Пояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

С точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слоги и слова.

Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.

Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.

Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:

1. Обучающие задачи:

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука — изолированно, в прямых слогах.
  • формирование понятий «звук», «слог».

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения;
  • воспитание языкового чутья, коммуникативных навыков.

4. Коррекционные задачи:

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов
  • преодоление речевого негативизма;
  • повышение эффективности коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет.

Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.

Используемые технологии в коррекционной работе:

  • игры и игровые приемы;
  • словесные инструкции;
  • наглядные методы;
  • использование графических схем;
  • здоровьесберегающие технологии: использование массажных мячиков
  • мультимедийные технологии- слайд- презентация как часть занятия.

Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.

Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.

При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:

  • Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
  • Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
  • Методическое пособие Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»
  • интернет- ресурсы.
  • программа Microsoft Power Point.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Цель :

  • автоматизация звука [С] в прямых слогах

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
  • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
  • Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
  • Упражнять в определении наличия звука в слогах.
  • Познакомить с буквой, обозначающей звук С
  • Развивать внимание, мышление.
  • Воспитывать интерес к содержанию занятия;
  • Устранять неправильный артикуляционный уклад изучаемого звука: изолированно, на материале слогов.
  • Преодолевать речевой негативизм.
  • Повышать эффективность коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Оборудование:

  • Большой конверт с вложенными в него заданиями;
  • картинки-символы к артикуляционным упражнениям;
  • схема артикуляции звука [с];
  • карточки для упражнения «Доскажи словечко»,картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо, компьютер, слайд-презентация.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг. момент Мне сегодня передали письмо и сказали от­крыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.

Но что это?! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!»

Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше.

Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик…
2.Сообщение темы занятия Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. Упражнение для губ «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».

Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку»

Выполнение упражнений.
3.Анализ артикуляции звука Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,

Губы принимают какую форму: круглые или в улыбке?

Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Куда направлена воздушная струя при произнесении звука с?

- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке

Зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка

Воздушная струя направлена посередине языка

4.Характеристика звука(СЛАЙД) Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?

Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем?

Звук С – глухой или звонкий? (почему?)

Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.

Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают.

5.Закрепление звука в изолированном виде. Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси: с-с-с.Из конверта высыпа­лись карточки. Давай попробуем с ними разобраться.

Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я чи­таю слово, а ты в конце произносишь звук [с].

Остальные картинки представлены на слайде.

Картинки (Логопед, про­говаривает слова без последнего звука: глобус, автобус, насос, ана­нас, абрикос, пылесос.)

Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК БУКВА

Звук С обозначаем буквой С.

Элемент у буквы С направлен в какую сторону: вправо или влево?

Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону.
7.Развитие фонематического слуха. Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко со­жми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил? Звук С
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. Чтобы каждый узелок развязать, нуж­но произнести волшебные слова:са — са –са

сы -сы-сы

са — са –са

сы-сы -сы

са — са -са

сы-сы-сы

сэ -сэ-сэ

сэ-сэ -сэ

сэ-сэ-сэ

Это шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге.
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД) - Послушай: сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.

Давай обозначим фишками и буквами эти звуки.

Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?)

Аналогично проводится работа с последующим звуком слога.

-Два звука.- Первый звук С, второй-А.

Звук С- обозначаем синей фишкой, потому что он твердый. Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С

10. Домашнее задание Посмотри, в конверте остались какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар­
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о - са.ли - са

ве - сы коле - со ко - сача - сы

Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог.
11.Итог занятия. Осталось узнать, кто же при­слал нам все эти задания?Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?..

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изоб­ражен Буратино.

Оказывается, Буратино решил проверить, спра­вишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник - звук, который ты так красиво сегодня произно­сил. Какой это звук?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]

"В гостях у Зайки"

Яськова М.М.., учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск

Цели:

    Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.

    Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.

    Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.

Ход занятия:

Организационный момент

Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.

Конечно это зайка.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Слоник – лягушка»;

«Месим тесто»;

«Блинчик»;

«Почистим нижние зубки»;

«Кошка сердится»;

«Насосик»;

«Комарик».

2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.

Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].

А почему он любимый?

Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками, давай назовем их.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ

Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)

3. Физминутка.

На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)

Любит зайка покрутиться, поклониться,

Ножками потопать, ручками похлопать.

Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.

Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».

Игра с мячом.

проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ

Мяч бросай и слоги повторяй.

4. Автоматизация звука в словах.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторите «слова – друзья» тройками:

Зал – замок – завод;

Ваза – база – фаза;

Коза – лоза – пауза;

Заноза – мимоза – берёза;

Глаза – гроза – егоза;

Лиза – виза – подлиза.

5. Развитие слухового внимания.

Игра «ОХОТНИК».

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.

Хлопай, услышав звук [з].

