В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.

Главная мысль

Старые довоенные фотографии - это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.

Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьев

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» - это одна из глав книги «Последний поклон».

В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.

В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно. Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.

Все ребята с нетерпением ждали приезда фотографа и думали, кто где будет сидеть на фотографии. Договорились, что самые лучшие ученики сядут впереди, средние - во втором ряду, а троечники и двоечники - сзади. Однако не все были довольны таким решением, например, герой-рассказчик и его друг Санька, потому что они как раз были одними из худших учеников. Попытавшись добиться хорошего места кулаками и потерпев неудачу, мальчики убежали на увал и до ночи катались на санках с крутой горки и валялись в снегу.

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.

Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага. Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно. Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.

Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:

мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.

И вот однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Витя очень обрадовался. Учителя и учительницу в деревне очень уважали все жители. Учитель попил чай с бабушкой и пожелал мальчику поскорее поправляться. Рассказчик с благоговением вспоминает этот приход учителя в их дом. Учитель знал очень много, был вежлив со всеми жителями, всегда здоровался. Учитель смог так поговорить с пьяницей дядей Левонтием, что тот стал меньше пить. А однажды весной учитель пошел в лес с учениками и рассказывал им все, что знал. Вдруг они увидели змею, она страшно шипела. Учитель схватил палку и забил змею до смерти. Он хотел защитить детей. Все жители деревни старались отблагодарить учителя и приносили ему то лукошко ягод, то еще какие-нибудь гостинцы, а зимой завозили дрова на двор.

Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.

Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.

Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.

Картинка или рисунок Фотография, на которой меня нет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пришвин Еж

    В рассказе Михаила Пришвина очень иронично и завораживающе рассказывается о взаимоотношениях ежа и автора. У автора была бытовая проблема - мыши в доме

  • Краткое содержание Помощница ангела Кузнецовой

    История Юлии Кузнецовой о детях. Точнее о трех друзьях. Они все разные. В их компании мальчик по имени Виктор, но все его называют Вик, и две девочки Ангелина, которая предпочитает называть себя Энджи, и Алена.

  • Краткое содержание книги Гарри Поттер и узник Азкабана Роулинг

    Гарри Поттер вновь живет в семье Дурслей. Ученикам Хогвартса разрешается навещать деревню колдунов Хогсмид, но без согласия опекунов, Гарри не может этого делать. Дядя подпишет разрешение, но для этого парень не должен провиниться

  • Астафьев

    1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла

  • Краткое содержание Джейн Остин Гордость и предубеждение

    В романе Джейн Остин рассказывается о бедной дворянской семье Беннет. В семье выросло сразу 5 дочерей и всех необходимо удачно выдать замуж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Дударева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Верхнедеревенская СОШ»

Тема урока: В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Цели урока: углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; обсудить содержание и выявить проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Ход урока:

    Оргмомент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кому нравится проводить время в общении с друзьями и делиться своими мыслями. Здравствуйте те, кто любит литературу.

II . Стадия вызова:

Писатель и время… Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

1. Ответ по кругу.

Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)

2. Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:

1) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

2) «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

- Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, делающее его взрослее, серьезнее, получает урок жизни).

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является составной главой из большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон». (см. выставку книг Астафьева)

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?!
Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости…И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него».

- Цель нашего урока: выяснить, какие проблемы раскрываеюся в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.

3. Кластеры

Как вы думаете, какое слово в названии рассказа является ключевым? (фотография)

У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «фотография». (Работа в группах).

Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. Фотография – это память, личная память.

    Стадия осмысления содержания.

Мы убеждаемся, что сюжет рассказа очень прост; событие, положенное в его основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении имеет второстепенное значение. Тогда что же в рассказе самое главное?

Какие открытия вы сделали, прочитав этот рассказ?

Приезд фотографа в деревню было большим событием
(жизнь в родном краю была взбудоражена: впервые из города приехал фотограф в школу, даже занятия были прерваны; гость важный - всей деревней думали, где его поселить, во что одеться: «я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила…»,- причитала бабушка Катерина; Саньке дядя Левонтий выдал телогрейку «по случаю фотографирования»)
-Меня поразило отношение жителей к учителю и учительнице.
(Их любили, почитали: «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых; за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу; можно пожаловаться на кого угодно; учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам молодежь учили…»)

Почему главный герой запомнил своего учителя?
(учитель был очень внимательным, добрым, интеллигентным человеком, много знал, всегда был готов оказать помощь своим односельчанам; он, проявил инициативу, договорился с городским фотографом, привез его в деревню; а когда фотография была готова, он принес ее главному герою, на ней были изображены одноклассники главного героя)

Проанализируйте эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?
(в сцене со змеей мы видим, что учитель готов пожертвовать своей жизнью ради своих учеников, он способен на подвиг: «вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь»)
-Как вы представляете себе эту фотографию?
- Почему Санька отказался идти фотографироваться
(
он чувствовал свою вину в том, что Витя заболел и не смог пойти в школу, решил проявить солидарность: «Не последний день на свете живем!- солидно заявил Санька. (И мне почудилось, не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька). - Еще наснимаемся!.. Ништяк! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле заснимемся!)

