Букварь — начало начал. Букварь — это первая книга первоклашки. Почти каждый советский мальчишка и девчонка начинали нелегкий путь познаний именно с этой книги. Букварь — это книга, которая первая давала советским детям образование, любовь к Родине, близким. Может быть поэтому, чтобы не забыть свой первый учебник нас, первоклашек, фотографировали именно с букварем на парте или в руках. У многих наверное есть такие фото. И спустя много лет, мне случайно попалась в руки эта книга. Полистав букварь, я прослезилась от нахлынувшей ностальгии. Видя, запомнившиеся с детства иллюстрации в учебнике, в памяти всплывают ассоциации с которыми они связаны. Вот на этой странице я по слогам читала всему классу стишок про рукавички, а глядя на картинку веселых детей, катающихся с горки, мне хотелось чтобы скорее закончились занятия и бежать на застывший льдом пруд кататься с огромной горки. Можете и у вас, после просмотра букваря, всплывут какие-то воспоминания о детстве и школьных годах.

В Стране Советов образование было на очень высоком уровне и при этом (сейчас трудно в это поверить) бесплатным. Каждый советский школьник знал, что делая упор только на собственные знания, можно поступить в высшее учебное заведение без взятки или «волосатой» руки. Поэтому многие ребята стремились окончить школу с «красным» дипломом. А с чего же начиналось образование школьника? Конечно же, с него – с «Букваря »!

Сейчас практически всех детей отдают в школу с шести лет. При этом учителя требуют, что б ребенок уже умел бегло читать и владел счетом. Сейчас малышат просто вынуждают рано повзрослеть и не потому, что их детство лишено воздушных шаров и игрушек, а потому, что детская безмятежная беззаботность заканчивается ровно в пять лет, когда начинается «беспросветная» учеба на подготовительных курсах… А ведь в Союзе такого не было: и уроков задавали меньше и на спорт и дворовые игры времени хватало. Помню, мы шли в первый класс с семи-восьми лет, при этом, не умея читать и считать. И уроков нам задавали меньше, чем сейчас. Например, мой первоклашка, отсидев в школе семь! уроков, приносит домой «горы» домашнего задания по письму, математике, природоведению, английскому, труду…

Вот я все ворчу, наверное, это от того, что даже мед в детстве казался слаще. До сих пор с радостным чувством вспоминаю свой первый звонок, первую учительницу Лидию Ивановну, как она, стоя у классной доски, держала в руках «Букварь» и торжественно произносила: «это самая главная книга в вашей жизни, с нее вы начнете свое путешествие в мир знаний…». Размышляя так, я расчищала книжные полки для новых книг своего первоклашки и в самом углу нашла, не поверите, «Букварь»! Здравствуй, старый друг! Открываю первую страницу… ай да Лидия Ивановна… свою речь она позаимствовала оттуда, только забыла добавить, что «благодаря «Букварю» ты научишься писать свои первые слова «мама», «Родина» и «Ленин»!». А еще где-то из глубин памяти всплывает воспоминание о том, что была такая традиция: всех первоклашек усаживали за парту с «Букварем» в руках для фото. Наверное, у каждого советского школьника была такая фотография, которая потом с гордостью подписывалась на обратной стороне «1 сентября 1969 год. Ваня». А помните шутку: «мама мыла раму, а рама мыла маму»? Так вот, оказывается, предложение «мама мыла раму» было только в «Букваре» 1959-го года. И, возвращаясь к моему сыну-школьнику, у него в современном «Букваре» Жуковой есть фраза «Вова моет раму». Понятно, откуда ноги растут?

