Инновационные технологии инклюзивного коррекционного дошкольного обучения.

Учитель – логопед высшей квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111» Авиастроительного района г.Казани

Карпова Любовь Михайловна

Стаж работы: 12 лет, Педагогический стаж: 12 лет, в данной должности: 12 лет.

Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность образования для всех его участников на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. Инклюзия - это шанс придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья, так как данная категория детей нуждается не только в чутком отношении и постоянной поддержке и коррекционном сопровождении, но и в предоставлении возможности развития способностей и достижения успехов в школе, в дальнейшей социализации.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

▫ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

▫ Каждый человек способен чувствовать и думать;

▫ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

▫ Все люди нуждаются друг в друге;

▫ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

▫ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

▫ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

▫Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для эффективности коррекционного процесса необходима организация в ДОУ ранней диагностической работы с детьми, психолого-педагогическое сопровождение ребенка для его успешной социализации в будущем, применение инновационных технологий обучения, учет индивидуальных потребностей и возможностей, предоставление детям свободы выбора, взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с родителями учеников, с администрацией ДОУ, с учителями начальной школы и другими заинтересованными инстанциями.

Исходя из диагностики воспитанников дошкольных учреждений все большее количество детей имеют различные ограничения здоровья: речевые нарушения, двуязычие, нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, гиперактивность с дефектом внимания, повышенную утомляемость, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, недоразвитие моторной сферы и сенсорных функций и др.

Основная направленность логопедических занятий - коррекция речевой функции с опорой на сохранные возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических и поведенческих процессов, с применением инновационных технологий, направленных на сохранение и преумножение здоровья воспитанников, что создаст предпосылки для полноценного развития личности ребенка.

Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно применять нестандартные идеи, инновационные технологии, разработанные творческими педагогами - практиками. На современном этапе в коррекционной работе с дошкольниками применяются следующие образовательные технологии:

Игровые технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технологии проектной деятельности;

Технология исследовательской деятельности;

Технология «ТРИЗ»;

Технология проблемного обучения;

Технология развивающего обучения;

Информационно-коммуникационные технологии;

Технология портфолио дошкольника;

Технология портфолио педагога;

Здоровьесберегающие технологии, которые подразделяются на 3 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (телесноориентированные технологии);

2. Технологии обучения здоровому образу жизни;

3. Коррекционные технологии;

Игровые технологии. Игра как составляющая обучения, творчества, терапии, модели отношений.

Цель игровой технологии - дать возможность пережить в игровой ситуации волнующие его проблемы и отношения при полном внимании и сопереживании взрослого, что так важно для детей с особыми возможностями и потребностями.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного воспитания и обучения личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, эффективных условий развития, развитие и совершенствование сохранных природных потенциалов.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников процесса: ребенок - педагог, ребенок - ребенок, ребенок - родитель. Преимущество технологии: ребенок ощущает свою важность и необходимость в коллективе.

Технология исследовательской деятельности видит своей целью формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления.

Проектные технологии не существуют без использования ТРИЗ - технологии (технологии решения изобретательских задач). При создании творческого проекта воспитанникам предлагается проблемная задача, решаемая методом исследования или эксперимента. Белинский В. Г. : «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».

Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению под руководством педагога, в результате чего приобретаются знания, умения, навыки, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных, мыслительных, творческих способностей.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся в поиске способов решения задач через организацию исследовательской и поисковой деятельности обучающихся с целью стимулирования рефлексивных способностей ребенка, обучения навыкам самоконтроля и самооценки.

Информационно-коммуникационные технологии. Современный мир, в котором развивается ребенок, предъявляет всё новые требования к дошкольному воспитанию как начальному звену образования. Использование современных информационных технологий в процесс обучения позволяет существенно повысить мотивацию детей, способствует раскрытию их способностей, активизации познавательной и интеллектуальной деятельности.

Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений, успехов, эмоций во всех видах деятельности, возможность воссоздать приятные моменты своей жизни, своеобразный лист развития ребенка. Портфолио позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Портфолио включает данные о рождении, знаке зодиака, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя, генеалогическое древо; вес, рост, ладошку в разные возрастные периоды; умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за год, фотографии членов семьи, рисунки ребёнка, рассказы о себе и семье, друзьях, рисунки и фотографии семейного досуга, работы детей, сделанные своими руками, рассказы о ребёнке глазами родителей, воспитателя, друзей, интересные высказывания, размышления, дипломы, грамоты. С помощью портфолио родители узнают желания, интересы ребенка.

Портфолио педагога позволяет видеть результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой самоанализа, оценки профессионализма и результативности работы.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают возможности сохранения здоровья ребенка, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

1 группа - телесноориентированные технологии:

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

Растяжки (стретчинг)– чередование напряжения и расслабления в различных частях тела;

Упражнения на релаксацию;

Дыхательные упражнения;

Ритмопластика - выражение мысли и эмоции движениями в случаях затруднения их передачи словами;

Динамические паузы - подвижные игры, игры на формирование осанки, пальчиковые игры, физминутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, су – джок терапия;

Кинезиологические упражнения – комплекс движений для активизации межполушарного взаимодействие;

Гимнастика для глаз;

Бодрящая, корригирующая, ортопедическая гимнастика - система упражнений для исправления позвоночника, для равновесия; для выработки правильной осанки;

- аурикулотерапия - направление рефлексотерапии с использованием массажа, иглоукалывани я, электрического, термического воздействия на биологически-активные точки ушных раковин;

- литотерапия - энергетическое воздействие камня на организм человека.

2 группа - технологии обучения здоровому образу жизни:

Игротреннинги (двигательные, пальчиковые, дыхательные) и игротерапия (комплексное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы и т.д.);

Физкультура;

Коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»;

Самомассаж, точечный самомассаж;

- (БОС): обучение диафрагмальному релаксационному дыханию (для детей старшего дошкольного возраста с особенностями поведения). Приборы БОС дают возможность увидеть и услышать, как работают органы, выработать физиологически правильное функционирование тренируемого органа.

3 группа - коррекционные технологии:

Арт – терапия – исцеление искусством, средство самовыражения через рисунок, игру, сказку, музыку, посредством невербального общения, что важно для тех, кому сложно выражать свои мысли словами. Современная арт - терапия включает оригами, драматерапию, сказкотерапию, видео и аудиотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, песочную терапию, игры с водой, смехотерапию, ароматерапию, цветотерапию, мнемотехнику и др.

Игровые технологии коррекции поведения;

Имаготерапия – в психотравмирующей ситуации ребенок представляет себя в образе любимого героя и действует так, как действовал бы этот герой;

Психогимнастика - выражение переживаний, проблем, эмоций посредством движений, мимики и жестов;

Фонетическая ритмика – комплексная методика по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи;

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания;

Вестибулярные пластинки или трейнеры позволяют логопеду в процессе работы с ребёнком эффективно и быстро поставить многие сложные звуки.

Виды пластин и трейнеров:

Эластичная пластина детям 2-летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего отвыкания ребёнка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений;

Трейнеры «Infant» для детей 3 - 5 лет позволяют выработать правильное положение языка в покое и при глотании, устранить межзубный сигматизм;

Преортодонтическая модель предназначена для детей 6-10 лет, нормализует тип дыхания, положение языка при глотании и в покое, снижается избыточное давление внешних приоральных мышц, снимется напряжение подбородочной мышцы, устраняется скученность зубного ряда.

Использование перечисленных технологий, создание эффективных условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, соответствующего состоянию их здоровья, потребностей и возможностей, является условием успешной реализации инклюзии.

Использованная литература:

    Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Спб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

    «Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида» Сборник материалов. Спб, Детство-пресс, 2011 г.

    Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 350 с.

    Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

    Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику?//Методист.-2004.-№ 5.–С.56

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Сост.Еременко Н.И., Волгоград, «Корифей», 2009 г

    Белая А.Е, Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М, ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

    Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

    Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

    Е.Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб, 2006 г

    Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г

    Е.С.Бабина «Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №

    Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008.

    Калашникова И.Л.,Чапала В.М., Минаева И.Н. Вестибулярные пластинки в работе логопеда // Логопед, 2004, № 3, с. 121.

    Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005, 84 с.

    Электронный ресурс: сайт журнала «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/ , www . logoburg . com , Википедия.

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

· Концептуальность

· Системность

· Управляемость

· Эффективность

· Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей :

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· технология «ТРИЗ» и др.

· Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, био­энергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребы­вания в нем детей,

· от программы, по которой работают педа­гоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компе­тентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка - техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ­ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь­зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, дина­мические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь­ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использова­ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, сис­тема занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игро­вые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических техноло­гий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис­ темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

· «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

· «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

· «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

· «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1. по доминирующему методу:

2. исследовательские,

3. информационные,

4. творческие,

5. игровые,

6. приключенческие,

7. практико-ориентированные.

1. по характеру содержания:

8. включают ребенка и его семью,

9. ребенка и природу,

10. ребенка и рукотворный мир,

11. ребенка, общество и его культурные ценности.

1. по характеру участия ребенка в проекте:

12. заказчик,

13. эксперт,

14. исполнитель,

15. участник от зарождения идеи до получения результата.

1. по характеру контактов:

16. осуществляется внутри одной возрастной группы,

17. в контакте с другой возрастной группой,

18. внутри ДОУ,

19. в контакте с семьей,

20. учреждениями культуры,

21. общественными организациями (открытый проект).

1. по количеству участников:

22. индивидуальный,

23. парный,

24. групповой,

25. фронтальный.

1. по продолжительности:

26. краткосрочный,

27. средней продолжительности,

28. долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

1. Опыты (экспериментирование)

o Состояние и превращение вещества.

o Движение воздуха, воды.

o Свойства почвы и минералов.

o Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

3. Виды растений.

4. Виды животных.

5. Виды строительных сооружений.

6. Виды транспорта.

7. Виды профессий.

1. Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

0. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды).

История жилища и благоустройства.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Исследовательский характер

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Возрастное соответствие

· Занимательность.

Классификация программ:

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Игры-путешествия

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использованииинформационно-коммуникационных технологий:

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

· заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио- это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра­моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфо­лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси­руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По­любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас­сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из­вестных однофамильцах, персональная информация ре­бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа­ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан­ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­бимые занятия, особенности совместного времяпрепро­вождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу - помогу» содержит фотографии ребен­ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не­большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по­знавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо­тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди­тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­циальные контакты, коммуникативная деятельность, само­стоятельное использование различных источников инфор­мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа­цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко­торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт­фолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор­мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате­лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не­формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру­гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогиче­скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со­держание которой входят благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям - за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре­бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас­тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава­тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятель­ность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди­телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю­страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

· творчески думающим,

· владеющим современными технологиями образования,

· приемами психолого-педагогической диагно­стики,

· способами самостоятельного конструирования педагоги­ческого процесса в условиях конкретной практической деятель­ности,

· умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жиз­ни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитатель­ной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

· Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

· образо­вание (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

· повышение квалификации (название структуры, где про­слушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

· дипломы различных конкурсов;

· другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .

Со­держание данного раздела формирует представление о ди­намике результатов деятельности педагога за определен­ный период. В раздел могут быть включены:

· материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

· материалы, характеризующие уровень развития представ­лений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

· сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диа­гностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

· анализ результатов обучения вос­питанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

· ма­териалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

· материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

· материалы, подтвержда­ющие участие в профессиональных и творческих педагоги­ческих конкурсах;

· в неделях педмастерства;

· в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

· творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит ин­формацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

· планы по организации предметно-развивающей среды;

· эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сце­нарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу про­анализировать и представить значимые профессиональные ре­зультаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессио­нального роста.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

· игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

· группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

· группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

· Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

· Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.

· Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-образовательной работе ДОУ Учитель - логопед МКДОУ Здвинский детский сад «Светлячок» Тропина О.Н г Межрайонный семинар - практикум «Методическое и нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО»




Здоровьесберегающие технологии Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья; - сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; - научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: 1. технологии сохранения и стимулирования здоровья; 2. технологии обучения ЗОЖ; 3. коррекционные технологии.








Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых разные движения сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. логоритмика Релаксация- помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить к дальнейшему восприятию материала




Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровоснабжение, укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук, речь. Биоэнергопластика Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Зрительная гимнастика








Самомассаж Артикулярный массаж Массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Активно воздействуя на акупунктурные точки, сегодня можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.


Гидрогимнастика Ниткография Совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно- моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Прокатывание, перекатывание, перекладывание в воде различных предметов- гидрогимнастика - станет большим подспорьем в работе по развитию мелкой моторики


Сказкотерапия: цель- повышение внимания и заинтересованности детей на занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса -художественные сказки (авторские, народные); -дидактические сказки; -психотерапевтические; -психокоррекционные; -медитативные.


Образовательный проект «Азбука здоровья!» год Гипотеза проекта: Применение здоровьесберегающих технологий. Цель проекта: Формирование у детей навыков вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой. Снижение заболеваемости детей. Внедрение здоровьесберегающей модели к сохранению и укреплению психо-физического здоровья и, как следствие сокращение сроков логопедической коррекции.


Фонтан оживил и украсил холл детского сада. Бьющая из него вода увлажняет воздух, вызывает естественный процесс ионизации воздуха, делая его более здоровым и свежим. Зимний сад в детском саду имеет благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. Зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда уместно, при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости помогает расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность.


Результаты: Снижение уровня заболеваемости детей (10,3%) Дети получили первичные представления о мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни и сохранения здоровья. Улучшения качества речи,навыки коммуникативного общения. Умение детей применять полученные знания на практике. Улучшение качеств подготовленности детей к школьному обучению.


Эффективным средством интеграции семьи и детского сада, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей. Учитывая современные тенденции образования, мы активно включись в инновационную деятельность. Проектирование, встроенное в практику жизнедеятельности нашей речевой группы, изменило её облик, сделало нашу работу более яркой, заметной, а самое главное – эффективной и интересной для детей и родителей. За последние несколько лет в группе удалось успешно реализовать несколько краткосрочных и долгосрочных проектов. Один из ранних проектов « Сделаем книжку своими руками». Такая работа помогла детям полюбить книгу, мотивировала на чтение, желание сочинять истории и самим изготавливать книжки.


Воспитание интереса и любви к истокам своей родины, чувства гордости за русский народ, свою страну и своих предков. Воспитание у детей любви и привязанности к дому, семье, детскому саду, улице, селу. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, обычаям, обрядам, быту, к народным и православным праздникам. Позже разработали и реализовали образовательный проект «С чего начинается Родина?»



Цель проекта: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению в школе. Задачи проекта: 1. Создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения. 2. Способствовать развитию интереса к школе, учебным навыкам, обогащению представлений о школьном мире, развивать познавательные интересы, мышление, коммуникативные навыки. 3. Предупреждение дисграфии и дислексии. 4. Вовлечение родителей в жизнь группы. В учебном году логопедический проект «Скоро в школу мы пойдем!»
Имеющийся опыт нашего образовательного учреждения свидетельствует, что комплексная, содержательная, структурированная коррекционно- оздоровительная работа с применением современных образовательных технологий эффективна и способствует: - совершенствованию коммуникативных умений и навыков; - повышению речевой активности; -развитию мелодико-интонационной и просодической стороны речи; -развитию психических процессов; -повышению работоспособности и выносливости; - совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков; -активизации познавательных процессов.



