Введение………………………………………………………… …………2
1. Образование и гуманизация…………………………………………… 4
2. Сущность и содержание гуманизации образования………………….8
3. Проблемы гуманизации образования в России……………………… 14
Заключение…………………………………………………… …………...17
Список литературы…………………………………………………… …..19

Введение.

Гуманизация - термин современный, но проблема далеко не нова. При смене исторических эпох всякий раз возникала проблема образа человека, соответствующего духу времени. В истории проблемы различаются библейский прогуманизм, античный гуманизм, гуманизм Возрождения и гуманизм Просвещения. Современный гуманизм отличается многомерностью, что связано, прежде всего, с разнообразием культур, множественностью представлений о мире, поиском диалога между носителями различных нравственных ценностей.
Гуманизации образования в большей степени соответствует не принцип удовлетворения образовательных потребностей « абстрактной» личности, а принцип диалога, учета интересов различных социальных слоев и групп, оказывающего влияния на интересы и потребности конкретной личности. Это вовсе не означает, что личность обучаемого заменяется социальной группой; вне последней она немыслима и может быть понятна лишь в определенном социально-историческом контексте. Отношения между участниками образовательного процесса не сводятся к диалогу «личность-государство»; они становятся более сложными и опосредованными. В качестве промежуточного звена следует, вероятно, принять социальную группу и общество в целом. Это звено, соединяя личность с государством, формирует обе стороны. Реформа образования в конце XX века привела к смешению личностного принципа в педагогике и образовательной политике. Гуманистический смысл первого из принципов необоснованно распространялся на уровень государственной политики в сфере отечественного образования. Вместе с тем гуманизация образования осуществляется через достижение более полного соответствия общечеловеческих ценностей, общества и отдельных социальных групп, порождающих образовательные потребности и идеалы; носителем и выразителем диалога становится конкретная личность.
Цель данной работы заключается в изучении гуманизации образования. Из цели вытекают следующие задачи:

    Дать понятия «образование», «гуманизация», «гуманизация образования», «гуманизм»;
    Раскрыть сущность и содержание гуманизации образования;
    Выделить проблемы гуманизации образования в России.


1. Образование и гуманизация.

Для того чтобы дать понятие о гуманизации образования необходимо выяснить что такое образование и что такое гуманизация сравнить эти понятия и их сочетаемость выяснить есть ли необходимость в гуманизании образавония.
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «… формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому.
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков,
1.Александрова О. А. Образование: доступность или качество - последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 83-93.)
2.
например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Ключевое понятие гуманистической философии образования «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».
Гумани?зм (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея
3. ru.wikipedia.org/wiki/ Образование
человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм - это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству .
В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):

