Дисциплина ОП 02 “Анатомия и физиология человека”, которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском техникуме, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех клинических дисциплин и профессиональных модулей, которые изучаются студентами на старших курсах. Внеурочная деятельность позволяет студентам обобщить и систематизировать знания по анатомии и физиологии, подготовиться к зачету и экзамену по данной дисциплине. Особое место в системе этой подготовки занимает проведение предметных олимпиад.

Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада- это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения.

Цели проведения предметной олимпиады:

  • Применение и активизация приобретенных в процессе изучения дисциплины “Анатомия и физиология” компетенций, знаний, умений и навыков.
  • Развитие у студентов логического мышления.
  • Повышение познавательного интереса к дисциплине “Анатомия и физиология”

Задания предметных олимпиад, как правило, выходят за рамки, предусмотренные рабочей программой по дисциплине. Предметная олимпиада способствует формированию компетенций, отраженных в ФГОС:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  • ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
  • ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Олимпиада проводится в два тура: 1 тур – участвуют все студенты второго курса, изучающие анатомию и физиологию; 2 тур - участвуют победители 1 тура олимпиады по 3 человека от каждой группы. В целях всесторонней оценки изучения предмета студентам предлагается несколько видов заданий.

В первом туре проводится оценка теоретических знаний. Студентам предлагается пройти тестирование, по основным разделам дисциплины. Содержание и сложность заданий соответствует Федеральным образовательным стандартам и рабочей программе дисциплины. Количество верных ответов студента равняется количеству баллов. По результатам тестирования выбираются победители 1 тура, которые приглашаются во второй тур.

Второй тур предметной олимпиады включает вопросы теоретического и практического характера. Задания данного тура уже могут выходить за рамки рабочей программы дисциплины и требуют от студентов более глубоких знаний.

Второй тур олимпиады включает несколько этапов:

Этап “Есть вопрос - дай ответ”- студентам необходимо ответить на предложенные вопросы. Время выполнения 10 минут. Количество правильных ответов равно количеству баллов.

Примерные вопросы:

  1. По каким сосудам кровь поступает в левое предсердие?
  2. Как называют второй тон сердца?
  3. Где находится двухстворчатый клапан?
  4. Как называют женские половые клетки?
  5. Функция желчного пузыря?
  6. Как называют усвоение питательных веществ?
  7. На какие соединения действует пепсин?
  8. Суточная потребность в углеводах?
  9. Что такое нейрон?
  10. Где находится центр акта мочеиспускания?
  11. Что такое реабсорбция?
  12. Что такое акромегалия?
  13. Латинское и греческое название сердца?
  14. Сколько отделов имеет головной мозг?

Количество спинно-мозговых нервов?

Этап “Не заблудись...”- на контуре тела человека необходимо обозначить определенные структуры. Например,

  1. Обозначить на контуре тела человека положение правой и левой почки.
  2. Обозначить на контуре тела нижнюю границу легких.
  3. Обозначить на контуре положение печени, отметить поверхности и края.

Время выполнения задания 10 минут. Максимальное количество баллов 5. Студентам необходимо правильно отметить на контуре тела человека, предложенные структуры. Для этого студенты должны знать ориентиры расположения органов.

Этап “Конструктор” - необходимо из набора костей выбрать и дать латинские названия тем костям, которые образуют, например, скелет верхней конечности, скелет черепа и т.д. Время выполнения задания 10 минут. Максимальное количество баллов – 5.

Этап “Ситуационная задача” - необходимо дать развернутый ответ на предложенную ситуационную задачу. Время выполнения задания 10 минут. Максимальное количество баллов – 5. Например, задача такого типа: Известно, что человек может прожить без пищи более месяца, без воды – 10 дней. Без кислорода жизнь угасает через 4–7 мин! Почему потребность в кислороде оказывается острее, чем в пище и воде?

После прохождения этапов проводится подсчет баллов. Если у участников олимпиады равное количество баллов, то проводится дополнительный этап в форме “Блиц-опроса” . Студентам предлагается дополнительно устно ответить на 5 предложенных вопросов. Преподаватель зачитывает вопрос, отвечает тот студент, кто первый поднял руку. При правильном ответе он получает 1 балл. По окончании данного этапа баллы суммируются, и выявляется победитель олимпиады.

Победители награждаются дипломами первой, второй и третьей степени. Победитель олимпиады получает дополнительные преимущества при сдаче зачета и экзамена по дисциплине “Анатомия и физиология”. Кроме того, баллы, полученные на олимпиаде, добавляются в качестве бонусов при расчете семестрового рейтинга по дисциплине “Анатомия и физиология”. Это служит отличной мотивацией для участия и подготовке к олимпиаде.

Таким образом, участие в предметных олимпиадах способствует формированию у студентов навыков самостоятельной работы, развивает умения работать с учебной литературой при подготовке к олимпиаде. Любая олимпиада, в том числе и предметная - это, прежде всего соревнование. Олимпиада проходит под девизом: “Все знать, изведать, испытать”.

