Диссертационное исследование по своей структуре состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.
Так, если в основной части диссертации описывается весь ход исследования, от анализа состояния исследуемого вопроса до практического применения идей автора, в заключении описываются результаты, полученные лично автором и рекомендации по их применению, то во введении к диссертации приводятся все основные характеристики диссертационного исследования.
Эти основные характеристики должны в полной мере показать квалификацию автора как научного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям ВАК к диссертациям.
Объем введения обычно составляет 5-6 страниц, на которых должны быть представлены:
-актуальность
-цель и задачи исследования
-объект и предмет исследования
-гипотеза или основная идея работы
-методология и методы исследования
-научная новизна
-научные положения , выносимые на защиту и их достоверность
-практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов
-апробация результатов работы
-публикации автора по теме диссертации
-объем диссертации.
Необходимо еще раз отметить, что все характеристики работы должны быть связаны как с темой работы, так и между собой.

Также посмотреть консультирование при написании диссертации и консультации аспирантам (в том числе консультирование по подготовке введения диссертации).

Актуальность диссертационного исследования , являясь с одной стороны характеристикой современного состояний исследуемого в диссертации вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой характеризует автора как научного исследователя, способного самостоятельно показать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практическую значимость для отраслей экономики нашей страны. Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе подготовки актуальности идут по пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации. То есть сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задачи. В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется по мнению автора наиболее значимая, характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы, рассматриваются причины возникновения проблемы, после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.
Таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяется объект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна теме диссертации. Для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме диссертации. Исследователи группируются по группам рассматриваемых вопросов, которые по мнению автора недостаточно проработаны в их трудах, после чего формулируется необходимость проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом направлении.
Следующим этапом работы является формулирование цели и задач исследования .
Цель диссертационной работы практически повторяет название диссертационного исследования с добавлением в начале фразы: «разработать..», или в конце фразы: «обеспечивающего эффективное...» и т.д.
При формулировании задач исследования необходимо четко представлять этапы исследования и на каждый из них ставить четко сформулированную задачу. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность, «сформулировать и обосновать», «выявить факторы», «рассмотреть», «проанализировать», «изучить», «разработать», «определить место». В конце формулировки задач рекомендуется указать цель решения задачи. Кроме того, необходимо помнить, что сформулированные задачи определяют название и содержание основных глав и параграфов диссертации.
Далее во введении характеризуется в нескольких предложениях теоретическая и методологическая база исследования, в которой приводятся перечень рассматриваемых научных направлений, а также характеризуются используемые в исследовании научные методы.
При характеристике информационной базы исследования характеризуются источники информации для проведения исследований.
Гипотеза (основная идея работы) . Формулировка гипотезы не является обязательным элементом и ее представление во введении оставляется на усмотрение автора. Гипотеза, являясь основной идеей работы, представляет собой авторское видение способа достижения цели, поставленной в работе. Пример формулировки гипотезы: «обоснование параметров… должно осуществляться на основе…». Гипотеза в результате выполненных исследований может быть подтверждена или опровергнута. В последнем случае производится углубленный анализ причин получения такого результата.
Основные положения диссертации , выносимые на защиту, являются подтвержденными составными частями гипотезы. Основные положения фактически являются научными результатами, полученными в ходе исследований, но имеющие отличия от ранее выполненных работ, то есть имеющие научную новизну. Это могут быть: установленные закономерности, методики, позволяющие получить новые знания, способы обучения, воспитания и т.д. То есть научные положения в утвердительной форме подтверждают предвидение автора, его гипотезу по результатам выполненных исследований. Естественно, что последнее научное положение или основной научный вывод по работе должен быть созвучен с темой диссертации и подтверждать, как актуальность, так и правильность постановки цели и задач исследования.
Достоверность научных положений . В этом разделе из одного-двух предложений перечисляются конкретные результаты научных исследований (расчеты динамики, сравнения, оценки и т.д.) подтверждающие полученные в ходе исследований результаты.
Научная новизна . Научная новизна является основным признаком диссертационной работы, за который и присуждается в конечном итоге ученая степень. Научная новизна может быть сформулирована в одном предложении. К примеру автор мог разработать методику, позволяющую решить проблему, не разрешимую ранее. Однако, в современных условиях насыщенности всех областей знаний научными исследованиями, довольно проблематично решить такую проблему, в связи с чем в кандидатских диссертациях допускается присутствие элементов новизны. Что такое научная новизна – это понятие, которое позволяет автору сказать, что такого ранее не было. Но голословного утверждения о новизне недостаточно, необходимо, чтобы в формулировке звучало: « отличающаяся тем, что…», «впервые получено…», «впервые получено…», или «доказано, что…», «проанализировано…, что позволяет в отличие от…» и т.д. Формулировка научной новизны должна быть увязана с темой диссертации и включать в себя ее часть.
Научная значимость результатов исследований должна показать вклад автора в развитие научных представлений в той или иной области научных знаний, раскрывать сущность и механизмы развития процессов. служить базой для дальнейших научных исследований.
Практическая значимость полученных результатов . В этом разделе приводятся сведения как о разработке автора, которую он предлагает для практического использования, так и о фактическом использовании или возможности и месте использования результатов работы, причем в связи с тем, что разработка является новой как в научном, так и прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана и в той и в другой областях.
Апробация результатов диссертации . В этом разделе приводятся сведения о докладах и сообщениях автора на научных конференциях и других способах ознакомления научной общественности с результатами диссертационной работы.
Публикации . В разделе указывает количество монографий, статей в научных журналах, сборниках научных трудов, опубликованных тезисах выступлений на конференциях.
Объем диссертации . В разделе приводятся сведения о структуре диссертации (введение, количество глав, заключение, наличие приложений), а также объем диссертации, количество рисунков и таблицам, приложения с указанием их количества.

