Саломон Август Андре (швед. Salomon August Andrée; 18 октября 1854, Гренна (англ.) - 1897) - шведский инженер, естествоиспытатель, аэронавт, исследователь Арктики.
Саломон Андре


Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 г. в небольшом шведском городке Гренна в многодетной семье аптекаря (в семействе Андре было пять сыновей и две дочери).
Под руководством матери Соломон обучился грамоте, затем поступил в среднюю школу Гренна, а в 1865 г. перешел в среднюю школу в Йончопинге. Окончив пять классов, он уехал в Стокгольм, где прошел подготовительный курс и поступил в Королевскую высшую техническую школу (Kungliga Tekniska Hogskolan). Своей специальностью Андре избрал физику, в изучении которой ему помогал профессор Роберт Даландер. В 1874 г., окончив школу, Соломон Андре стал работать чертежником на механическом заводе Йоранссона в Стокгольме.
Спустя два года молодой физик отправился в Филадельфию (США), где при помощи шведского генерального консула устроился работать в шведский отдел Всемирной выставки 1876 г. В Филадельфии Андре впервые заинтересовался воздухоплаванием и даже получил первые уроки этой науки под руководством опытного воздухоплавателя Уайза, совершившего около четырехсот полетов.

Через полгода, серьезно заболев, Андре покинул Америку и вернулся в Швецию. Некоторое время он работал в качестве инженера, затем приобрел механическую мастерскую. Однако дела в мастерской шли плохо, и Андре был вынужден продать ее. С помощью профессора Даландера Андре получил место ассистента по физике в Королевской высшей технической школе.
В 1882 г. Швеция приняла участие в исследовании Арктики по программе Первого международного полярного года, организовав полярную обсерваторию на мысе Тордсон (Cap Thordsen) (Шпицберген). Руководителем обсерватории был назначен сотрудник Метеорологического общества в Стокгольме Нильс Густав Экхольм. В число участников экспедиции был зачислен и Соломон Андре, которому было поручено проведение наблюдений над атмосферным электричеством и земным магнетизмом.
Шведская экспедиция на Шпицберген, 1883-1883. пятый справа доктор Нильс Экхольм, третий справа Соломон Август Андре

Экспедиция прибыла на Шпицберген в июле 1882 г., а 15 августа на мысе Тордсон начались регулярные метеорологические наблюдения. Активно включился в работу и Андре. По воспоминаниям Экхольна, наблюдения за электричеством, организованные на станции молодым физиком, были образцовыми. Благодаря энергии и изобретательности Андре исследования проводились без перерывов, вызванных техническими неполадками; за год работы станции было проведено около 15 000 наблюдений. 23 августа 1883 г. обсерватория завершила работу по программе Первого МПГ, и Андре вернулся в Стокгольм.
В 1885 г. он был назначен руководителем технического отдела Бюро патентов. Работая на этом посту, он сумел добиться некоторых улучшений в законах об изобретателях, а также выступить инициатором организации шведского Общества изобретателей.
Во второй половине XIX в. шведы совершили более 20 экспедиций в Арктику, большая часть которых пришлась на Свальбард (мыс Шпицберген) и его прибрежные воды. Основная цель этих экспедиций – выполнение научных исследований в разнообразных областях знаний, таких, как флора и фауна северных районов, дрейф полярных льдов, метеорологические явления, геомагнетизм и прочее. В противоположность многим британским, американским, французским и норвежским экспедициям, шведы в основном держались в области южнее 80о северной широты.
В 1894 г. на одном из собраний Шведского общества географов и антропологов Андре познакомился со знаменитым полярным путешественником Э. Норденшельдом и рассказал ему о своей заветной мечте - предпринять научную экспедицию в Арктику на воздушном шаре. Норденшельд одобрил идею Андре и пообещал свою помощь в организации такого предприятия.
Свой план организации воздушной экспедиции к Северному полюсу Соломон Андре впервые изложил 13 февраля 1895 г. на заседании Шведской Академии наук, а 15 февраля повторил свой доклад в Шведском географическом обществе.
Согласно плану Андре необходимо было построить воздушный шар, способный поднять трех человек, провизию, приборы и инструменты (общая грузоподъемность такого шара должна была составлять около 3 т). Этот шар планировалось изготовить из плотного материала, чтобы он смог держаться в воздухе не менее 30 суток. Наполнить шар газом Андре предлагал непосредственно в полярной области. Опыт, приобретенный Андре во время полетов на «Свеа», позволил ему предложить снабдить шар парусами и гайдропами для обеспечения наибольшей управляемости.
Чертеж воздушного шара Андре

