Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Список литературы
  • Приложения

1. Профессиональное самовоспитание развития учителя

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35-36. . Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста "понятийный словарь".

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно "да" или "нет" - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный вариант.

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

2. Профессионально-значимые качества педагога

Наличие у учителя профессионально значимых качеств личности определяет успех в деле обучения и воспитания школьников, хотелось бы выяснить в нашем проекте, какие это профессионально значимые качества и каким образом они развиваются. В этом заключается цель нашего проекта.

Задачи состоят в рассмотрении:

требований к учителю;

социальных ожиданий по отношению к педагогу;

профессионально-педагогических качеств личности (и выделение среди них наиболее значимых);

педагогических способностей, их формирования и развития;

соответствия педагога педагогической деятельности.

Общее определение качеств личности педагога

В отечественной психологии еще в конце 19 века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности является "личностные качества" учителя.

Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры . Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту , в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

К концу 19 нач. - 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств:

высокоразвитое чувство ответственности;

благородство;

интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;

самообладание и выдержка.

И базирующихся на них требованиях:

общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;

владение методикой обучения и воспитания;

любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;

творческое отношение к работе;

знание детей, умение понять их внутренний мир;

педагогический оптимизм;

владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;

постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям .

Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.

Определяясь с требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементы :

культурных традиций, свойственных городу или деревне;

различных профессиональных и возрастных слоев населения.

Они обращены не к конкретному учителю, а к любому человеку, который занимает эту должность, и, следовательно, они предельно схематичны и обобщены.

Родители ждут от учителей: мастерства воспитания и обучения, независимо от стажа и возраста конкретного учителя.

Ученики характеризуют учителей по 3-м группам свойств:

Связанные с общением (добрый, справедливый, честный);

Внешности (чуткий, приятный для восприятия);

Связанные с процессом обучения (знает свой предмет, умеет объяснить).

Следует помнить, что по мере роста требований к эффективности процесса воспитания возрастают и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя.

Требования общества, различные социальные ожидания, индивидуальность педагога, его субъективная готовность, ответить на эти требования в совокупности, и определяют то, как складывается педагогическая деятельность конкретного учителя.

Исследователи выделяют профессионально - педагогические качества личности учителя, очень близкие к способностям. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

То, что эти качества близки к понятию "способность", подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет.

Рассматривая, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно - перцептивными. В исследованиях Л.М. Митиной были выделены более 50 личностных свойств учителя (как профессионально - значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).

Список этих свойств:

Вежливость;

Вдумчивость;

Взыскательность;

Впечатлительность;

Воспитанность;

Внимательность;

Выдержка и самообладание;

Гибкость поведения;

Гражданственность;

Гуманность;

Деловитость;

Дисциплинированность;

Доброта;

Добросовестность;

Доброжелательность;

Идейная убеждённость;

Инициативность;

Искренность;

Коллективизм;

Критичность;

Логичность;

Любовь к детям;

Наблюдательность;

Настойчивость;

Ответственность;

Отзывчивость;

Организованность;

Общительность;

Политическая сознательность;

Порядочность;

Патриотизм;

Правдивость;

Самостоятельность;

Самокритичность;

Скромность;

Справедливость;

Сообразительность;

Смелость;

Стремление к самосовершенствованию;

Тактичность;

Чувство нового;

Чувство собственного достоинства;

Чуткость;

Эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ "Я".

Изучая различные источники, мы выделили ряд общих доминирующих свойств, несмотря на различные временные периоды.

Это, например, любовь к детям; наблюдательность; тактичность; чуткость; знание психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены.

Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих профессионально - личностных параметров :

потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально - культурной деятельности;

тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

учитель самооценка самовоспитание профессиональное

понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе;

знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития;

способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию;

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагогические способности

Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально - значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различают 4 подструктуры:

Убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры.

Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т.е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе.

Педагогические способности.

Профессионально - педагогические знания, умения и навыки.

Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и лёгкость овладения ими.

Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельности. Педагогические способности - это своего рода "проекция педагогической деятельности на личность" отличие педагогических способностей от педагогических умений, заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения, это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (например, умение педагогически грамотно провести опрос учащихся, умение применить ТСО).

Педагогические способности - очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория, условно, все педагогические способности можно поделить на 3 группы:

личностные (связанные с отношением к детям);

дидактические (связанные с передачей информации детям);

организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

Личностные способности

1. Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, снисходительность и сентиментальность), в искренности и простоте обращения с ними.

2. Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество - выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не теряя контроля над своим поведением.

3. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без лишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.

Дидактические способности

1. Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснить и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, вызывает у учащихся активную, самостоятельную мысль.

2. Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки, а также эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний.

3. Речевая способность. Это способность ясно и чётко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с чёткой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей.

Организационно-коммуникативные способности

1. Организаторские способности. Проявляются они в двух видах.

Во-первых, в способности организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во - вторых, в способности правильно организовывать собственную работу, что предполагает аккуратность и чёткость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

2. Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.

3. Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребёнка и его временных психических состояний. Способный учитель, по незначительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика, понимает, о чём говорят эти внешние признаки, правильно истолковывает их.

4. Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, в зависимости от конкретной ситуации.

5. Суггестивная способность (в переводе с латинского - "основанная на внушении"). Это способность эмоционально - волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться условного их выполнения. Данная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитания школьников, от убеждённости учителя в своей правоте!

6. Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств.

7. Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем как излагает материал, как развёртывает свою мысль, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).

Рассмотренные выше педагогические способности являются общепедагогическими способностями , так как они необходимы каждому учителю независимо от учебного предмета, который он преподаёт. Но кроме этих способностей можно выделить специальные педагогические способности, связанные с преподаванием определенного предмета.

Формирование и развитие педагогических способностей

Способности не являются врожденным образованием, они формируются и развиваются в жизни и деятельности человека. Педагогические способности не составляют исключения. Они формируются не только в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях, но в основном в процессе приобретения опыта практической работы со школьниками. Кроме того, учитель постоянно работает над повышением квалификации, занимается самовоспитанием тех качеств личности, которые максимально способствуют успеху его работы.

Формировать необходимые качества для учителя необходимо еще со студенческой скамьи, для этого сразу необходимо создать специальную установку. Например, где бы и когда бы ты ни выступал (на собраниях, семинарах или даже экзаменах), то всегда специально продумывай не только содержание, но и форму своего сообщения. Всегда думай над тем, как сделать сообщение максимально понятным, как пояснить свою мысль и как оформить её в речевом плане, специально следи за дикцией, добивайся выразительности речи, оптимального темпа и громкости, контролируй свою мимику и жесты. Если установка будет устойчивой, и будут прикладываться все усилия, чтобы её реализовать, то успех не заставить себя ждать.

Готовясь к учебной и воспитательной практике в школе, совместно с преподавателем определите, какие педагогические способности здесь будут необходимы и в чем они должны проявляться. Хорошо, если в учебном заведении будут организованы специальные кружки по развитию способностей (например, кружок по развитию речи, по технике педагогического наблюдения, по развитию дидактических способностей и. т. д). Активное участие в работе таких кружков способствует развитию педагогических способностей.

Начинающий учитель должен присматриваться к работе опытных учителей, перенимая их достижения, перерабатывая их (применительно к своим индивидуально - психологическим особенностям).

Каждый учитель должен постоянно самообразовываться, так как в современном обществе самообразование становиться условием успеха в деятельности, а также своего рода гарантией против интеллектуального оскудения личности. Как правило, учителя понимают необходимость самообразования и успешно его реализуют. Программа самообразования включает в себя совершенствование общественно - политических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки (таким образом, это оказывает определённое значение на развитие дидактических, а конкретно академических способностей педагога).

Таким образом, в педагогической деятельности не может быть мелочей и в идеальном учителе должны сочетаться качества прекрасного преподавателя и прекрасного воспитателя, поэтому будущий учитель заранее должен готовить себя к этой двоякой роли, вырабатывая в ходе подготовки важнейшие профессионально - личностные качества необходимые для успешной деятельности.

Список литературы

1. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя / Международная педагогическая Академия. - М.: ИНФРА-М, 1994, 48 с.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1956, 356 с.

3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1952, 266 c.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М.: Знание, 1987, 120 с.

5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1956, 468 с.

6. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: АСМ, 2006. - 278 с.

7. Педагогика /под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Колос, 2006. - 290 с.

8. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: АСМ, 2000. - 343 с.

9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: АСМ, 2006. - 278 с.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: АСМ, 2003. - 240 с.

