Иногда услышав «эдакое» словечко мы заинтересовываемся, что оно подразумевает и откуда ростут его корни. Здесь полезно вспоминать, что структура любого слова разбирается с помощью двух анализов: морфемного и словообразовательного. И тут здорово может помочь разбор слова по составу онлайн бесплатно в интернете. Но какими бы возможностями не одаривала нас всемирная паутина, элементарное мы для себя всё же должны знать. Морфемный анализ – это выделение морфем, составляющих данное слово, то есть элементарные частички. При этом используя морфемный разбор слова онлайн, помните, что он же есть и разбор слова по составу онлайн. Совершаем его по пунктам:

Слово выписываем (не меняя формы его из контексте) и определяем часть речи, к которой оно принадлежит.

Отмечаемокончание. Просто склоняем слово и легко обнаруживаем его.

Находим основание.

Определить корень и перечислить однокоренные слова.

Обозначить префиксы, суффиксы, постфиксы и подбираем слова с подобными, но другим корнем.

Как видим, можно посидеть самому над словечком и разобрать по вышеуказанным пунктам или обратиться к опции «Морфемный разбор онлайн».

Словообразовательный разбор онлайн доступен тоже. На деле его также можно предоставить:

Найти исходник слова.

Обозначить есть ли это слово производным, указав на его основу.

Подобрать начальное слово (то есть то, от которого наше является производным).

Выделяем основу разбираемого нами слова и словообразующие суффиксы, постфиксы или префиксы.

Теперь можно определить способ, которым образовано данное слово.

Теперь, когда мы знаем, как разобрать слово по составу и как проанализировать словообразовательно укажем отличия двух этих способов и некоторые особенности, знание которых пригодится для их проведения:

1. При словообразовательном анализируем слово в начальном виде, а при морфемном – слово в той форме, в какой оно в тексте.

2. Сложные слова уже являются производными.

3. Чтобы узнать производное ли это слово достаточно указать его основу в начальной форме.

4. Когда мы видим в основе префикс или суффикс, это слово является сложным. (кроме случаев с бесприставочными глаголами).

5. Когда в основе начальной формы есть один корень, обычно оно определяется как непроизводное. Это не распространяется на следующие случаи: переход, из какой – либо части речи в другую; явлении нулевой суффиксации.

6. В слове мы всегда можем выделить его основу, а вот окончание – в части речи, которые изменяются.

Таким образом мы рассмотрели как можно изучить структуру слова и определить его происхождение.

Мы жители Украины, и после того, как у моей дочки появился в школе новый предмет- русский язык, возникли проблемы с морфемным разбором. Словари все отвезли еще лет 10 назад в деревню к бабушке- печь топить, поэтому и пришлось прибегнуть к интернету. В первом запросе мы искали слово . Теперь регулярно, даже ради любопытства, читаю словарь. Кто бы мог подумать, что есть сайты, где так удобно упорядочена информация, как у вас. Теперь без проблем справляемся с разбором слов по составу. Спасибо за ваш труд! Дарья Васильевна

Меня больше всего интересовали старо - русские слова, ли украинские, которые тоже имеют свою давнюю историю. Было для меня удивлением, что слово имеет давние корни, тем более, что его использовали не только в русском языке, но и в других языках тоже. Хочется отметить, что чем больше мы знаем историю слов, тем больше будем знать свою историю, а это очень интересно. Дети мои тоже этим интересуются и даже иногда советуют, что - то посмотреть новое и узнать. NikitaN

Всегда, когда слышу длинное и непонятное слово, пытаюсь самостоятельно разделить его на части, понять, как оно образовано. Если у самой не получается, приходится искать в специальной литературе, но часто там не могу найти искомое слово. Попыталась найти в интернете и мне очень помог данный словарь, здесь есть слова по составу онлайн. Очень быстро можно найти интересующее слово и увидеть полную информацию о нем. Очень приятно, что здесь размещены определения, которые пригодятся тем, кто не знает с чего начать разбор. Маргарита

С рождения мы являемся носителями языка и по мере расширения словарного запаса нам становится любопытно как произошли те или иные слова. Иногда не получается выделить основу слова самостоятельно и узнать словообразовательный или морфемный состав слова, тогда нам на помощь приходит детальный разбор слова по составу онлайн. Решение интересующих вопросов можно найти довольно просто. Здесь очень подробно описано как грамотно сделать разбор слова, пошаговая инструкция и правила разбора доступны даже для детей. Данный ресурс - находка для любознательных. Светлана

Анализ Морфем для разбора слова по составу не так прост, несмотря на четко предоставленные алгоритмы. Довольно непростые грамматические нюансы языка часто приводят к ошибочному или неоднозначному разбору современных частей слов. При выделении составных форм-морфем: "приставка-корень-суффикс-окончание" недостаточно их простой идентификации с частями слов, подобными заданным.Поэтому многие учащиеся бывают неуверенны, правилен ли их разбор слова по составу. Словарь онлайн бесплатно поможет устранить сомнения и усовершенствовать свои знания.Вот несколько причин первоначально неверного анализа:- разбор начинается с корня- неправильно определен разряд прилагательного, глагольная и отглагольная формы- не учтен лексическо-синтаксический контекст.- расхождение между буквенным и буквенно-звуковым составом словоформы.

