Роль географии как учебного предмета в новых условиях развития общества изменяется. Вклад географии в развитие личности уникален! География - это способ рассмотрения мира. Географическая культура - часть общей культуры человека. География - один из старейших и традиционных предметов российской школы, ее стали преподавать на рубеже веков.






Период модернизации длится уже более десяти лет и характеризуется принятием Стандарта образования, введением ЕГЭ, изменением целей, структуры и содержания, средств и методов обучения Главная задача образования - обеспечение качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.


Современная школьная география - особая дидактическая конструкция научного знания Каковы же успехи и потери нашего предмета в период модернизации? Место в учебном плане - потери в часах. Структура предмета (варианты) В 5 кл. -»Как люди изучали Землю и создавали карту» Землеведение, страноведение, отечествоведение; география мира


Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета. Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.










Школьная география и географическая наука Обновление содержания на основе комплексного подхода согласуется с развитием современной географии, которая стремится к интеграции своих двух ветвей и ставит в центр своих исследований фундаментальные законы пространственной организации ГО, взаимодействие природы и общества.


Изменения в средствах и методах Многие средства обучения переведены на электронные носители, они расширяют возможности в организации познавательной деятельности уч-ся. Методы обучения перешли в категорию педагогических технологий, что требует соотнесения целей урока с оценкой результатов обучения. Введение ЕГЭ по географии.


Негативные стороны модернизации образования Вариативность образования привела к созданию нескольких программ и множества учебников. Усиление комплексного страноведения может привести к снижению научного уровня предмета, основы науки заменяются описательным подходом. Возможность показать на экране большую часть содержания предмета ограничивает практическую деятельность уч-ся в окружающей среде.








Основные идеи учебника В учебнике реализуется новая концепция содержания географического образования - переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, т.е. переход от покомпонентного изучения территории к комплексному.


Формирование географической картины мира Понимание целостности окружающего мира; Умение мыслить комплексно; Формирование картографической грамотности. В учебнике реализуются элементы этой культуры: Сохранена научная основа содержания. Усилена связь с предшествующим курсом начальной географии.


Проведено перераспределение учебного материала между общеземлеведческим и страноведческим содержанием курса. Усилена страноведческая составляющая, что привело к изменению структуры. Реализован историко-географический подход (рассматривается изменение рельефа, климата и других компонентов природы во времени).




























Страны изучаются в составе регионов или отдельно рассматривается одна страна. Всего школьникам предлагается познакомиться с 50-ю странами, в назывном порядке упоминается их чуть больше (например, в составе региона Центральной Азии кратко описано 5 стран).
















Аппарат ориентировки Это шрифты, сигналы,символы Текст параграфа разделен на части, каждая часть выделена шрифтом. Вопросы в тексте выделены курсивом. Каждый параграф завершается краткими выводами. В конце каждого раздела помещены рекомендации к применению Интернет- ресурсов.


Практическая направленность.. Практические работы - составная часть содержания школьной географии. При их выполнении применяются методы географии:картографич еский, сравнительный, описательный и др. Установите соответствие диаграммы осадков климатическому поясу


Практическая деятельность обеспечена: а) заданиями учебника; б)учебными тетрадями; в) практикумами; г) заданиями к контурным картам Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ школьников для достижения практических результатов. (ГШ, г.,с.67).




Как изучать страны Формирование образа страны Наложение карт (физической, климатической и других с политической) Комплексный подход при характеристике страны Особое внимание к рассмотрению населения. Население это главное звено в системе взаимодействия между природой и хозяйством.


Как изучать страны? Страноведение интегрирует знания из многих наук, использует комплексный подход, изучает территорию как целое. Важнейшая функция географии - выработка представлений о единстве человечества, разнообразии стран и населяющих их народах (В.М.Котляков)


Критерии отбора стран Величина территории и населения Особенности ГП Характер общественного строя Историко-географические особенности Особенности природы и ресурсов Население и хозяйственная деятельность Новые события в природе и хозяйстве Вклад в мировую цивилизацию.


Формирование образа страны Образ - устойчивое пространственное представление, символ, компактные модели определенного географического пространства. (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко, Д.Н. Замятин) Географический образ -совокупность ярких символов, ключевых представлений реального пространства.


Образ отражает уникальное, особенное, индивидуальное. Он не может быть абстрактным, оторванным от территории Формирование образа страны повышает интерес к предмету, отражает личные интересы школьника. Образ - это рисунки, стихи, рассказы, «письма» из страны и др.


