Русский язык. 4 класс. Поурочные планы к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

К учебнику:

М.: 2017 - 494 с.

В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 4 класса к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдёт всё, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного материала, подробные сценарии уроков, тексты диктантов, интересный игровой материал. Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и колледжей.

Формат: pdf

Размер: 9,4 Мб

Скачать: yandex.disk

Предлагаемое издание содержит поурочные разработки по русскому языку для 4 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение).
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности.
На подготовку проектов отводится не более двух недель. Работа ведётся совместно с родителями, учитель помогает только в выборе темы (при желании темы могут выбрать и сами учащиеся). Проекты ученики оформляют на листах формата А4, текст набирается на компьютере (с фотографиями). Работу можно выполнять в группах, парах или индивидуально.
Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков как полностью, так и частично, включая в собственный план урока.
Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков учащиеся используют приёмы само- и взаимопроверки.

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс

Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.

Планируемые результаты; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, поль­зуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока Знакомство с учебником

Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писа­теля-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

-~ Какие открытия поможет сделать учебник?

Для чего нужно знать законы культуры речи?

Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)

Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте ше­потом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.} . \

Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

III . Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,)

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть. "

IV . Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бы­вает речь Г) Упр. 1 (с. 6).

Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе,

и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).

Как думаете, какая речь возникла раньше - устная или

письменная? Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-" нении.

Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, ис­пользуя рисунки.

Спишите предложение. Что вам поможет правильно ег(списать? (Памятка на с. 132.)

Откройте и прочитайте памятку.

Объясните значение выражения «до глубокой старости» ч (Очень старый.) >

Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно крепко.) с

Какие знакомые орфограммы встретились в предложении":ц

Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)

Какие буквы выделены в этом предложении? *- - Спишите, диктуя себе по слогам. т - Проверьте написанное. Оцените себя, !ь (Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровку],|наст их.)

э? «!» - выполнил все правильно и аккуратно. п, «+» - есть незначительные ошибки или исправления. «-» - допустил больше 2 ошибок, много исправлений.

Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письмен­ной - записывали предложение, устной - отвечали на во­просы, речью про себя - размышляли.)

V . Рефлексия

Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

Слушаем ответ ученика.

Мама читает сказку малышу.

з Обдумываем решение задачи.

>/ Пишем диктант.

Читаем про себя.

Поем песню.

е (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

«+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки. ,ь «-» - еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.

VI . Подведение итогов урока

Е1; - Какие виды речи существуют?

Какой речью чаще пользуетесь вы?

Урок 2. Что можно узнать о человеке с по его речи?

Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, » что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

о Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы

о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулиро-

1:иать учебную проблему; анализировать и делать выво:,ы; оцени-вать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний Орфографическая минутка

Отгадайте загадки. Запишите отгадки. ., (- (... Сидят на палочке В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник.)

Мы живем под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост, Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)

Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)

Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Под­черкните сочетания ЖИ и ШИ.

III . Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Снежьшки весной превращаются в лужы.

Прочитайте очень странное предложение на доске.

Какой это вид речи? (Письменная речь.)

Что можете сказать о предложении? (Б нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)

Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превраща­ются, лужи.)

Что можете сказать о человеке, который написал это пред­ложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)

Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.

IV . Работа по новой теме

1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).

Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про­читаем стихи В.В. Маяковского.) (Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)

Что можно узнать по речи еобеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)

2. Словарная работа

Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)

Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-привет­ствие. Когда говорят «здравствуйте», .желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желато - здравствуйте!

Я для вас тетю души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка-Земля пусть хлебом-солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

Т. Лаврова

Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не про­износится.)

Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здо­ровье», военные говорят «Здравия желаю».)

Запишите слово, подчеркните орфограмму.

V . Физкультминутка

Раз - нагнуться, разогнуться. Два - нагнуться, потянуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь -лень отбросим.