Применение современных коррекционных технологий

Основная задача педагога социально-реабилитационного центра – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют развитию личности ребенка, его успешной адаптации и социализации в обществе.

Деятельность воспитателя социально-реабилитационного центра имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение, а на развитие и воспитание детей, но, зачастую, и коррекцию. Следовательно, целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка.

Приоритетным направление в моей деятельности является развитие социально – культурной компетентности детей, поэтому в своей практической профессиональной деятельности использую следующие педагогические технологии и методики:

Личностно - ориентированные

Обоснование выбора

    Приоритет личностных отношений.

    Индивидуальный подход к воспитанникам.

    Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка.

Занятия

Например, на занятиях по продуктивной деятельности дети выбирают себе материал (карандаши, краски, гуашь, крупу, бисер и т.д.) по интересу.

Планируя занятие, я учитываю, какие знания, умения, навыки по данному материалу уже накоплены воспитанниками и продумываю различные проблемные, творческие задания, позволяющие ребенку самому выбирать вид и форму работы.

В конце занятия даю оценку (поощрение) каждому ребенку, отмечаю, что у него особенно удалось и т.д.

Создаю положительный эмоциональный настрой на занятии. Это способствует более успешному овладению материалом. Чтобы у ребенка появилось желание приобретать знания, нужно для этого ребенку иметь опыт положительных эмоций от процесса приобретения знаний, умений и навыков или от результата их приобретения. Я учитываю, личностные особенности детей, помня, что у разных людей одну и ту же эмоцию не всегда можно вызвать одним и тем же способом.

Дидактические игры

Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Образно - ролевые игры

Этюды

Интонационные игры со словом

Уменьшилось число конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений в группе. Повысился уровень самооценки, уверенности в себе у воспитанников, они стали более открытыми, раскрепощёнными, свободнее общаются с педагогами и сверстниками.

Игровые технологии

Обоснование выбора

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает формированию мотивационной и эмоционально-волевой готовности к успешной социализации в обществе, каждая игровая ситуация общения воспитанника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Развивающие игры.

Словесные.

Дидактические.

Хороводные.

Театрализованные.

Игры с правилами.

Сюжетно – ролевые.

Интонационные игры со словом.

Тренинги и брейнсторминг (мозговой штурм)

Результат использования технологий

В результате применения данной технологии у детей проявляются организаторские способности, инициатива, коммуникабельность. Они овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками. Происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие игрового опыта детей, применения в повседневной жизни игровых умений и навыков, развитие творческого потенциала воспитанников.

Дети различают эмоциональные проявления окружающих и правильно на них реагируют.

Развитие взаимодействия «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».

Воспитанник способен оценить себя собственными усилиями.

Разрушается барьер между педагогом и ребенком.

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога.

Дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, договариваются, общаются, помогают друг другу, а также контролируют друг друга. Неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Технологии арт-терапии

Обоснование выбора

Решение разнообразных проблем с помощью искусства и творчества.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Изотерапия

Музыкотерапия.

Драматерапия. Например, подгруппы детей инсценируют, обыгрывают эпизод сказки, ситуаций.

Сказкотерапия.

Результат использования технологий

Достигается положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сфере, более интенсивно развиваются интеллектуальные способности. В результате использования данных технологий у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей, умения взаимодействовать в коллективе. Применение технологии арт-терапии способствует реализации потребности детей в творчестве, движении, сохранению их психологического здоровья, самоорганизации.

Технология сотрудничества

Обоснование выбора

Реализация принципа демократизации воспитания, равенства в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребенок».

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Совместная творческая деятельность воспитателя и ребёнка.

Совместное изготовление пособий, подарков к праздникам, поздравительных газет, продуктов художественного творчества для участия в конкурсах разного уровня, выставках.

Индивидуальные и дифференцированные занятия.

Результат использования технологий

Гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).

Технологии исследовательской деятельности

Обоснование выбора

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка детям, и дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Опыты, экспериментирование (освоение причинно-следственных связей и отношений). (Состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений).

