УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 В17

Рецензенты: кафедра общей и дифференциальной психологии Бело­русского государственного педагогического университета им. М. Танка; док­тор психологических наук, профессор В.А. Янчук

Вайнштейн, Л. А. В17 Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: Соврем, шк., 2009. - 512 с.

ISBN 978-985-513-428-3.

Учебник написан в соответствии с Типовой учебной программой курса «Общая психология» для студентов психологических факульте­тов и психологических специальностей высших учебных заведений с учетом современных достижений психологической науки. Содержа­ние учебника соответствует требованиям Государственного образова­тельного стандарта по специальности 1-23 01 04 «Психология».

Для студентов университетов, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов и преподавателей.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Учебное издание

Вайнштейн л.А. Общая психология

Редактор О. В. Федькова

Компьютерная верстка О.Ю. Соловей

Подписано в печать 28.11.2008 с диапозитивов заказчика. Формат 60x84/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Нимбус». Офсетная печать. Усл. печ. л. 29,76.

Печ.л. 32. Тираж 3050 экз. Заказ 3128.

ООО «Современная школа». ЛИ № 02330/0056728 от 30.12.2003. Ул. П. Глебки, 11, 220104, Минск.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство "Белорусский Дом печати"». ЛП№ 02330/0131528 от 30.04.2004. Пр. Независимости, 79, 220013, Минск.

ISBN 978-985-513-428-3 © Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов,

И.А. Фурманов, 2009 © Издательство «Современная школа», 2009

Глава 12. Эмоции 12.1. Понятие об эмоциях

Термином «эмоция» (от лат. emovere - возбуждать, волно­вать) принято обозначать особую группу психических процессов и состоянии, в которых выражается субъективное отношение че­ ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существова­нии вообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций либо же в возможности их экспериментального изуче­ния, так и полное отрицание необходимости употребления та­кого понятия (рис. 63).

Первая теоретически обоснованная трактовка эмоциональ­ных явлений принадлежит психологам-интроспекцио-нистам: эмоции - это особая группа явлений сознания, имею-

щих два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Также представители интроспективной психологии обратили внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направле­нии привело к довольно радикальному изменению в конце XIX в. взглядов на природу эмоциональных явлений, которые стали рассматриваться как специфический вид или производная физио­логических процессов (теория Джемса-Ланге, Дж. Девея и др.). После критики этих взглядов проблема изучения эмоций заин­тересовала бихевиористов (В. Кэннон, Дж. Уотсон, Е. Тол-мен) и психоаналитиков (3. Фрейд). Параллельно разви­валось еще одно направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначе­ния, из функций, которые они выполняют в адаптации челове­ка к окружающему миру (Ч. Дарвин и др.). К началу 50-х гг. бурно начинает развиваться необихевиоризм, в рамках которого смещается акцент рассмотрения эмоций: теперь это не столько реакции на определенную ситуацию, сколько пере­менные, влияющие на возникновение и ход протекания пове­денческой реакции (Дж. Браун и И. Фарбер, Д. Линдсли). Пос­ле когнитивной «революции» начинают разрабатывать­ся идеи познавательной детерминации эмоций (М. Арнольд, С. Шехтер, Р. Лазарус). Несколько позднее появляются биоло­гически ориентированные теории, которые, однако, делают ак­цент на эмоциях как экспрессивных реакциях, а не как физио­логических изменениях (Е. Томкинс, К. Изард, Р. Плутчик).

Несмотря на концептуальные разногласия в большинстве теорий, при определении эмоций принимались во внимание три компонента, характеризующих эмоцию как психиче­ское явление:

    переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

    процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыха­тельной, пищеварительной и других системах организма;

3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (мимика, пантомимика).

Концепция эмоций, разрабатываемая и в отечественной (рефлективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфиче­ский продукт деятельности мозга, сущность которого заключа­ется в отражении окружающей действительности. Эмоции - это один из видов функционального состояния мозга, форма от-

рожающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, эмоции - это «отношение человека к миру, к тому, что он испы­тывает и делает, в форме непосредственного переживания» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, в отечественной психологии подчеркивают­ся два основных аспекта эмоций:

    аспект отражения - эмоции являются специфической формой отражения значимости предметов и событий действи­тельности для субъекта. Эмоции - это особый класс психиче­ских процессов и состояний, связанных с инстинктами, потреб­ностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значи­мость действующих на индивида явлений и ситуаций для осу­ществления его жизнедеятельности;

    аспект отношения - эмоции выражают субъективное отно­шение человека к миру. «Эмоциональная жизнь есть своеобраз­ная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру» (П.М. Якобсон).