Почему эта фотография, но которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

Какие черты недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев? Найдите приметы, по которым можно определить время событий в рассказе.

Можно ли говорить, что незримо в рассказе присутствуют события ВОВ?

- Вывод: мы видим, что Астафьев словно восстанавливает черты прошлого, которые ему очень дороги как память о детстве, школе, одноклассниках, родном селе. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. Поэтому мы можем говорить об исторической и народной памяти, воплощенной в рассказе.

- Какие события, поступки героя вы можете назвать отрицательными? – Почему так произошло? – Какой отрицательный опыт появился у героя рассказа?

- Вывод: отсутствие героя на фотографии – это наказание за плохое поведение. Мальчик понял, что каждый должен отвечать за свои поступки.

Какие положительные, хорошие события в рассказе вы можете отметить? Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик?

-Вывод: эта фотография является для него нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее.

Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки героев в сценах: «Приезд фотографа», «Лечение мальчика», «Случай со змеей»?

- Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию?

Вывод: человеческая забота – это характерно для деревенских жителей, они волнуются, переживают, где поселить фотографа.

Бабушка Катерина Петровна способна на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора.

Всеобщее уважение к учителям. Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен.

Рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». А какой мог бы быть сюжет у рассказа под заголовком «Фотография, на которой я есть»? Какова бы была его главная мысль?

4.Работа над языком произведения.

Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.

Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление?

(используются просторечные слова, народная речь, чтобы передать сибирский колорит).

Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.

Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа:

катанки – это...

куть – это...

магарыч – это...

прострел – это...

сарана – это...

талина – это...

туес – это...

увал – это...

швырок – это...

5. Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”

Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает? Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

(Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)

- Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история - это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

6. Стадия рефлексии.

1.Синквейн

А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат маленькие листочки. Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

    Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

    Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

    Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

    Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

    Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)

Память.

Историческая, нравственная.

Живёт, возвращается, поражает.

Прошлое не проходит бесследно.

Фотография.

2. Герб достижений

Итоги нашего урока я прошу вас подвести самостоятельно, заполните «Герб достижений» (см. листки): что вам сегодня удалось понять, что было полезно, что может вам пригодиться в дальнейшем.

(учащиеся заполняют и озвучивают свои «Гербы достижений»)

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

7.Домашнее задание

Закончить сегодняшний разговор мне бы хотелось словами Ф.М. Достоевского: « Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание… может послужить вам во спасение».

- Полистайте фотоальбомы своей семьи.

Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к маме, папе, бабушке, дедушке, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2.Составить презентацию «Фотографии рассказывают о себе»

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Это сегодня мне удалось понять:

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Это сегодня мне удалось понять:

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Это сегодня мне удалось понять:

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», проведёте анализ этого рассказа, рассмотрите образы героев и основную мысль.

Ранее вы уже знакомились с детством писателя, с началом его литературной деятельности и читали его рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». На этом уроке вы познакомитесь с его рассказом «Фотография, на которой меня нет».

Это глава большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».

«Последний поклон» - воспоминая писателя о близких ему людях, о детстве, о родной Сибири (рис. 2). Вот как он пишет об этом:

«У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, не помнящие родства. Более того, мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».

Рис. 2. Природа Сибири ()

Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев (рис. 3) пишет:

«В основном добил страницы детства, которые начал ещё в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

Рис. 3. В. П. Астафьев ()

Начинал Виктор Петрович Астафьев как детский писатель. И об этом периоде литературной деятельности писал так:

«Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю свою жизнь не лишать себя этой радости».

А писатель Евгений Носов (рис. 4), близкий друг Астафьева, сказал о нём:

«Есть в нём что-то такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв и не старец-кудесник, но есть у него к людям особое слово - и в книгах его, и изустно».

Рис. 4. Е.И. Носов ()

Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» - это простой мальчик из таёжной деревни Виктор Потылицын и его бабушка. Казалось бы, это конкретные люди, реальные судьбы. Но за судьбами этих конкретных людей скрывается судьба целого поколения.

Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон», писали Астафьеву: «Вы пытались написать о себе и своей бабушке, а на самом деле описали всех нас».

