Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО.»

Подготовила: Султанова Эльза Анваровна


Школьная география – предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Вклад школьной географии в формирование личности учащегося определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. Для приведения в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны необходимо значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

В настоящее время география относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта 2004 года определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля. География – учебный предмет, дающий возможность развивать целеполагание, планирование, рефлексию и самооценку во время урока.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК. Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования). При организации учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК необходимо внедрять УМК нового поколения, особенностями которых являются:


  • переориентация с передачи знаний на формирование ключевых компетенций;

  • формирование компетентностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении;

  • усиление блока прикладных знаний.


Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает. Каждый авторский коллектив учебных курсов географии предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные). На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.

Особое внимание по-прежнему необходимо уделить времени, отведённому для изучения географии в 6 классе. Несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов, на изучение начального курса географии по-прежнему предполагается отводить 70 часов. Дополнительные часы перенесены в региональный компонент: в 6 классе 1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания краеведческого модуля. На современном этапе развития школы меняется отношение к краеведению. Оно становится одним из путей реализации регионального компонента. Выделяя отдельно проблему создания и осмысления учениками целостности определённой территории, следует указать на два пути изучения краеведения в школьной практике. Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых понятий и представлений географии.

В базисный учебный план стандартов нового поколения включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. И, конечно же, пока в среднем и старшем звене школы этого нет, тем не менее, одним из направлений является подготовка к олимпиадам. Организация внеклассной работы способствует расширению навыков практической деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из педагогических условий для успешной подготовки к олимпиаде является сочетание урочной и внеклассной работы. Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Содержание олимпиадных заданий определено «Примерной программой основного общего образования по географии» в соответствии с разделами:


  • Источники географической информации

  • Природа Земли и человек

  • Материки, океаны, народы и страны

  • География России

  • Природопользование и геоэкология.

  • Природа и человек в современном мире

  • Население мира

  • География мирового хозяйства

  • Регионы и страны мира

  • Россия в современном мире

  • Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


При подготовке победителей районно-городского этапа предметной олимпиады к участию в областной олимпиаде можно использовать задания областных олимпиад последних 5 лет. При подготовке следует сделать упор на практическую составляющую их. В частности на построение геолого-геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно-километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и умение рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных заданий, возможно включение в структуру практических туров и других заданий, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой поисковых и исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Задания этого типа, как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим экономическую географию.

При подготовке по теоретической части следует сделать упор на географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2010-2011 годах; узнавать и описывать по контуру или изображению конкретные участки земной поверхности; по координатам определять особенные (специфические) точки земли. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния, их специфические проявления на конкретных территориях. По описанию уметь определять ту или иную территорию (страну или район страны). Четко знать и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму. Особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана. Понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений. Уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики. Напоминаем, что, готовя участников олимпиады областного тура, следует использовать материалы, опубликованные в журнале "География в школе" за последние 5 лет, в газете "География" (приложение к газете "Первое сентября"), журнале "География и Экология в школе ХХI", а также в новом научно-популярном журнале для школьников «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года.

Привычной формой итоговой аттестации стал ЕГЭ. Учитывая небольшой количественный состав участников ЕГЭ по географии (менее 5% выпускников), сложно определить уровень и особенности подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений области. Однако на основе анализа этих результатов можно составить представление об особенностях усвоения материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют выявить некоторые сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по совершенствованию процесса обучения. Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков и текстов) и формированию умений самостоятельно их использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необходимо систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на анализ результатов ЕГЭ по географии в 2009-10 годах. Акцентирование внимания учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть действенным средством профилактики формирования искаженных географических знаний.

Включение заданий ЕГЭ, проверяющих сформированность этих умений, как в тематические, так и итоговые проверочные работы, использование их в текущем контроле позволит, с одной стороны, учителю получать объективную картину состояния сформированности умений, а с другой – будет стимулировать учащихся акцентировать внимание не только на тексте учебника, но и иллюстративном материале, статистических приложениях. При организации контроля усвоения основных понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применить их. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Чрезмерное увлечение тестовыми заданиями с выбором ответа при проверке знаний неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать учащихся этому необходимо уже с курса географии 6 класса.

К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к ЕГЭ. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru ).

2010-2011 учебный год проходит в условиях обсуждения, а в перспективе и принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), который должен будет обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности , цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.

