В7. Установите последовательность расположения отделов по­звоночника сверху вниз.

А) крестцовый Г) копчиковый
Б) поясничный Д) грудной
В) шейный

Внутренняя среда организма

Задания уровня А

А1. Кровь относят к тканям

1) нервным

2) мышечным

3) соединительным

4) эпителиальным

А2. В плазме крови вода составляет

АЗ. Гемоглобин находится в

1) тромбоцитах

2)лейкоцитах

3) эритроцитах

4) плазме

А4. К амёбовидному движению способны

1)эритроциты

2)лейкоциты

3)тромбоциты

4)эритроциты и лейкоциты

А5. Внутреннюю среду организма образуют

1) кровь и лимфа

2) тканевая жидкость и кровь

3) лимфа и тканевая жидкость

4) тканевая жидкость, кровь и лимфа

Задания уровня В

В 1.Лейкоциты - клетки крови, которые

1) защищают организм от болезнетворных микроорганизмов

2) переносят кислород

3) имеют ядро

4) образуются в красном костном мозге

5) образуются в жёлтом костном мозге

6) участвуют в свёртывании крови

В 2.Эритроциты - клетки крови

1) шаровидной формы

2) дисковидной формы

3) многоядерные

5) живущие в среднем до 100-120 суток

6) участвующие в свёртывании крови

В 3.Установите соответствие между людьми и группами их крови.

ГРУППА КРОВИ

Б) А (II) В) В (III) Г) АВ(IV)

ЛЮДИ 1) универсальные доноры

2) универсальные реципиенты

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. К внутренней среде организма относится

1) пот 3) слюна

2) тканевая жидкость 4) содержимое желудка

А2. Тромбоциты - это

1) мелкие безъядерные клетки двояковогнутой формы

2) бесцветные клетки, способные к самостоятельному пере­движению

3) фрагменты клеток с многочисленными отростками

4) небольшие безъядерные тельца

АЗ. В процессе свёртывания крови принимает участие

1) гемоглобин 3) интерферон

2) фибриноген 4) миозин

1) 2-3 тыс. 3) 6-8 тыс.

2) 3-5 тыс. 4) более 10 тыс.

А5. Иммунитет - это защита организма от

1) факторов окружающей среды

2) потери крови

3) вирусов

4) всех генетически чужеродных объектов

А6. Активный искусственный иммунитет возникает в резуль­тате

1) перенесённого заболевания 3) введения вакцин

2) передачи по наследству 4) введения сыворотки

А7. Компоненты крови, играющие главную роль в формирова­нии иммунной защиты организма,

1) лейкоциты 3) плазма крови

2)тромбоциты 4)эритроциты

А8. В селезёнке и лимфатических узлах образуются

1) лимфоциты 3) эритроциты

2) тромбоциты 4) нет правильного ответа

А9. Продолжительность жизни эритроцитов

1)1-2 дня 3) 100-120 дней

2) 10-20 дней 4) срок неограничен

А10. Человеку с I (0) группой крови можно переливать кровь

1)1(0) группы 3) III (В) группы

2) II (А) группы 4) IV (АВ) группы

А11. У человека с IV (АВ) группой крови в эритроцитах присут-ствует(ют) агглютиноген(ы)

2) В 4) агглютиногены отсутствуют

А12. К фагоцитозу способны

1) эритроциты

2) лейкоциты

3) тромбоциты

4) нет правильного ответа

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. В состав плазмы крови входят

2)эритроциты

3) тромбоциты

4)лейкоциты

В 2. К внутренней среде организма относятся

1) кровь 4) тканевая жидкость

2) моча 5) слюна

3) лимфа 6) содержимое кишечника

В 3. Существует несколько видов иммунитета

1) естественный врождённый

2) неестественный

3) искусственный активный

4) искусственный пассивный

5) простой неактивный

6) сложный

В4. Установите соответствие между клетками крови и их функ­циями.

ФУНКЦИИ

А) перенос кислорода

Б) участие в свёртывании крови

В) формирование иммунитета

Г) перенос углекислого газа

Д) фагоцитоз микробов

Е) образование антител

КЛЕТКИ КРОВИ

1) эритроциты

2) лейкоциты

3) тромбоциты


А

Б

В

Г

Д

Е

В5. Установите соответствие между группами крови и их ком­понентами.

