1. Поставьте ударение.Красивее, молодежь, мастерски, медикамент, намерение, облегчить, отчасти, одновременно, партер, призыв, приобретение, развитой, созыв, средства, усугубить, феномен, хозяева. 2. Объясните значение каждого из паронимов, составьте словосочетания.Взрывной – взрывчатый, занимательный – занятный, медленный – медлительный, гарантийный – гарантированный.3. Найдите и исправьте лексические ошибки.а) Величина монумента поразила нас своим величием.б) На стене висела картина маслом.в) Положительные радости жизни представлялись ему с трудом.4. Объясните значение фразеологизмов.На ночь глядя, держать камень за пазухой, засучив рукава, держать ухо востро, тяжелый на подъем, мелкая сошка, входить в колею, гладить против шерсти, без царя в голове, заварить кашу, сбивать с пути.5. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их: а) Больной попросил сестру принести себе воды.б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.в) Отец позвал к себе его сына.г) Я так за тобой соскучился.д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.е) В прихожей стояло зеркало, а напротив его висела картина.ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.и) Он собирал на улице каждый хлам.к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным. Методические рекомендации к домашней контрольной работе по дисциплине «Русский язык и культура речи»1. При выполнении задания №1 предлагается самостоятельно расставить ударение, а для проверки воспользоваться любым из указанных словарей: толковым, орфоэпическим или орфографическим. Отметить, если слово имеет варианты ударения - двойное ударение (основное и дополнительное, например: творог).2. Использование в тексте одного паронима вместо другого является ошибкой, которую принято называть смешением паронимов. Такие ошибки могут привести к искажению смысла или к нарушению лексической сочетаемости. В случае сомнения в выборе значения слов, пользуйтесь «Словарем паронимов». Объясните значение каждого из паронимов и составьте с ними словосочетания.3. Выбирая слова, нужно обращать внимание на их значения, стилистическую окраску, правильное употребление, сочетаемость с другими словами. В задании №3 найдите и устраните лексические ошибки.4. Фразеологизмы - связанные, цельные, устойчивые выражения, обладающие особым смыслом, который не складывается из значения отдельных слов, входящих в эти выражения. Объясните значение фразеологизмов самостоятельно или с помощью фразеологического словаря.5. В морфологии рассматриваются особенности образования форм различных частей речи и связанные с этим нормы употребления этих форм, которые называются морфологическими нормами. Для выполнения задания №5 вспомните (или повторите) морфологические признаки указанной в задании части речи.

Тема 13, 14. Грамматические нормы. Практическое занятие № 12, 13

Цель: овладеть грамматическими нормами, вызывающими затруднения у говорящих на русском языке.

План


  1. Дайте определение, что такое главные члены предложения, второстепенные члены предложения, пунктуация, синтаксис, словосочетание.

  2. Заполните клетки кроссворда:
По горизонтали: 3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. 6. Разговор двух или нескольких лиц. 7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. 9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 10. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?

По вертикали: 1. Главный член предложения. 2. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.


  1. Рассказать о категории рода имени существительного:
а) несклоняемые существительные иноязычного происхождения;

б) род русских несклоняемых существительных;

в) обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

Рассказать о категории числа рода существительного.


  1. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фамилии.
Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, МирейМатье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор.

  1. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным существительным прилагательные в единственном числе.
МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

  1. Откройте скобки и запишите словосочетания с данными словами.
Образец: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелости) – восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

  1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 4. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 5. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

  1. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:
Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

9. Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

10. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование):

1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. \ а) выступил, б) выступила.

2. В нашей фирме работает … программист Ольга Субботина. \ а) хорошая, б) хороший.

3. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина… артистам Гран-при. \ а) вручил, б) вручила.

4. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. \ а) вручил, б) вручила.

6. В этом году… музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. \ а) открылся, б) открылась. 7. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами войны. \ а) торжественную, б) торжественный. 8. Газета «Санкт-Петербургские ведомости»… о повышении курса рубля. \ а) сообщили, б) сообщила. 9. … Сочи привлекает всех туристов. \ а) солнечное, б) солнечный, в) солнечные.

11. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющие понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными откликами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми решениями. 5. Повесть – итог сложных поисков автором своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
12. Просклоняйте следующие целые числительные (по образцу):


От 5 до 20 и 30

От 50 до 80

От 500 до 900

200

300

400

40

90

100

И.п.

пять

Р.п.

пяти

Д.п.