Одно из главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать выделение предметных, надпредметных (метапредметных) и личностных требования к результатам обучения. Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

^ Основные требования к подготовке учащихся (предметные умения)


  • Объяснять значение основных понятий темы,

  • приводить примеры влияния различных природных и социально-экономических факторов на численность, воспроизводство, расселение и размещение населения;

  • приводить аргументированные доказательства влияния этнического или религиозного состава населения на особенности социально-экономической жизни страны;

  • сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения;

  • использовать данные тематических карт как источник аргументов в пользу того или иного суждения;

  • давать характеристики на основании картографических данных;

  • читать и анализировать содержание тематических карт.


Метапредметные умения:


  • Поиск и отбор необходимых источников информации

  • Владение навыками анализа и синтеза информации. Классификация информации по заданным признакам

  • Выделение главных существенных признаков, определение критериев для анализа и сравнения

  • Сравнение объектов, фактов, явлений по заданным критериям

  • Выявление причинно-следственных связей между географическими объектами, явлениями, событиями, фактами

  • Представление информации в разных видах

  • Совершенствование аналитических умений работать со статистикой, картосхемами, картодиаграммами, тематическими картами

  • Работа с текстом учебника, представление текстов в разных видах – выводов, тезисов, резюме

  • Изучение отличительных особенностей разных типов глобальных проблем на основе работы с различными источниками информации

  • Выявление взаимосвязей между различными глобальными проблемами

  • Изучение картографических и статистических данных для выяснения географии экологических проблем

  • Работа с материалами периодической печати (отбор и анализ)

  • Высказывание собственных аргументированных суждений по актуальным вопросам изучаемого учебного материала

  • Уметь работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы

  • Совершенствовать коммуникационные умения, т.е. умения переводить картографическую, статистическую, графическую информацию в текстовую и наоборот

  • Показывать по карте и объяснять географию явлений и процессов, выявлять причинно-следственные связи на основе сопоставления карт, делать аналитические выводы.

«Преподавание географии в условиях ФГОС»

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии

в школе и пути их решения»

Сальникова Нина Николаевна

учитель географии

МБОУ «Спешковская ООШ»

Очерского района

Географическое образование призвано воспитывать географическую культуру, являющуюся существенной частью общей культуры человечества. К сожалению, с этой задачей оно (географическое образование) справляется все хуже и хуже. Причин такого положения дел множество. Прежде всего – это тот факт, что география стала непопулярной наукой как в школе, так и в ВУЗе: « детям преподают отечественную географию в школе. Но она по всем рейтингам является одним из самых непопулярных предметов. Школьники толком не понимают, зачем нужно учить науку о родной земле… Вчерашние ученики забывают 95% полученных географических знаний». В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает не от учителя и не в школе, а через систему Интернет, на улице, от родителей, наблюдений за окружающей жизнью, из средств массовой информации. На мой взгляд, именно это приводит к географической неграмотности школьников и всего общества в целом. Для примера: СМИ США более 20 лет назад предали широкой гласности факты о слабом знании географии американцами, отметив, что «географическая неграмотность – это общенациональная проблема. В результате в1984 году появился основополагающий документ: «Основные направления географического образования – начальная и средняя школа», где огромное внимание уделялось работе с общественностью и государственными органами образования. Проблема была поднята на федеральный уровень, в результате чего был принят стандарт географического образования с красноречивым названием «География для жизни».

В новых условиях работы Российской школы образование выступает средством воспитания. Географически образованный человек обладает не только широтой кругозора, но и широтой взгляда на мир в целом, понимания сложных взаимоотношений природных условий и человеческого бытия.

В пылу споров последних лет о том, что должно быть образование вообще, и географическое в частности важно не забывать, что главным отличием образованного человека является его способность трезво мыслить и анализировать. У образованного человека должны быть сформированы устойчивые взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Это означает, что полученные знания человек использует в дальнейшем, как средство познания действительности. «Знать все на свете» нельзя, да и не нужно. Важно иметь «ключ», с помощью которого можно двигаться в нужном каждому человеку направлении, чтобы такой «ключ» успешно справлялся со своей задачей в области географии, нужно дать учащемуся твердое представление о «прописных географических истинах». По этим понятием подразумеваются те базовые закономерности и явления, которые не противоречат здравому смыслу и общекультурной информации. Со временем могут появиться и появляются самые невероятные открытия, которые, казалось бы, переворачивают все существовавшее ранее представление с ног на голову. Однако время показывает, что все то, что противоречило прописным истинам, оказывалось мифом или заблуждением. Примеров этому в последние годы довольно много. Вот один из них: учащиеся из СМИ узнали о том, что течение Гольфстрим в скором времени остановится и Европа замерзнет. Как должен реагировать учитель географии на такое вопиющее заблуждение? На помощь приходят две прописные географические истины:

    Гольфстрим до Европы не доходит, а заканчивается у восточного побережья Северной Америки (в районе Ньюфаундленской банки). Примерно у 45 0 с.ш. Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение, направляющееся под действием Западных ветров к берегам Европы и далее в Северный Ледовитый океан.