От автора
Тематическое планирование 170 ч (5 ч в неделю)
Тематическое планирование 136 ч (4 ч в неделю)
Повторение
Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Урок 2. Язык и речь. Формулы вежливости
Урок 3. Текст и его план
Урок 4. Обучающее изложение
Урок 5. Анализ изложения. Типы текстов
Урок 6. Предложение как единица речи
Урок 7. Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Урок 8. Диалог. Обращение
Урок 9. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения
Урок 10. Контрольный диктант по теме «Повторение»
Урок 11. Словосочетание
Предложение
Урок 12. Однородные члены предложения (общее понятие)
Урок 13. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Урок 14. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Урок 15. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Урок 16. Наши проекты
Урок 17. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного
Урок 18. Сложное предложение и предложение с однородными членами
Урок 19. Обучающее изложение
Урок 20. Контрольный диктант по теме «Предложение»
Слово в языке и речи
Урок 21. Слово и его лексическое значение
Урок 22. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова
Урок 23. Синонимы, антонимы, омонимы
Урок 24. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Урок 25. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Урок 26. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Урок 27. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Урок 28. Правописание гласных и согласных в корнях слов
Урок 29. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах
Урок 30. Правописание приставок и суффиксов
Урок 31. Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Урок 32. Обучающее изложение
Урок 33. Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи
Урок 34. Склонение имён существительных и имён прилагательных
Урок 35. Имя числительное. Глагол
Урок 36. Наречие как часть речи
Урок 37. Правописание наречий
Урок 38. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Урок 39. Контрольный диктант по теме «Части речи»
Имя существительное
Урок 40. Распознавание падежей имён существительных
Урок 41. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных
Урок 42. Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже
Урок 43. Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах
Урок 44. Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные
Урок 45. Три склонения имён существительных (общее представление). 1‑е склонение имён существительных
Урок 46. Упражнение в распознавании имён существительных 1‑го склонения
Урок 47. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Урок 48. 2‑е склонение имён существительных
Урок 49. Упражнение в распознавании имён существительных 2‑го склонения
Урок 50. 3‑е склонение имён существительных
Урок 51. Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения
Урок 52. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Урок 53. Обучающее изложение
Урок 54. Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3‑го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
Урок 55. Именительный и винительный падежи
Урок 56. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Урок 57. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
Урок 58. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
Урок 59. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Урок 60. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Урок 61. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже
Урок 62. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже
Урок 63. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
Урок 64. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже
Урок 65. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Урок 66. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных
Урок 67. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных
Урок 68. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
Урок 69. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Урок 70. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Урок 71. Склонение имён существительных во множественном числе
Урок 72. Именительный падеж имён существительных множественного числа
Урок 73. Родительный падеж имён существительных множественного числа
Урок 74. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа
Урок 75. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа
Урок 76. Обучающее изложение
Урок 77. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе
Урок 78. Контрольный диктант за первое полугодие
Урок 79. Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа
Урок 80. Наши проекты
Имя прилагательное
Урок 81. Имя прилагательное как часть речи
Урок 82. Род и число имён прилагательных
Урок 83. Описание игрушки
Урок 84. Склонение имён прилагательных
Урок 85. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова “Мика Морозов”»
Урок 86. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Урок 87. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже
Урок 88. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Урок 89. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
Урок 90. Именительный, винительный, родительный падежи
Урок 91. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Урок 92. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Урок 93. Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты
Урок 94. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Урок 95. Склонение имён прилагательных женского рода
Урок 96. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
Урок 97. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода
Урок 98. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода
Урок 99. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных
Урок 100. Изложение описательного текста
Урок 101. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Урок 102. Склонение имён прилагательных во множественном числе
Урок 103. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
Урок 104. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа
Урок 105. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
Урок 106. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа
Урок 107. Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Урок 108. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Урок 109. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний
Урок 110. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Урок 111. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Местоимение
Урок 112. Местоимение как часть речи
Урок 113. Личные местоимения
Урок 114. Изменение личных местоимений 1‑го и 2‑го лица по падежам
Урок 115. Изменение личных местоимений 3‑го лица по падежам
Урок 116. Изменение личных местоимений по падежам
Урок 117. Изложение повествовательного текста с элементами описания
Урок 118. Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»
Урок 119. Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Урок 120. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Глагол
Урок 121. Роль глаголов в языке
Урок 122. Изменение глаголов по временам
Урок 123. Неопределённая форма глагола
Урок 124. Неопределённая форма глагола
Урок 125. Изменение глаголов по временам
Урок 126. Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Урок 127. Анализ изложения. Спряжение глаголов
Урок 128. Спряжение глаголов
Урок 129. 2‑е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
Урок 130. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Урок 131. I и II спряжение глаголов настоящего времени
Урок 132. I и II спряжение глаголов будущего времени
Урок 133. Наши проекты
Урок 134. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 135. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 136. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 137. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 138. Возвратные глаголы
Урок 139. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Урок 140. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Урок 141. Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок
Урок 142. Правописание глаголов в прошедшем времени
Урок 143. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Урок 144. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Урок 145. Изложение повествовательного текста по вопросам
Урок 146. Контрольный диктант по теме «Глагол»
Урок 147. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Урок 148. Обобщение по теме «Глагол»
Урок 149. Обобщение по теме «Глагол»
Урок 150. Изложение повествовательного текста
Урок 151. Проверка знаний по теме «Глагол»
Урок 152. Анализ изложения, тестовой работы. Повторение
Урок 153. Язык. Речь. Текст
Урок 154. Предложение и словосочетание
Урок 155. Предложение и словосочетание
Урок 156. Предложение и словосочетание
Урок 157. Лексическое значение слова
Урок 158. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина “Рожь”»
Урок 159. Состав слова
Урок 160. Состав слова
Урок 161. Состав слова
Урок 162. Состав слова
Урок 163. Части речи
Урок 164. Части речи
Урок 165. Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Урок 166. Анализ изложения. Части речи
Урок 167. Итоговый контрольный диктант
Урок 168. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Урок 169. Звуки и буквы
Урок 170. Игра «По галактике Частей Речи»

