😉 Приветствую моих постоянных и новых читателей! Друзья, зачем нужны хорошие манеры в наше-то время? Попробуем разобраться.

Что такое хорошие манеры

Хорошие манеры – основы поведения воспитанного человека в обществе. Способ обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и мимика. Все это называется манерами.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку. Чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Не думайте, что хорошие манеры — это нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П.Чехов

Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них. Это бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к животным и птицам. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к окружающим вас людям.

«Поведение должно быть возвышенным, но не причудливым. Мысли должны быть тонкими, но не мелочными. Характер должен быть уравновешенным, но не безвольным. Манеры должны быть воспитанными, но не жеманными».

Пословицы

  • Хорошие манеры ничего не стоят.
  • Вежливость открывает все двери.
  • Себя не возвеличивай, других не унижай.
  • Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
  • Точность – вежливость королей.
  • Поклонившись, голова не отломится.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Доброе молчание лучше худого ворчания.
  • Держи язык на верёвочке.

Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Первым и самым важным правилом поведения в обществе является вежливость, доброта и внимание к другим. Это правило никогда не меняется.

Источник этого правила — Библия: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Знать, как правильно себя вести — это лишь часть обладания хорошими манерами. Выполнение их — вот, что имеет значение.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми. Стремление избежать конфликтов. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека.

В обществе всегда ценили и ценят скромность и сдержанность человека. Умение контролировать свои поступки. Внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Дурными манерами принято считать привычки:

  • громко говорить, не стесняясь в выражениях;
  • развязность в жестикуляции и поведении;
  • неряшливость в одежде;
  • грубость, проявляемая в откровенной недоброжелательности к окружающим;
  • неумение сдерживать свое раздражение;
  • в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей;
  • бестактность;
  • сквернословие;

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Ежедневно мы взаимодействуем с большим количеством людей и вежливость нам в этом не помешает. Успешный человек вежлив в любой ситуации.

И если вы не знаете, что такое хорошие манеры, это повод беспокоиться. Но как бы вы не были заняты или обременены чем-либо, вам всё же нужно помнить о хороших манерах.

Хорошие манеры

  • не проявляйте излишнее любопытство;
  • делайте людям уместные комплименты;
  • держите слово;
  • храните тайны;
  • не повышайте голос;
  • умейте извиняться;
  • не клянитесь;
  • придерживайте перед людьми дверь;
  • отвечайте на вопросы;
  • благодарите за то, что для вас делают;
  • будьте гостеприимны;
  • соблюдайте правила этикета
  • не хватайте последний кусочек торта;
  • прощаясь с гостями, провожайте их до двери;
  • будьте вежливы, учтивы и любезны;
  • не толкайтесь в очереди.

Зачем нужны хорошие манеры (видео)

Друзья, оставляйте отзывы к статье «Зачем нужны хорошие манеры в обществе». 🙂 Поделитесь этой информацией в соц. сетях. Спасибо!

Современные социальные стереотипы показывают, что этикет больше не имеет значения. Что манеры хорошего поведения утратили свою ценность. Тем не менее, правила речевого этикета, культурное поведение и манеры никогда не выходят из моды.

Этикет, как и все другие виды культурного поведения, развивается в соответствии с современными требованиями. Без него члены общества проявили бы слишком много нетерпения и неуважения друг к другу. Это привело бы к оскорблениям, нечестности, мошенничеству, нетерпимости на дорогах, кулачным боям, возникновению двуличности у людей , и целому ряду других неприятных инцидентов. Сегодня мы поговорим о значимости правил речевого этикета в обществе.

Определение понятия — этикет

Этикет это просто набор руководящих принципов для вежливости и хороших манер, доброты. С которой мы должны всегда относиться друг к другу. Это всегда будет иметь значение!

Что такое этикет?

Этикет, сложная сеть правил, которые регулируют хорошее поведение и наше социальное и деловое взаимодействие, всегда развивается и изменяется по мере изменения общества.