Вообще мне стало интересно, а сколько же «Букварей» вышло в Союзе, кто был автором? Давай-ка, старый друг моего краснознаменного детства, поведай мне свои секреты. Официально в Стране Советов «Букварь» «появился на свет» в 1937 году, под авторством заслуженного учителя Николая Головина. Народ сразу же «пошутил» на его счет: детей учила вся страна по «Букварю» Головина. Затем, это издание перерабатывалось и дополнялось новыми примерами, прописями, картинками из народных сказок про «Колобка», «Курочку рябу», «Репку» и так далее. Причем, давались только картинки, для того, что б развивать устную речь ребенка (он должен был, глядя в учебник, рассказать наизусть заданную сказку). Помню, как мы рассказывали сказу «О золотой рыбке» всем классом, по цепочке, каждый по одному предложению. Рассказ выходил немного забавный и не всегда правдоподобный. Причем, деткам было довольно просто ориентироваться в «Букваре»: гласные обозначались красным прямоугольником, согласные – зеленым. Также были социально-полезные изображения: вот девочка поливает цветы, а вот – переводит бабушку через дорогу. Обязательно была страница с портретом Ленина и описанием того, как он заботится о детях (сколько не просматривала первых учебников, портрет Сталина так и не нашла). Всегда был раздел «о Родине»: картинка с картой Союза и изображениями детей в национальных костюмах.

Итак, «Букварь» издавался в Москве, в издательстве «Просвещение». Редколлегия очень ответственно относилась к иллюстрациям книги. Экспертная комиссия детально просматривала рисунки «Букваря»: они не должны были быть излишне перегружены деталями. Должны нести положительно-воспитательный и ярко-выразительный характер, ведь, считалось, что психика ребенка очень уязвима и имеет образное, а не логическое мышление. Поэтому не удивительно, что к росписи «Букваря» привлекались опытные, даже известные художники, например Ежкова В., Богданов В., Никулина Т. «Букварь» издавался в 1943, 1945, 1950, 1951, 1952, 1959, 1962,1963, 1967, 1970, 1983, 1987. Как правило, каждый выпуск учебника создавался коллективом авторов. Однако наиболее известными в этой области были: Головин Н. («Букварь» 1937-44 года), Воскресенская А. («Букварь» 1952 год, 9-е издание и «Букварь» 1959 год 16-е издание), Архангельская Н. (1967 и 1970 год 5-е издание), Свадковский И. (1962 год 10-е издание), Горбушина А. (1983 год 23-е издание), Горецкий В. 1987 (7-е издание). Так и хочется с любовью сказать «спасибо!» за эту первую в жизни книгу и за пожелтевшее от времени фото той кудрявой первоклассницы 1970-го года, которая так гордо улыбается в обнимку со своим «Букварем». И мы все, знаем с чего начинается Родина!

Скачать «Букварь»

Букварь 1937 год.

Автор: Головин Н. М.
Издательство: Учпедгиз
Год: 1937
Формат: PDF
Размер: 171,6 Мб
Кол-во страниц: 72
« »

Букварь 1946 год.

Автор: Редозубов С. П.
Издательство: Учпедгиз
Год: 1946
Формат: DjVu + программа для просмотра.djvu файлов
Язык: Русский (дореформенный)
Количество страниц: 98
Размер: 2,72 МБ

Разбирал старые книжки и наткнулся на свой старый школьный букварь 1984 года выпуска. Пролистал бегло и, честно говоря, обалдел. Эта детская книжка, по которой ребятишкам нужно весело и с удовольствием учиться читать, оказалась настолько густо пропитана коммунистической пропагандой, что даже удивительно, как нам, рождённым в СССР, удалось избежать окончательного и бесповоротного зомбирования.

Трэш начинается с первой же страницы. Цитирую: "Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную, необыкновенную страну — Страну знаний. Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин"

Дальше — больше. Ленин, партия, Великий Октябрь, СССР — лучшая в мире страна, ветераны, ВОВ, и — довольно настойчивое втюхивание идеи стать космонавтом. Создаётся ощущение, что СССР планировал масштабную космическую экспансию.

Так что не удивляйтесь количеству ваты в мозгах соотечественников. Скорее, удивляться нужно тому, что даже при таких грандиозных и систематических усилиях госпропаганды нормальные люди остались.

