Доклад "Преподавание химии в техникуме по профилированным программам"

Химия как одна из важнейших дисциплин естественнонаучного цикла имеет большое значение для воспитания и образования высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Роль химии в системе профессионального образования двояка. С одной стороны, она является одной из основных дисциплин, составляющих базис общего образования, с другой стороны, химия в значительной степени влияет на профессиональную подготовку будущих рабочих и специалистов.

При подготовке обучающихся по профессии «Ветеринарный фельдшер», «Повар - кондитер», по специальности «Механизация сельского хозяйства» в техникуме использую программы профилированного курса химии.

При разработке рабочих программ наиболее рациональным способом профилирования является комбинированный. Его суть состоит в том, что при изучении отдельных тем отмечается важность изучаемых понятий для будущей профессии или специальности. Но подробно эти вопросы не обсуждаются, профессионально значимый материал выделяется в отдельный «модульный» раздел, который завершает курс химии, и при изучении этого раздела достаточно подробно рассматриваются вопросы по химии соединений, широко используемых в данной профессии. При этом серьезное внимание уделяется изучению влияния этих соединений на окружающую среду и организм человека и животных.

При изучении блока «Химия в сельском хозяйстве» при подготовке студентов по специальности «Механизация сельского хозяйства» дается краткая характеристика особого раздела химии - агрохимии, даются сведения о химии удобрений и роли химических элементов в жизни растений и животных.

При подготовке ветеринарных фельдшеров уделяется большое внимание роли химии в животноводстве. Дается характеристика некоторых соединений, позволяющих повысить продуктивность животноводства, таких как белково-витаминные добавки. Дается общая характеристика соединений, входящих в состав кормов для сельскохозяйственных животных, изучаются виды кормов, а также характеристика добавок, повышающих качество кормов.

При изучении блоков «Основы органической химии» и «Общая химия» в отдельные темы включаются профессионально значимые вопросы, иллюстрирующие использование общих химических закономерностей для познания основ данной профессии и специальности.

Так, при изучении тем по общей химии «Дисперсные системы», «Растворы», по органической химии таких тем как «Одноатомные и многоатомные спирты», «Фенолы», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты», «Углеводы», «Белки» учитывается значение этого материала при приготовлении и использовании лекарственных препаратов.

Наука фармакология очень тесно связана с химией. В своей педагогической практике использую проведение бинарных уроков (химия-фармакология). Основные принципы бинарного урока:

Профессиональная направленность - содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов (химии и фармакологии);

Политехнизм - обучающинеся ориентируются на применение теоретических знаний в производственной деятельности.

При подготовке бинарных уроков нужно учитывать, что структура урока должна отражать логическую последовательность обучения, учитывая место и роль урока в общей системе. Необходима тесная связь между структурными элементами урока. Примером служит проведение бинарного урока по теме: «Глюкоза».

Для рабочих, занятых в сфере производства и переработки химических соединений и пищевого сырья в пищу, большое значение имеют вопросы, связанные с химией углеводов, жиров, белков. Они составляют основу пищи, а также те неорганические соединения, которые входят в состав пищи, либо находят применение при обработке сырья, из которого готовят пищу или используют для улучшения качества пищевых продуктов.

Этот модуль состоит из 5 тем: «Пища и ее химический состав», «Роль белков, жиров, углеводов в питании человека», «Органические вещества, применяемые для улучшения потребительских свойств пищи», «Неорганические вещества, используемые в пищевой промышленности для улучшения качеств пищевых продуктов», «Пищевая промышленность и проблемы экологии».

В своей педагогической практике уделяю большое внимание решению разных задач с профессиональным содержанием. Во-первых, решение задач - это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Во-вторых, решение задач - прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. Химическая учебная задача-это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знаний законов, теории и методов химии, направленная на закрепление, расширений знаний и развития химического мышления.

При составлении рабочей программы профилированного курса химии обязательно учитываю проведение лабораторно-практических работ, интегрированных с подобными работами для профессионального цикла. Примером служит выполнение лабораторной работы по приготовлению растворов. Эта тема изучается по предмету «Фармакология» на ветеринарном отделении.

Разработка профилированных курсов химии для профессиональных учебных заведений с получением полного (среднего) общего образования способствует созданию положительных мотиваций при изучении химии, так как такие курсы зримо и рельефно показывают роль и знание химических знаний в будущей практической деятельности обучающихся как на производстве, так и в быту, способствуют реализации безопасности жизнедеятельности.

Першина Ирина Васильевна ГБОУ СПО "Курганинский аграрно - технологический техникум" КК

Лабораторные работы по химии - демонстрационное видео опытов по химии по теме Органическая химия. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В данном видео из 5 частей лабораторных работ по органической химии представлено 70 опытов по демонстрации:

Скачать бесплатно...


В видео лабораторных работ по общим свойствам металлов продемонстрировано 5 опытов:

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии – демонстрационное видео опытов по химии по теме Неорганическая химия: Углерод и кремний. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В видео лабораторных работ по химии ″Неорганическая химия. Углерод и кремний″ включено 23 опыта, демонстрирующих адсорбцию углем, взаимодействие угля и оксида меди (II), получение оксида углерода (II), горение его на воздухе, аппарат Киппа, получение оксида углерода (IV) в аппарате Кирюшкина, испарение сухого льда в воде, разложение карбоната кальция и гидрокарбоната натрия при нагревании, отношение кварца к нагреванию, получение геля кремниевой кислоты, гидролиз гидрокарбоната натрия, карбоната натрия и силиката натрия. качественную реакцию на карбонат-ион и на силикат-ион, частичное растворение стекла в воде, образцы природных карбонатов и силикатов, виды стекла.