Он отражает наши культурные нормы, общепринятые этические кодексы. А также правила различных групп, к которым мы принадлежим. Это помогает нам проявлять уважение к другим. И радует окружающих тем, что мы с ними. Без надлежащих манер и этикета обычаи вежливого общества скоро исчезнут. И мы будем действовать больше как животные, а не как люди. Агрессивность и отношение «каждый за себя» станут ведущими. В прежние времена правила этикета использовались для двух целей. Чтобы напомнить людям об их собственном статусе в обществе и усилить определенные ограничения для людей.

История возникновения правил этикета


В средние века и эпоху Возрождения этикет диктовал все. От того, как низко человек низшего ранга должен был поклониться человеку более высокого ранга. До того, как долго мужчине приходилось ухаживать за женщиной, прежде чем двое могли пожениться. Даже то, как человек оплакивал, строго регламентировалось правилами этикета. Вплоть до наступления гражданской войны в России. После этого вдовы должны были одеваться в «траурные одеяния». Или полностью в черную одежду и вуаль в течение целого года после смерти мужа. Эти типы правил в более раннем обществе обычно определялись правящими классами. Потому, что они ставили цель сделать жизнь общества наиболее безопасной.

Безусловно, строго соблюдаемые правила этикета были связаны с тем, как человек проявлял уважение к королю и его высокопоставленным чиновникам, таким как герцоги и принцы. Это укрепило их авторитет. Правила этикета, касающиеся брака, траура и других важных событий в жизни, в значительной степени применяются только к правящим классам или богатым. Крестьяне и рабочие, если они следовали правилам этикета, относящимся к уважению своего хозяина, не должны были следовать формальным правилам ухаживания. Они имели тенденцию основывать свои собственные «правила» ухаживания на хороших манерах и здравом смысле.

На протяжении веков, когда общество становилось все более демократичным, этикет стал превосходным сочетанием хороших манер, здравого смысла и правил поведения. Которые, в свою очередь, отражали культурные нормы и правила нашего общества в целом. А не только одну отдельную группу внутри него. Это связано не столько с модой на данный момент или с тем, кто у власти, а с умиротворением и этическим кодексом поведения.

Правила речевого этикета в современном обществе


Сегодняшний этикет выполняет несколько важных функций:

  1. Этикет обеспечивает личную безопасность. Знание того, как вести себя в данной ситуации, делает вас более уверенным.
  2. Он защищает чувства других. Правила речевого этикета требует от вас, чтобы вы уважали мнение другого собеседника.
  3. Это делает общение понятнее. Этикет упрощает общение, разрушая барьеры, а не возводя их.
  4. Использование речевого этикета на работе, повышает статус в лице коллег. В любой рабочей ситуации вас воспринимают как более способного, более профессионального и умного. Если вы знакомы с надлежащим кодексом поведения на рабочем месте.
  5. Это производит хорошие первые впечатления. Первые пять-семь секунд после встречи с кем-то имеют решающее значение. Ваше первое впечатление остается в сознании другого человека еще долго после вашего ухода. Если вы используете правила речевого этикета, это первое впечатление будет положительным.

Общество и наша культура сейчас так быстро меняются, что правила речевого этикета трудно соблюсти. Как только книга этикета публикуется, развивается новая форма общения. Или новый стиль знакомства становится все более ярым. И кто-то объявляет последнюю книгу этикета «безнадежно устаревшей». Имейте в виду, что этикет должен быть ориентиром, а не набором строгих правил, высеченных в камне.

Эти руководящие принципы разработаны с использованием здравого смысла, чувства справедливости, вежливости и, прежде всего, учета других. Если вы позволите внимательному отношению к окружающим быть вашим последним арбитром. Вы будете на пути к тому, чтобы стать таким вежливым человеком, который инстинктивно понимает правила речевого этикета.

Правила речевого этикета в семейных отношениях

Причина, по которой многие молодые люди сегодня мало знают об речевом этикете, заключается в том, что они никогда не изучали его дома. Родители больше не преподают непосредственно этикет детям и подросткам.

Если вы читаете это, чтобы узнать больше о правильных манерах и о том, как практиковать этикет на публике, лучше всего начать выполнять это наедине. Трудно включить хорошее поведение только тогда, когда вы чувствуете, что вам «нужно». На самом деле, мы не должны вести себя лучше, когда мы встречаемся с людьми, которых мы едва знаем или хотим произвести впечатление. Наше лучшее поведение должно быть для людей, которых мы любим: наших друзей и семьи.

