Анотація:

В монографии освещена история старообрядчества в Российской империи. Автор впервые исследовал межконфессиональные и межнациональные проблемы, проанализировал систему взяток старообрядцев и их адаптацию к сложившимся историческим условиям, попытался установить численность староверов разных согласий, наметить ареал их расселения на территории России и за рубежом. Наиболее полно изучена история Белокриницкой иерархии, в том числе ее неокружническая ветвь, социальная структура старообрядческого сообщества, история всероссийских центров староверия, показано становление, эволюция и ликвидация старообрядческих монастырей, скитов и т. д.


Зміст:

Предисловие …5

Глава 1. Обзор литературы и источников по истории старообрядчества

Очерк историографии старообрядчества …15

Источники для изучения истории старообрядчества …73

Глава 2. Распространение "старой веры", расселение и численность старообрядцев

Факторы распространения "старой веры" …111

География старообрядческой колонизации …124

Численность старообрядцев в России и за рубежом …169

Глава 3. Социальная структура старообрядческого сообщества

Крестьянство …217

Мещанство …222

Казачество …232

Купечество …252

Духовенство …259

Глава 4. Государство и старообрядчество

Правовое положение староверов …266

Преследования …278

Глава 5. Протест и поиски путей компромисса

Участие старообрядцев в восстаниях и революционном движении …307

Старообрядцы и "культура" взяточничества …346

Моление за царя как одна из форм адаптации …366

Глава 6. Межконфессиональные и межнациональные отношения

Межконфессиональные отношения …377

Межнациональные отношения …390

Глава 7. Вера

Белокриницкая иерархия …414

Беглопоповцы …463

Беспоповцы …480

Глава 8. Монастыри и скиты. Выдающиеся центры старообрядчества

Старообрядческие монастыри: становление, эволюция, ликвидация …497

Керженец …538

Ветка …554

Выго-Лексинская пустынь …564

Стародубье …572

Иргиз …583

Рогожское кладбище …588

Преображенское кладбище …598

Белая Криница …604

Куреневское тримонастырье …624

Черемшан …637

Хронологическая таблица важнейших дат в истории русского старообрядчества …644

Именной указатель …668

…700

Список сокращений …702


Taranets S.V. The Old Belief in the Russian Empire (the Late 17th – Early 20th Centuries). – V. 1. The Relations of Old Believers’ Communities with the State and Official Church / Edited by H. V. Boriak. NAS of Ukraine. Institute of History of Ukraine; Museum of the Old Belief History and Culture of Ukraine. – K., 2012. – 704 p.

Title: The Old Belief in the Russian Empire (the Late 17th – Early 20th Centuries)
Author(s): Taranets S. V.
Year: 2012

div stylebSummary: /b. /div. pThe monograph sheds light on the Old Belief history in the Russian Empire. The author is the first to examine the interconfessional and interethnic issues, analyse the Old Believers’ bribery system and their adaptation to the then historical conditions, as well as identify their size and settlement areas in and outside Russia. The publication also offers a detailed history of the emBelokrinitsa/em hierachy, the social structure of the Old Believers’ communities, history of the all-Russian Old Belief centers, formation, development and liquidation of the Old Believers’ monasteries and skits./p pIt is intended for historians, philosophers, ethnologists, anyone interested in the Russian national culture/p, br. div style="background-color:#fdfcfc;color:#8B4513;padding:10pt;font-size:10pt;text-align:center;". bContent: /b, /div. pForeword ...5/p p classem, strongChapter/strong. /em. em. strong 1./strong. /em, strongReview of Literature and Sources on the Old Belief History /strong. /p p classEssay on the Old Belief Historiography ...15/p p classSources on the Old Belief History ...73/p p classem; strongChapter 2./strong, /em. strong Spreading of the “Old Belief”, the Old Believers’ Settlement and Size /strong. /p p classThe Factors of the “Old Belief” Spreading ...111/p p classGeography of the Old Believers’ Colonization ...124/p p classOld Believers’ Size in Russia and Abroad ...169/p p classem, strongChapter 3./strong, /em. strong The Social Structure of the Old Believers’ Community /strong; /p p classThe Peasantry ...217/p p classThe Petty Bourgeois ...222/p p classThe Cossacks ...232/p p classThe Merchants ...252/p p classThe Clergy ...259/p p classem. strongChapter 4./strong. /em. strong The State and the Old Belief /strong. /p p classThe Old Believers’ Legal Status ...266/p p classPersecution ...278/p p classem, strongChapter/strong. /em. em. strong 5./strong. /em, strongProtest and Search for Compromise /strong. /p p classThe Old Believers’ Participation in Uprisings and Revolutionary Movement ...307/p p classThe Old Believers and “the Culture of Bribery” ...346/p p classPraying for the Tsar as a Form of Adaptation ...366/p p classem. strongChapter 6./strong. /em. strong The Interconfessional and Interethnic Relations /strong. /p p classThe Interconfessional Relations ...377/p p classThe Interethnic Relations ...390/p p classem, strongChapter 7./strong. /em. strong Belief/strong. /p p classThe Belokrinitsa Hierachy ...414/p p classemBeglopopovtsy/em (Runaway Priests)...463/p p classemBespopovtsy/em (Priestless)...480/p p classem. strongChapter 8./strong. /em. strongМо/strong, strongnasteries /strong. strongand /strong, strongSkits/strong. strong. /strong, strongThe Outstanding Old Believers’ Centers /strong. /p p classThe Old Believers’ Monasteries: Formation, Development, Liquidation ...497/p p classKerzhenets ...538/p p classVetka ...554/p p classVyg-Leksa Monastery ...564/p p classStarodub’e ...572/p p classIrgiz ...583/p p classRogozh Cemetery...588/p p classPreobrazhensky Cemetery...598/p p classBelaia Krinitsa ...604/p p classKurenevskoie Trimonastyr’ie ...624/p p classCheremshan ...637/p p classstrongChronology of the Old Belief History/strong ...644/p p classstrongNames Index /strong...668/p p classstrongBibliography List of Illustrations /strong...700/p p classstrongList of Abbreviations/strong ...702/p. br

