Задачи:

  • Освоение звукового анализа слов
  • Развитие представлений о гласных звуках
  • Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
  • Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился?»

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)

Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова слон

Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Это что за великан?
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю...! (Слон)

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)

Это согласный или гласный звук? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук? (-л-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук? (-о-)

Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук? (-н-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон? (3)

Сколько гласных звуков в слове слон? (1)

Сколько слогов? (1)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)

Физминутка

Мы веселые мартышки, улыбаются
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, хлопают
Мы ногами топаем, топают

Надуваем щечки, надувают щеки
Скачем на носочках подпрыгивают вверх
И друг другу даже, языки покажем, показывают языки
Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх

Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску
Шире рот откроем, открывают рот
И гримасы строим. строят гримасы
Игра «Какой звук заблудился?»

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)

Проговорите: Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?

Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа. Игры и упражнения.

Учебно-методическая разработка

1. Цель учебно-методической разработки:

овладение детьми старшего возраста навыками выполнения звукового анализа;

2. Задачи и направленность:

Подготовка детей к усвоению чтения;

Обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;

Развитие слухового восприятия, речевого слуха;

Развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;

Обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного возраста;

Формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

Закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой), местоположение в словах (начало, середина, конец).

Построение графической небуквенной модели, отражающей количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков.

3. Адресовано учителям - логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

4. Актуальность и востребованность на современном этапе:

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н.Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд] ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр поможет данный дидактический материал.

5. Условия реализации:

Логопункт при ДОУ, логопедическая группа, массовая группа, домашние условия.

6. Показания и противопоказания к применению:

Применять дидактические материалы к дошкольникам в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Представлена поэтапность формирования навыков звукового анализа для логопедов, воспитателей, родителей. Подобран и систематизирован материал для овладения навыками звукового анализа. Противопоказаний нет.

7. Способы взаимодействия специалистов:

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя), психолога, родителей. Способы взаимодействия:

систематическое проведение занятий с детьми воспитателями по программе;

консультации логопеда и семинары - практикумы;

внедрение элементов обучения грамоте с использованием динамических пауз с речевым материалом, попевок гласных звуков, звукоподражаний, речевых игр в занятия узких специалистов.

создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие фонематические представления (настольно-печатные, компьютерные), логоконструкторы, перфокарты.

8. Краткая характеристика содержания:

Представлены:

Методы и приёмы овладения звуковым анализом;

Этапы формирования процесса звуко-слогового анализа (по ходу представления этапов предлагаются игры и упражнения, помогающие усвоить этап (с указаниями и целями);

Алгоритм действий по выполнению звукового анализа

Порядок анализируемых слов: далеко не все слова можно предлагать ребёнку для выполнения звукового анализа. Даётся чёткая последовательность предъявляемых слогов, затем слов;

Описание игр и упражнений для овладения необходимыми знаниями на каждом этапе.

9. Результативность использования данной учебно-методической разработки:

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте. Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике выполнения звукового анализа в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Развитие звукового анализа и синтеза слов постепенно формирует навык послогового чтения. Звуковой анализ является основным в предупреждении дислексии. Применяя его на практике, результаты коррекции фонетической стороны речи показывают положительную динамику.

10. Перспективы использования учебно-методической разработки:

Коррекционно-образовательные учреждения;

Детские сады общего вида;

Специализированные детские сады;

Группы кратковременного пребывания;

Тема: Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа. Игры и упражнения.

I. Введение.

Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.

Как указывает Спирова Л.Ф., в сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка производить анализ звукового состава слова.

Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. Дети осознают, что:

речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,

обучаются выделению звуков из речи, из состава слова.

понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последовательности,

овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: "предложение", "слово", "слог", " звук", "буква".

Естественно, что у детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к б годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.

Различная степень нарушения речевой функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и методов при обучении детей звуко-слоговому анализу.

Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно, чаще.

II. Этапы овладения звуковым анализом.

1. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Ткаченко Т.А. Пр: А-большой круг красного цвета

О - овал красного цвета

Ш - шарик лопнул, выходит воздух. Игры и упражнения:

Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?)

Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжживёшь?

Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно продлить, используя любой звук.

"Утки и окуни".

Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Ход игры:

дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден,

облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

" Дружные звуки "

Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.

Ход игры:

Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши. Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра....

" Куклы заблудились "

Цель: научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной

интонацией.

Ход игры:

У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились.

Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то

есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом

ударные гласные).

" Сколько слов со звуком Ш? " Цель: научить находить слова сзаданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Ход игры:

Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши, Вот девочка Марина,

Шёпот к шороху спешит, А вот её машина,

Шёпот к шороху спешит, На, машина, чашку,

Шёпот по лесу шуршит. Ешь, машина, кашу,

Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринке на перинке, а Петрушка в колпачке,

на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили,

и шар себе купили,

Будем шар мы надувать,

будем шариком играть,

Раздувайся наш шар,

раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

Так же можно поиграть и с другими звуками: примерный перечень литературы:

Т.А.Киселёва "Логопедическая зарядка в коррекционной работе с детьми, имеющими дефекты речи"

Т.А.Ткаченко "Специальные символы" с.31

А.И.Максаков "Учите, играя" с. 124

Колесникова Е.В. "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"

Колесникова Е.В. "Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет"

Л.М.Козырева "Развитие речи. Дети 5-7 лет" с.27

" Слышишь ли ты звук? "

Наглядный материал: картинки с изображением разных предметов.

Логопед показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. (МАК)

Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Логопед предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словами МЫШКА- МИШКА, кит- кот.

" Подскажи Петрушке звук "

Наглядный материал: Петрушка, ширма.

Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети. Логопед внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком. На солнышке грелся черноухийкотёно... На него смотрел белоухийщено... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

" Какое слово задумала? " Наглядный материал: предметные картинки (ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф,

Логопед показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?

Да. Вы пропускаете звук Р.

Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в

середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.

II вариант игры

Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.

Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.

2. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.

Игры и упражнения:

"Подарки гостям." Педагог представляет гостя занятия: (Матрёшку, Пафа, Буратино, Карлсона, Золушку) и прочих. Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.

"Пропускаем мы во двор слов особенный набор". Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем "пропускать" только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

"Предмет и имя". Логопед показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Коля, Света Вова). Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.

"Чудесная удочка"

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Лото "Назови картинку и найди первый звук"

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: карты по 4 картинки

Описание игры:

Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой.

" Замкни цепочку "

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча, а можно выполнить

настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.

"Поезд"

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

" Доскажи звук "

Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.

Ход игры:

игру можно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

" Найди сбежавший звук "

Цель: определение первого звука в словах собственной речи.

Ход игры:

Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать "сбежавший звук" За каждый правильный звук даётся очко

Смотрит..олнышко в окошко, В этой речке утром рано

Светит в нашу комнатку, Утонули два..арана.

Мы захлопали в ладоши, Кто один имеет рог?

Очень рады..олнышку. Ну, конечно, …осорог!

Какой звук пропущен?

"Нарисуй букву " - игра перфокарта".

Цель: нахождение заданного звука в словах на основе проговаривания.

Описание игры:

для игры заготавливают папки- перфокарты: на карточке нарисованы картинки, а под каждой картинкой вырезано отверстие. В папку закладывается листок бумаги. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук, и закрасить отверстия под этими картинками. После этого листок вынимается из перфокарты, все пометки соединяются линиями, если картинки определены правильно, то должна получиться буква.

"Распредели картинки"

Детям раздаются картинки, где, например, (м) в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где (м) в начале слова, во вторую - в середине, в третью -в конце слова.

"Закрась окошечко, где живёт звук"- игра-перфокарта. Цель: определение места звука в слове.

Материал: папки-перфокарты, на которых помещают по 3 картинки, под каждой вырезаны 3 отверстия- окошка для звуков. В правом углу перфокарты дано изображение буквы.

Ход игры:

Дети, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его "комнату" в доме, состоящем из трёх комнат - отверстий.

3. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:

красный обозначают гласный звук,

синий твёрдый согласный,

зелёный - мягкий согласный,

синий с изображением звоночка - твёрдый звонкий согласный,

зелёный с изображением звоночка - мягкий звонкий согласный звук.

Игры и упражнения:

Логопед произносит звук, а ребёнок определяет: твёрдый это звук или мягкий?

Распредели игрушки между Тимом и Томом, Катей и Кирой, Симой и Светой (в зависимости от того, с какого звука: твёрдого или мягкого начинается слово и имя).

"Звуковое дерево"

на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

"Сигнальщики"

У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.

"Орешек или подушечка" - игра проводится по аналогии с игрой "Сигнальщики".

"Чем отличаются слова?"

Логопед читает пары слов, в которых ребёнок должен определить, как изменится звук по

звонкости, глухости

Бочка-почка зуб-суп зайка- сайка

Жар-шар точка-дочка пар- бар

На данном этапе дети учатся анализировать обратные слоги типа:

ГЛАСНЫЙ+ СОГЛАСНЫЙ, прямые слоги типа: СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ, а затем слов типа КОТ, МАК, КИТ.

Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В это время дети понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог", "слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой".

4. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слова.

Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.

Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на звуковую линейку и по представлению.

Игры и упражнения:

"Телеграфисты"

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен "передать содержание телеграммы": произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий "принимает телеграмму" - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

"Поймай звук"

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Знания детей о звуковом составе слов, полученных на предыдущих этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге 1 гласный звук, учатся делить слова на слоги различной слоговой структуры, определять последовательность слогов и их количество.

Игры и упражнения:

"Слоговая цепочка"

Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги.

Ход игры: Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половинка пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово - название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых картинок - последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка - с пустой правой половинкой.

"Разгадай ребус"

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов. Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ

КартинкиСлова

голуби, раки - гора;

бутылка, рябина - буря;

кораблик, жаворонок - кожа;

сухари, шары - суша;

ромашка, тазы - рота;

телефон, малина - тема;

чулок, дома - чудо;

вагон, рябина - Варя;

карандаш, банка - кабан;

банан, бабочка - баба;

колобок, марка - комар;

девочка, лопата - дело;

лисички, самолет - лиса;

шуба, ракета - Шура.

III. Порядок анализируемых слов:

слова из двух гласных (АУ)

из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)

из трёх звуков (РАК, КИТ)

из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)

слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)

слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)

слова из 2 слогов (СУМКА)

из 3 открытых слогов (СОБАКА)

IV. План анализа слова:

произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.

2.найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а во второй по слогам.

3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6. третий звук и т.д.

7. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?

сколько гласных?

сколько в слове слогов?

V. Заключение.

Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.

Использованная литература:

1.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб.,2003.

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.

4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.

7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

8. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988.

9. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М., 1987.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

11. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

12. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

13. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000

14. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

15. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.

16. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.

17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, СПб.: Актцидент,1997.

18. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи, СПб: Акцидент, 1997.

19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь "Совершенствование навыков звукового анализа". М.: ЭГСИ, 1999.

20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа а специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987

Учитель-логопед Роговая А.В.

Звуковой анализ слов лежит в основе обучения ребёнка чтению и особенно письму. Без развития навыков этого анализа немыслимо формирование умения грамотно писать. Так как в основе звукового анализа лежит разделение целого (целым выступает слово) на составные части (звуки), то это даёт прекрасные возможности для создания игровых пособий на закрепление такого умения.

Посмотрите, как этими возможностями смогли воспользоваться Ваши коллеги. Немало положительных примеров самодельных дидактических игр и пособий; лэпбуков и игрушек-тренажёров по звуковому анализу собрано на страницах данного раздела. А также готовые конспекты занятий, консультации и рекомендации по теме.

От умелого звукового анализа – к уверенному синтезу слов!

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 282 .
Все разделы | Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа

Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава» 647000, г. Дудинка, ул. Островского д.3,тел/факс...

Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов» Сегодня мы собрались, чтобы уточнить как правильно проводить звукобуквенный анализ слов и поупражняться в нем. Уважаемые родители, скажите, что такое звуки ? (Звуки - это то , что мы слышим и произносим. А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем. Звукобуквенный анализ включает :...

Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа - Развитие слухопроизносительной дифференциации звуков [З- З’], коррекция фонематического анализа

Публикация «Развитие слухопроизносительной дифференциации звуков [З- З’],...» Развитие слухопроизносительного дифференциации звуков « з – зь», коррекция фонематического анализа на основе упражнений в различении и узнавании звуков: коррекция навыка интонационного подражания. 1. Упражнение на слухопроизносительную дифференциацию звуков «з – зь» А) Логопед...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза» Методическая копилка: « Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза». Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков: «Кто идёт?» Игровой материал: бубен. Описание: выбирается водящий, который...


Максимук Жанна Викторовна. МБДОУ № 12. Игры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной группе. Игра « Шифровка » Цель: формирование умения определять первый звук в словах (по картинкам. Составление по данным звукам слов,...

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического восприятия и слогового анализ «Звук [К]» в средней группе Задачи: 1. Формировать умение выделять в словах слоги. 2. Уточнить и закрепить произношение звука [К] изолированно, в слогах, словах. 3. Развивать фонематический слух: умение выделять заданный звук на слух из ряда слогов, слов, умение выделять звук в начальной позиции. 4....

Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа - Конспект логопедического занятия по развитию звукового анализа и фонематического восприятия «Звук [А]» в средней группе

Задачи: 1. Уточнить и закрепить произношение звука [А] изолированно, в слогах, словах. 2. Продолжать развивать умение выделять звук [А] на слух из ряда гласных звуков, слогов. 3. Развитие слухового и зрительного внимания. 4. Развитие межполушарного взаимодействия и мелкой...


Цели: Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [щ] на слух в слогах, словах, предложениях. Уточнять характеристику звука. Развивать умение соотносить звук [щ] с буквой Щ; звукобуквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать артикуляционные мышцы,...

Приводятся упражнения и задания для формирования этих навыков, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения.Подбор речевого материала осуществляется и обусловлен набором правильно произносимых ребёнком звуков, изученных и...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки, - учить различить ударные и безударные гласные звуки, Демонстрационный материал: - полоска с четырьмя клеточками; - красные, синие, зеленые,...

Чтобы обучить детей звуковому анализу слов, необходимо научить их, чем звуки отличаются от букв. На страницах этого раздела представлено немало специальных игр (в том числе кубики, «сундучки») на развитие навыков звукового анализа. Некоторые педагоги из подручного материала создали интересные наглядные пособия, призванные облегчить детям освоение данных навыков. Рассказы об их создании и рекомендации по использованию Вы также найдёте на этих страницах. А ещё - разнообразные интерактивные папки (лэпбуки) по данной теме.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы

и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
- соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
- соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
- соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода :
- формирование навыков элементарного анализа;
- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Первый период , в свою очередь, состоит из частей:
- выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
- затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.

Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.

Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.

В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков - позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения. Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.

Для узнавания звука в слове:
- ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
- согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
- любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Для определения первого звука в слове:
- ударные гласные;
- сонорные согласные;
- щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
- остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:
- ударные гласные;
- сонорные согласные;
- щелевые согласные.

Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

Приведем, теперь последовательность предъявляемых для полного звукового анализа слов. Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова и в середине перед согласными (типа ложка, грядка). Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически - [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать данные слова и это будет пропедевтика правописания безударных гласных.

Итак, порядок анализируемых слов следующий.
- слова из двух гласных (типа ау);
- слова из двух звуков (типа ум);
- слова из трех звуков (типа рак);
- слова из двух открытых слогов (типа мама);
- слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
- слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
- слова из двух слогов (типа сумка);
- слова из трех открытых слогов (типа корова).

Чтобы родителям не ошибиться в отборе нужных слов для проведения анализа, приведем примерный список слов, отвечающий названным правилам. Конечно, родители могут использовать и свои слова, главное, чтобы они соответствовали перечисленным требованиям.