Все, что предпринимается в исследовании впервые, характеризует его новизну. Это может быть, например, применение уже известного исследовательского приема (методики) к новому объекту (еще не изученному другими авторами) или, наоборот, разработка нового способа исследования уже хорошо изученного объекта. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы.

Это может быть обнаружение новых научных фактов, стоящей за ними закономерности, открытие нового психологического явления и т.д. При этом необходимо конкретно сформулировать, в чем именно выражается новизна проведенного исследования. Например, при изучении самоотношения у игроманов новым является не просто исследование самоотношения как такового, а раскрытие его особенностей у игроманов, причем относительно не всей системы самоотношения, а отдельных его аспектов, таких как самоуважение, саморуководство, самоуверенность.

Таким образом, студент описывает все, что впервые привнесено им в психологическую науку (может быть представлен теоретический, методический, эмпирический, практический планы новизны исследования - все одновременно или несколько из них). Так, новым для науки может быть введение и обоснование определенного понятия, систематизация теоретических представлений об изучаемом явлении, разработка и апробация новой методики, предназначенной для изучения конкретного психологического феномена, психометрическое обоснование методики (вновь разработанной или уже известной), разработка и апробация коррекционной (тренинговой) программы и т.д.

Теоретическая значимость исследования требует указания на то, что данное исследование расширяет и / или уточняет психологическую теорию, теоретические представления, уже сложившиеся в психологии по данной проблематике.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в практической деятельности. При этом важно не просто заявить о «всеобщей» полезности полученных результатов, а указать, для чего именно они могут быть использованы. Иными словами, здесь описывается, как результаты предпринятого исследования могут применяться в практической деятельности психолога и / или других специалистов.

Пример № 9

1.«Практическую значимостьпроведенного нами исследования мы видим в том, что изучение особенностей групповой идентичности позволит правильно организовывать межличностное взаимодействие в разных малых группах, предложить психологические рекомендации по разрешению возникающих в них трудностей, по оптимизации их жизнедеятельности как групповых субъектов.