Частные владельцы АО «Издательство "Просвещение"» удаляют из интернета старые учебники государственных издательств «Просвещение» и «Учпедгиз» середины прошлого века.
Многие из этих книг уже не существуют в бумажном виде. Эти учебники - результаты лучшего в мире образования и труда миллионов советских людей в самых различных сферах деятельности. Эти учебники предприниматели сами никогда не видели и не пошевелили пальцем для их создания, не потратили на них ни одной копейки своего частного акционерного общества.
И тут даже «капитализм» ни при чём: из уничтожения старых учебных книг невозможно извлечь никакой финансовой выгоды. Цель может быть только одна - ослабление России.
Приватизаторы лишают граждан нашей страны наиболее ценных страниц её культурной исторической памяти, и это уже похоже на костры фашистской инквизиции. Они лишают детей возможности углублённых и расширенных занятий, а также самообразования старших, подрывая тем самым экономику страны и её обороноспособность.
Образование - не дело наживы отдельных индивидуумов. Это смысл существования Государства.
Вернули Сбербанк - верните ключевые издательства, производящие учебники! Депутаты, политики, министры, это обращение к вам и ко всем неравнодушным гражданам.

||||||||||||||||||

Жёлтый или серый фон со страниц, по возможности, убираем - для удобства чёрно-белой распечатки (в настройках принтера можно указать отдельные страницы для печати). Также, по возможности, предлагаем цветной и чёрно-белый варианты учебника. Там, где качество скана позволяет, распознаём текст учебника (где нет формул, таблиц и спецсимволов) или фрагмент.
Начинающим пользователям. Скопировать распознанный текст учебника со страницы можно через Ctrl+A (выделить всё) и Ctrl+С (копировать), затем вставить Ctrl+V в текстовой редактор (Блокнот) и сохранить как TXT.
Полные тексты обычно выкладываем готовым отдельным файлом.
Текстовой файл можно открывать на любом устройстве. Электронная читалка - на телефоне, на компьютере, с E Ink экраном - удобна тем, что позволяет настраивать желаемый шрифт и, самое главное, оставлять закладку (запоминает место, где закрыли, и без закладки). Открываете в читалке наш файл простого текста (.txt), не замусоренного интернет-дребеденью, и пользуетесь. Ссылка на программу для чтения - ниже.
Если ранее не встречались с форматом DjVu, ссылка на программу тоже ниже. Годится для настольных ПК, ноутбуков и планшетов с большим экраном; в телефонах открывать DjVu не имеет смысла, это картинка с текстом.

Мы указываем год издания конкретного отсканированного учебника, но следует учитывать, что многие из них были написаны ещё в 1930-50-е сталинские годы, а впоследствии переиздавались. Некоторые же, такие как учебники А. П. Киселёва по математике, пришли к нам из 19 века.

Просьба сообщать, если что-то не работает: [email protected]

Сканируйте и присылайте советские школьные учебники в любом потрёпанном состоянии, в любом формате (лучше несжатый TIF) или уже готовые DjVu/PDF: [email protected] - во вложении или, если большие TIF-ы, через файлообменники типа яндекс-диск.

Можно также использовать универсальную программу DjVu-PDF, портабельная версия которой не требует установки:
www.sumatrapdfreader.org/download-free-pdf-viewer.html

Для распознанного текста и прочих книжных форматов можно использовать AlReader: www.alreader.com/downloads.php?lang=ru
версии для всех операционных систем.

МЕТОДИКИ

Начальная школа. Настольная книга учителя. Ред. М. А. Мельников. - 1950 г.

Первая учебная четверть в школе. Данилов М. А. - 1955 г.

Самостоятельная работа учащихся на уроках. Есипов Б. П. - 1961 г.

Указания для учителя о применении прописей при обучении письму в начальной школе. Воскресенская, Закожурникова, Ткаченко. - 1935 г.

Методика чистописания. Боголюбов Н. Н. - 1955 г.

Методическое руководство к букварю. - 1956 г.

Как организовать в семье обучение ребёнка шести лет по «Азбуке». Янковская, Крылова. - 1963 г.

Внеклассное чтение в 1 классе (методические указания). Светловская, Джежелей. - 1981 г.