    гуманизм - понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
    древний гуманизм - понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
    классический гуманизм - гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
    теистический гуманизм - понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;
    атеистический гуманизм - понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;
4. ru.wikipedia.org/wiki/ Гуманизм
5. Баткин Л.M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. - М., 1987. - С. 161-191.
6. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
    коммунистический гуманизм - понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
    натуралистический (или научный) гуманизм - эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра (человека. Если гуманизм (это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.
В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи ».
7. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
8. Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского,М.Г.Ярошевского.(М, 1990.(с. 21.).
Следовательно, гуманность (это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. При обучении необходимо их учитывать. Поэтому гуманизация образования необходима.
    2. Сущность и содержание гуманизации образования.
Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества. Данная проблема не была обойдена и отечественными педагогами, в ее богатом теоретическом наследии существует немало идей и направлений, имеющих прямое отношение к гуманистической концепции образования.
Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не <воспроизведение> готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Иначе говоря, в педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает не что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которой становится, в том числе и познавательная активность детей.
9. Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского,М.Г.Ярошевского.М, 1990.(с. 21.).
Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечение самореализации учителя; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий ценностный аспект, а не обезличенная информация о внешнем мире; иной по сравнению с традиционным характер общения в системе "учитель-учитель", "учитель-ученик", "ученик-ученик", атмосфера взаимного доверия, творческое взаимодействие, диалог, стимулирующие самореализацию учителя и ученика; в процессуально-методическом аспекте - выбор учителями и учащимися форм и методов обучения, предполагающих активное включение в структуру деятельности учения процессов саморазвития.
Несомненно, гуманизация образования обусловливает расширение источников постановки педагогической цели. Традиционно рассматривались два источника целеполагания: социум и ребенок, потребности его развития. В сущности, между ними нет противоречия, хотя их абсолютизация приводила к известным в педагогике теориям "свободного" и "авторитарного" воспитания. Среди источников целей воспитания и образования, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводилась роль исполнителя "проектов" и "технологий". Однако педагогическая деятельность - одна из немногих, в которой личность учителя не только опосредует, но и определяет цель и содержание процесса.
Необходимо отметить, что в соответствии с гуманистической парадигмой общественно-обусловленные цели образования должны состоять в создании условий для максимально полного освоения личностью материальной и духовной культур, обеспечивающего его благоприятную социальную адаптацию и просоциальную активность. Объективно обусловленные цели образования репрезентируются на уровне субъекта через реализацию индивидуально детерминированных потребностей. Субъектно-обусловленные цели образования должны быть направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей личности. Потребности субъекта находят свое отражение и максимальное воплощение в том случае, если он имеет возможность удовлетворить их в таких формах активности, которые в максимальной степени соответствуют стилям его индивидуальности: стилю понимания, стилю самоактуализации, стилю межличностных отношений. Отсутствие возможностей к проявлению психической активности в русле характерного для субъекта стиля индивидуальности приводит к напряженности потребностей и осознаваемой неудовлетворенности.
Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями; демократический стиль педагогического и профессионального общения; включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы гуманизации процесса обучения следующие:
    познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;
    познания ребенком себя как человека;
    совпадения интересов ребенка с общечеловеческими интересами;
    недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;
    предоставления ребенку в педагогическом процессе необходимогољ общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;
    очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;
    определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса
Крайне важно в процессе обучения придерживаться таких гуманистических позиций, которые позволяют раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, сформировать у него наиболее высокий уровень познавательной потребности, не дать развиться чувству неприятия учения и школы.
Ш.А. Амонашвили и другие предлагают в процессе обучения придерживаться определенных гуманистических позиций, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися, между самими учащимися . Это, прежде всего, управление обучением и всей школьной жизнью ребенка с позиции его потребностей и интересов. Содержание обучения и воспитания, то есть база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. При таком подходе целеполагание и подбор средств будут строиться с максимальным учетом особенностей познавательной сферы учеников. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к нему.
Воспринимать естественные неудачи школьника как его неспособность и реагировать на это осуждающе - негуманно по отношению к личности ребенка.
    Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18.
12. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
Сотрудничество учителя со школьниками в процессе обучения предполагает объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства, поддержку его точки зрения и суждений, что создает атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, формирует у школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.
Гуманистически ориентированному учителю необходимо обладать позитивным отношением к ученику: он принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных его качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности ребенка; открытость учителя противопоставлена формальному ролевому поведению, не допускающему проявления эмоций и чувств помимо этой ролевой установки и выполняемых им функций предметника; эмпатическое понимание предполагает, что учитель оценивает ученика не столько с позиций социально-нормативных требований, сколько исходя из собственных оценок и ценностей учащегося.
При таком подходе целью процесса обучения должно являться самовоспитание ребенком в себе личности. Научные знания в таком случае выступают как средство достижения этой цели.
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В то же время необходимо иметь в виду, что, если в рамках одной образовательной системы технологии могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, то модель обучения,
13. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.