Поэтому придерживайтесь самых высоких правил речевого этикета в домашних условиях. Будьте вежливы и добры по отношению к своему супругу, родителям и особенно к своим детям. Чтобы они на собственном примере узнали, как правильно обращаться с другими людьми. Если они вырастут с укоренившимся в них речевым этикетом, им будет легче наладить длительные отношения. Также, преуспеть в своей работе и двигаться по жизни с легкостью.

Вы также обнаружите, что правила речевого этикета становится для вас второй натурой, а не набором правил. И ваша собственная жизнь будет более приятной.

Люди положительно реагируют на тех, кто к ним добр и относится к ним с уважением.

Общие правила вежливости в обществе

Общие правила вежливости — это бесконечные маленькие жесты, которые мы делаем почти неосознанно, продвигаясь в течение дня. Когда мы идем на работу и переживаем наш день. Мы общаемся с водителями автобусов, официантами, людьми на улице и множеством других.


То, как мы взаимодействуем с окружающими нас людьми, может повлиять на их и наш день. Никогда не следует забывать об обычных вежливостях жизни. Если у вас напряженный график, изнурительный день на работе или один из ваших детей болен, у вас может быть много мыслей, которые приводят вас в плохое настроение. Люди вокруг вас могут чувствовать себя такими же несчастными. Но вы не обязательно хотите, чтобы их страдания свалились на вас.

Не следует обременять других людей своими горестями и несчастьями.

Вместо этого, уделите время, чтобы проявить вежливость. Даже когда вы чувствуете, что хотели бы нагрубить кому — то. Другие люди будут чувствовать себя лучше, как и вы.

Правила речевого этикета в пути


Не ведите себя так, будто вы единственный человек на тротуаре или дороге. И не предполагайте, что у вас есть право проезда в любой ситуации. Этикет требует защитного вождения и заботы о безопасности окружающих в любой ситуации. Пешеходы никогда не должны пересекать движение на светофоре. Это намекает на то, что вы выше закона и не заботитесь о водителях на дороге.

Каждый раз, когда вы едете на общественном транспорте и видите человека, которому может быть неудобно стоять в течение любого отрезка времени, предложите этому человеку свое место. Это касается беременных женщин, пожилых людей. Также всех, кто на костылях, инвалидов или слепых.

Не позволяйте вашим вещам нарушать личное пространство других людей. Если вы садитесь в общественный транспорт с сумками с покупками, портфелем, не кладите их на сиденье рядом с вами. И не ставьте их в проходе, где другие могут споткнуться о них. Можете положить их под сиденье или на колени. В противном случае держите все как можно крепче по бокам.

Помните, что автобусы и другие транспортные услуги предназначены для всех людей, а не для вашей личной доставки.

Услуги и места, которые вы посещаете

В течение дня вы можете посетить множество мест, от ресторанов до химчисток. Относитесь к каждому человеку, которого вы встречаете, с одинаковым уважением, независимо от того, где он работает. Дни вежливости, являющиеся результатом жизненного пути получателя, давно прошли.

Во-первых, у вас нет возможности узнать, является ли человек за прилавком недавним выпускником средней школы или доктором ядерной физики. Мир быстро меняется, и очень немногие люди работают в выбранной ими области. С другой стороны, каждый заслуживает вежливости и уважения к выполнению своей работы. Нет позорной работы.

В химчистке или в любом другом сервисе, где вы забираете вещи, оставленные для чистки или ремонта, попробуйте получить билет или квитанцию. Да, сотрудник может найти ваше имя, но это займет больше времени и усложнит ситуацию. Квитанция была дана вам по какой-то причине, и сотрудники оценят это.

Когда продавец помогает вам, убедитесь, что вы четко понимаете, чего вы хотите, и просите о помощи с добротой. Не будь покровительственным или требовательным. Помните, что человек помогает вам и искренне благодарит вас.

Если вам нужно встать перед другими, чтобы занять свои места в театре, то смотрите в лицо людям, а не на сцену или киноэкран. Им лучше будет увидеть ваше лицо, нежели спину. Не забудьте извиниться за доставленные неудобства.