Государственное областное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«Кольский медицинский колледж»

Методическая разработка внеучебного мероприятия

«Олимпиада по анатомии и физиологии человека»

Разработчик: Яковлева Марина

Николаевна, преподаватель, к.б.н

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуализация : Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском колледже, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех клинических дисциплин (хирургия, терапия, педиатрия, акушерство, травматология, фармакология и др.), которые изучаются на старших курсах. Подготовка и участие в Олимпиаде по анатомии и физиологии человека позволяет студентам повторить и обобщить полученные ранее знания.

^ Цели и задачи: повышение познавательного интереса студентов к изучению и повторению анатомии и физиологии человека; создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных студентов; активизация знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, развитие нестандартных способов повторения студентами содержания дисциплины.

^ Форма проведения : очная форма.

Время: 90- 100 минут.

Подготовка : составление заданий и эталонов ответов к ним, подготовка бланков заявок участников, создание Положения об Олимпиаде, формирование организационного комитета Олимпиады (из числа педагогического коллектива) во главе с председателем, методической и апелляционной комиссий, жюри, объявление об Олимпиаде, формирование призового фонда.

Олимпиада состоит из комплекса заданий по анатомии и физиологии человека, которые включают задания по разделам и темам: основы цитологии и гистологии, остеология, миология, спланхнология (дыхательная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, мочевыделительная система, половая система, эндокринная система, нервная система, органы чувств).

Задания включают:

1. Тесты с одним правильным ответом (всего 70 тестов).

2. Задание на знание численных значений.

3. Ситуационные задачи.

4. Задания на эрудицию.

Ход Олимпиады.


  1. Регистрация участников Олимпиады.

  2. Приветственное слово директора, преподавателей анатомии.

  3. Рекомендации по выполнению заданий. Выполнение заданий.

  4. Рефлексия.

  1. Метод изучения анатомии человека путём распила замороженных трупов разработал и применил:
а) Леонардо да Винчи б) Клавдий Гален в) Андрей Везалий г) Н.И.Пирогов

  1. Корковый отдел зрительного анализатора находится:
а) в теменной доле б) в затылочной доле в) в лобной доле г) в височной доле

  1. К многослойному эпителию относят:
а) эндотелий б) переходный в) многорядный г) цилиндрический

  1. Зубная формула взрослого человека обозначается как:
а) 1-2-3-3 б) 2-3-1-2 в) 2-1-2-3 г) 3-1-3-2

  1. Мерцательный эпителий выстилает:
а) стенки мочевого пузыря б) яйцевод в) стенки кишечника г) наружную поверхность кожи

  1. Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле моноцитов?
а) 6-8% б) 1% в) 67%

  1. Непосредственно от брюшной аорты отходят:
а) перикардиальные артерии б) почечные артерии в) межрёберные артерии г) желудочные артерии

  1. Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле лимфоцитов в норме?
а) 55-75 % б) 1-5% в) 20-40% г) 5-10%

  1. Вы микроскопируете мазок крови человека. Какая из клеток крови крупнее эритроцита, имеет сегментированное ядро, встречается часто, в цитоплазме гранулы?
а) моноцит б) лимфоцит в) тромбоцит г) нейтрофил

  1. Полость брюшины мужчины и женщины отличаются тем, что:
а) у мужчин замкнута, у женщин – нет б) у женщин в полости больше серозной жидкости в) у мужчин объём меньше, чем у женщин г) нет различий

  1. Агглютинины  находятся:
а) в плазме II группы крови б) в плазме III группы в) в эритроцитах III группы г) в эритроцитах II группы крови

  1. Способность свертываться – обусловлена присутствием в плазме крови:
а) фибрина б) гепарина в) фибриногена г) альбумина

  1. Правый главный бронх делится на:
а) две ветви б) три ветви в) семь ветвей г) более 10 ветвей

  1. Время жизни эритроцитов составляет:
а) несколько суток б) 10-15суток в) 50-70 суток г) 100-120 суток

  1. Мышечная оболочка матка состоит из:
а) двух слоев гладких мышц б) трех слоев гладких мышц в) трех слоев поперечно-полосатых мышц

  1. К гранулоцитам (зернистым) не относят:
а) нейтрофилы б) эозинофилы в) базофилы г) моноциты

  1. На дистальном эпифизе плечевой кости расположены:
а) хирургическая шейка б) мыщелок в) анатомическая шейка г) большой бугорок

  1. Ткань, образующая строму печени:
а) плотная волокнистая б) рыхлая волокнистая в) эпителиальная г) железистая

  1. В состав стенки камер сердца не входит
а) эндокард б) наружный листок перикарда в) миокард г) внутренний листок перикарда

  1. Нервные импульсы от тела нейрона к другому нейрону или органу поступают по:
а) аксону б) одному дендриту в) всем дендритам г) аксону и дендритам одновременно

  1. Гладкие мышцы входят в состав:
а) стенки кишечника б) стенки камер сердца в) языка г) глотки

  1. К воздухоносным костям относится:
а) сошник б) нёбная кость в) лобная кость г) затылочная кость