Формы звукового анализа для дошкольников


Слова с ударными гласными в начале слова (используются для узнавания гласных в слове).
А: адрес, Алла, Анна, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, арфа, астра, атом;
О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осень, ослик, остров, отдых, отпуск;
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;
И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра;
Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (используются для узнавания гласных в слове).
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран;
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон, сноп, порт;
У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук;
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис;
Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (используются для выделения первого звука в слове).
Л, Л": лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна, лиса, лист, лодка, луг, лук, лыжи;
М, М": мак, мама, март, маска, масло, мир, миска, море, мост, муха, мыло;
Н, Н": нож, носки, нос, ноты, номер, нитки, низкий;
Р, Р": радио, радуга, рак, ракета, рама, роса, рис, рейка, рельсы.

Слова с сонорными согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).
Л, Л": стол, стул, пыль, плыл, носил, косил, вокзал, пенал, узел, мел, орел, футбол, угол, пол, быль, мель, даль;
М, М": терем, крем, холм, лом, сом, атом, шум, дым, изюм;
Н, Н": барабан, диван, океан, стакан, карман, банан, тюльпан, кран, каштан, орден, клен, пингвин, ужин, магазин, павлин, графин, горн, ремень, камень, пень;
Р, Р": самовар, базар, сахар, шар, тигр, кедр, клевер, ковер, веер, номер, тренер, катер, вечер, мир, кефир, календарь, букварь, словарь.

Слова с глухими согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).
К: веник, звонок, щенок, кубок, гудок, чулок, замок, урок, каток, молоток, жук, лук, паук, галстук, бык;
П: сироп, укроп, карп, серп, суп;
С: квас, час, лес, пес, рис, бокс, нос, насос;
Г: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет, кит, щит;
Ф: шкаф, шарф;
X: мох, горох, петух;
Ц: перец, ранец, дворец, огурец, песец, отец;
Ч: врач, меч, кирпич, луч, мяч;
Ш: шалаш, душ, ландыш, малыш, камыш;
Щ: плащ, лещ.

ПОЛНЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
Слова из двух открытых слогов: мама, рама, ваза, гуси, шуба, лыжи, мыло, ножи, часы.
Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, грач, шкаф, план, плот, плащ, врач.
Слова из одного слога со стечением согласных: волк, торт, шарф, бобр, март, зонт, куст, мост, лист, лифт.
Слова из двух слогов со стечением согласных: сумка, кошка, маска, парта, палка, лампа, щетка, мышка, мишка.
Слова из трех открытых слогов: корова, лопата, солома, ворона, сорока, дорога, Марина, собака.

Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет»

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеле-ный - и предлагает игру: если ребенок услышит правиль-ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про-износит звукосочетания:


БАМАНВАВАНАЛЬБОМАЛЬПОМ

ПАМАНДАВАЙАЙБОМАЛЬМОМ

БАНАНБАВАНАНЬБОМАЛЫНОМ

БАНАМВАНАНАВЬБОМАБЛЁМ

ВИТАМИНВИТАНИИКЛЕТКАКЪЕКТА

МИТАНИНМИТАВИНКЪЕТКАКВЕКТА

ФИТАМ ИИФИТАВИНКЛЕТТАТЛЕКТА

ВИТАЛИМВИТАНИМТЛЕТКАКВЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кру-жок.

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак-бак-такмоток-каток-поток
ток-тук-такбатон-бутон-бетон
бык-бак-бокбудка-дудка-утка
дам-дом-дымнитка-ватка-ветка
ком-дом-гномклетка-плётка-плёнка

тыква-буква-будка

Примечание. При воспроизведении слов необязательно зна-ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд-нопроизносимых звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 3

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь-ных:


канава-канава-какао-канава

ком-ком-кот-ком

утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

будка-буква-будка-будка

винт-винт-бинт-винт

минута-монета-минута-минута

буфет-букет-буфет-буфет

билет-балет-балет-балет

дудка-будка-будка-будка


УПРАЖНЕНИЕ № 4

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом, лимон-вагон-кот--бутон, мак-бак-веник-рак, совок-гном-венок-каток, пятка-ватка-лимон-кадка, ветка-диван-клетка-сетка, каток-дом-моток-поток.