определяющая общую концепцию работы учебно-воспитательного учреждения, должна быть единой. Однако ее выбор представляет в настоящее время для руководителей учебно-воспитательных учреждений большую сложность.
При этом необходимо учитывать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований. Л.А. Байкова и другие исследователи выделяют следующие :

    безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
    проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
    осознание права личности быть не похожей на других;
    предоставление права на свободу выбора;
    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
    способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
    учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, сформированность положительной Я-концепции, активность).
В заключение хотелось бы отметить, что перечисленное обозначает лишь некоторые пути реализации идеи гуманизации образования в формировании нового педагогического мышления. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач формирования духовных ценностей человека, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования гуманизации образования. Эта перспектива включает в себя: разработку концептуальных основ, методологии, теории, технологии программного
14. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. 1998. ї 2. С. 2-11.

обеспечения гуманизации образования (разработку учебных программ, учебных планов, учебников); систематизацию имеющихся подходов к разработке проблемы.

3. Проблемы гуманизации образования в России

Современная школа России представляет собой социальный институт общества, транслирующий знания, нормы, ценности и эталоны культуры подрастающим поколениям, для обеспечения преемственности культуры и необходимой российскому обществу сплоченности и стабильности, без чего невозможны преодоление системного кризиса страны и становление рыночных отношений.
В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века образование в России стали рассматривать как одну из глобальных проблем современности, поскольку богатство современных государств, по мнению М. В. Ушаковой, определяется не природными и технологическими параметрами, а в первую очередь, человеческим капиталом, который имеет определенную цену на рынке труда .
Одной из наиболее значимых современных проблем российско го образования является его гуманизация и гуманитаризация. Они связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием общества является личность, способная к самоактуализации (основной тезис гуманистической психологии). Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, относят ее к современной парадигме развития российского образования.
Размышляя о путях осуществления современной парадигмы развития российского образования, следует указать, как подчеркивает В. Т. Пуляев, что она по своей сути должна быть гуманитарной, порождать в обществе
15. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социальногуманитарные знания. 2003. № 4. С. 166 – 179.

гуманизм. Техногенная цивилизация и технократическое мышление изживают себя. Ценность человеческого существования в его гармонии с миром природы и социума все более и более выходит на передний план. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования предполагает примат человека перед техническими системами .
Раскрывая сущность этой проблемы, М. В. Ушакова подчеркивает, что у большинства учащихся доминирует технократическое представление о том, что все экономически эффективное является нравственным, многие из них страдают узкоутилитарным мышлением, техницизмом, непониманием значения и роли гуманитарного знания .
Гуманизация образования осуществляется с целью «возвышения» человека, ценность которого заключается в его индивидуальности. В свое время Н. А. Бердяев утверждал, что от воли, мысли и дела отдельного человека зависит «весь реальный мир». Согласно Н. А. Бердяеву, человек как существо мыслящее, творческое обладает такими качествами, как индивидуально особенное, активность и творчество, свобода и свобода творчества.
Гуманизация образования может осуществляться в форме воспитания духовного умения оценить и принять реальность бытия, не утратив при этом
ценности «Я». Индивидуализация образования в контексте гуманистической парадигмы основывается на свободе человека. Свобода составляет смысл жизни, истинную сущность человека.
Гуманизация способствует также возрастающей доступности высшего образования в мире, что влияет на получение образования все более высокого уровня, превращение его из элитарного в массовое.
16 Пуляев В. Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России // Социально-политический журнал. 1998. № 5. С. 3 – 20.
17 Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социальногуманитарные знания. 2003. № 4. С. 166 – 179.
18. Чинаева В. Студенческая мобильность: мировые тенденции // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 93 – 98. Сборник научных трудов

Именно массовость высшего образования, как подчеркивает В. Чинаева, стала одной из наиболее характерных его черт в наше время .
Таким образом, можно заключить, что гуманизация и гуманитаризация образования являются важнейшими проблемами современного образования. Они тесным образом связаны с такими явлениями, как демократизация и глобализация высшей образовательной системы, превращения ее из элитарной в массовую. Гуманизация во многом обусловливает эффективность системы образования и является одной из современных парадигм ее развития.
и т.д.................

Содержание образования

Определение

Их приобретение способствует всестороннему развитию личности и обеспечивает подготовку человека к трудовой деятельности в общественной жизни.