Главная тема «Последнего поклона» - это взросление молодого человека, становление личности мальчика. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», казалось бы, повествует о простом случае, произошедшем с деревенским мальчишкой, но выходит на главную тему - тему памяти, человеческой и исторической.

Повествование в рассказе ведётся от лица героя. Начинается рассказ с сообщения о том, что из города приехал фотограф:

«Не просто так приехал, по делу - приехал фотографировать».

Нужно сказать, что приезд в деревенскую школу фотографа в описываемое время - большое событие. Фотограф - важная персона, ему стараются угодить, расположить его удобно: так, чтобы он и снимал правильно, и чтобы снимок всем понравился.

«И фотографировать он будет не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы».

Всем селом принимается решение, куда поселить фотографа:

«Такую персону, как фотограф, не подходяще учителям оставлять у себя».

У учителей нет условий, которые могли бы удовлетворить фотографа, и поэтому все стараются и находят для этого человека грамотного, делового, всеми уважаемого - Илью Ивановича Чехова:

«Происходил он из ссыльных. Ссыльными были не то дед, не то его отец. Он сам давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве».

Фотографу, конечно, в доме Чехова будет удобней всего. Деревенский люд решил, что это самое подходящее место. Туда и определяют фотографа. Настолько все были удовлетворены своей находкой, что появляется троекратный повтор:

«Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло».

Все переживали, чтобы было удобно жить фотографу, чтобы получилась, состоялась эта фотография:

«Всем хотелось угодить, чтобы оценил он заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал».

Жизнь ребят в деревне во многом может рассказать о взаимоотношениях людей того времени. Это довоенные годы - годы перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. Главный герой относился не к самым лучшим ученикам в классе. Вот как об этом пишет

«Решение вопроса о распорядках выходило не в нашу с Санькой пользу: прилежные ученики сядут впереди, средние - в середине, плохие - назад - так было решено. Ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Санькой не удивляли ни прилежанием, ни поведением. Нам и на середину было рассчитывать трудно. Быть нам сзади, где и не разберёшь, кто заснят? Ты или не ты? Полезли мы в драку, чтобы боем доказать, что мы - люди не пропащие... Но ребята прогнали нас из своей компании, даже драться с нами не связались. Тогда пошли мы с Санькой на увал и стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался. Ухарски гикая, ругаясь, мчались мы не просто так, в погибель мчались, поразбивали о каменья головки санок, коленки посносили, вывалялись, начерпали полные катанки снегу».

Это стало причиной той самой болезни, из-за которой на фотографии не оказалось главного героя рассказа:

«Ночью наступила расплата за отчаянный разгул: у меня заболели ноги. Они всегда ныли от «рематизни», как называла бабушка болезнь, якобы доставшуюся мне по наследству от покойной мамы. Но стоило мне застудить ноги, начерпать в катанки снегу - тотчас нудь в ногах переходила в невыносимую боль».

Дальше читатель встречает людей, к которым герой испытывает душевную привязанность. В первую очередь это его бабушка, которая сопровождает всё его детство, которая взяла внука на воспитание после смерти матери.

- Так я и знала! Так я и знала! - проснулась и заворчала бабушка. - Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» - повысила она голос. - Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словам воньмет? Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Мольчи лучше! Мольчи!».

В этом отрывке автор очень ярко высвечивает речь бабушки, которая полна диалектов, говоров, свойственных для этой сибирской деревни. Это и разговорная речь, и народные выражения, характерные для жителей деревни. Через поведение героев читатель представляет не просто конкретную жизненную ситуацию, но и определённые социальный срез, определённый уровень жизни и определённую эпоху.

«Бабушка зазвенела посудою, флакончиками, баночками, скляночками - ищет подходящее лекарство. Припугнутый ее голосом и отвлеченный ожиданиями, я впал в усталую дрему.

- Где ты тутока?

- Зде-е-е-ся. - по возможности жалобно откликнулся я и перестал шевелиться.

- Зде-е-еся! - передразнила бабушка и, нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом. Спирт она втирала основательно, досуха, и все шумела: - Я ли тебе не говорила? Я ли тебя не упреждала? И одной рукой натирала, а другой мне поддавала да поддавала: - Эк его умучило! Эк его крюком скрючило? Посинел, будто на леде, а не на пече сидел…

Я уж ни гугу, не огрызался, не перечил бабушке - лечит она меня».

Хотя бабушка и ругает мальчика, читатель видит, что и она его очень любит, и герой по-доброму относится к бабушке (рис. 5).