КОМПОНЕНТЫ

А) в плазме агглютинины α и β

Б) в плазме агглютинины α

В) в плазме агглютинины β

Г) в эритроцитах антигены А и В

Д) в эритроцитах антигены А

Е) в эритроцитах антигены В

Ж) в плазме агглютининов нет

ГРУППЫ КРОВИ


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Кровеносная и лимфатическая системы

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Среди сосудов кровеносной системы различают

1)артерии

3)капилляры

4)всё перечисленное верно

А2. Артериальная кровь в левое предсердие поступает

1) по артериям

2) по аорте

3) по венам

4) по капиллярам

АЗ. Из левого желудочка кровь попадает в

1) две лёгочные артерии

2) лёгочный ствол

4) две лёгочные вены

А4. Между предсердием и желудочком находится(ятся) клапан(ы)

1) створчатый

2) полулунный

3) сердечный и полулунный

4) створчатый и полулунный

А5. Из правого желудочка кровь попадает в

1) две лёгочные вены

2) две лёгочные артерии

4) полую вену

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

81. Артериальная кровь движется по

2) артериям

3) венам и артериям

4)капиллярам

6)капиллярам и венам

82. К кровеносной системе относят

1) артерии и вены

2) капилляры

3) лимфатические сосуды

4) лимфатические узлы

5) сердце

6) трахею и бронхи

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

83. Установите соответствие между камерами сердца и кровью, поступающей в них.

КАМЕРЫ СЕРДЦА ТИП КРОВИ

А) правое предсердие 1)венозная
Б) правый желудочек 2) артериальная
В) левый желудочек
Г) левое предсердие

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А 1. Кровь от сердца течёт по

2) артериям

3) капиллярам

4) венам и артериям

А 2. Внутри околосердечной сумки находится

1) воздух 3) жидкость

2) жировая прослойка 4) мышечная прослойка

А 3. Створчатые клапаны регулируют поступление крови из

1) желудочков в предсердия

2) предсердий в желудочки

3) желудочков в артерии

4) вен в предсердия

А 4. Малый круг кровообращения начинается в

1) правом предсердии 3) левом предсердии

2) правом желудочке 4) левом желудочке

А5. Длительность сокращения предсердий

1)0,1 с 3)0,4 с

2) 0,3 с 4) 0,8 с

А6. Работу сердца регулирует

1) соматическая нервная система

2) вегетативная нервная система

3) соматическая и вегетативная нервная система

4) только гуморальная система

А7. Нормальное артериальное давление человека

1)100/60 3)150/90

2)120/70 4)180/100

А8. Наименьшая скорость движения крови в

1) артериях 3)капиллярах

2)аорте 4)венах

А9. Лимфатические сосуды впадают в

1) крупные артерии шеи

2) крупные вены шеи

3) крупные вены нижних конечностей

4) артерии брюшной полости

А10. Лимфатическая система является частью

1) кровеносной системы 3) пищеварительной системы

2) иммунной системы 4) мочевыделительной системы

А11. Суммарное сечение всех капилляров тела человека

1) равно сечению аорты

2) в 10 раз меньше сечения аорты

3) в 100 раз больше сечения аорты

4) в 1000 раз больше сечения аорты

А12. Прибор для измерения давления крови -

1) манометр 3) тахометр

2) тонометр 4) спирометр

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Стенка крупных кровеносных сосудов состоит из тканей

1) эпителиальной 4) хрящевой

2) жировой 5) нервной

3) мышечной 6) соединительной

В2. Большой круг кровообращения

1) начинается в правом желудочке

2) начинается в левом желудочке

3) обеспечивает доставку кислорода к органам и тканям

4) обеспечивает газообмен в лёгких

5) заканчивается в правом предсердии

6) заканчивается в левом предсердии

ВЗ. Венозная кровь течёт по

1) лёгочным венам

3) нижней полой вене

4) верхней полой вене

5) лёгочным артериям

6)сонной артерии

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В 4. Установите соответствие между сосудами и кругами крово­обращения.

Б) лёгочные артерии

В) лёгочные вены

Г) полые вены

Д) сосуды головного мозга

Е) лёгочный ствол

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

2) большой


А

Б

В

Г

Д

Е

В5. Установите соответствие между фазами сердечного цикла и его характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) продолжительность 0,4 с

Б) продолжительность 0,1 с

В) продолжительность 0,3 с

Г) сокращение желудочков, расслабление предсердий

Д) сокращение предсердий, расслабление желудочков

Е) общее расслабление

3) III фаза


А

Б

В

Г

Д

Е

В6. Установите соответствие между типом крови и сосудами, по которым она перемещается.