София-Анна

У дочки отличная учительница русского. Она привила детям любовь к языку. И даже я участвую в процессе разбора слов в предложении. Для нас это увлекательный кроссворд и тренировка ума. После выполнения всех пунктов проверяем работу, воспользовавшись опцией морфемный разбор онлайн на сайте. Если дочка делает задание сама, без нас, то тоже пользуется этим сайтом для трудных слов. А их в нашем языке много. Например, в неизменяемых словах вообще нет окончания. А их можно определить, лишь четко разобравшись, какая именно часть речи нам дана. В основном, это наречия. Или другая категория неизменяемых слов. В ней трудности возникают с иностранными несклоняемыми существительными. Дети часто ошибаются, приписывая им несуществующие окончания или суффиксы. Валентина

Богатство и безграничность русского языка поражает. У русского языка очень богатый словарный запас и в нем много загадочности и необычности. Морфемный разбор очень интересно проводить, находить первоначальный источник слова, а также отделять приставки и суффиксы, окончания. В наше современное время на помощь может прийти онлайн словарь разбора слова по составу бесплатно. Онлайн словарь полезен тем что, произведя разбор и если сомневаемся в верности выполнения, есть возможность проверить себя вбив в строку поисковика "разбор слова по составу словарь онлайн бесплатно в интернете". Довольно сложно производить разбор слов,которые пришли к нам с другого языка или старославянские слова. Благодаря онлайн словарю все становится довольно легко и просто. Елена Helen

Век живи - век учись. Дочка ходит в старшие классы и периодически ставит своими вопросами по русскому языку нас с женой в тупик. Ну, на пример, определениями типа нуль-морфемная единица. Ладно, когда просто пытаешься вспомнить было у тебя это в твое время в школе либо не было и смотришь по ее учебнику, чему сейчас детей учат. Но хуже, когда она приносит домашнюю работу и просит проверить. Вот тут становится весело если одобрил, а оказалось неправильно, то за плохую оценку уже виновата не она, а родители. Более того авторитет страдает. Вот и приходится, на старости лет, лазить по бумажным словарям, в которых всяких морфемных разборов отродясь не было. Спасибо, slovoline, в интернете обнаружил. Теперь периодически пользуюсь в подобных щекотливых ситуациях. Дмитрий

Не зря, русский язык, признан одним из самых трудноизучаемых наравне с китайским. Но увы, школьные знания с возрастом забываются и с каждым прошедшим годом, правила все больше стираются из памяти. И когда тебе, внезапно, приходиться столкнуться с задачей по разбору слова или предложения, ты в ступоре смотришь на задачу и лихорадочно пытаешься систематизировать обрывки школьных знаний, но ничего не выходит и ты тайком, что-бы никто не увидел, пишешь в поисковике разобрать по составу слово онлайн.Интернет значительно упростил повседневную жизнь, но к величайшему сожалению, он убивает язык. Вам наверное доводилось не единожды с горечью замечать как общаются наши дети в сети: прив, ок, пок и т.д. И поэтому, огромная благодарность создателям подобных ресурсов за их старания. Антон80

Добрый день. Просьба разобрать слово по составу КОРЕШОЧЕК и если есть возможность выслать на емэйл fontan83mail.ru очень нужно задали в школе а никто помочь не может Сергей П

Богат и сложен великий русский язык.Особенно трогает глубина его морфемной структуры. Мы - взрослые русскоговорящие совсем не замечаем натуральных сложностей построения слов родной речи. А вот если только представить, как сложно бывает иностранцам... Хотя и нам приходилось когда-то учиться. Все были детьми.Очень интересный и полезный ресурс о правилах морфемного разбора слов русского языка. zinaya-sad

Невидимка.

Отмечаем окончание пишется раздельно,но сайт хороший.Сайт скучный поработайте над ним.Число букв в написании сообщения слишком много,сделаете поменьше вдруг кому-то это поможет.как я говорила сайт хороший,но много чего не хватает.Спасибо за внимание и понимание Невидимка.

Очень хороший и правильный сайт! Я просто восхищена и горжусь им! Так и надо держать! Очень полезный самое главное без ошибок! Советую вам и для ваших детей! Я не знаю его:(

блин, прикройте лучше вашу отстойную лавочку, я у вас так часто полный бред нахожу. Где вы, грамотеи, видели, чтоб "танцор" полностью попадал в корень??? от какого слова тогда он, интересно, произошел? йцукенг

Попробовала данный словарь на деле. Могу предложить доработать логику сервиса так, чтобы воспринимались и слова, полностью напечатанные в окне ввода. Сейчас для выполнения морфемного разбора слова после введения нескольких букв его необходимо выбрать из списка. Если же напечатать слово для разбора, несмотря на наличие в списке, оно не вылавливается в словаре и его разбор не показывается. Хотя это неудобство сполна перекрывается неоценимой услугой, которую каждый получает, используя сервис, предоставляющий разбор слова по составу. Словарь онлайн разработан с учетом практически всех языковых нюансов и поможет как ученикам оценки подтянуть по русскому, так и ассам свои знания проверить. Самоконтроль не помешает, ведь русский может преподнести сюрприз даже знатокам. Дарья Бильчик

Я работаю с наборами текстов и мне морфемный разбор онлайн, который я нашел на этом сайте очень помогает в работе. Насколько хорошо я знаю русский язык и то иногда приходится заглядывать в словарь, чтобы правильно составить тексты на русском языке. Очень просто и легко можно найти самые сложные словосочетания. Часто проверяю себя используя эти знания. Я считаю, что это онлайн словарь просто незаменим как профессионалам,так и просто ученикам школ для изучения русского языка. Рекомендую своим знакомым. Максим Говоров

Этот словарь хорошее вспомогательное пособие. Узнать слово по составу онлайн такая потребность появляется при наличии трудностей разбора или сомнений. Здесь представлены разные речевые морфемы, некоторые сложны из-за нетипичного словообразования. Никогда не вызывает вопросов только разбор междометий или служебных слов, ведь в их составе нет вспомогательных частей, только корень. Примеры: если, но, когда, алло, ах и т. д. Кузнецова Ирина