Персонал ресторана


Серверы в ресторанах являются одними из самых злоупотребляемых людей в мире обслуживания, что является настоящим позором. Эти рабочие часами стоят на ногах, обслуживая несколько столов одновременно. Большую часть времени они запоминают меню своих заведений, а также знают особенности каждого дня.

Они отслеживают все заказы, регулярно проверяют, чтобы убедиться, что клиенты имеют все, что им нужно. Заправляют напитки и в целом стараются, чтобы клиенты были довольны. И они делают все это за минимальную заработную плату. Они полагаются на советы для большей части своего дохода. Поэтому они прилагают все усилия, чтобы угодить своим клиентам. Правильный этикет требует, чтобы вы делали жизнь серверов максимально приятной и легкой, зная, как правильно с ними взаимодействовать.

  1. Уделяйте вашему персоналу полное внимание, когда он или она говорит. И не ведите разговоры, когда другие за вашим столом заказывают. Это грубо и мешает вашему обслуживающему персоналу ясно слышать в шумном ресторане.
  2. Внимательно слушайте, когда он или она пересматривают специальные предложения и отвечают на любые вопросы, чтобы вашей группе не приходилось просить много повторений.
  3. Если ваш официант представился вам по имени, используйте имя этого человека при обращении к нему.
  4. Официант не виноват, если ваш заказ подготовлен неправильно; он его не готовил. Имейте это в виду, когда вы просите официанта отправить его обратно на кухню.
  5. Никогда не повышайте голос, даже если вы недовольны своим обслуживанием. Нет причин создавать сцены или публично унижать ваш обслуживающий персонал. Вы можете вежливо заявить о своем мнении, поговорив с ним или с ней соответствующим тоном. Если вы не можете достичь удовлетворительного решения, попросите поговорить с менеджером.

Звук тишины

Кажется, что одним из наиболее часто игнорируемых правил этикета сегодня является правило, согласно которому каждый человек заслуживает чуточку тишины и покоя. Старая поговорка о том, что «Безмолвие — это золото», по-прежнему верна, но люди все чаще игнорируют ее в метро, ​​парках, ресторанах и даже в рабочих помещениях. Человек, сидящий рядом с вами или напротив вас, не хочет насильно держать в заложниках все звуки, которые вы можете слушать или издавать.

Помните эти советы по этикету, чтобы уважать «звуковое пространство» других.

  1. Не используйте MP3-плеер на такой громкости, чтобы он был слышен вне зоны действия ваших наушников, когда вы находитесь в общественных местах. Причина, по которой у устройства есть наушники, заключается в том, чтобы сделать прослушивание личным делом.
  2. Помните, что, хотя вы можете думать, что бесконечная болтовня ваших детей очаровательна, большинство незнакомцев не будут. У них нет личных интересов, вложенных в ваших детей, и они могут воспользоваться свободными моментами в поезде, чтобы немного вздремнуть. Держите своих детей вовлеченными в тихую беседу или деятельность.
  3. Разговоры по мобильному телефону должны быть сведены к минимуму. Никто больше не хочет слышать интимные подробности вашей жизни.
  4. Во время туров, например, в музеях, не ведите разговоры с компаньоном, пока говорит гид. Человек не только неуважительно относится к руководству. Но и мешает близким сосредоточиться на том, что они пытаются услышать.
  5. В кинотеатрах не ведите разговоров и не комментируйте во время шоу. Никто не платил, чтобы услышать ваше мнение или комментарий. Это включает в себя все, что вы хотели бы сказать во время предварительного просмотра фильмов. Хотя вас могут не интересовать предварительные просмотры, другие могут очень захотеть их увидеть. Во время перерыва разговоры следует вести достаточно тихо. Чтобы другие не могли услышать, что вы говорите, если они не являются собеседниками.

Тонкости речевого этикета

Руководство по этикету не может разрешить все возможные тонкости, с которыми вы столкнетесь в процессе своей жизни. В жизни бесчисленное множество ситуаций, когда у вас будет возможность попрактиковаться в маленьких вежливостях. Которые раскроют ваш истинный характер. Каждое маленькое действие может немного улучшить чью-то жизнь. И этот человек может передать ее кому-то другому. Поэтому найдите время, чтобы проявить доброту к незнакомцам.

