В середине XII века на Святой Земле мусульмане собрались с силами и нанесли христианам ряд чувствительных поражений. После падения Эдессы в 1144 г. в Европе возникает идея Второго крестового похода. Несмотря на усиленную подготовку экспедиция не принесла желаемого результата.

Подготовка и организация Второго крестового похода

1 декабря 1145 г. Евгений III издал буллу о новом крестовом походе, направленную к королю Франции. 1 марта следующего года была издана вторая булла, ставшая образцом для всех последующих призывов к крестовым походам.
Она состояла из трех основных частей:

  • рассказ (описание Первого крестового похода и современной ситуации);
  • призыв (пылкое обращение ко всем христианам, побуждающее их защитить восточную церковь);
  • привилегии (отпущение грехов, защита церковью семьи и имущества крестоносцев, запрет на взимание процентов с займов крестоносцев и т. д.).

В булле папы Римского 1145 г. возникла формула, объясняющая военные неудачи христиан их большой греховностью.

Главным проповедником Второго крестового похода стал знаменитый аббат Бернар Клервоский. Его пламенные проповеди во Франции и Германии привлекли к участию в походе огромное количество фанатиков.

Рис. 1. Бернард Клервоский на картине Г. А. Вассхубера.

Ход Второго крестового похода

Руководителями похода стали король Франции Людовик VII и германский король Конрад III . Вместе с двумя монархами участниками Второго крестового похода стали многие знатные люди:

  • от Франции – Робер I де Дре (брат короля), графы Альфонс Жордан Тулузский и Гийом III Неверский, епископы Лангра, Арраса и Лизье;
  • от Германии – герцог Фридрих Швабский (Барбаросса), герцог Сполето Вельф VI и др.

Кратко о событиях Второго крестового похода можно сказать следующее:

  • Датой начала похода стал май 1147 г., когда немецкие крестоносцы выступили в поход из Регенсбурга. Месяц спустя за ними последовала армия Людовика VII.
  • На пути крестоносцев лежали византийские территории. Немецкая армия начала грабеж. Византийский император Мануил предоставил крестоносцам флот для переправы через Босфор. На этом его помощь ограничилась.
  • Армия Конрада III подвергалась постоянным атакам турецкой легкой конницы. При Дорилее состоялось решающее сражение, которое окончилось паническим бегством крестоносцев. Остатки армии в конце ноября 1147 г. вернулись в Никею и соединились с французами.
  • Объединенная армия сделала вторую попытку добраться до Эдессы. В январе 1148 г. у г. Кадмус крестоносцы вновь потерпели сокрушительное поражение от турок.
  • Летом 1148 г. на Коронном совете в Акре собрались главные участники похода и местная феодальная знать. Было принято решение о захвате Дамаска. Осада продолжалась пять дней. В это время к городу стали подходить мусульманские подкрепления. Крестоносцы отступили, потеряв множество людей. В начале августа армия была распущена.

Рис. 2. Второй крестовый поход на карте.

Во время осады Дамаска проявилась небывалая сила Конрада III, который разрубил противника мечом на две части.

Летом 1149 г. между Иерусалимом и Дамаском было заключено перемирие, что официально подтвердило окончание Второго крестового похода.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Осада Дамаска на миниатюре из “Хроники Эрнуля”.

Итоги Второго крестового похода

Грандиозный план отмщения мусульманам не принес никаких результатов.
Это произошло по следующим причинам:

  • недостаточная координация действий между Конрадом III и Людовиком VII;
  • взаимная враждебность Византии и крестоносцев в эти годы;
  • трудность пути и отсутствие снабжения армии.

Что мы узнали?

В середине XII века мусульмане стали постепенно отвоевывать у христиан территории на Востоке. В ответ на это был организован Второй крестовый поход 1147-1149 гг. Ему придавалось очень большое значение, но поставленная цель (взятие Эдессы) так и не была достигнута.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 103.


Княжество Антиохия
Иерусалимское королевство Мусульмане : Командующие Людовик VII
Нур ад-Дин Махмуд ибн Занги
Крестовые походы
1-й крестовый поход
Крестьянский крестовый поход
Германский крестовый поход
Норвежский крестовый поход
Арьергардный крестовый поход
2-й крестовый поход
3-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Альбигойский крестовый поход
Крестовый поход детей
5-й крестовый поход
6-й крестовый поход
7-й крестовый поход
Крестовые походы пастушков
8-й крестовый поход
Северные крестовые походы
Крестовые походы против гуситов
Крестовый поход на Варну

Второй крестовый поход состоялся в 1147-1149 годах.

Предпосылки

Малая Азия и государства крестоносцев, около 1140 года

Политика христианских правителей на Востоке преследовала ложную цель - уничтожение византийского господства в Азии и ослабление греческого элемента, на который естественно нужно было рассчитывать в деле уничтожения мусульман .

Такая политика привела к тому, что мусульмане, ослабленные и отодвинутые внутрь Азии, вследствие Первого крестового похода , снова усилились и начали из Месопотамии угрожать христианским владениям.

Один из наиболее сильных мусульманских эмиров , эмир Мосула Имад ад-Дин Занги , начал весьма серьёзно угрожать передовым княжествам. В 1144 году Занги произвел сильный натиск, который окончился взятием Эдессы и падением Эдесского княжества .

Это наносило весьма чувствительный удар всему восточному христианству: Эдесское княжество составляло форпост, о который разбивались волны мусульманских набегов, в Эдесском княжестве был оплот, защищавший весь христианский мир.

В то время, когда Эдесса пала под ударами мусульман, другие христианские княжества находились или в стесненном положении, или были заняты вопросами чисто эгоистического характера и поэтому как не могли подать помощи Эдесскому княжеству, так не в состоянии были заменить для христиан его значения.

Идеи Второго Крестового похода дошли не только до Франции, но и сами собой распространились в Германии, что вызвало волну антисемитских настроений. Бернарду Клервоскому пришлось лично явиться за Рейн , чтобы порицать священнослужителей, которые позволили появиться таким настроениям. Во время своего визита в Германию, накануне 1147 года , Конрад III приглашает Бернарда на празднование первого дня Нового года. После торжественной мессы Папа Римский произносит речь, которая убеждает германского императора принять участие во Втором Крестовом походе.

