть развитый кругозор, наличие знаний об окружающем мире. Упражнение на хорошую смекалку способствует развитию образного нестандартного мышления. Нельзя разъяснять сразу ответ, необходимо оставить немного времени, чтобы человек самостоятельно угадал правильный ответ. Если в одиночку задачки являются непосильными, можно сделать коллективный подход к решению логических задач. Различные ребусы, шарады, головоломки, кроссворды, судоку также помогают развитию умственных способностей.

Упражнение на то, чтобы развить смекалку входит в процедуру группового психологического тренинга. Он направлен на развитие воображения, остроумия, интеллекта, поиски аналогий, а также на актуализацию скрытого потенциала. Выработка умения сравнивать различные объекты и явления дают возможность мыслить шире, развивать наблюдательную и зрительную память.

На основе упражнений проводится тренировка в абстрагировании и конкретизации, развитие умения оценки личных качеств окружающих людей. Гибкость мышления важна для приспособления в обществе. Разностороннее восприятие помогает оценить проблему с несколько сторон и принять самое выгодное решение. Наличие смекалки помогает личному росту, продвижению по работе. Как только человек осознает свои возможности, постепенно поднимется самоуважение к себе, самооценка и понимание своих сильных сторон.

Упражнения на самопознание, а также на смекалку помогают развить в себе те возможности, которые понадобятся для формирования своего «я». В результате тренинга, можно избавится от страхов, неудач, неуверенности, которые мешают жить жизнью, полной яркими красками.

Как только человек соприкоснется с нотками своей души, начнет понимать, что ему действительно нужно, в каком направлении двигаться – откроются новые пути, где человек себя будет чувствовать комфортно и уютно. Самопознание, самоанализ помогают в кризисных ситуациях разобраться в себе, напомнить о положительных, сильных качествах личности.

Вывод

Трудно осознать, что черно-серое восприятие мира прячется внутри человеческой души, когда мозг пытается всему найти логическое обоснование и отказывается от чувств. Депрессивное состояние, постоянные стрессы заставляют задуматься и принять решение заняться самопознанием.

Эффективность проявляется с первого раза, конечно в небольшом количестве, но помогает обрести знания о своей личности. Всего 10-12 занятий способны изменить человека в лучшую сторону, открыть мир с другой стороны. В некоторых случаях понадобиться больше занятий, чтобы достичь полного самопознания.

По познавательному развитию

Конспект занятия по социально-личностному развитию для детей 5-6 лет «Я особенный»

Прислала: Наталия Попова

Цель занятия: развитие самосознания детей.

Задачи занятия:

  • учить детей понимать себя, свои положительные качества;
  • развивать вербальное и невербальное общение;
  • формировать отношения доверия, умение сотрудничать;
  • снять эмоциональное напряжение.

Оборудование: игрушка Божья коровка, музыкальное сопровождение (спокойная музыка) , заготовка волшебное дерево (нарисованное на ватмане или вырезанное из ДВП) , цветные карандаши, листочки с клейкой лентой на обратной стороне, волшебный пенек - стул, игрушки для мальчиков и девочек.

Ход занятия

1. Приветствие.

Психолог: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга: поздороваемся и пожелаем что-то доброе, светлое, интересное, искристое. Например, здравствуй, Вика, я желаю тебе сегодня хорошего настроения и интересного занятия или давайте поздороваемся.

2. Приглашение в путешествие.

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес.

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

(широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

(руки подняты вверх; выполнять покачивания вправо-влево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

(дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, покачиваясь при этом вправо и влево)

Только в лес мы вошли-

(маршировать)

Появились комары.

(имитировать укусы комаров, легко похлопывать по разным участкам тела)

(маршировать)

И медведя мы встречаем.

(раскачивание туловища из стороны в сторону)

Снова по лесу идем -

(маршировать)

Перед нами водоем!

(руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем,

(руки на поясе; полуприседания с поворотом вправо-влево)

Прыгать будем мы смелее.

(прыжки)

Раз-два, раз-два -

(маршировать)

Позади теперь вода!

(прыжки)

Раз-два, раз-два -

(маршировать)

Позади теперь вода!

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно глубоко.

Ветер дует нам в лицо -

(руками махать себе в лицо)

Закачалось деревцо.

(руки поднять вверх, покачиваться вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише -

(приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.

(плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки)

Но закончилась игра,

Оглянуться нам пора!

(оглянуться по сторонам)

Психолог: Вот, мы и в лесу ребята. Посмотрите, на нас кто-то смотрит и хочет познакомиться с нами. Да, это же, Божья коровка и я знаю, что ее зовут Мила.

