Билет №1

Гласными

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

[б] - [б’] [л] - [л’] [т] - [т’] [в] - [в’] [м] - [м’] [ф] - [ф’] [г] - [г’]

[н] - [н’] [х] - [х’] [д] - [д’] [п] - [п’] [з] - [з’] [р] - [р’]

[к] - [к’] [с] - [с’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик - [мужы́к] (здесь после всегда твердого Ж звучит [ы]).

Учил - [уч’и́л] (здесь после всегда мягкого Ч звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Свист - сви[с’т’]еть.

Лес - ле[с"н"]ик.

Казна - в ка[з"н"]е.

Бант - ба[н"т"]ик.

Индия - И[н"д"]ия.

2)Практическое задание.

Синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова, морфологический разбор.

Никто не мог оторвать меня от любимых мыслей.

Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное,

Анализ текста.

Определение темы текста: пищевые запасы бурундука

Билет №2

1)Устное задание: Тема: Раздел о звуках речи – фонетике.

2) Практическое задание:

Задание: расставить знаки препинания в предложениях.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

Речевая культура человека – зеркало его духовной жизни.

Бедность не порок. Перед частицей НЕ тире не ставится.

Синтаксический разбор предложения: Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой березе крупный черный дятел.

Предложение: Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, обособлено однородными членами.

Фонетический разбор: клювом

к-[к] -согл., глух., тв.

л-[л’]-согл., зв. непарн., мягк.

ю-[у] -гл., ударн.

в-[ф] -согл., глух., тв.

Морфологический разбор: березе

Начальная форма: БЕРЕЗА Часть речи: существительное Грамматика: дательный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное

Формы: береза, березы, березе, березу, березой, березою.

Анализ текста.

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №3

1) Устное задание: тема: Омонимы, Синонимы, Антонимы.

Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. тройка" (лошадей) и "тройка" (отметка).

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Смелый - храбрый.

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать»

Употребление синонимов.

Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.

Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость).

Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке.

Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье....

Употребление омонимов.

Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.

Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ

Билет №6

1) устное задание: тема: Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения. В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. Среди исконно русских слов выделяются слова общеславянские (мать, пастух, двор, каша, квас, береза, поле, утро), восточнославянские (дядя, племянник, ложка, овраг, цветок) и собственно русские (бабушка, дедушка, вилка, сказка, теленок, утка). В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово - заимствованное. Заимствованные слова отражают исторические изменения в жизни государства, в науке, технике, экономике, искусстве.

2) практическое задание

Солнце, спрятавшись за узкое облако, золотит его края.

Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.

Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.

Синтаксический разбор: Я приготовился стрелять, но птица из кустов не вылетела.

Предложение: повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, ССП.

Фонетический разбор: Птица

п - [п] - согл., глух., тв.

и - [и´] - гл., ударн.

а - [ъ] - гл.. безуд.

Морфологический разбор: кустов

Начальная форма: КУСТ

Часть речи: существительное Грамматика: множественное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж

Формы: куст, куста, кусту, кустом, кусте, кусты, кустов, кустам, кустами, кустах

Билет №7

Старославянизмы

Классификация по группам:

Семантические

2) практическое задание:

Билет №8

Диалектные слова

Термин

2) практическое задание.

Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.

Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам?

Билет №9

1) устное задание: тема: источники пополнения лексики.

2) практическое задание.

Фонетический разбор: Минут

и [и] - гласный, безударный

у [`у] - гласный, ударный

Билет №13

1) Устное задание……..

2) Практическое задание

Анализ текста

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №14

1) Устное задание: Гласные о и е после шипящих

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзажем, престижем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);

г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый), -он (с беглым о: смешон);

д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;

в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый);

г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр;

д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость;

е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.

2) практическое задание

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:

1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Любите книгу, она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Сыр выпал, с ним была плутовка такова.

Анализ текста

Тема: наступила осень.

Тип речи текста: описание

Стиль текста: художественный

Билет №15

1) устное задание

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

2) практическое задание

на Влияние Гоголя русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Употребление антонимов.