Внеклассное чтение во 2 классе (методические указания). Светловская, Джежелей. - 1983 г.

Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Кустарёва, Рождественский и др. - 1970 г.

Русский язык в первом классе. Кустарёва, Рождественский. - 1972 г.

Русский язык во втором классе. Закожурникова, Кустарёва, Рождественский. - 1970 г.

Методические указания к преподаванию русского языка во II классе. Сыроечковская, Шейнина. - 1955 г.

Русский язык в третьем классе. Кустарёва, Рождественский. - 1974 г.

Вопросы методики чтения в начальной школе. Горецкий, Оморокова (сост.). - 1964 г.

Система работы по развитию речи учащихся в первом классе. Кузьмина, Кеменова. - 1954 г.

Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Политова Н. И. - 1984 г.

Закрепление знаний и навыков по русскому языку с применением наглядности. Пособие для учителей. Дашко Л. И. - 1961 г.

Методические указания к преподаванию литературы в VIII классе. Корст, Смирнов. - 1954 г.

Программы средней общеобразовательной школы. Математика. Шаламова Г. А. (ред.) - 1991 г.

Методическое руководство к учебникам арифметики. Пчёлко А. С. - 1934 г.

Методика преподавания арифметики. Чичигин В. Г. - 1952 г.

Методика преподавания математики. Брадис В. М. - 1954 г.

Методика арифметики для учителей. Березанская Е. - 1955 г.

Алгебра. Пособие для учителей 9-11 классов. Гибш И. А. - 1960 г.

Методика преподавания алгебры. Барыбин К. С. - 1965 г.

Геометрия. Методическое пособие. Гангнус, Гурвиц. - 1934,35 гг.

Преподавание математики. Пиаже и др. - 1960 г.

Методика преподавания математики в начальных классах. Бантова, Бельтюкова. - 1984 г.

Методика преподавания математики в восьмилетней школе. - 1965 г.

Методика преподавания физики в семилетней школе (4 тома). Горячкин Е. Н. - 1948-1955 г.

Методика преподавания астрономии в средней школе. Набоков М. Е. - 1947 г.

Методика преподавания астрономии в средней школе. Левитан Е. П. - 1965 г.


Методика преподавания естествознания в начальной школе. Горбунов Н. А. - 1947 г.

Уроки биологии, 6-7 классы. Методическое пособие. Кузнецова В. И. - 1991 г.

Один юзер писал :

- Неужели азбуку печатали за границей? Я всегда считал, что в СССР с полиграфической промышленностью все было хорошо... Молодцы немцы - везде успевали. И для себя старались, и нам помогали


Я тоже ломала голову - почему в азбуке и букваре разный порядок букв?))


lybimye_knigi
Для меня по-прежнему остается загадкой, где эта азбука применялась - в школе или садике? Помню свой синий букварь, его нам дали сразу в первом классе, у меня даже мое фото с ним за партой сохранилось. Азбуку тоже помню, но вот когда мы по ней учились? Обе книги одинаково учат чтению, зачем надо было дублировать?

elenka_knigolub
Думаю, что эта Азбука предназначалась для занятий детей с родителями или в детском саду.
Посмотрела сейчас Букварь - он сложнее: там уже и гласные/согласные, твердые/мягкие звуки, письмо, шарады, ребусы, и вообще он был утвержден Министерством Просвещения РСФСР, в отличие от Азбуки.
А эта Азбука, кстати, содержит помимо буквенного раздела, еще и материалы для обучения счету, а также посвященные детскому творчеству.

Для желающих "полистать" Азбуку в онлайне -

Букварь, 1987 год

Почти все советские дети учились по этому букварю.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Букварь 1970 год.

Первоклассникам 70-х годов повезло меньше - обложка "Букваря" образца 1970 года была более проста и лаконична. По нему я училась в первом классе в 1984 году.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Печатали в ГДР. А все же почему? И "Кто такой? Что такое?" в двух томах тоже некогда печатали в ГДР.