    Гольфстрим, так же как и другие течения Мирового океана, могут перестать течь, только если пассаты и западные ветры перестанут функционировать. Но пока наш земной шар, мчась по своей орбите, вращается вокруг своей оси, общая циркуляция атмосферы не изменится. Направление ветра зависит от распределения давления и от отклоняющего действия вращения Земли.

Воздух стремится перемещаться от большего давления к меньшему по кратчайшему расстоянию, отклоняясь в северном полушарии вправо, а в южном влево (сила Кориолиса). Сделать эту географическую истину для детей прописной помогает следующее действие: нужно вырезать из картона или плотной бумаги диск, проткнуть его в центре карандашом – это будет «ось» Земли. На бумажный диск поместить подкрашенную каплю воды. Вращать карандашом против часовой стрелки.

Куда отклоняется капля? (вправо, так как мы живем в северном полушарии).

Итак, Гольфстрим не остановится, и Европа не замерзнет.

Но, может быть, Европе и другим регионам Земли грозит другая беда – глобальное потепление климата? Климатологи многих стран и уже давно бьют тревогу по этому поводу.

Глобальное потепление климата – это миф или реальность? Ответить на этот вопрос может исследовательская деятельность учащихся. Надо только помнить еще об одной прописной географической истине: климат какой-либо местности невозможно рассматривать изолированно – глобальный климат складывается из местных климатов, а местный климат определяется глобальным.

Исследованием изменений климата нашей местности мы с ребятами занялись более 15 лет назад. Во-первых, обработали данные метеонаблюдений, начиная с 1974г. Проанализировали температуры воздуха: среднесуточный, среднемесячный и среднегодовой ход температур. Анализ графиков позволил нам сделать следующие выводы: Средняя многолетняя температура января составляет – 15,3 0 ; средняя многолетняя температура июля +17,3 0 ; среднегодовая амплитуда температур воздуха 32,6 0 . Это соответствует нашему умеренно-континентальному климату. На территории нашего района преобладает западный перенос воздушных масс, но, часто вторгается арктический воздух и континентальный умеренный воздух. Так, за наблюдаемый период минимальные январские температуры были 30-31 декабря 1978 г. – 52 0 .

За 38 наблюдаемых лет только 4 раза среднегодовая температура воздуха была отрицательной: в 1976, 1978, 1979, 1986 годах. Самым холодным был 1978 год. Среднегодовая температура -1,96 0 .

С 1986 года среднегодовые температуры воздуха только положительные. Это уже свидетельствует о потеплении климата. Еще одно доказательство: длительность безморозного периода постепенно увеличивается. Если в 1976 году она составляла 5,5 месяцев, то после 1985г. уже 6 и даже 7 месяцев.

Таким образом, налицо тенденция к потеплению климата. Случайность это или закономерность? Если закономерность, то чем она вызвана: циклами солнечной активности – тогда это нормальное естественное явление. Если же это необратимые изменения климата, вызванные деятельностью человека, то наши данные совпадают с наблюдениями метеорологов многих стран, и нашей планете угрожает глобальное потепление.

В заключении хочу отметить, что исследовательско-познавательная деятельность учащихся позволяет решить не только проблему формирования географической грамотности самих учащихся, но и распространения ее в местном социуме.

Результатом выступления учащихся с темой своего исследования на научно-практических конференциях районного и областного уровня являются не столько призовые места и дипломы, сколько повышение самооценки, что очень важно для сельских школьников, а также их успешная социализация.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные:

    навыки пользования измерительными инструментами;

    навыки вычисления;

    поиск информации;

    анализ информации, синтез информации;

    выдвижение гипотез;

    создание алгоритмов деятельности;

    постановка и решение проблем;

    определение и понимание учебной задачи;

    планирование учебной деятельности и работа по плану;

    самоорганизация учебного труда;

    взаимодействие с одноклассниками;

    уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе;

    слушать и слышать других;

    точно выражать свои мысли.