Кроме того, использованный в работе комплекс методик может найти применение в социально-психологической диагностике, в деятельности различных психологических служб в целях изучения особенностей общения, взаимоотношений, социального познания субъектов в разных сферах жизнедеятельности. Материалы и выводы нашего исследования могут быть использованы в просветительской работе психологов, а также в образовательном процессе - в ходе профессиональной подготовки не только психологов, но и других специалистов сферы «человек - человек». В этом нам также видится практический выход нашей работы».

2. «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста (может найти применение в работе психологических служб, функционирующих в производственных организациях, и отдельных практических психологов)».

3. «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».

4. «Разработана эффективная психодиагностическая методика (способ, технология, коррекционная программа), имеющая широкие возможности применения в психологии спорта (обеспечивающая эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации, психологического консультирования спортсменов)».

5. «Предложены научно обоснованные психолого-педагогические (социально-психологические) рекомендации, позволяющие оптимизировать профессиональную деятельность работников органов внутренних дел в направлении создания в соответствующих подразделениях благоприятного социально-психологического климата».

6. «Материалы и выводы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки психологов в вузах, а также в ходе просветительской работы психологов в молодежной среде, с педагогами и родителями подростков и юношей».

В работе предусмотрено решение задачи по эффективной подготовке в рамках сформировавшихся в НОЦ «Теоретическая и экспериментальная химия» научных направлений по неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии (основатели - Г.А. Крестов, В.П. Васильев, Б.Д. Березин) высококвалифицированных специалистов качественно нового типа, способных решать задачи современной цивилизации на уровне высоких технологий в междисциплинарных областях химической науки на основе консолидации интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава Ивановского государственного химико-технологического университета и научных сотрудников Института химии растворов РАН в современном региональном НОЦ путем слияния научных исследований и образовательного процесса при взаимодействии университета и института РАН, создания непрерывной индивидуальной системы обучения в цепочке «школьник - студент - аспирант - научный сотрудник - докторант», создания условий для профессионального роста молодых специалистов.

Научная и образовательная компоненты заявленного проекта имеют устойчивую концептуальную и функциональную взаимосвязь. Научные исследования, заявляемые в проекте, охватывают современные проблемы и развиваемые в отечественных и зарубежных научных школах современные направления неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии. Важнейшими задачами, которые будут решаться в ходе выполнения работ, являются:

1) получение принципиально новых знаний в приоритетных областях науки, активно развиваемых в настоящее время в Ивановском государственном химико-технологическом университете и Институте химии растворов РАН и получивших высокую экспертную оценку различных конкурсных программ (координационная и супрамолекулярная химия биологически активных лигандов и их структурных аналогов, направленный синтез новых веществ и материалов с заранее предсказуемыми свойствами, материалы для нужд лазерной техники, биохимии и медицины, разработка высокочувствительных тест-методов определения ионов металлов в различных средах);

2) развитие новых методологических подходов физико-химических исследований;

3) обновление существующей приборной базы исследований за счет приобретения современного научного оборудования в рамках действующих Центров коллективного пользования;

4) обеспечение исследований необходимым количеством периодической, монографической и учебной литературы;

5) расширение сотрудничества в области фундаментальных исследований с крупнейшими научными центрами России, СНГ, Европы.