В отличие от интроспективной психологии эмоции в реф­лективной психологии трактуются не как независимый мир субъективных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга (как материальным субстратом). В противоположность бихеви-ористам отечественные психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом физиологических реакций; эмоция - это психическое явление. Вместе с тем они подчеркива­ют значение тех физиологических механизмов, которые явля­ются условием возникновения эмоциональных процессов (ос­новные представления о физиологических механизмах эмоций основываются преимущественно на учении И.П. Павлова). В противоположность сторонникам глубинной психологии ут­верждается, что эмоции обусловлены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружа­ющим миром.

Признание эмоций особым классом психических явлений тесно связано с проблемой определения их специфики (отли­чий от познавательных или мотивационно-потребностных про­цессов). Согласно Г.-М. Бреславу, эмоции являются посредни­ками между мотивационными и познавательными процессами.

К. Изард отмечает, что эмоциям в отличие от потребностей не присуще такое свойство, как цикличность.

К основным различиям эмоциональных и познаватель­ных процессов можно отнести следующие:

    эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в то время как познавательные - к многообразным объектам, и соответственно первым присуща субъективность, а вторым - объективность содержания опыта;

    отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей - отношений между предмета­ми и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же предмет или одно и то же явление действительности спо­собны вызывать иногда совершенно противоположное субъек­тивное отношение;

    эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожден­ными механизмами. Также они в меньшей степени опосредова­ны речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и произвольно контролируемы, чем познава­тельные процессы;

    качественные особенности (модальности) эмоциональ­ных явлений - радость, страх, гнев и др. - специфичны и отли­чаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

    эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. Познавательные же процессы в меньшей степени оп­ределяются потребностями;

    эмоциональные явления тесно связаны с различными фи­зиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различ­ных физиологических систем;

    эмоциональные явления входят как обязательный компо­нент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ведут, как правило, к различным личностным расстройствам. Познавательные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их нарушения (например, частные когни-

тивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функ­ционированию интеллектуальных процессов обычно приписы­вается порядок, гармония, организация, в то время как эмоцио­нальное реагирование отличается неопределенностью, непред­сказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания считать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и не­предсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко определенным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устой­чивым и несмотря на разнообразие форм сходным.

Кажущаяся парадоксальность данного тезиса, а точнее, ка­жущееся его несоответствие повседневному опыту, обусловле­но тем, что возможность прогнозирования поведения челове­ка, который руководствуется рациональными представления­ми, является значительно большей, чем возможность прогнози­рования поведения человека, охваченного эмоцией и в связи с этим реагирующего неожиданным для себя и для других спосо­бом. Эта непредвосхищаемость реакций и действий, совершае­мых под влиянием эмоций, связана до некоторой степени с тем, что закономерности, управляющие эмоциональными про­цессами, в отличие от законов мышления, вплоть до последне­го времени систематически не изучались. Более того, счита­лось, что если они и существуют, их трудно выявить и исполь­зовать. Однако за последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюде­ний и экспериментальных данных, позволяющих определить место эмоций в общей системе знаний о психической деятель­ности человека.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических явле­ний, выражающих в форме непосредственного переживания зна­ чимость для субъекта внешних и внутренних событий и регулиру­ ющих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Н.С. Глуханюк, С.Л. Семёнова, А.А. Печёркина

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие позволяет оптимизировать психологическую подготовку студентов – будущих педагогов профессиональной школы. Пособие включает два раздела: теоретический – конспект лекций, изложенный в краткой форме, ориентированный на специфику подготовки и будущей деятельности педагогов профессионального образования и практический – способствующий знакомству с методами и приемами психологического изучения личности, формированию интереса к вопросам самоанализа. Тематика занятий соответствует содержанию учебного материала примерной программы курса «Общая психология».

Пособие адресовано студентам профессионально-педагогических вузов, а также слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования.


См.: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М., 2002. С. 6..

См.: Там же. С. 7.

См.: Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998. С. 16.

См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 64 – 65.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 24.

См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С. 28 – 29.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 50.

См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 - 298.