В первой битве (26 октября 1147 года), происшедшей в Каппадокии , близ Дорилея, немецкое войско, застигнутое врасплох, было разбито наголову, большая часть ополчения погибла или была взята в плен, весьма немногие вернулись с королем в Никею, где Конрад стал поджидать французов.

Почти в то самое время, когда Конрад потерпел страшное поражение, Людовик VII приближался к Константинополю. Происходили обычные столкновения между французским войском и византийским правительством. Зная симпатии между Людовиком VII и Рожером II, Мануил не считал безопасным продолжительное пребывание в Константинополе французов. Чтобы поскорее отделаться от них и понудить рыцарей к ленной присяге, царь Мануил употребил хитрость. Между французами был пущен слух, что немцы, переправившиеся в Азию, быстро подвигаются вперед, шаг за шагом одерживают блистательные победы; так что французам нечего будет делать в Азии. Соревнование французов было возбуждено; они требовали переправить их поскорее через Босфор. Здесь уже, на Азиатском берегу, французы узнали о несчастной участи немецкого войска; в Никее свиделись оба короля, - Людовик и Конрад, и решились продолжать путь вместе, в верном союзе.


Политика христианских правителей на Востоке преследовала ложную цель - уничтожение византийского господства в Азии и ослабление греческого элемента, на который естественно нужно было рассчитывать в деле уничтожения мусульман.

Такая политика привела к тому, что мусульмане, ослабленные и отодвинутые внутрь Азии, вследствие , снова усилились и начали из Месопотамии угрожать христианским владениям.

Один из наиболее сильных мусульманских эмиров, эмир Мосула Имад-эд-Дин Зенги, начал весьма серьёзно угрожать передовым княжествам.

В 1144 г. Зенги произвел сильный натиск, который окончился взятием Эдессы и падением Эдесского княжества.

Это наносило весьма чувствительный удар всему восточному христианству: Эдесское княжество составляло форпост, о который разбивались волны мусульманских набегов, в Эдесском княжестве был оплот, защищавший весь христианский мир.

В то время, когда Эдесса пала под ударами мусульман, другие христианские княжества находились или в стесненном положении, или были заняты вопросами чисто эгоистического характера и поэтому как не могли подать помощи Эдесскому княжеству, так не в состоянии были заменить для христиан его значения.

В Иерусалиме незадолго перед тем умер король Фульк, тот самый, который соединил интересы с интересами своих французских владений.

После его смерти во главе королевства стала вдова, королева , опекунша ; непокорность вассальных князей отняла у неё всякую возможность и средства даже для защиты собственных владений - Иерусалим находился в опасности и не мог подать помощи Эдессе.

Что касается Антиохии, то князь Раймунд завязал несчастную войну с Византией, кончившуюся для него полной неудачей, и таким образом также не мог подать помощи Эдессе.

И тем не менее, для поднятия нового крестового похода в Западной Европе не представлялось благоприятных условий.

В 1144 г. на римском престоле сидел папа римский Евгений III.

Ему предстояло бы, пользуясь властным положением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное: римский престол был жертвой партий, а авторитету церкви угрожало новое демократическое течение, которое возглавлял Арнольд Брешианский, который боролся против светской власти Папы.

Германский король Конрад III также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами.

Нельзя было надеяться, что Папа Римский или король примут на себя инициативу Второго крестового похода.

Во Франции королем был Людовик VII; рыцарь в душе, он чувствовал себя связанным с Востоком и был склонен предпринять крестовый поход. На короля, как и на всех его современников, оказывало сильное влияние то литературное движение, которое глубоко проникло во всю Францию и распространилось даже по Германии.

Людовик VII, прежде чем решиться на такой важный шаг, как поход в Святую землю, спросил мнения у аббата Сугерия, своего воспитателя и советника, который, не отговаривая короля от доброго намерения, посоветовал принять все меры, чтобы обеспечить должный успех предприятию.

Людовик VII пожелал узнать настроение народа и духовенства. Евгений III одобрил план короля и поручил святому Бернарду проповедь о крестовом походе, снабдив его воззванием к французскому народу.

В 1146 г. святой Бернард Клервоский присутствовал на государственном собрании в Везеле (Бургундия). Он сел рядом с королем Людовиком, надел на него крест и произнес речь, в которой приглашал вооружиться на защиту Гроба Господня против неверных.

Таким образом с 1146 г. вопрос о крестовом походе был решен с точки зрения французов. Южная и средняя Франция двинула многочисленную армию, которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам.

Идеи Второго Крестового похода дошли не только до Франции, но и сами собой распространились в Германии, что вызвало волну антисемитских настроений. Бернарду Клервоскому пришлось лично явиться за Рейн, чтобы порицать священнослужителей, которые позволили появиться таким настроениям.

Во время своего визита в Германию, накануне 1147 г., Конрад III приглашает Бернарда на празднование первого дня Нового года. После торжественной мессы Папа Римский произносит речь, которая убеждает германского императора принять участие во Втором Крестовом походе.

Решение Конрада III участвовать во Втором крестовом походе отозвалось весьма живо во всей германской нации. С 1147 года и в Германии началось такое же одушевленное общее движение, как и во Франции.

Начало похода

Французская нация, во главе со своим королем, выставила значительные силы. Как сам король Людовик VII, так и феодальные французские князья выказали много сочувствия делу Второго крестового похода; собрался отряд численностью до 70 тысяч.

Цель, которую предстояло достигнуть Второму крестовому походу, была ясно намечена и строго определена. Задача его состояла в том, чтобы ослабить муссульского эмира Зенги и отнять у него Эдессу.

Эту задачу успешно выполнило бы и одно французское войско, состоявшее из хорошо вооруженной армии, которая по пути увеличилась вдвойне приставшими добровольцами. Если бы крестоносное ополчение 1147 г. состояло из одних французов, оно направилось бы другим путем, более кратким и более безопасным, чем тот, который оно избрало под влиянием германцев.

Французы в политической системе той эпохи представляли нацию, совершенно обособленную, которая своими ближайшими интересами склонялась к Италии. Сицилийский король Рожер II и французский король находились в близких отношениях.

Вследствие этого для французского короля всего естественнее было избрать путь через Италию, откуда он мог, воспользовавшись норманнским флотом и также флотом торговых городов, которые явились такими энергичными помощниками в Первом крестовом походе, удобно и скоро прибыть в Сирию.