Каким образом? Откройте дверь для кого-то, утомленного работой. Держите лифт для того, кто бежит, чтобы поймать его. Просите прощения у всех, с кем вы столкнулись. Предложите свое место в очереди кому-то с несколькими предметами. Помогите коллеге, который отстает в проекте.

Если мы будем использовать правила речевого этикета,то сделаем вокруг себя мир намного приятнее и добрее.

Разделы: Русский язык

Цель: подготовка учащихся к ГИА, ЕГЭ.

Обучение приемам сжатия текста.

В науке известны три способа сжатия текста:

  1. Исключение,
  2. Обобщение,
  3. Упрощение.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Формы работы:

  1. Выделите опорные слова в предложении.
  2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
  3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
  4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
  5. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
  6. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
  7. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
  8. Проделайте следующую работу с текстом:
    а) составьте к нему план;
    б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.

Открытый урок в 6 классе.

Тема: Текст. Приемы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению

Цель урока:

  1. составить алгоритм написания сжатого изложения;
  2. продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
  3. подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;
  4. нравственное воспитание учащихся (зачем нужны хорошие манеры?)

Оборудование:

  1. Дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)
  2. Толковый словарь С.Ожегова.
  3. Памятка “ Приемы сжатия текста”.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.

Как вы понимаете этот термин? (Содержание текста воспроизводится кратко, обобщенно. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.)

Мы продолжаем наш разговор по ключевым понятиям, без которых невозможно выполнить эту работу. Вы уже, наверное, догадались о каких понятиях идет речь.

Назовите их. (Текст, микротема, основная мысль, план)

Что такое текст? (Это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности.)

Назовите главные признаки текста. (Связность, единство, целостность, завершенность.)

Что такое микротема? (Это то, о чем говорится в определенном отрезке текста.)

2. Объяснение нового материала.

  1. Что вы знаете об авторе этого текста?
  2. Чтение текста академика Д.И.Лихачева.
  3. Анализ текста.

– О чем этот текст? Определите его основную мысль. (Зачем нужны хорошие манеры?)

– Как его можно озаглавить? (Зачем нужны хорошие манеры?)

– К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите свое мнение.

Каким типом речи является этот текст? Докажите (рассуждение).

Мы должны воспроизвести содержание данного текста сжато.

Перед вами памятки: Приемы сжатия текста:

  1. Исключение (исключается все, без чего текст остается понятным и цельным);
  2. Обобщение (переформулировать мысль своими словами);
  3. Упрощение (исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми).

Прочитайте 1-ый абзац текста.

Какую микротему можно в нем выделить? (Зачем нужны хорошие манеры.) Важен ли этот абзац для раскрытия темы?

Какой прием сжатия текста можно использовать. Подчеркните ключевые слова.

Как можно озаглавить 1-ый пункт плана?

1. Зачем нужны хорошие манеры?

Просмотрите 2-ой, 3-ий абзацы.

Можно ли их объединить? Почему? (Общая микротема.) Подчеркните ключевые слова.

Какой прием сжатия текста можно использовать. (Обобщение.)

Как можно озаглавить 2-ой пункт плана?

2. Что лежит в основе “рецептов” поведения?

Читаем 4-ый абзац Просмотрите его, выделите ключевые слова, подчеркните карандашом.

Какую микротему мы можем выделить. Какой способ сжатия текста мы сможем использовать? (Упрощение.). Как связаны предложения в этом абзаце? (Цепная связь, можно убрать лексический повтор.) Как можно озаглавить 3 пункт плана?

3. Надо уметь не мешать друг другу:

а) не надо шуметь
б) чавкать
в) громко говорить за столом
г) класть локти на стол

Просмотрите 5-ый, 6-ой абзацы. Можем ли их объединить? (Да, общая микротема.) Какой прием сжатия текста сможем использовать? (Сочетание исключения и обобщения.) Как можно озаглавить 4-ый пункт плана?

4. Важнейшее правило, которое следует запомнить.

Свое обращение к молодежи Лихачев облекает в форму письма, текст носит призывный характер, он убедителен, эмоционален. Используются средства языка, характерные для публицистической речи: риторические вопросы (они не предполагают ответа, их задача – привлечь наше внимание к обсуждаемой проблеме), лексические повторы, инверсия (быть опрятно одетым надо потому).

