Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 General and Professional Education 1/2012 pp ISSN АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ANALYSIS OF THE NOTION PEDAGOGICAL CONDITIONS: ESSENCE AND CLASSIFICATION Наталья Ипполитова Шадринский государственный педагогический институт, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3 Наталья Стерхова Шадринский государственный педагогический институт, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3 Abstract: The analysis of the notion pedagogical conditions is represented in the article. On the basis of the comparative multi aspect analysis of the notion conditions, the notion pedagogical conditions is defined and the main characteristic features are revealed. Pedagogical conditions are analyzed in the paper as a component of a pedagogical system; they reflect the environmental opportunities effecting personality- and process-based aspects of the system, enhancing its successful functioning. Different groups of conditions guaranteeing the effective functioning of pedagogical system are considered. The peculiar properties of three groups of pedagogical conditions (organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, didactic) are disclosed. Keywords: conditions, pedagogical conditions, organizational-pedagogical conditions, psychologicalpedagogical conditions, didactic conditions. Введение В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Решение данной задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами: 1) одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»; 2) подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам; 3) нечеткое понимание направленности выявленных условий (на что направлены выявленные условия в рамках конкретного исследования); 4) слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д. Предупреждение возникновения подобных затруднений становится возможным при реализации исследования по нескольким направлениям: анализ и конкретизация содержания понятий «условия» и «педагогические условия», уточнение классификационных групп педагогических условий в соответствии с их ориентацией на характер и природу проблем, которые призваны решить эти условия. 8 General and Professional Education 1/2012

2 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ Сущность и содержания понятия «условие», виды условий Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие» феномена в различных аспектах. В справочной литературе «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит . Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» . Т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития. В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты . Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский) . Таким образом, результаты комплексного анализа позволяют заключить, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями: 1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.; 2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека; 3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты. В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. При этом ученые, опираясь на разные признаки, выделяют различные группы условий. Так, Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьногигиенические, морально-психологические, эстетические) . По характеру воздействия выделяют объективные и субъективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и пр. и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут изменяться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр. По специфике объекта воздействия выделяют общие и специфические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические и др. условия; к специфическим - особенности социальнодемографического состава обучаемых; местонахождение образовательного учреждения; материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебновоспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды и пр. Важную роль в обеспечении функционирования и развития педагогической системы играют также такие специфические условия, как: характер морально-психологической 9 General and Professional Education 1/2012


3 атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры педагогов и др. Важную роль при определении направлений развития педагогической системы играет учет пространственных условий, в которых существует педагогическая система, т.к. ее функционирование обусловливается особенностями региональных, местных условий, спецификой учебного заведения, конкретной педагогической среды, уровнем квалификации необходимых педагогических кадров, степенью оснащенности образовательного процесса (кабинеты, учебные пособия, оборудование и пр.). Необходимость учета пространственных условий, составляющих среду функционирования педагогической системы, обусловлена реализацией принципа единства общего, единичного и особенного в научных исследованиях. Выделение различных групп условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы является вполне обоснованным, но при этом необходимо отметить, что при осуществлении научного анализа какойлибо педагогической системы или конкретного аспекта целостного педагогического процесса исследователь должен использовать рядоположенные группы условий, которые выделяются по какому-либо определенному признаку. Сущность и содержание понятия «педагогические условия» Условия, о которых пойдет речь далее, направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса, в связи с чем, перейдем к анализу понятия «педагогические условия». Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и др., найдя свое отражение в многочисленных трактовках термина «педагогические условия». Рассматривая данное понятие, ученые придерживаются нескольких позиций. Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть совокупность каких либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева): - (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) ; - совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) ; - совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) . Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева и др.): - компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие ; - содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками (Зверева М.В.) . Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научнопедагогического исследования (Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др.). При этом ученые данной группы указывают на необходимость рядоположности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования . Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для нашего понимания данного феномена: 1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том 10 General and Professional Education 1/2012


4 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ числе и целостного педагогического процесса); 2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программнометодическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование; 3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы; 4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы. Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материальнопространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Классификационные группы педагогических условий Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психологопедагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и т.д. Обратимся к более подробной характеристике каждой группы условий. Первую группу выделенных условий составляют организационно-педагогические условия. Данный вид педагогических условий рассматривается учеными, вопервых, как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач: - совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач (Е.И. Козырева) ; - совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности (В.А.Беликов) . Другая группа ученых, развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях развития и функционирования образовательного процесса, представляет их не только как совокупность каких-либо возможностей, способствующая эффективности решения образовательных задач, но и указывает на их направленность и непосредственное отношение к развитию и функционированию процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления: - совокупность объективных возможностей обучения и воспитания населения, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обстоятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, которые являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности (С.Н. Павлов) ; - принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональнопедагогической культуры личности (А.В. Сверчков) . Итак, изучение представленных определений понятия «организационно-педагогические условия», позволяет выделить ряд признаков, характерных для данного понятия: 1) данный вид условий рассматривается учеными как совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер 11 General and Professional Education 1/2012