  1. С волосом анатомически не связаны:
а) потовые железы б) сальные железы в) гладкие мышцы

  1. Отверстия в поперечных отростках имеются:
а) у поясничных позвонков б) у крестцовых позвонков в) у шейных позвонков г) у грудных позвонков

  1. Воротная вена несёт кровь:
а) от желудка в нижнюю полую вену б) от ворот печени в нижнюю полую вену в) от кишечника к воротам печени г) от ворот почек в нижнюю полую вену

  1. В состав скелета запястья, также как и в состав скелета предплюсны, входит:
а) 8 костей б) трапециевидная кость в) ладьевидная кость г) 7 костей

  1. Медиальная лодыжка это:
а) отросток б) отросток большеберцовой кости в) отросток малоберцовой кости г) отросток бедренной кости

  1. Икроножная мышца – это мышца:
а) двуглавая б) трёхглавая в) двубрюшная г) четырёхглавая

  1. Полостью среднего мозга является:
а) четвертый желудочек б) третий желудочек в) боковые желудочки г) сильвиев водопровод

  1. Складки слизистой пищевода имеют направление:
а) продольное б) спиралевидное в) круговое г) складчатость отсутствует

  1. Ворсинки имеются в:
а) слепой кишке б) поперечной ободочной кишке в) желудке г) подвздошной кишке

  1. Проток желчного пузыря открывается в
а) двенадцатиперстную кишку б) желудок в) в правый печеночный проток г) в общий печеночный проток

  1. В области слепого пятна сетчатки:
а) отсутствуют рецепторы б) рецепторы крайне редки в) имеются только палочки г) имеются только колбочки

  1. Расщепление углеводов происходит:
а) в желудке б) в ротовой полости в) с участием желчи

  1. Мимические мышцы иннервирует нерв:
а) тройничный б) лицевой в) блуждающий г) добавочный

  1. Отдел тонкой кишки:
а) тощая б) ободочная в) слепая г) сигмовидная

  1. Основная ткань поджелудочной железы:
а) соединительная б) эпителиальная в) мышечная

  1. В желудке, также как и в ротовой полости:
а) перевариваются жиры б) перевариваются белки в) происходит механическая обработка пищи

  1. Желчь, как и сок поджелудочной железы:
а) содержит ферменты б) участвует в переваривании белков в) участвует в переваривании жиров

  1. Излишки глюкозы в организме запасаются в печени и мышцах в виде:
а) крахмала б) гликогена в) глюкагона

  1. В забрюшинном пространстве находятся:
а) селезенка и почки б) почки и двенадцатиперстная кишка в) мочеточники и тощая кишка

  1. Скелет трахеи состоит из:
а) 10 – 15 хрящевых полуколец б) 16 – 20 хрящевых колец в) 10 – 20 хрящевых пластинок г) 16 – 20 хрящевых полуколец

  1. Правая и левая почки:
а) расположены на одном уровне б) правая ниже левой в) левая ниже правой г) нет достоверных сведений

  1. Ворота лёгких находятся:
а) на диафрагмальной поверхности б) на медиальной поверхности в) в области верхушки лёгкого г) на боковой поверхности

  1. Сердечная вырезка расположена:
а) на медиальной поверхности правого лёгкого б) в нижней части переднего края левого легкого в) на медиальной поверхности левого лёгкого г) в области верхушки левого лёгкого

  1. Левая и правая плевральные полости:
а) полностью изолированы б) сообщаются между собой во время вдоха в) сообщаются между собой во время выдоха г) сообщаются с помощью трахеи

  1. Почки расположены:
а) на уровне средних грудных позвонков б) на уровне X грудного – 1 поясничного позвонков в) на уровне XI грудного – II-III поясничных позвонков г) справа и слева от крестца

  1. Почка окружена:
а) слоем мышц со всех сторон б) жировой капсулой в) брюшиной г) серозной жидкостью

  1. В почечную лоханку открываются:
а) извитые канальцы нефрона б) собирательные трубочки в) малые чашечки г) большие чашечки

  1. В мужской мочеиспускательный канал открываются:
а) протоки семенных пузырьков б) семявыбрасывающие протоки в) мочеточники г) протоки придатка яичка

  1. Яички в процессе эмбриогенеза закладываются:
а) в мошонке б) в паховом канале в) в брюшной полости г) в пещеристых телах полового члена

  1. Фолликулы, в которых созревают яйцеклетки, находятся
а) в мозговом веществе яичника б) в корковом веществе яичника в) в маточной трубе г) в матке

  1. Частота сердечных сокращений не увеличивается:
а) при физической нагрузке б) при кровопотери в) при активации парасимпатической нервной системы г) при активации симпатической нервной системы

  1. Спинной мозг заканчивается на уровне
а) XI-XII грудных позвонков б) I-II поясничных позвонков в) III-IV поясничных позвонков г) I-II крестцовых позвонков

  1. Овальное отверстие (ямка) в сердце расположено:
а) между левым и правым желудочками б) между левым предсердием и левым желудочком в) между правым и левым предсердиями г) между левым предсердием и правым желудочком