И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 5

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

та-та-тапа-па-па ка-ка-ка
та-та-та па-па-па ка-ка-ка
та-та-та па-па-па ка-ка-ка

фа-фа-фана-на-на

ва-ва-ваба-ба-ба

ма-ма-мага-га-га

УПРАЖНЕНИЕ № 6

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним соглас-ным и разными гласными звуками.

та-то-туну-ны-набо-ба-бы
ты-та-тоно-на-нубу-бо-ба
му-мы-мада-ды-допа-пу-по
мо-ма-мыду-ды-даку-ко-ка
ва-ву-воИ т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 7

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та-ка-папа-ка-та
ка-на-пага-ба-да
фа-ха-кака-фа-ха
ба-да-гава-ма-на
ма-на-ваИ т.п. То же с гласными О, У, Ы.

УПРАЖНЕНИЕ № 8

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву-ками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

па-бата-да
по-бока-га
пу-буфа-ва
пы-быса-за

ша-жа

(То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:

па-ба-пата-да-тава-фа-ва
по-бо-пода-та-дафа-ва-фа
пу-бу-пука-га-каса-за-са
пы-бы-пыга-ка-га

УПРАЖНЕНИЕ № 9

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву-ками, различающимися по мягкости/твердости,
па-пяпо-пёпу-пюпы-пи
ма-мямо-мёму-мюмы-ми
ва-вяво-вёву-вювы-ви

та-тято-тету-тюты-ти

ба-бябо-бёбу-бюбы-би

да-дядо-дёду-дюды-ди

фа-фяфо-фёфу-фюфы-фи

УПРАЖНЕНИЕ № 10

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди дру-гих звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произно-сит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый глас-ный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю - гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ № 11

Выделение одного из согласных звуков в звуковом по-токе. Взрослый называет и, многократно повторяя, доби-вается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и дви-гательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных зву-ков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.

М - корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н - телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

В - вьюга воет, деревья качает (машем руками над голо-вой)

Ф - из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

К - игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)

Т - работает пишущая машинка (изображаем указатель-ными пальцами)

П - лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

X - греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)

С - качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)

3 - комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)

Ц - тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-

В-О-Э и т.д.

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с бук-вами: ПЭ, ТЭ, ЭР - это названия букв, произносить же надо звуки.

УПРАЖНЕНИЕ № 12

Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уго-лок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, ут-ренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, уро-жай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова. УПРАЖНЕНИЕ № 33

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, бу-кеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, кака-ду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 13

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, ок-рики, опера, окна, осы, ослики.

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4-5 действий, названия которых начинают-ся со звука У.

УПРАЖНЕНИЕ № 14

Назвать звуки в сочетаниях.

АУУАИ
УА АИУ
АИ АУИ
ИА ИУА
ИУ УИА
УИ ИДУ

Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

УПРАЖНЕНИЕ № 15

Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы - полосы, ворона - корона, вышка - пышка, вагон - загон, вата - хата, волк - полк, корова - корона, волны - полный, сова - сама.

Грива , сова, голова, корова, диван, давать, кивать, пра-вый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить выделенные слова.

УПРАЖНЕНИЕ № 16

«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, фла-кон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, фор-точка, флаг, фыркать.

Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

УПРАЖНЕНИЕ № 27

Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

УПРАЖНЕНИЕ № 18

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

УПРАЖНЕНИЕ № 19

Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады - садики, зонты - зонтики, кусты - кустики, мосты - мостики, носы - носики, банты - бантики, ходы - ходики, плоты - плотики, усы - усики, рыбы - рыбки, горы - горки, липы - липки, лапы - лапки, норы - норки.