Кроме того, определенной части учащихся занятия исследовательско-познавательной деятельностью помогают жизненно и профессионально самоопределиться: за 12 последних лет (пока наша школа была средней) пятеро моих учеников поступили и успешно закончили географический факультет Пермского государственного университета, один – геологический факультет ПГУ. Еще трое юношей закончили и продолжают учиться в средних профессиональных учебных заведениях, выбрав своей профессией геологию.

В заключении не могу не сказать о новой проблеме преподавания географии в школе: переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Как учителю - стажисту совместить новации и традиции в школьной географии? Не значит ли это, что надо «выбросить» весь многолетний опыт преподавания географии и с «чистого листа» осваивать новые технологии?

Эта проблема носит глубоко личностный характер. Приступать к ее решению надо, на мой взгляд, с того, что учитель, проанализировав свой опыт работы, ответил бы сам себе на вопросы:

Какие в моей практике есть технологии, которые помогут реализовать универсальные учебные действия (УУД)?

Какой результат я бы хотел получить от деятельности детей на уроке?

Литература

    Душина И.В. Школьная география: единство в многообразии. «География в школе», №4, 2013.

    Лобжанидзе А.А. Проблемы современного школьного географического образования. «География в школе», №3, 2013.

    Мартынкина Д. Широка моя terra incognita. «Аргументы и факты», январь, 2006.

    Савцова Т.М. Почему география непопулярная наука? «География в школе», №1 2013.

    Старчакова И.В. Современные аспекты использования объяснительно-иллюстративных технологий в практике школьного географического образования. «География в школе», №1, 2012.

Приложение

Таблица 1.

Среднегодовые температуры воздуха

в д. Спешково Очерского района

1974 – 2012 г.г.