пяти

В.п.

пять

Т.п.

пятью

П.п.

(о) пяти

13. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

14. Просклоняйте следующие словосочетания:

Полтора яблок, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

15. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушки).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

16. Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20, 5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

17. Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них (таблица).

18. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей висело зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

ЗАПОМНИ: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Тема 15, 16. Стилистические нормы. Практическое занятие № 14, 15.

Цель: научить определять стилистическую окраску слов, стилистическую окраску текстов, уметь производить стилистическую правку текста.

План


  1. Что такое стиль языка?

  2. Что имеется под стилистической окраской?

  3. Найдите в предисловии любого толкового словаря и проанализируйте пометы, при помощи которых создается стилистическая (эмоциональная, оценочная и функциональная) характеристика лексики в толковом словаре.

  4. Приведите примеры слов, в значениях которых выделяется дополнительный стилистический компонент. Проверьте по словарю, правильно ли вы подобрали слова.

  5. Используя любой толковый словарь современного литературного языка, выберите по одному примеру на каждую стилистическую помету, принятую в данном словаре.

  6. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выберите по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.

  7. Определите, какая помета в современных толковых словарях характеризует следующие слова.
Заморыш, объедала, здоровяга, злющий, высоченный, каша (путаница, беспорядок), корова (о толстой, неуклюжей женщине), скулить (жаловаться).

  1. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы.
Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

  1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите, есть ли различия в сфере употребления этих слов?
Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, имидж, лаконичный, локальный, модернизировать, оптимальный, оптимистический.

  1. Определите значение приведенных жаргонизмов. Можно ли установить их происхождение? Как вы считаете, какие из них уже вошли в состав разговорной речи?
Глюк, дурь, беспредел, заморочка, кайф, напряг, отпад, темнить, прикид, расклад, разборка, совок, станок, тусовка.

  1. Определите стилистическую окраску текстов.

  1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относятся к области экологии. Однако биологическое происхождение экологии как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.

  2. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызвать это заболевание. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы.

  3. Автору принадлежит право: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения: на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются законодательством.

  1. Подберите фрагменты текстов с использованием диалектизмов, жаргонизмов, просторечной лексики.

  2. Подберите фрагменты текстов с использованием разговорной лексики.

  3. Подберите фрагменты публицистических текстов.

  4. Подберите фрагменты официально-деловых текстов.

  5. Подберите фрагменты научных текстов.

  6. Прочитайте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку текстов.

  1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. На этот раз передел идет в сфере охранного бизнеса, или, как его еще называют, на» рынке крышевания». По информации наших источников, очередные « медвежьи разборки» обусловлены приближающимися выборами в Заксобрание. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Партизанский отряд поголовно дрыхнет и без единого выстрела покорно бредет в загон для скота. 4. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 5. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 6. Был человек на белом коне, авторитетные бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь – загнали в крысиную нору. 7. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.

  1. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Что нельзя подделать, так это совести слов.
Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.

С. Аверинцев. Надежды и тревоги.

Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.

ПАМЯТКА! Рецензия - (лат. recensio - рассмотрение)– отзыв, разбор произведения, жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики. В рецензии обычно дается библиографическое описание, краткая информация о содержании, проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения

Чаще ошибки появляются в результате нарушения соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате чего может возникнуть двусмысленность высказывания.

Нередко делают ошибки в употреблении местоимения их, заменяя его просторечным ихний: Не бери ихние вещи.

Существуют и разговорные варианты некоторых местоимений: всякий – всяческий, ничей нечейный, какой – экий и т.д.

Ошибки могут возникнуть при выборе формы местоимений 3-го лица в случаях, когда «н» прибавляется к личному местоимению 3-го лица в косвенных падежах и когда не прибавляется.

В современном русском языке «н» добавляется, если местоимение стоит после любого предлога (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, через, с, у) или после наречных предлогов, требующих родительного падежа (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, среди). Например: без него, вокруг него.

Не добавляется «н» к местоимениям после предлогов наречного и глагольного происхождения, управляющих дательным падежом. Например: вопреки ему, благодаря ему.


В предложных сочетаниях, состоящих из простого предлога и имени существительного, «н» после него не ставится. Например: со стороны его, при помощи его.

Не добавляется «н» в тех случаях, когда местоимение находится после сравнительной степени прилагательного или наречия. Например: мимо их, а не мимо них, сзади его, а не сзади него. Словосочетания внутри их – внутри них равноправны в употреблении.