Трудовые поручения, действия.

Наблюдения.

Дидактические игры.

Результат использования технологий

Развивает способность к исследовательскому типу мышления, расширяет и уточняет знания об окружающем мире.

Свою работу считаю успешной: у детей повысился интерес к непосредственно коррекционной деятельности, развивается внимание, память, воображение, умственные способности; происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности; созданы условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что благотворно сказывается и на здоровье каждого ребёнка.

Мастер-класс

на тему «Коррекционные технологии в работе с детьми с нарушением зрения»

Старший воспитатель Чернова Екатерина Юрьевна

Можга, 2015

Цель : повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных коррекционных технологий.

Задачи :

1. Систематизировать коррекционную работу, установить взаимодействие педагогов и специалистов.

2. Расширить знания педагогов по вопросам коррекционных технологий с учетом современных требований.

3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

4. Развить творческий потенциал педагогов.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались на Совет педагогов на тему: «Коррекционные технологии в работе с детьми с нарушением зрения».

На предыдущем Совете педагогов мы решили:

1. Одобрить опыт работы воспитателя подготовительной группы по формированию познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования.

2. Пополнить уголки экспериментирования энциклопедической и художественной литературой. Анализ показал, что в средней группе имеется литература энциклопедического характера «Первая энциклопедия для мальчиков», «Я познаю мир». Воспитатели старшей группы представили богатый дидактический материал: «Камни», «Волшебница вода», «Игры и опыты». В подготовительной группе подобран материал по экспериментированию «Как растет животное?», «Противоположности».

3. Провести конкурс «Лучший мини-огород на окне». По данному решению разработано Положение. Вы с ним ознакомлены.

Спасибо за инициативность в выполнении данных решений.

Сейчас я буду задавать Вам вопросы, если Вы согласны с утверждение – поднимите зеленую сигнальную карточку, если нет – красную.

1. Уверены ли Вы, что качество коррекционно-образовательной работы невозможно повысить без использования инновационных технологий?

2. Считаете ли Вы, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности?

3. Согласны ли Вы с тем, что достаточно использовать только традиционные методы и не включать в работу нетрадиционные методы обучения?

4. Интересно ли Вам узнать, как используются различные нетрадиционные методы для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса?

Судя по вашим ответам, вам интересно узнать о новых формах работы. Именно о них и пойдет речь сегодня.

Сегодня повестка следующая:

    Доклад «Коррекционные технологии как часть комплекса здоровьесберегающих технологий» /Чернова Е.Ю./

    Из опыта работы «Нестандартное спортивное оборудование, как часть здоровьесберегающих технологий в режиме дня» /Григорьева В.В., Стекольщикова Т.А./

    Доклад «Коррекционные технологии как часть комплекса здоровьесберегающих технологий»

Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости». Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью. А как относитесь к своему здоровью Вы, уважаемые коллеги?

Мы уточнили, что путь к здоровью – это и правильное питание, двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьет тревогу. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15%. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие. В подавляющем большинстве дети страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12%, наследственности принадлежит 18%, условиям среды – 20%, а самый большой вклад – 50-52% - это образ жизни. Как мы видим, «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках.

Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь сегодня.

Усилия работников детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. И регламентируются в законодательных документах. Вспомните, в каких документах.

    Конвенция о правах ребенка

    Федеральный закон от 29.12.12 №237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.13 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 6523-16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

    Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000г. №1418

    Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003г. №139

ФГОС ДО впервые выделил раздел «Коррекционная работа», который предусматривает использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения в развитии.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс детского сада компенсирующего вида. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ? Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Существует множество технологий, которые можно выделить в группы:

    технологии сохранения и стимулировании здоровья (ортопедическая гимнастика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика , корригирующая гимнастика);

    те нологии обучения ЗОЖ (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых);

    коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, арттерапия, логоритмика, Су-Джок терапия).