Olkezay

Столько познавательного я нашла на этом сайте. Очень помогает для детального изучения грамматики, очень просто работать. Русский язык очень сложный для изучения и много нового сейчас появилось в последнее время. Мне очень помогает звуко буквенный разбор слова, который я нашла на этом сайте для учебы. Я учусь на филологическом факультете.Теперь уже и мои сокурсники пользуются этим онлайн словарем. olga gukol

Предлагается "Словарь морфемных разборов" онлайн. Это словарь разборов слов по составу. Он содержит анализ морфемной структуры более 2300 слов, отобранных по поисковым запросам посетителей нашего сайта. Словарь постоянно пополняется Tekilka

Недавно у сына в школе проходили "Разбор слова по составу" по русскому языку, довелось вспомнить все свои знания и покопаться в интернете. Хорошую подсказку я получила именно на этом сайте, изучая морфемный разбор слова. Теперь и ребенок стал разбираться, где основа слова, где окончание, а где корень и приставка с суффиксом. Самое понятное, что слово надо разбирать в той форме, как оно написано в тексте, а уже далее распределить на части из которых оно состоит. СловарьОнлайн

Я учусь на филологическом факультете и для меня просто был находка этой онлайн словарь.Звуко-буквенный разбор слова применяется очень легко. Пользоваться таким словаре сможет даже школьник, а самое главное, что при применении такого словаря знания закрепляются в памяти отлично.Сейчас среди моих одногрупников очень стало популярным пользоваться этим словарем в самостоятельных заданиях и на курсовых. Ангелина

Правильное определение морфем слова - нелегкая наука для любого, но достоверность сервиса не абсолютна, так как автоматический анализ подвержен ошибкам. Так же, как морфологический разбор слова онлайн этого сервиса содержит неточности. Например, не уточняется особое свойство глаголов -дать- и -есть-, склоняющихся по отличающемуся от общего типу. Это нюансы, которые являются значимыми, это нужно учесть при пользовании данными словарями. Ирина Леонидовна

Морфемный разбор слова позволяет увидеть все составляющие элементы слова. На просторах интернета нашла этот сайт, на котором собрано большое количество словарей и интересных статей. В этой статье очень грамотно и популярно описан алгоритм морфемного разбора слова. Также предложен онлайн-сервис, который разберет слова на составные части без участия человека. Очень удобный сервис для ленивых учеников. Екатерина

Я живу в Украине и учусь в русской школе. Для грамотного написания текстов очень важно уметь делать морфемный разбор слова. Наша учительница по русскому языку подсказала на о существовании онлайн -словаря и пояснила как с ним работать.Теперь я делаю морфемный разбор слова онлайн бесплатно. Это мне помогает в моей учебе. Составлен он очень легко, пояснения легко воспринимаются. Большая помощь мне в процессе обучения. Ольга Василенко

В русском языке таких слов очень много. На мой взгляд морфемный разбор слова отличная возможно понять, откуда произошло то или иное слово. Узнать корень слова и так далее. К примеру, многие кулинарные слова произошли от французских слов, слышал об этом. Кроме того, когда есть возможность разобрать слово онлайн, это еще легче. На это не теряешь время, да и ошибок точно не сделаешь. Стараемся чаще пользоваться сервисом, и очень нравится. Александр

Морфемный анализ требует глубокого изучения происхождения слов. Они со временем видоизменяются, теряются родственные связи, как результат - множество расхождений у разных авторов словарей. По этой причине морфемный разбор слов онлайн не может даже теоретически претендовать на абсолютную точность, основываясь только на одном словообразующем словаре. А словообразование - определяющий фактор при выделении словообразующих морфем и основы. Ирина Леонидовна

Мы с другом с недавнего времени учимся на филологическом факультете нашего университета. Во время сдачи первой сессии, при подготовке курсовых работ возникла проблема с морфемикой. Благо друзья подсказали нам о существовании этого необыкновенного онлайн словаря! Теперь морфемный разбор слова по составу стал для нас необычайно легким заданием, а все курсовые были защищены на отлично! Теперь советуем данный сайт всем одногруппникам. Игорь Петров

Я сейчас преподаю русский язык в старших класса и к разбору приходится очень часто обращаться, чтобы научить школьников грамотно писать. Сейчас появились хорошие возможности использовать этот словарь, чтобы делать морфемный разбор слова онлайн. Мне и моим ученикам это очень удобно, потому что можно воспользоваться в нужной ситуации из-за его доступности. Теперь любой спорный вопрос можно разобрать при помощи словаря. Стефания.

Очень нам помогает онлайн версия. Особенно, когда садимся заниматься или играем, какую-то игру. Особенно нравится разбираться слова по составу, хотя иногда ошибаемся, но на ошибках учатся. Часто подглядываем сюда, чтобы точно знать, что делаем все правильно. Кроме того, в русском языке столько слов, что разбирать можно годами. Появились и новые слова, которые не знакомы, а разбирать их еще интересней. Евгений

Я сейчас использую в своей работе со своими учениками в школе словарь, который находится на этом сайте, для более грамотного написания разбора слов по составу онлайн- это очень удобно. Полученные знания легко запоминаются, много в таком словаре содержится информации. Потом мне очень удобно, что этот словарь очень доступен,в нашей школе есть интернет и дети им могут воспользоваться в любое время. Виктория Вячеславовна