У меня и мужа в детстве был такой учебник из двух частях, по которому нас учили русскому языку.
Предназначен для подготовительных и первых классов национальных школ, а также для иностранцев, начинающих изучать русский язык.

Русский язык в картинках .

Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Старая редакция учебника. 1971 год.

У меня такой был. Вторая часть не найдена.

1.


2.


3.


4.На страницах учебника отражен советский быт 60-годов.


5. Обратите внимание - плита на дровах.


6.

Эти издания были у меня и мужа. Любили их листать в детстве - смотреть на картины и пытаться читать слова.

1982 год. Первая часть

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.Для меня этот огород был как живое существо)

14. Идеальный семейный обед. Опять бабушка жарит, мама варит суп.


Вторая часть.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. Плита газовая. Советский быт конца 70-х и начала 80-х годов.

10.

11.

12. Советский супермаркет, а раньше это универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков. Магазин самообслуживания.

13. А небольшой торт оказался знаком - это "Сказка"!

14. И по сей день об этом вспоминаем, когда общаемся в Интернете - на форумах, в чатах: одни ложатся спать, а другие еще на работе.

17.

Мне всегда нравились иллюстрации в этом стиле. Эмоциональные. Животные как люди. Такие картины во всех учебниках и в пособиях для внеклассной работы. Долгое время я не могла найти фамилию художника. Методом исключения я предположила, что это Е.В. Викторов. О нем не нашла в Интернете. Может, кто-нибудь из читателей о нем знает?

Е.В. Викторов создал обложки и для тетрадей по математике.

Наверно, это одна из первых работ художника. Учебник "Родная речь. 1 класс" 1975 год.

А какие были первые советские азбуки?

26 декабря 1919года был издан декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. Среди пунктов декрета был такой:
8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
Значит, все умеющие читать и писать были обязаны обучить неграмотных, а те - ходить в школу. Видимо, в некоторых семьях не разрешили девочкам и женщинам идти в школы - мол, это не бабское дело.

Впрочем...
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

Полный текст декрета -

1.


2.

3.


4.


5.

6. Только при советской власти женщины могли научиться читать и писать - ведь считалось, что "баба" не способна к учёбе.

Букварь для взрослых "Долой неграмотность" (1920), начинающийся лозунгом "Мы не рабы. Рабы не мы",

1.


2.


3.


4.


5.

Были и другие - "Рабоче-крестьянский букварь", коммунистический букварь "Грамотный красноармеец" и "Антирелигиозная азбука" (1933).

Азбука революции, 1921 г.

Серия плакатов "Азбука революции", выполненная украинским художником Адольфом Страховым, была впервые издана в 1921 году. Главная тема этого комплекта - жизнь молодой Советской республики в первые послереволюционные годы. "Азбука революции", не смотря на не вполне совершенную литературную форму своих стихов-подтекстовок, явилась значительным явлением в агитационном искусстве 1920-х годов и впоследствии - в 1969 году - была переиздана Киевским издательством "Мистецтво".

Продолжение азбуки -

Антирелигиозная азбука. Вряд ли для первоклассников.

УТИЛЬБЮРО ИЗОГИЗА.
Москва 1933 Ленинград.
Художник Михаил Михайлович Черемных.

- В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу. Никакого креатива, исполнение - так себе. А тут - целая азбука с приличными и выразительными (говорю как специалист) иллюстрациями!
- "В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу" - в наше время все сильно "поумнели" и чуть что, так кидаются своими правами. Поэтому хорошей социальной рекламы вы не увидите..

1.

2.

3.

4.

Ну кто мог подумать, что доживем до времен, когда подобная картина снова станет актуальна.

5. Чем Ганди не угодил советским большевикам?

- Ну, видимо, во время его политических манёвров, возникала в его адрес различная критика.
- Это же коммунисты, они всегда за границей видели только врагов, вот и против Индии, равно как и против других стран, народ настраивали..
- Почитайте историю. СССР всегда старался поддерживать дружеские отношения с Индией, как с революционной страной, восставшей против ига английских колонизационных сил.
- Зря они так про Ганди.