  1. Центральный отдел симпатической нервной системы находится:
а) в головном и спинном мозге б) в спинном мозге в) в головном мозге г) в черепных нервах

  1. В правое предсердие открывается:
а) верхняя полая вена б) легочная вена в) яремная вена г) легочная артерия

  1. Во время систолы предсердий:
а) открыты все клапаны б) открыты створчатые, закрыты полулунные в) открыт правый полулунный, закрыт левый полулунный г) закрыты створчатые клапаны

  1. Продолжительность сердечного цикла:
а) 8 с б) 0,8 с в) 0,4 с г) 4 с

  1. Проводящая система сердца это:
а) система сердечных артерий б) система сердечных капилляров в) система клапанов сердца г) система, обеспечивающая автоматию сердца

  1. Гормон, синтезируемый клетками гипофиза:
а) адренокортикотропный б) мелатонин в) вазопрессин

  1. Гормоном щитовидной железы является:
а) тироксин б) тимозин в) паратгормон г) окситоцин

  1. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает:
а) кальцитонин б) адреналин в) глюкокортикоиды г) андрогены

  1. Шейный отдел спинного мозга имеет:
а) 6 сегментов б) 7 сегментов в) 12 сегментов г) 8 сегментов

  1. Симпатические нервные волокна входят в состав:
а) некоторых черепных нервов б) некоторых спинномозговых нервов в) черепных и спинномозговых нервов в) всех спинномозговых нервов

  1. В состав среднего уха входит:
а) барабанная полость б) козелок в) преддверный орган г) костный лабиринт

  1. Паутинная оболочка спинного мозга расположена:
а) между твёрдой оболочкой и надкостницей позвонков б) между твёрдой и сосудистой оболочками в) между сосудистой оболочкой и спинным мозгом г) входит с состав сосудистой оболочки

  1. Ядра блокового и отводящего нервов являются:
а) двигательными б) чувствительными в) симпатическими г) смешанными

  1. Передняя камера глаза находится:
а) между хрусталиком и стекловидным телом б) между роговицей и хрусталиком в) между роговицей и радужкой г) между роговицей и стекловидным телом

  1. Слуховая (евстахиева) труба соединяет:
а) полость наружного слухового прохода с полостью носа б) полость среднего уха с носоглоткой в) полости полукружных каналов с барабанной полостью г) полость внутреннего уха с носоглоткой

^ Задание 2. Требуется указать значения (или диапазоны значений) различных величин в норме

у человека (с указанием единиц измерения ) в данной таблице:


Показатель

Численное значение

^ Единица измерения

Оценка жюри







  1. Концентрация сахара в моче

  1. Дыхательный объем

  1. Общее число фаланг стопы



  1. Количество полых вен



  1. Суточный объем мочи



  1. Частота сокращения диафрагмы

  1. Длина толстой кишки


  1. Общее количество позвонков




Задание 3. Решите ситуационные задачи, дав развернутый ответ:


  1. При перелетах на самолете, во время перепада давления воздушной среды, пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства «закладывания ушей» предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

  2. На медосмотре находился пациент 25 лет, который жалуется на увеличение размеров кистей рук. При осмотре обнаружено увеличение не только кистей, но и стоп, носа и нижней челюсти. Нарушение гормональной функции какой железы могло повлечь описанные изменение пропорций тела пациента? Как называется данное состояние?

  3. У двух больных произошло кровоизлияние в мозг – одного из них в кору головного мозга, у другого – в продолговатый мозг. У какого больного прогноз более благоприятный?

  4. При вскрытии трупа старого человека патологоанатом отметил наличие позади рукоятки грудины скопления жировой ткани, расположенной в пространстве, свободном от плевры. Как называется это пространство? Какое анатомическое образование было обнаружено специалистом?

  5. Какая группа крови у больного, если агглютинация произошла в стандартной сыворотке 0 (I) и В (III) групп?

Задание 4. Покажите свою эрудицию.

2. В организме человека «спрятались» жители удивительного зоопарка. Каких животных или их частей мы можем отыскать в названиях органов, анатомических образований человека? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.

3. Швейцарский морфолог, профессор логики, риторики и медицины, живший в 17 веке, в своё время опубликовал работу, в которой описал крупные образования, расположенные в стенке тонкого кишечника и их защитную функцию. Как фамилия этого ученого? Какие анатомические образования он описал? Что сегодня известно об их функции?

4. Удивителен организм человека! В нем можно встретить не только представителей животного мира, но и растительного. Какие «ботанические» названия органов или анатомических образований Вам известны? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.

5. Какова физиологическая природа выражений: «от стра­ха в пот ударило», «волосы дыбом встали», «мурашки по коже»?

6. Немецкий врач и патолог, будучи студентом, выполнил работу по микроскопическому строению поджелудочной железы, в которой описал ее строение. Что это за ученый (фамилия) и какая часть поджелудочной железы названа в его честь, какова её функция?

