Подготовка студентов по направлению бакалавра началась в России в 1996 году. С тех пор, конечно же, происходили и внедрялись разные реформы в системе образования. Сейчас многих интересует, бакалавр – это законченное высшее образование или нет? На что стоит рассчитывать выпускнику с такой степенью, нужно ли идти учиться дальше, поскольку это неполное образование или и так сможет получить диплом и работать?

Система образования действительно способна показаться в этом плане несколько запутанной. Начать стоит с определения. Бакалавр – это степень, для которой в процесс обучения введены определенные стандарты и предметы. Если сравнивать ее с магистратурой или даже специалистом, то объем информации тут сокращен. Стоит привести такие данные:

  1. Бакалавр учится в среднем 4 года.
  2. Специалист – 5 или 6 лет.
  3. Магистр – зачастую 6 лет.

Сейчас появились учебные заведения, в которых выдают степень бакалавра и после 4-х лет, но объем знаний все равно остается сокращенным по сравнению с двумя другими направлениями.

Можно даже сказать, что это база, специальные знания по профессии студенты получают уже после получения статуса бакалавра.

Бакалавриат с точки зрения закона и работодателя

Не нужно далеко ходить, если есть закон, точно объясняющий все положения степени. В законе № 273-ФЗ, редактуры 03.07.2016 года «Об образовании Российской Федерации», содержатся такие уровни профессионального образования:

  • сначала идет среднее специальное образование, которое можно получить в колледжах и ПТУ;
  • далее бакалавр – это действительно высшее образование;
  • высшее образование – магистратура, специалист;
  • высшее образование – аспиранты и выше.

Вроде бы государственный образовательный стандарт четко говорит, что это и есть высшее образование, однако сейчас в стране оно делится на три уровня. И бакалавриат – только первый из них.

Что это дает в реальности? Поскольку диплом бакалавра в стране принят только первой ступенью высшего образования, то он отражает лишь начальные знания или базу по специальности. Работодатели гораздо охотнее дадут место специалисту или магистру, даже особо не разбираясь в навыках претендента. Многие люди до сих пор не считают, что бакалавр – это полное высшее образование, поэтому даже не хотят рассматривать соискателей на должность.

Кто выше по степени: бакалавр или магистр

Бакалавр и магистратура как альтернатива

Большинство студентов после получения диплома о первой степени высшего образования идут на магистратуру или специалиста. Второй является традиционным вариантом для многих людей. Магистр – это заимствование у европейской системы образования. Он обучается не менее 6 лет. Многие по окончании бакалавра сомневаются, на какое направление идти.

Многие специалисты говорят, что магистратура на сегодняшний день предпочтительнее. По всему миру понятие «специалист» в контексте образовательной системы уходит в прошлое. Магистр получает углубленные знания по профессии. Кроме того, этот статус позволяет продолжить научную деятельность в дальнейшем, к примеру, идти в аспирантуру. Даже при отличных оценках и рекомендациях специалист не имеет такой возможности. Диплом магистра также открывает двери для обучения в иностранных ВУЗах.

Отличия бакалавра от магистра

В первую очередь нужно понимать, что и то, и то – это полное образование. Но имея на руках диплом магистра, вы с большей вероятностью найдете работу. Разница очевидна. Она в сроках обучения, в полноте знаний и опыта. Магистратура дает углубленные знания в специальности, что, с точки зрения работодателя, весьма привлекательно. Вы можете устроиться на работу, но в будущем все равно продолжать получать знания, защищать свою степень и так далее.

На самом деле, дипломы можно также отличить не престижем, а целями. Если вы хотите реализовать себя с практической точки зрения, то бакалавриат вполне подходит в этом плане. Если важно развиваться в выбранном направление, то ваш путь – однозначно магистратура.

Кстати, наличие диплома бакалавра дает возможность получить второе высшее образование. Поэтому однозначно обучение такого плана пригодится.

Отличия специалиста

Считается ли специалист приоритетным образованием? И в чем вообще его отличия от бакалавра и магистра? Сегодня некоторые ВУЗы вообще не практикуют этот уровень или убирают его из своей программы. Вполне возможно, что к окончанию обучения такой диплом станет неактуальным и ненужным.

Чем бакалавриат отличается от магистратуры

Хотя в некоторых ВУЗах до сих пор оставляют возможность поступать после специалиста на аспиранта. Лучше еще на этапе поступления на первый курс узнать все тонкости и особенности своего университета. О своем будущем нужно думать заранее и смотреть на специальность с точки зрения трудоустройства.

С 1996 года после введения двухступенчатой системы до сих пор многие задаются вопросом, бакалавриат это полное высшее образование или нет. Это волнует не только будущих студентов, но и родителей, так как всем необходимо полное понимание, будет обучаться молодой человек.