Главным элементом содержания образования считаются знания, выражающие накопленный опыт человечества. Он включает познания явлений и предметов окружающего мира, а также законов развития общества и природы. Знания не стоят на месте, они динамичны, постоянно совершенствуются и дополняются.

Еще одним элементом содержания образования считаются умения, представляющие собой некоторый комплекс действий, осуществляемый на базе приобретенных знаний. Отличительным показателем наличия у человека определенных умений является то, что при помощи конкретных действий он может выполнить поставленную задачу, иными словами применить свои знания на практике.

Навыки вместе со знаниями и умениями также относятся к составляющим элементам содержания образования. Человек приобретает их посредством многократного повторения изученного материала и автоматического применения его в практической деятельности.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. На базе знаний формируются умения, впоследствии они развиваются до навыков, в основе которых, в свою очередь, поставлены именно знания.

Главной целью содержания образования считается то, что оно отображает самые разносторонние потребности как общества в целом, так и отдельных людей в частности. В зависимости от конкретных потребностей функционирует процесс отбора содержания образования для учебных заведений.

С одной стороны, содержание образования содействует не только передаче общественного опыта от старшего поколения к младшему, но и развитию этого опыта в последующем, а с другой стороны, оно дает возможность личностной самореализации.

Принципы отбора содержания образования

Существует множество критериев отбора содержания образования, однако в большинстве своем действуют следующие принципы:

  • принцип соответствия общественному заказу (в содержание образования не только должны быть включены современные знания, умения и навыки, но и должны предусматриваться индивидуальные способности учащихся, благодаря чему человек достигает всестороннего развития и личностного роста).
  • принцип обеспечивания научной и практической значимости учебного материала (знания, включаемые в содержание обучения, обязаны соответствовать новым достижениям той или другой науки и быть востребованы на практике).
  • принцип учета реальных возможностей конкретного учебного процесса (в момент выбора содержания образования акцентируется внимание на методах, средствах, формах, технологиях и уровнях обучения).
  • принцип обеспечивания единства содержания образования с позиций всех учебных предметов (компоненты содержания образования обязаны быть узко взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны).
  • принцип гуманизации (содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманной культуры, продуктивной творческой деятельности, независимого выбора профессии согласно с собственными интересами и способностями).

Гуманизация содержания образования

Гуманизация – ключевой элемент прогрессивного педагогического мышления, утверждающего многостороннюю сущность образовательного процесса. В центре образования находится развитие личности, в соответствии с чем и определяются основные задачи. Если раньше учитель только передавал знания учащимся, то с позиции гуманизации он должен всячески содействовать всестороннему развитию каждого ребенка. Гуманизация требует перемены взаимоотношений в системе «учитель-ученик», она предполагает установление связей сотрудничества.

Гуманизация образования подразумевает совокупность общекультурного, социально нравственного и профессионально развития личности.

Данный педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Гуманизм в целом как идейно ценностный комплекс включает в себя все высокие значения, выработанные человечеством на длительном и противоречивом пути своего развития: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и другие.

Для полной гуманизации содержания образования необходимо уничтожение той диспропорции в учебном процессе, которая делает среднее учебное заведение технократическим. Нужна гармонизация учебного плана - обеспечение рациональных пропорций умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

Часть учебного плана, которая предполагает конкретное воспитание гуманизма, нравственности и эстетики, должна быть усилена. Это и классические предметы социального цикла, и новые дисциплины, такие как этика, человековедение, семьеведение. Оправдано подключение в учебный процесс и религии как сосредоточения общечеловеческих моральных ценностей.

Особое внимание надлежит уделить предметам художественно-эстетического цикла: музыке, изобразительному искусству, художественной литературе, хореографии, мировой художественной культуре.

Безусловно, должны осуществляться трудовое и физическое воспитание, перестроенное на гуманистической основе. Большие возможности заключены и в дифференциации учебного плана: углубленное изучение отдельных предметов, курсы по выбору, факультативы, профильные предметы. Это дает возможность удовлетворить разнородные интересы и склонности детей, обеспечить верный путь самоопределения.