Средняя температура за год

Температура января

Температура июля

Годовая амплитуда

+ 1,5 0

- 22 0

+ 19 0

41 0

+ 1,5 0

- 9 0

+ 14 0

23 0

- 1,5 0

- 15 0

+ 14 0

29 0

+ 1,2 0

- 19,5 0

+ 17,2 0

36,7 0

- 1,98 0

- 18 0

+ 16,3 0

34,3 0

- 0,2 0

- 19,1 0

+ 18 0

37,1 0

+ 1,2 0

- 18,8 0

+ 15,2 0

34 0

+3,1 0

- 9 0

+ 22 0

31 0

+ 2 0

- 18 0

+ 20 0

38 0

+ 3 0

- 9 0

+ 19 0

28 0

+ 0,6 0

- 11,5 0

+ 19,1 0

30,6 0

+ 1,0 0

- 16 0

+ 17 0

33 0

- 0,2 0

- 17,5 0

+ 14 0

31,5 0

+ 0,5 0

- 22 0

+ 17,5 0

39,5 0

+ 1,5 0

- 18,5 0

+ 21 0

39,5 0

+ 2 0

- 11,5 0

+ 20 0

31,5 0

+ 2,3 0

- 13 0

+ 19,4 0

32,4 0

+ 2,6 0

- 15,3 0

+ 17,5 0

32,8 0

+ 1,5 0

- 14,5 0

+ 16 0

30,5 0

+ 0,8 0

- 9,8 0

+ 17,8 0

27,6 0

+ 1,5 0

- 10,2 0

+ 15 0

25,2 0

+ 3,1 0

- 13,8 0

+ 17,6 0

31,4 0

+ 0,8 0

- 16,6 0

+ 17,5 0

33,8 0

+ 0,9 0

- 20,5 0

+ 14,8 0

35,3 0

+ 1,1 0

- 12 0

+ 19,5 0

31,5 0

+ 1,2 0

- 15 0

+ 18,5 0

33,5 0

+ 2,8 0

- 10,8 0

+ 21,3 0

32,1 0

+ 2,3 0

- 9,5 0

+ 18,8 0

28,3 0

+ 1,8 0

- 10,8 0

+ 19,5 0

30,3 0

+ 2,8 0

- 13,3 0

+ 19,3 0

32,6 0

+ 2,9 0

- 11,2 0

+ 20,8 0

32,0 0

+ 3,0 0

- 11,2 0

+ 18,4 0

29,6 0

+ 2,0 0

- 20,8 0

+ 16,8 0

37,6 0

+ 2,6 0

- 6 0

+ 19,6 0

25,6 0

+ 3,8 0

- 12,5 0

+ 19,5 0

32,0 0

+ 2,36 0

- 14 0

+ 17,8 0

31,8 0

+ 2,3 0

- 22,129 0

+ 20,977 0

43,106 0

+ 3,249 0

- 15,190 0

+ 20,650 0

35,840 0

+ 2,731 0

- 15,738 0

+ 20,516 0

География является школьным предметом, который формирует у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Изучение географии касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны; это: природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др. Главная цель географического образования в школе: реализация образовательного воспитательного потенциала учебного предмета “география” во всестороннем развитии и становлении личности как субъекта общечеловеческой культуры цивилизованного общества. Главное выражено в подготовке школьника к пониманию и к самостоятельному применению знаний и умений, к осознанному ориентированию в любом месте – в природной и социально-экономической окружающей среде. Составной частью общечеловеческой культуры становиться: понимание сущности экологических проблем, роли географии в их решении и в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком в трудовой деятельности и в разных учебных и житейских ситуациях. К ним же относятся умения использовать информацию географического содержания в её разных формах.

Но в современной школьной географии, которая становиться всё более научной, по-прежнему широко распространена традиционная система обучения. Вместо пути познания учащимся сразу подают определения понятий, закономерностей, дают объяснения по непонятным для них схемам, графикам, диаграммам, по неизвестным учащимся изображениям на картах. Преждевременное применение данных методов, когда у учащихся не развито аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор – всё это вызывает затруднения в осознании понятий, закономерностей; они запоминают главным образом слова на короткое время. Учащиеся перенапрягают, усложняют умственную деятельность, искажается процесс мышления. Всё это вместе взятое является одной из причин отрицательных моментов в школьной географии.

Происходящие в мире процессы глобализации, усилили взаимозависимость стран и культур, активизировали международную кооперацию и разделение труда. Нормой становиться жизнь в условиях поликультурного общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Все происходящее в жизни нельзя не учитывать в процессе обучения географии.

С позиций современных представлений педагогической психологии и дидактики ключевым аспектом в обучении является формирование способа действий, реализуемого через умения. Универсальные учебные действия в широком смысле означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самоусовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Практика работы показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников, а значит, помогают учителю воплощать в жизнь географические знания, добиваться наилучшего усвоения школьной программы.

Одним из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по моему мнению, служат ролевые игры. Например, игра “Суд над хозяйственной деятельности человека”, которую провожу в старших классах. Цель данного мероприятия – рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательною и разрушительную роль в природе, сформулировать основные экологические проблемы. Задачи урока: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор(причина) – изменения в окружающей среде (последствия) – реакции географической оболочки (результат). Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма. Также продолжать развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Не скрою, что этот урок требует от учителя совместно с учащимися серьёзной предварительной подготовки. Выступление “приглашенных” на судебное заседание со стороны обвинения и защиты готовятся заранее. Ведь на игре мы выслушиваем показания подсудимого, в этой роли выступает сам Человек, История, Экосистема, Эволюция, Статистика, Биосфера, а обвинительный приговоров выносят присяжные (остальные учащиеся класса). Выступающие при характеристике деятельности человека применяют исторический подход, дают причинное объяснение экологических явлений с опорой на принцип системности, в соответствии с которым географические явления и общество (человек) рассматриваются в единстве. Игра не будет игрой без эмоций учащихся, костюмов придуманных и сделанных своими руками. В таком театральном представлении считаю обязательным использование интерактивного комплекса, который раскрывает и ещё больше стимулирует познавательную активность учащихся. Подбирая факты, характеризующие экологические проблемы, на доступном для учащихся уровне, необходимо учитывать краеведческий подход. Ведь именно он затрагивает чувства и переживания учащихся, позволяет обращаться к школьнику как к будущему гражданину своей страны, ориентирует на понимание общечеловеческой значимости экологических проблем. Школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, он преодолевает поставленные перед ним трудности и задачи, совершенствует умения и навыки, полученные ранее, тем самым улучшает свои личные результаты в процессе образования.

При любых методах обучения необходимо учитывать уникальную образовательно-воспитательную функцию школьной географии как обширные межпредметные связи с другими дисциплинами. Обобщение разнородных сведений об окружающей природе, природной среде и деятельности человека в ней, включая знания, полученные на уроках математики, биологии, истории, физики, химии способствуют дальнейшей активизации результата, усвоению знаний о географических явлениях и предметах в целом.

