Никонова Мария Витальевна и методист Попова Н.А.
Учебное заведение: Зерноградский Педагогический колледж
Краткое описание работы: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ(урок «открытия нового знания»)Класс: 1Тема урока: «Работа с бумагой. Оригами. Рыбка». Тип урока: «Открытие нового знания»Цель (как продукт): Изготовить рыбку в технике оригами из бумаги.

Тищенко Юлия Викторовна
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Зерноградский педагогический колледж"
Краткое описание работы: На уроке ребята вспомнят редких животных и растений Донского края. Познакомятся с новыми. Ответят на различные вопросы, например "Цель создания красной книги", "Какие животные находятся в Красной книге Ростовской области".

Вишневская Галина Анатольевна
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 1 им. В. П. Екимецкой"
Краткое описание работы: Конспект урока и презентация к уроку технологии в 5 классе или внеклассному мероприятию (при проведении предметной недели, конкурсов, игр по предмету) в помощь учителям технологии.
Ресурс может представлять интерес для учителей начальных классов при проведении уроков по окружающему миру и внеклассных мероприятий.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Урока технологии ничем не отличается от других учебных дисциплин. Она связана с инновационным подходом в обучении. Что она должна включать в себя? Любая технологическая карта урока по технологии ФГОС предполагает два этапа в непосредственной деятельности учителя. Первый этап представляет собой проектирование урока либо системы занятий. На втором происходит непосредственная реализация учебного занятия либо системы уроков в образовательном процессе.

Особенности предмета

Технологическая карта урока технологии строится согласно классической методике. Этап, связанный с проектированием учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, предполагает сосредоточение на освоении процедур и определенных предписаний, созданных в Министерстве образования РФ. В учебном или не учебном времени должны присутствовать все основные параметры, которые ориентированы на развитие творческой личности.

Научный подход к технологическому проектированию

Технологическая карта урока технологии в трудах С. И. Львовой, И. П. Цибулько, Ю. Н. Гостева предполагается в виде четырех основных структурных компонентов:

  • Диагностика уровня начального усвоения школьниками учебного материала, а также отбор в группы с равным запасом сформированных знаний.
  • Организация и мотивация учебной деятельности школьников. Перед учителем ставится основная задача - вовлечение воспитанников в учебно-познавательную и проектную работу, поддержание сформированного интереса к обучению.
  • Процесс обучения, предполагающий непосредственное усвоение школьником учебной дисциплины посредством взаимодействия с разнообразными средствами.
  • Осуществление контроля качества усвоенного материала

Согласно теории, предложенной В. М. Монаховым, технологическая карта урока технологии предполагает наличие пяти основных компонентов:

  1. Целеполагание необходимо для проектирования единой цели, постановки нескольких задач.
  2. Диагностика позволяет устанавливать факт достижения либо недостижения каждой конкретной задачи.
  3. Разбитые на части задания помогают выявить уровень самостоятельности ученика, провести диагностику.
  4. Логическая структура технологии направлена на анализ достигнутой ранее цели, полученных результатов, последующее развитие внимания, памяти, познавательного интереса.
  5. Коррекция учебного процесса способствует построению индивидуальной траектории развития для каждого воспитанника.

Компоненты образовательной технологии

Технологическая карта урока технологии по ФГОС (мальчики или девочки по ней обучаются, неважно) предполагает формулировку основных параметров для каждого учебного занятия.

Педагог определяет диагностическое целеобразование, продумывает результативность урока. В таком случае процесс обучения будет действительно эффективным, и гарантировано достижение всех поставленных целей и задач.

Особенности уроков технологии у девочек

Технологическая карта по уроку технологии (девочки) помимо теоретической части обязательно содержит информацию о тех практических навыках, которыми в ходе занятия должны овладеть школьницы. Педагог старается предусматривать определенный резерв учебного времени, чтобы отработать теоретические знания на практике. В зависимости от особенностей группы, приходящей к педагогу, происходит корректировка технологической карты.

