ИКТ в детском садуактуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, в основном, заключается в следующем:

  • подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;
  • знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом;
  • знакомство с периодикой,
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
  • создание электронной почты, ведение сайта;
  • создание презентаций в программе Power Point.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Целью работы при использовании ИКТ в ОД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами стали:

Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

Расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

Дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения коли чества иллюстративного материала;

Позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Можно применять в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет нам:

Значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.

Развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.

Развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Практика показывает, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста значительно повышается.

При организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.


Оксана Зоткина
Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике , так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок .

Активное привлечение педагогами дошкольных образовательных учреждений возможности современных информационно-коммуникационных технологий позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога . Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование . Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога .

Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ , педагог решает следующие задачи :

1. Повышение профессионального мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.

2. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей .

3. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование . Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Для повышения профессионального мастерства существует множество курсах по ИКТ. Использование сети Интернет позволяет распространять собственный опыт работы , перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Так же Интернет дает возможность создать библиотеку электронных ресурсов : мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии ООД, подборка демонстрационного материала по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому и художественно-эстетическому развитию).

Сеть Интернет предоставляет также возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, форумах социальной сети .

Одно из современных направлений работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. Ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как : списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе . Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас .

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень ИКТ-компетентности, что выливается в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников дошкольного образования » , на портале «О детстве» , на «MAAAM.ru» .

Очень положительно влияет на повышение дошкольного образования использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками . Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Именно информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы . К таковым можно отнести электронную библиотеку, которая включает в себя презентации на разные темы, физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу , лабиринты для развития мелкой моторики. Данная медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации используются флеш-карты , диски.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности , но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании . Разумное использование в воспитательно- образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы , демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать организованную образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности , активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями . Использование ИКТ значительно сокращает время подготовки и проведения родительских собраний , помогает расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях .

В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель не всегда может уделить должного внимания родителям. Поэтому необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Выход из данной ситуации легко найти, используя сайт ДОУ или группы . Использование ИКТ в работе с родителями даёт большие преимущества :

Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;

Информация изучается родителями в удобное для них время;

Возрастают потоки информации;

Индивидуальный подход в подаче информации;

Наличие сайта ДОУ и группы, электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни нашей группы.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе :

1. Способствует повышению профессионального уровня педагога , активизирует его на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей педагога .

2. Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

3. Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни ДОУ и группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте (далее –.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта Изменятся функции педагога:главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей. Содержание педагогического взаимодействия:.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы

Понятие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогике.

Во ФГОС закреплены рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании в условиях школы. Переход на ФГОС нового поколения требует обновления профессионально-педагогической подготовки учителей и повышения их уровня работы с инновационными технологиями.

Активизация мер по внедрению информационно-коммуникативных технологий появились вместе с принятием "Стратегии развития информационного общества" . Данный документ расширяет горизонты доступности информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. После этого была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, в том числе и образовательные учреждения.

Однако далеко не все школы и ДОУ подошли ответственно к внедрению сайтов. Очень много учреждений предпочли создать неудобный и бесполезный ресурс, так сказать, для галочки.

Отдельно следует выделить трактовку термина "информационно-коммуникативные технологии". В настоящее время общепризнанным определением считается следующее:

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе.

Бесспорно информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. Однако, следует отметить, что в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю в его нелегком труде.

Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:

  1. ИКТ нужны для формирования информационного общества;
  2. Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования.

Структура ИКТ

Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.

ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий. Структура ИКТ отражена на рисунке 2.

Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:

  1. Интернет является одним из ключевых элементов;
  2. Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ;
  3. Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор и улучшит УУД учащихся, но и позволит повысить ИКТ-компетентность учителя.

Рисунок 1. Структура информационно-коммуникативных технологий

В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:

  1. возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
  2. хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
  3. возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией;
  4. возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
  5. возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю .

Функции ИКТ

Информационно-коммуникативных технологии обладают рядом функции, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические. Дидактические функции ИКТ представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Дидактические функции ИКТ

Как мы видим ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД учащихся.

Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  2. фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного;
  3. структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  4. создание гипермедиа сообщений;
  5. подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  6. построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)

Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средства ИКТ

Средство ИКТ

Описание средства ИКТ

Компьютер, ноутбук

Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию.

Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки.

Проектор

Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории.