Анотація:

Во втором томе монографии освещена история культуры старообрядчества в Российской империи. Автор впервые исследовал менталитет старообрядцев, вопросы морали и нравственности, их взаимоотношения с интеллигенцией, их церковную, социальную благотворительность и меценатство, определил место староверов в торговом и промышленном развитии страны. Значительное внимание уделяется старообрядческой литературе второй половины ХVІІ - начала ХХ в., книжным собраниям староверов, рукописному мастерству и книгопечатанию. В книге представлены образы старообрядцев в русской художественной литературе и живописи, акцентировано внимание на иконопись, литейное мастерство, музейное дело, театр и культовую архитектуру.

Для историков, философов, этнологов и всех тех, кто интересуется русской национальной культурой


Зміст:

Предисловие ...5

Глава 1. Обзор литературы и источников по истории культуры старообрядчества

Историографический обзор...11

Источники по истории культуры старообрядчества …46

Глава 2. Менталитет

Менталитет …59

Мораль и нравственность...103

Русское старообрядчество и российская интеллигенция...115

Глава 3. Экономика

Старообрядцы в торговом и промышленном развитии России...128

Новаторство...200

Благосостояние и уровень жизни...210

Глава 4. Благотворительность

Церковная благотворительность...218

Социальная благотворительность...242

Меценатство...257

Глава 5. Образование и воспитание

Домашнее и школьное образование...267

Высшее образование и благотворительность в сфере просвещения...295

Глава 6. Литература

Старообрядческая литература второй половины ХVІІ-ХVІІІ в. ...308

Старообрядческая литература ХІХ - начала ХХ в. ...346

Глава 7. Рукописание, книгопечатание и книжные коллекции

Книжные собрания староверов...381

Рукописное мастерство и книгопечатание...437

Глава 8. Иконопись и архитектура

Иконопись и литье...458

Культовая архитектура...472

Глава 9. Музеи и театры

Старообрядцы и русский театр...484

Музейное дело и образы старообрядцев в русской живописи...490

Глава 10. Образы старообрядцев в русской художественной литературе ...501

Хронологическая таблица важнейших дат в истории культуры русского старообрядчества ...532

Источники и литература

ІІІ. Литература...593

ІV. Электронные ресурсы...644

Список изданий, иллюстрации которых используются в монографии ...646

Именной указатель ...648

Список сокращений ...686


Taranets S. V. The Old Belief in the Russian Empire (the Late 17th – Early 20th Centuries). – V. 2. The Old Belief in the Socio-Cultural Aspect / Edited by H. V. Boriak. NASU Institute of History of Ukraine; Museum of the Old Belief History and Culture of Ukraine. – K., 2013. – 688 p.