В современном обиходе много слов, потерявших свои изначальные корни. Поэтому разбор слов по составу может не опираться на этимологию, что вызывает разногласия при выделении морфем. Это также объясняет присутствие неоднозначных мнений, тождественны ли понятия однокоренных слов и родственных. Например, -медведь- образовалось от объединения 2-х корней -мед- и -вед-. Но сейчас слова мед и ведать не относят к его однокоренным. Ирина Леонидовна

Морфемный разбор по составу онлайн поможет однозначно определиться с тем, к какой части речи относится выбранное слово. После него без особого труда есть возможность найти окончание и отделить его от основы для дальнейшего разбора. Этот шаг даст нам возможность путем подбора однокоренных слов выделить корень и в последующем найти уже служебные морфемы - приставки и суффиксы, причем быстро и удобно. СловарьОнлайн

Выделение морфем для учеников содержит значительные трудности. Хотя есть аффиксы, довольно распространенные. Разбор по составу легче для учащихся, имеющих четкое понимание о служебных словообразующих частях. Школьники должны знать морфемы, наиболее распространенные при формировании новых речевых частей от производящих, какая их лексическая функция - то значение, которое с их помощью придается полученным словам. Ирина Леонидовна

Я сейчас ознакомилась с этим сайтом. Преподаватели русского языка подсказали мне о нем. Для преподавания русского языка материал о разбор слова онлайн,расположенный здесь большая помощь в работе. Очень удобно со словарем работать, для грамотности написания он просто большой помощник.Теперь буду работать со своими учениками, используя этот онлайн словарь. Сейчас в школе WI-FI и таким словарем можно воспользоваться в работе. Александра

Я преподаю в русской школе на Украине. С этим сайтом я ознакомилась только сейчас. Мне понравилось как легко и просто можно воспользоваться разбором слова в этом онлайн справочнике. Тема очень сложная и важная в грамотности написания. Теперь буду обязательно рекомендовать моим ученикам, потому что сейчас есть интернет везде и в любое время при работе над текстами можно воспользоваться этим словарем. Юлия Иваниченко.

Русский язык постоянно совершенствуется и приходится постоянно повышать уровень знаний. Мне знакомые подсказали знакомые о словаре, где можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Я работаю с документами и рассмотрев возможности этого словаря, а самое главное его еще и доступности в любое время, простоты в использовании словаря, я понял о целесообразности воспользоваться им в моей работе. Станислав

Грамотно излагать свои мысли в письменной или усной формах невозможно без знаний правил словообразования. На данном сайте выполнить разбор слова по составу онлай позволит быстро установить, какое будет, например, окончание в конкретном термине, как употребить слово во множественном числе, составить сложные слова и т.д. Сократить время на создание текстового сообщения и сберечь нервные клетки - это реальная помощь не только учащимся школ, но и студентам, преподавателям, специалистам-лингвистам и многим другим. СловарьОнлайн

Многие думают, что определить основу, делая морфемный разбор, просто. Нашел окончание осталась основа. Однако разобрать по составу любую часть речи нелегко из-за нюансов, каких много. Они вызывают частые ошибки. Например, формообразующие суффиксы -е-, -ее- и другие, участвующие в сравнительной степени прилагательных: выше, сильнее, смелее, тяжелее и т. д., - имеют особенность. Они не являются составляющими основы. Ирина Леонидовна

Я ознакомился с разбором слов по составу онлайн на этом сайте. Собрано много полезной информации, которая логично обобщена в этом словаре. Русский язык постоянно совершенствуется, поэтому пользование таким словарем онлайн необходим мне как для работающего с документами в моей работе. Работать с ним мне очень легко, все понятно, легко разобраться. Теперь буду обязательно применять в моей работе этот словарь. Олег Васильев

Работая в Украине, имею отношение к документации, безусловно напечатанной на украинском языке, но каждодневный язык - русский. И русский язык, и украинский активно развиваются. Велико разнообразие слов иностранного происхождения в современном языковом "арсенале". Когда встречаешь слово впервые, а его смысл понимаешь не сразу, появляется необходимость разобрать по составу слово. А благодаря обобщенной на данном сайте информации, крайне просто вспомнить принципы этого разбора. МарияМария

На сегодняшний день, мы проблем, чтобы разобрать слово по составу онлайн не наблюдаем, но грамматику нужно подтягивать. Очень трудно вспомнить школьную программу, которая была у нас много лет назад. Приходится искать онлайн-помощников, чтобы не было проблем с разбором слова и так далее. Особенно помогает морфемный разбор слова, об этом давно уже мы позабыли с женой. Продолжаем просвещаться на ресурсе. Валерий Чалов

В статье в начале сайта пишется не ростут, а растут!Стыдно...И почему сообщение должно быть из 150 символов!?.Сайт конечно хороший,вот только есть некоторые проблемы #Виктор

Корневая морфема несет на себе самую существенную функцию. Разбирая слово по составу, можно отметить, что корень, служащий общей для всех однокоренных морфемой, все-таки обладает свойством видоизменяться. Происходит это вследствие чередования, сложившегося исторически, среди типов которого особенно сложная замена гласного (согласного) комбинацией двух гласных (согласных): бить - бой (чередуются -и- с -ой-), ловить - ловлю (-в- с -вл-). Ирина Леонидовна

Мне приходится часто использовать в работе онлайн -словарь. О нем мне подсказали мои коллеги учителя. Мои ученики трудно усваивали тему морфемного разбора слова, но без этого знания вопроса трудно научить их грамотному написанию. Теперь я научил их пользоваться разбором на состав слова онлайн. Делать его на этом сайте легко, могут разобраться и младшие школьники, очень удобен в использовании. И усвоение темы стало продвигаться. Сергей Волков