Рис. 5. Бабушка и внук, рассказ «Фотография, на которой меня нет» ()

Следующая фраза говорит об ироничном отношении:

«Выдохлась, умолкла докторша, заткнула граненый длинный флакон, прислонила его к печной трубе, укутала мои ноги старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с моего лица шипучей от спирта ладонью».

Несмотря на то что бабушка злится, что ребёнок заболел, она готова ему помочь и готова его вылечить. Она будит старика (деда), посылает его растопить баню. К утру баня готова, ребёнка парят берёзовыми вениками, укутывают, натирают.

Но стоит вспомнить, что не один Витька катался с горы, а с ним был ещё его друг Санька. И вот такова ребячья дружба, что Санька готов поддержать друга и тоже не идти фотографироваться:

«Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования.

- Ладно! - решительно сказал Санька. - Ладно! - еще решительней повторил он. - Раз так, я тоже не пойду! Все! - И под одобрительным взглядом бабушки Катерины Петровны проследовал в середнюю».

Помимо бабушки, её тепла, внимания к ребёнку, мы можем говорить о других людях в деревне. Очень интересным является повествование автора о том, каковы деревенские дома, деревенские окна. В частности, он рассказывает о всех хозяйках, которые по-своему украшали и утепляли деревенское окно. И вновь, уже с другой стороны, высвечивается грань личности бабушки:

«Деревенское окно, заделанное на зиму, - своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе.

Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину - и уже без листьев.

Бабушка объяснила причуду эту так:

- Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.

Бабушка иной раз подсмеивалась надо мною, выдумывала разные штуковины, но много лет спустя, у писателя Александра Яшина, прочел о том же: рябина от угара - первое средство».

Мы видим, как автор внимательно и тонко описывает народные приметы, мудрость, накопленную годами. Но вместе с тем, нужно отметить две точки зрения: с одной стороны, это понимание ситуации маленьким ребёнком - Витей, а с другой стороны, появляется взгляд уже взрослого человека - писателя, прожившего жизнь. Не зря автор вводит фигуру писателя Александра Яшина.

Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Вот как герой рассказывает о сельском учителе в момент, когда учитель приносит фотографию ещё болеющему мальчику:

«- Какой это там лешак ломится?.. Милости просим! Милости просим! - совсем другим, церковным голоском запела бабушка. Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку. Бабушка приняла шапку, пальто, бегом умчала одежду гостя в горницу, потому как считала, что в кути учителевой одежде висеть неприлично, пригласила учителя проходить».

Мы видим, какое уважительное отношение появляется у бабушки к учителю. Даже одежде неприлично висеть в кути, нужно её унести её в более подобающее место.

Уважительно к учителю относится не только бабушка героя, но и вся деревня, и все ученики. Вот как Астафьев описывает учителя:

«Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» - волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали».

Этот человек остался в памяти ребёнка именно благодаря своим душевным и профессиональным качествам.

Рис. 6. Учитель в гостях у главного героя ()

«Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу».

Рассмотрите, как себя ведут жители села, что они делают по отношению к учителям:

«Тишком, бочком просочатся деревенские бабы в избу учителя и забудут там кринку молока либо сметанки, творогу, брусники туесок. Ребеночка доглядят, полечат, если надо, учительницу необидно отругают за неумелость в обиходе с дитем. Один раз пришел учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули бабы катанки - и к сапожнику Жеребцову снесли, который ни копейки не взял, и к утру, к школе все было готово».

Уже с позиции своего времени Виктор Петрович Астафьев удивляется тому, в какой школе работали эти учителя. С удивлением он пишет о том, как эти городские, интеллигентные люди оказались в деревенской школе.

Читатель легко может себе представить, какой была довоенная школа в русской далёкой сибирской деревне:

«А в какой школе начали работу наши учителя!

В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины».

Автор словно восстанавливает черты прошлого, черты жизни нашего народа. Посмотрите, как он говорит о том, что трудно сейчас, наверно, представить - каким образом учитель организовал появление в школе тетрадей и карандашей:

«Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. На школьном дворе из плах соорудили временный ларек «Утильсырье». Вверх дном перевернули школьники деревню. Чердаки, сараи, амбары очистили от веками скапливаемого добра - старых самоваров, плугов, костей, тряпья.

В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. Мы попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами».

В таких обстоятельствах формируется характер подростка, его будущее представление о жизни:

«Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники, один учебник на пятерых. Потом еще полегчение было - один учебник на двоих. Деревенские семьи большие, стало быть, в каждом доме появился учебник».

Удивительно, что герой помнит, как учитель не просто учил, но и порой учился сам у ребят, как уважительно относился он к тем знаниям, которыми обладали деревенские мальчишки. Вот описание посещения леса:

«Учитель стал водить нас по лесу и рассказывать про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо.