Прочитайте сжатый вариант текста. Какой вывод для себя можно сделать?

Выскажите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Как избежать речевых повторов?

– Хорошие манеры.
– Рецепты поведения.
– Правила хорошего поведения.

ЭТИКЕТ, (работа со словарем).

Следующий этап работы. Орфографический и пунктуационный анализ текста.

  1. Какие орфограммы могут вызвать затруднения?
  2. Пунктограммы?

(В книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.)

Итог урока. Что такое сжатое изложение? Какие приемы сжатия текста вы сможете использовать?

На дом: написать сжатое изложение.

Предварительный просмотр:

МАОУ Гальчинская средняя общеобразовательная школа

Проект

Тема: «Как подготовиться к сочинению-рассуждению»

Выполнила: учитель русского языка

и литературы

Зайцева С.С.

Домодедово 2012г.

Введение.

Этапы работы над сочинением – рассуждением.

Работа с текстом при написании сочинения-рассуждения.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Тема: Как подготовиться к сочинению – рассуждению.

Актуальность: Работа содержит теоретические сведения и практические рекомендации для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом части С единого государственного экзамена по русскому языку (сочинению – рассуждению). Подробный анализ представленных ученических работ позволит выявить и систематизировать проблемные зоны в подготовке учащихся к части С.

Цель: Сформировать знания, умения и навыки, необходимые учащемуся для успешно сдачи ЕГЭ.

Объект: Учебно – методические пособия для подготовки к сочинению-рассуждению.

Гипотеза: Задание части С – задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание проверяет состояние практических умений выпускников (владение ими монологической речью, умение аргументировано излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры, что требует от них определенной подготовки.

Задачи исследования:

1.исследование учебно-методического материала для подготовки к сочинению-рассуждению;

2.исследование этапов работы над сочинением-рассуждением;

3.изучение языкового анализа исходного текста;

4.изучение анализа и оценки сочинения-рассуждения.

Теоретическая значимость: Данная работа позволит выпускникам систематизировать знания и умения при подготовке к сочинению-рассуждению.

Практическая значимость: Настоящая работа будет интересна не только учителю, но и учащимся старших классов и их родителям.

Методы: 1) теоретический метод;

2) метод анализа;

3) практический метод.

Этапы работы над сочинением-рассуждением.

Способы формирования и развития основной мысли текста зависят от типа речи, использованного в нем. Традиционно выделяют три основных смысловых типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Задача рассуждения – рассмотреть наиболее важные свойства предметов, явлений и установить причинно-следственные связи между ними.

Текст – рассуждение должен состоять из трех частей:

Тезиса (того, что доказывается или объясняется; основной мысли, требующей доказательства или объяснения);

Доказательств (аргументов, доводов, обоснования, объяснения, т.е. суждений, которые подтверждает истинность тезиса);

Вывода

Подобная структура имеет место в полном рассуждении; в сокращенном рассуждении опускается или вывод; или тезис, потому что они близки по содержанию (вывод – это доказанный тезис; вывод расширяет смысл тезиса).

Рассуждение отличается от описания и повествования прежде всего более протяженными сложнопостроенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи) и абстрактным характером лексики, т.е. словами, обозначающими отвлеченные понятия (в повествовании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления):

С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка (По Б.Короткову).

Практически все тексты и с другими типами речи (повествование, описание) дают материал для написания сочинения-рассуждения. Для того чтобы написать сочинение подобного рода по разным типам текстов, нужно прежде всего выделить основную мысль, которую автор пытается донести до читателя.

Запомните! Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?, к описанию – какой?, к рассуждению – почему?

Основная мысль текста-повествования, текста-описания проводится автором с определенной целью, поэтому элемент причинности и в этих текстах присутствует несомненно.

Текст-повествование

Лебединская верность

Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени.

Егерь рассказал:

«Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорого -полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка , волновалась. (8) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелась, но ведь и друга не оставишь в беде. (11) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его перышки.