Title: The Old Belief in the Russian Empire (the Late 17th – Early 20th Centuries).
Author(s): Taranets S. V.
Year: 2013

div stylebSummary: /b. /div. pVolume 2 sheds light on the history of the Old Belief culture in the Russian Empire. The author is the first to examine Old Believers’ mentality, including the issues of their molality and ethics; relations with intelligentsia; their church, social charity and arts patronage, as well as their place in Russia’s commercial and industrial development. Special emphasis is made on the Old Belief literature of the 2nd half of the 17th - early 20th centuries. The publication also covers Old Believers’ icon painting, casting skills, museum affair, theater and cult architecture./p pIt is intended for historians, philosophers, ethnologists, anyone interested in the Russian national culture/p, br, div style="background-color:#fdfcfc;color:#8B4513;padding:10pt;font-size:10pt;text-align:center;". bContent: /b, /div. p, strongForeword /strong...5/p p. em, strongChapter 1./strong; /em, strong Review of Literature and Sources on the Old Belief Culture History /strong. /p pHistoriographical Review ...11/p pSources on the Old Belief Culture History ...46/p p. em. strongChapter 2./strong; /em. strong Mentality /strong. /p pМеntality ...59/p pMorality and Ethics ...103/p pThe Russian Old Believers and Russian Intelligentsia ...115/p p, em. strongChapter/strong, /em. em. strong3. /strong, /em. strongEconomy/strong. /p pOld Believers in Russia’s Commercial and Industrial Development ...128/p pInnovations ...200/p pWellfare and Life Standards ...210/p p; em. strongChapter 4./strong. /em strongCharity /strong. /p pChurch Charity ...218/p pSocial Charity ...242/p pArts Patronage ...257/p p. em. strongChapter 5./strong. /em. strong Education and Upbringing /strong. /p pHome and School Education ...267/p pHigher Education and Charity in the Field of Education ...295/p p. em. strongChapter 6./strong. /em. strong Literature/strong. /p pThe Old Belief Literature of the 2nd half of the 17th - 18th Centuries ...308/p pThe Old Belief Literature of the 19th - Early 20th Centuries ...346/p p. em. strongChapter 7. /strong. /em. strongManuscripts, Book Printing and Book Collections/strong. /p pOld Believers’ Book Collections ...381/p pManuscript Skills and Book Printing ...437/p p, em. strongChapter 8./strong. /em, strong Icon Painting and Architecture /strong. /p pIcon Painting and Castings ...458/p pCult Architecture ...472/p p. em, strongChapter 9. /strong. /em. strongМ/strong. stronguseums and Theaters /strong. /p pOld Believers and the Russian Theater ...484/p pMuseum Affair and Old Believers’ Images in the Russian Painting ...490/p p, em, strongChapter/strong. /em. em; strong 10. /strong. /em. strongThe Images of Old/strong, strongBelievers in the Russian Literature/strong...501/p p. strongThe Chronological Table of the Old Belief Culture History /strong...532/p p, strongSources and Literature /strong. /p pІ. Аrchival Sources ...552/p pІІ. Published Sources ...561/p pІІІ. Literature ...593/p pІV. Electronic Resources ...644/p p, strongList /strong, strongof /strong, strongIllustrations /strong...646/p p. strongNames Index /strong...648/p p. strongAbbreviations List /strong...686/p. br

(матеріали доступні на умовах ліцензії Creative Commons
із зазначенням авторства - розповсюдження на тих самих умовах)

Таранец С.В. Старообрядчество Украины: вопросы истории и его современного состояния

Украина - одно из направлений колонизационного движения старообрядчества после раскола середины XVII в. русской Праославной церкви. Потоки русских переселенцев из России были продолжительны во времени. Кроме общего передвижения в сторону Украины, они имели ряд внутриукраинских направлений, зависящих от внешних и внутриполитических процессов, происходивших на ее территории в XVII-XIX вв.

Поэтому время и было «лакмусовой бумажкой» колонизационных стремлений русского старообрядчества в Украину. Прежде всего, здесь имеется в виду непростое положение украинских земель на международной арене в описываемое время.

На протяжении упомянутого периода эти территории находились под влиянием разных государств, каждое из которых преследовало свои интересы. В итоге - эти интересы определили отношение к переселенцам-старообрядцам, что позволило последним быстро укрепиться на новых землях, определить свое правовое и экономическое положение.

Время определяло и интенсивность переселения. Наиболее значительной в этом отношении явилась последняя четверть XVII- первая четверть XIX в. Однако это еще не свидетельствует о том, что в последующий период колонизация исследуемых территорий русскими старообрядцами остановилась: она продолжалась, но уже не с такой насыщенностью и, скорее, была связана не столько с религиозной оболочкой, сколько с экономическим состоянием земель, их преобразованием. Но религиозный вопрос, несмотря на то, что уступил место экономическому, не терял своей актуальности. На этих и других моментах более конкретно мы остановимся чуть ниже.