Список литературы

Урок №1

Тема: Язык – средство общения. Обобщение сведений о слове, предложении, текст.

Цель:

Задачи:

    дать понятие: язык как средство общения познакомить с учебником и его структурой; дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни общества, человека.

    развитие орфографической зоркости учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

    в оспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире, аккуратность, дисциплинированность.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Алмаз в грязи видать.

Слово

Алфавит

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

    Постановка целей и задач.

    Тема урока.

Беседа с целью повторения: какие разделы вам знакомы?

Постановка проблемного вопроса: что такое язык? Для чего он служит?

«Задумывался ли ты над вопросом, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Ты читаешь книгу и тоже понимаешь, что в ней написано. С помощью слов (устно или письменно ты можешь выразить свои мысли, чувства. И все это происходит благодаря ЯЗЫКУ» .

Людям всегда нужен был какой-то язык, чтобы рассказывать друг другу о важных и не совсем важных событиях. Ты говоришь: «Покидаем шарик?» Твой приятель слышит и понимает: ты хочешь сыграть в волейбол. Слова – как ниточки между вами. Можно, конечно, позвать приятеля сыграть в волейбол и не раскрывая рта. Просто сделать вид, что подаёшь и отбиваешь мяч, а уж он поймёт. Только знаки, жесты, - вслух не сказано ни слова – и всё равно это язык. И если ты написал другу записку, это тоже язык. Но главным в общении людей всё- таки является слово.

Игра «Пять слов»

В И Л К А

Велосипед игла лодка кошка арбуз

веник индюк лев кит анкета

вата игра ложка клей ананас

волосы ирис лебедь кисть автобус

ведро Ирина лама крот алмаз

Работа над многозначностью слова «язык»

Комментирование смысла пословиц , выявление значений слова язык :

1. Кто с языком, тот и с пирогом.

2. Язык голову кормит.

3. Без языка и колокол нем.

4. Язык острее меча.

5. Что на уме, то и на языке.

Как ты понимаешь значение пословиц? Почему «владеть языком» - это значит «быть с пирогом»? Почему «язык голову кормит»? Есть ли у колокола язык?

Как ты думаешь, в каких жизненных ситуациях можно сказать эти пословицы.

Запись пословиц по памяти.

Работа по учебнику.

Стр 3-6

    Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с6 у12

Урок №2

Тема: Предложения по цели высказывания и по интонации.

Цель: способствовать формированию у детей представления о типах предложений, их эмоциональной окраске; умению конструировать способ синтаксического разбора предложения при написании.

Задачи:

    способствовать формированию у детей представления о типах предложений, их эмоциональной окраске; умению конструировать способ синтаксического разбора предложения при написании;

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Аа

А А

а а

Алмаз и в грязи видать.

    Тема урока.

Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

- Черепаха, унеси меня домой!

- А где ты живешь?

- Я живу в муравейнике.

Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

Найдите предложение, в котором содержится просьба.

Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Какое основное назначение повествовательных предложений?

Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику .

Н-р: Наближается гроза. Вдалике вспыхивает молния.

Приведите свои примеры повествовательных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

Запишем предложение:

Мой брат живёт в Донецке.

Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?

Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложен

Какое основное назначение вопросительных предложений?

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. Н-р: Когда он приедет?

Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

Запишем предложение:

Когда брат приедет?