Как он много знал! И что кольца у дерева - это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль, и что хвоей лечатся от нервов, и что из березы делают фанеру; из хвойных пород - он так и сказал, - не из лесин, а из пород! - изготавливают бумагу, что леса сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь речек.

Но и мы тоже знали лес, пусть по-своему, по-деревенски, но знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже».

Описан случай в лесу, когда учитель видит змею и защищает детей:

«Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться».

Позже дети понимают, что учитель первый раз видел змею, но это не остановило его:

«Учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова, если змея оживет и погонится».

Идейным центром рассказа становятся последние его абзацы:

«Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. «Чисто брат с сестрой!..» Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей. И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа.

Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк.

Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубенки, телогрейки, все равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач. школа 1-й ступени». На фоне деревенского дома с белыми ставнями - ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит.

Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были» (рис. 7).

Рис. 7. Фотография, о которой идёт речь в рассказе В.П. Астафьева ()

«Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Автор утверждает, что история - это не только войны, не только перевороты. История страны складывается из судеб отдельных людей, живущих в этой стране. Писателю дорого детство. Эта фотография запечатлела не только время, она смогла дать возможность человеку вспомнить о каких-то моментах его жизни. Фотографии - это память человека и память народа.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева - это своеобразный портрет эпохи, изображённый словесными средствами.

Полистайте фотоальбомы своей семьи. Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Как судьба человека отразилась на истории страны? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к родственникам, чтобы они вам рассказали, потому что фотография - это наша память.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Интернет портал «Astafiev.ru» ()
  2. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» ()
  3. Интернет портал «Nsportal.ru» ()

Домашнее задание

  1. Составьте характеристику образов главного героя, его бабушки и учителя из рассказа «Фотография, на которой меня нет».
  2. Принесите фотографию из семейного альбома и подготовьте рассказ о ней.
  3. Прочитайте 2-3 рассказа из книги В.П. Астафьева «Последний поклон».

Книга «Последний поклон» советского писателя Виктора Астафьева представляет собой повесть в рассказах, которая носит народный характер, складывающийся из сострадания, совести, долга и красоты. В повести задействовано много героев, но главные - бабушка и ее внук. Мальчик-сирота Витя живет вместе с бабушкой Катериной Петровной, ставшей обобщенным образом всех русских бабушек, воплощением любви, доброты, заботы, нравственности и душевного тепла. И в то же время она была строгой и иногда даже суровой женщиной. Иногда могла подтрунить над внуком, но однако сильно любила его и заботилась о нем безгранично.

Ценности, привитые детством

Настоящая дружба - это самая драгоценная и очень редкая награда для человека, считал Астафьев. "Фотография, на которой меня нет" - рассказ, в котором писатель хотел показать, как герой относится к своим друзьям. Для автора это было немаловажно. Ведь дружба иногда сильнее, чем родственные связи.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» представлен отдельной частью в повести «Последний поклон». В нем автор изобразил все волнующие моменты своего детства.
Чтобы сделать анализ рассказа, необходимо прочитать краткое содержание.

"Фотография, на которой меня нет": сюжет

Сюжет рассказывает о том, что однажды специально приехал фотограф, чтобы сфотографировать учеников школы. Дети сразу стали думать, как и где им встать. Они решили, что прилежные хорошисты должны сидеть на переднем фоне, те, кто учится удовлетворительно - в середине, а плохих надо поставить сзади.

Витька и его Санька, по идее, должны были стоять сзади, так как не отличались прилежной учебой и тем более поведением. Чтобы доказать всем, что они совсем ненормальные люди, мальчишки в снег пошли кататься с такого обрыва, с какого ни один нормальный человек никогда бы не стал. В итоге, извалявшись в снегу, они разбрелись по домам. Расплата за такую горячность не заставила себя ждать, и вечером у Витьки разболелись ноги.

Бабушка самостоятельно поставила ему диагноз «рематизни». Мальчик не мог встать на ноги, выл и стонал от боли. Катерина Петровна очень сильно сердилась на внука и причитала: «Говорила тебе, не студися!» Однако она тут же отправилась за лекарствами.

Хоть и ворчит бабушка на внука, и передразнивает его, но относится к нему с огромной нежностью и сильной привязанностью. Дав ему затрещину, она принимается долго натирать внуку ноги нашатырным спиртом. Катерина Петровна глубоко сострадает ему, так как он сирота: его мама по роковой случайности утонула в речке, а у отца уже образовалась другая семья в городе.