Кроме того, путь через южную Италию имел за собой ещё то преимущество, что к ополчению мог присоединиться и сицилийский король. Людовик VII, снесшись с Рожером II, готов был двинуться через Италию.

Когда поднялся вопрос о пути и средствах движения, германский король предложил избрать тот путь, которым шли и первые германские крестоносцы, - на Венгрию, Болгарию, Сербию, Фракию и Македонию.

Германцы настаивали на том, чтобы и французский король двинулся этим путем, мотивируя свое предложение тем, что лучше избегать разделения сил, что движение через владения союзного и даже родственного с германским королем государя вполне обеспечено от всякого рода случайностей и неожиданностей и что с византийским царем начаты по этому вопросу переговоры, в благоприятном результате которых Конрад не сомневался.

Летом 1147 г. началось движение крестоносцев через Венгрию; Конрад III шёл впереди, месяцем позже шёл за ним Людовик.

Рожер II Сицилийский, который ранее не заявлял намерения участвовать во Втором крестовом походе, но который однако не мог оставаться равнодушным к исходу его, потребовал от Людовика исполнения заключенного между ними договора - направить путь через Италию. Людовик долго колебался, но уступил союзу с германским королем.

Рожер II понял, что если он теперь не примет участия в походе, то положение его станет изолированным. Он снарядил корабли, вооружился, но не для того, чтобы оказать помощь общему движению. Он начал действовать сообразно норманнской политике относительно Востока: сицилийский флот стал грабить острова и приморские земли, принадлежащие Византии, берега Иллирии, Далмации и южной Греции.

Опустошая византийские владения, сицилийский король завладел островом Корфу и в то же время, чтобы с успехом продолжать свои морские операции против Византии и чтобы обеспечить себя со стороны африканских мусульман, заключил с последними союз.

По ходу движения в Святую землю крестоносцы грабили территории, которые лежали на их пути, нападали на местных жителей.

Византийский император Мануил I Комнин боялся, что Конраду III не удастся обуздать буйную и непокорную толпу, что эта толпа, жадная к наживе, может начать в виду Константинополя грабежи и насилия и вызовет серьёзные смуты в столице. Поэтому Мануил старался отстранить крестоносное ополчение от Константинополя и советовал Конраду переправиться на азиатский берег Галлиполи.

Но крестоносцы силой пробились к Константинополю, сопровождая свой путь грабежами и насилиями.

В сентябре 1147 г. опасность для Византии со стороны крестоносцев была серьёзна: у стен Константинополя стояли раздраженные германцы, предававшие все грабежу; через две-три недели нужно было ожидать прибытия французских крестоносцев; соединенные силы тех и других могли угрожать Константинополю серьёзными неприятностями.

В то же время до византийского царя доходили известия о взятии Корфу, о нападениях норманнского короля на приморские византийские владения, о союзе Рожера II с египетскими мусульманами.

Проход через Византийскую империю

Под влиянием грозившей со всех сторон опасности Мануил сделал шаг, который в самом корне подрывал предположенные Вторым крестовым походом задачи и цели, - он заключил союз с турками-сельджуками; правда, это не был союз наступательный, он имел целью обезопасить империю и пригрозить латинянам на случай, если бы последние вздумали угрожать Константинополю.

Но тем не менее этот союз имел весьма важное значение в том отношении, что он давал понять сельджукам, что им придется считаться только с одним западным ополчением.

Заключая этот союз с иконийским султаном, Мануил давал понять, что он не смотрит на сельджуков как на врагов. Оберегая свои личные интересы, он умывал руки, предоставляя крестоносцам действовать на собственный риск собственными силами и средствами.

Таким образом против крестового ополчения составилось два христианско-мусульманских союза: один - прямо враждебный крестоносному ополчению - это союз Рожера II с египетским султаном; другой - союз византийского царя с иконийским султаном - был не в интересах крестового похода. Все это было причиной тех неудач, которыми закончился Второй крестовый поход.

Мануил поспешил удовлетворить Конрада и перевез немцев на противоположный берег Босфора. Крестоносцы дали себе первый отдых в Никее, где произошли уже серьёзные недоразумения.

15-тысячный отряд отделился от немецкого ополчения и на собственный страх направился приморским путем к Палестине. Конрад с остальным войском избрал тот путь, которого держалось первое крестоносное ополчение, - через Дорилей, Иконий и Гераклею.

В первой битве (26 октября 1147 г.), происшедшей в Каппадокии, близ Дорилея, немецкое войско, застигнутое врасплох, было разбито наголову, большая часть ополчения погибла или была взята в плен, весьма немногие вернулись с королем в Никею, где Конрад стал поджидать французов.

Почти в то самое время, когда Конрад потерпел страшное поражение, Людовик VII приближался к Константинополю. Происходили обычные столкновения между французским войском и византийским правительством. Зная симпатии между Людовиком VII и Рожером II, Мануил не считал безопасным продолжительное пребывание в Константинополе французов. Чтобы поскорее отделаться от них и понудить рыцарей к ленной присяге, царь Мануил употребил хитрость.

Между французами был пущен слух, что немцы, переправившиеся в Азию, быстро подвигаются вперед, шаг за шагом одерживают блистательные победы; так что французам нечего будет делать в Азии. Соревнование французов было возбуждено; они требовали переправить их поскорее через Босфор. Здесь уже, на Азиатском берегу, французы узнали о несчастной участи немецкого войска; в Никее свиделись оба короля, - Людовик и Конрад, и решились продолжать путь вместе, в верном союзе.

Так как путь от Никеи до Дорилея был покрыт трупами и облит христианской кровью, оба короля желали избавить войско от тяжелого зрелища и потому отправились обходным путем, на Адрамитий, Пергам и Смирну. Путь этот был чрезвычайно трудный, замедлявший движение войска; выбирая этот путь, короли надеялись встретить здесь менее опасностей со стороны мусульман. Надежды их однако не оправдались: турецкие наездники держали в постоянном напряжении крестоносную армию, замедляли путь, грабили, отбивали людей и обозы.

Кроме того, недостаток съестных припасов и фуража заставил Людовика бросить массу вьючных животных и багажа.

Французский король, не предвидя всех этих затруднений, взял с собой многочисленную свиту; поезд его, в котором участвовала и его супруга Элеонора, был в высшей степени блистательный, пышный, не соответствовавший важности предприятия, соединенного с такими затруднениями и опасностями.

Крестоносное ополчение двигалось очень медленно, теряя на своем пути массу людей, вьючного скота и багажа.