Приложения

Приложение 1

В педагогической деятельности очень важно умение правильно выражать свои мысли. Чтобы оценить насколько характерны для вас речевые ошибки, насколько вы умеете, подать информацию, предлагаем ответить на следующие вопросы.

1. Когда ты говоришь сам (а), внимательно ли ты следишь за тем, чтобы слушатель правильно тебя понял?

2. Подбираешь ли ты слова, соответствующие настроению и подготовке слушателя?

3. Обдумываешь ли ты вопрос, прежде чем его высказать?

4. Высказываешь ли ты просьбу в достаточно краткой форме?

5. Если собеседник не задает вопросов после того, как ты высказал новую мысль, считаешь ли ты, что он её понял?

6. Ясно ли ты выражаешься? Следишь за тем, чтобы твои высказывания были как можно более определёнными?

7. Увязываешь ли ты свои мысли прежде, чем их высказать, чтобы не говорить бессвязно?

8. Доброжелательно ли ты реагируешь, когда тебе задают много вопросов?

9. Предполагаешь ли ты, что знаешь, мысли окружающих, или задаешь вопросы, чтобы выяснить это?

10. Различаешь ли ты утверждения или мнения?

11. Усиливаешь ли ты противодействие, противореча аргументам собеседника?

12. Стараешься ли ты, чтобы твои собеседники во всём соглашались с тобой?

13. Используешь ли ты профессиональный жаргон, непонятный слушателям?

14. Говоришь ли ты ясно, полно, кратко, точно и вежливо?

15. Следишь ли ты за тем, какое впечатление производят твои слова на слушателя, интересно ли ему?

16. Делаешь ли ты преднамеренно паузы в своей речи для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на слушателей или дать им возможность обдумать твои предложения, задать вопрос?

Если ты, не задумываясь, ответил (а)"да" на все вопросы, кроме 5, 9, 11 - 13, то можно считать, что тебе присуще умение ясно и кратко излагать свои мысли. Если результаты далеки от желаемого результата, то не стоит расстраиваться, так как еще есть время для вырабатывания этого навыка, обеспечивающего успех в педагогической деятельности!

Очень часто, совершая речевые ошибки, учителя выглядят очень нелепо перед своими учениками! Данные предложения служат наглядным примером этого.

Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье .

На переднем плане начинается тропинка . На заднем плане тропинка продолжается .

Папа Карло вырубил Буратино .

" Хоть одним глазком взгляну на Париж ." - мечтал Кутузов .

Артём ты опять на листке ?

Смотрите глазками !

Педагог - новатор И.П. Волков.

Считается, что нынешний век - "век педагогики". Под "веком педагогики" подразумевается качественный скачок в эффективности обучения, так как учить детей с сегодняшней эффективностью очень скоро будет нельзя - лавина научно-технической информации начинает захлёстывать не только современную общеобразовательную школу, но и профессиональные школы. Но качественным скачком можно считать только совершенствования процесса обучения. Для решения данной проблемы нужны принципиально новые организации; формы, методы, содержание обучения, т.е. принципиально новые системы обучения, новый тип общеобразовательной школы. Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т.е. люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные. Но, к сожалению, обучение в современной школе основном сводится к заучиванию определённого количества учебного материала. А ведь сами по себе теоретические знания, независимо от их объёма, выхода на практику не имеют, если в процессе обучения они не применялись в конкретной практической деятельности. Совершенно нетронутый резерв в усилении эффективность обучения заключается в использовании индивидуальных особенностей школьников, их способностей и склонностей. Весь многолетний педагогический опыт позволяет И.П. Волкову считать, что если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, начиная с первого класса, то получат эффективное решение и такие проблемы, как профориентация, усиление эффективности обучения, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, получит развитие творчество учителя, причём не бумажное, а истинное, и целый ряд других вопросов. Если говорить о школе будущего, то Волков видит её такой. Работа в ней ведётся по 2 равноценным магистральным направлениям: - первое - изучается единая для всех государственная программа. Но она не регламентирует поведение учителя на уроке, а определяет только общий материал для изучения и результат по каждому предмету на конец учебного года. - второе - подлинно-творческая деятельность учителей и учащихся, в которой могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся. По окончании школы ученик должен получать 2 равноценных документа: аттестат об образовании, в котором отражены знания основ наук, и "творческую книжку школьника", в которой зарегистрированы все самостоятельные и творческие работы, выполненные им сверх учебной программы, и где дана характеристика качеств личности, проявившихся в какой-либо деятельности. На основании этой книжки можно с большей точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности. Учитель школы будущего по окончании института будет иметь 3 высшие (по современным понятиям) квалификации: - по предмету. Если это учитель литературы, то он должен знать не только теорию литературы, но и уметь писать литературные произведения таких жанров, к каким у него есть склонности и способности, и уж во всяком случае знать правила написания литературных произведений всех жанров.

Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем и занимается Игорь Павлович Волков.

Приложение 2

Творческая книжка школьника.

Цель этих уроков - раскрыть способности детей, вооружить их общетрудовыми навыками и умениями, позволяющими сделать первые шаги в творчестве, воспитать любовь и уважение к труду. Уроками творчества занятия, проводимые И.П. Волковым, названы, разумеется, условно. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими психофизиологическими предпосылками. Изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. В названии "уроки творчества" отражена направленность, "сверхзадача", которую имеет в виду учитель, планируя и организуя уроки. Учить творчеству применительно к этим урокам - прежде всего учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни, не боящихся никакой работы. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. В процессе труда при изготовлении самых различных изделий у младших школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. качества, без которых невозможно и творчество. Эти черты (характеристики) личности ещё слабо развиты у младших школьников, и на их становление учитель обращает особое внимание. На уроках творчества дети не только получают необходимый круг знаний и умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это даёт импульс и для проявления творческих способностей. Успеху обучения благоприятствует постоянное поощрение учителем нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образа, тренировка в умении видеть общее в различном и различия в общих явлениях, многократное упражнение в анализе, синтезе и обобщении, переносе приобретённых знаний и умений в новую ситуацию. Эта система работы находится в стадии становления и поиска. Многое ещё предстоит осмыслить, продумать, обсудить. Дальнейшее её совершенствование и отработка позволят, очевидно, в большей степени, чем сейчас, целенаправленно формировать творческие способности детей, что даст им возможность выполнять и по-настоящему творческие работы, оригинальные и самостоятельные от замысла до его реализации. Талант Многие задаются вопросом "а исчезает ли талант?". И.П. Волков отвечает на него. "К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности",-говорит он. "Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности". Волков настаивает на том, что какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя. Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Культура самообразования и самовоспитания учителей.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика. Рассмотрение роли учителя в формировании самооценки у младшего школьника. Интерпретация результатов исследования по методике диагностики межличностных отношений Л.М. Собчик.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

    Понятие об истинном авторитете учителя-воспитателя. Роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя. Особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2014

    Сущность, признаки, предмет, средства, продукт педагогической деятельности. Специфика особенностей труда учителя. Профессионально-значимые качества его личности. Выявление направленности на характер деятельности и профессиональных установок педагога.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Формирование творческих навыков учителя в процессе работы в школе. Понятие и структура имиджа современного учителя, основные факторы его творческого и профессионального становления.

    эссе , добавлен 08.10.2014

    Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития. Личностные качества учителя и их влияние на формирование характера и учебных установок ученика начальной школы. Роль учителя в становлении и развитии самооценки у младшего школьника.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2015

    Требования личности учителя в системе педагогической деятельности. Роль педагога в развитии ребенка. Характер и перцептивно-рефлексивные, проективные, конструктивные, управленческие способности учителя. Совершенствование его профессиональных свойств.

    реферат , добавлен 30.05.2014

    Теоретические основы применения дидактической игры в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства. Педагогическое проектирование и реализация, развивающих профессионально значимые качества личности.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2010

    Понятие слова учителя как особенного средства обучения и развития творческих способностей учащихся. Построение учебного процесса, способствующего увеличению эффективности обучения, положительное влияние на формирование личности учителя и учащихся.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2011

    Личностные критерии успешности учителя. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя. Соответствие учителя педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Модель личностно-деловых качеств учителя. Стремление к самопознанию.

потенциал личность педагог профессиональный

Психологи, основываясь на положении С.Л. Рубинштейна, выделяют две модели труда педагога: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.

Модель адаптивного поведения характеризуют:

Пассивное, конформное принятие педагогом целей и ценностей крупы,

Подчинение среде, отсутствие стремления к независимости от воздействий извне,

Неспособность к гибкому поведению, подчинение профессиональной деятельности внешним обстоятельствам,

Низкий уровень развития профессионального самосознания,

Использование наработанных алгоритмов решений педагогических задач.