Итак, раскол Русской Православной церкви середины XVII в. положил начало старообрядчеству, которое, подвергаясь небывалому гонению и проклятию со стороны духовных и светских власть предержащих, вынуждено было искать прибежища в местах отдаленных. Одними из тех мест послужили территории Украины.

Особенностью этой колонизации стало то, что ее представители, старообрядцы, руководствовались не экономическими мотивами, что, как мы знаем, бывало в таких случаях касательно подобных процессов, а прежде всего во главу утла ставился вопрос о сохранении веры отцов и невозможностью сохранить эту веру в пределах российских.

Первой волной старообрядческой миграции послужили территории так называемых окраин Русского государства. На Украине это были территории недалеко от окраин российских, исконно заселенные посполитыми людьми. Здесь имеются в виду земли черниговского Стародубья, или Стародубского полка. Стародубье лежало близко от Ветки (известного центра старообрядцев-поповцев). Несмотря на то, что оно относилось к Стародубскому полку - административной единице Малороссии, подчинявшейся московскому государю, оно привлекало старообрядцев.

Малороссия до 1709 г. более-менее сохраняла автономию по отношению к России, поэтому ее помещики привлекали податное население на свои земли, невзирая на отрицательное отношение к подобным поселенцам (раскольникам) русского правительства и местных посполитых крестьян, обиженных отнятием у них угодий. В принципе, нужно полагать, там нашли свое начало множество старообрядческих сел, сыгравших затем в истории старообрядчества видную роль. В Стародубье возникло более тридцати старообрядческих селений, основанных выходцами из центральных российских губерний.

Вторым, не менее важным центром старообрядческих поселений на Украине, стало Подолье. Этот регион важен не только ранним своим возникновением, но и тем, что его заселение происходило с небольшим разрывом от заселения Стародубья и имеет свою специфику.

Прежде всего, Подолье в то время принадлежало Польше, которая переживала в конце XVII- начале XVIII вв. тяжелые времена. С одной стороны, в целях сохранения своей государственности, она пыталась использовать против России старообрядчество, недовольное русским правительством. С другой - дела, происходившие в Подолии в это время, вызванные Освободительной войной и последующими событиями, сопровождавшимися массовым переселением местного населения на левый берег Днепра и Слобожанщину, способствовали переселению старообрядцев на земли польских помещиков, неуверенно себя чувствовавших в это время. Поэтому зыбкое положение старообрядцев и неуверенное властвование магнатов и шляхты на полупустых землях дало возможность тем и другим как нельзя лучше найти точки соприкосновения в заселении региона.

К этому надо добавить, что и правовое, и экономическое их положение было гораздо лучше, нежели у старообрядцев Стародубья, до тех пор, пока оставалась властвовать здесь Польша, несмотря на гайдамаческое движение и высылки русским правительством. В этом крае насчитывалось около 30 мест компактного проживания старообрядцев.

Третьим важным регионом, не столько в количественном,сколько в качественном отношении, была южная Бесарабия - территория, заселенная старообрядцами в конце XVII в. Этот регион, как и два предыдущих, имеет свою специфику.

Особенностью заселения Южной Бесарабии стало то, что она имела более продолжительную интенсивность заселения, по сравнению со Стародубьем и Подолией. Вместе с тем, социальная структура местных переселенцев существенно отличалась от таковой первых двух.

Колонизация Южной Бесарабии, по всей видимости, происходила двумя путями: континентальным и морским, при этом морской путь, очевидно, был более ранним, нежели сухопутный. Им воспользовались представители донского казачества, выступавшего за старую веру.

Но первое переселение не было таким массовым, как его вторая волна, вызванная последствия ми Булавинского восстания в России (1708 г.), когда значительная часть донских казаков под предводительством И. Некрасова покинула Россию, переселилась на Тамань, а затем в Крым и на Нижний Дунай. Колонизационные стремления старообрядцев усилились после подавления Булавинского восстания.

Выведенные из России некрасовские казаки были, как правило, приверженцами древлего благочестия. На Нижнем Дунае они получили полнейшую свободу вероисповедания - свободу, которую турки не дали ни одной из существовавших в Османской империи христианских конфессий. Казаки-некрасовцы обязывались по призыву турецкого султана выступить на стороне турок, т.е. и здесь, в Турции, старообрядцы получили исключительное правовое и экономическое положение.

Нужно заметить, что с приходом в Южную Бесарабию России, последней, в целях политических, были закреплены уступки местному старообрядчеству, которых не имел ни один старообрядческий регион или община в Россий ской империи. Им разрешалось отправлять богослужение «по своим обрядам».