Очень часто используется поэтами для придания образа. Пример: Они сошлись, вода и пламя.

2) Практическое задание.

Расставить знаки препинания в предложениях:

Фонетический разбор: лег

Лег - слово из 1 слога,

е - [э] -гл., ударный.

г - [х] -согл., глух. непарн., тв.

Анализ текста.

Тип речи текста: повествование

Билет №4

1) Устное задание: тема: использование изобразительно-выразительных средств языка.

олицетворения - когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ: Улыбнулись сонные березки…

сравнение: пример: Лес, как будто расписной терем, переливался багряными, золотыми, оранжевыми цветами.

Луна, как огромный холодный шар, светилась высоко в небе.

Озеро блестело, как чёрное зеркало.

Лёд, словно тающий сахар, лежит на студеной речке.

Щёчки у Машеньки были, как наливные яблочки.

эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер - буйный, бродячий.

Гипербола - стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает (например, у Н. В Гоголя: "шаровары шириной в Чёрное море")

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.

2) практическое задание

Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза.

Стол, кресло, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.

Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом.

Анализ текста

Тема текста: осина

Определение стиля: …………

Билет №5

1) устное задание: Словари русского языка

Словари русского языка - Вселенная в алфавите- Антропонимические словари- Диалектные (областные) словари- Грамматические словари- Словари сочетаемости слов- Идеографические, семантические и ассоциативные словари- Лингвострановедческие и культурологические словари- Морфемные и словообразовательные словари- Обратные словари- Орфографические словари- Орфоэпические словари- Синонимические словари- Словари антонимов- Словари лингвистических терминов- Словари названий жителей- Словари неологизмов- Словари омонимов- Словари паронимов Наступила - Словари эпитетов, сравнений и метафор- Словари сокращений- Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга - Словари языка писателей и отдельных произведений- Словари-справочники трудностей русского языка- Терминологические словари- Толковые словари.

2) практическое задание

Билет №10

Фразеологизм, фразеологическая единица - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

2) Практическое задание

Друзья, прекрасен наш союз.

О чем ты думаешь, казак?

Анализ текста

Тема текста: развитие культуры речи

Тип речи: рассуждение

Билет №11

1) устное задание: тема: Использование формул речевого этикета.

Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.

2) Практическое задание

Ах, как это солнце ярко.

Нет, не покинул я тебя.

Да, время летит очень быстро.

Анализ текста

Тема текста: ежедневные записи

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №12

Приставка

Суффикс

Корень

2) Практическое задание

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Он знак подаст - и все хохочут.

Анализ текста

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Анализ текста

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный.

Билет №16

2) практическое задание

Уж было поздно и темно, сердито бился дождь в окно, и ветер дул печально воя.

Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось в реку.

Фонетический разбор: Водой

о [`о] - гласный, безударный

о [а] - гласный, ударный

Анализ текста

Тема: Пищевые запасы бурундука

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №17

2)практическое задание

А он, мятежный, просит бури.

Анализ текста

Определение темы текста: падают листья осенью, листопад

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №18

1)

2)практическое задание

На лавке у окна сидел отец.

Анализ текста

Определение темы текста: жизнь ежика

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный.

Билет №19

1)

2) практическое задание

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.

Анализ текста

Тема текста: осина

Определение типа речи текста: рассуждение

Определение стиля: …………

Билет №20

1) устное задание

Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Реферат - доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п.

2) практическое задание

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. Запятая при вводном слове.

Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.

Фонетический разбор: лег

Лег - слово из 1 слога,

л [л’] - согл., зв. непарн., мягк.

е - [э] -гл., ударный.

г - [к] -согл., глух. непарн., тв.