7. Богиня Фетида, чтобы сделать своего сына неуязвимым, искупала его в волшебных водах реки Стикса в подземном царстве. Как звали её сына? Куда он был ранен у стен Трои? Какое анатомическое образование названо в честь сына Фетиды? Где оно находится и какую функцию выполняет?

^ ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА


  1. Тестовые задания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 70.

  1. Задание на знания численных значений.
Количество баллов – от 1 до 3.

По 1 баллу – в № 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 21, 25.

По 2 балла (число + ед. измер.) – № 1, 15, 16, 19, 20, 21, 24, а также № 7

По 3 балла (диапазон + ед. измер.) – № 8, 11, 18, 22, 23

Максимальное количество баллов - 44.


Показатель

Численное значение

Единица измерения

  1. Длительность эмбрионального развития человека

38-42

нед.

  1. Число костей, напрямую соединенных с грудиной

16

шт.

  1. Количество долей в левом легком

2

доли

  1. Число хромосом в зрелом эритроците

0

  1. Количество сегментов спинного мозга

31

сегм.

  1. Количество молочных зубов у ребенка

20

шт.

  1. Концентрация сахара в моче

0

  1. Дыхательный объем

300-900 (в ср.500-600)

мл

  1. Общее число фаланг стопы

14

шт.

  1. Количество пар черепных нервов

12

шт.

  1. Продолжительность менструального цикла

21-35

дней

  1. Количество полых вен

2

шт.

  1. Количество костей в одном запястье

8

шт.

  1. Количество слуховых косточек в организме

6 (3 пары)

шт.

  1. Суточный объем мочи

0,8-2

л

  1. Систолическое артериальное давление

110-140

мм рт. ст.

  1. Количество малых коренных зубов у взрослого человека

8

зубов

  1. Частота сокращения диафрагмы

16-20

в минуту

  1. Длина толстой кишки

1-2

метра

  1. Длительность сердечного цикла

0,8

с

  1. Общее количество позвонков

32-34

позв.

  1. Концентрация гемоглобина в крови у женщины

120-140

г/л

  1. Количество лейкоцитов в периферической крови

4-9*10 9

в литре

  1. Количество эритроцитов в периферической крови мужчины

4-5*10 12

в литре

  1. Общее количество долевых бронхов

5

шт.

  1. ^ Ситуационные задачи.

1

Во время употребления леденцовых конфет повышается интенсивность слюноотделения и количество глотательных движений. Во время глотания евстахиева труба открывается и уравнивается давление в среднем ухе с давлением наружной воздушной среды.

2 балла

2

  1. Описанное состояние называется акромегалией и вызвано гиперфункцией аденогипофиза, сопровождающейся избыточной выработкой гормона роста (соматотропного гормона – СТГ).

3 балла

3

В коре головного мозга нет жизненно важных центров, а в продолговатом есть (дыхательный, сердечно-сосудистый). Поэтому более опасно для жизни кровоизлияние в продолговатый мозг, как правило, оно заканчивается летальным исходом.

2 балла

4

Пространство – средостение. Тимус, паренхима которого с возрастом дегенерирует и заменяется жировой тканью.

2 балла

5

У больного II (А) группа крови.

2 балла

  1. Задания на эрудицию.
1. Ответы на русские народные загадки:

4.1. Около прорубки стоят белые голубки. Ответ: зубы.

4.2. Волос на волос, тело на тело - начинается темное дело. Ответ: глаз закрывается.

4.3. Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. Ответ: вдох .

4.4. Между двух светил я в середине один. Ответ: нос.

4.5. Вокруг земли обведу, а вокруг головы не обвести. Ответ: глаза.

За каждый правильный ответ – 1 балл. За неверный, но подходящий по смыслу или оригинальный – 0,5 баллов.

^ 2. Возможные ответы:


  • улитка (во внутреннем ухе);

  • конский хвост - пучок корешков поясничных и крестцово-копчиковых нервов спинного мозга, расположенных в позвоночном канале;

  • клювовидный отросток (лопатки);

  • петушиный гребень (отросток решетчатой кости, направлен в полость черепа);

  • чешуя (лобной, затылочной, височной, теменной костей мозгового отдела черепа);

  • червь (срединная часть мозжечка);

  • крылья (большие и малые клиновидной кости черепа, подвздошной кости таза, крылья наружного носа).

  • мышцы (от лат. musculus - «мышонок»)

  • «гусиная» кожа – при эмоциональном возбуждении, симпатическая нервная система способствует сокращению гладких мышц дермы, связанных с волосяной сумкой.

  • раковина ушная

  • камбаловидная (мышца голени)

  • червеобразный отросток слепой кишки (в правой подвздошной области)

  • рога спинного мозга

  • селезенка (в левом подреберье)
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, максимум 5 баллов.

3 . Пейер Иоганн описал крупные скопления лимфоидной ткани – пейеровы (1 балл) бляшки (1 балл), выполняющие иммунную функцию (1 балл) (местный иммунитет), вырабатывающие Т и В-лимфоциты.

За полный ответ – 3 балла.