Система В. В. Гузеева

Что собой представляет технологическая карта урока по ФГОС? Технология (девочки) - предмет, который прежде всего направлен на подготовку будущих хранительниц семейного очага. Именно поэтому в карте каждого урока технологии учитель обязательно оставляет некоторый запас времени на отработку основных, универсальных навыков, предусмотренных общеобразовательной программой по данной учебной дисциплине.

В. В. Гузеев отмечал важность соответствия между поставленной первоначальной целью и конечным результатом. Кроме того, автор данной методики уделяет серьезное внимание текущей диагностике, а также прогнозированию индивидуального развития ученика, проверке его приближения к поставленной цели.

Характеристика технологической карты учебного занятия

Чем характеризуется Образец по технологии представим позже, сначала дадим общее определение. Технологическая карта - некий паспорт проекта будущего урока, предназначенного для определенной группы детей. Это особая форма конструирования учителем обучающего процесса. Педагог совмещает классическое тематическое планирование с разработками каждого конкретного урока.

Технологическая карта урока технологии (мальчики) предполагает описание всех действий учителя и школьников с указанием способов контроля, особенностей организационного процесса. С ее помощью можно рассматривать процесс обучения как целостную систему учебных занятий, связанных по содержательному, целевому, операционному, контрольному, регулировочному, а также рефлексивному этапам. Она включает в себя планирование развития для каждого конкретного ученика, контроля усвоения им определенных знаний, а также развитие дополнительных специальных навыков.

Для планирования конечных результатов сформированности представлений у ребят по определённой тематике осуществляется отбор правил, фактов, законов, соответствующих психологическим особенностям школьников.

При желании в технологическую карту урока технологии педагог также включает межпредметные связи, определяя преемственность между темами и разделами. Благодаря этому учитель структурирует учебный материал на оптимальном уровне. Каждая тема обязательно разбивается на несколько подразделов, логически связанных между собой. Например, сначала мальчики знакомятся с технологией обработки металла, правилами техники безопасности. Затем, имея теоретическую базу, приступают к работе на станках. Для девочек также важны теоретические знания. Познакомившись с особенностями потайного шва, они отрабатывают навыки в практической деятельности.

Конструирование технологической карты

Можно представить ее следующим образом:

  • 1-й шаг заключается в определении ожидаемых результатов после рассмотрения изучаемой темы.
  • 2-й шаг предусматривает определение первого и последнего занятий.
  • 3-й шаг состоит в разбивке содержания изучаемой темы на отдельные блоки.
  • 4-й шаг предполагает выделение основного материала для конкретных уроков.
  • 5-й шаг предполагает прогнозирование целей и формы урока в конкретном блоке.
  • 6-й шаг связан с составлением заданий для самоконтроля школьников.

Пример технологической карты урока технологии

Приведем урока по технологии, предлагаемый Т. И. Шамовой:

  • Номер урока в учебном курсе.
  • Тема занятия.
  • Что должен знать ученик?
  • Что должен уметь школьник? (Указываются предметные умения.)
  • Развитие и закрепление универсальных умений.
  • Тип урока.
  • Демонстрационные материалы (таблицы, презентации, портреты, модели).
  • Приемы и действия, с помощью которых педагог будет проверять степень усвоения учебного материала.
  • Самоконтроль обучающихся (рефлексия, благодаря которой ученик отслеживает свое продвижение по программному материалу).

Занятие «Лоскутное шитье»

Предлагаем пример уроков технологии для девочек по ФГОС:

Тема урока: «Лоскутное шитье».

Тип учебного мероприятия: интегрированный урок.

Методическая база: учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология ведения дома, 5-й класс.

Учебное оборудование: персональный компьютер, мультимедиа.

Материальная база: наборы лоскутных тканей.

Цель урока: формировать технологические навыки и умения при создании изделий в технике лоскутного шитья.

Планируемые результаты:

1. Предметные: развитие познавательного интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству.