Методологические проблемы решаемы, если соблюдаются основные требования к урочной деятельности. А именно рационально сочетать познавательную деятельность учащихся с различными приёмами работы с географическими источниками знаний: картой, учебником, схемами, таблицами, профилями, статистическими материалами и т.д.; установление межпредметных связей, содействующих формированию единства мира; реализация краеведческого принципа, когда теоретические вопросы опираются на знания природы своей местности. Важным критерием урока служит экологическая направленность, которая отвечает за выработку у школьников ответственного отношения к природе и её богатствам; использование нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 26

Дисциплина: География

Тема:

Цель занятия: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения

Планируемые результаты

Предметные:

знать: об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

уметь: анализировать полученную информацию, развивать воображение, делать выводы

Метапредметные:

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы

Личностные :

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция беседа

План занятия:

Оснащение: атлас, тетрадь, учебник.

Литература:

    География: учеб. для студ.учреждений сред. проф. образования. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.

    География. 10-11 кл. Максаковский В.П. М.: Просвещение, 2014

    Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс. – М.:ВАКО, 2014. – 320 с.

Преподаватель: Тарусова Д.С.

Тема 26. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

    Глобальные проблемы человечества.

    Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

    Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

    Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

    Глобальные проблемы человечества.

Глобальная проблема проблема общечеловеческая, охватывает весь мир, создает угрозу для настоящего и будущего и требует незамедлительного решения на международном уровне.

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

“Парниковый” эффект

Загрязнение окружающей среды:

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония.).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

Проблема войны и мира опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

    Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

Глобальные проблемы – это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.

Сырьевая – проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.

Пути решения:

    Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики.

Глобальная энергетическая проблема – это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.

Демографическая – продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.

Пути решения:

    Проведение продуманной демографической политики.

Продовольственная – по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.

Пути решения:

    Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.

    Интенсивный путь – это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

Экологическая – деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.

Пути решения:

    Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;

    Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

    Экологическая безопасность населения;

    Создание особо охраняемых территорий.

    Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

В ряду глобальных проблем современности особое место и по значению и по масштабам занимает проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Почему она глобальная? Прежде всего, потому, что это проблема большинства населения Земли. Но проблема отсталости бывших колоний отнюдь не может быть сведена лишь к количественной стороне дела (к числу стран, находящихся в бедственном положении, и людей, живущих на грани голода и нищеты). Дело не только в этом. Нарастание внутренней напряженности в странах Азии, Африки и Латинской Америки может иметь самые серьезные, порой совершенно непредвиденные последствия и для этих стран, и для человечества в целом.

Проблема отсталости развивающихся стран теснейшим образом переплетена с демографической, продовольственной, сырьевой, энергетической, экологической и другими проблемами, а, прежде всего с главной задачей человечества – обеспечения мира на Земле.

Социально-экономическая отсталость этих стран в условиях сохранения их неравноправного положения в мировом капиталистическом хозяйстве обостряет названные проблемы по многим направлениям, а некоторые из них прямо порождены ею.

Уместно привести некоторые данные, характеризующие то, что теперь принято называть «качеством жизни», а вернее, отсутствие его в развивающихся странах. Подсчитано, что среди их населения голодающих – более 500 млн. человек; людей с ожидаемой продолжительностью жизни менее 60 лет – 1,7 млрд.; людей, лишенных возможности пользоваться медицинским обслуживанием, – 1,5 млрд.; живущих в условиях крайнего обнищания – свыше 1 млрд.; частично или полностью безработных – более 0,5 млрд.; людей с ежегодными доходами менее 150 долл. на человека – 800 млн.; неграмотных среди взрослых – 814 млн.; детей, не имеющих возможности посещать школу, – более 200 млн.; людей, лишенных надежных и стабильных источников водоснабжения, – свыше 2 млрд.; людей, зависящих в удовлетворении своих жизненных потребностей от дров, – свыше 1,5 млрд.

Ряд освободившихся государств располагает богатейшими минеральными и энергетическими ресурсами и в то же время имеет крайне узкую социально- экономическую базу для развития, исключительно низкий научно-технический уровень хозяйства. Глобальные энергетическая и сырьевая проблемы в значительной мере связаны с социально-экономическими процессами в этих государствах, их деколонизацией. Колоссальные трудовые ресурсы в развивающихся странах используются крайне неэффективно в мировом производственном процессе, достижения современного научно-технического прогресса почти не коснулись подавляющего большинства этих стран.

Все названные обстоятельства подтверждают глобальный характер проблемы преодоления отсталости развивающихся стран и ее теснейшую взаимосвязь с другими насущными проблемами современности.