Актуальность и научная значимость заявленных работ по проекту обусловлены практически полным отсутствием систематики в исследованиях координационных соединений биологически активных лигандов и их структурных аналогов как перспективных соединений с удачным сочетанием физико-химических свойств. В работе предполагается изучить широкий ряд биологически активных лигандов и их структурных аналогов: линейные олигопирролы (дипирролилметены, бис-дипирролилметены и их производные), аминокислоты, пептиды, витамины гетероциклического ряда, комплексоны и родственные соединения. Перечисленные группы лигандов и образуемые ими металлокомплексы являются перспективными соединениями для решения фундаментальных и прикладных задач современной неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии. Так, высокая подвижность ароматической системы у дипирролилметенов и бис-дипирролилметенов и их способность к образованию устойчивых шестичленных металлоциклов вызывают несомненный интерес. Уже достаточно надежно доказано, что варьирование природы комплексообразователя в металлокомплексах дипирролилметенов является эффективным инструментом управления их спектральными, фотофизическими и другими свойствами. В этой связи разработка направленных методов синтеза и изучение свойств металлокомплексов дипирролилметенов и бис-дипирролилметенов различного строения представляет значительный научный и практический интерес, так как обеспечивает перспективу создания принципиально новых функциональных материалов для нужд лазерной техники и медицины. Практически полное отсутствие сведений о супрамолекулярных комплексах новой группы политопных лигандов - линейных олигопирролов, возможности молекулярного дизайна которых позволяют получать электронейтральные геликаты с двумя и более металлическими центрами, составляют серьезную научную проблему. До сих пор не сформулированы подходы к конструированию линейных олигопирролов с таким сочетанием хелатирующих единиц и спейсеров, которое обеспечило бы их связывание в геликате с фиксацией необходимого пространственного расположения олигопиррольной цепи относительно центров координации. Несмотря на всю сложность обозначенной проблемы, она представляется вполне решаемой в ближайшей перспективе с использованием разработанной к настоящему времени методологии дизайна и исследования физико-химических свойств линейных олигопирролов и их металлокомплексов, имеющих не более двух координационных доменов (комплексы дипирролилметенов и биладиенов). Важное направление исследований в рамках проекта составит установление закономерностей влияния состава и природы бинарных растворителей на координационные и кислотно-основные свойства витаминов гетероциклического ряда, аминокислот, пептидов и их структурных аналогов. Таким образом, будут использованы универсальные подходы на основе термодинамического описания сольватации всех участников исследуемых координационных и протолитических равновесий. Основная идея проекта заключается в изучении возможностей использования растворителя как средства управления процессами комплексообразования в системах, содержащих модельные биомолекулы.

Использование научных достижений в образовательном процессе будет способствовать повышению уровня преподавания как фундаментальных хи-мических дисциплин, так и дисциплин специальной подготовки будущих химиков-исследо-вате-лей. С этой целью в области образования будут решены следующие задачи:

создание индивидуальной системы подготовки и переподготовки специалистов, способных работать в междисциплинарных областях науки и владеющих теоретическими знаниями в области фундаментальных свойств соединений, экспериментальными методами исследования этих свойств, новейшими приемами и методами молекулярного дизайна и направленного синтеза новых соединений и материалов с заранее заданными (предсказуемыми) свойствами;

подготовка высококвалифицированных преподавателей и исследователей в приоритетных областях современной науки;

совершенствование системы отбора талантливой молодежи и довузовской подготовки школьников;

организация образовательного процесса нового типа, опирающегося на современные инновационные и информационные технологии, создание новых учебных дисциплин;

формирование долгосрочной программы морального и материального стимулирования для обеспечения непрерывного профессионального роста молодых преподавателей и исследователей;

обеспечение высокого уровня владения английским языком научными сотрудниками, аспирантами и студентами.

Для студентов и аспирантов образовательный план заявленного проекта исходит из того, что помимо базового и специального химического образования по теме проекта, реализуемого через соответствующие общие и специальные курсы и практикумы, специалисты должны иметь усиленную подготовку в необходимых смежных областях, а именно: свободное владение современными физико-химическими методами исследования, знания в области молекулярной биологии и направленного органического синтеза, умение квалифицированно использовать в своей работе методы математического моделирования и современные информационные технологии.

Реализация поставленных целей и задач в области образования и научных исследований позволит создать высокоэффективную целостную саморазвивающуюся систему подготовки высококвалифицированных специалистов в области современной неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии, способную устойчиво функционировать после окончания финансирования по данному проекту. Кроме того, реализация проекта позволит расширить научно-культурное влияние НОЦ «Теоретическая и экспериментальная химия» и его учредителей, как минимум, на региональном и межрегиональном уровнях, развить существующие и установить новые связи с научно-образовательными центрами в стране и за рубежом, укрепить авторитет и роль НОЦ «Теоретическая и экспериментальная химия» в решении задач современной химической науки.