См.: Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 227.

См.: Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 42.

См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 310.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 46.

См.: Дружинин В.Н. Указ. соч. С. 309.

См.: Психология: Слов. С. 428.

См.: Там же. С. 299.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 74 – 75.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ соч. С. 75.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 35.

См.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С.93 – 94.

См.: Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.,1995. С. 289.

Крысько В.Г. Указ. соч. С. 154-155.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 153.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 227.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 160.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 256.

См.: Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 514 – 515.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С 119.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 184.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 100.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 149.

См. Там же. С. 150.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 151.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 153.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 90.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 92.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 93.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 155.

См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231.

См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 115.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 169.

См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.

См.: Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.

См.: Психология: Слов. С. 264.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 163.

См.: Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С.111.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 116.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 178.

См.: Там же. С. 178.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 184.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 187.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 190.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 194.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 208.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 209.

См.: Там же. С. 211.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 269.

См.: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

См.: Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 129.

Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 118.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 140.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248.

См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 23.

См.: Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000.С. 272.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 202.

См.: Крысько В.Г. Указ соч. С. 216.

Психология: Слов. Указ. соч. С. 352.

См.: Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84.

См.: Там же. С. 3.

См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 417.

См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. С. 26.

См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 10.

См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 167 – 168.

См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. С. 374.

См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.

См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. С. 141.

См.: Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. М., 1997. С. 248.

См.: Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Минск, 1985. С. 96.

См.: Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психологии. 1987. № 6. С. 120.

См.: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1971. С. 120.

См.: Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. 1994. № 2. С.68.

См.: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 1997. С. 176.

См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 124 – 134.

Психология: Слов. Указ. соч. С. 174.

Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.,Фурманов И.А., Трухан Е.А.

Ф Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004. –290с.

Курс лекций написан в соответствии с учебной программой дисциплины "Общая психология" для студентов отделения психологии БГУ с учетом современных достижений психологической науки.

ã Вайнштейн Л.А.,

Поликарпов В.А.,

Фурманов И.А.,

Трухан Е.А.

ISBN ã БГУ, 2004


Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ................................................ 6

1.1. Психология как наука......................................................................... 6

1.2. Предмет психологии............................................................................ 7

1.3. Понятие о психике............................................................................... 8

1.4. Психика и деятельность..................................................................... 10

Глава 2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ.... 12

2.1. Методические основы психологического познания......................... 12

2.2. Основные методы психологии........................................................ 18

2.3. Вспомогательные методы психологического исследования......... 29

2.4. Дополнительные методы, используемые в психологии.................. 38

2.5. Объективность психологических исследований и особенности психологической интерпретации полученной информации................................................. 43

Глава 3. СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ................................................... 46

3.1. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком............................................................................ 46

3.2. Понятие об ощущениях.................................................................... 48

3.3. Возникновение ощущений................................................................ 49

3.4. Классификация и виды ощущений................................................. 51

3.5. Общие свойства ощущений.............................................................. 57

3.6. Основные закономерности ощущений............................................ 58

Рис. 11 . Зависимость вероятности............................................................ 60

обнаружения от величины........................................................................ 60

стимула в околопороговой...................................................................... 60

Глава 4. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.......................................... 65

4.1. Понятие о восприятии..................................................................... 65

4.2. Общие закономерности восприятия................................................ 66

4.3. Классификация и виды восприятия............................................... 77

4.4. Индивидуальные различия в восприятии...................................... 87

Глава 5. ВНИМАНИЕ............................................................................... 88

5.1. Общее понятие о внимании................................................................ 88

5.2. Функции и теории внимания.............................................................. 91

5.3. Свойства внимания............................................................................. 91

5.4. Виды внимания................................................................................... 99

Глава 6. ПАМЯТЬ................................................................................... 103

6.1. Основные определения..................................................................... 104

6.2. Основные свойства памяти............................................................... 105

6.3. Виды памяти..................................................................................... 107

6.4. Механизмы памяти........................................................................... 111

6.5. Некоторые универсальные принципы работы механизмов памяти 115

Глава 7. МЫШЛЕНИЕ............................................................................ 116

7.1. Основные характеристики мышления............................................. 117

7.2. Психологические теории мышления............................................... 118

7.3. Мышление и восприятие.................................................................. 119

7.4. Мышление как действие................................................................... 120

7.5. Мышление как процесс.................................................................... 121

7.6. Мышление и речь............................................................................. 125