Анализ текста

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №21

1) устное задание

Фонема – это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

День - 4 букв, 3 звук

д [д"] - согласный, мягкий, звонкий, парный

е [`э] - гласный, ударный

н [н"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Подъем 6 букв, 6 звуков

п [п] - согласный, твердый, глухой, парный

о [`о] - гласный, безударный

д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный

ё [й"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

[о] - гласный, безударный

м [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

2) практическое задание

О, я его отлично понимаю. Грамматическая основа – я понимаю

Ночка сегодня морозная, ясная. Грамматическая основа – сегодня ночка

Фонетический разбор: Минут

м [м"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

и [и] - гласный, безударный

н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

у [`у] - гласный, ударный

т [т] - согласный, твердый, глухой, парный

Анализ текста

Тема текста: умение человеческих рук

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №22

1) устное задание

2) практическое задание

Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?

Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.

Фонетический разбор: клювом

Клюв - слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.

к-[к] - согл., глух., тв.

л-[л’] - согл., зв. непарн., мягк.

ю-[у] - гл., ударн.

в-[ф] - согл., глух., тв.

Билет №26

1) устное задание:

2) практическое задание

Ах, как это солнце ярко.

Нет, не покинул я тебя.

Да, время летит очень быстро.

Анализ текста

Тема: человек должен быть интеллигентным

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Билет №27

2) Практическое задание

Сложно подчинённое предложение. такие предложения соединяются подчинительными союзами (например: когда, что, чтобы, который...)_______________________________________________

Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Анализ текста

Тема: отец и сын пошли в лес на охоту

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №28

1) устное задание:

Приставка - это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.

Суффикс - Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение

Корень - это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)

2) Практическое задание

Влияние Гоголя русскую на литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.

Анализ текста

Тема: наступила осень.

Тип речи текста: описание

Стиль текста: художественный

Билет №29

1) устное задание:

2) Практическое задание

А он, мятежный, просит бури.

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

Фонетический разбор: Водой

в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный

о [`о] - гласный, безударный

д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный

о [а] - гласный, ударный

й [й"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Анализ текста

Тема: искусство как воспитание

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный.

Анализ текста

Тема текста: Россия – мать

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №23

1) устное задание

2) практическое задание

Наступила дождливая, грязная темная ночь.

Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.

Анализ текста

Тема текста: яблоня

Определение типа речи текста: рассуждение

Определение стиля: …………

Билет №24

1) устное задание: старославянизмы.

Старославянизмы - слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.

Классификация по группам:

Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)

Семантические.

2) практическое задание

На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.

Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах.

Фонетический разбор: Птица

Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный

п - [п] - согл., глух., тв.

т - [т’] - согл., глух., мягк.

и - [и´] - гл., ударн.

Ц - [ц] - согл., глух. непарн., тв. непарн.

а - [ъ] - гл.. безуд.

Анализ текста

Тема: человек должен быть интеллигентным

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Билет №25

1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины

Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

Термин - это определенное слово, обозначающее специальное понятие, которое относится к той или иной области техники, науки, искусства и т. д. (технический термин, научный термин, религиозный термин) . Термин не может иметь двойного значения. Используется в специализированной литературе, тематических беседах и т. д.

2) практическое задание

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.

Анализ текста

Тема: ежедневные записи

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: публицистический

Билет

1) устное задание:

2) Практическое задание

На лавке у окна сидел отец.

Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.

Анализ текста

Тема текста: поиски растения калган

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №1

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Человеческая речь состоит из звуков речи.

Звуки речи - это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).

В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.

В русском языке 36 согласных звуков:

Это все согласные звуки только твердые и мягкие.

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Грамматическая основа (главные члены предложения) Подлежащее -это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?) Сказуемое -это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Что происходит с предметом? Каков он? Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? Второстепенные члены предложения Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Подчеркивается - - - - - Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.) Подчеркивается ~~~~~~~~~~~ Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.) Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается -.-.-.-. Члены предложения

самостоятельныеслужебные

Имя существительное предлог

Имя прилагательное союз

Глагол частица

Местоимение

Числительное

Наречие

Оформление предложения.

· Начало предложения пишется с большой буквы.

· В конце предложения ставится. ? !

· Слова в предложении пишутся отдельно.