Какое это предложение по цели высказывания?

Разберите по составу слово приедет.

Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. Н-р: Принеси мне воды.

Приведите свои примеры побудительных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Запишем предложение: Обязательно приходите.

Определите, к какой части речи относится каждое слово предложения.

Сделайте вывод:

Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Работа в группах:

Восстановить деформированное предложение, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации .

Работа по учебнику.

Стр6-8

    Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с8 у18

Урок №3

Тема: Состав слова.

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Задачи:

    закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку,

    развивать коммуникативные умения (строить монологическое и диалогическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию); умения отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения частной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы;

    содействовать воспитанию у учащихся потребности совершенствовать свою речь, формировании самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Бб

Б

б

Сделал дело – гуляй смело.

    Тема урока.

Кроссворд «Морфемы»

Учитель : Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

    Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

    И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

    А я без окончания проживу, удалите его от меня!

    А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

    Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)

Обобщение по теме «Состав слова» – тема нашего урока. Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.) Что такое морфема? (Это часть слова)

Расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу.

Игра «Четвёртое лишнее»

    Горка, сгорел , пригорок, горняк.

    Кость, коснуться , костный, косточка.

    Подорожник, подорожать , бездорожье, дороженька.

    Н осить , носовой, носик, нос.

    Лесник, лес, лестница , безлесный.

Игра «Замени одним словом»

Учитель: А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

    Любитель книг. (Книголюб)

    Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

    Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

    Машина, которая сама летает. (Самолёт)

    Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

    Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

    Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

    Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка

Посели слово в свой домик

Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.

Работа по учебнику.

Стр8-10

    Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с8 у18

Урок №4

Тема:

Цель:

Задачи:

    формировать орфографический навык, закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

    содействовать воспитанию у учащихся потребности совершенствовать свою речь, формировании самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Вв

В

в

Словарная работа.

Автомобиль, агроном, акация, алфавит, арбуз, аромат, Астана.

2. Тема урока.

Теоретическая разминка

Объясните, что значит безударная гласная в корне слова?

Почему безударная гласная нуждается в проверке?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Сколько поверочных слов должно быть у слов с двумя безударными гласными в корне слова?

Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова?

Как поступают в таких случаях?

А) Тексты «В лесу»

С такими заданиями работают корректоры – люди, исправляющие ошибки в словах. Вы тоже будете корректорами, при этом не забывайте о проверочных словах.

Проверим тексты.

Б) Распределительный диктант

Запишите в 4 столбика слова (4 человека у доски)

Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, зверюшка, кричит, стрела, письмо, соринка, глаза

Тестовый контроль

Перед вами тесты по теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением»

Работа по учебнику.

Стр10-12

3. Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с12 у30

Урок №5

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых ударением гласных и парных согласных в корне слова.

Цель: формировать орфографический навык, закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

Задачи:

    формировать орфографический навык, закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

    развивать речь учащихся, учить правильно произносить и говорить некоторые слова и выражения;

    содействовать воспитанию у учащихся потребности совершенствовать свою речь, формировании самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Гг

Г

г

Глаза боятся, а руки делают.

Словарная работа.

Берег, береза, беседа, библиотека, воробей, ворона, воскресенье, восток.

    Тема урока.

Проблемная ситуация. Как проверить безударную гласную в корне?
Учитель: Что вы можете сказать о следующей группе слов?
Борис, Светлана, Алексей, Татьяна.
Дети: Это имена. Они пишутся с большой буквы.
- Это собственные имена существительные.
- Это полные имена.
Учитель: Одно « опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву.) А какие ещё «опасные места» вы видите?
Дети: Безударные гласные.
Учитель: Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные?
Дети: Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения. Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.
- Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис- Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную о, значит, в слове Борис безударная гласная о.
Учитель: Есть другие предложения?
Дети: Можно проверить ласковым именем – Боренька.
Учитель: Какой способ проверки выберем?
Дети: Любой.
Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?
Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется по ударением, такая будет и в безударном положении.
Учитель: Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала сильный ученик, затем - хором)
Гласные
Ударные безударные
непроверяемые проверяемые
(словарные слова)
словарь подобрать однокоренные слов

Упражнение на дифференциацию проверяемых и непроверяемых безударных гласных.
Учитель: сейчас я вам буду показывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить- прыгайте. (Слова: петух, ворона, гора, доска, мечта, цветок.)
2. Игра «Весёлые гонки»
Учитель: Внимание! Внимание! А сейчас на старт выходят машины марки «Е» и марки «И». по пути следования каждая машина должна подъехать к своей орфограмме. Победит та машина, которая сделает меньше ошибок.
Л…сточка, ст..на, кр…чит, л…сица, л…тит.
3. Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.