7.7. Фазы мыслительного процесса........................................................ 126

7.8. Динамика мыслительного процесса................................................ 129

7.9. Виды мышления............................................................................... 129

7.10. Операции мышления...................................................................... 136

7.11. Развитие мышления........................................................................ 137

Глава 8. РЕЧЬ.......................................................................................... 141

8.1. Речь и общение. Язык и речь. Знак и значение............................... 141

8.2. Функции речи................................................................................... 143

8.3. Мотивация речи................................................................................ 145

8.4. Психолингвистика............................................................................ 145

8.5. Виды речи........................................................................................ 146

Глава 9. ЭМОЦИИ.................................................................................. 148

9.1. Понятие об эмоциях......................................................................... 148

9.2. Свойства эмоций.............................................................................. 151

9.3. Структура эмоций............................................................................ 156

Глава 10. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ................................................................................... 165

10.1. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций...................... 166

10.2. Подкорковые и корковые механизмы эмоционального реагирования 167

10.3. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий головного мозга 170

Глава 11. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО........................................... 173

РЕАГИРОВАНИЯ................................................................................... 173

11.1. Эмоциональный тон...................................................................... 175

11.2. Аффект........................................................................................... 178

11.3. Настроение..................................................................................... 181

11.4. Эмоция........................................................................................... 183

11.5. Чувства........................................................................................... 184

Глава 12. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ................................................................ 186

12.1. Структурные теории эмоций......................................................... 187

12.2. Эволюционные теории эмоций...................................................... 189

12.3. Физиологические теории эмоций................................................... 192

12.4. Когнитивистские теории эмоций................................................... 198

12.5. Мотивационные теории эмоций..................................................... 202

Глава 13. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ........................................... 207

Глава 14. ПОТРЕБНОСТИ................................................................... 214

14.1. Понятие потребности..................................................................... 214

14.2. Потребности организма и личности.............................................. 219

14.3. Этапы формирования и реализации потребности личности........ 221

Глава 15. МОТИВЫ................................................................................ 223

15.1. Понятие мотива.............................................................................. 223

15.2.Мотивационный процесс................................................................. 229

Глава 16. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.................................................... 231

ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ............................................................. 231

16.1. Проблемы мотивации в теории инстинктов.................................. 233

16.2. Проблемы поведения в гомеостатических теориях поведения.... 235

16.3. Проблемы мотивации дифференциальных теориях мотивации.. 239

16.4. Проблемы мотивации в когнитивной психологии........................ 241

16.5. Проблемы мотивации в психологии личности............................. 243

16.6. Проблемы мотивации в психологии научения и активации......... 244

Глава 17. КЛАССИФИКАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ...... 248

17.1. Классификация мотивов на основе теории инстинктов................ 248

17.2. Классификация мотивов на основе отношений "индивид–среда" 251

Описание.................................................................................................. 252

17.3. Иерархическая модель классификации мотивов А.Маслоу......... 254

17.5.Классификация потребностей в отечественной психологии.......... 259

Глава 18. ЭМОЦИОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ......................................... 263

Глава 19. МОТИВАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ........... 266

19.1. Сила мотива и эффективность научения....................................... 266

19.2. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции.......... 268

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 278

Вайнштейн Альберт Львович (1892 – 1970) - известный исследователь математической экономии, доктор экономических наук (1961), профессор (1962). Один из ведущих теоретиков ЦЭМИ АН СССР, где работал с 1963 г.

По окончании физико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1914) начал свою научную деятельность в получившей всемирную известность Аэродинамической лаборатории "отца русской авиации" Н.Е.Жуковского.

Начиная с 20-х г. полностью посвятил себя исследованиям в различных областях экономической науки, прослушав перед этим курс на экономическом отделении Московского коммерческого института. Научная зрелость пришла к нему в годы, когда он работал в Конъюнктурном институте Наркомата финансов СССР - в те времена ведущего экономического исследовательского центра страны, возглавлявшегося выдающимся русским ученым-экономистом Н.Д.Кондратьевым. Кроме этого в те годы А.Л.Вайнштейн вел научную работу в стенах Московского и Среднеазиатского университетов, Промышленно-экономического института.