Работа над ошибками

· Выпиши предложение.

· Придумай и напиши еще одно предложение.

· Подчеркни заглавную букву.

В ыпал снег. Д ети рады.

Работа над ошибками

· Запиши данное слово 3 раза

· Подчеркни букву, где была допущена ошибка

· Запомни это слово

Работа над ошибками

· Запиши данное слово.

· Подчеркни большую букву.

· Напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни в них большую букву.

Гласные после шипящих.

ЖИ – ШИ пиши с буквой И,

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

Жи ву, пуши стый, прячу , ищу , ча шка, ща вель.

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму.

Малыши , карандаши , ши рина, уши б.

Перенос слов.

1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

Можно нельзя

про-смотр просмо-тр

2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.

Можно нельзя

ака –ция а-кация

Работа над ошибками

· Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов.

· Раздели слово на слоги.

· Подумай, как можно перенести (или нельзя)

· Придумай ещё 2 слова на это же правило

О си а , (мали-на, яго-да)

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Поставь ударение.

· Подчеркни орфограмму.

· Напиши это слово 3 раза.

· Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова.

До рога, дорога, до рога.

Дорожный, придо рожный, внедо рожник.

Хокк ей, хокк ей, хокк ей.

Хокк ей, хокк еист, хокк ейный.

Как изменить слово?

· Много – один (леса-лес)

· Один – много (гора-горы)

· Назови ласково (трава – травушка, травинка)

· Что делает …

· Каков …

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· поставь ударение

· выдели корень

· в корне подчеркни безударную гласную

· обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом .

Сады – са д; волна - во лны.

Звонкие и глухие согласные.

(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери проверочное однокоренное слово, где гласная произносится отчётливо.

Сады – са д; волна - во лны.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни Ь и согласную перед ним

·

Ель , тень , пень .

Разделительный мягкий знак.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни Ь и гласную перед ним

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Вь юга, листь я, соловь и.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Выдели приставку

· Подчеркни Ъ и гласную перед ним

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Съе ст, объя вления, объё м.

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН…

Сочетания ЧК, ЧН, РЩ, НЧ, НЩ, ЩН –

Пиши без Ь.

Птичк а, ночн ой, конч ик, сварщ ик, мощн ый.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни сочетания

  • Придумай и запиши еще два с этой орфограммой

Дочк а, речк а, мощн ый

Двойные согласные.

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери однокоренное слово.

· Выдели корень.

· Подчеркни двойные согласные.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Класс – класс ный, Анн а – Анн ушка, дрожж и – дрожж евые.

№ 14 Непроизносимые согласные.

(т, д, л, в)

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

Честный - честь, звёздный – звезда.

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

3. Запомни: лестница

Праздник

Чувство

4. Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери однокоренное слово, где эта согласная произносится отчётливо.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Звезд ный – звезда ; чест ный – честь

№ 15 Правописание предлогов.

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Работа над ошибками

· Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.

· Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.

· Обозначь орфограмму – пробел.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Лодка от плыла от берега

№ 16 Правописание приставок.

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Выдели приставку и корень

  • Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.

Убежала, пришла, написала, прочитала, срисовал.

Ж.р. М.р.

(она, моя) (он, мой)

Ь нет Ь

помощь лещ

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Определи род и склонение.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

НЕ с глаголом.

· Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю

Работа над ошибками

· Выпиши глагол с НЕ.

· Запиши два слова на это правило.

· Подчеркни орфограмму.

Не_пришел, не_выучил.

О или Е.

Верто лёт, паро ход, пыле сос, пуле мёт.

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Выдели корни.

· Подчеркни гласную.

· Запиши 2 слова с этой орфограммой.

Водо воз, само лет, тепло ход.

Гласные после шипящих.

Глагол

· Ставим в неопред. форму

На -ить остальн.

Спр. 1 спр.