Работа по учебнику

3. Итог урока. Рефлексия.

4.Домашнее задание – с14 у36

Урок №6

Тема: Разбор слова по составу.

Цель: -уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.

Задачи:

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Дд

Старый друг лучше новых двух.

Словарная работа.

Газета, горизонт, горох, город, гусеница, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, дельфин, деревня, директор, дорога.

    Тема урока.

Слово делится на части,
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей
Строить слово из частей.

Как вы понимаете эти слова? Обсудите у себя в группе, проговаривая каждый по очереди по кругу за определенное время. Начинает участник № 1 по сигналу.

Чем мы сегодня будем заниматься?

Какую поставим цель? (Научиться разбирать слова по составу) Слайд 3

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

Слова тоже сделаны из своего материала.

Слово делится на части

Как на дольки апельсин.

И у каждой части слова есть своё название.

Над которыми мы сегодня и будем работать.

Ну а чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Глазки на меня. Отвечаем хором, быстро.

    Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

    Общая часть родственных слов называется …

Как называется третий зимний месяц?

    Какие буквы не употребляются в начале русских слов?

    Во что превращается вода зимой….

    Часть слова без окончания называется …

    Назовите слово, противоположное слову враг.

    Самый короткий месяц в году?

Сколько гласных звуков в русском алфавите?

Какие части речи мы с вами знаем?

Молодцы!

Ну и конечно, какой урок без словарной работы!

Окрываем тетради, записываем число. Классная работа.

1) Изменяемая часть слова это - ……….

2) Часть слова без окончания это - ………….

3) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это - ……….

4) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это - ……….

5) Главная часть слова это - …….

Работа по учебнику.

Стр15-16.

3. Итог урока. Рефлексия.

Урок №7

Тема: Разбор слова по составу. Словарный диктант.

Цель: уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.

Задачи:

    уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

    развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, речь учащихся, обогащать словарный запас детей; сообразительность, мышление, память.

    воспитывать культуру речи, любовь к слову, внимание, доброе отношение друг к другу.

Ход урока

1.Организационный момент.

Словарный диктант.

Алфавит, арбуз, Астана, берег, береза, библиотека, воробей, ворона, восток, газета, город, горох, декабрь, директор, дорога.

Минутка чистописания.

Ее

Е

Е

Одна голова хорошо, а две лучше.

    Тема урока.

Разбор слова по составу.

    Прочитал слово – перелесок. Вспомнил, что это узкая полоска леса, которая соединяет два леса.

2. Выделяю окончание. Для этого изменяю форму слова: у перелеска, к перелеску. Изменяемая часть слова – это окончание. Выделяю его, в этом слове оно нулевое.

3. Подчеркиваю основу слова. Основа – это часть слова без окончания. В данном слове – перелесок.

4. Чтобы выделить корень подбираю однокоренные слова: перелесье, лес, лесок. Общая часть этих слов – лес. Это корень, выделяю его.

5. Выделяю приставку. Приставка стоит перед корнем. В этом слове приставка – пере.

6. Ищу суффикс. Суффикс стоит после корня, служит для образования слов. В слове перелесок суффикс – ок.

Разбери слова по составу.

корень -берёз: березняк (значение: берёзовый лес, роща) , берёза, берёзин, берёзка, берёзкин, берёзовый, берёзонька, берёзушка, подберёзовик.

корень -брат- : братание, братец, братик, братишка, братский,
братство, собрат.

корень -весел- : весело, веселье, весельчак, весёленький, весёлость,
весёлый, развесёлый.

Разбери по составу:

травушка травинка молоденький рассвет

светлячок ветерок прибрежная моряк

полюшко самовар гнёздышко золотые

бережок рысёнок побережье лисята

небеса дровишки дождливый полоска

лесник голуби глазной глоток

горный далёкий дроздовый подарок

денёк детёныш длинный дочурка

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с16 у41, правило.

Урок №8

Тема: Части речи.

Цель:

Задачи:

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Жж

Ж

ж

Словарная работа.

    Тема урока.

По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)

Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)

Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Упражнения в определении части речи

    Определи часть речи над выделенными словами

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

    Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.

Век живи – век …..