^ 4. Возможные ответы:


  • миндалины (от греч. «миндаль») – 2 небные (между небными дужками), 2 трубные (около глоточных отверстий слуховых труб), глоточная (аденоидная) (на задней стенке носоглотки), язычная (на корне языка);

  • миндалевидное тело и чечевицеобразное тело – базальные ядра в белом веществе головного мозга;

  • оливы - в продолговатом мозге;

  • яблоко – глазное (в полости глазницы), адамово – выступ щитовидного хряща гортани у мужчин, лежит в передней области шеи;

  • луковицы – обонятельная (на нижней поверхности лобных долей головного мозга), луковица полового члена (задний утолщенный конец полового члена), луковица аорты (в восходящей части аорты), волосяная луковица (нижний расширенный конец корня волоса, лежащий в дерме кожи).

  • кора головного мозга

  • почки (в брюшной полости)

  • ствол головного мозга

  • листки серозных оболочек

  • грибовидные сосочки языка

  • отросток (червеобразный и др.)
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, (максимум 5 баллов).

5. Ответ: при эмоциональном возбуждении (при испуге, страхе, восхищении) симпатические нервные волокна (2 балла) усиливают секрецию потовых желез (1 балл), способствует сокращению гладких мышц дермы (1 балл), связанных с волосяной сумкой (1 балл), которые дают эффект «гусиной кожи» и приподнимают волосы (1 балл).

^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 6 баллов.

6. Лангерганс Пауль описал эндокринную часть поджелудочной железы, названные в дальнейшем островками (1 балл) Лангерганса (1 балл) , выполняющие функцию синтеза гормонов – инсулина (1 балл) и глюкагона (1 балл) , участвующих в углеводном обмене (1 балл).

^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.

7. Сына звали Ахиллес (Ахилл) (1 балл), он был ранен в пятку (1 балл) , в его честь названо ахиллесово (ахиллово) сухожилие (1 балл) трехглавой мышцы голени (1 балл) (на задней поверхности), с помощью которого мышца прикрепляется к пяточной кости (1 балл), функция – подошвенное сгибание (1 балл) .

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.

Использованные источники


  1. Большая книга загадок. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 144 с. (загадки)

  2. Вигманн С., Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования взрослых. – М: ЦИНО Общества «Знание» России, 1998. – с.57. (метод рефлексии)

  3. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2006. – 318 с. (загадки)

  4. Самусев Р.П. Анатомия человека в эпонимах. Справочник. – М.: ООО «Изд-во «Оникс»: «Изд-во «Мир и Образование», 2007. – 656 с.

  5. Сборник тестовых заданий, морфо-функциональных и ситуационных задач и ответов для студентов по предмету «Анатомия и физиология человека». – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 93 с.

  6. Иллюстрации:
www .sciencephotolibrary.com (мозг на ладони)

Www. vashgorod.ru (думающий скелет)

www .smajiliki.ru (смайлики).

Каталог анатомических моделей и манекенов. – Изд. Группа «ГЭОТАР-медиа», 2010. – 47 с. (танцующий скелет).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

^ ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ОЛИМПИАДЫ


Уважаемый участник Олимпиады!

  1. Выключите мобильные средства связи. Во время Олимпиады пользоваться телефоном запрещается! Нарушители будут удаляться.

  2. Время для выполнения заданий – 90-100 минут. Через каждые 10 минут время фиксируется на доске.

  3. Выходить во время Олимпиады не рекомендуется.

  4. Общаться с другими участниками Олимпиады запрещено.

  5. Задания 1, 3, 4 выполняете на отдельном листке в клетку, задание 2 пишите в предложенной Вам, готовой таблице.

  6. Пишите аккуратно, разборчиво.

  7. Один из листов в клетку можете использовать в качестве черновика.

Желаем Вам успешного выполнения заданий Олимпиады!

Оргкомитет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

^ РЕФЛЕКСИЯ ПО ОКОНЧАНИИ ОЛИМПИАДЫ

Метод «Всё у меня в руках»

Цель: Выяснить отношение участников к прошедшей Олимпиаде.

Время: 2 мин. на объяснение; 10 мин. на индивидуальную работу; 10 мин. на обобщение результатов.

Материал: цветные листы бумаги, ручки, ножницы, скотч.

Проведение: Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:


  1. - большой палец - я хотел(а) бы еще поработать над …

  2. - указательный – мне понравилось …

  3. - средний - мне здесь не понравилось…

  4. - безымянный – самое сложное было…

  5. - мизинец - мне здесь не хватало...
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы, затем изображение руки вырезают. Листки вывешиваются, преподаватель обобщает результаты, дает свои комментарии.


Рассмотрено на заседании ЦМК «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол № Зам. директора по УМР

Председатель _____________

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А.

Олимпиада представляет собой один из методов нетрадиционной проверки знаний обучающихся, в основе которого лежит соревнование. Она концентрирует внимание студентов на познавательной стороне обучения, а также стимулирует их к самостоятельному решению некоторых практических задач.

Цели и задачи олимпиады:

Ø Развитие устойчивой мотивации на изучение дисциплины.