Дружба

Так начиналось краткое содержание. «Фотография на которой меня нет» как литературное произведение рассказывает о том, что из-за своей болезни мальчик Витя все-таки пропускает одно из важнейших событий - фотографирование с классом. Он очень сожалеет об этом, бабушка тем временем утешает внука и говорит, что как только он выздоровеет, то они сами поедут в город к «самолучшему» фотографу Волкову, и он сделает любые снимки, хоть на портрет, хоть на «пачпорт», хоть на «ероплане», хоть на коне, хоть на чем.

И вот тут к самому важному моменту подходит сюжет. Краткое содержание («Фотография на которой меня нет») описывает, что друг Витьки Санька на утро приходит за другом и видит, что тот не может стоять на ногах, и тогда он моментально решает тоже не идти фотографироваться. Санька поступает как истинный друг, который не хочет расстраивать Витьку еще больше и поэтому тоже пропускает это событие. Даже несмотря на то что Санька готовился и надел новую телогрейку, он начинает успокаивать Витьку, что не в последний раз приезжает к ним фотограф, и в следующий раз они попадут в кадр.

«Фотография, на которой меня нет»: отзыв и анализ

Хоть и рассматривается здесь дружба деревенских мальчишек на совсем детском уровне, но этот эпизод скажется на развитии личности героя. В дальнейшем он будет очень важным: не только бабушкино воспитание и забота повлияли на его отношение к окружающему миру, но и добропорядочные отношения с друзьями.

Произведение «Фотография, на которой меня нет» раскрывает образ истинных русских бабушек, как они жили в своих деревнях, вели свое хозяйство, украшали и утепляли свои окна мхом, потому что он "сырость засасывает", ставили уголек, чтобы не обмерзало стекло, и рябину вешали от угара. По окну судили, какая хозяйка живет в доме.

Учитель

В школу Витя не ходил больше недели. Однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Катерина Петровна с огромным радушием и гостеприимством встретила его, мило беседовала, угостила чаем и поставила на стол угощения, какие только могут быть в деревне: «брусницу», «лампасейки» (леденцы в жестяной баночке), городские пряники и сушки.

Учитель у них в деревне был самым уважаемым человеком, ведь он учил детей грамоте, а также помогал местным жителям писать нужные письма и документы. За такую доброжелательность люди помогали ему дровами, молоком, за дитем присмотреть, а бабушка Екатерина Петровна его малышу заговорила пупок.

Заключение

Вот на этом, пожалуй, можно закончить краткое содержание. «Фотография, на которой меня нет» - это небольшой по размеру рассказ, который помогает читателю как можно лучше понять образы главных героев, увидеть их нравственные души, приоритеты и жизненные ценности.

Кроме этого, мы понимаем, насколько важна для этих людей фотография, потому что она составляет своеобразную летопись и настенную историю русского народа. И какими бы смешными, иногда нелепыми и напыщенными ни были эти старинные фотографии, все равно отсутствует желание над ними смеяться, хочется просто улыбнуться, потому что понимаешь, что многие из позировавших полегли в войну, защищая свою землю.

Астафьев пишет, что дом, в котором была размещена его школа и на фоне которого была сделана фотография, был построен еще его прадедом, раскулаченным большевиками. Семьи раскулаченных в то время выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть, и они расселялись по чужим домам.

Вот обо всем этом и старался писать в своем творчестве Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» - это маленький эпизод из жизни писателя и всего простого, но поистине великого народа.

Конспект урока по литературе для 8 класса по УМК В.Я. Коровиной.

Бурыкина Оксана Сергеевна, 10.09.2017

1244 126

Содержимое разработки

Тема: В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Урок открытия нового знания

Класс 8

УМК В.Я. Коровина

Цель: Образовательная цель – провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу. Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков. Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Эпиграф:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

(Н. Рубцов)

План урока

Ход урока

    Оргмомент

Слово учителя : Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку? Тогда начнем.

    Актуализация знаний

Инсценирование фрагмента (дети читают) (на экране фотопрезентация)

Я принес тебе фотографию, - сказал учитель и поискал глазами портфель.

Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть - портфель остался там. И вот она, фотография - на столе.

Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня... В гуще ребят, в самой середке - учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.

Санька из-за меня на фотографию не попал. И чего приперся? То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. Вот и не видно его на фотографии. И меня не видно. Еще и еще перебегаю с лица на лицо. Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня.

Ничего, ничего! - успокоил меня учитель. - Фотограф, может быть, еще приедет.

А я что ему толкую? Я то же и толкую...

Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый беленый зад в середнюю, губы мои дрожат. Что мне толковать? Зачем толковать? На этой фотографии меня нет. И не будет!