5 воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса; 2) совокупность мер воздействия, отражающая рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его составляющими) в той или иной ситуации; 3) указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач; 4) основной функцией организационнопедагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы; 5) совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса. Второй разновидностью педагогических условий являются психологопедагогические условия (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.). Обобщив материалы ряда исследований , мы выявили, что психологопедагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. Анализ исследований, затрагивающих решение вопросов реализации психологопедагогических условий, показал, что данный вид педагогических условий обладает следующими характерными признаками: 1) психолого-педагогические условия также рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса; 2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психологопедагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса; 3) основной функцией психологопедагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы; 4) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса. В исследованиях по проблемам современной педагогики особо рассматриваются дидактические условия, которые определяются как «наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации» , т.е. дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Основной функцией дидактических условий является выбор и реализация возможностей содержания, форм, методов, средств педагогического взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач. Заключение Для подведения итогов остановимся на положениях, важных для нашего исследования: - обобщение результатов комплексного анализа позволяет нам считать, что понятие «условие» является общенаучным и представляет совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов, влияющих на функционирование и развитие 12 General and Professional Education 1/2012


6 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ какого - либо объекта (в том числе и педагогической системы, целостного педагогического процесса); - педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие; - опираясь на анализ многочисленных научно-педагогических исследований, мы выявили, что исследователи выделяют различные виды педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются организационнопедагогические, психолого-педагогические, дидактические условия; - организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса); - психолого-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материальнопространственной среды (мер воздействия) направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы (преобразование конкретных характеристик личности); - дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Выявление условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы, целостного педагогического процесса является одной из важных задач педагогических исследований, успешное решение которой, как правило, составляет научную новизну исследования и обусловливает его практическую ценность. Библиографический список 1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, с. 2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов.- М.: Владос, с. 3. Журавская, Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.В. Журавская. Спб., с. 4. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика С Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. Челябинск, с. 6. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Козырева, Е.И. Методология и методика естественных наук. - Вып Сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ, с. 7. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова С Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональноценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис.... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. - Майкоп, c. 9. Малыхин, А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / А.О. Малихін / Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - Киев., с. 13 General and Professional Education 1/2012


7 10. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А.Я. Найн // Педагогика С Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, Ч с. 12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок слов / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», с. 13. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Павлов. Магнитогорск, с. 14. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, с. 15. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высш. шк с. 16. Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников: автореф. дис...канд. пед. наук. Л., с. 17. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональнопедагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый С Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, с. 19. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис д-ра пед. наук. Челябинск, с. 14 General and Professional Education 1/2012



А.Ш. Шаргаве ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ. Аннотация. В статье проводится анализ

О. А. Болденко (Великий Новгород), Г. В. Палаткина (Астрахань) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ В статье рассматриваются различные научные

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, 4(2), С. 235 239 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 378

УДК 428 Ющина Ю. А., магистрант кафедры педагогики, ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» Россия, г. Саранск ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ

УДК 37.012 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Бессонова Анна Владимировна Восточный округ войск национальной гвардии Российской

Ипполитова Н. В. Доктор педагогических наук, профессор, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО

УДК 378 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей В статье раскрывается структура и содержание профессиональной подготовки студентов педагогического

УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Библиографический список 1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. Москва, 2005. 2. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. Москва, 2005.

УДК 378 Е.П. Турбина, г.шадринск Структурные компоненты развития интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе педагогической импровизации В статье рассмотрены структурные компоненты

2.9. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.Н. Жуков ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Педагогические условия

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЬИ УДК 373.5. 033 Общепедагогические условия социально-педагогического воспитания будущего учителя в системе высшего профессионального образования * General pedagogical conditions

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ Подковырова Валентина Николаевна Барнаульский государственный педагогический университет [email protected] Образование определяет практически

УДК 37 С.М. МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected] С.А. ЦЫПЛАКОВА, преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский

УДК 37.013 Наумов Петр Юрьевич Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 1 2017 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО Таюрская Наталья

Введение Сегодня общество переживает сложный период социальноэкономического реформирования. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой. Он зависит от каждого

УДК 378:001.891 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Роль научного центра в совершенствовании подготовки студентов к педагогической деятельности В cтатье раскрываются методологические и теоретические основания

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Веденьева Н.В. Абстракт. В статье раскрываются понятия «педагогические условия», «компетентность»,

Формирование информационных умений будущего учителя* А.А. Шамшурина В статье рассматривается комплекс информационных умений будущего педагога, которые играют наиболее важную роль в процессе формирования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Педагогика 15 УДК 378.147:004.9 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ О.Г. ШАРАБАЙКО (Белорусский государственный

Мозгова А.А. Педагогические условия эффективного управления персоналом образовательной организации // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 11 (ноябрь). АРТ

Научный диалог. 2014 Выпуск 2 (26) / ПЕДАГОГИКА Плешакова А. Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия / А. Ю. Плешакова // Научный диалог. 2014. 2 (26)

Педагогический процесс как целостная система План: 1. Понятие целостного педагогического процесса. 2. Функции педагогического процесса. 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Сучкова Анастасия Евгеньевна магистрант, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г.