Интерактивная доска

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)

Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Носитель информации (флешка, SSD)

Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.

Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении .

Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

План конспект урока с использованием ИКТ

План-конспект современного урока немыслим без использования информационно-коммуникативных технологий или, другими словами ИКТ. В настоящее время педагоги используют не только план-конспекты, но все чаще технологические карты урока.

В план-конспекте урока указывается перечень только тех информационно-коммуникативных технологий, которые применял педагог. Ниже приведен пример план-конспекта урока математики в первом классе, при проведении которого использовались информационно-коммуникативные технологии.

Тема: Ломаная линия и её звено (1 класс)

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Цель урока : Дать представление о понятиях: ломаная линия, звено ломаной, вершины, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с ломаной линией, её частями и видами.
  2. научить выделять ломаную линию среди других фигур.
  3. сформировать навыки правильного построения линий.
  4. развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
  5. развивать временные и пространственные представления.
  6. способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

Планируемые результаты:

  1. знать и понимать что такое ломаная линия;
  2. успешно определять звено ломаной, вершины;
  3. знать что такое замкнутая и незамкнутая ломаная.
  4. сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  5. проверять правильность выполнения задания;
  6. работать в паре.

Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" 1 класс Часть 1, наборные полотна, счётные палочки, линейка, карандаш.

Структура урока:

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

До урока класс разделён на 3 группы. Так как в классе 29 человек, то сформированы 2 по 9 и одна группа численностью 10 человек.

Учитель: Здравствуйте ребята. Рада Вас видеть на уроке математике по теме

"Ломаная линия. Звено ломаной". Почему вы не заняли свои места?

Каждая группа заранее выбрала себе капитана. Команды получили названия: красные, жёлтые и белые.

Со звонком группы выстраиваются у двери за капитаном, по цепочке.

От порога класса по направлению к рабочему столу каждой группы по полу проложены 3 атласные ленты: красная, жёлтая, белая. Ленты не сгибаются, лежат прямо, но их длин не хватает, чтобы дойти до своего стола.

Группам предлагается пройти и занять своё рабочее место наступая только на ленты "своего" цвета. Идут гуськом. Потом резко останавливаются.

Учащиеся здороваются, но продолжают стоять.

Актуализация знаний

Почему вы не заняли свои места?

Учитель: Почему не хватило ленты?

Учитель: А можно я также ровно протяну каждую ленту вперёд и вы пойдёте по ней дальше до своего стола?

Учитель: Что же делать? Как же нам начать урок?

Учитель: Давайте так и сделаем.

Учитель дает капитанам каждой команды по новой ленте.

Учитель: Ну, вот мы и расселись. Давайте посмотрим на слайд 2. Я ваши ленты заменила линиями такого же цвета.

Учитель: Посмотрите, вот так вы шли сначала. Что можете сказать про эти линии?

Учитель: Как их можно продолжить? Откройте тетради. Начертите свою линию так, как вы её видите на экране, произвольной длины.

Продолжите её. Учитель бегло осматривает работы.

Учитель: Посмотрите на слайд 3.

Учитель: Как называется

Учитель: Но если мы так пойдём, то до места не дойдём, мешают парты. Я увидела в тетрадях нескольких учащихся вот такие примерно линии: Слайд 4.

Учитель: Скажите, можно ли выбрать такой путь движением?

Учитель: -Будет ли это прямолинейное движение?

Учитель: А можно ли тогда такую линию назвать прямой?

Учитель: Давайте подумаем, чем мы будем заниматься на уроке?

Учитель: Вы почти угадали. Только эта линия называется по другому.

У вас на столе лежат длинные сухие макароны. (На каждого члена группы). Возьмите их в руки и изогните так, как показано на слайде.

Испуг, возглас, огорчение.

Что случилось?

Они сломались.

Вот и мы также сломаем свою прямую линию и назовём её "ломаной".

Итак, тема нашего урока: "Ломаная линия и её особенности".

Учащиеся: Закончилась лента, её не хватило.

Учащиеся: Она короткая.

Учащиеся: Нет. Придётся лезть по партам или под ними, перепрыгивать через парты.

Учащиеся советуются по группам. Посовещавшись, капитаны каждой группы дают ответы.

Правильный ответ звучит так: Ленту можно продолжить, но её нужно согнуть, измять.

Учащиеся изгибают их и прокладывают свои маршруты для групп.