Модель профессионального развития предполагает:

Способность педагога выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом;

Способность принимать, осознавать, оценивать трудности педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их. Рассматривать трудность как стимул собственного развития;

Осознание педагогом своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста;

Способность к поиску, творчеству, готовность делать выбор;

Осознание педагогом ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками;

Способность планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменяя ради их достижения себя самого.

Профессиональное развитие педагога понимается:

Как рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений,

Как активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.

Подчеркнем, что:

· Профессиональное развитие понимается прежде всего как саморазвитие, т.е. внутренняя активность педагога по качественному преобразованию себя самого, самоизменению;

· Профессиональное развитие неотделимо от личностного и может рассматриваться как процесс самопроектирования личности педагога;

· В качестве фундаментального условия профессионального развития педагога рассматривается становление его профессионального самосознания;

· Психологический механизм развития самосознания - превращение собственной деятельности педагога в предмет практического образования;

· Результатом развития является творческая самореализация педагога, формирование индивидуального стиля деятельности.

Рефлексия

Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В контексте философской проблематики рефлексия обычно трактуется как:

Способность разума и мышления обращаться на себя;

Анализ знания с целью получения нового знания;

Самонаблюдение за состоянием ума и души;

Выход из поглощенности жизнедеятельностью в ментальный план, исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления.

Рефлексия выступала в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания.

Анализ работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

Кооперативный аспект

Рефлексия трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Г.П. Щедровицкий).

При этом акцент делается на результатах рефлексии, а не на ее процессуально-психологических механизмах.

Коммуникативный аспект

Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком (А.А. Бодалев).

Личностный аспект

Рефлексия понимается кА процесс переосмысления, механизм дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктрур и интеграции «Я» в неповторимую целостность.

Интеллектуальный аспект

Рефлексия определяется как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия (В.В. Давыдов). Такое ее понимание служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать их в возрастной и педагогической психологии.

Мы понимаем рефлексию как процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые порождают действенное отношение личности как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности. Социокультурному и вещно-экологическому окружению человека.

Подчеркнем что:

· Профессиональная педагогическая рефлексия - сложный психологический феномен, выражающийся в способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности учащегося;

· Речь идет о постоянной рефлексии личностью способов действенного самоопределения и самопостроения в контексте формирующихся в культуре идеалов и ценностей; такого рода рефлексивное самопректирование обеспечивает создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенциала личности в творчестве;

· Рефлексия является основным инструментом профессионального развития педагога, формирования его индивидуального стиля деятельности.

Рефлексивное обучение

Основные идеи, лежащие в основе разработки модели рефлексивного обучения:

· Обучения из опыта;

· Обучения на основе непрерывной рефлексии.

Процесс рефлексивного обучения можно описать в виде последовательных шагов:

· Действие;

· Мысленное возвращение к действию, ситуации и их конкретное описание;

· Определение наиболее существенных черт ситуации;

· Разработка альтернативных способов действия.

· Осуществления альтернативных способов действия.

1. действие

2. взгляд назад на действие

3. осознание существенных аспектов

4. разработка альтернативных способов действия

5. попытка воплотить альтернативный способ действия

Рефлексивно-инновационная модель обучения, основанная на непрерывной систематической рефлексии, может быть представлена процессами целостного переосмысления опыта.

Рефлексивно-инновационная модель обучения

Основной принцип состоит в том, что наличная ситуация и опыт субъекта решения не может служить средством или подсказкой для творческого решения.

Наличный опыт оказывается лишь материалом для выявления смыслопорождающих возможностей человека, которые обеспечивают рефлексивный процесс-осмысление, переосмысление и действенное преображение действительности его жизнедействия (С.Ю. Степанов). Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового. Умение переосмыслить опыт совей деятельности одна из главных предпосылок дальнейшего саморазвития человека. Развивая рефлексивные способности человека, мы тем самым обеспечиваем обновление мышления, мировоззрения, системы ценностных ориентаций.

Психолого-педагогическое обеспечение таких процессов возможно путем создания рефлексивно-инновационной среды. При ее создании одним из основных принципов рефлексивно-инновационного обучения является принцип проживания знаний и практических методов перед их теоретическим осмысление и анализом.

Следующий принцип состоит в том, что рефлексивно-познавательный процесс в целом и каждый его элемент в отдельности должны исходить из интересов участников этого процесса.