NovaInfo.Ru - 12, 2013 г. Педагогические науки 1 ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Шиткина Элеонора В настоящее время, в связи с

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Дурманенко Евгения Аристарховна, доцент кафедры социальной

Социальная психология и жизнь Социальная психология это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые ею феномены относятся или к личности

Сущность и структурно-содержательный анализ профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения Список литературы 1. Осипова И. В. Моделирование процесса подготовки студентов по

Н.А. Черникова Омский танковый инженерный институт Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Система форм организации в контексте

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с. 6. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского

УДК 37.0 Т.Г. Егорова, г. Шадринск Образовательная среда как педагогический феномен В статье раскрывается сущность и содержание понятия «иноязычная образовательная среда». Среда, образовательная среда.

Содержательная характеристика исследования Основные характеристики исследования Основные характеристики исследования актуальность; объект и предмет исследования; цель; гипотеза; задачи исследования; методологические

С. И. Морозова СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного

Профессиональная компетентность педагога Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя

NovaInfo.Ru - 54, 2016 г. Педагогические науки 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Чурикова Ирина Эдуардовна Профессионально значимые качества педагогов рассматривались

В В. Г. Горб МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методология практической; индивидуальные педагогические

Беспаль Г.С. ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический

1 Цели и задачи дисциплины Курс «Методология музыкального образования» имеет важное значение для профессиональной подготовки будущего специалиста. 1.1 Целью дисциплины является целенаправленная профессиональноориентированная

УДК 378 Алеева Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ФУНКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Киселева Ю.В. Барнаульский государственный педагогический университет, Барнаул [email protected] Перестройка общественного строя от каждого человека требует

Лебедев М.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Происходящие социокультурные изменения актуализируют решение задач совершенствования и гуманизации

2. Яруллин, И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов / И.Ф. Яруллин. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. - 183 с. УДК 378 ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ

УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УДК 373 Коновалова Ю.С., магистрант факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» Россия, г. Тула ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

О Е. А. Куликова ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение; организация обучения; учебно-познавательная деятельность студентов. АННОТАЦИЯ. Обучение

Педагогические технологии формирования коммуникативной культуры учащихся Абзаидов Джамалудин Бйгишиевич - магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «ДГПУ» Формирование у учащихся способностей к успешной социализации

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ А.Р. Бикмуллина Казанский государственный финансово-экономический институт, г. Казань, Россия [email protected] Профессиональный

Педагогические условия формирования инновационной направленности воспитательного процесса общеобразовательной школы Pedagogical conditions of innovative direction formation of the educational process in

УДК 796.011.3 + 37.037 КОНЦЕПЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ Д.В. Викторов В настоящее время решение проблемы здоровья молодежи является приоритетом образовательной

Методологические основы психолого-педагогического исследования План: 1. Сущность методологии и методики. 2. Три уровня методологии. 3. Методы организации исследований. 4. Методологические основы выявления

УДК 37.02 Психолого педагогические науки Назарова Светлана Юрьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» e-mail: [email protected] СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Галацкова И.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Аннотация. В статье рассмотрены аспекты профессиональноличностного развития педагогов как показателя их профессионализма;

СЛОВО УЧЕНОМУ УДК 377 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Непрерывное профессиональное образование: методологический аспект Cтатья посвящена анализу методологических оснований исследования и реализации непрерывного

УДК 378 ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 2012 Л. И. Мищенко докт. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики и психологии развития e-mail: [email protected]

ВКЛЮЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В СОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Ковчина Н.В. В процессе профессиональной деятельности бакалавра как специалиста

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ВУЗЕ А.А.Володин В статье раскрываются методологические основы, концептуальные основы и принципы проектирования педагогических систем в вузе.

Е.Н. Сухоленцева Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход 29 В статье рассматриваются общественные детские объединения как социальный институт воспитания.

УДК 796.011.3 + 378.037.1 ЯДРО КОНЦЕПЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И.А. Комкова, О.В. Мельникова, С.В. Корнеева Проблема содержания физкультурного образования, занимая одно из важных мест в педагогических

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного

Яценко / Психология и педагогика на современном этапе: сборник материалов V «Логос», 2014. 121 с. с. 92-96. Яценко / Психология и педагогика на современном этапе: сборник материалов V «Логос», 2014. 121

Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования О ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА В качестве общеметодологической

106 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2008 1 ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ А. В. ПОНОМАРЕВ Воспитательный потенциал студенческого самоуправления Понятие «потенциал» в последние годы получило широкое распространение в различных

С. В. Рослякова (Челябинск) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В статье обосновываются общие положения концепции у учащихся подросткового

Современные подходы к развитию ценностных ориентаций у студентов вуза средствами музыкального искусства. Камалова И.Ф. Реализация воспитательного потенциала музыкального искусства как фактора развития

1

Большинство исследователей, занимающихся проблемами современного образования, считают, что правильно подобранный комплекс педагогических условий способен существенно повысить результативность функционирования педагогической системы. В связи с тем, что целью нашего исследования является разработка, теоретическое обоснование и реализация структурно-функциональной модели формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, возникает необходимость рассмотрения педагогических условий, обеспечивающих ее результативное функционирование. Мы считаем, что решение проблемы формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений, на наш взгляд, возможно при учете двух аспектов: 1) организационного – организация учебного процесса с учетом разработанной нами структурно-функциональной модели; 2) личностного – взаимодействие субъектов образовательного процесса в ходе реализации информационно-исследовательской деятельности.