Кроме некрасовцев, селилась здесь и другая часть старообрядцев, пришедшая сюда континентальным путем, преимущественно через Стародубье, Подолье, Молдавию. Она была представлена крестьянством. Последние отличались даже своим названием. В отличие от старообрядцев-некрасовцев, их называют липованами, как всех старообрядцев Молдавии, Румынии, Буковины. И теми, и другими основано в разные времена более десятка поселений, расположенных в относительной близости к Дунаю.

Еще одним более-менее значительным регионом компактного проживания старообрядцев в Украине была северная часть Новороссии, а точнее, Елисаветградский и Александрийский уезды Херсонской губернии. Этот старообрядческий регион подвергся таким экспериментам, которых, пожалуй, не знал никакой иной край в Российской империи.

Во-первых, заселяться он стал позже других, при этом характер заселения отличался от трех предыдущих. Заселение северных уездов Заднепровской Украины началось после окончания очередной русско-турецкой войны (1768-1774 гг.), упразднения Малороссийского гетманства (1764 г.), ликвидации Запорожской Сечи (1775 г.), присоединения Крыма к России (1783 г.).

Эти значительные для России приобретения создали условия для целенаправленного развития края. Вне внимания не остались и старообрядцы. Их охотно приглашали на купленные земли как людей торговых и промышленных, наделяя определенными льготами, в том числе даже разрешалось совершение богослужения по старопечатным книгам.

Нужно заметить, что многие старообрядцы откликнулись на приглашение видного государственного деятеля Г. Потемкина, однако здесь поселились не только выходцы из черниговских старообрядческих слобод, но и приглашенные сюда подданные Польши.

Как говорилось выше, среди приглашенных старообрядцев было много людей торговых и промышленных. Они попали в разряд государственных крестьян. Впоследствии самодержавие провело со старообрядцами этого края эксперимент, которого Россия еще не знала. Именно Херсонская губерния стала местом, где староверы подверглись преследованиям особенного характера. Здесь впервые в России было учреждено так называемое единоверие для старообрядцев, то есть насильственное подчинение иерархии господствующей церкви с сохранением права служить «по старым книгам».

Николай I изобрел уникальную схему присоединения к «православию*. Все старообрядческие села Елисаветградского и Александрийского уездов были превращены в военные поселения. Соответственно, помимо муштры, крестьяне должны были работать на земле как на свой счет, так и на счет военных округов.

Поэтому не удивительно, что после ликвидации указа о военных поселениях старообрядцы почти поголовно выходили из единоверия и возвращались к прежней вере, что с печалью утверждали миссионеры господствующей церкви. В Александрийском и Елисаветградском уездах Херсонской губернии числилось около десятка старообрядческих сел.

Пожалуй, это все места более-менее компактного проживания старообрядцев на территории Украины, если не считать нескольких поселений возле г. Харькова. Остальные представлены отдельно, преимущественно югом Украины. В связи с присоединением Северного Причерноморья к империи, здесь основывались новые города. Условия, которые создавались для быстрого развития торговых и промышленных сил на юге, привлекли сюда приверженцев древлего благочестия, которым, как мы знаем, далеко не чужды были занятия торговлей и промышленностью. В это время мы видим старообрядцев в Херсоне, Николаеве, Одессе, Аккермане, Тирасполе, Ананьеве, Вознесенске, Измаиле, Бкатеринославе, а также в городах Центральной Украины: Кременчуге, Черкассах, Киеве, Чернобыле.

Сердцем старообрядцев-поповцев всей России и зарубежья считалась Белая Криница - село, где в 1846 г. с разрешения австрийского правительства была учреждена старообрядческая митрополия во главе с митрополитом босно-сараевским, а затем - старообрядческим белокриницким Амвросием. Почти столетие здесь находилась митрополичья кафедра, которая с приходом советской власти в 1944 г. была перенесена в Румынию.

На Буковине старообрядческие поселения стали возникать с 1783 г., когда по ходатайству липован австрийский император Иосиф II разрешил дунайским старообрядцам селиться в пределах Австро-Венгерской империи.

В Белой Кринице приверженцами древнего благочестия основаны два монастыря - мужской и женский. Кроме белокриниц-ких монастырей, в начале XX в. два женских (Успенских) и один Никольский мужской монастырь существовали в с. Куреневке Ольгопольского уезда Подольской губернии. Последний, по донесениям миссионеров, приобрел в среде старообрядчества статус лавры.

В с. Борсков Винницкого уезда Подольской губернии основался мужской монастырь. В г. Черкассах Киевской губернии основаны два монастыря: женский Покровский монастырь и мужской во имя Филиппа митрополита Московского. Этой же губернии Радомильского уезда два старообрядческих монастыря возле с. Замостья - Чернобыльский Пустынно-Никольский мужской монастырь и Замостинский Казанской Божьей Матери женский монастырь.