Божья коровка: Кто это ходит по нашему волшебному лесу? Кажется люди. Дети. Дайте-ка, я на вас получше посмотрю. У вас всех глазки есть, по два глазика у всех? У всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, ребята, так вы все одинаковые.

Дети: Нет, мы разные.

Психолог: Да где же вы разные? Вот ноги, руки. Что же разное? (Ответы детей.) Ну, что ж, давайте узнаем, в чем еще разница между нами, и убедим Божью коровку Милу, в том, что вы действительно отличаетесь друг от друга, имеете свои особенности. Давайте поиграем в волшебном лесу.

3. Задание «Эхо».

Как вы любите, чтобы вас называли? Вы по очереди называете свое имя, а все остальные, как эхо в лесу, его вместе повторяют. (Дети выполняют.)

Чему научила нас эта игра: чем мы отличаемся друг от друга? (Ответы детей: именами, хотя иногда нас зовут одинаково.)

4. Игра «Кто позвал?»

В лесу очень легко потеряться и заблудиться, тогда люди кричат друг другу «АУ!». Сейчас мы с вами буде «гулять» по лесу (ходить держась за руки по кругу) , затем остановимся, закроем глаза. Тот, до кого я докоснусь, говорит: «АУ!» Остальные дети открывают глаза и должны догадаться, кто их позвал.

Дети играют. Проговаривая четверостишие, ходят по кругу:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Вы, ребята, не зевайте:

Кто позвал - скорей узнайте!

Какой вывод мы можем сделать из этой игры? («Мы отличаемся голосами».)

5. Задание «Игрушки»

Психолог: Вот мы по лесу погуляли присядем на полянке. Ребята, посмотрите, под листочком что-то лежит. Это дети забыли свои игрушки. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить их? (Ответы детей: «Игрушки для девочек и мальчиков».) Правильно, ведь всех детей можно отнести либо к девочкам, либо к мальчикам. И этим они также отличаются друг от друга.

6. Игра «Волшебный пенек»

На нашей полянке есть волшебный пенек: каждый, кто на него садится, говорит о своих достоинствах - отличительных особенностях, может быть во внешности (у меня красивые глаза, волосы и т. д.) , а можно рассказать о положительных качествах своего характера.

Вывод из этой игры: у каждого из нас отличается от других внешностью и чертами характера.

Божья коровка: Да, ребята, я поняла, вы действительно все разные, со своими особенностями. Как цветы в моем лесу.

7. Упражнение «Цветок»

Психолог: Ребята, давайте представим себе, что мы лесные цветы. Днем, когда жарко и солнечно цветы раскрывают свои лепестки, поворачивают свои головки то вправо, то влево, смотрят вверх.

Ветерок колышит цветы из стороны в сторону. Ночью все отдыхает. Цветочки опускают головки, закрываются в бутоны.

Повторить 2 - 3 раза: в последний раз добавить: «И видят прекрасные сны о волшебном дереве, на котором каждый цветок особенный».

8. Рисунок цветка

Ребята, давайте быстро нарисуем цветы для волшебного дерева и украсим ими его. Это будет наш подарок Миле на память о нашей сегодняшней встрече. (Дети рисуют под музыкальное сопровождение, прикрепляют цветы к дереву.)

9. Рефлексия.

Ребята разные или одинаковые у нас получились цветы? Почему, как вы думаете? («Мы разные») . А чем же мы отличаемся, в чем наши особенности? (имена, голоса, достоинства, мальчики или девочки) .

10. Прощание.

Пора прощаться, в группу возвращаться. Сделаем из рук «солнышко» (дети протягивают руки в центр и сцепляют их) . До свидания! (руки одновременно вверх) .

Тренинговые занятия по развитию самосознания для подростков

Цель занятий :

усиление позитивных тенденций в личности подростков, формирование адекватной самооценки; самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности;

Задачи:

1. Анализ подростками собственного «Я – образа» и его составляющих.

2. Развитие рефлексии, получение опыта понимания своего внутреннего мира.

3. Восприятие себя через восприятие своего внешнего облика, принятие внешнего облика, таким, какой он есть.

4. Повышения уровня самопринятия подростков, формирование позитивного самоотношения.

5. Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как на способ саморазвития личности.

6. Создание условий для обращения подростков к собственной ценностно – смысловой сфере.

7. Развитие навыков взаимодействия с окружающими.

Занятия расчитаны на подростков 12 –14 лет.

Занятия проводятся с частотой 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 1,5 часа. В группу включаются подростки с повышенным уровнем тревожности, с низкой самооценкой, имеющие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми.

Ожидаемые результаты

Снижение состояния психологического дискомфорта у подростков, формирование навыков самопознания и самовоспитания, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей, что в конечном итоге должно привести к уменьшению риска возникновения отклоняющегося поведения.

Структура занятий

Общая структура занятий включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.


Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.

1. Приветствие членов группы позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия. Одновременно оно позволяет создать настрой на дальнейшую работу.

2. Разминка (5 – 10 минут) используется как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. При выборе разминочных упражнений приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамических процессов группы.

3. Основное содержание занятия (20 – 30 минут) представляет собой совокупность приемов, направленных на решение задач занятий. Используются информирование, групповые обсуждения по теме занятия, упражнения, направленные на развитие способности познания самого себя, своих внутренних состояний, способствующие восприятию своего внешнего облика.

4. Завершение работы (5 – 10 минут) включает в себя индивидуальную рефлексию каждого участника, Кроме того, в процессе завершения занятия происходит эмоциональное отреагирование всего проделанного каждым участником.

Занятие №1. «Знакомство»

Цель : знакомство участников с групповой формой работы; создание условий для дальнейшей работы; сплочение группы; знакомство с индивидуальными особенностями участников.

Ход занятия.

В начале занятия подростки получают информацию о программе.

«Участие в наших занятиях позволит вам получить опыт, который в будущем вы сможете использовать для того, чтобы разрешать трудности, воплощать свои желания и достигать целей. Что для этого необходимо каждому человеку? Умение понимать себя, способность видеть и использовать внутренние возможности и ресурсы и верно ими распоряжаться».

Разминка

1.Представление участников.

Все стоят в кругу. Участники передают по кругу какой – нибудь предмет, тот, у кого в руках он оказывается называет своё имя и три вещи / предмета, которые он любит.

2.Упражнение « Пусть пересядут те…»

Работа по теме

С участниками проводится психогеометрический тест. По результатам этого теста участники делятся на несколько подгрупп: треугольники, круги, квадраты, зигзаги.

3 .Каждой подгруппе даётся задание подготовить короткое сообщение о современных подростках. В сообщениях должны быть освещены следующие темы:

    К чему стремятся подростки; Чего хотят добиться в жизни; Какие у них имеются потребности; Какие препятствия могут встретиться.

Каждая группа выдвигает участника, который в течение 3 – х минут представляет результаты.

4. Обсуждение правил работы в группе.

5. Упражнение «Вопрос – ответ»

Любому участнику группы кидается мяч, при этом тот, кто кидает мяч. Называет его по имени, после чего он может задать свой вопрос. Поймавшему мяч необходимо ответить на вопрос и, кинув мяч другому, задать свой вопрос.

6.Упражнение «Переманивания».

Половина участников сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого – то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего.

Завершение занятия.

Занятие № 2. « Кто Я? Какой Я?»

Цель занятия:

Способствовать самоанализу участников, развивать самопознание; прояснение Я – концепции.


Ход занятия.

Приветствие.

Разминка

2 «Здороваемся необычным способом» . Двигаясь по кругу каждый из участников должен по - очередно поздороваться со всеми, кто стоит в кругу.

Работа по теме

3 .Упражнение «Двадцать Я»

В течение 15 минут необходимо ответить на вопрос « Кто Я?» . использовав для этого 20 слов или словосочетаний.

Ответы вслух зачитывать не нужно!

По окончании работы ее результаты анализируются. Ребятам предлагается отметить «плюсами» те ответы, которые им в себе нравятся, и «минусами», те, которые не нравятся.

Результаты работы анонимно обсуждаются. Почему у кого – то получилось написать тридцать ответов, а кому – то не удалось придумать и десяти? Это о чем – нибудь говорит?

· Если человек написал меньше чем 15 ответов, он знает себя не очень хорошо.

· Если больше 15 – можно утверждать, что он знает себя.

При этом необходимо учитывать те ответы, которые говорят что – либо конкретное о человеке, а не общие утверждения, такие как

· « Я – человек»

· «Я – дочка», « Я – сын»

· « Я – ученик»

4. Упражнение «Герб»

Когда человек размышляет о себе, о своих поступках его раздумья могут напоминать мозаику. Но из отдельных фрагментов можно попытаться сложить картину. Для этого мы создадим собственные гербы.

Герб – это то, что символизирует человека, сообщает о нем какую – то важную информацию. Герб может быть любой формы и должен состоять из 4 –х частей:

· Что я хорошо умею делать;

· Что для меня важно в жизни;

· Мои мечты;

· Слова, которые я хочу, чтобы мне сказали.

Завершение занятия

Занятие № 3 « Мое имя»

Цель занятия:

Помощь в осознании подростками ресурсного значения собственного имени и его различных форм; самоанализ подростками отношения к имени как проекции самоотношения.