Можно многому обучить ребенка, но при этом не взрастить у него чувства доброты, человечности, красоты. В следствии этого перестройка образования обязана включать гуманизацию его содержания.

Гуманизация

ГУМАНИЗА́ЦИЯ -и; ж. Распространение и утверждение гуманистических принципов в какой-л. сфере общественной жизни. Г. законов. Г. общественного сознания.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "гуманизация" в других словарях:

    - (от франц. humaniser, от лат. humanus человеческий). Смягчение нравов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУМАНИЗАЦИЯ от франц. humaniser; этимолог. смотр. следующ. слово. Смягчение нравов. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

    гуманизация - и, ж. humanisation f. Распространение в общественной, политической, международной и т. п. жизни взглядов, идей, проникнутых гуманизмом. Г. международных отношений. Мы равноправные участники мирового процесса гуманизации мирового сообщества,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 очеловечивание (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гуманизация - Гуманизация ♦ Humanisation Мы рождаемся мужчинами или женщинами, мы становимся людьми. Этот процесс, одинаково важный как для вида, так и для каждого отдельного индивидуума, мы и называем гуманизацией. Это человеческое становление человека,… … Философский словарь Спонвиля

    гуманизация - humanizavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Humanizmo idėjų, principų propagavimas, diegimas. kilmė pranc. humanisation atitikmenys: angl. humanization vok. Humanisation, f rus. гуманизация … Sporto terminų žodynas

    Ж. Распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом [гуманизм I]; человеколюбие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    гуманизация - гуманиз ация, и … Русский орфографический словарь

    гуманизация - (1 ж), Р., Д., Пр. гуманиза/ции … Орфографический словарь русского языка

    ГУМАНИЗАЦИЯ - усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью … Профессиональное образование. Словарь

    Гуманизация - усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Книги

  • Искусство. Его основания и общественное значение , П. Ж. Прудон. Посмертное издание. Санкт-Петербург, 1865 год. Типография А. Головачева. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Пьер-Жозеф Прудон (1809 -1865) - французский политик, публицист,…

Основным направлением развития современной науки является ее направленность на мировоззренческие истоки, то есть «возвращение к значимости человека».

Основные тенденции гуманизации образования связаны с развитием гармонично развитой личности.

Ведущая идея

В качестве приоритетного направления гуманитарных наук выделяют развитие самостоятельности ребенка, возрождение гуманистических традиций. Подобный подход вызван реалиями жизни.

Смысл школьного образования заключается в раскрытии и развитии духовного потенциала детей, воспитании патриотов и активных граждан своей страны.

Каковы основные тенденции развития образования?

Гуманизация на данном этапе приобрела первостепенную важность, так как подобный подход способствует формированию индивидуальных качеств личности:

  • интеллектуальности;
  • коммуникативности;
  • самостоятельности;
  • ответственности;
  • креативности;
  • самооценки.

Актуальные проблемы современности

Наиболее остро в настоящее время стоят вопросы, связанные с психологическим здоровьем подрастающего поколения. Гуманизация современного образования способствует восстановлению личностно-развивающей и культурообразующей функции.

Такой подход способствовал изменению представлений о цели воспитания и обучения. Гуманизация образования предполагает трансляцию ценностей национальной и общечеловеческой культуры подрастающему поколению. Это предполагает пересмотр технологий и содержания воспитания и обучения, изменение структур различных учебных заведений: детских садов, школ, университетов.


Цели и задачи подхода

Гуманизация образования – это система, признающая человека в качестве высшей ценности. И. Кант считал, что подобный подход способствует формированию человека, который сможет самостоятельно развиваться, совершенствовать свои творческие и умственные способности.

Что вкладывают в смысл данного метода современные исследователи? Они считают, что гуманизация образования – это создание определенных условий, которые направлены на раскрытие и совершенствование способностей ребенка. Они помогают формировать позитивную самореализацию. В основе подхода лежит уважение к человеку, вера в него, взаимоотношения с другими людьми, комфортность существования в социальной среде.