А) верхняя полая вена

Б) лёгочная вена

В) сонная артерия

Г) лёгочная артерия

Е) лучевая артерия

ТИПЫ КРОВИ


  1. венозная кровь

  2. артериальная кровь

А

Б

В

Г

Д

Е

В7. Установите последовательность этапов прохождения кро­ви по кругам кровообращения, начиная с левого желу­дочка.

А) правое предсердие Г) капилляры лёгких
Б) аорта Д) левое предсердие
В) левый желудочек Е) правый желудочек

Дыхание

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

2) гортань

3) трахея

4) глотка

А2. Газообмен происходит в

1) гортани

2) носоглотке

3) лёгких

4) бронхах

АЗ. Дыхательный центр находится в

1) больших полушариях

2) продолговатом мозге

3) мозжечке

А4. В выдыхаемом воздухе углекислого газа в среднем содер­жится

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

81. Верхние дыхательные пути включают

1) бронхи

2) носовую полость

3) лёгкие

4) носоглотку

5) трахею

82. Органы дыхания

1) обеспечивают газообмен

3) участвуют в теплорегуляции

4) обеспечивают понижение интенсивности синтеза белка

5) повышают иммунитет

6) участвуют в обмене веществ

83. Установите последовательность этапов газообмена у чело­века.

А) транспортировка газов кровью Б) обмен газов между воздушной средой и лёгкими В) обмен газов между лёгкими и кровью Г) газообмен в тканях.

дыхание

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Дыхательные пути - это

1) носовая полость, гортань, трахея

2) носовая полость, гортань, трахея, бронхи

3)только бронхи

4)трахея и бронхи

А2. Поверхность альвеол лёгких взрослого человека равна

1) 50 м 2 3) около 300 м 2

2) 60-120 м 2 4) свыше 300 м 2

АЗ. В плевральной полости содержится

1) жидкость 2)воздух 3) витамины 4) углекислый газ

А4. Углекислый газ образуется в

1) лёгких 2) клетках тела 3) эритроцитах 4) альвеолах

1)глотке 3)гортани

2) трахее 4) ротовой полости

А6. Жизненная ёмкость лёгких у взрослого человека в среднем составляет

1) 1000-1500мл

2) около 2000 мл

3) около 3500 мл

4) около 5000

А7. В состав трахеи входят

1) хрящевые кольца

2) хрящевые полукольца

3) костные кольца

4) костные полукольц

А8. К дыхательным путям относится(ятся)

1) альвеолы 3) лёгкие

2)гортань 4)плевра

А9. Слизистые оболочки носовой полости образованы тканью

1) мышечной 3) соединительной

2)эпителиальной 4) нервной

А10. Диафрагма образована тканью

3) мышечной

4) железистой

1)эпителиальной

2) соединительной

А11. Дыхательный центр расположен в

1) среднем мозге 3) продолговатом мозге

2) спинном мозге 4) промежуточном мозге

А12. Дыхательный центр возбуждается, если в межклеточном веществе

1) уменьшается концентрация кислорода

2) увеличивается концентрация кислорода

3) увеличивается концентрация углекислого газа

4) уменьшается концентрация углекислого газа

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

81. Основные дыхательные мышцы

1) мышцы брюшного пресса

2) диафрагма

3) трапециевидная мышца

4) внутренние межрёберные мышцы

5) наружные межрёберные мышцы

6) дельтовидная мышца

82. Особенности альвеол

1) состоят из однослойного эпителия

2) состоят из нескольких слоев эпителиальных клеток

3) имеют вид пузырьков

4) оплетены капиллярами

5) имеют вид тонких трубочек

6) покрыты мышечной тканью

В3. Систему дыхательных путей образуют

1) носовая полость 4) трахея

2) альвеолы 5) лёгкие

3)гортань 6) плевра

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между составом воздуха и типом воздуха.

А) 16% кислорода

Б) 0,03-0,04% углекислого газа

В) 21% кислорода

Г) 4-4,5% углекислого газа

ТИП ВОЗДУХА

1) вдыхаемый 2) выдыхаемый


А

Б

В

Г

В5. Установите соответствие между стадией дыхательного цик­ла и событиями, происходящими в течение её.