Ход занятия

1. Приветствие

Разминка

Упражнение « Испорченный телефон» (невербальный вариант)

Участники встают в цепочку. Ведущий встает в конце. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем жестами показывает какой – либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.), Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и т. д. Последний участник называет предмет. Все делается молча. Используются только жесты, можно лишь попросить повторить участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Работа по теме

Обсуждение . Зачем нам имена? Что они значат?

С давних времен люди, давая имя ребенку, видели в этом определённый смысл. Когда люди знакомятся друг с другом, они всегда называют своё имя (а не рост, не вес, не цвет волос и даже не возраст). Почему? Потому что имя – это наша визитная карточка , это то, что отличает нас от других людей. Это неотъемлемая часть нас самих. Имя каждому из нас дают родители, и очень интересно было бы узнать, почему они выбрали для вас именно это имя.

Значение имени


Люди проявляют интерес к тому, что означает их имя, каковы характеристики каждого их них. В разных словарях отражаются определенные характеристики, свойственные каждому имени. (Приводятся примеры в соответствии с именами участников).

4. Упражнение « Мои имена»

Наше имя может иметь различные формы, к каждой мы можем относиться по – разному. Есть ли у вас ласкательное имя или прозвище? Какое из них вам больше нравиться? Есть ли среди этих имён такие, которые вам не нравятся, неприятны. (подростки заполняют специальные бланки с незаконченными предложениями).

    Когда родители довольны мной, они называют меня…. Когда родители злятся на меня, они называют меня… Когда друзья общаются со мной, они называют меня… Кода я сам собой доволен, я могу себя назвать …. Когда я сам собой недоволен, я могу себя назвать… Мне нравится, когда меня называют …

Почти везде будут написаны разные имена, а где - то может и прозвища.

Вывод: употребляя различные формы обращения к человеку, люди вольно или невольно сообщают ему о своем отношении к нему. Некоторым людям бывает неприятно, когда их называют прозвищем или нелюбимой формой имени.

5.Упражнение « Что в имени тебе моем»

Каждый получает семь листочков, на которых нужно записать семь разных вариантов обращений к хозяину листка. Формы обращения должны быть такими, чтобы для автора они были приемлемы в общении со сверстниками. Каждый вариант обращения пишется на отдельном листочке.

Сложенные вчетверо листочки ссыпаются в коробку и перемешиваются. Каждый по очереди вытягивает себе семь «конвертиков». По команде ведущего необходимо как можно быстрее вернуть себе «свои имена», обмениваясь полученными карточками. Обмениваться можно только карточка на карточку.

Участникам предлагается нарисовать самое приятное обращение.

Завершение занятия

Занятие № 4 « Как я выгляжу?»

Цель занятия:

Самооценка подростками представлений об идеальной внешности;

Разрядка негативных чувств, связанных у подростков с переживанием недостатков своей внешности.

Ход занятия
Приветствие.

Разминка

2. Упражнение «Объединяемся в пары» Участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего образуют пары, тройки, четверки, пятерки.

Работа по теме

Обсуждение.

1.Какие плакаты и фотографии висят в вашей комнате? Почему вы выбрали именно их? Что вам нравится в этих людях кроме внешности?

У подростков очень часто может быть идеал, с которым они себя сравнивают, стремятся быть на него похожим. Каждый выбор несёт информацию о тех человеческих ценностях и качествах, которые являются для него важными. Подростки не всегда осознают, что оценивают человека по наличию определённых личностных качеств.

2. Как бы вы себя чувствовали, если бы обладали внешностью своих кумиров? (выявляются некоторые психологические проблемы, основные неудовлетворённые потребности).

Когда мы сравниваем, мы делаем сравнения в большей степени на основе наших фантазий. Мы никогда не были на месте того человека, с которым себя сравниваем, поэтому начинаем фантазировать. Мы сравниваем наше худшее с представляемым самым лучшим, т. е. мы сравниваем себя с фантазией.

Притча о красоте.

« В одной далёкой стране как – то раз случилось несчастье: в королевской семье родилась удивительно некрасивая принцесса. Не нашлось никого, кто нашёл в ней хотя бы одну привлекательную черту. Уж слишком она была бледна, слишком тонка, слишком большие были у неё глаза и слишком маленькие уши.


Некрасивая принцесса росла, и скоро все поняли, что она – одна из самых добрых и умных девушек в стране. Но это только добавляло жалости к ней, и люди сокрушенно вздыхали: «Бедняжка! Какая же она некрасивая! А ведь такая умница!» Принцесса смирилась с мыслью о своём уродстве. Она подолгу бродила в одиночестве по лесу, размышляя о своей нелегкой доле.

Однажды во время такой прогулки она увидела оседланную лошадь, которая почему – то одиноко стояла посреди леса. Всадника рядом не было видно. Присмотревшись, принцесса сумела разглядеть, что он ничком лежит на земле. Подбежав к нему, принцесса на мгновенье остолбенела – он был такой же некрасивый, как и она!