Приемы изучения стран При рассмотрении общих особенностей природы Земли и материков упоминать названия страны, их ГП При изучении компонентов природы материков проводить наложение политической карты на тематические. Составлять комплексные описания и характеристики стран с привлечением различных источников информации.



В начале ноября в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова прошел второй Всероссийский съезд учителей географии.
В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны.
От Калужской области на съезде работали заведующий кафедрой географии КГУ им. К.Э.Циолковского О.И.Алейников, учитель села Нижние Прыски Козельского района Калужской области, победитель конкурса «Учитель года — 2016» в Калужской области Б.М.Сергеев и наш земляк, учитель географии Кременской средней школы, заместитель председателя ассоциации учителей географии Калужской области Э.А.Краснов.
Организаторами Второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Министерство образования и науки РФ, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России.
Открывая съезд, ректор МГУ, академик РАН В.А.Садовничий признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни. География как наука формирует сознание и отношение человека к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде — в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний».
Президент Российской ассоциации учителей географии, заведующий кафедрой экономической и социальной географии, доктор педагогических наук, профессор МПГУ А.А.Лобжанидзе ознакомил участников съезда с результатами обсуждения основных положений Концепции географического образования в
региональных отделениях РАУГ.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов отметил, что географию для сдачи ЕГЭ выбирают небольшой процент выпускников, а в 2016 году ЕГЭ сдали всего около 18 тысяч школьников, или 3% участников ЕГЭ. В этом учебном году планируются Всероссийские проверочные работы по географии в 11-х классах на добровольной основе.
Первый вице-президент РГО, Президент географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН Н.С.Касимов также говорил о работе региональных отделений РГО по обсуждению основных положений данной Концепции.
После пленарного заседания в работе одиннадцати круглых столов проводилось обсуждение по основным положениям проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации: модернизация содержания географического образования, проблемы методики преподавания географии, система дополнительного образования и школьной географии, географическое просвещение и популяризация географии, система оценки качества географического образования и др.
На втором, заключительном, дне работы съезда пленарное заседание, которое также открыл ректор МГУ В.А.Садовничий, перед участниками съезда выступил Президент Русского географического общества С.К.Шойгу. Он отметил важность участия научного, экспертного и педагогического сообщества в работе над проектом Концепции и роль РГО в популяризации географии в молодежной среде. Также С.К.Шойгу напомнил всем делегатам и участникам съезда о проведении 20 ноября 2016 года Всероссийского диктанта по географии, призвал всех принять активное участие в ходе его подготовки и проведения.
Роль предмета географии в формировании личности и общегражданской идентичности и необходимость создания в школах хорошо оснащенных кабинетов географии отметила министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева. Также она поддержала инициативу введения обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах и подчеркнула важность проведения Всероссийских проверочных работ по географии в общеобразовательных учреждениях.
В заключение первый вице- президент РГО, академик РАН Н.С.Касимов зачитал резолюцию съезда о принятии Концепции географического образования. По итогам работы делегаты и участники съезда приняли ее единогласно.
География — важный предмет в программе современной школы, позволяющий сформировать у учащихся понимание целостности современного мира, изучить природу в совокупности природных комплексов, различных отраслей хозяйства, экономических и
географических особенностей и глобальных проблем. Будем надеяться, что прошедший съезд поможет школьной географии обрести ее былой высокий статус, а для наших школьников стать самым увлекательным, полезным и актуальным школьным предметом.

Новая концепция географического образования

в средней школе России

К сожалению, интерес школьников к географии неуклонно падает. Школьная география не обеспечивает формирование географической, политической, экономической, экологической культуры детей. Рейтинг географии в школе крайне низок. Такой настрой школьников разделяют, как это ни печально, и многие взрослые. Если только нужно в школе откуда-то забрать учебные часы в интересах того или иного “модного” предмета, то страдает, прежде всего, география. Неприоритетное отношение к географии характерно и для некоторых лиц, стоящих у руля отечественного образования. Имеются в виду Московский Комитет образования, пытавшийся исключить вообще географию из VI и X классов, некоторые работники Министерства образования и другие.

Возникает вопрос, почему же география превращается в нелюбимый школьный предмет. Ответ, на мой взгляд, носит триединый характер: за последние 10-20 лет коренным образом :

    изменился мир, включая нашу страну;

    изменились дети;

    изменилась сама географическая наука.