Провал похода

В начале 1148 г. оба короля прибыли в Эфес с жалкими остатками войска, тогда как при переправе ополчения через Босфор византийцы, очевидно преувеличенно, насчитывали его до 90 тысяч.

В Эфесе короли получили от византийского императора письмо, в котором последний приглашал их в Константинополь отдохнуть. Конрад отправился морским путём в Константинополь, а Людовик, с большим трудом добравшись до приморского города Анталии, выпросил у византийского правительства кораблей и с остатками войска в марте 1148 г. прибыл в Антиохию.

В итоге громадные армии королей растаяли под ударами мусульман; а короли, - французский и немецкий, соединившиеся для одной цели, скоро разошлись и стали преследовать противоположные задачи.

Раймунд Антиохийский принял французов очень радушно: последовал ряд празднеств и торжеств, в которых французская королева Элеонора Аквитанская играла первенствующую роль.

Не замедлила проявиться интрига, которая не осталась без влияния на общий ход дел: Элеонора вступила в связь с Раймундом. Само собою разумеется, Людовик чувствовал себя оскорблённым, униженным, он потерял энергию, воодушевление и охоту вести начатое дело.

Но были обстоятельства, которые ещё хуже отозвались на деле Второго крестового похода. Пребывание Конрада III в Константинополе в зиму 1147/48 гг. сопровождалось охлаждением между ним и византийским императором.

Весной 1148 г. Конрад отправился из Константинополя в Малую Азию, но только не в Антиохию для соединения с французским королём, а прямо в Иерусалим. Как для Раймунда, так и для Людовика было в высшей степени неприятно известие, что Конрад оставил задачи крестового похода и предался интересам Иерусалимского королевства.

Балдуин III, король Иерусалима, побудил Конрада стать во главе войска, которого Иерусалимское королевство могло выставить до 50 тысяч, и предпринять поход против Дамаска. Это предприятие следует считать в высшей степени неверным и ошибочным, да оно и не входило в виды второго крестового похода.

Движение против Дамаска в интересах Иерусалимского королевства окончилось весьма печальными результатами. В Дамаске, правда, находилась довольно грозная сила, но весь центр тяжести мусульманского Востока, вся сила и опасность для христиан сосредоточивалась в это время не в Дамаске, а в Мосуле.

Эмир мосульский Зенги, а не кто другой завоевал Эдессу и угрожал остальным христианским владениям. После смерти Зенги в Мосуле сидел сын его Нур ад-Дин Махмуд, который приобрёл весьма крупную, хотя и печальную известность в восточных христианских летописях, как самый непримиримый и грозный враг Антиохии и Триполи. Само собою разумеется, что если его не ослабили в 1148 г., он впоследствии мог сделаться грозной, роковой силой для всего восточного христианства.

В Иерусалиме этого не поняли. Немецкий король стал во главе 50-тысячной армии и направился против Дамаска.

Это вызвало антихристианскую коалицию: эмир Дамаска заключил союз с Нур ад-Дином. Политика христиан на Востоке в данное время, когда у них не было значительных военных сил, должна была быть очень осторожной: входя в борьбу с каким бы то ни было мусульманским центром, христиане должны были бить наверное, чтобы не поднимать против себя коалиций со стороны мусульман.

Между тем Конрад и Балдуин III шли с закрытыми глазами и не озаботились ознакомиться с местными условиями. Дамаск оказался укреплённым сильными стенами и защищённым значительным гарнизоном; осада Дамаска требовала продолжительного времени и значительных усилий. Христианское войско направило свои силы против той части города, которая казалась более слабой.

Между тем в лагере распространились слухи, что с севера на выручку Дамаска идёт Нур ад-Дин. Конрад с горстью немцев не терял надежды на сдачу Дамаска. Но в лагере христиан составилась измена, которая, впрочем, ещё недостаточно выяснена, хотя о ней упоминается у многих летописцев.

Будто бы Иерусалимский король, патриарх и рыцари, подкупленные золотом мусульман, распространили слухи, что Дамаск непобедим с той стороны, с которой подошли к нему крестоносцы. Вследствие этого осаждающие перешли на другую сторону города, которая была действительно неприступна. Проведя довольно продолжительное время в бесполезной осаде, угрожаемые с севера Нур ад-Дином, христиане должны были отступить от Дамаска, не достигнув ничего.

Эта неудача тяжело отозвалась на рыцарском короле Конраде и на всём войске. Не было охотников продолжать дело Второго крестового похода, то есть идти дальше на север и в союзе с Антиохией вести войну против главного врага - эмира мосульского.

Энергия и рыцарский энтузиазм Конрада ослабли, и он решил вернуться на родину. Осенью 1148 г. на византийских кораблях он прибыл в Константинополь, а оттуда в начале 1149 г. возвратился в Германию, не сделав, в сущности, ничего для дела христиан на Востоке, а, напротив, обесславив себя и немецкую нацию.

Людовик VII, как человек молодой, с большим рыцарским энтузиазмом, не решился, подобно Конраду, бросить так скоро начатого им дела. Но в то же время, при затруднительности положения, он не решился на энергичные меры.

В его свите нашлись лица, которые не считали выполненной задачу крестового похода и, считая возвращение назад делом унизительным для рыцарской чести, советовали ему оставаться в Антиохии и ждать подкрепления, то есть прибытия новых сил с Запада для выручки Эдессы.

Но были и такие, которые, указывая на пример Конрада, уговаривали короля возвратиться на родину; Людовик VII поддался влиянию последних и решился возвратиться. В начале 1149 г. он на норманнских кораблях переправился в южную Италию, где имел свидание с норманнским королем и осенью 1149 г. прибыл во Францию.

Фотогалерея





На Востоке происходили резкие столкновения между немцами и французами.

Немецкое войско в глазах других наций было принижено своими роковыми неудачами. Уже после поражения Конрада III немцы служили предметом насмешек для французов; следовательно, Второй поход показал, что совместные действия французов и немцев на будущее время невозможны.

Этот поход обнаружил также рознь между палестинскими и европейскими христианами.

Для восточных христиан 50-летнее пребывание в среде мусульманского влияния не прошло бесследно в культурном отношении.

Таким образом, между поселившимися в Азии европейцами и прибывавшими сюда из Европы новыми крестоносцами обнаружилась принципиальная рознь; они взаимно стали не понимать друг друга. Меркантильный характер, подкуп, распущенность, разврат сделались отличительной чертой нравов палестинских христиан.