Много прошло времени до того момента, как всадник, перенесённый в королевский дворец, оправился от падения. А оправившись, предложил своей спасительнице руку и сердце. Принцесса дала своё согласие на брак, а её родители вздохнули с облегчением: хоть кто – то жениться на ней, пусть он и не красавец.

Принц увёз её в своё королевство. Всю дорогу принцесса пряталась за занавеской кареты, чтобы не пугать новых подданных своим уродством. Но настал момент, когда ей пришлось появиться перед всем честным народом на балконе своего замка.

Принцесса вышла на балкон, низко опустив голову, и вдруг толпа замерла, а через секунду пронёсся восторженный вздох. Принцесса оказалась самой красивой девушкой в этой стране, где очень ценилась бледная кожа, стройность и большие глаза.

Обсуждение притчи.

Домашнее задание : Подросткам трудно назвать точные физические данные. Поэтому они получают домашнее задание - записать свои физические показатели в таблицу и сравнить их с признаками идеальной внешности.

Мои физические данные

Цвет волос

перчаток

Насколько моя внешность соответствует идеалу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завершение занятия.

Занятие №5 « Как я выгляжу?» (продолжение)

Цель занятия: разрядка негативных чувств, связанных у подростков с переживаниями недостатков внешности.

Ход занятия
Приветствие
Разминка
2. Упражнение «Импульс». Участники стоят в кругу. Ведущий легким нажатием руки посылает «импульс» по кругу. Участники должны как можно быстрее передавать его друг другу.

Работа по теме

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение « Недостатки внешности и ее достоинства»

Ребятам предлагается записать несколько недостатков, которые они видят в собственной внешности, и найти способы превратить их в достоинство, в крайнем случае, скрыть.

Затем предлагается написать достоинства своей внешности – хотя бы на одно больше, чем перечислили недостатков.

Упражнение « Кривое зеркало»

Ребята предлагается попробовать изобразить, как бы они могли выглядеть в кривом зеркале в полный рост. Показывать свои рисунки не надо.

На рисунках искажаются, как правило, те элементы внешности, которые человека больше всего не устраивают.

Ребятам предлагается сделать комментарии к рисункам (объяснить, почему их изображение выглядит именно таким образом).


Обсуждение: что бы вы посоветовали друг другу делать, чтобы нравиться себе?

!!! Для того, чтобы облегчить себе жизнь полезно думать иногда о своих достоинствах.

4. Упражнение «Змея». Один из участников выходит в коридор. Оставшиеся берутся за руки, образуя цепочку. Эта цепочка изображает змею, а два крайних участника – ее голову и хвост. Змея может свернуться в кольца, запутаться. Когда «Змея» запуталась отсутствующий участник пробует распутать «змею».

Завершение занятия

Занятие № 6 « Каков я на самом деле»

Цель занятия: активизация процесса рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я – концепции.

Ход занятия
Приветствие
Разминка

2Упражнение «Ручеек». Участники встают в две шеренги, образуя коридор, Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача остальных участников – здороваться с ним за руки и поглаживать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными.

3. Упражнение «Имя – качество». Участники придумывают качество личности, начинающееся с первой буквы их имени. Называют по кругу

Работа по теме

Умеем ли мы принимать себя?

4.Упражнение «Мои достоинства и недостатки»

Давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками и привычками. Для этого необходимо разделить лист бумаги на две половинки. Слева в колонку «Мои недостатки» предельно откровенно запишите всё то, что считаете своим недостатками именно сегодня, сейчас. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя, заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного. После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомнили и который вы внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в данный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства»

5 .Упражнение «Волшебный базар»

Инструкция: «Ваши учителя и родители жалуются на то, что вы себя плохо ведёте и что у вас масса плохих качеств, которые им очень не нравятся. Но мне кажется, каждый человек вправе сам решать и давать оценку своим качествам. Согласны? Но как бы там ни было, у нас у всех есть такие качества, которые нам помогают или наоборот мешают жить. Поэтому сейчас предлагаю сыграть в игру, которая называется «Волшебный базар». Особенность этого базара состоит в том, что на нём торгуются и обмениваются человеческими качествами. Поэтому возьмите по листу бумаги и фломастеру и вверху листа большими буквами напишите «КУПЛЮ», ниже разборчиво, чтобы могли прочитать

Торговцы, крупными буквами напишите те качества, которые вы хотели бы приобрести. Приколите этот листок булавкой на грудь.

Теперь возьмите маленькие листочки и на каждом напишите по одному качеству, которые вы хотели бы продать или обменять на базаре.