Тетрадь –…….. ученика.

Сперва аз да буки, а потом и.……….

Учиться никогда не …….

Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

поздно

учись

десять

науки

зеркало

маленькое

Работа в группах.

Каждой группе уч – ся ставится на стол одно растение, признаки которого могли бы написать дети.

План работы группы.

    Рассмотреть растение.

    Каждый в рабочей тетради сам записывает признаки этого растения.

    Зачитайте группе записанные слова.

    Составьте общий текст.

    Представьте результат работы.

Назовите грамматические признаки 2 – 3 прилагательных по вашему выбору.

Работа по учебнику.

Стр18-19.

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с19 у48

Урок №9

Тема: Части речи. Правописание ь и ъ.

Цель: Обобщение знаний по частям речи

Задачи:

    Обобщение знаний по частям речи.

    Развитие умения отличать части речи от состава слова, тренировка навыков различных частей речи в текст.

    Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Жж

Ж

ж

Назвался груздем – полезай в кузов.

Словарная работа.

Жеребенок, желтый, завод, завтра, завтрак, заяц, здесь, инженер, интересно.

    Тема урока.

Чтение текста

Что нового узнали?

Что вас больше всего удивило?

Задание:

1 группа – выпишите все имена прилагательные и определите их род

2 группа – выпишите глаголы и определите их спряжение

3 группа – выпишите глаголы и определите их спряжение

4 группа – выпишите существительное предложного падежа и сделайте его

морфологический разбор

Выборочный диктант.

Из текста выпишите только глаголы в два столбика: 1 и 2 спряжения

Детский сад для пингвинов

Прошло пять недель со дня рождения пингвиненка. Малыш ступает лапками на снег и уходит в детский сад. Там уже стоят сотни сверстников. Они сбиваются тесной толпой и согревают друг другу бока. Такие сборища называют детскими садами. Взрослые пингвины оберегают их от буревестников. Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди тысяч чужих. Они кормят только своих птенцов. Самые прожорливые за один раз глотают по шесть килограммов рыбы. Летом выпускники пингвиньих детских садов плывут на практику в море.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Что является родиной для пингвинов?

Что они используются для постройки гнезда?

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В природе пингвин для постройки гнезда ищет траву или валежник.

Морфологический разбор выделенных слов.

Работа по учебнику.

Стр20-21

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с21 у54

Урок №10

Тема: Контрольный диктант №1 «Осень».

Цель: проверить уровень усвоения ЗУН за 3класс, выявить пробелы в соответствии с госстандартом.

Задачи:

    проверить уровень усвоения ЗУН за 3класс, выявить пробелы в соответствии с госстандартом.

    Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь

    Воспитывать аккуратность, .дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Диктант.

Осень.

Прошли сентябрь и октябрь. Опустел наш сад. Гладкие дорожки сада засыпаны золотыми листьями. Листья берез легко качаются от ветра. Небо покрыто серыми тучами.

Моросит холодный дождь. Редко блеснет из-за тучи чудесный луч солнца. Люди убрали с полей урожай. Пустые стоят морковные и капустные грядки. В саду тихо. Птицы давно улетели. Только воробьи прыгают по дорожке. Они ищут корм. С неба слышна прощальная песня журавлей.

Грамматические задания:

    Укажите части речи, разберите по членам предложения.

    Разобрать по составу.

    Выпишите словосочетания, определите грамматические признаки существительных.

3.Итог урока. Рефлексия.

Урок №11

Тема: Лексическое значение многозначного слова.

Цель: формирование представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке.

Задачи:

    формирование представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке;

    развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций учащихся;

    воспитывать аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

З

з

Зз

Сделал дело – гуляй смело.

Словарная работа.

Казахстан, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, комната, кровать.

2.Тема урока.

Тема нашего урока «Многозначность слова». Сколько лексических значений имеет слово? Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

Что мы должны узнать на уроке?

Что такое «лексика»?

Сколько лексических значений имеет слово?

3. Как определить лексическое значение слов?

4. Какие слова называются многозначными?

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)

Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть.

(Выборочное чтение предложений.)

Обратите внимание на запись. Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..ки расп..сные.

Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка)

- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)

Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).

Работа по учебнику.

Стр25-27

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с27 у66

Урок №12

Тема:

Цель:

Задачи:

    Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

И

и

Ии

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Словарная работа.

Лагерь, ладонь, ландыш, лилия, магазин, малина, мебель.