III . Формулирование темы урока

Слово учителя: Вы, конечно, узнали произведение, из которого был взят данный фрагмент

(Астафьев «Фотография, на которой меня нет»)

Почему нашего героя так расстроило то, что на этой фотографии его нет и не будет? Ведь ему же обещали, что он обязательно сфотографируется в следующий раз

(память о прошлом)

А что же такое память?

(частица души человека )

Вот теперь систематизируя все то, что мы сказали, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока и задачи, над которыми будем работать.

(дети пытаются сформулировать тему урока, запись в тетрадь числа, темы).

IV . Объяснение нового материала

Слово учителя: Одно из заданий, которое вы получили на дом, было подобрать цитаты, связанные с понятием памяти

(На доске записано слово ПАМЯТЬ, дети приклеивают свои цитаты)

Слово учителя: О теме памяти мы с вами поговорим на примере рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Современная литература богата любимыми именами, но для тех, кто имеет отношение к Сибири, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого. Каждое его произведение - общественное событие, его учат в школе, оно входит в хрестоматии, трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения.

Давайте перенесёмся в далёкие, неуютные, голодные 30-е годы. Далёкий порт Игарка. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной темени проникнуть в помещение. Всё продумано, всё учтено: ещё днём предусмотрительно «с той стороны» отперто окно, приготовлены необходимые сподручные средства.

Но все страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не выдать ещё не угасшего волнения, - ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединённых общей горестной судьбой. Усевшись вкруг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго- долго… Сегодня они забрались в… местную библиотеку.

Ребята заворожено смотрят на проворно шевелящиеся губы своего товарища, с которых слетают слова, мгновенно сгорающие в маленьком пламени самодельной коптилки. Словно льётся какая-то волшебная музыка, погружая ребят в мир, полный красоты, таинственности и опасностей. И мир этот всё разрастается, незаметно становясь твоим собственным.

А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгорячённые буйной фантазией сны, и вот тебя окружают казённые стены детского дома.

Пройдёт много-много лет, и бывший беспризорник, бывший детдомовец, бывший фэзeушник, бывший солдат Виктор Астафьев станет укладывать уже «свои» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать не только приятелям, но и тысячам незнакомых людей о пережитом и перечувствованном за богатую всякими событиями жизнь.

Давайте познакомимся, вспомним жизнь этого замечательного писателя.

(доклад, подготовленный обучающимся)

Слово учителя: Астафьев признавался: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости».
Астафьевские рассказы о детстве выходят за рамки личных впечатлений и интересны не только самим материалом, тем, что писатель рассказывает нам о трудном довоенном детстве, но и тем эмоционально-нравственным зарядом, который пробуждает в читателе светлые чувства.

Рассказы о детстве составили единую и целостную книгу писателя «Последний поклон». Произведение сложилось в 1967 году. По словам самого автора это лучшее его произведение, создание которого началось еще в 1956 году. Автор говорил: «Очень много я вложил в книгу самого себя». По словам критика А.Ланщикова, «Последний поклон»- «Это разговор о детстве и о тех людях, которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук…» Одной из глав этой книги и является «Фотография, на которой меня нет».

Давайте попытаемся охватить как можно больше тем, поднятых автором. Для этого мы сели с вами по группам. И каждая группа получит индивидуальное задание.

V . Групповая работа

Задание 1 группе

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

    Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

    Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

    Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

Задание 2 группе

    Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

    Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

    Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

    а) забота о школе;

    б) отношение к детям и деревенским жителям;

    в) случай со змеей.

    Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

    Начните свой рассказ со слов:

Задание для 3 группы

    Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

    Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

    Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

    Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

    Начните свой рассказ со слов:

Задание для 4 группы

  • Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

    Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

    а) приезд фотографа;

    б) болезнь;

    в) наблюдение за цветком;

    г) отношение к школьной фотографии.

    Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

    Начните свой рассказ со слов: “

(обучающиеся работают в группах, отвечают)

VI . Постановка проблемного вопроса. Построение выхода из проблемной ситуации

Слово учителя: Ответьте мне на вопрос: Что такое красота человека и какая она?