6.
- Насколько я помню, Форд поддерживал фашистов во времена третьего рейха, вот его и приписали в эту азбуку

- Они его сюда его приплели только потому что так называемый фордовский конвейер в понимании коммунистов является наиболее выраженной формой эксплуатации, где личность человека при производстве какого либо предмета не имеет ни малейшего значения.


Продолжение букваря в

Была "Советская эротическая азбука", созданная в 1931 году будущим народным художником СССР Сергеем Дмитриевичем Меркуровым (1881—1952). Интересно, что автор этой азбуки был скульптором-монументалистом, автором многочисленных монументов Иосифу Сталину (в том числе трех крупнейших на территории СССР) и Ленину, а также надгробных памятников у Кремлевской стены — Ф.Э. Дзержинскому, А.А. Жданову, М.И. Калинину, Я.М. Свердлову, М.В. Фрунзе.

Азбука Владмира Конашевича - на этот раз для детей. Без революционных лозунгов.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

Издательство: Тв-во Р. Голике и А. Вильборг
Место издания: Петроград
Год издания: 1918

Интересно, твердый знак на конце слов отсутствует в азбуке, но сохранились буквы - фита и ижица.

1.

2.

3.

4.

5. Два варианта правописания - старое и новое.

6.

Полностью азбука -

Букварь 1937 год

Время такое, что надо славить вождей и дорогих товарищей чуть ли не на коленях...

И.С. Беляев. Букварь.1943г.

Госиздат К-ФССР.

Видный деятель народного образования Карелии. На преподавательской работе с 1930 по 1940г. с 1940г - заместитель наркома, а с 1944г. по 1951г. - нарком - министр народного просвещения К-ФССР. В 1944-1949гг. многое сделал для восстановления школьной сети Карелии. Заслуженный учитель Карелии, кандидат педагогических наук, автор более 20 учебников. Несколько учебников было им подготовлено и в годы войны.

После войны.

"Азбука", 1970 год .

Изд-во "Просвещение", издание десятое. Авторы: Воскресенская А.И., Редозубов С.П., Янковская А.В.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.Мама работает дома - кем?

9.

10.

А это букварь для детей с ограниченным слухом. Глухонемыми называли детей с 2-4 степенью тугоухости и с полной потерей слуха.Тогда не было специальной аппаратуры (наушники и микрофоны) и мощных слуховых аппаратов, которые бы помогли детям с 2-4 степенью. Не было современных методов обучения речи детей. Поэтому их учили писать грамотно, читать по губам - если не может сказать, то пусть напишет на бумажке. И читать книги - источник знаний. Дактильная азбука и жестовой язык в то время были, но сурдопереводчиков не очень много, в основном это слышащие дети глухих родителей, потерявших слух после болезни (приобретенная ненаследственная глухота)

Зыков С.А. Букварь для школ глухонемых

Издательство: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Год: 1952

Настоящий букварь построен по звуковому (аналитико-синтетическому) методу. Обучение по нему рассчитано на полтора года. С целью поддержания интереса учащихся в букваре даны упражнения-игры, тексты сопровождаются иллюстрациями. Для развития чувства ритма в букваре помещены короткие стихи. При чтении по букварю дети знакомятся с такими понятиями по грамматике, как единственное и множественное число существительного, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род глагола, образование слов путем прибавления приставки и т.д.
Обучение письму проводится одновременно с обучением чтению, поэтому в букваре также даны и упражнения для письма.

1.

2.

3.

4.

5. Быт советских граждан 50-х годов.Телевизор есть, а люстры не видно.

6. Артикуляция губ при звуке "а".

7.

8.

9.

10. Напоминает метод обучения иностранному языку. Это и понятно, для глухих детей родной язык все равно как иностранный. Учить слова, которые обозначают предметы, действия и др. Выделенные слога обозначают ударение, где надо поднять голос.

11.

12. Были наушники в школах для глухих детей. Но нет аппаратуры и кнопок. Видимо, почти не было их... В классе парты расположены по кругу, чтоб дети могли смотреть на учительницу, точнее на ее губы и на жесты дактильной азбуки.