Научные учреждения поддержали Андрэ и таким образом сыграли ключевую роль в отношении Швеции к полярному проекту, а это, в свою очередь, гарантировало финансирование его идеи высшими кругами Швеции. Основные субсидии для двух своих экспедиций (1896 г. и 1897 г.) Андрэ получал от короля Швеции Оскара II, шведского промышленника Альфреда Нобеля и губернатора округа Гетеборг барона Оскара Диксона (начиная с 1860-х г г. и король, и Диксон финансировали ряд шведских полярных экспедиций).
Кнут Френкель

К моменту взлета воздушного шара из Свальбарда 11 июля 1897 г. план существенно не изменился. Несмотря на критику практически всех аспектов этого замысла со стороны иностранных экспертов в воздухоплавании, а также одного из членов экспедиции, Нильса Экхольма, Андрэ в последующие два с половиной года не сделал никаких существенных изменений ни в самом полярном воздушном шаре, ни в других составляющих проекта экспедиции. Официальная цель экспедиции Андрэ состояла в проведении в центральном полярном регионе разнообразных научных исследований: метеорологических, геомагнетических, географических и т. д. Но первостепенным желанием и движущей силой проекта было, конечно, достижение Северного полюса.
Нильс Стриндберг

Андрэ решил стартовать на Свальбарде. Первый этап экспедиции – это достижение самого полюса. Далее – полет к югу, к району Берингова пролива. Общая дальность путешествия, по расчетам, была около 3700 км. Со средней скоростью ветра 7 м/с (27 км/час) оно заняло бы 6 дней, а начальный полет к полюсу – 43 часа.
Андрэ определил четыре условия, принципиально важные для проведения экспедиции:
1) воздушный шар должен вмещать 3 человека, оборудование и запасы на 4 месяца, в целом 3000 кг;
2) оболочка шара должна быть достаточно прочной, чтобы он мог продержаться в воздухе 30 дней;
3) заправку водородом необходимо произвести по возможности ближе к полюсу;
4) воздушный шар должен быть управляемым при перемещении по горизонтали
Реакция шведов на проект Андрэ, как уже говорилось, была чрезвычайно позитивной, по крайней мере, среди общественности (нельзя забывать о том, что в то время Андрэ был единственным воздухоплавателем в Швеции)
Уверенность Андрэ в своем воздушном шаре не разделял один из двух других участников экспедиции 1896 г. – Нильс Экхольм. Сразу по возвращении домой между Экхольмом, Андрэ и двумя спонсорами, Диксоном и Нобелем, разгорелся спор о проблемах, связанных с полярным воздушным шаром. Нобель предлагал финансировать производство абсолютно нового шара, но не смог убедить в этом Андрэ.
Зимой 1896–1897 г г. по инициативе Лашамбра объем воздушного шара был увеличен на 300 м3.
Воздушный шар в мастерской Анри Лашамбра

Нильс Френкель заменил Экхольма в качестве третьего участника экспедиции. Лейтенант армии Г. В. А. Сведенборг назначен запасным членом экипажа.
Участники экспедиции 1897 г. Слева направо Г. Сведенборг (запасной член экспедиции), Н. Стриндберг, Н. Френкель, С. Андрэ.

19 марта 1897 г. Андрэ представил новый состав экспедиции Шведскому обществу антропологии и географии. 18 мая 1897 г. канонерская лодка «Свенскунд», предоставленная шведским правительством в распоряжение экспедиции, вышла из Гетеборга. На ее борту находились воздушный шар, гондола и аппарат для добывания газа. В конце мая лодка бросила якорь у берега Шпицбергена. Туда же на судне «Вирго» прибыли и участники экспедиции.
Андре возле ангара на Шпицбергене, Норвегия

Наполнение шара проходило на том же самом месте, что и в предшествовавший год, и продолжалось с 19 по 22 июня. В телеграмме, отправленной Андрэ 28 июня шведскому ежедневному изданию “Афтонбладет”, говорилось, что все готово для старта.
Рабочий персонал возле аппарата для производства газа, Шпицберген

Защитная ткань воздушного шара перед накачиванием газа

Проверка герметичности оболочки шара на Шпицбергене, 1897 г.

Саломон Андре на воздушном шаре, Шпицберген в июле 1897 года.