В дельте Дуная, недалеко от Вилково (Южная Бесарабия) существовал Петропавловский мужской монастырь. Мужской монастырь в честь св. Михаила Архангела существовал в с. Новой Некрасовке Бесарабской губернии, а женский, Усекновения честнейшей главы Иоанна Предотечи, - в старообрядческом селе Муравлевке Бесарабской губернии.

Кроме того, имелись два женских скита в г. Измаиле иве. Плоском Тираспольского уезда Херсонской губернии. В разное время в Черниговских старообрядческих селениях существовали: Покровский мужской монастырь возле п. Митьковки, Климовский женский монастырь возле слободы Климовой, два монастыря возле п. Злынки - мужской и женский в честь Рождества Богородицы, мужской скит при слободе Добрянке и другие.

Таким образом, до революции 1917 г. на территории Украины действовали 20 известных нам старообрядческих монастырей и скитов. Цифра, по сравнению с численностью старообрядцев на Украине, довольно высокая.

Однако все, о чем мы говорили, касалось только старообрядцев-поповцев. Кроме них в Украине жили и беспоповцы. Местом компактного их расселения считается Волынская губерния, именно та часть, которая ближе расположена к губернскому г. Житомиру. В нем поселились поповцы и беспоповцы, имевшие в городе отдельную слободу. Беспоповцы-поморцы не только отличались от поповцев своим происхождением, но и мировоззрением. Если первые, как правило, были выходцами из центральных Российских губерний, то последние - с Севера России, что и определяло их дальнейшее религиозное мировоззрение.

Несмотря на то, что поповцы и беспоповцы жили в относительной близости друг от друга (например, слобода Женишковецкая и хутор Хлопов - теперь Дружба - Подольской губернии), это обстоятельство никаким образом не способствовало сближению позиций в веропонимании. Нам не известно, имели ли поморцы Волынской губернии какие-либо устроенные ими общежительства.

Вообще поморцы населяли более 20 волынских селений, части из которых положили начало, но численность староверов в селениях была незначительной и не превышала нескольких десятков человек. Крупными поморскими селениями были Бродник, Заречская Добрица, Малинка, Малече, Янушев-ка, Должник, а также уездный город Литин Подольской губернии и слобода Женишковецкая также Подольской губернии.

В поморских старообрядческих селениях были устроены молитвенные дома или часовни, а в г. Житомире местными беспоповскими предпринимателями был даже поставлен храм (без престола, конечно). В настоящее время поморских старообрядческих общин существует немногим более десятка.

Кроме описанных старообрядческих селений, как поповских, так и беспоповских, старообрядцы селились в других местах, но численность их была незначительной. Другие толки представлены хуже, они не заслуживают отдельного рассмотрения в нашем кратком очерке.

Что касается современного состояния старообрядчества на Украине, то оно подверглось сильным изменениям со времен дореволюционной эпохи. Атеистическая советская власть приложила немало усилий для истребления религии. Вне ее внимания не остались и старообрядцы.

Можно сказать, старообрядчество понесло наибольший урон из всех существующих на Украине христианских конфессий. Однако констатацию этого положения нужно рассматривать не буквально, а через призму не только нынешнего его состояния, но и потенциальных возможностей. Они, к сожалению, не такие уж радужные. Прежде всего, XX век разбил старообрядческую общину - хранителя вековых христианских и бытовых ценностей староверов. Это связано с насильственной модернизацией экономики СССР, в т.ч. и УССР за счет села, а ведь подавляющая часть старообрядцев Украины жила именно в селе и вместе со всем другим населением республики вынесла всю тяжесть индустриализации.

В 30-80 гг. XX в. в города двинулась огромная масса переселенцев, а она теряла не только вековые традиции, но и разбивала общину. Особенно заметны результаты этих процессов на Подолье, где в большинстве случаев практически уже не существует старообрядческих общин, или же остались от них жалкие остатки.

Нечто иное мы видим в Южной Бесарабии, где советская власть утвердилась позже, т.к. этот регион позже, чем другие, был присоединен к СССР - в 1939 г. Фактическое его пребывание в составе СССР приходится на послевоенное время, когда сталинский режим пошел на уступки в вопросах свободы совести. По этой причине здесь уцелели храмы, а сама старообрядческая община сохранила свои жизненные силы, т.к. не подвергалась губительно жесткой коллективизации начала 30-х гг., не пережила голодомор 1932-33 гг., пребывала в значительно лучших условиях оккупации (если так можно выразиться). Вместе с тем, это были окраинные, пограничные земли, поэтому здесь Советы также были осторожны в религиозных вопросах.