Неудача Второго крестового похода сильно отозвалась на французской нации, в памяти которой долго сохраняется отзвук этой неудачи. Она должна была лечь пятном на чести церкви, в особенности она подорвала авторитет св. Бернарда, а также и папы: Бернард поднял массы народа, он называл крестовый поход делом, угодным Богу, предсказывал хороший исход.

После позорных неудач поднялся сильный ропот против Бернарда: Бернард не пророк, говорили, а лжепророк; а папа, давший свое благословение, не представитель церкви, а антихрист. Папа сваливал всю ответственность на Бернарда, последний говорил, что он действовал по приказанию папы.

В высшей степени интересна тенденция, возникающая к этому времени среди романских народов: стали взвешивать, особенно французы, обстоятельства Первого и Второго походов, стали доискиваться, какие были недостатки их организации и причины неуспеха.

Вывод был простой: нельзя достигнуть цели походов потому, что на дороге стояло схизматическое византийское царство, сначала нужно уничтожить это препятствие.

Эта тенденция, возникающая в середине XII века, приобретала затем все более и более сторонников на Западе. Благодаря постепенному распространению этой идеи в массы народа, Четвёртый крестовый поход, в котором участвовали венецианцы, норманны и частью французы, направился не прямо на Восток, а на Константинополь и достиг блистательного результата: он кончился взятием Константинополя и превращением Византии в латинскую империю.

Результатом Второго похода был огорчен в особенности молодой Людовик VII. Возвратившись на родину, Людовик пришёл к сознанию необходимости поправить свою ошибку, смыть пятно со своего имени.

Составлен был собор, на котором снова подвергся обсуждению вопрос о новом походе и, что очень удивительно, нашлась опять масса людей, которые, объятые религиозным энтузиазмом, вновь готовы были идти в Святую землю.

Случилось нечто ещё более удивительное: на собор явился и святой Бернард и стал говорить, что предстоящий поход будет уже удачен. На соборе стали раздаваться голоса, что недавний поход был неудачен потому, что не поставили во главе его св. Бернарда.

Явилось предложение поручить ему ведение нового похода. Папа принял весть об этом без сочувствия. Он назвал самого Бернарда безумцем, а в официальном документе характеризовал подобное отношение к делу как глупость. После этого и Людовик несколько охладел к задуманному походу.

Из детальных черт нужно указать ещё два момента, относящиеся ко Второму крестовому походу, которые показывают, что в 1149 г. религиозная идея похода совершенно отступает на задний план.

Если во время Первого крестового похода в некоторых князьях ещё было видно религиозное воодушевление, то теперь оно совершенно падает. К эпохе Второго крестового похода относятся два похода, стоящие совершенно отдельно от главного движения.

Когда началось движение в Святую землю во второй раз, некоторые северогерманские князья, как Генрих Лев, Альбрехт Медведь и другие, сообразили, что не имеют надобности искать борьбы с неверными на отдаленном Востоке, что рядом с ними есть масса вендов, языческих народов славянского происхождения, которые до сих пор не принимали к себе христианских проповедников.

Северогерманские князья обратились в Рим, и папа разрешил им направить свое оружие против славян. Ближайшие лица, — Генрих Лев и Альбрехт Медведь, — были местные графы, князья саксонские. Задача саксонского племени, начиная с Карла Великого, заключалась в культурной и религиозной экспансии на славянские племена, между Эльбой и Одером.

Трудно сказать, чтобы эта борьба, велась исключительно в интересах религиозных. Она имела в виду также и цели чисто экономического характера: саксонские князья стремились приобрести новые земли для колонизации и тем способствовать распространению немецкого элемента на Востоке.

Раз земля завоевана, является правитель области — маркграф, являются миссионеры и колонисты.

Альбрехт Медведь был маркграфом Бранденбурга, возникшего на славянских землях. Для похода на славян составилась армия, доходившая до 100 тысяч человек.

Представителем вендских славян был в то время князь бодричей Никлот, который мог оказать немцам лишь слабое сопротивление.

Результатом похода, одобренного церковью, сопровождавшегося страшными жестокостями, убийствами и грабежом, было то, что немцы приобрели ещё более прочное положение в славянских землях. Второй момент, о котором мы упомянули, заключается в следующем.

Часть норманнских, французских и английских рыцарей была занесена бурею в Испанию. Здесь они предложили Альфонсу, португальскому королю, свои услуги против мусульман и в 1147 г. захватили Лиссабон.

Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска.

(1096-1099) в Святую землю, в Палестине возникли христианские государства. Самым северным из них было Эдесское графство, основанное в 1098 году. Это государственное образование оказалось наиболее слабым и наименее населённым. Мусульмане регулярно нападали на него, и только союз с Византией и поддержка Иерусалимского королевства спасали графство от уничтожения.

Однако к 1144 году политическая ситуация резко ухудшилась, так за год до этого умерли надёжные союзники – византийский император Иоанн II Комнин и иерусалимский король Фульк Анжуйский. Эти смерти оставили графство без надёжных покровителей. Этим воспользовался Имад ад-Дин Занги – эмир Мосула (город на реке Тигр). Он собрал войско и окружил город Эдессу. Столица графства пала через месяц. После этого Занги стали восхвалять в исламском мире как защитника веры, а территория графства постепенно была захвачена мусульманами, и в 1146 году Эдесса перестала существовать как христианское государство.

Падение Эдессы вызвало глубокую озабоченность в христианском мире. Римский папа Евгений III призвал рыцарей Западной Европы совершить Второй крестовый поход (1147-1149) и вернуть захваченные мусульманами земли. На призыв понтифика откликнулись французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Во Франции и Германии началась активная пропаганда нового похода против магометан, и вскоре были собраны внушительные военные силы, способные успешно противостоять воинам Аллаха.

Надо сказать, что в то время исламские силы состояли из небольших отрядов профессиональных воинов. Общее их количество было небольшим. В Государстве Сельджуков, которое было крупнейшим, насчитывалось не более 10 тыс. воинов. Другие сирийские государства имели гораздо меньшие вооружённые силы. Их основу составляли мамлюки – люди, которых с детства готовили к войне. Благодаря мамлюком, количество компенсировалось качеством, так как те были блестяще подготовлены и экипированы. В случае войны также призывались ополченцы, но они не являлись настоящими воинами и не обладали должной дисциплиной.