(12) Я приплыл в залив рано утром. (13) Лебедушка взлетела и стала кружиться тревожно. (14) Решил обследовать камыши. (15) Тут и нашел подбитую птицу. (16) Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (17) На другой день я снова появился на маленьком островке. (18) Обошел его, убедился – хищников нет. (19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а лебедушка – Лилия».

(20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать: крыло было перебито.

(25) Пришла осень. (26) В месте с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним.

(30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. (31) Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края. А нам и здесь неплохо».

(33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!

(К.Хромов)

Основная мысль позволяет задать вопрос почему? – «Почему автор считает, что песня Лотоса – это не прощальная песня, а гимн жизни. Этот вопрос может лечь в основу тезиса (1) Доказательством (2) является описанием того, что случилось с Лотосом и как помогла ему в несчастье его верная подруга.

Вывод (3) может быть равен тезису.

Текст-описание

Первый мороз.

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз.

Все было седое, но лужи не замерзали. (3) Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и трава обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

(4)Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. (5) Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

(М.Пришвин)

Основная мысль текста позволяет задать вопрос почему? – «Почему первый морозный день вызвал в груди автора такую бурную радость?» Этот вопрос может лечь в основу тезиса . Доказательством служит описание картины зимнего морозного дня. Вывод может быть равен тезису .

Текст – рассуждение

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте?

(5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленна, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

Основная мысль может лечь в основу тезиса : подлинная красота воспринимается одинаково. Доказательством могут служить рассуждения автора о нетленности истиной красоты, несмотря на многие факторы, связанные с идеалами и модой.

Способы связи частей рассуждения.

В рассуждении для перехода от тезиса к доказательству часто используется вопрос почему?, частица ведь и такие конструкции, как: и вот почему; это можно доказать следующим образом; докажем это; в этом легко убедиться; и это понятно.

Вывод связывается с доказательством чаще всего посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний; поэтому, вот почему…; предложений типа: Обобщим все сказанное выше. Подведем итоги. Из всего сказанного выше следует, что и т.д.

На связь и последовательность мыслей могут указать также многие другие вводные слова и сочетания. Например, во-первых, во-вторых, наконец, например, допустим, предложим, так, значит, следовательно и т.д.

Возможно и другое соединение частей рассуждения: без союзов, без вводных слов, только по смыслу.

Способы связи предложений в тексте.

При построении доказательства следует помнить о том, что каждое предложение должно быть связано с предыдущим. Только в этом случае можно говорить о логичности и последовательности рассуждений. Эта связь предложений может осуществляться с помощью

Лексического повтора

Личного местоимения

Синонима

Антонима

Противительного союза

Частицы

Наречия

Указательного местоимения

Местоимения с предлогом

Притяжательного местоимения

Однокоренных слов. Возможны случаи, когда используются не одно средство связи, а несколько.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

Текст.

(1)Нужны ли хорошие манеры. (2)Новейшие машины могли бы подсчитать, во что обходиться стране сумма плохого настроения, раздражительности, порождаемых грубым и даже нелюбезным поведением людей, и сообщить нам сенсационные цифры. (3)Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее и предприимчивее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. (4)По моему мнению, хорошие манеры – проявление внутренней деликатности и культуры, необходимый атрибут здорового образа жизни.

(5)Но нередко и самые хорошие люди обижают своих близких. (6) И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто – по недосмотру, недомыслию, невниманию. (7)Эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, с помощью которых можно улучшить настроение всего коллектива, сделать жизнь приятнее, нервы здоровее.

(8)Два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. (9)Первое: любезное отношение к окружающим не требует больших расходов, не изнуряет человека. (10)Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причем позже, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически и не теряет при этом своего благотворного воздействия. (11)Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет радость им, но и сам получает от такого поведения громадное удовольствие.

(12) Следовательно, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. (13) Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

(По Н. Акимову)

Для того чтобы написать сочинение-рассуждение по этому тексту, нужно проделать следующую работу:

Посмотреть, как эта мысль выражена в тексте. Обратить особое внимание на те предложения, где она наиболее четко выражена. В нашем тексте это предложения (3), (4), (11), (12), (13);

Их следует прочитать ещё раз, чтобы сформулировать тезис, который может звучать приблизительно так: «Хорошие манеры нужно приобретать не только для того, чтобы прослыть воспитанным человеком. Н. Акимов утверждает, что «правильно выработанное поведение» улучшает жизнь как отдельного человека, так и всего общества».