Уважаемые коллеги, а какие технологии чаще всего используете Вы в своей работе? Сегодня мы познакомимся с новыми нетрадиционными технологиями, с ними нас познакомят специалисты.

    «Биоэнергопластика в коррекционной работе с детьми» /Уварова В.И./

    «Су-Джок терапия, как одно из эффективных средств развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения» /Скругина Н.Н./

Спасибо нашим специалистам за подготовленный материал.

В рамках поиска новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей воспитателей старшей группы заинтересовала тема «Использование нестандартного спортивного оборудования как эффективного средства приобщения детей к здоровому образу жизни». Своими наработками они поделятся сегодня с нами.

2. Выступление воспитателей из опыта работы «Нестандартное спортивное оборудование, как часть здоровьесберегающих технологий в режиме дня» /Григорьева В.В., Стекольщикова Т.А./

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Применение в работе коррекционных технологий повышает результативность коррекционно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

3. Деловая игра «Знатоки здоровьесберегающих технологий» /Чернова Е.Ю./

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Сегодня в нашем зале присутствует настоящие знатоки здоровьесберегающих технологий.

1 задание «Заморочки из бочки»

Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:

1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет? (3-4 часа)

2. Что необходимо провести в середине образовательной деятельности? (физкультминутку, гимнастику для глаз)

3. Сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет? (2-3 раза в неделю)

4. Сколько времени отводится на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к ОД, личная гигиена?) (не менее 3-4 часов)

5. Какая продолжительность ОД в старшей группе? (не более 25 минут)

6. Сколько минут составляет перерыв между ОД? (не менее 10 минут)

7. Назовите основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)

8. Назовите основные виды закаливающих процедур? (проветривание помещений, физ.занятия, проводимые в легкой одежде, гимнастика после сна, умывание прохладной водой)

Молодцы! Вы справились с заданием. Идем дальше.

2 задание «Волшебный мешочек»

У меня в руках волшебный мешочек. Ваша задача – достать предмет из мешочка и ответить: «Какой вид оздоровления он отражает»

1) фасоль – сухой бассейн для развития мелкой моторики

2) подушечка с травой – фитотерапия

3) диск – музыкотерапия

4) апельсин – ароматерапия

5) бутылочка с соломкой - игры на дыхание

6) щетка - пальчиковая гимнастика

7) цв.карандаши – цветотерапия

Сейчас я попрошу вас разделиться на 2 команды.

3 задание «Разминочная станция»

Найди продолжение пословицы о здоровье:

Команда №1

1) В здоровом теле…. (здоровый дух)

2) Здоровье всему…. (голова)

3) Кто спортом занимается…. (тот силы набирается)

4) Забота о здоровье лучшее (лекарство)

5) Двигайся больше, проживешь…. (дольше)

Команда №2

1) Здоровье в порядке… (спасибо зарядке)

2) Здоровье дороже (денег, богатства)

3) Береги платье снову…. (а здоровье смолоду)

4) Болен лечись, а здоров…. (берегись)

5) Здоровье сгубишь, новое …. (не купишь)

4 задание « Модель здорового ребенка»

Важнейшая задача дошкольного воспитания – это сохранение и укрепление здоровья ребенка. В идеале это воспитание здорового ребенка. Разработайте и представите свою модель здорового ребенка в виде коллажа.

Предлагаю проект решения Совета педагогов:

1. провести открытый просмотр образовательной деятельности с использованием коррекционных технологий.

Отв.: Скругина Н.Н., срок: до 18.03.15г.

2. Провести конкурс «Лучшее нестандартное оборудование» с целью пополнения физкультурных уголков.

Отв.: воспитатели, ст.воспитатель; срок: до 18.03.15г.

3. Организовать выставку стенгазет для родителей «Коррекционные технологии – апробируем дома» с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах использования коррекционных технологий в домашних условиях.

Отв.: воспитатели, срок: до 11.03.15г.

Список литературы

    Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

    «Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

    Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».