  • Познавательные - знакомство с формирование представления об использовании лоскутного шитья в повседневной жизни.
  • Регулятивные - освоение технологической последовательности освоить изготовления образцов в технике «лоскутное шитье».
  • Коммуникативные - создание благоприятных условий для сотрудничества.
  • Личностные: развить эстетический вкус, сформировать интерес к труду, умения соблюдать правила безопасной работы.
  • Коммуникативные: эмоциональный настрой на сотрудничество.

Предполагает объяснение правил выполнения тестового задания, демонстрацию девочкам образцов ткани, выполненных в технике лоскутного шитья.

Вместе с педагогом формулируется тема урока, ставится цель, определяются задачи.

После завершения теоретического блока проводится физминутка (3-5 минут).

Девочки приступают к практической части урока. Используя лоскутки разной геометрической формы, они в группах составляют лоскутные композиции.

Полученные в группах работы анализируются, проверяется правильность использования техники лоскутного шитья. Далее следует рефлексия и подведение итогов урока.

Заключение

Федеральные стандарты нового поколения, введенные в общеобразовательных школах, обязывают педагогов технологии составлять индивидуальные карты для каждого учебного занятия. Инновационная технология позволяет педагогу вовлекать своих воспитанников в проектную деятельность.

Педагогическое обоснование урока:

На данном уроке учащиеся начинают новый творческий проект, который предполагает выполнения самостоятельных последовательных действий учащихся в осуществлении определенного замысла. Поскольку любая творческая работа – это определенная последовательность действий в осуществлении определенного замысла, то для этого необходима правильная последовательность действий. Научить учащихся овладеть этими методами исследования – одна из важнейших задач всей образовательной области, в том числе данного урока.

Время урока: 90 минут

Цели урока :

обучающая :

  • научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений,
  • раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
  • реализация полученных знаний по изготовлению технологической карты по при решении новой задачи;

развивающая :

  • развить трудовые навыки и умения учащихся составлять технологическую карты
  • развивать воображение, творческий подход к выполнению работы
  • развивать умение разбивать задачу на подзадачи;

воспитывающая :

  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям;
  • воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам

Инструменты и оборудование:

  • верстак,
  • линейка,
  • циркуль,
  • альбомный лист,
  • карандаш

Наглядные пособия :

  • технологическая карта,
  • готовые изделия (табуретки разных конструкций),
  • заготовки деталей.

Форма обучения :

  • индивидуальная,
  • групповая

Краткий план урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

III. Объяснение новой темы.

IV. Практическая часть урока.

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

VI. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка списочного состава учащихся, сообщение о теме, целях и содержании урока

Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие тетради, ручки)

Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат

II. Актуализация знаний

  1. Что такое технологический процесс? (Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов ).
  2. Что такое технологическая карта? (Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций )

III. Объяснение нового материала

С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.

Демонстрация готовых изделий (табуреток)

А какую из табуреток Вы хотите изготовить?

Когда замысел определен, учащиеся переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой деятельности – воплощению замысла в эскизах.

IV. Практическая часть урока

Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению табуретки

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку

линейка, карандаш, ножовка

Обработать заготовки и на станке

фуговальный станок ФСШ-2

Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке

верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток

Разметка и установка заготовки на токарном станке

станок СТД-120М, штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш

Вытачивание заготовки по размеру и форме

станок СТД-120М, шаблон, рейер, майзель

Шлифовка ножек табуретки

шлифовальная шкурка

Разметка и изготовление шиповых гнезд

Сверлильно-долбежный станок

Разметка, распиление, строгание вставок

Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник

Изготовление шипового соединения

Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож

Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам)

Клей столярный, киянка

Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка

Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка

Сборка изделия

Верстак, клей столярный, нагель, киянка

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

Оценивая работу учащихся, учитель учитывает последовательность и правильность выполнения работы.

VI. Домашнее задание

Составить технологические карты на разные виды табуреток, указать их назначение (детские, кухонные, для работы, хозяйственных нужд и др.).