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии - видео-демонстрация опытов по химии по теме Металлы побочных подгрупп. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В видео лабораторных работ по химии Металлы побочных подгрупп продемонстрировано 13 опытов, касающихся:

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии – видео-демонстрация опытов по химии по теме Металлы главных подгрупп. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В лабораторных работах по химии Металлы главных подгрупп освещены темы, касающиеся:

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии - видео демонстрационных опытов по неорганической химии в части, касающейся электрического тока. Содержание видео лабораторных работ по химии полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В данном видео продемонстрированы химические опыты по испытанию на электропроводность веществ и их растворов; электропроводности металлов; электролизу раствора хлорида меди; электролизу раствора йодида калия; электролизу раствора сульфата натрия.

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии - видео демонстрационных опытов по неорганической химии, проводимых в 9 классе общеобразовательной школы. Целью данного демонстрационного видео лабораторных работ по химии является восполнение пробелов в наглядности преподавания разделов Галогены и Сера неорганической химии в средних общеобразовательных учреждениях. Содержание видео лабораторных работ по химии полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Проведение лабораторных занятий по химии

Настоящие методические указания предназначены для студентов I курса СПО на базе основного (общего) образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» и составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Химия», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Но они могут заинтересовать и учителей средней школы.
Лабораторные работы проводятся в процессе изучения тем, являются закреплением знаний теоретического курса и предлагаются как одна из форм самостоятельной работы студентов.
В каждой лабораторной работе отдельно выделены цели, их мотивационная характеристика, оборудование, перечень реактивов и последовательность действий.

Общие требования к выполнению лабораторных работ

Во время проведения лабораторных работ соблюдаются общие требования к поведению студентов в кабинете химии и правила техники безопасности в химической лаборатории. Студенты обязаны точно соблюдать рекомендуемую методику и технику выполнения эксперимента.
Все работы проводятся под руководством преподавателя. Преподаватель должен заранее спланировать время выполнения каждого этапа задания. Перед началом работы производится
предварительная проверка готовности студентов к самостоятельному выполнению работы и делаются необходимые указания по методике и технике проведения работы;
разбивка студентов на малые группы в соответствии с наличием мест и оборудования;
инструктаж по правилам поведения в кабинете химии и технике безопасности при работе с химическими реактивами.
Качество выполнения лабораторной работы оценивают при наблюдении за студенческим экспериментом с учётом пояснений и письменных отчётов. Наблюдения за работой студентов во время занятия необходимо фиксировать.
При оценке выполнения лабораторных работ важно учитывать, как студенты овладевают тем или иным знанием, умением применять знания в ситуации эксперимента, умением оформить результаты опыта, а также выполнение всего задания в целом, необходимо оценивать не только результаты его выполнения в тетради, но и весь процесс выполнения. Оценка за лабораторную работу входит в текущий контроль.

Лабораторная работа №1

Тема "Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Приготовление раствора заданной концентрации, вычисление массовой доли растворённого вещества".
Цель лабораторной работы закрепить знания и умения обучающихся по теме: «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»; проверить умения взвешивание на весах, пользование мерной посудой и химическими реактивами, производить расчёты по формулам.
На выполнение данной лабораторной работы отводится 2 часа.
В лабораторной работе используются весы, разновесы, мерная посуда (мерные стаканы и цилиндры), химические реактивы.
В данной работе необходимо приготовить раствор заданной концентрации и произвести нужные вычисления.

Ход работы

1. Взвесить навеску соли массой 10 г (взвешивание производить с точностью до целых единиц).
2. Произвести вычисление массы растворителя по формуле: m Н2О = m раствора – m вещества. 100 г – 10 г = 90 г
3. Отмерить в мерном цилиндре 90 мл воды.
4. В стакан высыпать навеску соли, прилить воду и размешать стеклянной палочкой.
5. Выполнить задания по решению задач на определение массовой доли растворённого вещества, массы вещества, раствора, растворителя.
6. Записать в тетради результаты наблюдений и вычислений, сделать соответствующие выводы.
Работу рекомендуется проводить в малых группах, минимум по 4 человека. Каждая группа получает отдельные задания и приступает к их выполнению.
При подготовке к лабораторной работе студентам необходимо повторить содержание конспекта в тетради по данной теме, а также главу 4 «Теория электролитической диссоциации» по учебнику О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – Химия.
Критериями качества выполнения лабораторной работы являются:
1. Умение пользоваться весами и мерной посудой.
2. Правильность произведённых расчётов.
3. Оформление отчёта о выполнении работы.
4. Дисциплина во время проведения работы.

Лабораторная работа № 2

Тема "Классификация неорганических веществ и их свойства. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства основных классов химических веществ".
Цель данной лабораторной работы научиться применять знания о свойствах неорганических веществ. Уметь проводить реакции между неорганическими веществами, получать неорганические вещества, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, составлять электронный баланс окислительно-восстановительных реакций.

Ход работы

Используя необходимые реактивы, провести следующие химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, металлов, оксидов металла и солей:
1) взаимодействие магния с соляной кислотой;
2) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой;
3) получение гидроксида меди (II);
4) взаимодействие гидроксида меди (II) с азотной кислотой;
5) качественные реакции на:
а) ионы бария;
б) ионы железа (+2);
в) ионы железа (+3);
6) действие индикаторов (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) на кислоты и щелочи.
Для проведения лабораторной работы используются поддоны для химических реактивов и оборудования; штатив с набором пробирок. Набор химических реактивов: магний (порошок или стружка), соляная кислота, оксид меди (II), серная кислота, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия; азотная кислота, раствор хлорида бария, раствор сульфата железа (II), раствор хлорида железа (III), раствор красной кровяной соли, раствор желтой кровяной соли.