Мнения экспертов

Процесс гуманизации образования Л. С. Выготский называл эволюционным способом преобразования подрастающего поколения, направленным на самоопределение и саморазвитие.

А. В. Брушлинский считает, что при гуманистической трактовке человека в качестве субъекта он перестает быть пассивным существом, включается в процесс развития общества.


Особенности подхода

Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Специфика методики и основного содержания состоит в применении личностно-ориентированного подхода. Это дает возможность педагогу выявлять в раннем возрасте талантливых и одаренных детей, создавать оптимальные условия для их развития.

Гуманизация образования - это система, которая основывается на этических принципах. Такой подход предполагает взаимодействие школьников и педагогов с целью формирования позитивного отношения к себе, окружающему миру, людям.


Важные аспекты

Гуманизация образования - это система, для реализации которой необходимо составление учебных программ, подбор книг, пособий. Она предполагает оформление планирования по каждой области научных знаний.

Гуманизация образования - это подход, предполагающий изменение отношения к профессиональной деятельности у педагогов. Они перестают быть авторитарными личностями, становятся для своих воспитанников наставниками.

В настоящее время в российском школьном образовании у педагога есть право при составлении программы использовать вариативность содержания материала. Это позволяет учителям предоставлять детям право выбора на разных этапах образовательной деятельности, возможность личностного роста.

Особым видом гуманистического обучения является создание ситуации общения. Под ней подразумевается совместная деятельность наставника и воспитанника. Подобная психолого-педагогическая среда способствует становлению личности.

Диалог – это вариант вербального общения, в результате которого осуществляется саморазвитие, самоактуализация ребенка.

Обучение выстраивается так, чтобы создавалась атмосфера творческого поиска, ученики имели «право на ошибку», обменивались опытом, находили оптимальный вариант решения задачи.

Критерии эффективности

При гуманистическом подходе результативность обучения не сводится только к оценке умений и знаний, которые выявляются контрольными срезами и тестовыми работами. Основным элементом эффективности образовательной деятельности является использование ребенком полученных навыков и знаний в практической деятельности.

Педагог должен создавать «ситуацию успеха» для своих воспитанников на всех этапах учебного (внеурочного) занятия, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для эффективного решения этой задачи учитель использует следующие факторы:

  • осуществляет совместную деятельность с учениками в процессе учебной и внеурочной деятельности;
  • демонстрирует свое одобрительное отношение к ученикам, стремящимся самостоятельно приобретать навыки и умения;
  • предлагает школьникам увлекательную, интересную работу.

Отличительные особенности гуманизации

Личностно-ориентированные технологии предполагают постановку в центр образовательной системы личности ребенка, создание для него бесконфликтных, благоприятных и безопасных условий реализации, развития природного потенциала.

Технология сотрудничества базируется на равенстве, демократизме, партнерстве педагога и воспитанника. Они вместе продумывают план действий, подбирают литературу для работы, анализируют полученные результаты. Гуманизация современного образования способствовала введению в образовательные учреждения исследовательской и проектной деятельности.

Проектная методика стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Какова ее значимость при гуманизации образования? В рамках проведения проекта ребенок учится самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезу (предположение), подбирать научную литературу. В этом процессе педагог является наставником, он корректирует работу своего подопечного.

Технология свободного воспитания способствует творческому, разностороннему развитию школьника. При оформлении результатов проведенного исследования ребенок приобретает информационные компетенции. Готовый проект дети представляют в рамках научно-исследовательских конференций и конкурсов своим сверстникам, формируя и развивая при этом коммуникативные навыки.


Заключение

Гуманизация современного образования способствует формированию уважительного отношения к личности каждого ребенка, вере в его творческие силы и возможности. Гуманизация является основным элементом инновационного педагогического мышления, которое направлено на развитие психологически здоровой личности.