Научно - исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности

Введение

Проблема исследования

Задачи исследования

Гипотеза исследования

Основное содержание работы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Основные характеристики методологического аппарата исследования.

Проблема исследования.

§ Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?». Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.

§ Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.

§ Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.

Выбор и формулировка темы исследования

§ Молодому ученому стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.

§ Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.

§ Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.

§ Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие..) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения…).

Определение актуальности и новизны исследования

§ Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.

§ Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

Цель исследования

§ Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.

§ Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»

§ Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.

§ Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.

Объект и предмет исследования

§ Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.

§ Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.

Гипотеза исследования

§ Гипотеза – научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.

§ Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.

§ Научная гипотеза – форма научного освоения действительности.

§ Рабочая гипотеза – инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании.

Задачи исследования

§ Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.

§ Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).

§ Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».

§ Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).

Теоретическая и практическая значимость исследования

§ Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.

§ Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.


Похожая информация.


Разум показывает не токмо внешний вид, красоту и доброту каждого предмета, но и снабдевает его действительным

оного употреблением.

Козьма Прутков

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.

Д. И. Менделеев

Если всю науку сделать прикладной, то вскоре нечего будет прикладывать.

Гармонизация фундаментальных и прикладных, теоретических и экспериментальных исследований - это актуальнейшая проблема, стоящая не только перед самой наукой, но и перед обществом в целом. Отдельная же научная работа любого жанра имеет право претендовать на признание, если она несет в себе элементы новизны и прогресса. Работы в области естественных наук всегда отличала комплексность, сочетание теоретических и доведенных до реального применения новейших прикладных разработок, т.е. то, что сейчас принято называть инновационным подходом. А в современных условиях, видимо, тем более нельзя позволить себе роскошь разделять высказывание Оноре де Бальзака: «Истинный ученый - это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком»* 5

Наиболее взвешенным представляется мнение П. Л. Чебышёва: «Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сама паука развивается под влиянием ее, она открывает новые предметы для исследования или новые стороны в предметах» .

Когда говорят о научной значимости исследования, имеют в виду непосредственное влияние, которое может оказать и оказывает проведенное исследование на дальнейший прогресс в определенной области науки в фундаментальном плане, в получении качественно новых знаний об объекте исследования, в изучении его базовых свойств.

Прикладная значимость исследования, понимаемая достаточно широко, зависит от характера научного исследования и связана с конкретным использованием результатов для создания нового продукта, полезного для использования в различных сферах человеческой деятельности в разных формах. Прикладная значимость диссертации мо-

  • 45 Великие мысли великих людей... Т. 3. С. 37.
  • 46 Слово о науке... С. 178.

жет, в частности, выражаться в разработке новых принципов работы и самих новых устройств (в том числе защищенных авторскими свидетельствами и патентами), формулировке конструкторско-технологических рекомендаций, разработке новых методов исследования, новых методик измерений, создании новейших методов и алгоритмов аналитического и численного расчетов (в том числе находящих отражение в регистрации компьютерных программ в соответствующих фондах), использовании результатов при выполнении научно-исследовательских работ, проектов и программ, внедрении результатов в учебные курсы, отражении в монографиях и учебниках и т.п.

Мы должны внедрять, а не фантазировать!

Фраза из кинофильма «Девушка без адреса» (1957)

Дадим потребителю не то, что он хочет, а то, в чем он нуждается!

А. Б. Мигдал

Приведем конкретные примеры формулировок рубрики автореферата «Научная и прикладная значимость».

Кандидатская диссертация «Нелинейные колебательные явления в системах, содержащих нерелятивистские электронные пучки с виртуальным катодом в тормозящем поле»

Результаты, полученные при теоретическом, численном и экспериментальном изучении широкополосной хаотической генерации, свидетельствуют о перспективности создания источников хаотического СВЧ-сигнала (низковольтных виркаторов) среднего и большого уровня мощности с шириной 0,5... 1,5 октавы и слабой изрезанностью спектра мощности. В качестве активной среды в таких генераторах возможно использование нерелятивистского электронного пучка со сверхкритическим током, в котором формируется нестационарный виртуальный катод. Предложенные решения защищены патентами Российской Федерации.