сетевое взаимодействие

сотрудничество

стимулирующая среда

информационно-исследовательская компетенция

педагогические условия

2. Андреев В. И. Эвристическое программирование практической деятельности. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.

3. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского гос. пед. у-та им. Н. А. Некрасова, Т. 14. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2008. - № 1.

4. Найн А. Я. Подготовка учителя трудового обучения к исследовательской деятельности (Опыт Челябинской области) // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. - Челябинск, 1997. - С. 102-107.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

6. Старченко С. А. Интеграция содержания естественнонаучного образования в лицее: теоретико-практический аспект. - М.: Изд. дом «Подмосковье», 2000. - 280 с.

7. Тулькибаева Н. Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2008. - С. 141 - 147.

8. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

9. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 128 с.

Введение

Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. И только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой систему, способен реализовать данные требования.

В своем исследовании мы рассматриваем проблему формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений. Под информационно-исследовательской компетенцией мы понимаем компетенцию, интегрирующую совокупность знаний, умений и личностных качеств, формирующуюся в процессе образовательной деятельности и направленную на самостоятельное преобразование информации с целью познания неизвестного, решения учебной проблемы.

Приоритетным направлением в деятельности общеобразовательных учреждений является создание таких педагогических условий, которые обеспечивают развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания, на основе учебно-исследовательской деятельности .

В. И. Андреев отмечает, что педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей .

Е. В. Яковлев под педагогическими условиями понимает «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» .

А. Я. Найн, Н. М. Яковлева и другие исследователи определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса .

В нашем диссертационном исследовании под педагогическими условиями будем понимать совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную обстановку (или среду) для успешного функционирования модели формирования исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений.

Наличие социального заказа на подготовку выпускника общеобразовательной школы, владеющего способами исследовательской деятельности, а значит, и информационно-исследовательской компетенцией, обусловливают выделение следующего комплекса педагогических условий формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся:

Организация стимулирующей среды при формировании информационно-исследовательской компетенции учащихся;

Сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности;

Организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Первое условие - организация стимулирующей среды при формировании информационно-исследовательской компетенции учащихся.

Стимулирующая среда применительно к нашей теме исследования представляет собой созданные условия в образовательном процессе, представляющие собой побудительную причину, толчок, приводящие ученика в состояние заинтересованности в выполнении исследовательской работы. В данном случае «исследовательская работа» употребляется в широком смысле и заключает в себя исследовательские задания, проблемные задачи, информационно-исследовательскую деятельность и так далее...

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые, в свою очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Одного лишь понимания того, как надо поступить, далеко не достаточно. Стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей, опираться на достигнутый уровень их развития.

Общеизвестным является тот факт, что результаты деятельности человека только на 20-30 % зависят о т его интеллекта и на 70-80 % - от тех сил, которые его движут, то есть его мотивов.

Во многих школах к проведению кружков, секций, конференций относятся как к второстепенному процессу. При этом как раз внеурочная деятельность в большей степени формирует те или иные мотивы.

Мотив - это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию .

В процессе формирования информационно-исследовательской компетенции на разных этапах в зависимости от уровня сформированности у отдельных учащихся информационно-исследовательской компетенции формируются моральные (желание получить хорошую отметку, не огорчать родителей, получить похвалу, грамоты, подарки); социальные (чувство долга и ответственности, желание подготовиться к будущей профессии, возможность завести новых друзей, участвовать в обсуждениях докладов, встреча с научными работниками, знакомство с вузами, люблю выезжать на конференции в другие школы, вузы; бывать в разных поселках и городах); учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования (хочу больше знать и уметь, интересен сам процесс выполнения исследовательской работы).

Большую роль в формировании у учащихся позитивной мотивации на участие в информационно-исследовательской деятельности играет прием стимулирования интересов к исследовательским заданиям, исследовательским работам: похвала, заметки о данных учениках в школьных газетах, подготовка к предметным олимпиадам...

Критериями сформированности внутренней мотивации являются интерес к информационно-исследовательской деятельности, потребность к проведению опытов, проявление желания самостоятельно исследовать.

Второе условие - сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности.