В то же время среднее географическое образование в своей основе не меняется уже много десятков лет, хотя “косметический ремонт”, разумеется, проводился: что-то убиралось, что-то добавлялось, где-то менялись акценты.

Поэтому нам крайне необходима новая федеральная концепция, новая стратегия развития среднего географического образования, коренным образом отличающаяся от той, которая существует уже более полувека. Только после принятия на федеральном уровне концепции среднего географического образования можно будет приступить к разработке государственных стандартов, новых программ, учебников и т.д., но ни в коем случае не наоборот , как это пытаются делать сейчас. Кроме того, новая концепция должна принимать во внимание мировой опыт развития географического образования, сфокусированный в соответствующих документах Международного Географического Союза.

Полагаю, что действующая программа (концепции, мне кажется, вообще не существует) среднего географического образования страдает следующими недостатками:

1. Весь курс географии чрезмерно тяжел, растянут и академичен; он не соответствует возрастным особенностям детей. В нем много повторов, много достаточно сложных и в то же время второстепенных для школьника вопросов.

2. Для детей крайне болезнен переход от примитивного природоведения в V классе к весьма сложному курсу общей физической географии в VI классе.

3. Имеет место “пропасть” между физической географией, изучаемой в VI VIII классах, и экономической и социальной географией, изучаемой в IX X классах.

4. Курсы физической и экономической географии России слишком обособлены, они как бы выдергивают Россию из мирового сообщества, даются в отрыве от мировых процессов и явлений. Отсутствует один из основополагающих принципов географического исследования: сравнение. Имеется в виду сравнение процессов и явлений в России с аналогичными проявлениями в различных регионах мира. Такой подход является инерцией старого мышления, когда бывший СССР существовал в условиях замкнутой блоковой системы.

5. Курс экономической и социальной географии мира, напротив, дается без России, что в условиях усиливающихся интеграционных процессов, вхождения России в мировое хозяйство, также вызывает серьезные сомнения.

6. Курсы географии перенасыщены довольно узкими вопросами, в то время как такие приоритетные направления как страноведение, геоэкология, геополитика, глобалистика, концепция устойчивого развития и ряд других освещены крайне слабо.

7. Курсы географии ни в коей мере не согласуются с мировым опытом географического образования.

8. Учебники по географии объективно очень хороши, но они не соответствуют ни уровню, ни потребностям среднего российского школьника, который, как правило, не привык работать с литературой. Учебники по своей форме остались на уровне 50-70-х годов, в то время как зарубежные учебники (даже бывших социалистических стран) претерпели коренные изменения.

Учитывая изложенные недостатки, предлагается следующая концептуальная структура среднего географического образования (для 12-летней школы).

1. Для того чтобы обеспечить безболезненный переход от начальной школы к изучению географии, как науки, предлагается начать изучение географии в старшем возрасте, причем желательно “соорудить” своеобразный “мостик” от примитивного природоведения к весьма непростым вопросам географии, одновременно заинтересовав детей и научив их работать с картами. В качестве такого мостика в VII классе предлагается курс “История географических идей и открытий”. Попутно заметим, что такой важнейший культурологический слой, как история географических открытий и заселения Земли в курсах географии и истории дается поверхностно, без всякой системности.

2. В старшем возрасте, т.е. в VIII классе предлагается курс “Общее землеведение”, значительно упрощенный по сравнению с действующей программой, где общие физико-географические понятия даются на протяжении трех лет.

3. В IX X классах предлагается интегрированный курс “Страноведение”, в рамках которого предусматривается тема “Россия” (целиком X класс) . В нем изучаются как отдельные регионы, так и некоторые страны, играющие значительную роль в международных отношениях или чем-то выделяющиеся среди других стран. В каждом регионе будут изучаться природа, население, его традиции, быт, хозяйство, социальные проблемы. При этом упор будет делаться на наиболее характерных чертах, присущих данному региону. Безусловно, физико-географическая и экономико-географическая составляющие при рассмотрении России сокращаются и, наоборот, усиливаются этнографическая, геополитическая, геодемографическая, геоэкологическая и социально-географическая составляющие. Главная сила этого курса - его комплексность с тем, чтобы школьник почувствовал “портрет” региона или страны, при этом приоритет, естественно, отдается России.