Итак, вы на «волшебном базаре». Походите по рынку, присмотритесь к товару, познакомьтесь, кому какие качества нужны, кто, чем торгует. Ведите себя свободно, торгуйтесь. Здесь нет никаких ограничений. Вы можете обменять свой товар на одно, два, три качества, делать двойной или тройной обмен. Только помните – нельзя просто отдавать качества, ничего не получив взамен. Обязательно необходимо обменяться качествами. Если вас что – то не устраивает, ищите варианты».

Игра прекращается тогда, когда «рынок» самостоятельно «расходится», либо на усмотрение психолога, который заканчивает торги со словами « 6 часов. Рынок закрывается»


Обсуждение

· Легко или трудно было найти качества, которые хотелось приобрести или от которых хотелось бы избавиться?

· Что удалось, что не удалось реализовать на рынке и почему?

· Какая роль больше понравилась: покупателя или продавца?

· О чём думали, что чувствовали, когда играли ту или иную роль?

· Что легко было делать, а что трудно?

6. Проективный рисунок

Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение отводится 5 минут. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Каждый участник рассказывает, каким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка никак не проявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики.

Завершение занятия

Занятие № 7 « Уверенное и неуверенное поведение»

Цель: формулирование представлений о различиях между уверенным, неуверенным, самоуверенным поведением;

Ход занятия
Приветствие

Разминка

Упражнение « Пальцы » По сигналу всем участникам необходимо выбросить одинаковое количество пальцев от 1 до 10. Переговариваться нельзя, подавать сигналы тоже.
Работа по теме
Упражнение «Три портрета»

Подростки делятся на три микрогруппы. Каждая группа получает задание нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного в себе, агрессивного, а также описать его основные психологические особенности.

По окончании работы подгруппы представляют результаты работы всем остальным. В процессе обсуждения формулируются основные психологические особенности и особенности поведения уверенного, неуверенного и самоуверенного человека.

Уверенный

Спокойный, смотрит на собеседника во время разговора, говорит чётко, отстаивает свою точку зрения, не перебивает остальных, общительный, слушает доводы каждого, не боится показать. Что чего – то не знает.

неуверенный

Говорит тихо, не смотрит в глаза, не умеет отказать, стесняется, необщительный, в его речи часто встречаются высказывания типа: « невозможно», « трудно», часто сомневается.

самоуверенный

Говорит громко, грубит, командует там, где не имеет права

агрессивный

Нарушает права других, навязывает свою волю

Упражнение «Походка»

Участникам предлагается пройтись

    как неуверенный в себе человек: засунуть руки как можно глубже в карманы, ссутулиться и смотреть в пол. Поднимать глаза только изредка; как мечтатель: расслабленно, голова приподнята, в руках цветок; Как самодовольный, заносчивый человек: он не идёт, а вышагивает, как говорится несёт себя; Как уверенный человек: плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
«Город уверенности»

Участникам предлагается вместе сочинить рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Каждый участник по очереди добавляет одну – две фразы.

Завершение занятия.

Занятие № 8 «Уверенность в себе»

Цель: дальнейшее развитие умения отличать уверенное поведение от неуверенного; содействие чувству уверенности в себе.

Ход занятия

1.Приветствие

Разминка

2. Упражнение «Шестерка». Участники стоят в кругу. Каждый участник по очереди называет числа натурального ряда: один, два…Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6. Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Работа по теме

Обсуждение. Составляется «копилка» трудных ситуаций, в которых ребята чувствуют себя неуверенно.

3.«Моё поведение»

Для проведения этого упражнения нужны две куклы. Одна находится в руках у психолога (либо надевается на руку), эта кукла говорит, что произошло. Вторую куклу берёт один из участников, должен будет показывать, как ведёт себя в этой ситуации, что говорит уверенный и неуверенный в себе человек. Вначале психолог предлагает ситуации:

· Незаслуженно поставили двойку;

· Не принимают в игру;

· Одолжили у тебя вещь и не хотят возвращать.

После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно предложить участникам придумать свои собственные ситуации. Каждый ответ квалифицируется участниками как уверенный, неуверенный, либо грубый.

4.«Замена высказываний»

Упражнение выполняется после дыхательного упражнения.

Представьте, что на доске мелом написано одно из выражений, содержащих неуверенность. После этого начните стирать его в своем воображении, оставляя доску пустой. Затем на освободившемся месте напишите позитивное утверждение. Прислушайтесь к своему негативному голосу. Откуда он идёт? Представьте, что есть некий рычажок, позволяющий регулировать громкость внутреннего голоса. И как только вы будете понимать, что он берёт над вами верх, выключите звук и отметьте, что вы почувствовали при этом… Затем необходимо прислушаться к своему оптимистичному внутреннему голосу, который говорит: «Ты можешь это сделать!», «Дерзай!», «Ты справишься!». Определите, откуда он доносится, он громкий или тихий? Подберите такую громкость, которая будет вас мотивировать, побуждать действовать изо всех сил. Почувствуйте уверенность в своем теле.

