СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АРТ-ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26 февраля в Муниципальном образовательном учреждении «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» согласно плану работы районного методического объединения руководителей кружков был проведен семинар-практикум по теме «Инновационные формы работы педагога дополнительного образования». В работе семинара приняли участие 45 руководителей кружков, педагоги школ и учреждений дополнительного образования детей. В программе семинара рассмотрены следующие вопросы, актуальные для педагогов дополнительного образования: 1.«Арт-педагогическое сопровождение социализации детей в условиях дополнительного образования» (докладчик Бурлака С.Е., методист ДДЮТ); 2. «Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса» (докладчик Бурлака, методист ДДЮТ). Проведены мастер-классы: - «Арт-терапия: техника «Акватушь», «Монотипия» (педагог-мастер Орлова И.В., ДДЮТ); - «Многофункциональный сувенир из пряжи» (педагог-мастер Шапаренко Н.С. ЦДТ); - «Цветочные открытки на Пасху» (педагог-мастер Провоторова Л.В., ЦДТ); -«Работа над образом при изучении вокального произведения» (Шелкова Д.М., педагог ДДЮТ). Арт-педагогика является одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания. Ее поле деятельности – проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности. Участники семинара отметили, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в арт-педагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, арт-педагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование. И к очевидным достоинствам арт-педагогики можно отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми наук и искусств, а также – духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день. В работе мастер-классов было представлено использование различных элементов и техник арт-педагогики в предметной деятельности. Тематика подобрана таким образом, чтобы участники семинара могли использовать практический опыт коллег в своей работе с кружковцами, а также ознакомились с новыми современными прикладными техниками, используемыми в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. Следует отметить, что семинар проводился согласно месячнику «Фестиваль педагогического мастерства-2018»; собственный стиль творческой деятельности продемонстрировали в формате проведения мастер-классов педагоги, подлежащие аттестации в 2018 году По результатам проведения семинара из 22 опрошенных респондентов новизну отметили – 62 %, содержательность семинара и актуальность темы – 71 %, практичность - 85 % участников. Творческая атмосфера, новизна используемых педагогических технологий, интересные педагогические приемы, личное мастерство педагога-мастера – такие характеристики в основном дали коллеги педагогам, представляющим свое мастерство. Педагоги, участники семинара были ознакомлены с Порядком подготовки, организации и проведения мастер-класса, рассмотренного на заседании районного методического объединения руководителей кружков 25.08.2017, утвержденного приказом от 25.10.2017 № 208 Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка», а также с Положением о проведении конкурса-выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства педагогов «Крылья вдохновенья».

Главная > Семинар

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования

Тема:

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

Цель : познакомить с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса в детских объединениях.

План семинара :

    Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.

    Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

- цель и задачи - типы учебных занятий - требования к организации занятий - формы работы с детьми - методы обучения - основные этапы современного занятия. 3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования. 4. Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях». 5. Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

Ход семинара:

Педагоги разбиваются на группы по направленностям.

Вступительное слово: тема семинара, план работы, актуализация выдвинутых вопросов.

1. Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.

Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? (ответы представителей от групп.)

Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать: Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться». Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам. Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер , т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся; базироваться на развивающих методах обучения детей ; для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями; использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе; основываться на социальном заказе общества; отражать региональные особенности и традиции.

    Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Вопрос для обсуждения в группах: Дайте определение учебного занятия. Исходя из определений, резюмируем: Учебное занятие это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия. Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов. Необходимо исходить из самого понятия цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Цели достигают через решение задач . Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития. Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная. Практикум в группах: Формулировка задач учебного занятия. Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите. _____________________________________ 1 – содействовать в ходе занятия формированию личностных качеств…, 2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания…, 3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения…, 4 – для решения задач эстетического воспитания…, 5 - для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления…, 5 - формировать правильное отношение к природе. ______________________________________ 1 – для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…, 2 - для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия…, 3 – обеспечивая развитие речи обучающихся…, 4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…, 5 – для развития у детей познавательного интереса…, 6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации…. __________________________________________ 1- проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях…, 2- обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия…, 3- сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…. Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем: Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия. Задачи развития обучающихся определяют,какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы : - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний. В соответствии с этим различаются типы учебных занятий. Вопрос для обсуждения в группах: Какие существуют типы учебных занятий ? Итог работы групп - определение типов занятий: изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.); обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.); комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения); контрольное (итоговое). К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования. Вопрос для обсуждения в группах: Какие требования необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании? Обобщаем ответы групп: Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования. - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; - целесообразное расходование времени занятия; - применение разнообразных методов и средств обучения; - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; - практическая значимость полученных знаний и умений. Вопрос для обсуждения в группах: Какие формы организации учебного процесса Вы знаете? В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально. Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе. - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся. - Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. - Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. - Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности. - Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления. - Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. - Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. - Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. Нетрадиционные формы организации деятельности детей. - Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. - Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. - Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. - Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. - Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. - “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. - День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость. - Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. - Выпускной ринг -отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми Имеется многообразный арсенал методов обучения , методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции. Рассмотрим две классификации методов обучения.

По Ю.К. Бабанскому

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

  • Объяснение

  • Дискуссия

  • Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

    Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)

    Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)

Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

    Упражнения

    Практическая работа

    Решение задач

    Моделирование объектов

По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру

    Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога) Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы) Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует) Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия. Вопрос для обсуждения в группах: Выделите основные этапы учебного занятия. В процессе обсуждения выделяем этапы занятия: 1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия. 2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы. 3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. 4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера. 5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования

Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия - находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие. В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики: - каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; - любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; - построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа. Работа в группах: Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия. ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия

Дата Тема занятия Цель Задачи:

    образовательная

    воспитательная

    развивающая

Тип занятия

Форма работы

Методы обучения

Оборудование для педагога

Оборудование для учащихся

План занятия:

    Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию. Создание психологического настроя на работу. 1-3 мин

    Проверка домашнего задания - творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 10-15 мин

    Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией и т.д.). 15-20 мин

    Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка. 30-40 мин

    Итог занятия. Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия. 10-15 мин

4. Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях» Психолог актуализирует значение физкульминуток и физкульпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно за занятиях в детских объединениях ИЗО, ДПИ, шахматном клубе, музыкальной школе-студии. Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки. Под руководством психолога педагоги знакомятся и «проигрывают» несколько психологических разминок. 5. Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой Ранее мы рассмотрели план-конспект традиционного занятия в дополнительном образовании. Теперь познакомимся со структурой инновационного занятия по Н.Е. Щурковой. В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Работа в группах: Изучение инновационного занятия по Н.Е. Щурковой (раздаём на листах). Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой. 1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием 3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 5 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу. 7 этап: рефлективный . Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. Итог работы групп: Выступление представителей групп. Обсуждение структуры инновационного занятия. Возможности включения такой структуры в практику своей работы. Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.
  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа

    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

  2. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ

    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.

  3. Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях мвд россии сборник

    Документ

    Антропов А.Г. - заместитель начальника Управления организации про­фессиональной подготовки Департамента кадрового обеспечения МВД России, кандидат юридических наук;

Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.