Сколько не изучаешь русский язык, но иногда встречаются моменты, когда за правильностью написания стоит обращаться в словарь. В это онлайн словаре разбор слов по составу рассмотрен детально, здесь можно найти все ответы в вопросе правильного написания.Поэтому мне удобно и легко пользоваться онлайн- словарем, он всегда под рукой, составлен просто и информация, изложенная в нем в легкодоступной форме. Ваталий

Разобрать слова по составу онлайн, на первый взгляд все очень просто, на самом деле без помощи Вашего сайта нам не обойтись, главное найти корень слова, а дальше все намного сложнее, поэтому и обращаемся за помощью на сайт,домашнее задание теперь у нас только на одни пятерки,морфемный разбор слова по составу теперь для нас с сыном не проблема, домашние задание одно удовольствие делать теперь с ребенком. Наталья

Встречаются составляющие слов, отличающиеся от остальных, - интерфиксы, которые по своей роли не существенны и не относятся к классическим морфемам. Самый известный их вид это соединительные гласные между 2-х корней. Они встречаются, когда анализируешь сложные слова по составу онлайн, например, -самолет-. Здесь ни в одну морфему соединительная -о- не включается, при этом входит в основу, не прерывая ее. Кузнецова Ирина

Вы бы сначала выучите правила русского языка, а потом сайт создавали ("ростут" во второй строчке). Правописание корней -раст- , -ращ- и -рос-: перед буквами и сочетаниями -ст- и -щ- пишется -а-, в противном случае пишется -о-. Ленапрлоплвыаоп

Требуются деньги на короткий срок? http://bit.ly/2GmqZAl - дать деньги в долг Выдача кредита онлайн на карту за 15 мин. Смотрите здесь: http://bit.ly/2DTmAX2 _z Craignes

я ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котов я ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котов

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Разбор по составу (морфемный)

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая - сложная, членимая - нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (до жд а л Ø ся )

  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождала сь , дождали сь . Нулевое окончание (Ø ) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØ ся , смеялØ ся .
  3. Основа дождал -ся - простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс -а - - основообразующий, суффикс -л - - формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс -ся - - словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купа л ся , руга л ся .
  5. Приставка до - - словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: до ехал , до шёл , до летел .
  6. Корень -жд - ; жд ал - жд ёт - ожид авший ; -жд - //-жд "- //-жид - - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.

Кольцо (ко льц о )

  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца , кольцом , о кольце . Окончание указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко , облако .
  3. Основа слова ко льц - - простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц - ; кольца - колец - колечко ; кольц - //колец- //колеч "- - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кол ьц о (родственными словами были кол , колодец ). Опрощение. Причина - изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Условные обозначения:

Ø - нулевое окончание, -и - окончание, ** ** - основа слова, ** - суффикс, Ø - нулевой суффикс, *** - приставка, **** - корень слова: под пис чик Ø - под пис чик и .


Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем - окончания и/или формообразующего суффикса (если они есть).
При этом необходимо помнить о j, который может быть «спрятан» в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениуе). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -ни-, а есть суффикс -ни]-: петь? - пе-ни]-е. Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есъ-]-е.
После этого основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы (если они есть). Для этого в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа.
После этого основа слова разбивается на морфемы.
Возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формальносмысловой.
Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идет до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе является эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых - игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей.
Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения - с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода - случаи типа клю-чик (ср.: лет-чик), я-щик (обой щик). Но и при правильно определенном корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава приставок и суффиксов, если этих морфем в слове больше двух.
Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой (формально-семантический).
Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие ученые и методисты на протяжении многих десятилетий.
Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотносить значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке - основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.
Таким образом, порядок разбора слова по составу следующий:
  1. выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове);
  2. выделить основу слова - часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов;
  3. выделить в основе слова приставку и/или суффикс через построение словообразовательной цепочки;
  4. выделить в слове корень.
Примеры:
  1. плотничал
Образец рассуждения:
плотничал - начальная (инфинитивная) форма глагола - плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым окончанием (сравним: плотничал-и).
Основа - плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича- и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к/ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник-/плотнич корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич-. Основа слова плотнича-.
"плотничдл, который «спрятан» в букве е, стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает ее. Основа слова - одевани[й’]-.
Слово одевание производно от глагола одевать: одевание - ‘процесс, когда одевают; то же, что одевать’. Разница между основой одеваний- и глагольной основой одева сегмент -ни[й’]-, являющийся словообразующим суффиксом.
Глагол одевать произволен от глагола одеть и имеет значение несовершенного вида. Средство словообразования - суффикс -ва-.
Глагол одеть непроизводен, но в языке есть глаголы раз-детъ, на деть с тем же корнем, но другими приставками, следовательно, мы имеем дело со связанным корнем -де- и приставкой о-.
Таким образом, словоформа одевание имеет окончание -е со значением именительного или винительного падежа единственного числа, словообразующие морфемы: суффикс -ни[й’]- со значением абстрактного действия, суффикс -ва- со значением несовершенного вида, приставку о- и связанный корень -де-. Основа слова одеваний-.
Образец письменного оформления:
одеваниі е (существительное)

Цель морфемного анализа (в школе его называют разбором слова по составу) – выявление морфемного состава слова. В результате морфемного анализа мы определяем, из каких морфем состоит слово, каковы их значение и функция.

Чтобы провести морфемный анализ, нужно расчленить слово в определенной последовательности на морфемы. Анализ структуры слова необходимо начинать с конца слова. В первую очередь, установив принадлежность слова к определенной части речи, нужно сделать вывод о его изменяемости и неизменяемости.