Одновременно решение поставленных в диссертации задач для базовых систем имеет фундаментальное значение для радиофизики и электроники и общей теории колебаний и волн в распределенных автоколебательных системах (изучены вопросы формирования и взаимодействия пространственно-временных структур в распределенных нелинейных системах электронноволновой природы, демонстрирующих пространственно развитый хаос).

Кандидатская диссертация «Операторное описание дискретных хаотических процессов»

Научная и прикладная значимость. В диссертации развит аналитический метод исследования спектральных свойств несамосопряженного линейного оператора Перрона-Фробениуса, определяющих и объясняющих динамику дискретных хаотических моделей. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории линейных несамосопряженных операторов, теории разностных уравнений, функционального анализа, современной теории динамических систем, методов моделирования хаотических процессов. В прикладном аспекте результаты работы представляют интерес для решения задач статистической радиофизики, связанных с исследованием асимптотических спектрально-корреляционных свойств хаотических процессов, разработки алгоритмов хаотической передачи и обработки информации, построения конкретных моделей нейронной активности на базе отображения Реньи.

Кандидатская диссертация «Особенности воздействия СВЧ- и оптического излучения на полупроводниковые приборы СВЧ-диапазона»

Научная и прикладная значимость. На основе предложенной СВЧ-схемы вычитания когерентных сигналов в полупроводниковых синхронизированных СВЧ-генераторах развиты эффективные методы управления амплитудой и фазой СВЧ-сигнала генератора посредством изменения напряжения питания и воздействия оптического излучения, а также высокочувствительные методы измерения параметров материалов и структур. На основе разработанной методики измерения толщины тонких проводящих слоев в диапазоне от 5 нм до 5 мкм создана высокочувствительная измерительная система контроля параметров металлополупроводниковых и металлодиэлектрических структур с использованием синхронизированных СВЧ-генераторов. Результаты работы использованы при выполнении грантов АОЗ-3.15-491 и А04-3.15-31 Минобразования России по поддержке научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений 2003-2004 гг.

Кандидатская диссертация «Хаос и хаотическая синхронизация в сверхвысокочастотных автогенераторах на основе клистронных усилителей с обратной связью »

Научная и прикладная значимость. Работа включает как теоретическое (на основе аналитического и численного моделирования), так и экспериментальное изучение хаотического поведения распределенных СВЧ-систем физической электроники и радиофизики. Фундаментальное значение имеет установление факта существования режима обобщенной синхронизации, выявление основных механизмов осуществления синхронизации и управления хаосом в таких системах. Результаты экспериментального исследования получены на СВЧ-генераторах, основным элементом которых был промышленный клистронный усилитель КУ-134Е, базовый элемент систем теле- и радиовещания, спутниковой и наземной связи, систем радиолокации и т.п. Установлены хаотические особенностей функционирования таких приборов в контексте решения проблем (скрытой) передачи информации с помощью хаотических сигналов, радиолокации на основе хаотических сигналов, радиопротиводействия и т.д.

Докторская диссертация «Резонансные явления в электродинамических системах с полупроводниковыми структурами»

Научная и прикладная значимость. Результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки новых типов твердотельных СВЧ-устройств (защищенных авторскими свидетельствами и патентами) различного назначения с параметрами, качественно превосходящими аналогичные параметры известных устройств, - полупроводниковых усилителей и генераторов СВЧ; синхронизованного на субгармонике СВЧ-генератора на диоде Ганна; активных СВЧ-фильтров на полупроводниковых СВЧ-генераторах, работающих в режиме синхронизации; смесителя СВЧ; микрополоскового СВЧ-устройства с повышенной вибростойкостыо; управляемого магнитным полем СВЧ-выюпочателя на р-ьп диодах; устройства резонансного поглощения инфракрасного излучения; электрически управляемых низкоразмерных СВЧ-резонаторов; полупроводниковых СВЧ-устройств с управляемыми магнитным полем характеристиками; устройства для определения влияния переменного магнитного поля на физические характеристики воды СВЧ-методом.