УПРАЖНЕНИЕ № 20

Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

Игры, помогающие определить место звука в слове

Игра «Звукоедик»:

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Подарки друзьям»:

Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

Айболиту – абрикос, альбом, астру;
Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игра «Цепочка слов»:

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:

Игра «Найди свой домик»:

Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».
Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игра «Отгадай загадку»:

Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Например:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:

зеленый | красный | синий | красный

Игра «Назови слово по модели»:

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

синий | красный | синий

Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

Модели берем разные. Играем до победителя.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.

Первый звук называй, слово быстро отгадай!

Электронное пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза слов у детей 4-7 лет "Первый звук называй, слово быстро отгадай!"

Цель: формирование у дошкольников навыков составления слов, по первым звукам названий предметов изображенных на картинках.
Задачи:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- совершенствовать умение выделять первый звук в слове;
- учить составлять слова из звуков;
- закреплять навыки определения места звука в слове (начало, середина, конец слова)
- развивать фонематический слух;

Назначение.
Данная игра может быть использована в работе с детьми 4-7 лет. Пособие выполнено в программе Microsoft PowerPoint . На экране появляются несколько картинок. По первым звукам, изображенных на них предметов, ребенок отгадывает слово. В игре ребенку предоставлена возможность не только угадать слово, но и прочитать его. Задания выстроены по принципу от простого к сложному, каждое последующее задание сложнее предыдущего. Вся игра занимает несколько минут, что не позволяет ребенку устать и предотвращает длительное нахождение дошкольника у монитора компьютера.
Хочу обратить внимание на особенности работы по звуковому анализу и синтезу слов с детьми дошкольного возраста. Дошкольники еще не знают правил русского языка. Можно объяснять, что не всегда мы пишем то, что слышим. При отборе слов для звукового анализа необходимо следить, чтобы все гласные и согласные звуки совпадали с буквами.
Поясню. Например, слово ОЧКИ брать нельзя, в нем первая буква О , а звук А . Не брать слова типа САД , так как последний звук Т , а буква Д , тоже и в середине слов ЛОЖКА – звук Ш , а буква Ж . Для детей 4-7 лет важно познать сам принцип звукового анализа, все остальное они узнают в школе.
Обратите внимание, что в данном пособии для детей есть подсказки и ориентиры, на которые необходимо указать ребенку. Гласные звуки обозначены красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым цветом. Кроме того, первый звук в словах на картинках также, соответственно, твердый или мягкий согласный. Это не всегда учитывают разработчики пособий для детей. Если Вы посмотрите на алфавит с картинками в магазинах, то и там очень часто увидите такие ошибки (например, буква Б – нарисована белка). Это не допустимо, при обучении грамоте детей в детском саду.

Ход игры.
- Сегодня мы поиграем в новую игру. Давай вспомним, как мы умеем определять первый звук в словах. (Ребенок находит первый звук в слове путем громкого проговаривания, необходимо побуждать дошкольника делать это самостоятельно).
- Я научу тебя составлять слова из звуков. Вот послушай, каждое слово состоит из разных звуков. Давай прислушаемся… с о м . Если наш голос постарается пропеть все эти звуки вместе, то мы услышим слово. Попробуем произнести: ссссссоооооммммм .
- Что получилось?
- Правильно, СОМ

Задания.
- Посмотри на картинки. По первым звукам названия картинок отгадай слово.


Детям старшего дошкольного возраста предлагаем составить слова из букв и прочитать слово.


Также старшие дошкольники смогут справиться и с более сложным заданием, последовательным анализом входящих в слово звуков.


Сначала можно предложить выполнить такие задания:
- Посчитай сколько звуков в слове.


- Я назову звук, а ты выбери картинку, название предмета на которой начинается с этого звука.


Какой это звук? (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук)


- Вот несколько картинок, выбери ту, название предмета на которой начинается на гласный звук.
- Найди все гласные звуки в слове.


- Найди картинки, названия предметов на которых начинается на согласный звук. Определи, мягкий это согласный или твердый (звонкий или глухой).




- Определи, где находится звук (в начале, в середине или в конце слова).
Такие задания, с постепенным их усложнением, позволят подготовить ребенка к обучению грамоте.

Желаю успехов!

Презентация на тему: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов у детей 4-7 лет