Местоимения сей, оный в русском языке считаются устаревшими, но могут использоваться для создания иронии: Ну и что сие означает?

В предложении местоимения обычно указывают на употребленное в тексте перед этим существительное, стоящее в том же роде, числе и падеже. При этом не должно создаваться двусмысленности в понимании. Например: У ослов длинные уши, и они могут возить на себе людей. Получается, что местоимение они заменяет существительное «уши» и что «уши могут возить на себе людей». Чтобы исправить это предложение, нужно отказаться от использования местоимения и еще раз повторить существительное: У ослов длинные уши, и эти животные могут возить на себе людей.



Вопросы и задания

Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них.

2. Какие разряды местоимений входят в группы:

а) местоимений-существительных;

б) местоимений-прилагательных;

в) местоимений-числительных.

3. Просклоняйте следующие словосочетания:

некий человек, некая актриса, некие студенты, столько машин, я сама, он сам.

Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей стояло зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

Глагол

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантический признак: обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

С точки зрения лексического значения глагол далеко не всегда обозначает именно действие. Например, глаголы лежать, спать, смеяться, грустить обозначают физическое или душевное состояние, которое нельзя назвать действием, и таких примеров очень много. Следует помнить, что действие – это лишь грамматическое значение глагола, которое обозначает процесс, протекающий во времени.

2. Морфологические признаки: постоянные – вид, спряжение, переходность – непереходность, возвратность – невозвратность; непостоянные – наклонение, залог, время, число, лицо.

3. Синтаксический признак: в предложении глагол в основном выполняет роль сказуемого.

Инфинитив, или неопределенная форма глагола (от лат. infinitivus – «неопределенный»), – начальная форма глагола, которая обозначает действия предмета, не указывая на время его совершения, лицо и наклонение, и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Инфинитив имеет на конце суффиксы -ть (сказать), -ти (вести), -чь (беречь).

Это неизменяемая форма глагола, которая имеет лишь постоянные морфологические признаки: спряжение, вид, возвратность – невозвратность, переходность – непереходность.

В предложении глагол в неопределенной форме может быть сказуемым (Вам выбирать), подлежащим (Летать – это моя мечта), второстепенным членом (Я поехал в санаторий подлечиться).

Существует два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида обозначают действие завершенное, законченное, указывают на полученный результат или предел и отвечают на вопрос что сделать? (прочитать, построить, запеть, замолчать).

Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания на его результат, предел, но имеют оттенок длительности или повторяемости и отвечают на вопрос что делать? (читать, строить, постукивать, покрикивать).

Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (читаю, читал, буду читать).

Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее простое (прочитал, прочитаю).

Не все глаголы имеют свою видовую пару, но каждый глагол обязательно относится к какому-либо виду.

Существуют глаголы, которые могут иметь значение совершенного и несовершенного вида; они называются двувидовыми, их значение можно различить только в контексте (стенографировать, аргументировать). Например: Он всегда аргументирует свои выводы (несов.). Вчера он полностью аргументировал весь свой доклад (сов.).

Глаголы переходные и непереходные

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на предмет, переходящее на него: читать книгу, смотреть фильм.

Такие глаголы могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога (отвечает на вопрос кого? что?), которое обозначает предмет, подвергающийся действию (пить чай, рубить дрова), или предмет, возникающий в результате действия (строить дом, шить платье).

При переходном глаголе дополнение может также стоять в родительном падеже, если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: выпить молока (только часть молока, а не вообще все молоко), и если есть отрицание: не написал письма.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога: бегать, стоять, разговаривать и т.д. (При них нельзя употребить существительное, отвечающее на вопросы кого? что? Нельзя сказать: бегать – кого? что?)

Глаголы возвратные и невозвратные

Возвратными называются глаголы, имеющие постфикс -ся, -сь: смеяться, плестись. Такие глаголы обозначают действие, направленное на самого деятеля (то есть действие как бы «возвращается» к своему источнику: умываться, то есть умывать себя, так как постфикс -ся по своему происхождению бывшее возвратное местоимение, обозначающее то же, что и современное себя).

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся.

Глагол имеет три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают такое действие, которое говорящий считает вполне реальным, фактически совершающимся в определенном времени (настоящем, прошедшем, будущем). Формы времени являются одновременно и формами изъявительного наклонения.

Глагол в сослагательном наклонении имеет два значения: условное и желательное.