Во Второй крестовый поход из Германии отправилось 2 тыс. рыцарей. Под знамя французского короля встало 700 рыцарей. В Иерусалимском королевстве в то время было 550 рыцарей и 6 тыс. пехотинцев. Силы сравнительно небольшие. Но когда европейские крестоносцы двинулись в поход, то к ним стали присоединяться добровольцы из крестьян, разбойников горожан, и общая численность воинов Христа выросла в несколько раз.

Германский император Конрад III считался храбрым рыцарем. Однако современники отмечали его нерешительность в критические моменты. Французский король Людовик VII слыл набожным христианином. Это был чувствительный и романтичный человек. Он больше любил свою жену Элеонору Аквитанию, чем войну и политику. То есть нельзя говорить об идеальных военных качествах этих людей, возглавивших очередной поход христиан в Святую Землю.

В феврале 1147 года французы и германцы встретились в Этампе, чтобы обсудить маршрут Второго крестового похода. Немцы предложили идти по суше через Венгрию, Болгарию, Македонию, то есть тем же путём, каким шли крестоносцы Первого крестового похода. Что же касалось морского пути через Италию, который предложили французы, то Конрад III категорически отказался, так как у него были очень плохие отношения с Сицилийским королевством. Французский король под давлением германцев согласился идти по суше, хотя многие его подданные ратовали за морское путешествие.

Второй крестовый поход на карте. Красной линией показаны французские и немецкие крестоносцы, идущие в Святую Землю, а синей линией показан отход воинов Христа обратно

В мае месяце 1147 года германцы выступили в поход, а через месяц вслед за ними пошли французы. Германские крестоносцы по ходу движения занимались грабежами и разбоем. Когда это воинство в количестве 20 тыс. человек прибыло в Византию, её правитель Мануил I Комнин вывел против него свою армию, чтобы обеспечить порядок и безопасность жителей империи. Это спровоцировало вооружённые стычки между воинами Христа и византийцами.

В начале сентября германцы собрались у стен Константинополя, ожидая французов. Но неуправляемая масса вооружённых людей напугала византийского императора. Он на всякий случай заключил тайный союз с сельджуками и уговорил германского императора отправиться в Малую Азию, не дожидаясь французов.

На землях Малой Азии Конрад III разделил своё войско на 2 части. Один отряд отправился вдоль побережья в Палестину, а второй отряд во главе с императором двинулся тем же путём, каким шли рыцари Первого крестового похода – в глубине полуострова через Дорилей, Иконию, Гераклею. Это стало фатальной ошибкой. Отряд, который возглавлял император, был почти полностью уничтожен сельджуками в конце октября 1147 года в битве при Дорилее в Каппадокии. Остатки воинства вернулись на северо-запад полуострова в Никею, где стали ждать французов.

Второй германский отряд под командованием сводного брата императора Отто из Фрайзинга добрался до побережья Средиземного моря, где попал в засаду в середине ноября 1147 года. В этом сражении большая часть рыцарей либо погибла, либо попала в плен. Остатки этого воинства были разбиты в начале 1148 года. А вот сам сводный брат сумел добраться до Иерусалима, и вернулся в Баварию то ли в 1148, то ли в 1149 году.

Германские крестоносцы потерпели полный крах, но оставались ещё французские воины Христа. Эти участники Второго крестового похода оказались возле Константинополя в октябре месяце 1147 года, когда германцы были разбиты в Каппадокии. Византийский император опять постарался как можно быстрее избавиться от новых крестоносцев, так как те мало чем отличались от своих предшественников.

Встреча европейских монархов произошла в Никеи, и они решили вместе продолжить поход. Но выбрали не тот путь, каким до этого шёл Конрад III, а пошли маршрутом Отто из Фрайзинга через Пергам и Смирну. В декабре крестоносцы добрались до Эфеса, всё время отражая нападения мусульман. В Эфесе германский император заболел и отбыл в Константинополь, где был встречен византийским императором, а Людовик VII продолжил поход с оставшимися немцами и французами.

Надо сказать, что эта часть пути до Лаодокии была успешной, так как крестоносцы нанесли несколько ощутимых поражений магометанам. И всё же воины Христа с большим трудом добрались до Анталии, где часть воинства во главе с королём села на суда и в марте 1148 года оказалась в Антиохии. Остальным крестоносцам пришлось добираться туда по суше, отбиваясь от мусульман и умирая от болезней.

Пока Людовик VII отдыхал в Антиохии, Конрад III весной 1148 года прибыл из Константинополя в Иерусалим, чем вызвал недовольство французского короля, так как последний посчитал, что его германский союзник предал общие интересы. И действительно, император ввязался в военную компанию против Дамаска, которая закончилась полным провалом. После этого Конрад III отбыл в Константинополь, а оттуда в начале 1149 года вернулся на родину. Таким образом, Второй крестовый поход для германцев закончился.

Что касается Людовика VII, то он продолжал сидеть в Антиохии, не зная, что делать. С одной стороны, он не мог бросить дело Господне, а с другой стороны не решался продолжить военные действия. Окружающие его рыцари тоже не имели единого мнения. Одни ратовали за продолжение крестового похода, а другие хотели вернуться домой во Францию. В конце концов, король решил оставить Латинский восток. Он отплыл от берегов, не принёсших ему славу, в феврале 1149 года. Поздней осенью того же года Людовик VII прибыл в родные французские земли.

Так бесславно и бездарно закончился Второй крестовый поход. Он усилил и сплотил мусульманский Восток и ослабил христиан. Пятно позора пало и на католическую церковь, которая в трудную годину не смогла воодушевить свою паству на благородные подвиги во имя Христа. Была подорвана и идея бескорыстных благочестивых крестовых походов. Всё это негативно сказалось впоследствии, когда пришёл черед новых военных компаний в Святую Землю .

Таким образом, результаты данного похода можно считать ничтожными. Мусульмане не только не были ослаблены, а, напротив, нанося христианам одно поражение за другим, уничтожая целые крестоносные армии, получили большую уверенность в собственных силах, энергия их увеличилась, у них зародились надежды на уничтожение христианства в Малой Азии.

Немецкое войско в глазах других наций было принижено своими неудачами.

позорные неудачи на Бернарда, последний говорил, что он действовал по приказанию папы.