Первые научные работы А.Л.Вайнштейна были посвящены вопросам экономики и статистики сельского хозяйства. В частности, получили известность такие его работы тех лет, как: "Математическое исчисление среднего расстояния полей от усадьбы при различной конфигурации площади землепользования и разном местоположении усадьбы" (1922) и "Обложение и платежи крестьянства в довоенное и революционное время. Опыт статистического исследования" (1924).

А.Л.Вайнштейн стал одним из первых отечественных интерпретаторов метода прогнозирования рыночной конъюнктуры, получившего название "экономического барометра", увлекся применением методологии гармонического анализа (рядов Фурье) к исследованию периодичности и прогнозированию колебательных процессов в экономике. Его научные интересы в те годы привлекали: изучение рыночной циклической экономики НЭПа, стремление к познанию движения конъюнктуры и методов сознательного регулирования хозяйственных процессов по схеме "рынок плюс план", а также анализ народнохозяйственной динамики (оперативной и долгосрочной). Так же как и Е.Е.Слуцкий, он отметил слабые стороны методологии барометров конъюнктуры, оценивая как неудачные в целом применявшиеся в 20-х годах статистические и математические методы прогноза динамики народного хозяйства (см. его работу: "Проблемы экономического прогноза в ее статистической постановке", М., 1930).

Десятилетие пребывания в сталинских застенках не сломило его как ученого. В пятидесятые годы А.Л.Вайнштейн занялся проблематикой народного богатства и в этой области стал признанным авторитетом, как в России, так и за рубежом. Надо отметить его весьма жесткую позицию относительно истолкования сущности этой категории в ряде статистических работ 40-50-х гг. Он не допускал, чтобы национальное (народное) богатство трактовалось как соединение разносущностных слагаемых, и поэтому не могло быть исчислено в качестве единого синтетического показателя. Он выступал с резкой критикой тех специалистов, которые позволяли себе включать в национальное богатство природные ресурсы в их географическом, а не экономическом истолковании.

Такие его труды, как "Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России. Статистическое исследование" (1960) и "Народный доход России и СССР. История, методология исчисления, динамика" (1969), вошедшие в классический фонд, представляют собой не только и не просто цифры и их анализ. Эти книги - энциклопедия российских статистических источников предреволюционной поры и статистической методологии тех лет, содержащая теоретико-методологическую концепцию исчисления системы показателей народного (национального) богатства и народнохозяйственного накопления. Это исследование по истории статистических показателей, по ключевым идеям социально-экономической статистики - той науки, в которой русские ученые были мировыми лидерами на рубеже XIX-XX вв. Отметим, что занимаясь проблемой оценки народного богатства, А.Л.Вайнштейн впервые в мировой науке применил метод "непрерывной инвентаризации" основных фондов.

Высокая математическая культура, приверженность к точному количественному анализу, стремление к строгой логике в анализе и обосновании выводов привели А.Л.Вайнштейна в последний период его научной жизни к экономико-математическому направлению. В содружестве с другими выдающимися его представителями - В.С.Немчиновым, В.В.Новожиловым, А.Л.Лурье - он вел большую работу и по развитию этого научного направления, и по пропаганде и популяризации его достижений. Им было проведен ряд важных экономико-математических исследований в областях: функции сбережений; эффективности капитальных вложений; анализа, динамики и структуры национального дохода; критерия оптимальности экономики. Заметим, что А.Л.Вайнштейн был весьма строгим редактором знаменитой книги Нобелевского лауреата Л.В.Канторовича "Экономический расчет наилучшего использования ресурсов", отнесясь к этой работе, по признанию самого автора, отнюдь не формально.

Для А.Л.Вайнштейна была характерна высочайшая научная добросовестность и принципиальность, острая полемичность, а временами и резкость в отстаивании своих научных позиций. Но он никогда не ставил публицистическую остроту превыше научной четкости предлагаемых им альтернативных решений.

Итогом почти полувековой научной деятельности А.Л.Вайнштейна явились не только более сорока крупных работ и более сотни статей, но и те знания и те качества исследователя, которые он передал своим многочисленным ученикам. До последних дней он был в окружении научной молодежи, руководил теоретическим семинаром, непосредственно работал с молодыми учеными.

Альберт Львович оставил яркий след в сердцах и в памяти тех, кто его знал и с ним работал. Как ученый он создавал вокруг себя атмосферу высокой научной добросовестности и принципиальности. Как человек он был исключительно внимательным и чутким к тем, кто его окружал.