2.Тема урока.

1) – Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть ?

Почему, говоря о первых двух предметах вы дали примерно одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?

О чём говорит этот пример?

Где можно узнать значение слова?

2) – Послушайте загадку: В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух).

На что похож подсолнух?

В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой. В загадках часто употребляются слова в переносном значении.

Закрепление и осмысление изученного материала

1) Из слов, данных в скобках, выберите те, в сочетании с которыми слова за скобками приобретут переносное значение:

Золотой (кольцо, волосы, руки, колосья);

Железный (здоровье, гвоздь, нервы);

Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды);

Зажечь (свеча, костёр, ребята)

2) Установите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении, а в каких в прямом:

Ледяная глыба - ледяной взгляд

Море пшеницы - голубое море

Вершина горы - вершина славы

Пешеход идёт – часы идут

Свет знания - свет солнца

Ветер уснул - человек уснул

Цепь якоря - цепь событий

Ослепительный свет - ослепительная красота

Составьте предложение с одним из словосочетаний, употреблённых в переносном значении.

3) Определение лексического значения слов

- Часто для характеристики качеств или черт характера человека мы употребляем прилагательные, образованные от названий различных металлов.

- Объясните значение прилагательных (устно):

стальная воля

железные мускулы

золотое сердце

серебряный голос

4) Словарная работа

Разговор, обмен мнениями – беседа.

Посуда для варки еды – кастрюля.

Часть земной поверхности, которую видит человек – горизонт.

- На второй строчке запишите слова:

Глагол от слова беседа – беседовать,

Уменьшительное слово от слова кастрюля – кастрюлька,

Как называется воображаемая линия, по которой небо ка бы соединяется с поверхностью Земли – линия горизонта.

- Обозначь корень в однокоренных словах.

Запись предложений под диктовку:

Язык до Киева доведёт.

Разведчики привели языка.

Без языка и колокол нем.

Больно прикусил язык.

- В каждом предложении найдите и подчеркните многозначное слово.

- В четырёх предложениях употреблено одно и то же слово язык. Определите лексическое значение этого слова в каждом предложении.

- Таким образом, делаем вывод: одно и то же слово в разных предложениях может употребляться в разных значениях.

Работа по учебнику.

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с29 у72

Урок №13

Тема: Однозначные и многозначные слова.

Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

Задачи:

    Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

    Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Кк

К

К

Где родился, там и пригодился.

Словарная работа.

Медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, морковь, мороз, Москва, муравей.

2.Тема урока.

Задание. Приведи примеры прямого и переносного значения данных слов.

Тесная одежда. Тесная дружба.

Сладкий_________________. Сладкий ____________________.

Горький _________________. Горький_____________________.

Плоды __________________. Плоды _____________________.

Хлебнуть _______________. Хлебнуть __________________.

Назовите значения слова мягкий. Придумайте словосочетания со словом мягкий , напишите близкие по значению слова рядом. Как сделано со словом твёрдый .

мягкий__________________________________________________

мягкий _________________________________________________

мягкий _________________________________________________

мягкий хлеб – свежий

мягкий свет, голос – приятный

мягкий характер- кроткий, лишенный грубости, резкости.

мягкий климат – тёплый, приятный

мягкий знак

мягкий диван и т.д.

В художественных произведениях употребление рядом многозначных слов часто заставляет нас улыбнуться.

Вечером девочка Мила,

В садике клумбу разбила.

Брат её , мальчик Иван,

Тоже разбил… стакан.

Задание: придумайте два предложения, где столкнулись бы разные значения многозначного слова.

Многозначные слова: высокий, голова, лёгкий, нос, рука.

Игра

- Предлагаю вам сыграть в игру:

- Я читаю слова, вы хлопаете один раз – если слово однозначное, много – если – многозначное:

Теплота, парта, красный, портфель, дождь, пятачок”

Не жалейте пятачка, -
Говорит корова. -
Вы купите молочка -
Вкусного парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! -
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки”.

- Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

- Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с28 у71

Урок №14

Тема: Изложение №1 «В лагере».

Цель:

Задачи:

    учить последовательно излагать содержание текста, составлять план.

    Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Тема урока.

Чтение текста «В лагере».

Летом ребята отдыхали в лагере. Однажды они решили пойти в поход, но все время была плохая погода.

В июле наступили жаркие деньки. Ранним утром ребята собрались на лагерной площадке и двинулись в путь. Скоро они вышли на широкое поле и пошли по узкой тропинке.