Также, среди европейских держав стало расти ощущение того, что главной причиной неудач является стоящее на пути крестоносцев Византийское государство. Зародилась мысль об уничтожении этой империи, что в полной мере проявит себя во время IV крестового похода (о котором будет написано ниже).

Третий крестовый поход

Предпосылки. Потеря Иерусалима

Саладин (собственно Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб) по смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть атабека Нур ад-Дина. По смерти последнего (1174 ) он подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана.

В это время в Иерусалиме правил молодой король Балдуин IV . Несмотря на тяжелую болезнь - проказу - он успел показать себя мудрым и дальновидным полководцем и дипломатом. При нём установилось некоторое равновесие между Иерусалимом и Дамаском. И Балдуин, и Саладин старались избегать решительных сражений. Однако, предвидя скорую смерть короля, при дворе Балдуина нарастали интриги могущественных баронов, самыми влиятельными из которых были Ги де Лузиньян и Рено де Шатильон. Они представляли радикальную партию, требовавшую непременно покончить с Саладином.

В 1185 году Балдуин умер. Ги де Лузиньян женился на его сестре Сибилле и стал королём Иерусалима. Теперь при содействии Рено де Шатильона он начал откровенно провоцировать Саладина на генеральное сражение. Нападение Рено на караван, в котором находилась сестра Саладина, стало поводом для выступления мусульман.

В июле 1187 года Саладин взял Тивериаду и нанёс христианам, занявшим высоты Хаттина (около Тивериады), страшное поражение.

Король Иерусалимский Ги де Лузиньян, его брат Амори, Рено де Шатильон и множество рыцарей попали в плен. Затем Саладин овладел Акрой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами.2 октября 1187 года его войска вступили в Иерусалим.

Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия. Между тем король Ги, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акры. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к 3-му крестовому Походу. Прежде других двинулись флоты ломбардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую

армию. Между крестоносцами и греками не обошлось без враждебных действий: греки заключили союз с Саладином.

Подготовка к походу

Вести о захвате Иерусалима дошли на Запад не сразу, до 1188 года никакой реакции в стане христиан не наблюдается. Первой об этом узнали в Италии. Мириться с такой потерей папа римский не мог. Поэтому невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа поддержал идею нового крестового похода.

Дабы привлечь как можно большее количество воинов из всех сословий, он сделал распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов.

В нем принимали участие три коронованные особы - император германский Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский - Ричард Львиное Сердце.

Введённый в Англии и Франции налог под названием “Саладинова десятина”, распространявшийся в том числе и на духовенство, к удивление был довольно успешно собран и дал значительные средства для похода.

Выступление в поход

В 1190 году короли выступили в поход.

Добравшись до Сицилии, англо-французское войско провело осень и зиму в Сицилии до весны 1191 года (т.к. переправлять морским путём такую армию было крайне затруднительно, в силу погодных условий).

Далее, флот Ричарда, в составе которого находилась и его сестра, попал в бурю и был выброшен на берега Кипра. Местный узурпатор Исаак Комнин взял девушку в плен, разграбил её роскошные багажи. Ричард объявил войну Комнину и быстро одержал верх. Вскоре туда прибыл титулярный король (он не был королём фактически – не имел земель) Иерусалима Ги де Лузиньян. Ричард, понимая, что долго Кипр ему не удержать (слишком далеко от Англии) продал ему этот остров.

Побуждаемый Ги де Лузиньяном, Ричард отплыл с Кипра и присоединился к осаде Акры. Сама идея осады Акры была в высшей степени непрактична и прямо бесполезна. Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего крестового похода: имея такие приморские города как Антиохия, Триполи и Тир, которые могли обеспечивать им сообщение с Западом, они бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, бесполезного, которым хотели наградить Ги де Лузиньяна.

Немецкое наступление Фридриха Барбароссы

Узнав о положении дел на Востоке, Фридрих I начал готовиться к крестовому походу. Он отправил посольства к византийскому императору, к иконийскому султану и к самому Саладину. Отовсюду были получены благоприятные ответы, ручавшиеся за успех предприятия. Если бы в осаде Акры участвовал Фридрих Барбаросса, ошибка со стороны христиан была бы им устранена. Дело в том, что Саладин обладал отличным флотом, который доставлял ему из Египта все припасы, а войска шли к нему из Месопотамии. При таких условиях Саладин мог успешно выдержать самую продолжительную осаду приморского города. Вот почему все сооружения западных инженеров, башни и тараны, оказались бесполезными в осаде Акры. Очевидно, что войну нужно было вести внутри Азии, ослаблять силы Саладина внутри страны, Лишая его источников пополнения живой силы и ресурсов.

24 мая 1189 года император Фридрих I Барбаросса вступил в пределы Венгрии. Через пять недель крестоносцы были уже на границе владений византийского императора.

Переправа крестоносцев через Босфор началась 25 марта 1190 года. Путь Фридриха шел по западным областям Малой Азии, частью разоренным вследствие войн с сельджуками, частью занятым этими последними. Тюркские отряды беспокоили крестоносцев и заставляли их постоянно быть настороже. Главная проблема немецкого войска – нехватка провизии и корма для вьючных животных – вскоре была решена - мае они подошли к Иконии и одержали значительную победу над сельджуками, получив при этом много добычи, в том числе и провианта. Но в Киликии немецкое войско постигло несчастье, поставившее “крест” на всём дальнейшем походе. 9 июня , при переходе через горную реку Салеф, Фридрих был увлечён потоком и захлебнулся.

Часть немецкого отряда отказалась от продолжения похода и возвратилась морским путем в Европу, часть, под предводительством герцога Фридриха Швабского, вступила в антиохийское княжество и осенью 1190 года эти жалкие остатки соединились с христианским войском под Акрой, где им не пришлось играть важной роли.

Осада Акры

Разногласия в стане христианских вождей (к коим присоединился Леопольд V герцог Австрийский) привели к тому, что огромная и хорошо подготовленная объединённая армия никак не могла взять город. Лишь в июле Акра была доведена до истощения, и гарнизон начал договариваться о сдаче. Со стороны христиан были предложены слишком суровые условия: христиане потребовали сдачи Акры, мусульманский гарнизон города

получит свободу только тогда, когда христианам будут возвращены Иерусалим и другие завоеванные Саладином области. Также Саладин должен был выдать 2 тысячи заложников из знатных мусульман. Саладин, по-видимому, соглашался на все эти условия.