Понятийный аппарат средового подхода понятие «способ жизнедеятельности» считает синонимичным понятию способ бытия в значении «события бытия» (М. М. Бахтин, Х. Хайдеггер, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков). Проведенное совместное с лингвистами (Е. Трегубова, 1994 г.) исследование подтвердило предположение о том, что «событие» содержательно вбирает в себя феномены, передаваемые в языке глаголами с приставкой «Со-». Как то: сотрудничество, созидание, созерцание и прочие промежуточные между субъектом и средой, являющиеся одновременно переменными образа жизни .

Педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная деятельность учителя и учащихся на уроке и вне, является базовой категорией современной педагогики, активно и всесторонне изучается в последнее десятилетие. Основными параметрами этой формы взаимодействия принято называть взаимоотношение, взаимоприятие, поддержку, доверие. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике теоретически обоснована идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающихся. Однако реализация идеи сотрудничества (кооперации) в практической деятельности педагога происходит с большим трудом.

Н. Н. Тулькибаева и З. М. Большакова выделяют разные типы взаимодействий педагога и учащегося: объектно-субъектный, субъект-субъектный, личностно-субъектный и личностно-личностный .

В нашем исследовании мы педагогическую парадигму сотрудничества применили в новом типе взаимодействий: личностно-личностном. Взаимодействие ученика и учителя происходит в педагогическом процессе. Для того чтобы ученик научился самостоятельно приобретать знания, осуществлять и принимать достойные решения, педагогический процесс должен обеспечить обязательный переход личности на процесс саморазвития (самообучения, самовоспитания). Именно такое взаимодействие влияет на результативность формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся. Следовательно, должна быть определена тактика обучающего в организации саморазвития личности учащегося. Этот процесс возможен, если взаимодействие обучающего и обучающегося будет осуществляться в режиме согласования стилей деятельностей, то есть педагогического резонанса. В такой ситуации преподаватель должен постоянно и очень тонко понимать обучающегося, чувствовать особенности его мышления и процесс учения организовывать в зависимости от стиля учения детей . В данном случае процесс происходит на основе личностно-личных взаимодействий. Такое взаимодействие относится к стилевой педагогике. В процессе личностно-личных взаимодействий на основе сотрудничества каждый из участников образовательного процесса выполняет определенные действия при формировании информационно-исследовательской компетенции (таблица 1).

Таблица 1. Действия педагога и учащихся в процессе сотрудничества

Этапы формирования информационно-исследовательской компетенции

Личность =

Действия

Личность =

Учащийся

Ориентационный

Побуждение учащихся к выполнению информационно-исследовательских заданий: сообщение, сосредоточение

Согласие принимать новую информацию с целью применения ее в дальнейшей деятельности; созерцание увиденного, выполнение действий по образцу: созерцание, согласие

Прогностический

Вовлечение учащихся в информационно-исследовательскую деятельность: созерцание, соотнесение, соизмерение

Взаимодействие с педагогом по вопросам выбора исследовательских заданий, тем, выдвижения гипотез: созидание

Формирующий

Руководство (ненавязчивое) информационно-исследовательской деятельностью учащихся: содействие

Нахождение нужной информации, ее анализ; планирование информационно-исследовательской деятельности совместно с другими учениками, применение знаний, приобретенных из учебника самостоятельно или из других источников, рекомендованных учителем; умение выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнение исследования согласно разработанному совместно с учителем плану; предложение результатов деятельности в форме доклада с разработанной совместно с учителем компьютерной презентацией; умение с помощью учителя осуществлять рефлексию: сопротивление, сомнение, сотрудничество, соперничество

Контролирующий

Анализ выполненных информационно-исследовательских действий: сопоставление, сохранение

Поиск информации, ее интерпретация и перенос на новое предметное содержание; формулирование цели; планирование информационно-исследовательской деятельности самостоятельно или с другими учениками; применение знаний, полученных из разных источников, выходящих за рамки школьной программы; умение самостоятельно выдвигать гипотезу; самостоятельное планирование эксперимента; предложение результатов работы в виде доклада, а также оценка результатов; самостоятельная разработка компьютерной презентации; самостоятельное осуществление рефлексии: соизмерение

Практика применения системно-деятельностного и компетентностного подходов к формированию информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений показала, что мы, педагоги, не всегда и далеко не полностью раскрываем потенциал наших учеников. На самом деле, наши дети могут значительно больше того, что мы им даем, если педагогически грамотно организовать их самостоятельную познавательную и творческую деятельность. Когда человек увлечен, когда ему интересно, он успевает за то же время выполнить значительно больший объем работы без видимых признаков утомления.

Третье условие - организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое взаимодействие педагогов, родителей и учащихся» - это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами педагогического процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для системы образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания.

У всех школ, участвующих в эксперименте, созданы свои сайты, где представлена информация о школе, проводимых мероприятиях. Также имеются разделы для педагогов, учащихся и родителей. В частности, для педагогов выложены все нормативно-правовые документы, регламентирующие их деятельность, локальные акты, методические копилки, помощь методических служб. Для родителей - информация о мероприятиях, проводимых в школе, расписание занятий, работа родительского комитета, электронный дневник учащихся. Для учеников - раздел, содержащий информацию для подготовки к ЕГЭ, электронный дневник, портфолио, занимательный раздел, конкурсы и олимпиады. Учащиеся имеют возможность на сайте учреждения пообщаться с педагогами, получить необходимую консультацию.