В изменяемых словах выделяем окончание (материально выраженное или нулевое) – изменяемую часть слова и основу. Неизменяемые слова окончания не имеют, следовательно, их основа совпадает с границей слова.

Далее нужно определить тип основы: производная или непроизводная. Если основа непроизводная, то она равна корневой морфеме. Выделяя корень, указываем его категориальное значение (признака, действия и т.д.). Если же основа производная, находим производящую основу и путем их сопоставления вычленяем аффикс, указываем его значение, функцию. Пользуясь критерием Г.О. Винокура, выделяем аффиксы до тех пор, пока производящая основа не будет непроизводной, то есть равной корню. Говоря по-другому, устанавливаем словообразовательную цепочку и постепенно членим слово до корня.

При морфемном анализе также указываются морфонологические явления, если они наблюдаются в составе рассматриваемого слова. В конце разбора дается графическое изображение морфемного состава слова.

Важно помнить, что членение слов на морфемы всегда должно быть осмысленным, обоснованным. Увидев знакомую морфему, нельзя механически делить слово на составные части. Так, если в структуре глаголов неопределенной формы элемент -ть является окончанием, то в существительном локоть он входит в состав корня, а в яркость – в состав суффикса.

В практике школьного и вузовского преподавания словообразования вызывает затруднение выделение основы и окончания в словах, оканчивающихся на гласные е, ё, ю, я, и. Находясь в конце слова после гласной и после ъ и ь , йотированные гласные е, ё, ю, я, и обозначают два звука и могут объединять [j], относящийся к основе, и гласный, являющийся окончанием.

ё – , в конце слова после

ю – , гласной и после ъ и ь

Для точного определения границ между основой и окончанием над йотированной буквой следует записать ее звуковое значение и сопоставить рассматриваемую форму с другими формами данного слова. См.:

везениj-э ,

везениj-а,

везениj-у и т.д.

Сопоставляя формы, находим общую часть везениj -, которая и является основой, а изменяемые части словоформ -э, -а, -у будут окончаниями.

Также анализируются формы настоящего и будущего времени глагола, например, работаю . В форме настоящего времени глаголы изменяются по лицам и числам: работаю , работаешь, работаем… работают . Разложив йотированные гласные, сопоставляем полученные формы:

работаj-у ,

работаj-эшь,

работаj-эм,

работаj-ут и т.д.

Общая для всех форм часть работаj- есть основа, а – окончание словоформы работаю , так как в других формах вместо находим -эшь, -ут и т.д.

Вызывает затруднения и анализ притяжательных прилагательных типа охотничий, лисий , так как их фонетический облик схож с формами прилагательных типа колючий, редкий . Вышеуказанные прилагательные оканчиваются на звуковой комплекс -ий , но границы между основой и окончанием у них различны. Сравним формы изменения по падежам тех и других прилагательных.

колюч-ий, охотничиj-

колюч-его, охотничьj-эго,

колюч-ему, охотничьj-эму,

колюч-ий, охотничиj-

колюч-им, охотничьj-им,

(о) колюч-ем, охотничьj-эм.

При изменении прилагательного колючий во всех формах выделяется общая часть колюч-, которая является основой, изменяемая часть -ий есть окончание. В формах прилагательного охотничий общая часть охотничьj- – основа. В исходной форме охотничий та же основа, лишь перед йотом на месте нулевого звука имеется гласный полного образования -: охотничи й . Окончание в словоформе охотничий нулевое.

Результат морфемного анализа таков: колючий – колюч-ий, охотничий охотничий- Таким образом, в формах типа колючий звуковой комплекс -ий является окончанием, а в притяжательных прилагательных типа охотничий он входит в состав основы, а если быть точнее, -иj- (-j-) является словообразующим суффиксом, указывающим на принадлежность тому, кто назван производящей основой.

Порядок морфемного анализа

  1. Определить часть речи анализируемого слова.
  2. Определить, изменяемым или неизменяемым является слово. Если изменяется, привести несколько словоформ.
  3. Выделить окончание, охарактеризовать его по грамматическому значению, по функции.
  4. Выделить основу, определить её тип: производная или непроизводная.
  5. Путем сопоставления производной и производящей основ, т.е. при помощи словообразовательного анализа, последовательно выделить все морфемы с конца слова.
  6. Дать характеристику морфем (корневые или аффиксальные; связанные или свободные корни; словообразующие или формообразующие суффиксы; материально выраженные или нулевые морфемы; прерывистые или непрерывистые морфемы и т.д.).
  7. Указать морфонологические явления, если те имеют место.
  8. Графически изобразить морфемный состав слова, используя следующие символы: – префикс, – корень, – суффикс, постфикс, – интерфикс, – флексия, – основа слова.

Образцы морфемного анализа

Но одиночество не гнетет, свободно делается; Никитич, прищурившись, оглядывался кругом – знал: он один безраздельный хозяин этого большого белого царства. (В. Шукшин)

Одиночество

  1. Имя существительное.
  2. Изменяемая часть речи. Изменяется по падежам (по числам не изменяется, так как одиночество – существительное Singularia tantum). Ср.: одиночеств-о, одиночеств-а, одиночеств-у .
  3. – окончание, имеет грамматическое значение И.п., ед.ч. Функция окончания словоизменительная.
  4. Основа одиночеств- – производная.
  5. Производящая основа – одинок-ий + -еств- (суффикс, имеет словообразовательное значение «отвлеченный признак-состояние», выполняет словообразующую функцию. В процессе образования слова посредством -еств- наблюдается чередование фонем: ˂к//ч˃ ).
  6. Один- + -ок- (суффикс, имеет словообразовательное значение «характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом». Функция суффикса словообразующая).
  7. Числительное один непроизводное.
  8. Корень – один- . Категориальное значение корня количественное, так как в вершине словообразовательного гнезда – числительное один. Корень свободный.
  9. Графическое изображение морфемного состава слова: один-оч-еств-о.