12 июля 1191 года Акра была сдана христианам. Герцог Австрийский Леопольд V , завладев одной из стен города, выставил австрийское знамя: Ричард велел сорвать его и заменить своим. С этого момента Ричард приобрел себе в лице Леопольда V непримиримого врага.

Во время осады Акры бременские и любекские купцы по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время Первого крестового похода, устроили на свои средства братство, которое имело целью оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под свое покровительство и исходатайствовал в его пользу папскую грамоту. Это учреждение впоследствии получило военизированный характер и известно под именем Тевтонского ордена.

Наступление на Иерусалим

После долгого пути через пустыню, без воды, в тяжёлый раскалённых солнцем доспехах, крестоносное воинство было крайне измотано. Долгая осада Иерусалима дала смехотворные результаты – лишь часть города была в руках христиан. Ричард понимал, что им не хватит сил и попросил перемирия, на что Саладин ответил отказом. Он согласился только на одно условие - армии европейцев уходят, и паломникам разрешается посещать Гроб Господень.

Окончание похода

Ричард, оставаясь в Акре, ожидал исполнения со стороны Саладина остальных пунктов мирного договора. Саладин отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. Тогда Ричард велел заколоть до 2 тысяч знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Саладин не замедлил ответить тем же.

Показав себя скорее мечтательным рыцарем, нежели талантливым полководцем, не решаясь идти на Иерусалим и просто стоя в ожидании со своим войском, английский король приобрёл дурную репутацию на Востоке. Оставаясь далее в Азии, он рисковал потерять свою корону и поэтому заключил 1 сентября 1192 года договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не возвращен. Саладин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам. Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые,

само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих.

В октябре 1192 года Ричард оставил Сирию. После долгих колебаний он решился высадиться в Италии, откуда предполагал пробраться в Англию. Но в Европе его уже поджидали нажитые походом враги. В Австрийском герцогстве он был узнан, схвачен и заключен герцогом Леопольдом V в тюрьму, где содержался около двух лет . Только под влиянием римского папы и сильного возбуждения английской нации, он получил свободу. За его свободу Англия заплатила Леопольду V до 23 тонн серебра.

Четвёртый крестовый поход

Предпосылки/подготовка

В 1198 году христиане предприняли несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Папа Иннокентий III хотел стать во главе Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима. Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, он начал сбор средств.

В своем послании папа обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества. Оно привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свое положение за счет похода.

Поскольку крупное рыцарство и короли были заняты локальными войнами, полагаться приходилось в основном на мелких феодалов. Для этого на рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю. Как итог - к походу удалось привлечь 200 000 воинов и собрал огромные денежные средства.

Взятие Константинополя

Организаторы Четвертого крестового похода приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил византийскому императору послание, в котором побуждал его к участию в походе и напоминал о необходимости восстановления церковной унии, что означало прекращение самостоятельного существования греческой церкви. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными.

Уже тогда стали зреть планы по превращению Византии в главную цель похода. Постепенно возникло и идеологическое обоснование такого похода. В среде руководителей крестоносцев все настойчивее велись разговоры о том, что их неудачи объясняются действиями Византии.

Главными аргументами были слухи о несметной добыче, которую сулил захват столицы, и обвинения в том, что византийцы заключают направленные против государств крестоносцев союзы с правителями турок-сельджуков Малой Азии.

Первоначальный план Четвертого крестового похода, предусматривавший организацию морской экспедиции на венецианских судах в Египет, был изменен: крестоносное войско должно было двинуться к столице Византии. Поводом для нападения послужила просьба о помощи Алексея, сына императора Исаака II из династии Ангелов. В результате переворота, тот был ослеплён и брошен в темницу. За щедрое вознаграждение крестоносцы были готовы выполнить роль эдаких “борцов за справедливость”, в лице законного правителя.

Заключив в 1187 г. союз с Венецией, византийские императоры свели свои военные силы на море до минимума, полагаясь на союзников. Поэтому, когда в июне 1203 г. к византийской столице подошли суда с крестоносцами, город был лишён своей основной оборонительной силы. Оставалось полагаться только на крепостные стены.

17 июля войска Алексея III (брата низложенного Исаака II ) практически капитулировали перед крестоносцами после захвата ими двух десятков башен на крепостных стенах. За этим последовало бегство Алексея III из Константинополя. В течении 5 месяцев продолжалось совместное правление отца и сына (на кандидатуре последнего настояли крестоносцы по причине его денежных обязательств). Пытаясь собрать обещанные деньги, Алексей обложил население непомерными налогами.

Положение в столице делалось все более напряженным. Появились признаки зреющего мятежа. В январе 1204 г. народ стал требовать избрания нового императора. Исаак II обратился за помощью к крестоносцам, но его намерения выдал народу один из сановников - Алексей Мурзуфл. В городе начался бунт, который закончился избранием Алексея Мурзуфла императором.

В начале весны 1204 г., предводители крестоносцев и представители Венеции заключили договор о разделе территорий Византии, который предусматривал и захват Константинополя.

Крестоносцы решили штурмовать город со стороны Золотого Рога, у Влахернского дворца. Католические священники, состоявшие при войсках крестоносцев, всячески поддерживали их боевой дух. Они внушали воинам мысли о богоугодности грядущего предприятия, отпускали грехи.

9 апреля крестоносцам удалось ворваться в Константинополь. Однако они не сумели закрепиться в городе, и 12 апреля атака возобновилась. Часть атакующих прорвалась в город через пролом в одном из участков стены, другая, взобравшись по штурмовым лестницам на стены, стала ломать городские ворота изнутри. В городе начался пожар, погубивший две трети зданий. Сопротивление византийцев было сломлено, Алексей Мурзуфл

Причины поражения

Один из участников похода, француз Жоффруа де Виллардуэн, автор «Истории захвата Константинополя», считал, что соотношение сил осаждавших и осажденных составляло 1 к 200 . Он выражал удивление победой крестоносцев, подчеркивая, что “никогда еще горсточка воинов не осаждала город с таким множеством защитников ”. Легкость, с которой крестоносцы овладели огромным, хорошо укрепленным городом, была результатом острейшего социально-политического кризиса, который переживала в тот момент Византийская империя.

Помимо этого, часть византийской аристократии и купечества попросту была заинтересована в торговых связях с латинянами.