(Прочитав рассказ В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет", начинаешь понимать, в чём заключается внутренняя красота деревенского человека.
В рассказе Астафьева описываются люди простой деревни. Они живут небогато, их быт очень прост. Но главное, что они, живя в трудных условиях, сохранили в себе душевную теплоту и дарят ее другим. Деревенские жители, в изображении автора, неграмотны, их речь проста, они всегда говорят с душой. Разве не в этом заключается красота человека? По-настоящему добрые, всегда готовые помочь люди. Астафьев особенно выделяет быт и простоту деревни. Без всяких излишеств и удобств дома, дворы. Люди, живущие в деревне, не всегда красивы внешне. Друг Астафьева не пошел сниматься на фотографию, потому что его товарищ болен. Санька чувствует, что и он виноват в болезни друга. Он преодолевает большой соблазн, ведь фотограф -- редкий случай в деревне. Это пример дружбы, преданности, совести. Деревенские бабы помогают учителю и его жене, приносят угощение, заботятся о ребенке, наставляют молодую учительницу. Пример уважения, помощи и взаимовыручки. Очень редко можно встретить такое в наши дни, когда соседи помогают друг другу. Без всякой платы подшивают валенки школьному учителю. Его уважают и любят уже за то, что он здоровается со всеми и никогда ни в чем не откажет.
Деревня живет, как одна большая семья, дружная и крепкая. Пусть в ней случаются порой ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все невзгоды. Человек добрый, открытый, всегда всем нравится, он приносит с собой свет в то общество, в которое попал. Очень много красивых внешне людей, но некоторые из них могут оказаться с холодной душой, что очень часто отталкивает и обижает других. Но по-настоящему красивый человек тот, кто красив душой, красив своими поступками, теми словами, которыми он выражает свои мысли, своей улыбкой. Красота заключается в сердце!)

VII . Физкультминутка

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

Слово учителя: Давайте обратимся к финалу рассказа и зачитаем со слов

Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк.
Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах - всего больше их и красуется на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше на карточку; пусть мои тетки и дядья красуются в фанерном автомобиле, одна тетка в шляпе вроде вороньего гнезда, дядя в кожаном шлеме, севшем на глаза; пусть казак, точнее, мой братишка Кеша, высунувший голову в дыру на материи, изображает казака с газырями и кинжалом; пусть люди с гармошками, балалайками, гитарами, с часами, высунутыми напоказ из-под рукава, и другими предметами, демонстрирующими достаток в доме, таращатся с фотографий.
Я все равно не смеюсь.

Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда.

Слово учителя: Как вы понимаете последнюю строчку рассказа « Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда »? Почему же так дорога уже повзрослевшему герою фотография?

(История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет становятся отражением истории деревни и в целом народа. Но только фотография способна запечатлеть эпоху, создать её портрет, но и память человека).

VIII . Включение нового материала в систему знаний

Слово учителя: Послушайте стихотворение современного нам автора Анны Чеботниковой.

Старые фотографии .

Есть фотографии в альбоме старом –
Подумать страшно, сколько им уж лет! –
Остановилось время в кадре каждом.
Мне очень дорог чёрно-белый строгий цвет.

И в этом цвете все ещё моложе!
Струится вновь воспоминаний бег.
И эти лица мне близки, хоть строже
Глядят глаза, добрей которых – в мире нет!

Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию вашей семьи. Время нельзя остановить, но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. На ваших фотографиях – отпечаток времени со свойственной ему аурой, атмосферой, присущими ему деталями быта.

(ученики рассказывают о своих фотографиях)

Слово учителя: Прошу вас вернуться к началу урока и еще раз обратить внимание на эпиграф. Почему, на ваш взгляд, я взяла именно эти строчки для нашего урока? (30 годы – тяжелые, предвоенные, вся судьба России непростая).

Слово учителя: Давайте снова поработаем в группах, и у меня для вас такое задание: составить синквейны с теми понятиями, о которых мы сегодня говорили. 1 группа – память, 2 группа – красота, 3 группа – фотография, 4 группа – прошлое.

Напоминаю вам, как составляется синквейн . (слайд)

Слово учителя: Рассказ, о котором мы сегодня говорили – это рассказ о памяти, о прошлом, в том числе и о детстве. И неотъемлемой составляющей этой светлой памяти является воспоминая о школе и о своем классе. Сейчас я вас попрошу задуматься над тем, что вы заберете с собой с урока, но попутно посмотрите фото презентацию вашего класса, подготовленную _______(обучающиеся предварительно готовят презентацию из фотографий своего класса).

IX . Рефлексия

Что вы узнали сегодня на уроке?

О чем задумались?

Что получилось?

Над чем еще нужно поработать?

Содержимое разработки







В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет...

(Н. Рубцов)




Задание 1 группе Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует? Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.


Задание 2 группе Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности? Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям: а) забота о школе; б) отношение к детям и деревенским жителям; в) случай со змеей. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему? Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”


Задание для 3 группы Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали? Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография? Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его. Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.


Задание для 4 группы Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа: а) приезд фотографа; б) болезнь; в) наблюдение за цветком; г) отношение к школьной фотографии. Подберите определения. Какой он, герой рассказа? Начните свой рассказ со слов: “ Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.



Синквейн

1 существительное

2 прилагательных

Фраза из 4 слов

Новое звучание

1 существительное