6. Различение единственного и множественного числа существительных.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед называет один предмет, дети должны назвать много предметов

(коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,

береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)

7. Произношение звука [з] в предложении.

Зайчонок любит чистоговорки.

Сочиним для него чистоговорки со словом коза.

За – за – за на лугу стоит коза

Зу – зу – зу вместе мы пасём козу

Зы – зы – зы колокольчик у козы

За – за – за иди домой коза.

Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.






Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?

Правильно, это солнечные зайчики.

А какие они? Золотистые.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].

И проговаривай: этот зайчик сел на березу, ... розу, ...

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке собрать платье.

Ребенку предлагается разрезанная картинка.

Подведение итога.

С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?

Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?

Цель: автоматизировать звук [с] в середине слова.

Задачи: образовательные:

Продолжать работу по развитию мышц артикуляционного аппарата;

Автоматизировать звук [с] в словах в интервокальной позиции;

Продолжать учить слышать и выделять звук [с] в словах в интервокальной позиции;

Упражнять в отгадывании загадок путем выделения существенных признаков;

Упражнять в образовании существительных родительного падежа единственного и множественного числа посредством игры «чего не стало?»;

коррекционно-развивающие:

Активизировать мыслительную деятельность на основе игры «закончи предложение»;

Развивать зрительное восприятие и конструктивный праксис посредством сбора разрезной картинки;

воспитательные:

Воспитывать усидчивость, любознательность.

Оборудование: игрушка - лиса Алиса, коробочка - посылка; предметные картинки: бусы, весы, лиса, коса, колёса, оса, песок, носы, часы, усы, маски, волосы.

Ход занятия.

1. Сегодня к нам в гости пришла лиса Алиса. Давай покажем ей, какие

упражнения умеет делать твой язычок.

Артикуляционная гимнастика: «трубочка», «улыбочка», «забор», «почистим зубки», «сердитая кошка», «ветерок».

2. А сейчас научим Алису произносить звук [с]. Губы улыбаются, зубы заборчиком, язык упирается за нижние зубы, струя воздуха проходит по середине языка.

3. А теперь Алиса будет называть тебе разные слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [с]:

лиса - коза - писатель - читатель - кусок - лоток - лесок - мазок.

4. Лиса Алиса получила посылку, давай посмотрим, что там. В посылке столько разных картинок! Назови, пожалуйста, что здесь нарисовано (бусы, весы, лиса, коса, колеса, оса, песок, носок, часы, усы, волосы). Где стоит звук [с] во всех этих словах? (В середине слова .)

5. Алиса любит играть в игру «доскажи словечко». Поиграй с ней.

Ко(са ), колеё(са ), пе(сок ), ве(сы ), ко(сы ), бу(сы ), воло(сы ), но(сы ).

6. Алиса загадает тебе загадки. Попробуй их отгадать! (С опорой на картинки.)

День и ночь ходят, а с места не сходят. (Часы .)

Согнута в дугу,

Летом - на лугу,

Зимой - на крюку. (Коса .)

Четыре братца вместе по одной дороге бегут,

А друг друга никак не догонят. (Колёса .)

Рыжая плутовка

Кур ворует ловко. (Лиса .)

7. А теперь Алиса поиграет с тобой в игру «чего не стало?». Посмотри

внимательно на картинки, чего не стало? (Картинки: оса, коса, весы, усы, носы, маски.)

8. Послушай, что тебе расскажет Алиса… (Игра «закончи предложение» с опорой на картинки.)

Вчера меня в нос укусила … (оса ).

В лесу живет хитрая, рыжая… (лиса ).

У Сони красивые длинные … (волосы ).

У дедушки седые … (усы ).

У мамы новые красные … (бусы ).

В песочнице сухой … (песок ).

У машины четыре (колеса ).

10. Посмотри, Алиса принесла тебе две картинки. Одна целая, а вторую кто-то разрезал на кусочки. Собери ее, пожалуйста. (Разрезная картинка «Лисы».)

Молодец! Справился с трудными заданиями, лиса Алиса дарит тебе картинку.

11. Итог занятия. Какие задания выполнял? Какие задания больше всего понравились? Оценка деятельности ребенка на занятии.

Дрягина Н.С., учитель – логопед, г.Самара.

Тема: Автоматизация звука [С] в словах, предложениях.

    • автоматизация [С] в словах, предложениях;
    • упражнение в подборе антонимов – признаков;
    • упражнение в делении слов на слоги;
    • развитие связной речи: составление распространенных предложений (по картинкам);
    • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

Оборудование: предметные картинки, пособие “Птичка”, кукла Соня.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:
  2. Логопед: Здравствуй, Илья! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай.

    “Светит, сверкает, всех согревает.” Что это?

    Ребенок: Солнце.

    Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?

    Ребенок: Солнышко.

    Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потямся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, не приятно. Опять засверкало солнышко.

  3. Логопед: Присаживайся. Илья, я предлагаю тебе отправиться в путешествие. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. А в дорогу мы с тобой возьмем звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус…
  4. Ребенок: Звук [с].

    Логопед: Скажи звук [с] какой?

    Ребенок: Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

    Логопед: Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я:

    Ста – сто – сту

    Ска – ско – ску

    Сна – сно – сны

    Сом - сад – суп

    Стул – стол – стук

  5. Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только доски какие – то лежат… (на столе кучкой лежат 10 картинок: сомы, собака, слон, самолет, кастрюля, носорог, лиса, автобус, лес, троллейбус). Давай разберем дощечки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [с] стоит в начале, в середине, в конце (используется пособие “Птичка”)
  6. Логопед: Посчитай картинки. Каких больше “дощечек”?

    Ребенок: Больше “дощечек” там, где звук [с] в начале слова.

  7. Логопед: А теперь давай построим мостик. Выкладывая мостик из этих “дощечек”. Сначала те “дощечки”, в которых 1 слог, затем 2 слога, 3 слога.
  8. Ребенок: Лес, слон – 1 слог, лиса, сомы – 2 слога, кастрюля, автобус, троллейбус, носорог – 3 слога.

    Логопед: Веселый.

    Ребенок: Грустный.

    Логопед: Подбери картинку, где у мальчика веселое лицо, а где грустное.

    Логопед: Широкий.

    Ребенок: Узкий.

    Логопед: Покажи где широкий бант, а где узкий.

    Логопед: Низкий.

    Ребенок: Высокий.

    Логопед: покажи, где высокая ель, а где низкая.

    Логопед: Пасмурный.

    Ребенок: Ясный.

    Логопед: Какая картинка вызывает улыбку, покажи, а какая грусть.

    Логопед: Новый.

    Ребенок: Старый.

    Логопед: покажи, где новые сандалии, а где старые.

    Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называл? ([с])

  9. Логопед: Давай немножко отдохнем, а потом дальше пойдем. Пальчиковая гимнастика:
  10. Логопед: А тут нас встречает девочка Соня. Соня хочет с тобой поиграть. Посмотри, она приготовила для тебя картинки. Посмотри внимательно и скажи, чем они отличаются?
  11. Логопед: Посмотри, Соня приготовила для тебя еще картинки. Давай составим по картинкам предложения, а Соня послушает. (Света ест сушки. Соня пьет сливовый сок. Собака ест мясо.
  12. Логопед: Молодец! Соне очень понравились твои предложения. Она благодарит тебя и дарит тебе подарок. Нам пора возвращаться домой. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Если ребенок затрудняется, то можно предложить ему помощь вспомни, были ли на картинках животные, транспорт, посуда… (Ребенок вспоминает и называет картинку. Переворачивая ее и проверяет правильность ответа)

  13. Итог занятия: Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? ([С]). Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался. Мне очень понравилось как ты произносил звук [C], как называл слова наоборот.

Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи: Образовательная: Закрепление навыков слогового анализа

Коррекционно-развивающая: развитие фонематических процессов

Воспитательная: воспитание контроля над собственной речью

Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.

Ход занятия

I. Орг. момент

Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам сегодня придёт на занятие. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? (Поросёнок).
Правильно. Вот он у нас какой. (Логопед показывает игрушку). А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости.

II. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).

III. Массаж лица

А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем,
Дружно щеки растираем.
Моем носик, ушки, лоб,
Вот умылись и вперед.

VI. Мимическая гимнастика

Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема).
Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?).
Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).

V. Анализ артикуляции

Какой звук я выделяю в именах СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его.
Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

VI. Характеристика звука

Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]?
Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

VII. Дыхательная гимнастика

Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).



VIII. Развитие фонематического слуха в слогах

Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши.
- СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.

IX. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма

Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной.
СЯ - СЯ; СЯ - СЯ - СЯ; ясь - ясь; ясь - ясь - ясь;
СЁ - СЁ; СЁ - СЁ - СЁ; Ёсь - Ёсь; Ёсь - Ёсь - Ёсь;
СЮ - СЮ; СЮ - СЮ - СЮ; Юсь - Юсь; Юсь - Юсь - Юсь;
Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.

X. Закрепление звука в словах

«Картинный лабиринт». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ - с’ - с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы! (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.)
XI. Пальчиковая гимнастика
Давай посчитаем, кого вы встретили?
(Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.)
С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались?
(Перечисляет с кем здоровались (Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)

XII. Развитие фонематического слуха в словах

Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты за мной повторять. Как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

XIII. Слоговой анализ

Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).
XVI. Согласована существительных с прилагательными
Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они?
(Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок - маленький, желтый, и т.д. лосёнок - …., поросёнок…