Как применение экономико-математических методов влияет на соотношение централизации и децентрализации в управлении социалистической экономикой? Этот вопрос можно и нужно решать только в зависимости от того, как скоро мы можем дать оптимальный народнохозяйственный план. Если его можно дать в ближайшее пятилетие, тогда вопрос должен решаться в пользу централизации. Потому что по математическим основаниям оптимизация целевой функции будет выполнена лучше, если план строить централизованно. Если мы не сможем построить оптимальный план для всего народного хозяйства в течение ближайших лет, то тогда вопрос пока решается в пользу большей роли децентрализации.

Оптимизация народнохозяйственного плана приводит, по математическим основаниям, к лучшему результату при централизации управления народного хозяйства и при централизованном планировании. Но так как полный оптимальный народнохозяйственный план может быть «выдан на-гора», по моему мнению, лишь через несколько пятилетий, то в течение ближайшего времени должен быть провозглашен и реализован принцип максимальной децентрализации, предоставления максимальной возможности «волевых» решений на местах.

В моем представлении понятие единой системы определяется единством цели , для которой работают все звенья системы. Это основная черта социалистического планирования, чего принципиально не может быть в системе «свободного предпринимательства».

Чтобы вызвать заинтересованность каждого предприятия в реализации народнохозяйственного оптимума, необходим опосредствующий механизм, поощряющий производителя действовать в соответствии с народнохозяйственным оптимумом. Таким механизмом должна стать система цен, которая строится на базе общественно необходимых затрат с отклонениями, стимулирующими и ограничивающими через рентабельность производство и потребление различных материальных благ.

Возможно, что при формировании цен следует учитывать отраслевые коэффициенты эффективности, исчисленные на стоимостной основе, и тем самым экономически контролировать интенсивность накопления в стране, что необходимо для достижения оптимума. Система цен, привязывающая отрасли и предприятия к народнохозяйственному оптимуму, должна быть построена с учетом пропорций планового перспективного межотраслевого баланса и возможных прогрессивных изменений в экономике.

Возможность лучшего согласования локальных показателей затрат и результатов социалистической экономики с народнохозяйственными доказана. Она реально опирается на то единство общественных и личных интересов, которое присуще социалистическому строю. Математика доказывает возможность такой системы измерения затрат и результатов и таких плановых цен, при которых хозрасчетная рентабельность была бы согласована с оптимальным планом. В этой системе:


а) все задания плана были бы одинаково рентабельны для его исполнителей;

б) все не вошедшие в оптимальный план варианты были бы убыточны;

в) открытия и изобретения, не учтенные при составлении плана, но улучшающие его, были бы тем более прибыльны, чем больше их народнохозяйственный эффект.

Вряд ли нужно доказывать преимущества такой системы экономических расчетов перед существующей практикой.

Здесь путается местами причина и следствие. Возможность единства целей каждого предприятия и всего общества обосновывается единством интересов, как бы имманентно присущих социалистическому строю, между тем как на самом деле это единство интересов само соблюдается только тогда, когда увязаны вместе интересы предприятий и общества.

мы читаем о том, что наши товарно-денежные отношения, если их не ограничивать, могут превратиться в товарно-капиталистические отношения. Как же это может быть? Ведь распределение по труду - это производственное отношение социализма. Ведь советская торговля, советские деньги выражают социалистические производственные отношения. Ведь социализм в нашей стране победил окончательно и бесповоротно.

Т.е. если объявили, что социализм победил, то можно творить что угодно, ничего плохого случиться не может, победа бесповоротная.

Эти противоречия надуманные, они отнюдь не присущи социалистической экономике и сложились искусственно. Состоят они в том, что у предприятий есть выгодная и невыгодная продукция, у местных совнархозов есть особые интересы своего экономического района, они охотнее идут на удовлетворение собственных нужд, чем на вывоз продукции в другие совнархозы.

С места: Это отдельные явления!

Нет, это, к сожалению, не отдельные явления. Не случайно правительство вынесло целый ряд постановлений, пресекающих местничество. Но корни здесь нужно искать не в юридических недоработках, а в экономике, точнее в ценообразовании. Если бы цены выражали правильно понимаемые затраты общественного труда, то тогда разница между результатами и затратами, т. е. прибыль, могла бы стать непротиворечивым критерием экономической целесообразности на различных ступенях народного хозяйства. Было бы обеспечено тождество, единство интересов предприятий, совнархозов и общества в целом.