Терпеть брить

Вертеть стелить

Обидеть

Зависеть

Ненавидеть

Видеть

Смотреть

Гнать

Дышать

Слышать

Держать

Сущ. 3 скл. 1. сущ. м. р

Глаг. Н. ф. 2. сущ. мн. ч.

Глаг. повел. накл.

Нареч.

Иск. . уж

Замуж

Невтерпеж

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Напиши вопрос.

· Обозначь орфограмму.

· Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь , стеречь .

Правописание суффиксов

Правописание суффикса –ок

Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о

Имя существительное.

· Часть речи

· Обозначает предмет

· Отвечает на вопросы Кто? Что?

· Имеет род

М. р. Ср. р. Ж.р.

(он, мой) (оно, моё) (она, моя)

· Изменяется по числам и падежам

· Бывают собственные и нарицательные

· Делятся на одушевлённые и неодушевлённые

Одушевлённые Кто? и называют предметы живой природы.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы.

Склонение существительных

Прилагательное

· Часть речи

· Обозначает признак предмета

· Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?

Чей? Чья? Чьё?

· Изменяется по числам, родам, падежам

· В предложении – чаще определение

Прилагательные бывают

· Качественные

1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство

2. можно подобрать антонимы

3. может быть краткая форма

4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не

5. можно подставить слова «более – менее»

6. образуются при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк, -оньк-

7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Глагол

· Часть речи

· Обозначает действие предмета

· Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

· Бывает совершенного и несовершенного вида

Что делать? Что сделать?

Несовер. вид соверш. вид

· Изменяется по временам

Прош. в. Наст. в. Буд. в.

| |___________|

Что делал? изменяется

Что сделал? | |

| по лицам по числам

изменяется | | | | |

По 1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч.

числам |__________________|

| | спряжение

ед.ч мн. ч. | |

| | | 1 спр. 2 спр.

М.р. ж.р. ср.р. ударн.

безударн.

По н.ф.

-ить остальные

Спр. 1 спр.

Как определить вид глагола

1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему во­просы.

2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? - это глагол несовершенного вида.

3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? - это глагол совершенного вида.

Прочитал - вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал - вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.

Глаголы-исключения:

И зависеть, и вертеть,

А ещё смотреть, терпеть.

Местоимение

· Часть речи

· Не называет предмет или признак, а только на него указывает

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др .

Личные местоимения

Предлог

Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги.

· Часть речи

· Предлоги служат для связи слов в предложении.

· Они пишутся отдельно от других слов.

Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16)

Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Приставки

1. – о, от о печатал, от нёс

Вы, по, в вы ход, по ход, в ход

Пере, при пере ход, при ходить

У, за, на у летел, за шёл, на ходка

Про, с про бежал, с пел

до, об, под,… до писал, об ъезд, под ъём

2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис),

Через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)

· Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З .

Без людный, из вестный

· Если корень начинается с глухого согласного - С .

Рас сказ, бес покойный

Приставки с гласной а : за-, на-, над-.

3. Приставки с гласной о : от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.

Суффиксы

1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок

· Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово.

· Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.

Сади к – сади ки.

· Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е .

Замоче к – замочки.

2. – очк-, -ечк- козочк а, книжечк а

Еньк-, -оньк- сереньк ий, лисоньк а

Ушк-, -юшк- дедушк а, полюшк о

(-ышк-) солнышк о

К- машинка

Онок-, -енок- волчонок , львёнок

3. Указывают на принадлежность к профессии.

Ист-, -тель- машинист , строитель

Чик-, -щик-, часовщик , лётчик

Ник-, -арь- лесник , пекарь

Т остал.

З -чик- согл. –щик-

лётчик сварщик

5. Суффиксы глаголов

А-, -я- бежа ть, стреля ть

И-, -л- входи ть, уехал

Е-, -о- увиде ть, постро ить

6. Суффиксы прилагательных

Н-, -нн- больн ой

Ан-, -ян-, -енн-

Ев-, -ов- грушев ый, сливов ый

В-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-,

Анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-,

Ович-, -иничн-, -ость-

Определи часть речи.