4. В XI и частично в XII классах предлагается значительно более сложный курс - “География современного мира”. В отличие от действующего курса “Экономическая и социальная география мира”, предлагаемая картина мира дается через призму глобальных проблем, при этом Россия является полноправным, если ни главным, участником этой “картины”. В данном курсе в значительной мере будут сокращены отраслевые и региональные составляющие. Одновременно усиливаются проблемные, даже философские вопросы, волнующие человечество. Последние два курса - “Страноведение” и “География современного мира” основываются на концептуальной идее единого, неделимого и в то же время противоречивого мира, где Россия занимает свое достойное место. Изучив курс географии, школьник должен почувствовать себя не только гражданином открытой, свободной России, но и гражданином планеты, ответственным за ее безопасное и “устойчивое” будущее. Ликвидируется также разрыв между физической и экономической географией; начиная с IX класса, дети фактически изучают просто “географию”, при этом явно усиливается ее социальный вектор. И, наконец, концепция подразумевает создание соответствующих программ и учебников. Они должны быть проще, доходчивее. Больше красочных ярких карт, диаграмм, графиков, таблиц, фотографий, рисунков и даже комиксов.

Общее количество часов, отведенное географии - 374 часа - по сравнению с действующей программой не изменилось. Данная Концепция предлагается в качестве альтернативной.

Зорин Ю.В.

учитель-исследователь
школа № 102, г. Пермь

К вопросу о концепции обновления географического образования
в российской школе на пороге XXI века

Несомненно, актуальной является постановка вопроса о необходимости пересмотра содержания географического образования, его целей и задач.

География-это классическая школьная дисциплина, участвующая в формировании научной картины мира земли. В то же время отличительными чертами географии являются широкий охват проблем, междисциплинарный характер и методология, которая просматривается от естественных до общественных наук.

Таким образом, в условиях современной школы география должна стать тем звеном, практически единственным, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.

Структура школьной географии должна способствовать решению этих проблем.

Изучение географии должно помочь изменению сознания учащихся, переосмыслению личной ответственности за все, что случается в этом мире.

Обновление содержания географического образования должно начаться с начальной школы. Дети открыты для новых знаний и навыков, именно поэтому и изучение других народов, их культуры, образа жизни, мест проживания должно начинаться на этой стадии, естественно на доступном ребенку образно-описательном сильно генерализированном уровне.

Особое внимание нужно уделить изучаемому в IV (V) классах предмету природоведение. Следует насытить его географической информацией. Возможно, именно в этом курсе школьники должны начать знакомство с историей географических открытий, исследованиями нашей планеты.

Дальнейшую структуру обучения можно представить в следующем виде:

В VI классе на базе краеведческого материала происходит знакомство учащихся с элементами географической оболочки и географической картой.

В VII классе начинается изучение географии России и в то же время продолжается изучение основ общего землеведения на примерах, связанных со своей страной.

VIII-IX классы. Изучение материков, океанов, стран мира по территориальному принципу. Дается характеристика особенностей природы, ресурсов, населения, образа жизни, хозяйства, как отдельных регионов, так и отдельных государств.

В начале курса должен быть дан определенный теоретический материал, который должен помочь лучшему усвоению некоторых вопросов экономической и социальной географии.

В 10 классе, мне кажется, необходим курс типа предлагаемого В. Горбаневым (География в школе, № 6, 1996, под условным названием “Современный мир”). В нем помимо прочего учащиеся получат представления о предметах, не изучаемых в большинстве школ, например, социология, политология и т.д., что поможет им в дальнейшем выборе профессии.

Подобный курс я веду в этом году в XI классе школы № 102 г. Пермь для учащихся, углубленно занимающихся географией по составленной мною программе.

Курс носит название “Территориальная организация жизни общества”. Программа курса была одобрена д.г.н., зав. кафедрой экономической и социальной географией Пермского Государственного Университета Шарыгиным.

Очень хотелось, чтобы место для географии нашлось и в выпускном XI классе. Здесь напрашивается курс, обобщающий на более высоком теоретическом уровне все изучаемое ранее. Такой курс помог бы формированию научного мировоззрения школьников. Создал бы целостное представление о закономерностях размещения хозяйства и общества, роли географических наук в оптимизации отношений человека и природы.

Иванов Ю.П.