Во внешнеполитической сфере становится ясным, что без позитивного участия освободившихся стран не может быть в долгосрочном плане решена важнейшая задача человечества – предотвращение военной катастрофы. Вместе с тем мирное сосуществование государств с различным общественным строем является первым и необходимым условием для социально-экономического прогресса развивающихся стран, а прекращение гонки вооружений может существенно ускорить этот процесс. Достаточно сказать, что ныне мировые военные расходы превысили 650 млрд. долл. в год, тогда как государственная помощь развивающимся странам составляет менее 5% этой суммы. Предложения о переключении фиксированной части финансовых средств индустриально развитых государств на социально-экономические нужды развивающихся стран в случае сокращения расходов на вооружение составляют важную часть советской конструктивной программы борьбы за мир и общее оздоровление международного климата.

    Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Географичес­кая наука имеет ключевое значение для решения проблем взаимодей­ствия человека и природы. Это обусловлено ее комплексным подходом к изучению природы материков и океанов. Поэтому именно географы активно участвуют в национальных и международных проектах, направленных на изучение и сохранение географической оболочки.

Осознание человеком сложности экологических проблем способство­вало появлению такого метода географических исследований природных явлений, как мониторинг. Мониторинг - постоянное всестороннее слежение и оценка состояния природы, ощущающей антропогенное влияние. Конечная цель мониторинга - разработка мероприятий рацио­нального использования природных ресурсов, предотвращение загряз­нения природной среды, сохранение природного равновесия.

Мониторинг является основой для научного географического прогноза, позволяющего предусматривать отрицательные явления, которые могут развиваться в природных комплексах. Значительный объем информации, которую при этом получают, помогает не только регистрировать, но и прогнозировать (предусматривать) определен­ные изменения, возникающие в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Географические прогнозы бывают метеороло­гическими (например, прогнозы погоды), гидрологическими (предуп­реждение о наводнениях, схождении снежных лавин), геоморфологи­ческими - выявление районов образования оползней, обвалов и пр. Однако наиболее эффективными являются комплексные прогнозы, т. е. те, что предсказывают будущие изменения в природном комплексе материков и океанов в целом.

Вопросы для самоконтроля:

    Какие проблемы относятся к глобальным проблемам человечества?

    Как проявляются сырьевая и энергетическая проблемы в развитых странах?

    Каковы основные направления решения демографической проблемы?

    В чём заключается суть продовольственной проблемы?

    Что является главной причиной отсталости развивающихся стран?

Несмотря на то, что решение многих реальных проблемных задач требует применения умений, понятий и знаний процессов из других учебных предметов, существуют проблемы и сугубо географического характера. Возникнув на уроках географии, они могут перерасти в географическое исследование. Их появлению способствует ориентирование учащихся в направлениях географического знания, которые были весьма точно сформулированы Вильямом Паттисоном: 1) землеведческое, 2) взаимодействие человека и окружающей среды, 3) региональное и 4) территориально-структурное направление. Прежде чем формулировать реальные учебные проблемы в рамках этих направлений, необходимо вкратце остановиться на вкладе каждого из них в изучение географии.

В истории географии было время, когда основу ее содержания составляли темы, которые сейчас относят к землеведению. Ученые и широкая публика обращались к географии за информацией о формах поверхности, водных ресурсах, окружающей Землю атмосфере и о связи Земли и Солнца. Изучая географию, учащийся надеялся узнать не только о географическом положении различных областей, но и о природной среде, в которой живет человек, и о том, как эта среда изменяется от места к месту. Это направление еще живо, но сегодня в школьном обучении подобная тематика все больше отходит к области естествознания, а не собственно географии.

Традиционно географы всегда занимались проблемами взаимодействия человека и окружающей среды. Это направление до сих пор остается важным, и его фактическое значение даже возрастает в результате нашей озабоченности состоянием окружающей среды и все большим истощением природных ресурсов. В настоящее время все больший объем исследований в географии связан с изучением того, как человек воспринимает окружающую природную среду, как он относится к ней и как на нее воздействует. Соответственно, в последние годы активно разрабатывались учебные курсы по различным аспектам взаимодействия человека и окружающей его среды.