Если в традиционной системе образования педагог выступал в виде авторитарной личности, а всю информацию дети заучивали наизусть, то в настоящее время учитель является наставником, к мнению которого дети прислушиваются, но развитие осуществляется по индивидуальным образовательным и развивающим траекториям.

После введения новых федеральных образовательных стандартов в российские школы дифференцированный подход стал одним из основным методов гуманизации воспитательного и образовательного процесса.

Гуманизация - это понятие, происходящее, собственно, от наименования человека на латыни - «human». Таким образом, определение можно перевести буквально как «очеловечивание». В современной трактовке оно применимо к любому процессу и действию, подразумевая его изменение согласно интересам и удобству человека. Сама концепция зарождается в эпоху Возрождения. Средневековая схоластика и

христианские догматы диктовали обществу, что приоритетным человеческим интересом должна быть религия и покорность богу. Любые устремления должны быть как можно менее связаны с мирским и направлены на поиск очищения перед Богом и божественное прощение. Вся средневековая культура - живопись, литература, музыка и другие искусства - была подчинена лишь церкви. Более того, религия диктовала свое слово и в других сферах человеческой жизни. Именно ее интересами руководствовались европейские правители, проводя перевороты, крестовые походы. Религия определяла понимание исторического процесса, законов земного мира. Духовные лидеры определяли жизненный путь крестьянства и королевских династий, они столетиями управляли социальной и политической жизнью Европы. Основной сутью такого положения дел для нашего интереса является тот факт, что человек рассматривался как незначительная пылинка, от которой ничего не зависит в мире и которая полностью подвластна божественному провидению.

Появление гуманизма

Эпоха Возрождения, которая начиналась как интерес к античности, с ее культом человеческого тела, силы и разума, вернула интерес к личности. Расцвели буйным цветом живопись и скульптура, которые изображали человеческое тело со всеми его достоинствами и недостатками. В данном аспекте гуманизация - это рост интереса к личности человека. Кроме того, Возрождение привносит в мир множество новинок социально-политической и экономической мысли. Этому способствовали великие географические открытия, первоначальное накопление капитала, кризис феодальных

отношений и усложнение общественной стратификации. Все это вело к появлению философских концепций, связанных с ролью человеческого общества, сущности и истоков права и государства. Таким образом, гуманизация - это еще и новая постановка интересов отдельной личности как приоритетных. Так было рождено понятие о естественных личных правах на жизнь и свободу, а также гражданских правах на участие в общественных процессах и управление государством.

Гуманизм вне Европы

Интересно задать вопрос о том, а почему же такое явление, как гуманизм, не возникло вне европейских обществ, там, где отсутствовали жесткие догматы религии. Ведь история знает такие примеры. И все же гуманизация - это именно европейское детище. Прежде всего, все известные истории общества были, в первую очередь, коллективными: китайское, арабское, цивилизации доколумбовой Америки. Очевидно, это связано с низким развитием их производственных сил, ставивших выживаемость общества в зависимость от кооперации и не оставлявших места для индивидуальности. И лишь рождение индивидуализма в Европе, идеологами которого стали протестантские религиозные реформаторы, дало возможность обратить внимание на конкретную личность.

Наши дни

Гуманизм все больше проникал в нашу цивилизацию, родившись в Новое время и развиваясь с появившимися тогда же идеями. В наши дни гуманизация - это обустройство всех сфер жизни и деятельности с максимальным удобством и безопасностью людей, вовлеченных в нее. Речь идет не только для о безопасности жизни и здоровья, но и о личных правах, конечно. Так, гуманизация труда является совершенствованием управления трудовой деятельностью. Здесь важно, во-первых, обезопасить работника от производственных травм, а во-вторых, предоставить ему возможности для раскрытия личного потенциала. А, например, гуманизация уголовного законодательства подразумевает собой длительный процесс, отмеченный специалистами, в ходе которого происходит смягчение наказаний. Такое смягчение основывается на идее того, что преступник также имеет все права личности, и он может быть перевоспитан максимально мягкими методами. Самым ярким примером этого может быть отмена смертной казни во многих странах.