В качестве доказательства можно опереться на уже перечисленные предложения (см. выше): «И вот почему. Во-первых, по мнению Н. Акимова, человек, живущий в коллективе воспитанных людей, чувствует себя намного работоспособнее, потому что он не должен тратить время на отражение агрессии со стороны коллег. Во-вторых, хорошие манеры и воспитанность способствуют укреплению здорового образа жизни. В-третьих, человек, имеющий хорошие манеры, доставляет радость не только тем, кто его окружает. Он сам получает от этого огромное удовольствие, находясь в хорошем расположении духа».

Вывод к первой части сочинения. Человек живет в обществе, следовательно, знание этикета – это тот вклад, который несомненно, улучшает как жизнь одного человека, так и общества в целом.

Для передачи основной мысли и донесения её до читателя автор использует такие выразительные средства, как синонимы и градацию. Синонимы («И происходит это обычно без всякого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить , а так просто – по недосмотру , недомыслию , невниманию ») используется автором для большей экспрессии, так как не позволяют более полно определить свойства и характер предмета повествования. Все синонимы построены по принципу восходящей градации («…чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство »), которая позволяет автору показать негативное отношение к последствиям, связанным с незнанием либо игнорированием этикета.

Далее следует написать своё согласие/несогласие с автором, которое можно выразить следующим образом: Я согласен (согласна) с мнением автора о том, что знание этикета имеет общественную значимость. Неприятно, если тебя стараются оскорбить, если с тобой разговаривают грубо. В итоге – испорченное настроение, испорченный день. А это никак не способствует здоровому укладу жизни.

Прочитайте выделенные курсивом строки – и вы увидите примерное сочинение-рассуждение по заданному тексту, которое соответствует критериям ЕГЭ.

Заключение.

Важнейшим условием успешного написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является понимание исходного текста, адекватное восприятие его темы, проблем, поднимаемых автором, авторской позиции.

Перед написанием собственного текста уточните свой замысел, ваше отношение к позиции автора текста. Если вы эту позицию разделяете, подберите примеры – доказательства в защиту выбранной позиции. Если нет, то аргументы, которые позволят вам возразить автору.

Продумайте композицию и речевое оформление своего сочинения. Помните, что вы пишете именно сочинение, а не изложение. Ваш текст должен представлять собой толкование затронутых в исходном тексте проблем, их интерпретацию. Авторские мысли могут быть кратко вами переданы, пересказаны, процитированы, указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте либо обозначены при изложении собственной точки зрения. Аргументируя собственное отношение (собственную позицию), пишущий должен не только согласиться или не согласиться с автором исходного текста, но и убедительно аргументировать свое мнение.

Передавая позицию автора по той или иной проблеме, старайтесь не исказить исходную информацию, проследить ход авторской мысли и не выйти за рамки обсуждаемого вопроса. Нельзя подменять приводимые автором факты другими – это будет считаться наиболее грубой ошибкой.

Работая над сочинением, помните, что бедная речь, то есть речь, ограниченная объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием, снижает впечатление от работы и может привести к снижению оценки за неё. Пользуйтесь разнообразными синтаксическими конструкциями, слова старайтесь употреблять в соответствии с их смыслом и лексической сочетаемостью.

Список использованной литературы

Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.,1965.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.,1997.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.,1988; Они же. Книга о хорошей речи. М.,1997

Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М.,1987

Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 1999. С. 171-174.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты.

Ипполитова Н.А. Культура русской речи. М., Флинта, 2004.

Капинос В.И. , Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. – М.: «Уникум-Центр», 2004, 2005.

Капинос В.И. , Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Львов В.В., Львова С.И. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. –М.: «Уникум-Центр», 2004, 2005.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Изд.3-е. М.,1993.

Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996

Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1960; Он же. Практическая стилистика русского языка. М., 1985.

РозентальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

Русский язык конца ХХ в. М., 1996.

Сенкевич М.П. Культура радио – и телевизионной речи, М., 1987.

Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Научно-метод. Бюл. №3. Красноярск, 1998.