Пединститут, г. Новокузнецк

Современные проблемы
школьного географического образования

Современная географическая наука переживает революционный информационный переворот, усиленный другими достижениями НТР. Идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестройка ее теоретической базы. Революционные преобразования в географии далеко не завершены, и грядущее тысячелетие, вероятно, будет ознаменовано крупными открытиями в географической науке, в частности на стыке географии с биологией, химией, физикой, экологией, астрономией, психологией, медициной и другими науками. “Заземленность” географической науки входим в противоречие с кругом ее интересов. Благодаря разносторонним исследованиям, комичность географии стала более очевидной.

Школьный курс “география” переживает бурное преобразование, что преимущественно связано с общей перестройкой системы образования. Содержательный же план школьной географии во многом остается прежним. Описательно-объяснительное направление школьной географии остается доминирующим.

Деятельностный подход в обучении географии, начатый Суховым В.П. (1997), находит с каждым годом все больше сторонников. Однако, методическая обеспеченность учебного процесса остается крайне неудовлетворительной. Личностно-ориентированное обучение как бы по касательной обходит школьную географию, что свидетельствует о том, что переоценка ценностей, связанная с переориентированием обучения, во многом еще не закончена. Школьная география остается по-прежнему не средством познания учащимся окружающего мира, а предметом, нагружающим школьника сведениями о географических объектах, явлениях, процессах. Традиционная установка учащихся на принцип “нас учат” тормозит их познавательную деятельность. Полученные знания не становятся частью личности ученика, поэтому легко забываются. Призывы энтузиастов к превращению учебного процесса в исследовательскую деятельность остаются во многом невостребованными, так как многим непонятно, для чего это необходимо. “Всякая попытка воспитателя учителя внести в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает сами основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств” (1).

Новые задачи не могут быть решены старыми методами. Цель школы развитие личности. Это стало аксиомой, но осмыслена ли она? Личность воспитывается личностью, следовательно, рассуждая о развивающейся личности учащегося, мы не должны забывать о развивающей личности самого учителя . Учитель географии не только излагает материал, сколько организует познание. Это приводит к необходимости пересмотра программ, учебников, всего учебно-методического комплекса по географии. Возникают большие проблемы в связи с подготовкой и переподготовкой учителей географии, а также преподавателей педвузов.

Динамично развивающаяся система образования и революционные изменения в географической науке приводит к тому, что средства обучения во многом успевают устаревать еще на стадии производства. К этому можно добавить увеличивающийся с каждым годом поток информации, с которым приходится работать учителю.

Функции учителя усложнились: личностно-ориентированный подход предусматривает учет индивидуальности каждого ученика, что вызывает затруднения с традиционными средствами обучения географии. На уроках учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. Знания, неподкрепленные эмоциями, воспринимаются поверхностно, не вызывают интереса, поэтому не становятся частью их личности.

Вышеизложенные проблемы можно решить с помощью новых информационных средств обучения, которые в настоящее время используются лишь отчасти. Парадокс создавшейся ситуации заключается в том, что в России в настоящее время практически отсутствуют производители учебных программ по географии. Известны лишь “пиратские” энциклопедии-справочники, сборники примитивных карт, иллюстраций самого общего содержания.

На ЕГФ НГПИ с 1995г. ведутся работы по созданию электронного учебника географии. В результате 3-х летней работы была создана рабочая модель электронного учебника. В его основу была положена рукопись учебника по начальному курсу географии Сухова В.П., сокращенный вариант которой уже опубликован в издательстве “Просвещение”.

В ходе небольшого эксперимента (школа № 8 г. Новокузнецк) нами были получены первые результаты применения электронного учебника географии. В частности, установлено, что воздействие “ожившей” географии планеты при помощи мультимедийных средств очень велико. Например, учащимся была предоставлена возможность наблюдения в динамике озоновой дыры над Антарктидой в различных лучах спектра.

“Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить” это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере? “Номенклатурное” направление школьной географии, которое резко критиковалось еще В.П. Семеновым-Тян-Шанским, до сих пор имеет весьма прочные позиции.

Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учета его “внутреннего” содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более творческих способностей школьника. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. В нормативных документах до сих пор незримо действует положение “учащиеся должны знать и уметь”. Не похоже ли это на отголосок старой политической системы? Пора давно понять ученик никому ничего не должен .

Для успешной познавательной деятельности учащихся, во-первых, необходимо их естественный первоначальный интерес к окружающему миру преобразовать личную убежденность его активного познания. Принцип “малых географических открытий”, открытий не ради оценки, а “для себя”, должен стать основополагающим в новой концепции школьного географического образования.