СТАДИЯ 1) вдох 2) выдох

А) сокращение наружных межрёберных мышц

Б) сокращение внутренних межрёберных мышц

В) сокращение диафрагмы

Г) расслабление диафрагмы

Д)опускание рёбер

Е) подъём рёбер


А

Б

В

Г

Д

Е

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В6. Установите последовательность этапов прохождения возду­ха по дыхательной системе.

А)трахея Г) носоглотка
Б) носовая полость Д) лёгкие
В) бронхи Е) гортань

Пищеварение

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. С пищей человек получает

1) белки и жиры

2) минеральные вещества и витамины

3) жиры и углеводы

4)всё перечисленное верно

А2. Важную роль при обработке пищи в ротовой полости играет язык, который её

1) перемешивает

2) перемещает в сторону глотки

4)всё перечисленное верно

АЗ. Отдел пищеварительной системы, где начинается перевари­вание крахмала, - это

1) ротовая полость

2) желудок

4) тонкий кишечник

А4. Желудок - это

1) отдел тонкого кишечника

2) пищеварительная железа

3) орган выделительной системы

4) расширение пищеварительного канала

А5. У взрослого человека зубов

А6. Клыков у взрослого человека

А7. Фермент пепсин обеспечивает расщепление

2)углеводов

4) витаминов

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез

1) жевательных

2) околоушных

3) пищеварительных

4) подъязычных

5) подчелюстных

6) мимических

82. В тонком кишечнике происходит расщепление

1) белков до аминокислот

2) глюкозы до углекислого газа и воды

3) клетчатки до сахарозы

4) углеводов до глюкозы

5) жира до жирных кислот и глицерина

6) витаминов

Установите правильную последовательность биологических про­цессов, явлений, практических действий.

83. Установите последовательность этапов пищеварения. А) механическая обработка пищи в ротовой полости Б) расщепление углеводов под действием ферментов слюны В) смешивание пищи с желудочным соком Г) расщепление углеводов, белков и жиров до элементарных органических соединений

Д) удаление непереваренных остатков пищи из организма Е) всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

пищеварение

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Расщепление углеводов начинается в

1) желудке 3) тонком кишечнике

2) ротовой полости 4) пищеводе

А2. В каждой челюсти у взрослого человека

1) 32 зуба 3) 20 зубов

2) 16 зубов 4) 10 зубов

АЗ. Корень зуба покрыт

1) цементом 2) эмалью 3)дентином 4)коронкой

А4. Пищеварительный сок, не содержащий ферменты,

1) слюна 3) желчь

2) желудочный сок 4) кишечный сок

А5. В желудке перевариваются в основном

1) белки 3) углеводы

2) жиры 4) сахара

А6. К пищеварительным железам относят

1) поджелудочную железу 3) надпочечники

2) селезёнку 4) щитовидную железу

А7. Начальным отделом тонкого кишечника является

1) пищевод 3) желчный пузырь

2) двенадцатиперстная кишка 4) слепая кишка

А8. В ротовой полости не происходит

1) механическое измельчение пищи

2) уничтожение микробов

3) всасывание воды

4) расщепление углеводов

А9. При расщеплении крахмала образуется(ются)

1) аминокислоты

2) глицерин и жирные кислоты

3) глюкоза

4) фруктоза

А10. Ворсинки образует слизистая оболочка

1) пищевода 3) тонкой кишки

2) желудка 4) толстой кишки

А11. Стенка желудка не переваривается пищеварительным со­ком, потому что

1) повреждённый эпителий быстро восстанавливается

2) стенка желудка покрыта слизью

3) в соке желудка нет нужных ферментов

4) пищеварительные ферменты не могут переваривать ком­поненты организма, который их синтезирует

А12. Функцией печени не является

1) образование желчи

2) запасание гликогена

3) выработка ферментов

4) обезвреживание ядовитых веществ, попавших в кровь из кишечника

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В 1. Крупные слюнные железы

1) околоушные

2) заушные

3) подъязычные

4) околоязычные

5) надчелюстные

6) подчелюстные

В 2. В тонкой кишке происходит

1) полостное пищеварение

2) пристеночное пищеварение

3) всасывание

4) накапливание остатков непереваренной пищи

5) формирование кала

6) расщепление клетчатки

В 3. В зависимости от преобладания разных веществ различают пищу

1) белковую 4) углеводную

2) жировую 5) жирную

3) минеральную б) сахарную

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между питательными веществами и продуктами их расщепления.