Из 20 старообрядческих монастырей и скитов, существовавших на землях Украины до 1917 года, в советский период не осталось ни одного. Практически все они были стерты с лица земли. В Белой Кринице храмы монастырей уничтожены или подвергнуты сильному разрушению. В настоящее время епископия Киевская и всея Украины прилагает усилия к возрождению мужского монастыря в этом селе.

По предварительным подсчетам, в дореволюционный период на Украине существовало около 150 старообрядческих храмов, часовен и молелен. В настоящее время их около 50. При этом далеко не каждый приход имеет своего священника. Всего по Украине числится 17 священников РПСЦ. Сравнительно лучше обеспечены священством приходы Южной Бесарабии, в то время как в очаге русского православия - Киеве, уже более полутора десятка лет нет постоянного священника. Значительная часть приходских старообрядческих храмов находится в аварийном состоянии, остро нуждаясь в капитальном ремонте или строительстве новых помещений.

Примечания:

Анцупов И.А. Русское население Бесарабии и Левобережного Поднестровъя в конце XVIII-XIX вв. (социально-экономический очерк). Кишинев, 1996.

Витковский. О раскольниках Подольской губернии // Отечественные записки [б.м. и г.]. С.353-372.

Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Вып. I. Киев, 1895.

Похилевич Л. Сказание о населенных местностях Киевской губернии. Киев, 1864.

Чубинский П.П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Т.7. СПб., 1872.

Шмидт А. Материалы для географии и статистики, собранные офицерами генерального штаба. Ч. I. Херсонская губерния. СПб., 1863.

Значительную долю в новостных лентах информационных агентств сегодня занимают революционные потрясения, происходящие на Украине. Однако в пылу этих событий многие забывают об исторической близости братских народов. Одной из интересных страниц истории, связывающих русских и украинцев, является бытование старообрядческих общин на территории Малороссии и Украины в XVIII–XX веках.

Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с автором монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи» , кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины Сергеем Васильевичем Таранцом .

Сергей Васильевич, как вы в своём научном пути пришли к теме старообрядчества?

К теме старообрядчества я пришёл через краеведение. На третьем курсе исторического факультета Одесского университета начал заниматься историей краеведения. Давно было известно, что в Куренёвке Винницкой области было три старообрядческих монастыря.

Я поднял огромный пласт материала, так как был, естественно, к этому всему неравнодушен. Написал сначала курсовую работу, потом дипломную, которая стала одной из лучших на историческом факультете моего 1997-го года выпуска.

Дальше я зарядился идеей создания Музея истории старообрядчества , но понял, что в том положении, в котором я нахожусь, это сделать невозможно.

Сразу после окончания университета в 1997 году решил поступить в аспирантуру в Институт украинской археографии и источниковедения, закончил её в 2000-м году, а в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Источники по истории старообрядчества Правобережной Украины конца XVIII - нач. XX века» .

Какую эпоху, какие территории охватывает ваш двухтомный труд, который недавно вышел?

Идея создания монографии, не двухтомника, а одного тома, возникла ещё 7 лет назад. Конечно, тот круг вопросов, которые поднимаются сейчас в монографии, тогда не предусматривался. Само изучение источников подсказало, что ещё можно написать на эту тему, тем более, что работ общего плана до этого времени не было.

Я думаю, что мой труд может быть претензией на фундаментальное исследование вопроса . Но конечно, это, естественно, оценивать критикам.

В монографии рассматриваются такие проблемы, как расселение, численность старообрядцев Российской империи, правовое положение и преследование старообрядцев властями, тема взяточничества (подкуп представителей официальной церкви, ради сохранения старообрядческих общин - прим. ред. « »)

Эта проблема вообще поднимается впервые, я думаю, не только в старообрядческой историографии, но и в целом в Российской историографии, потому что историки не любят писать о негативных моментах, которые были в отечественной истории. Также обращено внимание на старообрядческие монастыри. В монографии представлена информация более чем о двухстах старообрядческих монастырях.

О каких малоизвестных монастырях вы пишете?

Их достаточно много, поэтому трудно перечислить все. Я думаю, таких монастырей наберётся более сотни. Естественно, в источниках информация есть, но в историографию она не вошла. Это монастыри, которые были расположены в старообрядческих епархиях: Донской и Кавказской и Уральской.

Также монастыри Севера России, поморские скиты. Их было достаточно много, естественно, что не все эти обители существовали в одно и то же время. Одни закрывались, другие, наоборот, открывались. Кстати, наибольшее количество монастырей было закрыто во время правления Николая I.