Но что желают изучать учащиеся на уроках географии, и в какой форме? Как меняются с возрастом учебно-познавательные мотивы учащихся, как на их активность влияют фактор “малой географии”, личность самого учителя? Исследований, способных ответить полностью на эти и другие вопросы, очень остро стоящих в школьной географии, в настоящее время проведено недостаточно. Без участия большинства учителей географии в исследованиях по выработке и экспериментальной апробации основных положений новой концепции школьной географии, данные проблемы неразрешимы.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976

Иванова Т.В.
методист ЦРО, г. Выборг
Эпштейн Е.А.
учитель школы 1243, Москва

Зачем сегодня проводить
школьные географические олимпиады

Школьная географическая олимпиада, для чего с какой целью, именно сейчас необходимо проводить ее?

Поставленный вопрос имеет три уровня ответов. Один-с точки зрения учителей географии; другой-с точки зрения учащихся; третий-с точки зрения всех уровней управления образованием.

Разделение этих уровней позволяет лучше понять функции, выполняемые географическими олимпиадами и дать научно-обоснованный ответ на вопрос относительно роли школьных географических олимпиад.

С точки зрения учителей мы видим три основные их функции:

1) стимулирование у школьников интереса к географии;

2) выявление учащихся, интересующихся географией, для повышения качественного состава абитуриентов географических факультетов и экономических факультетов высших учебных заведений;

3) определение наиболее типичных ошибок, допускаемых школьниками, для корректировки методов своего преподавания.

С точки зрения учащихся можно говорить о двух основных функциях олимпиад:

1) возможность самопроявления с одновременным получением относительно объективной информации для самооценки своего интеллекта;

    выявление своей пригодности к тому или иному виду деятельности.

С точки зрения органов управления образованием можно выделить две главные функции школьных олимпиад:

1) фискальную, позволяющую получать объективную оценку о качестве работы учителей (на уровне директора школы), школ (на уровне районных и городских управлений образования), территориальных управлений образования (на уровне Министерства образования России;

2) корректирующую - для корректировки программ курса, учебников и методов преподавания предмета в школе; для выявления территориальных различий в состоянии преподавания школьной географии, его кадровой и материальной базы.

Из сказанного понятно, что географические олимпиады (как и по другим предметам) не могут быть частным делом учителя, директора школы или территориального управления образованием. Олимпиады должны быть обязательным элементом государственной политики в развитии и управлении школьным образованием. А это означает:

1) обязательность проведения олимпиад по имеющемуся перечню предметов в каждой школе;

2) единство методологии построения вопросов при одновременном разнообразии характера формируемых олимпиадных вопросов, исходя из специфики территории;

3) соответствующий порядок финансирования олимпиад, включая все уровни;

4) методика анализа результатов олимпиад вышестоящими уровнями управления образования для осуществления их контрольных функций;

5) считаем недопустимым, объединять в одну параллель вопросы для 8-9х классов, а также 10-11х классов, за исключением может быть Всероссийской олимпиады, т.к. уровень подготовки одних и других различный;

    исходя из вышесказанного, полагаем, что необходимо четкое стабильное положение об олимпиадах для уровня школы, района, города, аналогичное существующим положениям об олимпиаде на областном и федеральном уровнях;

7) нам кажется, что нужно рекомендовать организаторам олимпиад обязательно давать информацию в местную печать о проведенных олимпиадах и их призерах с тем, чтобы еще раз обратить внимание вышестоящих органов на деятельность образовательных учреждений и самое основное, чтобы учащиеся чувствовали внимание общества.

Вместе с тем нельзя превращать анализ олимпиадных работ в дубину, карающую учителей. Важно всегда различать причины ошибок учащихся - участников олимпиады.

    низкое качество преподавания конкретного учителя;

    низкий уровень материально-технической базы преподавания географии в конкретной школе (отсутствие учебников, атласов);

    финансирование повышения квалификации учителей);

    частая болезнь учителей или его детей;

    уровень умственного развития основного контингента учащихся в данной школе, и его способность освоить современную школьную программу по географии;

    просчеты разработчиков самих вопросов, организаторов олимпиады;

    просчеты самой школьной программы, которая не нацеливает учителя на проведение практических работ обобщающего характера, а именно вопросы на обобщение наиболее распространены на олимпиадах и ответы на них вызывают наибольшие затруднения у подавляющей части школьников.