ПРОДУКТЫ ПИТАТЕЛЬНЫЕ

РАСЩЕПЛЕНИЯ ВЕЩЕСТВА

А) глицерин 1) белки

Б) глюкоза 2) углеводы

В) аминокислоты 3) жиры

Г) жирные кислоты


А

Б

В

Г

В5. Установите соответствие между веществами и сосудами,в которые они всасываются.

ВЕЩЕСТВА

А)глицерин

Б) глюкоза

В) минеральные соли

Г) жирные кислоты

Д) аминокислоты

1) кровеносные капилляры

2) лимфатические капилляры


А

Б

В

Г

Д

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В6. Установите последовательность расположения отделов пи­
щеварительного тракта у человека.
А) пищевод Г) глотка
Б) желудок Д) толстый кишечник
В) ротовая полость Е) тонкий кишечник

краткое содержание других презентаций

«Химерные организмы» - Пестролистные растения. Развитие экспериментальных методов. Пестролистность. Трансгенные организмы. Получение мышей. Факторы внешней среды. Химерные и трансгенные организмы. Диабет. Изучение химерных животных. Химерные фиалки. Эксперименты. Химерные организмы. Химерные животные.

«Симбиоз» - Симбиоз. Муравьи. Водоросль. Практическое значение. Симбиозы животных с микробами. Простейшие одноклеточные животные. Симбиоз в мире растений и животных. Биохимичекие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Азотфиксирующие симбиозы. Тесные формы. Интеграция симбиотического комплекса. Клетки водорослей. Зелёные тельца. Мирмекодия. Лишайник. Зоохлорелла.

«Палеогеновый период» - Климат. Кайнозойская эра. Начало палеогена. Палеогеновый период. Климат был ровным тропическим. Диатримы. Олигоцен. Палеоген. Верхний эоцен. Костистые рыбы. Животный мир. Веерохвостые беззубые птицы.

«Главные факторы эволюции» - Волны жизни. Закон Харди-Вайнберга. Особенности поведения. Периодические колебания численности. Борьба за существование. Механизм эволюционных изменений. Дрейф генов. Виды мутаций. Факторы эволюции. Ненаправляющие факторы эволюции. Познакомиться с ненаправляющими факторами эволюции. Один из важнейших факторов эволюции. Что такое изоляция. Постоянная мутационная изменчивость. Изученные факторы. Аллель.

«Приматы» - Классификация приматов претерпела значительные изменения. Подотряды и семейства Сухоносые. Приматы. Древнейшие приматы, по всей вероятности, расселились из Азии. Происхождение и ближайшие родственники. Внешний вид. Общая характеристика. Классификация. Подотряды и семейства Мокроносые (Strepsirrhini). Практическое значение. Научная классификация. Один из наиболее прогрессивных отрядов.

«ЕГЭ по биологии и химии» - Отдельные программы по разделам. Перевод. Сборники программ. Предметы ЕГЭ. Химический элемент. Свидетельство о результатах ЕГЭ. Биология - наука о живой природе. Продолжительность. Химические программы. Неудовлетворительный результат. Основные подходы в подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии и химии. Кому нужна биология и химия. Интернет. Дистанционная форма обучения школьников. Особенности ЕГЭ. ЕГЭ по химии и биологии.

В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните рисунки нормальных эритроцитов (А) и эритроцита
в растворе (Б). Определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора солей в сосуде (выше нормы, ниже нормы, соответствует норме), если в крови в норме концентрация раствора солей составляет 0,9%. Ответ поясните.

А.

18

Известно, что активность ферментов зависит от реакции среды (pH-среды). Для проверки активности фермента амилазы слюны её налили в три пробирки, добавили субстрат. Для создания разных условий среды
в каждую пробирку добавили соответственно по 3 капли 0,1% раствора соляной кислоты (pH = 6,3), 0,1% раствора бикарбоната натрия (pH = 7,3), дистиллированной воды (pH = 7). Все пробирки поместили в водяную баню при температуре 37°С. Что было взято в качестве субстрата для проверки степени активности фермента? В какой среде активность фермента слюны максимальна? Постройте график зависимости степени активности фермента слюны в зависимости от pH-среды и объясните полученные результаты.




У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трёх значений.

У водоросли улотрикса преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и взрослой особи. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются споры при чередовании полового и бесполого поколения и взрослые особи.

Женщина и её муж здоровы. Мать женщины здорова, а отец страдал гемофилией. Брат женщины здоров. Женщина имеет двух сыновей, один из которых болен гемофилией, а второй здоров. У её больного сына жена здорова, две девочки и два мальчика здоровы. Родители жены сына аномалий не имели. Определите вероятность рождения в семье больного ребёнка и его пол.