Здесь издавна были покосы. (В. Шукшин)

Морфемный анализ показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.

Примечание: В разных учебных комплексах подход к разбору слова разный. Чтобы избежать проблем, сравни изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Разбор слова по составу целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи , к которой слово относится. После этого:
- выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
- выделить основу слова - часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
- выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
- выделить в слове корень.

Для справки:
Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова; словообразующий возвратный суффикс - ся/-сь (учи-л-а-сь) входит в основу.

Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня (исключением является суффикс - ся (-сь), который находится после окончания) и обычно служит для образования слов.

Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов: писать – писа-тель , оптика – оптич-еск -ий .

К формообразующим суффиксам относятся:

· суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –О, - Е: -ее, - ей, - е, - ше, - ейш, - айш : сильный – сильн-ее , дорого – дорож-е , покорно – покорн-ейш- е, высокий – высоч-айш -ий ;

· суффиксы глаголов прошедшего времени в изъявительном и условном наклонении -л- и нулевой: дела-л – дела-л бы, нёс – нёс-Ø бы;

· суффиксы неопределённой формы глагола –ть, - ти (в школе рассматриваются как окончание): лежа-л -а – лежа-ть , пас-л -а – пас-ти ;

· суффиксы причастий -ущ-, - ющ-, -ащ-, - ящ-, - вш-, - ш-, - ем-, - им-, - ом-, - нн-, - енн-, - т- : нес-ущ -ий, игра-ющ -ий, крич-ащ -ий, свист-ящ -ий, чита-вш -ий, рос-ш -ий, организу-ем -ый, люб-им -ый, вед-ом -ый, увиде-нн -ый, раскро-енн -ый, стёр-т -ый ;

· суффиксы деепричастий -а-, - я-, -учи-, - ючи-, - в-, - вши-, - ши- : слыш-а , дава-я , буд-учи , игра-ючи , проигра-в , наду-вши -сь, запер-ши -сь .

Примечание: При отнесении причастий и деепричастий к самостоятельным частям речи их суффиксы рассматриваются как словообразовательные (воспевающий, воспетый, воспевая, воспев - рассматриваются при этом как разные слова, а не как форма глагола воспевать).

Суффиксы могут вызывать грамматические чередования в корне: мух-а - муш-к-а

Приставка , или префикс - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных, или родственных слов. Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов и без окончаний.

Примеры разбора:

Существительное

Некоторые существительные не имеют окончания , в силу того, что не изменяются (пальто, шоссе).

Выделяются нулевые окончания :
1. им. п. ед. ч. имен существительных м. р. - сад-〙, снег-〙
2. им. п. ед. ч. имен существительных ж. р. - радость-〙, мышь-〙;
3. род. п. мн. ч. имен существительных всех родов: чулок-〙 (чулк-и), семей-〙, (семj-я), стран-〙 (стран-ы).

Нулевой словообразовательный суффикс выделяется:
1. ж. р. им. п. ед. ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь-Ø-〙 (ср. синий - синь, синий - син-ев-а);
2. им. п. ед. ч. м. р. отглагольных существительных: бег-Ø-〙 (ср. бегать - бег, бегать - бег-отн-я).

(у) окна

окн/а

Начальная форма окно - существительное, обозначающее конкретный предмет;
окончание (к окну - на окне - у окна) указывает на род. п. ср. р., ед. ч.;
основа окн;
корень окн -
(окошечко, оконный),возможно чередование окн-, окон-, окош-

воздухом

воздух/ом

Начальная форма воздух - существительное, обозначающее вещество;
окончание -ом (в воздухе - воздуха - воздухом) указывает на тв. п. муж. р., ед. ч.;
основа воздух ;
корень воздух - (воздух, воздушный), возможно чередование воздух- , воздуш- .

переименованию

пере/им/ен/ова/ниj/ю

Начальная форма переименование - отвлечённое отглагольное существительное;
окончание (переименование - переименования - переименованию) указывает на дат. п. ср. р., ед. ч.;
основа переименоваани j;
переименование - именование - именовать - именной - имя;
суффикс -ниj -
образует существительные со значением действия;
суффикс -ова - суффикс глагола со значением осуществлять что-либо;
суффикс -ен - суффикс прилагательного со значением признака;
приставка пере-
корень -им -

сливкам

с/ли/в/к/ам

Начальная форма сливки - собирательное существительное;
окончание -ам (сливки - о сливках - сливкам) указывает на дат. п., мн. ч.;
сливки - сливать - слить - лить;
суффикс -к - образует существительные, обозначающие предмет - результат действия;
суффикс -в - суффикс глагола несовершенного вида;
приставка с- образует форму совершенного вида глаголов;
корень -ли - (лить - льёт - лей), возможно чередование -ли-, - лj-, - лей- .

Глагол

Окончания нет у инфинитива.

Выделяется нулевое окончание у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: делал-〙 (бы); у глаголов в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа : смотри-〙.

У большинства глаголов различаются две и более модификации основы - инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида - будущего).