Учебная среда, организованная через сеть Интернет, позволила учащимся иметь свободный доступ к информационному обеспечению: справочники, энциклопедии; к необходимым разделам смежных областей знаний; к лабораторным занятиям, практикумам, проектам; консультациям педагогов-тьюторов.

В нашем понимании тьюторское сопровождение - образовательная технология, в которой основной формой взаимодействия учащегося с тьютором является лонгэтюдная индивидуальная работа, которая проходит в режиме периодических консультаций в режиме он-лайн и в форме электронной переписки. Тьюторами являются преподаватели университетов. Целью организации тьюторского сопровождения учащихся является оказание помощи в информационно-исследовательской деятельности, написании исследовательских работ.

Сетевое взаимодействие позволило повысить результативность формирования информационно-исследовательской компетенции, так как именно в процессе сетевого взаимодействия учащиеся испытывали эмоциональный и психологический комфорт, соблюдался этикет общения, осуществлялось своевременное консультирование педагогами и тьюторами, учащиеся находились в привычной для них среде.

Рассмотренные условия реализуются в целостной совокупности и последовательности, поскольку каждое из выделенных условий выступает в качестве основания для другого педагогического условия.

Рецензенты:

Тулькибаева Надежда Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Большакова Земфира Максутовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Репета Л.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8583 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение.

3 Организация жизни ребёнка. Условия развития.

4 Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.

Вывод

Список используемой литературы


Введение.

Развитие человека – процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие бывает психическим и физическим.

Воспитание – специальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Обучение целенаправленный процесс взаимодействия учителя и уч-ся в результате которого осуществляется образование человека.

Дошкольное детство: возрастной период, включающий младший дошкольный возраст(3-5), старший (5-7) Закономерности развития определяются ведущим типом деятельности, социальной ситуацией развития, зависит от содержания и мотивов деятельности, обусловлено мерой собственной активности, взаимодействием факторов развития (наследственность, среда, воспитание), внутренними противоречиями и психофизическими особенностями. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется социальная ситуация развития: ребенок выходит за пределы своего семейного круга, устанавливает общение с другими людьми, хочет быть как взрослый, ему необходимо разрешить противоречия между желаниями и возможностями, помогает сюжетно-ролевая игра (вед. деятельность). Проблему игры изучали Выготский. Запорожец, Эльконин, Усова и др. Эльконин выделил 4 основные линии влияния игры на психологическое развитие ребенка

1. развитие мотивационно-потребностной сферы . Происходит изменение психологических форм мотивов от эмоционально окрашенных до осознанных.

2.преодаление познавательного эгоцентризма ребенка (принятие ролей в игре),

3. формирование идеального плана . Действия в уме составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивных действий, воображения.

4. развитие произвольности действия игра требует от ребкнка подчинение правилам. Игра обогащает кругозор, формируется картина мира, накапливает соц. опыт, формируется культура общения. волевые качества, развивается речь и тд. Псих-пед. условия развития игровой и продуктивной видов деятельности: формирование у детей картины мира, знакомство с окружающим, организация предметно-развивающей среды, активное общение воспитателя и ребенка.

Понятие педагогического условия и средства развития ребенка.

Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования условий и средств развития дошкольников.



В соответствии с ФГОС ДО, требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Средства педагогические - это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Условия - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

3. Организация жизни ребёнка. Условия развития.

Воспитание, обучение и развитие ребёнка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключается в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение и для развития ребёнка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и ей объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

В современном детском саду игра используется как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями. Воспитатель обычно проводит игру так же, как и занятия, - определяет тему отводит каждому участнику роль и место, предписывает и регламентирует действия, оценивает их правильность. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.

Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребёнка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным «языком» игры - общими способами её осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Всё это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе «коллективной проработки знаний» и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнёра, создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребёнку знаний, умений и навыков. Обычно предполагается, что это ведёт к обогащению физической и духовной культуры ребёнка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребёнка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий - прямое воздействие педагога на ребёнка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия - сочетается с формальными оценками. Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов.

В этих условиях обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель. Большая часть знаний не связана с условиями жизни детей в детском саду и с непосредственным окружением и должна быть усвоена «впрок». Вместе с тем овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жёсткими формами контроля, интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются эрзацем знаний, преподносимым в готовой форме. Естественная любознательность детей при этом подавляется, а развивающий эффект обучения оказывается ничтожным и неучтённым.

Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребёнок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребёнок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнёров. В процессе оперирования игровым материалом у ребёнка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счёт действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение её недостающих звеньев путём гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставления этих двух форм обучения.

Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.

Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. При этом зачастую игнорируются собственные интересы ребёнка в угоду формированию ответственности, настойчивости, дисциплинированности. В результате либо не формируется, либо угасает интерес к деятельности взрослых людей, выхолащивается суть ценного отношения к труду и к людям труда. Ребёнок приобщается не к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. Отсюда - мало чем оправданное отношение к малышу как «трудолюбивому» или «ленивому» уже на четвёртом году его жизни; формирование у ребёнка на основе этих ярлыков эмоционального неблагополучия и негативного отношения к трудовым заданиям.

Необходимо преодолеть узко-бытовую ориентацию в организации предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечения детей в эту деятельность и формы ознакомления их с трудом взрослых. Расширить спектр практических дел путём включения ребёнка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.

Для педагогической практики типичны детализация и увеличение объёма знаний о производстве (технологии, трудовых операциях, сырьё и т.п.), в которых «тонет» человек труда. Вместо этого детей нужно знакомить с его целями, трудностями, решениями, успехами, поражениями и победами, с переживаниями, которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к этим представлениям - совместная практическая деятельность детей со взрослыми, сюжетно-ролевая игра, искусство.

В современной практике общественного дошкольного воспитания преобладает поверхностно понятый возрастной подход. Правильная по всей сути, эта ориентация сводится лишь к идее комплектования групп по возрастному принципу и жёсткой возрастной адресованности программно-методической документации. Всё это ориентирует воспитателя не на возрастные особенности конкретного ребёнка, а на некий абстрактный унифицированный стандарт, закрывая путь любым проявлениям индивидуального подхода. Ребёнок живёт будто в аквариуме - все моменты жизнедеятельности протекают в окружении взрослых или сверстников. Воспитателю приходится искусственно ограничивать время детей даже на самые элементарные нужды. Режим превращается в самоцель. Существенно обеднена социальная среда детей. Ребёнка всё время «ставят в угол» - «игровой уголок», «уголок природы». Оснащение детских учреждений находится на крайне низком уровне.

Позиция личностно-ориентированной педагогики предполагает, что ребёнок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные. Таким образом, альтернативным к существующему положению выступает необходимость смещения акцента на индивидуальный подход. Возникает необходимость в резком изменении ориентации воспитателя, который должен видеть в каждом ребёнке черты, присущие именно ему, а не те, которые у него есть (или отсутствуют) как у обобщённого «пятилетки», «шестилетки» и т.д.

Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытьё окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада. Родители в детском саду не посторонние! Время, в которое родители могут приводить и забирать детей, чётко не регламентируется.

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.

Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребёнка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребёнку не роскошь, а условие построения «развивающей среды» . Обогащение форм жизни ребёнка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жёсткой функциональной закреплённости зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

какие бывают педагогические условия? и получил лучший ответ

Ответ от А Вы не знаете... как?)[гуру]
Семь вариантов формулировок педагогических условий, которые были условно названы:
«характеристики ребенка» (студент, школьник, воспитанник и т. п.) ,
«характеристики субъекта педагогической деятельности» (педагог, педагогический коллектив, руководитель образовательного учреждения и т. п.) ,
«деятельность детей (ребенка)» ,
«отношение детей (ребенка) к деятельности» ,
«внутренняя среда детского объединения (образовательного учреждения)» ,
«внешняя по отношению к данному образовательному учреждению среда и взаимодействие с ней» (иное образовательное учреждение, семья, общественные организации и проч.) .
Первоначально полагалось, что выделенные шесть конструктов являются рядоположными. Однако внимательное рассмотрение гипотез убедило, что можно выделить своего рода уровни:
Первый уровень условий - характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного процесса. Условием успешности воспитательного процесса может быть наличие у ребенка определенного опыта деятельности, отношений. Например: «успешность реализации лидерского потенциала старших подростков обусловливается… участием социально активных подростков, имеющих опыт социальной деятельности в детских объединениях, в программе смены…» 2
Третий уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания - собственно классические педагогические условия - характеристики:
- содержания и организации деятельности детей (ребенка) ,
- межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,
- отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком) ,
- вхождения ребенка в объединение,
- взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.
Обозначим место второго и четвертого уровней педагогических условий. Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами в качестве педагогических условий может рассматриваться субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые отношения раскрыть достаточно сложно, мы и пропустили третий уровень вперед второго.
Четвертый уровень условий - «педагогическая деятельность как управление жизнедеятельностью детского объединения» . Анализ гипотез в кандидатских диссертациях по педагогике позволяет выделить следующие варианты формулировки педагогического условий:
- педагогическая деятельность по осуществлению отбора и селекции воспитанников;
- педагогическая деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т. д.) ;
- педагогическая деятельность, предусматривающая управление межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-взрослого воспитательного сообщества;
- педагогическая деятельность - управление взаимодействием воспитательной организации (детского коллектива) с внешней средой;
- педагогическая деятельность представляющая собой непосредственное взаимодействие воспитатель - воспитанник;
- педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;
- педагогическая деятельность, способствующая повышению субъективной значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.
Пятый уровень педагогических условий может быть обозначен как - ресурсное обеспечение воспитания - это характеристики:
- кадрового обеспечения (свойства субъекта педагогической деятельности) ,
- материального обеспечения деятельности детей (оборудование и проч.) ,
- пространственно-временных параметров воспитательного процесса,
- сознательно измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение,
- нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,
- программно-методического обеспечения воспитания,
- PR -обеспечения воспитательного процесса.