Ответы к заданиям

№ задания Ответ

В4. Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

В2. Обобщение и применение знаний о много­образии организмов и человеке

В1. Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни

А32. Многообразие организмов

1. Какая из групп бактерий фотосинтезирует подобно высшим растениям и водорослям с выделением молекулярного кислорода?

1) зелёные и пурпурные бактерии 2) цианобактерии

3) аммонифицирующие бактерии 4) серобактерии

2. Форма листьев у хвойных растений способствует...

1) защите от поедания животными 2) лучшему поглощению углекислого газа

3) лучшему выделению фитонцидов 4) сохранению влаги в зимний период

4. Микориза - это симбиоз...

1) гриба и зелёной водоросли 2) гриба и бактерии

3) гриба с корнем высшего растения 4) клубеньковых бактерий с корнями бобовых

5. Какая из групп бактерий является наиболее древней?

1) архебактери 2) эубактерии 3) цианобактерии 4) возникли одновременно

Какие функции выполняют хлоропласта?

1) синтез углеводов

2) использование энергии солнечного света для синтеза органических веществ

3) синтез жиров

4) расщепление органических веществ до воды и углекислого газа

5) синтез органических веществ из неорганических

6) расщепление полимеров до мономеров

Какие из перечисленных таксонов используют в систематике и расте­ний, и животных?

1) род 2) семейство 3) отряд 4) класс 5) отдел 6) тип

1. Установите соответствие между органом растения и его типом

2. Установите соответствие между шляпочными грибами и группами, к которым они относятся.

3. Установите соответствие между особенностями и растительными тка­нями, для которых они характерны.

1.Установите последовательность этапов прорастания семени гороха.

А) набухание семени Б) интенсивный рост зародышевого стебелька и почечки



В) развитие листьев, способных к фотосинтезу, отмирание семядолей

Г) переход запасных питательных веществ в растворимое состояние

Д) выход семядолей на поверхность Е) разрыв кожуры семени

2. Установите последовательность этапов жизненного цикла у представителей отдела Голосеменных растений.

А) образование мужских шишек Б) оплодотворение В) опыление Г) образование зиготы Д) образование пыльцевой трубки Е) образование микроспор в результате мейоза

За верный ответ при определении правильной последовательности выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов.

В17. Установите последовательность процессов, происходящих во время интерфазы и митоза.


В18. Установите последовательность процессов, происходящих во время мейоза.


Часть С

На задание С дайте полный развернутый ответ.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок – 3 балла; ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла; ответ содержит 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл.

С1. Какие два основных типа деления клеток известны в природе? Что характерно для каждого типа деления?

С2. Какие типы постэмбрионального развития известны в природе? Каковы их характерные особенности? Приведите примеры.

С3. На какие периоды делится интерфаза? Что характерно для каждого периода?

С4. Какие три периода различают в эмбриогенезе? Какие основные процессы происходят в эти периоды у ланцетника?

С5. Какие периоды различают в сперматогенезе. Что характерно для каждого периода?

С6. Какие периоды различают в овогенезе. Что характерно для каждого периода?

С7.

1. Во время интерфазы митотического цикла происходит рост клетки, репликация ДНК, увеличение числа органоидов. Хромосомы становятся однохроматидными. 2. Во время профазы митоза происходит разрушение ядерной оболочки, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, конденсация хромосом. 3. Во время анафазы митоза хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, к центромерам прикрепляются нити веретена деления. 4. В метафазу митоза хроматиды расходятся к полюсам клетки и становятся самостоятельными хромосомами. 5. Во время телофазы в каждой дочерней клетке хромосомы раскручиваются, образуются ядерные оболочки, делится цитоплазма.

С8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два – вегетативное и генеративное. 2. Генеративное ядро в пыльцевой трубке делится еще раз, образуя два спермия. 3. Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуется зигота, из которой формируется семяпочка. 4. Второй спермий сливается с центральным ядром и образуется диплоидный эндосперм – запас питательных веществ семени. 5. Кожура семени образуется из стенок завязи пестика.

С9. Когда и за счет чего происходит перекомбинация генетического материала во время мейоза?

С10. Во время эмбриогенеза образуются три зародышевых листка – эктодерма, энтодерма и мезодерма. В дальнейшем из них формируются органы и системы органов. Каковы производные зародышевых листков?