В федеральном законе от 22.08.1996 №125-Фз, дополненном в 2003 и 2012 г.г., четко обозначены две образовательных ступени, после завершения которых человек получает диплом о высшем образовании:

  • бакалавр;
  • магистр или специалист.

Данные изменения в системе подготовки специалистов связаны с необходимостью приблизить высшую школу к общеевропейскому стандарту и облегчения интеграции в него .

После окончания школы абитуриент может поступить только на программу бакалавриата, и лишь закончив, продолжить учебу в магистратуре. Диплом бакалавра дает возможность не только продолжить обучение за границей, там работу.

Таким образом, законченным высшим образованием считается диплом об окончании любой из двух ступеней обучения. На какой стадии заканчивать учебу, решать каждому студенту в отдельности, в зависимости от целей, выбранной профессии и предполагаемого места работы.

  1. Бакалавриат – первая степень высшей формы обучения, получение базовых профессиональных знаний, необходимых для практической работы. Как правило, достигается уровень уже после 4 лет учебы в ВУЗе. В дипломе указывается степень и специальность, например, « ».
  2. Специалитет – уровень высшего образования с присвоением квалификации по специальности. Это классическое обучение, при котором помимо углубленных теоретических знаний даются узкие практические навыки по профессии. Актуален для России. Привычная всем форма советского образования. Стоит понимать, что это не промежуточный уровень, а полноценное образование в традиционном понимании. Постепенно специалитет уходит в небытие, оставляя только две ступени высшего образования.
  3. Магистратура – углубленное изучение специальных предметов с научным уклоном. Магистратура может являться продолжением образования, если поступление осуществляется после начальной ступени по той же специальности. Дает возможность получить дополнительное высшее образование, если выбрано другое направление или уже имеется диплом специалиста. Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе.

Бакалавриат как начальная степень высшего образования, имеет ряд преимуществ:

  • сокращенный срок обучения (в большинстве случаев 4 года) позволяет раньше начать трудовую деятельность или кардинально сменить профессию без потери времени;
  • возможность продолжить образовательный процесс за границей;
  • общая направленность образовательного процесса без углубления в узкие дисциплины дает широкий выбор при выборе работы или специальности. При этом зачастую достаточно лишь окончить курсы повышения квалификации.

Основные минусы:

  • невозможно заниматься научными изысканиями или продолжать обучение в аспирантуре;
  • ограничения при выборе работы или низкая конкурентноспособность по сравнению с магистрами;
  • невозможность получить доступ к ряду государственных должностей, а также в сфере образования;
  • отсрочка от армии заканчивается сразу после окончания уровня.

Диплом первой академической степени выдается только после защиты выпускной работы, подтверждает освоение фундаментальных знаний и общих научных основ. Данная степень присутствует во всех сферах, кроме медицинской.

Бакалавры в первую очередь практики, которые могут успешно заниматься самообразованием или совершенствованием в рамках профессии без отрыва от производства.

Бакалавр на рынке труда

Кадровики до сих пор ошибочно считают, что бакалавриат – это то, что раньше называлось незаконченное высшее образование. Многие работодатели не знают, бакалавриат это полное или нет высшее образование, из-за этого часто устанавливают ограничения для кандидатов на вакансии. На самом деле, это полное образование, требующее продолжения лишь в отдельных случаях в зависимости от стремлений студента.

Некоторые социологи опасаются существенного снижения уровня качества высшего образования в России из-за сокращения сроков обучения, а значит, получения меньшего количества знаний. К тому же многие институты не спешат переходить на новую систему, придерживаясь традиционного обучения специалистов. Но количество лет обучения вовсе не свидетельствует, что выпускник станет хорошим специалистом. Скорее, это зависит от личностных характеристик человека, а также его способности и желания обучаться и качественно выполнять свою работу.

Крупные заводы и предприятия не ставят во главу угла наличие у молодого специалиста степени магистра. Большинство из них ценят способность к обучению, предпочитают принять работника с основными необходимыми знаниями и прививать ему практические знания непосредственно на рабочем месте.

Вместе с тем, построить карьеру лишь с дипломом первой ступени достаточно сложно. На рассмотрении у депутатов находится законопроект, который не позволит бакалаврам занимать руководящие посты.

Вопрос о приеме на вакантную должность бакалавра или магистра, решает только работодатель, также, как и возможность дальнейшего профессионального роста своего работника. Некоторые места требуют глубоких знаний, предполагают наличие навыков научной работы, поэтому занимать их могут только магистры.