Создание рефлексивной среды предполагает использование различных методик обучения рефлексии и обучения на основе непрерывной рефлексии. Одной из таких методик является «Педагогический дневник», варианты его использования разработаны в европейском (в частности голландском опыте) подготовки педагогов.

Наталия Половинкина
Уровни профессионального развития современного педагога.

Уровни профессионального развития современного педагога .

Инна Витальевна выделяет 9 уровней профессионального развития педагога :

1 уровень- педагогическая умелость- совокупность умений и навыков,проще говоря педагогическая техника . можно выделить 2 группы. 1 группа- умение управлять собой,своим поведением, социально-перцептивные способности,техника речи.

2 группа - умение педагога воздействовать на других (детей,родителей,коллег) . в эту группу входят дидактические умения,организаторские, технологические,коммуникативные.

2 уровень- педагогическое мастерство . Современное понимание пед . мастерства включает 4 компонента. 1-система знаний. 2- система умений. 3- система специальных способностей. 4-гуманистическая направленность в личности педагога (это нововведения) .

3 уровень - готовность к инновациям. Это активно-действенное состояние личности педагога ,личностное проявление его творческого стиля деятельности,в котором сочетается 3 компонента :

* психологический - это мотивация +личностные качества педагога .

* теоретический -система знаний.

* практический - система умений.

После всего этого можно сказать, что ГОТОВНОСТЬ это такой "сплав" психологической,теоретической и практической готовности.

4 уровень- педагогическое творчество . Этот уровень связан не столько с продуцированием, а сколько с их модернизацией. Инна Витальевна привела очень интересный пример. это такая модель АВТОБУС_ТРОЛЛЕЙБУС_САМОЛЕТ. где Автобус- методика чуть адаптируется под себя,под детей. Троллейбус- объединяется 2-3 методики, пропускается через себя и слегка модернизируется. Самолет- создание новой технологии. но все таки,чтобы создать самолет, надо обязательно создать сначала АВТОБУС, потом ТРОЛЛЕЙБУС, и только потом САМОЛЕТ.

5 уровень-готовность педагога к созданию авторской технологии. авторская педагогическая технология характеризуется 1. наличием и согласованность технологических авторских средств и приемов. 2. оригинальностью их сочетанием в индивидуальной методической системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога . 3. индивидуальным стилем его педагогической деятельности . подведя итог можно сказать, что ТЕХНОЛОГИЯ - это сочетание научных технологических знаний и искусства их применять в своей практике.

6 уровень - индивидуальный стиль педагогической деятельности . Это важное условие,механизм,результат формирования готовности педагога к созданию индивидуальной авторской педагогической (дидактической-обучающей-воспитательной-образовательной) системы,методики,технологии.

РЕГУЛЯТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : 1. Четкая рефлексия- где,как и зачем, для чего педагог намеревается провести инновацию, каким требованиям должна отвечать авторская программа. 2. в программе должны быть не только образовательный стандарт, но и личностный компонент. 3. образовательная программа (авторская) это не инструкция "что дать обучающимся"она направлена на СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ обучение. Также выделяются ТИПЫ авторских программ :

1. Рационализаторские- полученные путем частичных усовершенствований уже существующих программ.

2. Комбинаторные - полученные путем комбинаций нескольких программ.

3. Дополняющие- существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ в ДОУ.

4. Новаторские- отличающиеся новизной,замыслом, обучающими технологиями.

8 уровень - индивидуальная методическая система. Это совокупность индивидуальных форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания оптимальных для педагога и его индивидуального стиля педагогической деятельности .

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Х. Куб, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9 им. К.Х.Нехая» а.Вочепший

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Повышение уровня преподавания в школе – актуальная методическая проблема, которая волновала и продолжает волновать ведущих зарубежных и отечественных ученых – методистов. Особенно остро звучит она на современном этапе, когда появились новые педагогические технологии, новые технические возможности.

Приоритетной целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентного подхода, «учебных ситуации», проектной и исследовательской деятельности, информационно - коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Таким образом, изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляет новые требования к современному учителю.

Какой он, современный учитель?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. На мой взгляд, это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний. Учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный вопрос «чему учить школьников?» Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Считаю что, отличительными чертами современного педагога, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учиться, в современных условиях приобретает особое значение – сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «делать себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатство духовной жизни и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.