Учащиеся: Они прямые. Концы не ограничены, их можно продолжить.

Учащиеся: Выполняют. Учитель бегло осматривает работы.

Учащиеся: Прямолинейным.

Учащиеся: Да.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся совещаются. После этого капитан каждой команды встает и озвучивает предполагаемое название темы урока.

Правильный ответ: Мы будем заниматься изучением непрямой, кривой линии.

Учащиеся в большинстве своем ломают макароны.

Работа по теме урока.

Учитель: Давайте поучимся отличать прямую линию от ломаной. Смотрим на слайд 5.

Учитель: Подумайте в группах и выпишите в тетрадях:

1 группа: номера прямых линий;

2 группа: номера ломаных линий;

3 группа: номера не линий.

Учитель: На слайде остаются линии №2,№5,№4. Как вы думаете, что общего у оставленных линий?

Учитель: Можно ли сказать, что ломаные №2, №5 не ограничены в пространстве?

Учитель: На всём ли своём протяжении ломаные неограниченны точками?

Учитель: Посмотрите на слайд 6.

Учитель: К какому выводу пришли?

Учащиеся выполняют задание.

Скорее всего у всех учащихся данный вопрос вызовет затруднение.

Учащиеся: Да, т.к. на их концах нет точек.

Учащиеся советуются в группах.

Нет. В середине ограничены.

Учащиеся: Ломаные линии состоят из отрезков.

Физкультминутка

А теперь небольшая разминка:

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, ки, хлопки).)

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Самостоятельная работа

Учитель: Как идёт девочка?

Учитель: Прочитайте текст под рисунком.

Учитель: Что вы узнали?

Учитель: Посмотрите на экран на слайд 8. Подумайте, чем первая группа ломаных линий отличается от второй группы?

Учитель: Ломаные первой группы называются незамкнутыми, ломаные второй группы – замкнутые. Откройте наборные полотна. Посмотрите на группу незамкнутых ломаных. Положите такие числа. Сколько звеньев у каждой ломаной линии.

Учитель: Назовите самое меньшее количество звеньев?

Учитель: Самое большое количество звеньев?

Учитель: Как вы расставили числа?

Учитель: Расставьте числа в порядке уменьшения.

Учитель: Как называется такой порядок?

Учитель: Посмотрите на группу замкнутых ломаных.На слайде – группа №2. Какие фигуры вы узнали?

Учащиеся: Девочка идёт по ломаной линии.

Учащиеся: Отрезки ломаной не лежат на одной прямой и называются звеньями. Концы каждого звена – вершины ломаной.

Учащиеся: Одни линии могут продолжаться, ими можно дорисовать звенья, а другие – нет.

Учащиеся: На наборных полотнах:

Учащиеся: Три.

Учащиеся: Шесть.

Учащиеся: По увеличению, в порядке возрастания.

Учащиеся: С самого большого числа – 6, до самого маленького – 3

Учащиеся: Убывание.

Учащиеся: Треугольники (3 угла, 3 стороны), четырёхугольники (4 угла, 4 стороны), пятиугольники (5 углов, 5 сторон.

Закрепление изученного материала

Учитель: Вспомните, как правильно нужно чертить?

(с. 38 учебника, внизу)

Учитель: Прочитайте задание внизу страницы. Выполните его в тетради.

Учитель: Капитаны, проверьте задание в группах. Кто ошибся? Почему?

Учащиеся: Карандаш ведём, наклоняя в разные стороны, не отрывая руки, до вершины. Линейку держим, твёрдо прижимая к листу бумаги, левой рукой. (Выполнение задания)

Учащиеся проводят анализ ошибок в каждой команде.

Рефлексия

Учитель задает обобщающие урок вопросы: Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Что вам помогло так много узнать о ломаных линиях?

Где пригодятся ваши знания?

Как вы работали на уроке?

Учащиеся отвечают и дают оценку качеству своей работы.

Домашнее задание

Учитель: Спасибо за урок. А теперь запишите домашнее задание. Оно не простое. Вам нужно начертить замкнутую и незамкнутую ломаные линии по своему усмотрению и определить количество звеньев.

Учащиеся записывают задание в тетради.

Литература

  1. Беспёрстова Ирина Витальевна Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий // URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/
  2. Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта В 3 ч. Часть 1 / Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // URL:

Использoваниe информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) ;
  • ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др.
  • значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде и т.д.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил» .

Консультация для воспитателей.