Завершение занятия.

Занятие № 9 « Мир чувств»

Цель: развитие умения распознавать и выражать различные эмоциональные состояния; осознание собственной модели поведения при проявлении различных эмоций.

Ход занятия

Приветствие.

Разминка

2. Упражнение «Все – некоторые – только я» Участники сидят в кругу. По команде ведущего должны поменяться местами те, кто считают себя добрыми, аккуратными, веселыми, занудой, лентяем, хорошим учеником, вежливым , смелым, грубияном, трусом и т. д.

Работа по теме

3 .Задаются две ситуации:

Вы разбили любимую мамину вазу

К вам пришли гости и разбили любимую мамину вазу.

Задача: описать чувства, действия в том и в другом случае. Сравнить чувства и действия в этих ситуациях.

Обсуждение

Что такое наши чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку; Как надо проявлять чувства?

3. Притча «Надоело»

Однажды Мулле Насреддину приснилось, что он в раю. Красочно вокруг! Тихая долина, птицы поют, солнце восходит, и он один под деревом. Райское одиночество, никто не мешает! Однако вскоре ему всё это надоело, он и крикнул: «Але! Господа, есть тут кто - нибудь?» - и явился к нему очень красивый человек и сказал ему: «Я к твоим услугам, да буду я слугой для тебя! Что ты прикажешь – всё исполню!» Насреддин для начала попросил поесть для себя, и вмиг всё исполнилось. И чего бы он ни просил – все в миг исполнялось.

И вот так продолжалось несколько дней. Но долго очень хорошо – уже не хорошо.

И всё слишком было хорошо, и всего слишком много. Долго он так вытерпеть не мог. Он стал искать какого – нибудь несчастья, так как всё было слишком уж прекрасным. Ему захотелось какого – нибудь напряжения, работы, так как за всю жизнь он не был без напряжения, без чего – либо, из – за чего люди переживают, печалятся. Всё было просто невозможно блаженно. Тогда он позвал того, кто исполнял его желания и сказал ему: «Нет, хватит! Это уже слишком! Мне бы какой – нибудь работёнки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так с пустыми руками». И тогда тот, кто исполнял его желания, сказал ему: «Я могу сделать всё, кроме этого, здесь не может быть никакой работы. Я готов дать всё, что только пожелает твоя душа. Да и зачем тебе работа?» Мулла сказал: «Да надоело, понимаешь, надоело. Уже лучше в ад спуститься, если здесь нет никакой работы!» Тот, кто всё исполняет, смеялся до упаду…


« А где же ты, по – твоему, находишься?»

4. Упражнение «Мир чувств»

Каждому участнику даётся карточка с названием чувства. Чувство нужно изобразить без слов. Остальные участники отгадывают, какое чувство изображается.

5.Упражнение «Десять комнат»

Представьте, что вы живёте в доме, в котором 10 комнат: радости, страха, печали, злости, агрессии, одиночества, надежды и ещё две. Какие? решать и называть вам. Нарисуйте в каждой комнате её символы. И ответьте на вопросы: как часто вы там бываете, что делаете? В какой комнате черпаете силы, а в какой, наоборот, теряете?

Участники делят лист на 10 частей, каждую часть надписывают одним из перечисленных выше чувств и рисуют в ней соответствующие символы.

По завершении рисования участники рассказывают, в каких комнатах им нравится находиьтся, а в каких - нет, какие чувства они считают позитивными, а какие - негативными. Названия двух комнат, которые участники придумали сами, говорят об их ценностях на данный момент и актуальных потребностях.

Завершение занятия.

Занятие №10 «Мир чувств» (продолжение)

Цель: обучение самоконтролю негативных эмоциональных переживаний.

Ход занятия

Приветствие

Разминка

Упражнение «Антоним»

Участники бросают друг другу мяч, называя при этом какое – нибудь состояние или чувство, поймавший мяч должен назвать антоним к нему – противоположное состояние или чувство.

Работа по теме

3. «Детские обиды»

Участникам предлагается вспомнить случай из детства, когда они почувствовали сильную обиду. Переживания можно нарисовать или описать.

Обсуждение

Как вы сейчас относитесь к этой обиде?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».

Обсуждение

· Что такое обида?

· Как долго сохраняются обиды?

· Справедливые и несправедливые обиды?

4. «Обиженный человек»

Участники заканчивают предложение: «Я обижаюсь, когда…», затем зарисовывают выражение лица обиженного человека. Как реагируют на обиду уверенные и неуверенные люди.