(данный материал относится к формулировке гипотезы)

Что же можно отнести к условиям, способствующим развитию детского изобразительного творчества?творчества, обучению дошкольников?

В философском энциклопедическом словаре понятие условие трактуется следующим образом:

1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать;

2) как обстановка, в которой что-либо происходит.

В педагогике условия чаще всего понимают:

· как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы;

· как то, что способствует успешному протеканию чего-либо;

· как педагогически комфортную среду, которая способствует успешности процесса;

· как совокупность педагогических средств, способов, содержания, методов и форм организации образовательного процесса, обеспечивающую возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.

Педагогические условия детского изобразительного творчества

по исследованиям Т.С.Комаровой :

· обученность детей технике рисования для свободного и полного выражения в рисунке своих впечатлений;

· свобода выбора изобразительных материалов и их новизна;

· овладение детьми способами изображения (обобщенный способ действия);

· обогащение детского воображения через игры, атрибуты персонажей, применение игровых приемов;

· разнообразие и вариативность при проведении занятий;

· творческое руководство детской деятельностью, применение соответствующих методов и приемов;

· проведение комбинированных занятий;

· создание благоприятной для творчества атмосферы, способствующей появлению положительного эмоционального настроения, вызывающего творческую активность;

· собственная эмоциональность педагога;

· осуществление взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами деятельности;

· создание положительного эмоционального отношения ребенка к изображаемому, интереса к изобразительной деятельности;

· разнообразная организация и проведение просмотров детских работ, выставок рисунков (вариативность);

· отношение окружающих к продуктам детского творчества (социальная значимость работы);

· индивидуальный подход к детям, который осуществляется на основе индивидуальных особенностей детей.

Педагогические условия могут быть сформулированы несколько иначе:

2. Эстетическая организация предметно-пространственной среды детского учреждения:

1) Архитектура помещений,

2) Художественные, изобразительно-выразительные средства оформления интерьера:

o цветовая отделка помещения и освещение;



o мебель и технические приспособления.

o искусство в интерьере.

o использование природы и озеленения в оформлении ДОУ.

3) Эмоционально-образный строй оформления:

o - национальный характер, оригинальность оформления каждого ДОУ.

o - облик воспитателей и детей (зеркала в интерьере); манеры поведения, культура речи.

3. Технические условия для развития ДИТ.

1) Наличие специального помещения для проведения занятий (изостудия, «музей», «выставочный зал» и т.д.).

2) наличие необходимого оборудования (мольберты, специальные столики для рисования, фризы для рисования мелом, фланелеграфы, и т.д.).

3) наличие и доступность разнообразного изобразительного материала.

4) наличие в штате ДОУ специалиста по развитию детского изобразительного творчества.

5) наличие программы, планирования занятий.

6) заинтересованность педагогического коллектива и, прежде всего, руководства ДОУ.

7) соблюдение взаимосвязи между различными видами деятельности детей.

Ещё один вариант классификации педагогических условий:

1. «Материальная среда»:

o обустроенное помещение, специальная мебель;

o наличие различных изобразительных материалов;

o наличие методических пособий (образцы, репродукции, декоративное искусство и т.д.);

o технические средства (магнитофон, диапроектор, фото т др.).

2. Методическое обоснование:

o доступная, адаптированная программа;

o продуманная и тщательная подготовка к каждому занятию;

o умелое использование разнообразных методов и приёмов до, в процессе и по окончании занятия.

3. «Эмоциональная среда»:

o Собственная эмоциональная активность педагога;

o Создание положительной эмоциональной атмосферы до, в процессе и после занятия;

o Создание мотивации на будущую деятельность.

4. «Реализация» продуктов детского творчества:

o Проведение выставок, досугов, тематических праздников и т.п.;

o Подготовка на занятиях атрибутов к играм, театрализованным представлениям и т.д.;

o Изготовление «подарков».


Приложение 3 а

«Московский Педагогический Государственный Университет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование выразительных образов животных в рисунках детей старшего дошкольного возраста под влиянием театрализованных игр

Студентки __ курса __ группы

заочной формы обучения

Шеберг Юлии Валерьевны

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Буянова Т. А.

Москва 2007 г.


Приложение 3 б

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста

ГОРДЕЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВ ПРИРОДЫ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальная выпускная работа студентки 5 курса вечернего отделения

Научный руководитель: Доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, к.п.н. Буянова Татьяна Анатольевна

Рецензент:

Москва 2006

Приложение 3 в

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Выпускная квалификационная работа

«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании образов природы (Времена года)»

Выполнила студентка 6-го курса

очно-заочной формы обучения