Какое огромное поле! Волнуется на нем спелая рожь. В глубоком овраге журчит холодный родник. Ребята долго играли на большой полянке. Солнце садится. Пора идти в лагерь. Хорошо отдохнули ребята.

Анализ текста.

- О чем говорится в тексте?

- Где отдыхали ребята?

- Что мешало ребятам пойти в поход?

- Куда пришли ребята?

- Чем понравилось ребятам поле?

- Что они делали?

- Как отдохнули ребята?

Чтение текста еще раз.

сС27 у67

Составление плана.

    Лето в лагере.

    Поход в поле.

    Отдых. Пора идти домой.

Практическая работа.

3.Итог урока Рефлексия.

Урок №15

Тема: Прямое и переносное значение слова.

Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

Задачи:

    Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

    Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Лл

Л

л

2.Тема урока.

Вступительное слово учителя

Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы, сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер- хороший характер

Острый ум- быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья- очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.

Итак, тема сегодняшнего урока «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

_

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства (зима – тоже белая)

-А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка- прямым и переносным значением.

_________________________________________________________

А теперь обратимся к учебнику на странице 140 .

Прочитаем, что выделено жирным шрифтом!

Такой прием в русском языке называется метафорой.

-В саду горит костер рябины красной!

-Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

Следующий абзац.

А это прием называется олицетворением.

-Попробуйте сами привести примеры.

Разгулялась вьюга

Ветер уснул.

Эти средства мы будем подробнее разбирать на уроках литературы и уроках развития речи.

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

Приведите примеры из толкового словаря.

_________________________________________________________

А теперь потренируемся.

И выполним упражнение. 338.

Читаем задание.

1 ряд

2ряд

3 ряд

Дать прямое значение слову.

Черная (работа, ________).

Ледяной (взгляд,________).

Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

    Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

-Чистые помыслы- без утайки, искренние

-Чистые руки-

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

Анализ текста

Текст заранее распечатан.

Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…

О чем текст?

Озаглавьте текст. Закат

Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

Объяснить орфограммы.

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.

3.Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание –с33 у79

Педагогическая

цель

Создать условия для определения грамматических признаков существительных, прилагательных, местоимений; выполнения разбора предложений по членам предложения, синтаксического анализа предложения

Тип урока

Контроль знаний и способов действий / решение частной задачи

Планируемые

результаты

(предметные)

Определяют грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; выполняют разбор предложений по членам предложения, синтаксический анализ предложения

Личностные

результаты

Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причину неудач

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций

(алгоритм действий); анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

Основное

Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений. Разбор предложений по членам предложения. Синтаксический разбор предложения

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности

(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учеников.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром»,

«Добрый вечер»,

«Доброй ночи» говорим .

А. Яшин

– Проверим готовность

к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют готовность к работе на уроке

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

угол уголь уха

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Сообщает тему урока, формулирует учебную задачу

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

IV. Контроль знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический. Контрольная работа

Комментирует задания контрольной работы, организует их выполнение

(см. Приложение)

Выполняют задания контрольной работы

Оценивают результат работы , определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Контрольная работа

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какая задача стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?

– Кто справился с задачей?

– Кто испытывал затруднения? Почему?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Вариант 1

1. Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж.

2. Выполни морфологический разбор выделенного существительного. Прилет первых перелетных птиц начинается с грачей .

3. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.

ЛИСТЬЯ И КОРНИ

Листья говорили:

Последний луч солнца освещал верхушки дубов.

Мы видели в зоопарке зебру и слона.

(Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа видели зебру и слона, распространённое, есть однородные члены.)

6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

Вариант 2

1. Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфологический разбор. Сквозь тонкую сетку голых ветвей березы голубело весеннее небо.

2. Выполни морфологический разбор выделенного слова. Ласточка свила гнездо под крышей сарая.

3. Прочитай текст. Найди и запиши все местоимения в форме 1-го лица множественного числа.

ЛИСТЬЯ И КОРНИ

Листья говорили:

– Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда. А корни сказали листьям:

– Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

4. Разбери предложение по членам. Большой белый гриб прятался под елью.

5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их. В корзине у нас лежали оранжевая морковь, желтая репа и красная свекла.

(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа лежали морковь, репа, свекла, нераспространённое, есть однородные члены.)

6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

Вы приглашали нас в гости. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Мы на каникулах поедем в лес. На деревьях лежал иней.