Условное значение сослагательного наклонения показывает, что действие не является фактом, а только предполагается, оно могло бы совершиться при определенном условии: Я бы пошел гулять, если бы кончился дождь.

Желательное значение сослагательного наклонения показывает, что говорящий хочет, чтобы действие совершилось: «Мне бы только смотреть на тебя» (С. Есенин).

Сослагательное наклонение образуется с помощью частицы бы, которая может стоять после глагола и перед ним.

Глаголы сослагательного наклонения имеют формы рода и числа: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, которое должен совершить собеседник (2-е лицо). Оно характеризуется особой побудительной интонацией в зависимости от характера побуждения: приказ, просьба, мольба и т.д. (Напиши мне, пожалуйста! Иди сюда!)

Форма повелительного наклонения, как правило, образуется от основы настоящего или будущего простого времени добавлением окончаний -и (веду – веди), -и (читаю – читай) , во множественном числе прибавлением аффикса -те (читай – читайте).

У некоторых глаголов повелительная форма не употребляется или вообще не образуется: хотеть, мочь, слышать.

Время глагола – это такая грамматическая категория, которая показывает, когда было совершено действие по отношению к моменту речи.

Настоящее время показывает, что действие совершается прямо в момент речи: Я сейчас пишу, читаю, разговариваю.

Прошедшее время показывает, что действие совершилось до начала речи о нем: Я читал, разговаривал, играл.

Будущее время показывает, что действие будет происходить после окончания речи о нем: Я напишу, буду писать.

Формы будущего времени могут быть простыми и сложными. Формы простого будущего времени состоят из одного слова, они образуются от глаголов совершенного вида: напишу, поговорю.

Формы будущего сложного образуются от глаголов несовершенного вида при помощи вспомогательного глагола буду (формы будущего времени от глагола быть ), изменяемой по лицам и числам, и инфинитива: буду читать . Значение действия показывает инфинитив, а вспомогательный глагол указывает лишь наклонение, время, лицо и число (Я буду писать, разговаривать ).

Привидевшийся во сне отец напомнит вам, чтобы вы воспользовались чьим-то мудрым советом и решили возникшие проблемы. Не послушаетесь отца – столкнетесь с большими затруднениями.

Если вам приснилось, что ваш отец умер, ведите дела осторожнее, иначе вам придется очень трудно.

Молодая женщина, увидевшая во сне своего умершего отца, должна быть готова к тому, что возлюбленный обманывает или вскоре обманет ее.

Д. Лофф так писал о снах, в которых мы видим отца: «Отец – интересная фигура сновидений. Он появляется во сне в разных ипостасях, вызывая своим присутствием противоречивые чувства. Как показывают психологические исследования, от того, как вы относитесь к своему отцу, как его воспринимаете, во многом зависит восприятие существ высшего порядка, в которых вы верите.

В итоге сны с появлением отца часто относятся к вопросам силы, присутствия и любви. Как правило, сила и авторитет – понятия, которые в первую очередь связывают с отцом. Отец – человек всезнающий и всевидящий, а дисциплина – это лишь следствие вышеуказанных качеств. Бывает, отец появляется в вашей жизни необычным образом. Такие сны могут вызвать в вас чувство, что не все в этом мире хорошо обустроено.

Появление во сне отца может символизировать теплоту, силу или, наоборот, их отсутствие по отношению к другим персонажам сновидения. Кроме того, больной отец обычно снится к каким-либо нерешенным вопросам (Каким? Ответить на этот вопрос помогут другие элементы сновидения.)

Толкование снов из Психологического сонника

Сонник - Отец

Видеть его во сне умирающим означает, что вы устыдитесь содеянного вами.

Умершего отца видеть - знак болезни или получения наследства. Влюбленным такой сон предвещает известие об измене.

Если ваш отец будет молчать во сне, то скоро вы получите известие о его болезни. Сон, в котором вы увидели, что ваш отец болен, предвещает огорчения.

Если вам приснится, что вы разговариваете с отцом, который давно умер, то вам следует помянуть его. Разругаться с отцом во сне - знак неудач. Увидеть его во сне счастливым означает получение известия из дома.

Стать отцом во сне - знак счастливого окончания какого-то дела. Крестный отец во сне является символом защиты.

После такого сна вам следует прислушаться к хорошим советам и последовать им. Иногда такой сон напоминает нам об ответственности, которая лежит на нас.

Девушке увидеть во сне мать и отца вместе - знак скорого замужества или большой удачи и счастья.

Толкование снов из