В монографии также подробно исследуется история известных старообрядческих духовных центров. Есть известная всем Белая Криница. Можно сказать, что читателю становится ясным процесс создания, существования, расцвета, а иногда и заката старообрядческих духовных центров. Дается хронология различных исторических процессов. В книге это представлено кратко, но чётко.

Это традиционный вопрос, который задают московские специалисты-старообрядцы. В своё время Ирина Васильевна Поздеева говорила, что вы подыгрываете националистическому чувству украинцев. Я думаю, проблема тут в другом.

На самом деле, прежде всего землевладельцы вот таких заграничных земель (Великое княжество Литовское и Правобережная Украина, которая была в составе Польши, и ещё земли, которые были в составе и Крымского ханства и Османской империи) более лояльно относились к бежавшим из России староверам не с точки зрения веры, а из экономического расчёта.

Для владельцев земли староверы были новыми, очень хорошими налогоплательщиками. Тем более, старообрядцы за десятилетия показали себя отличными тружениками, которые умели вести хозяйство даже на неудобных землях (например, Стародубье, Левобережная Украина - это фактически пески).

Но старообрядцы превратили этот край в цветущий и один из ведущих в промышленно-торговом отношении в Украине.

В целом можно ли вообще говорить о какой-то существенной роли старообрядчества в истории Украины?

В определённый период - да. Если брать 60-е годы XIX века, то фактически о торгово-промышленном развитии Украины мы можем говорить только благодаря старообрядцам. Они подняли экономику на достаточно высокий уровень. Допустим, то же Стародубье среди украинских регионов лидировало в промышленном и торговом отношениях.

В Елизаветинской провинции Новосербии, земли которой были присоединены в то время Екатериной II, первое купеческое общество тоже состояло исключительно из старообрядцев. Они задавали тон, им предоставлялись льготы. Это всё выходцы из Польши, Литвы, которые переселялись в этот край.

Также значительная часть переселилась в Одессу, и там возникла целая группа, колония, потом уже известная старообрядческая династия Дубининых. Сейчас нашлись потомки, с которыми веду переписку. После 1917 года они эмигрировали в Югославию, а сейчас проживают в Нидерландах, так что они помнят, откуда и чьи, и главное, очень интересуются старообрядчеством.

На ваш взгляд, если бы не случилось Октябрьской революции и не было раскулачивания-расказачивания, изъятия заводов, храмов и так далее, могла бы наша история пойти по альтернативному пути, предложенному старообрядчеством?

Однозначно. Об этом говорится в книге. Я думаю, что об этом уже говорили и другие авторы, но я, может быть, иду в некоторых вопросах даже дальше.

Так, например, мы знаем четыре классических модели трудовой этики: протестантская, западноевропейская, американская и японская. А я думаю, не случись революции 1917 года, в России успешно бы стала развиваться пятая модель трудовой этики, именно старообрядческая, которая утверждалась на принципах христианской православной морали.

Когда рассматриваешь вопрос в комплексе, обращаешь внимание именно на благотворительность. Она была в старообрядчестве просто огромная, особенно социальная, церковная. Об этом также немало говорится в моей монографии.

То есть можно сказать, что в истории нашей страны был упущен серьёзный шанс?

Я скажу даже больше. Когда изучали про Правобережную Украину, узнали, что евреи тоже жили в рамках старообрядческой православной этики. Они делали так, как делали православные. То есть даже на социальном уровне произошли определённые положительные сдвиги.

Я думаю, не случись революции 1917 года, мы бы имели совершенно другую ситуацию в наших странах. И не соглашаюсь с теми исследователями, которые говорят, что капитализм в Российской империи имел исключительно жёсткое лицо. На мой взгляд, капитализм Америки был жестче, и если бы там случилась революция, она бы имела больше оснований, чем в России.

Но всё же в Российской империи случилась эта большая трагедия, которая привела к большим человеческим жертвам и причины её были не только экономические.

К революции, разгулу атеизма и безбожия привел, в том числе, и духовный кризис, и отказ от Бога в XIX веке. В этом деле немало приложила руку российская интеллигенция, потом подхватили политические партии…

В общем, мы бы могли жить в другой стране, если бы старообрядцы побеждали мирным путём, своей этикой, своими принципами?

Думаю, да. Была бы другая Россия и, возможно, был бы другой мир, потому что не было бы, естественно, этих огромных миллионных жертв во время голода, репрессий и потерь Великой Отечественной войны, так как, на мой взгляд, эта война отчасти стала следствием Октябрьской революции.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.



Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0