Ø Повышение качества знаний посредством интеллектуального развития студентов и их личной вовлеченности во внеучебный процесс.

Ø Применение приобретенных в ходе изучения дисциплины компетенций, умений и навыков студентов, использование результатов проектной деятельности и ИКТ.

«Анатомия и физиология» - одна из фундаментальных медицинских и биологических дисциплин. Она имеет теснейшие связи почти со всеми предметами медицинского и биологического профиля.

Поэтому олимпиада по «Анатомии и физиологии» включает вопросы, позволяющие всесторонне оценить познавательную и творческую деятельность студента, а именно:

1) его культуру и эрудицию, знание истории предмета;

2) навыки системного мышления;

3) понимание связи предмета с клиническими дисциплинами;

4) умение решать логические задачи.

В целях всесторонней оценки изучения предмета студентам предлагается несколько видов заданий.

В региональной олимпиаде по анатомии и физиологии участвуют студенты третьего курса любой специальности.

3.4. Региональная олимпиада включает три тура конкурса по дисциплине «Анатомия и физиология» и дополнительный, 4 тур для участников, набравших равное количество баллов при определении 1 места.

Программа региональной олимпиады по анатомии

г. Благовещенск

№ п/п

Мероприятие

Время

Аудитория

Ответственные

Регистрация участников, гостей

Открытие олимпиады

Актовый зал

I тур олимпиады. Компьютерное тестирование

Компьютерный класс ФПК

II тур олимпиады

Кофе-пауза

методкабинет

III тур олимпиады. Мультимедийная презентация «Как Вы устроены, Господин Тело?»

Актовый зал

Концерт для участников

Актовый зал

Подведение итогов олимпиады

Методкабинет

Награждение победителей. Закрытие олимпиады

Актовый зал

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональной олимпиаде студентов образовательных учреждений СПО по учебной дисциплине «Анатомия и физиология»

1. Общее положение

Олимпиада по анатомии и физиологии - это соревнование по выявлению способностей студентов в использовании познавательной и творческой компетенции, включающей культуру и эрудицию, знание истории дисциплины, навыки системного мышления, понимание связи анатомии и физиологии с другими профильными дисциплинами, умение решать логические задачи.

Учредитель олимпиады: ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж».

Цели и задачи олимпиады:

1. Развитие устойчивой мотивации на изучение дисциплины.

2. Повышение качества знаний посредством интеллектуального развития студентов и их личной вовлеченности во внеучебный процесс.

3. Применение приобретенных в ходе изучения дисциплины компетенций, умений и навыков студентов, использование результатов проектной деятельности и ИКТ.

2. Дата и место проведения

Олимпиада проводится 28 января 2011 года в 11.00 часов в ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж» Амурская область , ул. Зеленая, 30. Проезд автобусами № 28, 22.

3. Организация проведения олимпиады

3.1. В региональной олимпиаде по анатомии и физиологии участвуют студенты третьего курса любой специальности.

3.2. Количество участников – до 4-х человек от учебного заведения (филиала).

3.3. Участник олимпиады должен иметь при себе студенческий билет.

3.4. Региональная олимпиада включает три тура конкурса по дисциплине «Анатомия и физиология» следующего содержания:

ПЕРВЫЙ ТУР

(Приложение№1)

Задания на выбор правильного варианта ответа (компьютерное тестирование – база 150 тестов, участник выполняет 30 заданий).

Время выполнения задания - 30 минут. Оценка по 5-балльной системе.

ВТОРОЙ ТУР

(Приложение№2)

КОНКУРС 1 «Задание на работу с изображениями».

Требуется дать название каждому рисунку в целом и его отдельным элементам (обозначены цифрами). Кроме того в некоторых рисунках надо указать допущенные грубые ошибки.

Оценка:

КОНКУРС 2 «Задание на знание численных значений»

(Приложение№3)

В этом задании требуется указать значение различных величин. При оценке ответа учитывается, что границы физиологической нормы условны.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 3 « Задание на установление соответствия» .

Требуется заполнить таблицу, устанавливающую соответствие между структурами и их признаками.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 4. «Объяснение з начения биологических и медицинских

терминов.»

Требуется объяснить значение нескольких биологических и медицинских терминов. При оценке ответа учитывается, в первую очередь, не формальная точность определений (для некоторых терминов они очень сложны), а указание наиболее важных моментов.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 5. «Задание на объединение понятий».

Необходимо объединить по какому-либо признаку три из предложенных четырех понятий, указать «лишнее» понятие и объяснить, что объединяет оставшиеся. В этих заданиях возможны несколько правильных вариантов ответов.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 6 . « Задание на установление причинно-следственной связи.»

Предлагаются фразы, составленные из двух утверждений, соединенных союзами «поэтому» или «потому что» . Требуется оценить истинность каждого из утверждений (А и Б) по отдельности, а также наличие между ними причинно-следственной связи.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка 1 балл за каждое правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 7. «Ситуационная задача.»

Время выполнения задания - 10 минут.

Оценка по 5-балльной системе.