Студенты, которые закончили учебное заведение по программе бакалавриата, должны хорошо представлять себе свое будущее, чтобы решить, нужно ли им продолжать обучение.

Да, диплом бакалавра – это диплом о полном высшем образовании. Заметим, что в соответствии с нынешним законодательством об образовании более нет понятия «полное высшее образование по специальности» и «неполное высшее образование по специальности» по программе 5-летнего обучения, которое по большинству специальностей в России с 1 января 2011 года перестало существовать (право готовить специалистов осталось у очень узкого круга ВУЗов, связанных с технической направленностью). В данный момент в связи с присоединением России к Болонскому процессу законодательство предусматривает степень по направлениям (специальностям) обучения «бакалавр» – бакалавр является выпускником ВУЗа с полным высшим образованием, прошедшим полную общетеоретическую и узкотеоретическую подготовку по своему направлению (специальности) без выбора специализации (например, в юриспруденции – гражданско-правовая, государственно-правовая, международно-правовая, или уголовно-правовая). По смыслу присоединения России к международным стандартам образования можно отметить, что выпускники следующих поколений сами выбирают – нужна ли им дополнительная практическая подготовка по программе степени «магистр», либо после получения высшего образования по программе степени «бакалавр» он сразу выходят на рынок труда, получая свои практические знания уже на рабочем месте. Сейчас в Российской Федерации существуют следующие степени вузовского и послевузовского образования: «бакалавр» - высшее образование. Полная общетеоретическая и узкотеоретическая подготовка без выбора специализации; «дипломированный специалист» - существует только в очень узком круге специальностей (направлений) технического характера; таким специальностям обучает очень узкий круг ВУЗов нашей страны. Характеризуется выбором специализации и усиленной подготовки по данной специализации. «магистр» - высшее образование с дополнительной практической подготовкой в выбранном направлении (специальности). На данном этапе подготовки выпускников нет выбора крупной специализации (например, торгово-экономическая или финансовая специализация у экономистов), а сразу идет подготовка по широкому кругу практических дисциплин по выбранному направлению и дисциплин, связанных с конкретной практической специализацией (например, программа подговки магистров юриспруденции по специальности «разрешение экономических споров в арбитражных судах»). «кандидат наук» - является степенью послевузовского профессионального образования. Данная степень предполагает наличие фундаментальных и всеобъемлющих теоретических знаний по выбранной специальности и точным практическим применением данных заний «доктор наук» - является высшей ученой степенью в Российской Федерации. Были длительные споры, связанные с отменой и оставлением докторской степени в России, так как Болонская система степеней не предусматривает наличия аналогичной российской докторской в международных отношениях систем образования степени. Похожая степень в англосаксонских системах образования в естественных науках носит название доктор наук (Doctor of Science, D.Sc.); для исследователей, специализирующихся в филологии, - доктор словесности (Doctor of Letters, D.Litt.); в области права - доктор права (Doctor of Laws, LLD). Однако отличие состоит в том, что присвоение этой степени обычно осуществляется не по результатам защиты диссертации, а по сумме опубликованных работ и по общему вкладу в науку или даже по общественной или публицистической деятельности. По этой причине звание доктора наук, доктора словесности или доктора права является прежде всего почётной степенью, вручаемой после многолетних заслуг, а не результатом направленной работы на получение степени. Ученая степень доктора наук в Российской Федерации предполагает решение крупной научной проблемы или приоритетные исследования в новом научном направлении и соблюдения установленных в Российской Федерации требований. Получение диплома бакалавра еще и потому является полным высшим образованием, что выпускник со степенью «бакалавр» может сразу поступать в аспирантуру без получения степени «магистр». Однако отдельно отметим, что во многих ВУЗах есть негласное правило, по которому заявления бакалавров на обучение по аспирантским программам не принимаются к рассмотрению, хотя это и является прямым нарушением федерального законоадтельства.

? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

Не знаете свои права?

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура.

Выпускники их получают, соответственно, степениспециалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

Вопрос того, считается ли высшим образованием диплом бакалавра, волнует многих абитуриентов. При этом несмотря на то, что законодательство РФ однозначно даёт положительный ответ на этот вопрос, по факту при начале трудовой деятельности многие бакалавры могут сталкиваться с отказами кадровых специалистов, которые считают диплом бакалавра свидетельством о неполном высшем образовании. В рамках статьи рассмотрим, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра в России.

УОглавление:

Бакалавр в российском и мировом законодательстве


Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата.
Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

Обратите внимание

В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра

Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:

  • Бакалавр – 4 года обучения;
  • Специалист – 5 лет обучения;
  • Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.

Важный факт

Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.

При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.

Важный факт

Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.

Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.

Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра. Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.

Обратите внимание

Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.

Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени. Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности. Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.