5. «Копилка обид»

Участникам предлагается нарисовать или описать «копилку» и поместить в неё все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Можно поддержать предложение разорвать её и сделать это немедленно.

Копить обиды – это бесплодное занятие, жалость к себе одна из самых плохих привычек

6.Упражнение «Аукцион»

Участники называют, как можно больше способов справиться с плохим настроением.

Завершение занятия

Занятие № 11 « Мои ценности»

Цель: создание условий для обращения подростков к собственной ценностно – смысловой сфере.

Ход занятия
Приветствие
Разминка
Упражнение «Восковая палочка»
Работа по теме
Обсуждение. Что такое ценности? Чем материальные ценности отличаются от нематериальных? Что в жизни может быть ценного? На доске фиксируется «Копилка ценностей». Упражнение «Мои ценности»

Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что – то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого живется. Затем то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем объявляется, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, можно добавить какие – то ценности и посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под медитативную музыку.


Обсуждение

Какие чувства вы испытывали, когда «лишались» какой либо ценности? Сохранился ли порядок ранжирования? Если он изменился, то что именно изменилось? (ценности поменялись местами, добавились какие – то ценности).

5. Упражнение «Мой день 10 лет спустя».

Закройте глаза и представьте себе свой день через 10 лет. Итак, вам будет 25 лет (24.26). Вы просыпаетесь утром? Который сейчас час? Где вы находитесь? С кем? Что делаете дальше? Постарайтесь увидеть все события этого дня подробно и конкретно. Подойдите к зеркалу. Что вы там увидите? Почувствуйте, какие звуки раздаются? Какие у вас тактильные ощущения? Вам все больше и больше нравится ваш будущий образ. Он становится для вас все более и более приятным. Он очень вам нравится. Вы открываете глаза и стараетесь запомнить эти приятные ощущения от встречи с самим собой в будущем.

Завершение занятия

Занятие №12 «Будьте собой, но в лучшем виде»

Цель: активизация процесса самопознания; повышение самопринятия на основе положительных качеств.

Ход занятия

1.Приветствие.

Разминка

1. Упражнение «Комплимент ». Выбирается участник, которому хочется сказать несколько хороших, теплых слов. «Мне нравиться в тебе…»

Работа по теме

3. Упражнение «Мои достижения». Важно, чтобы подростки научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это датё силы для преодоления возможных ошибок. Кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый ребёнок может научиться этому, сохраняя в памяти свои счастливые события и достижения. Для проведения упражнения можно использовать мяч или другой предмет. Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему ужалось в жизни. То, чего он хотел и достиг. Например: « Я научился играть в волейбол», «Кататься на велосипеде », «Я подружилась с мальчиком, с которым хотела…»

4.«Незаконченные предложения». Участникам предлагается написать окончания предложениям:

· Я очень хочу, чтобы в моей жизни было …

· Я пойму, что счастлив, когда …

· Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…

5.Упражнение «Роза и чертополох». Каждый участник берет два предмета, один будет «розой», то есть качеством, которое принимается в участнике, другой - «чертополохом», то есть качеством, которое желательно изменить. Один участник подходит к другому члену группы и говорит фразу: «Я дарю тебе розу за то, что ты…» и «…чертополох за то, что ты…». Участник, получивший подарки, дарит их следующему по той же схеме. И так вся группа.

6. Упражнение «Письмо себе в 20.. год» «мы напишем себе письмо, которое запечатаем откроем только в 20.. году. Напишите себе о том, какие вы сейчас, что вас интересует, что вы думаете о себе в будущем, как вы будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг вас… Что вы хотите пожелать себе в будущем».

Завершение занятия

Библиографический список

1. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. – Питер, 2003 г.

2. Р. Бёрнс. Развитие Я – концепции и воспитание.

3. . Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // . Проблемы формирования личности / Под ред. . – М. – Воронеж, 1995.

4. Е. В Змановская. Девиантология. – М., 2003 г.

5. В поисках себя. – М., 1983.

7. . Особенности идентификация у подростков с девиантным поведением // Психология и школа.- 2003.- №2 – с

8. . Возрастная психология.- М.2000

9. Р. Моляко. Самооценка внешности в подростковом и юношеском возрасте. // Социальная работа.- 2003.- №4.- с.49

10. . Я – подросток. Встречи с самим собой. – СПб., 2003

11. Притчи, сказки, метафоры в развитии личности ребенка.- СПб., 2006

12.. Тренинг уверенности в себе. – СПб., 2006

13.Тренинг развития жизненных целей / Под ред. .- СПб,. 2006

14. . Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии.- М., 2002

15. . Отклонения в структуре самосознания и ценностных ориентация подвергающихся наркотизации подростков и юношей // Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия. Сост. В. С Мухина. – М., 1991