ТРЕТИЙ ТУР

(Приложение№3)

КОНКУРС «Как же Вы устроены, Господин Тело?» (экскурсия по одной из систем органов) с обязательной мультимедийной презентацией.

Время, отведенное на выступление – 7 – 10 минут.

Оценка по 5-балльной системе.

Баллы начисляются каждому участнику команды учебного заведения.

Экскурсию проводят 2 человека от каждого учебного заведения.

ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР (Дополнительный)

(Приложение№4)

КОНКУРС «Внимание»

Данное задание проводится в случае равного количества баллов на призовом месте при подведении итогов.

Проводится в форме «Блиц-турнира» . Проверка знаний студентов проводится устно, для чего подготовлено 25 – 30 вопросов, в зависимости от количества испытуемых. На каждого студента приходится 5 вопросов. Преподаватель зачитывает вопрос, тот студент, который знает ответ, поднимает руку и отвечает. При правильном ответе ему начисляется 1 балл. По окончании данного этапа подсчитываются баллы у каждого студента. Количество баллов должно быть 5.

4. Подведение итогов

Итоги подводит жюри. По лучшим показателям (баллам) определяется личное первенство. Участники, занявшие 1, 2, 3 места, награждаются дипломами и сувенирами. Остальные участники получают благодарственные письма.

Владимир Николенко .

Фотоотчёт

Код вставки на сайт

23 и 25 декабря 2017 года на кафедре анатомии человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова прошел финал I Олимпиады по анатомии.

Участники олимпиады – 145 студентов-отличников 2-ого курса лечебного, педиатрического факультетов и международной школы «Медицина будущего» Сеченовского университета и факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова. Председатель жюри – заведующий кафедрой анатомии человека, профессор Владимир Николенко .

Каждый студент за время олимпиады мог набрать максимальные 90 баллов. Задания были разделены на 5 блоков: «Заявка» - кроссворд, название команды и девиз. «Тест» - тестовый контроль. «Терминология» - за одну минуту дублировались анатомические термины с русского на латинский язык. «Мозговой штурм» - письменные ответы на теоретические вопросы. Блок «Мастер класс» - участникам предложили на скорость собрать конструктор модели головного мозга.

В первом туре участникам предстояло выполнить творческие задания: придумать название для своей команды, девиз и составить анатомический кроссворд. Определяющим фактором для прохождения в следующий тур олимпиады была оригинальность кроссворда. Таланты студентов проявились в творческих кроссвордах-поделках, журналах, плакатах и рисунках, девизах.

Самыми запоминающимися стали девизы: «Когда умрем, то все до одного познаем, что не знаем ничего», «Мы заставим ваши сердца биться чаще», «Наш путь начинался с заката. Он был и суров, и безлик. И все мы познали когда-то, как мертвые учат живых». Среди команд были «Бешеные нейроны» и «Веселые анатомы», «Всем caput» и «Дыхание жизни», «Лимбическая сила», «Несонный треугольник» и множество других.

Во второй тур вышли 40 студентов, а в третьем туре, за победу боролись 25 финалистов, которым были предложены разноплановые задания на владение практическими навыками.

По итогам трех туров победителями стали студенты лечебного факультета:

1 место – Иван Супряга – 71 балл (преподаватель М.О. Тимофеева),

2 место – Рафаил Данилов – 66 баллов (преподаватель М.О. Тимофеева),

3 место – Дмитрий Цюкало – 63 балла (преподаватель А.Е. Стрижков).

«Олимпиада - это отличный старт в медицинское будущее, где знание анатомии является его платформой», - общее мнение участников и гостей. Поздравляем победителей, призеров и желаем дальнейших побед!

Мария Золотарева, старший преподаватель кафедры анатомии человека

Скопировать в буфер обмена

Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию сборник заданий по анатомии и физиологии человека. Он проходил проверку в течение пятнадцати лет моего взаимодействия с ребятами из классов с углубленным изучением биологии, моими гениями, призерами Заключительного этапа олимпиады по биологии. Сборник включает задания, требующие различного подхода к выполнению:

  • тестирование с выбором одного правильного ответа,
  • тестирование с выбором нескольких правильных ответов,
  • упражнения на выявление взаимосвязи структуры и функции,
  • упражнения на составление логических цепочек с использованием причинно-следственных связей,
  • определение верности суждения,
  • применение специальной терминологии,
  • ответы на вопросы с применением сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

В сборнике есть задания по каждой теме курса "Человек и его здоровье". Его можно успешно использовать для выполнения самостоятельных работ в специализированных классах, домашнего задания при подготовке к предметной олимпиаде. Вопросы и задания, составлены таким образом, чтобы исключить оценку «зазубренного» материала учебника, углубить понимание основ анатомии и физиологии человеческого организма.

Осторожно! Задания ориентированы на обучающихся классов с углубленным изучением биологии и составлены на достаточно высоком уровне сложности, требующем глубоких теоретических знаний. Я считаю, что такие вопросы будут стимулировать познавательную активность и вызывать азарт у одних школьников и навсегда отобьют интерес к предмету у других.