Подготовила: Захарова Ю.А.

Использование информационно-коммуникационных
технологий в работе педагога

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас оно еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютеров, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне личного интереса педагога. Я сторонник использования ИКТ при подготовки и проведении непосредственно-образовательной деятельности, потому что считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.

Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога:

· сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);

· приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

· установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;

· помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.

· экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

· Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:

· текста;

· графического изображения;

· звука;

· речи;

· видео.

Все это позволяет педагогу создавать для детей принципиально новые средства развития ребенка.

Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, я сделала вывод, что для образования детей компьютер может служить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.

Из обилия программ, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества и особенности доверенных мне детей.
Вот некоторые варианты применения ИКТ в образовательном процессе.


Использование ИКТ в работе с детьми:

· Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, слайд фильмов, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения)

Непосредственно-образовательная деятельность с мультимедийной поддержкой - компьютером пользуется педагог в качестве «электронной доски». Он использует готовые электронные слайды, видео или мультимедиа презентации. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе образовательной деятельности. Педагог может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, репродукции картин изучаемых художников, видео экскурсии, видеофрагменты, интерактивные модели, проектируя их на большой экран). Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы для занятий, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Следует затронуть и другой аспект. Как бы ни была разработана НОД, многое зависит от того, как педагог подготовится к ней. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон.

После теоретической части следует практическая работа детей. В этой части деятельности тоже возможны варианты с использованием ИКТ. Например, педагог рисует на доске, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на качество подачи материала, возникает множество вопросов. Также, когда педагог отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с детьми. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем.

К тому же на экране можно сопоставлять несколько изображений одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

· Интерактивная доска (индивидуальная работа детей, игры, программы творческих мастерских)

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием интерактивной доски позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками. В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям воспитателя. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание. Использование таких программ повышает креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенными в эмоциональном плане. Например, дети получают задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя интерактивную доску. Ребята моделируют фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира, закрепляя тем самым знания о геометрических фигурах. Такие занятия проходят редко, но с каким восхищением они воспринимаются ребятами. А педагог экономит массу времени, сил, которые бы потратил на подготовку раздаточного материала, утомительное вырезание фигур из картона.

· Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т.д., уроки в форме виртуальной экскурсии с выходом во всемирную сеть).

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Также при помощи Интернета, я подбираю музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов. При помощи программы для обработки видео легко создать собственный клип со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к конкретной теме.

Непосредственно-образовательная деятельность с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой). Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести занятие в форме виртуальной экскурсии например по музеям мира.

Конечно, я соблюдаю элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером. По требованиям СанПиНа непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количестве. В конце занятия провожу гимнастику для глаз.

Использование ИКТ в методической работе:

· Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.)

· Диагностика творческого развития детей (диаграммы, графики, таблицы)

· Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции)

· Обмен опытом, дидактическими материалами и пособиями с ведущими специалистами в области образования по всему миру

Ни для кого не секрет, что в последнее время помимо разработок по непосредственно-образовательной деятельности, календарно-тематических планов, с воспитателя требуется большое количество бумажной отчетности. Для этого в операционной системе можно создать предметные папки с разработками занятий, которые можно разбить по темам. Они позволяют сохранять и быстро находить файл с документами. С помощью программ-организаторов, можно вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы. Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции также становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам обучения и развития, о новаторских детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Использование ИКТ в работе с педагогами:

· Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций к консультациям и семинарам для педагогов)

Формы работы с родителями:

· Создание странички с фото уроками на сайте учреждения;

· Общение с родителями в режиме онлайн через сайт учреждения;

· Интернет-ресурсы (размещение на сайте учреждения и на педагогических сайтах своих конспектов, консультаций, опыта работы, ведение своего блога)

· Демонстрация презентаций организации работы с детьми;

· Создание собственного блога в сети Интернет;

· Организация итоговых выставок с использованием слайд-шоу детских работ

И это – лишь некоторые из возможностей, которыми вы можете воспользоваться. Сложно представить, сколько еще интересного вы сможете узнать, начав использовать в работе ИКТ.

Воспитатель, создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний воспитанников.

Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

В заключении хочу заметить, что использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:

1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью

2. Психологически облегчает процесс усвоения

3. Возбуждает живой интерес к предмету познания

4. Расширяет общий кругозор

5. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях

6. Освобождает от рутинной ручной работы;

7. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.