На сегодняшний день дифференцируют внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) являются основными и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная из вне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем разжигается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.) – эта потребность формирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала.

Для развертывания процессов саморазвития и самовоспитания большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Именно поэтому, очень важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.

Для учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель интересен ребенку.

На мой взгляд, важной составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

Культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и общения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;

Устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

Рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

Гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий.

Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, с другой стороны – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

Целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

Планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;

Самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

Коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся в современном мире социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И человеку в такой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. И сегодня готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях очень важна для каждого педагога. Как утверждают психологи, активность человека в таких условиях, может быть направлена на лучшее и более полное приспособление к среде за счет своих внутренних ресурсов и собственных резервов (О.С. Советова), где ключевым фактором динамического развития будет выступать личностное развитие.

Прежние устои, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, в кружках, народных университетах и т.п., оказывается недостаточным. Их место все больше и больше заполняет самостоятельная работа каждого человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.

Самообразование учителя базируется на принятии цели самоподготовки, содержания педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу, реализации себя как субъекта инновационного процесса, оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью.

Список литературы

1.Балакина Л.Л. Коммуникативная компетентность как фактор адекватного отражения в образовании современной информационно-коммуникативной культуры. – Томск: ЦНТИ,2004. – 198с.

2. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. - №5. – С.41-42.

3. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №10.-С.113-116.


Статья о соотношении непрерывного обучения на протяжении всей жизни и эффективности преподавания.

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом

В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Анализ направлений модернизации образования в России показывает,

что основным ожидаемым изменением является достижение нового качества образования, которое соответствует основным факторам развития современного общества:

  • Информатизация жизни общества (становление приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).
  • Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.
  • Становление гражданского общества, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности
  • Становление нового культурного типа личности (характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность личности).
  • Профессионализация в течение всей жизни (которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни).

Эти факторы оказывают прямое влияние на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность учителя.

Мнение учащихся и их родителей относительно первоочередных задач школы также можно рассматривать как социальный заказ системе образования, отражающий основной смысл школьного образования - формирование потенциала личности - ориентированный на достижение в первую очередь личностных результатов. Требования общества касаются качества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляют характеристику современного культурного типа личности.

Важным аспектом понимания качества образования на современном этапе является необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Именно эти цели выдвигает программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Однако если в ряде стран мира остро стоят такие проблемы, как обеспечение доступа населения к образованию, вовлечение в систему начального образования, обеспечение качественного образования для женщин, то в России цели реализации программы «Образование для всех» имеют определенную специфику, а именно: обеспечение равенства населения соответствующего возраста в возможности получения качественного образования вне зависимости от социального положения, материальных доходов семьи, уровня обученности, места жительства (имеется ввиду в первую очередь разница в возможностях городских и сельских школ) и пр.

Качество ресурсного обеспечения российских школ очень разнородно. Однако сегодня совершенно ясно, что в массовой практике школы не всегда эффективно используется чрезвычайно мощный ресурс обеспечения качества образования - потенциал учительского корпуса. Результаты образования российских школьников сегодня весьма высоки в области так называемых академических знаний по школьным предметам - знаний фактов, законов, процедур, алгоритмов и т. д. При этом понятно, что современное качество образования требует большего - умения применить школьные знания для решения жизненных проблем.

Таким образом, в современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны.

В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек понимается как уникалная целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Гуманистическая парадигма опирается на результаты осмысления центральных для гуманистической психологии проблем самоактуализации, саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления (Г.А.Берулава, М.Н. Берулава, И.А.Зимняя, В.П.Зимнеченко).

Уровни профессионального развития педагога

Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность - эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Совокупность различных профессиональных умений учителя называется педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» входит две группы показателей. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (управление эмоциями, настроением,мимика, пантомимика, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико- аналитические и другие умения.

Следующим этапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство , под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития.

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства учителя.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.

«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию .

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  • выбор направления и темы самообразования,
  • формулирование цели и задач самообразования,
  • определение круга источников информации,
  • выбор формы самообразования,
  • составление плана самообразования,
  • определение результата самообразования.
  • анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла, изменения смысловых установок необходимо создавать условия в виде:

  • преобразования психолого-педагогических знаний;
  • становления рефлексивной позиции;
  • осознания и преобразования мотива;
  • обеспечения успеха в деятельности.