Третье направление в географии, иногда называемое региональным, или страноведческим, занимается описанием конкретных районов: стран, областей мира или зон внутри городов. Это направление достигло своего апогея в конце 1930 и в 1940-х годах. Географы видели свою основную функцию в синтезе знаний о конкретных территориях, или районах, и считали обязательным истолковывать их особенности. Потребность в такого рода знаниях не вызывает сомнений. Человек всегда интересовался миром, выходящим за пределы его непосредственного наблюдения. Путешественников, первооткрывателей, государственных деятелей и просто любителей всегда интересовали разные области мира, их особенности и признаки. Тесная связь учебных курсов по региональной географии с исследовательской работой всегда была критерием научности нашего предмета. Сегодня многие географы интересуются не только высокоразвитыми странами, но и развивающимися странами. Они вооружены методологией и методиками наблюдения, измерения и анализа распределений и взаимодействий природных и культурных явлений в конкретных частях мира и способны применять эмпирические методы исследования для создания целостных, интегративных описаний этих областей.

Переходя к рассмотрению четвертого направления как источника реальных учебных проблем на уроках географии, а именно территориально-структурного направления, следует отметить, что оно в наше время вызывает огромный интерес географов. По своим целям, методам исследования и теоретическим посылкам оно резко отличается от страноведения. Как уже указывалось, в последнем принят целостный, интегративный подход, направленный на объяснение особенностей конкретных местностей и явлений в конкретный период времени или на их изменения во времени. Выводы, сделанные на основе изучения одного региона, следует применять с осторожностью при знакомстве с другими регионами, отличающимися по своим природным и культурным характеристикам. Только в отдельных случаях такие знания могут стать основой изучения других конкретных районов.

Напротив, территориально-структурное направление стремится обнаружить территориальную организацию экономических, социальных и политических явлений и узнать, каким образом результаты их воздействия проявляются в конкретном месте в конкретный период времени. Начало этому новому направлению в исследованиях и в преподавании географии было положено в середине 1950-х годов. Оно было новым, как по содержанию, так и по методам исследования. Его можно охарактеризовать как подход, исходные позиции которого требуют более высокого теоретического уровня и большей абстракции в исследовании географических вопросов и в преподавании; он опирается на использование аналитических методов и позволяет применять теоретические положения к решению практических задач жизни общества. Он позволяет также делать достаточно обоснованные обобщения относительно территориально-структурных аспектов небольшого ряда взаимосвязанных процессов на широком фоне природных и культурных явлений. Обобщения формулируются в виде проверенных гипотез, моделей или теорий, а исследование оценивается по его научной значимости и достоверности. Цель же заключается в получении знаний, позволяющих понять и прогнозировать реальную действительность. Применение аналитических методов позволило географии стать более номотетической наукой, или наукой о закономерностях.

Территориально-структурное направление в последние годы оказалось особенно продуктивным для географов, занимающихся поиском решений проблем благосостояния общества. Многие географические модели и теории нашли практическое применение в решении таких задач, как организация медицинского обслуживания и совершенствование образования, а также в изучении проблем бедности, безработицы, нарушения общественного порядка и социальной несправедливости, которые являются следствием неправильного распределения политических, экономических и социальных возможностей.

Перечисленные четыре направления географической науки являются той базой, на которой можно строить систему учебных проблем для всех ступеней обучения во всех частях мира. Они должны восприниматься учащимися как реальные проблемы и вытекать из их реальных трудностей.

Прогнозирование погоды: пример реальной учебной проблемы на материале землеведческого направления

Постановка проблемы

Первая обязанность учителя заключается в том, чтобы обнаружить конкретную проблему или затруднение сразу при их возникновении. Например, вопрос о том, как научиться предсказывать погоду при планировании какого-либо мероприятия, или о выборе одежды для многих детей во всех частях мира является проблемой. Всем им знакомо чувство разочарования, вызванное «плохой» погодой. «Плохая» погода стала для них проблемой. В таких условиях будет естественно, если класс задастся вопросом: «Как научиться предсказывать погоду, чтобы правильно планировать день для пикника (или другого мероприятия)?» Такой подход называется прямым.

Менее прямой путь постановки проблемы прогнозирования погоды может появиться в ходе рассмотрения другой реальной проблемной задачи. Так, при решении задачи о транспорте учащиеся обязательно обнаружат, что погода входит в число факторов, требующих учета. Это может подвести их к изучению прогнозирования погоды.

Третий путь связан с обсуждением в классе какой-либо другой темы по географии. Так, дети, изучающие географию своей или любой другой местности, могут заинтересоваться исследованием погодных условий, а заодно и их прогнозированием.

Реальная проблемная задача может быть сформулирована следующим образом: «Как мне предсказать погоду на... (сегодня, завтра, следующий выходной)?»