Все это должно быть учтено в Положении о школьных географических олимпиадах. В них, в частности, должно быть оговорено:

    кто может являться организаторами олимпиад разного уровня и кто должен составлять вопросы для каждого из этих уровней;

    как следует дифференцировать задания и методы их оценки для учащихся разных типов школ (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи, с одной стороны; общеобразовательные школы-с другой);

    как проводить анализ результатов олимпиад для органов управления образования разных территориальных уровней. При этом учитывать современное состояние материально-технической базы школ разных типов школ в различных регионах России, а также с точки зрения качества школьных программ.

В Положении следует указать на обязательность доведения до сведения учителей географии результатов географических олимпиад, анализа результатов и имеющихся предложений по улучшению методов проведения олимпиад разного уровня и содержания школьных программ.

Кроме того, следует официально предусмотреть в этом Положении обращение к учителям с просьбами о передаче в оргкомитеты своих предложений по совершенствованию преподавания географии и проведения самих олимпиад.

Документ

Итоги лицензирования образовательной деятельности, аттестации, государственной аккредитации и инспектирования образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Челябинской области за 2001-2002 учебный год

  • Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга

    Простак С.Л., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и связей с общественностью Новокузнецкого филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

  • Представленная концепция написана профессионально, отражает все стороны географического образования. Коллектив, который составлял данный проект, знает проблемы географического образования не понаслышке. Авторы проекта глубоко проанализировали и изучали данный вопрос.

    В концепции показано значение географического образования, проблемы изучения и преподавания географии. В Концепции сформированы цели и задачи проекта. Представлены основными направления реализации Концепции и предполагаемые результаты.

    Написано все хорошо, «гладко» и правильно. НО не стоит переоценивать географическое образование и возносить данный предмет, как предмет решающий все проблемы образовательной и экономической сферы.

    Опасность представляется в том, что «заставь чиновника Богу молиться, он лоб расшибет». Может сложиться ситуация, которая была создана при введении предмета ОБЖ (во всех классах), физкультуры по 3 часа в неделю, обществознание (как предмета, который учит всему). Подобные перекосы могут привести к разочарованию к любимому предмету (география).

    При введении 1 часа в неделю в 5 классе и 1 часа в неделю в 6 классе (по ФГОС в данный момент), нецелесообразно вводить 2 часа в неделю в 6 классе (если в 5 классе останется 1 час). Считаю, что учащиеся должны сдавать экзамен по географии по желанию, а не поголовно все.

    Выделить средства на развитие детского, самодеятельного туризма.

    Отзыв на Концепцию по развитию географического образования в Российской Федерации Чурляев Ю.А. доцент ВИРО, учитель географии Лицей 9 Воронеж

    Оставьте свой комментарий, спасибо!

    Комментарии к «Концепция географического образования. Проект.»

    • Марина , 02.12.2016 в 21:04

      ЕГЭ по географии надо сдавать

    • Pavel , 02.12.2016 в 21:04

      ЕГЭ ввести необходимо. Хотя бы что то хорошее в реформе образования будет.

    • Елена Давыдова , 23.08.2016 в 17:12

      Уважаемый Юрий Алексеевич, коллега, спасибо большое за то, что смогла найти на вашем сайте информацию о Втором съезде учителей географии, уже отправила Анкету участника. С первым съездом было как-то проще — задолго было предложено написать интересную статью, о съезде можно было прочитать в Интернете. Отношусь к числу тех учителей, которые поедут, если повезёт, самостоятельно — сами от себя и своего сердца. У нас квота в Краснодарском крае- всего 3 человека, попасть через региональный отдел РГО нереально, да и не это главное. Если бы не вы, трудно сказать, когда смогла бы что-то узнать.
      И ещё. Абсолютно согласна с тем, что географию должны сдавать как предмет по выбору. безумие делать его обязательным для всех. Трудно понять и объяснить распространённое среди далёких от нашего предмета людей мнение, что география — легко, беспроблемно, едва ли не от нечего делать может быть сдана любым ребёнком. Особенно в этом уверены родители, не оценивающие ситуацию реально.Если буду на съезде, непременно поддержу тех, кто заговорит об этой проблеме, а разговор такой, конечно же, будет.
      Ещё раз спасибо за неожиданную помощь. Всего вам самого доброго.
      С уважением Елена Николаевна, отдавшая любимой географии уже 40 лет))