13.

14.

Донская Н.Ю., Линикова Н.И. Букварь для школ слабослышаших.

Второе издание. М.: Просвещение, 1986 г. Именно по нему (первое издание) я училась в первом классе сразу после букваря в синей обложке.

Художник обложки Е. в. Викторов.


1.

2.

3.

4. В классе немного учеников - не только потому, что слабослышащих много меньше, чем слышащих. Но для учителя десяток учеников то же самое, что и 30 слышащих учеников. За их речью надо следить, исправлять произношение, а на это уходит немало времени.

Аппаратура для управления наушниками и микрофонами, по-видимому, встроенная в стол. Только что добавлено. Я сегодня поговорила на работе с глухим, у которого ребёнок идет в школу для детей с недостатком слуха. Он рассказал,что в таких школах давно нет аппаратуры, теперь все носят слуховые аппараты различной мощности.

5. Вот та самая аппаратура на столе учителя, но плохо видна. Учительница не поёт в микрофон, она говорит. Парта для двух учеников. У учениц наушники, но те не выделяются. Видимо, ходожник их не подчеркивал из эстичных соображений. Обычно это черные резиновые наушники на черном платмасовом гибком обруче.

8. Ударение в каждом слове. Забавный и поучительный рассказ. Художник все тот же Е.В. Викторов.

Ну, все, я заканчиваю пост на этом.)

А какие теперь буквари для современных школьников? Азбуки?

1-е сентября! Как давно я ходил в школу, что аж соскучился... Представить только, школу я закончил 25 лет назад!!! Отучился 9 классов (по факту 8, мы там перепрыгивали один класс во время реформ), затем был техникум, походу переименованый в колледж... ну то другая история.

Но в этй заметке речь пойдёт не обо мне, а об эпохе школьных 80-х. Удивительным образом, у меня с той поры остались Азбука и Букварь .
Букварь - мой (хоть и без лицевой обложки), а Азбука - брата (книга очень хорошо сохранилась).

Я очень рад что у меня сохранились эти экземпляры, мне приятно их показывать нынешним детям и сравнивать с книгами настоящего времени. Ну а в этом репортаже, я покажу их всем вам и думаю что особо приятно на них будет взглянуть именно тем кто учился в 80-е.., ведь далеко не у всех остались подобные книжки.

1. Знакомимся, «Букварь » издания 1982-го года, с которым я ходил в первый класс, и «Азбука » издания 1987-го года, с ней посещал 1-й класс мой брат.



2. Сразу посмотрим на обратную сторону книг, удивительно, но если Букварь стоил 45 копеек, то Азбука всего 30 копеек. Получается что была не инфляция, а заметная дефляция! Или это экономия на оформлении, как плод «перестройки»? :-)

3. Открываем книгу, вот она, Азбука... все буквы знакомы? 😁

5. Его образ в школьных книгах был ненавязчив и приятен, настоящий товарищ.

6. Полистаем эти книги, как мы тогда учились. Сначала мой Букварь...

7. Ударения, слоги, тут же и дорожные знаки и наставления.

8. Рабочие профессии, и конечно не забываем в какой прекрасной стране мы живём.

9. В конце Букваря - Леонид Ильич.

10. Теперь Азбука: книги похожи по содержанию, но немного различаются оформлением.

11. Смотрим на картинки и вспоминаем детство...

12. На «Х», конечно же хлеб!

13. И конечно же о мечте.., будучи подростком, я думал что человечество совсем скоро будет летать к другим планетам! Вот где достойная цель для Землян;-)

14. В моём букваре такого не было, в Азбуке брата, в конце учили гимн!
Какую страну развалили... нынешнее ЕС, это курам на смех.

Букварь прощался таким стихотворением:

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растениях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Найдёшь ты храбрости пример
В своей любимой книжке.
Увидишь весь СССР,
Всю землю с этой вышки.

Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я»!

Жаль что в современном мире, ряд русских слов заменяется сленгом и англицизмами. И благо что некоторые продолжают читать не только чаты в интернете.