Нулевой суффикс выделяется у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: нёс-Ø-〙 (ср. нес-л-а) , берёг-Ø-〙 (бы)

обижает

обиж/а/j/ет

Начальная форма обижать - глагол несовершенного вида;
окончание -ет - указывает на форму глагола наст. вр., 3 л.,ед. ч.;
основа: обижать - обижа , обижают - обижаj ;
обижает - обижать - обида;
суффикс -j - - суффикс глаголов настоящего вр.
суффикс -а - - суффикс глагольной основы несовершенного вида (ср. обидеть)
корень обиж -, возможно чередование -обиж-, - обид -

собрался

со/бр/а/л/ 〙/ся

Начальная форма собираться - собрался - возвратный глагол совершенного вида изъявительного наклонения;
нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед. ч., м. р.;
основа: собираться - собира (ть)ся ; соберутся - собер (ут)ся ; собираются - собираj (ут)ся; собрался - собра (л)ся ;
собрал - брал - брать ;
суффикс -ся - словообразовательный суффикс возвратных глаголов;
суффикс -л - - (знал - купал) формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени;
суффикс -а- - суффикс глагольной основы;
приставка со - имеет значение объединения;
корень -бр- (собирал - соберёт - собрался) возможно чередование -бир-, - бер-, - бр- .

перепиши

пере/пиш/ 〙/и

Начальная форма переписать - перепиши - глагол совершенного вида повелительного наклонения;
окончание нулевое указывает на единственное число;
основа: перепиши_ ; переписать - переписа ;
суффикс -и- - словообразовательный суффикс повелительного наклонения;
приставка пере- в значении "вновь", "по-иному";
корень -пис- , возможно чередование -пис-, - пиш-

покраснеть

по/красн/е/ть

Начальная форма покраснеть - инфинитив (неопределённая форма глагола);
окончания нет , так как у инфинитива отсутствуют признаки числа, лица, рода...;
основа покрасне ;
покраснеть - краснеть - красный ;
суффикс -ть - формообразующий суффикс неопределенной формы глагола;
суффикс -е- (словообразовательный) образует глаголы со значением: становиться кем-нибудь, каким-нибудь;
приставка по- ;
корень -красн- ;

Прилагательное

Некоторые прилагательные (беж, мини, реглан...), а также прилагательные в сравнительной степени окончания не имеют , так как не изменяются.

Нулевое окончание выделяется у кратких прилагательных им. п. ед. ч. м. р.: грустен-〙; в им. п. ед. ч. м. р. у притяжательных прилагательных: сестрин-〙 (сестрина), рыбий-〙 (ры[б " й а ]).

Формообразующие суффиксы, представленные в степенях сравнения прилагательного, не входят в основу.

Суффиксы прилагательных помогают определять тот или иной разряд прилагательных, например, - лив - суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), - ск - суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), - ов-, - ин-, - й - суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

высочайшего (уровня)

высоч/айш/его

Начальная форма высокий , высочайший - простая превосходная степень сравнения прилагательного;
окончание -его (высочайшему - высочайшим - высочайшего) указывает на м. р., ед. ч., род. п.;
основа высоч- ;
высочайшего - высокого;
суффикс -айш- - формообразующий суффикс простой превосходной степени;
корень высоч- , возможно чередование высок-, высоч- .

городская (улица)

город/ск/ая

Начальная форма городской - относительное прилагательное;
окончание -ая (городское - городская) указывает на ж. р., ед. ч., им. п.;
основа городск;
городская - город ;
суффикс -ск- - суффикс относительного прилагательного;
корень город-

дедовым (домом)

дед/ов/ым

Притяжательное прилагательное, начальная форма дедов ;
окончание -ым (дедовой - дедовым) указывает на м. р., ед. ч., тв. п.;
дедовым - дедов - дед ;
суффикс -ов- - суффикс притяжательного прилагательного;
корень дед-

удобен

удобен/

Качественное прилагательное в краткой форме, начальная форма удобный ;
нулевое окончание (удобна - удобны - удобен_) указывает на ед. ч. м. р.им. п. краткого прилагательного (по падежам не изменяется);
удобный - удобен;
корень удобен- возможно чередование удобн - , удобен

Ø - нулевой суффикс
〙- нулевое окончание
При суффиксальном способе словообразования суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым (выход-Ø-〙, синь-Ø-〙, задир-Ø-а, проезж-Ø-ий). Этот способ используется в разных частях речи.

Существительные образуются от – существительных: стол → стол-ик , – прилагательных: синий → син-ев -а, синь-Ø-〙, – глаголов: бежать → бег-отн -я, бег-Ø-〙, – числительных: сто → сот-н -я, двое → двой-н -я, – наречий: сообща → сообщ-ник , почему → почему-чк -а.

Прилагательные образуются от - прилагательных: синий → син-еньк -ий, - существительных: осень → осен-н -ий, - глаголов: читать → чита-льн -ый, - числительных: двое → двой-н -ой, - наречий: внутри → внутр-енн -ий.

Местоимения образуются от местоимений – суффиксами - то, - либо, - нибудь: кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

Числительное – от числительных: два → дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е.

Глаголы образуются от – глаголов: перечитать → перечит-ыва -ть, мыть → мыть-ся , – прилагательных: красный → красн-е -ть , видный → видн-е-ть -ся , – существительных: партизан → партизан-и-ть , толпа → толп-и-ть -ся , – числительных: двое → дво-и-ть (‘разделять надвое’), – междометий: ах → ах-а-ть .

Наречия образуются от – существительных: зима → зим-ой , – прилагательных: хороший → хорош-о , – числительных: три → тр-ижды , – глаголов: лежать → леж-а , – наречий: хорошо → хорош-енько , как → как-нибудь.

Предлоги – от глаголов: исключа-я ← исключать.

Морфемный анализ (разбор слова по составу) показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.