Воздушный шар арктической экспедиции Андре на Шпицбергене в 1897 году.

Воздушный шар перед стартом до полудня 11 июля 1897.

Последние минуты до старта. В гондоле слева направо Андре, Френкель (на заднем плане) и Стриндберг.

11 июля 1897 г. в 13.46 полярный шар взлетел с острова Дэйнс.
В момент подъема воздушного шара на 11 июля 1897 года.

Вид на взлетающего "Орла" с корабля "Дева"

На его борту находились три аэронавта: Андрэ, Стриндберг и Френкель.
Члены экспедиции

Перед стартом шар окрестили “Орел”. Последними словами, услышанными из корзины, были слова Стриндберга “Lefve gamla Sverige!” (“Да здравствует старая Швеция!”). Шар нес 1234 кг балласта, включавшего 8 балластных канатов (404 кг), 3 гайдропа (485 кг) и песок (345 кг).
Полярный шар Андрэ после старта с острова Дэйнс 11 июля 1897 г.

Сразу после старта произошли два события, которые одним махом перечеркнули все предыдущие планы управления воздушным шаром. В первые минуты вылета из ангара порывы ветра прижали шар вниз. Через некоторое время корзина задела поверхность воды в заливе Вирго. Чтобы исправить ситуацию, экипаж выбросил за борт 207 кг песка, что составляло 60% всего песчаного балласта. Практически в это же время отвязались все 3 гайдропа; каким-то образом из-за волнообразных движений шара во время подъема нижние концы всех канатов отвинтились от верхних. Сначала гайдропы имели общий вес 785 кг, 485 кг из которого должны были висеть в воздухе (функция стабилизатора высоты), а остальная часть волочилась по земле за воздушным шаром. Теперь же около 2/3 гайдропов (530 кг) было потеряно и оставалось только 255 кг. Длина оставшихся частей была недостаточной, чтобы достичь земли из корзины на расчетной высоте в 150–200 метров.
Последняя фотография "Орла" в полете

Таким образом, экспедиция Андрэ отправилась в путь не на управляемом, как планировалось, а на свободно летящем шаре. Другая функция канатов, заключавшаяся в том, чтобы удерживать шар на одной высоте, также была в значительной степени утрачена. Оба навигационных механизма – стабилизатор и девиатор базировались, главным образом, на теоретических расчетах: сказалась нехватка реальных испытаний. Но даже эти теоретические расчеты отныне не действовали – шар, как и все обычные шары, будет полностью подвержен порывам ветра и другим атмосферным явлениям.
Маршрут путешествия Андре, Стриндберга и Френкеля от Шпицбергена до острова Уайта

Движимый попутным ветром, «Орел» пролетел в северо-восточном направлении около 480 км, то поднимаясь на значительную высоту, то опускаясь почти до поверхности и ударясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции - Северного полюса.
14 июля 1897 г., после 65 часов 33 минут путешествия, “Орел” приземлился на полярном льду в 480 км к северо-востоку от острова Дэйнс (82о 56" с.ш., 29о 2" в.д.).
"Орел" вскоре после посадки на лед, 14 июля 1897 года.

"Орел" на льду

Фотография, сделанная на месте крушения воздушного шара

Установка оборудования на месте посадки

Экспедиция была примерно в 800 км от своей цели – Северного полюса.
Ледяные торосы

За 10 часов и 29 минут полета шар двигался с различной скоростью на разной высоте на северо-восток. Остальные 55 часов и 4 минуты шар волокло по полярному льду или он двигался низко от него, или оставался недвижим. Уже на второй день путешествия шар значительно потяжелел под воздействием тумана и осадков. В отличие от зарубежных метеорологов, таких, как Берсон и Экхольм, Андрэ не относился к этому фактору серьезно. Позднее выяснилось, что в последние часы экспедиции иней утяжелил шар примерно на 1000 кг.
Лагерь на месте посадки.

Андреа и Френкель во временном лагере

В лагере на льдине.

После недельной подготовки к пешему походу 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции.
Нильс Стриндберг во время прогулки в снегоступах.

Путь по дрейфующим льдам был чрезвычайно сложным, приходилось преодолевать трещины и разводья, перебираться через торосы.
Преодолевая разводья

Несмотря на нехватку продовольствия, холод и усталость, во время этого похода отважные исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили в дневники описания встречавшихся животных. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Уайт, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.
После 76 дней, проведенных на полярном льду в экстремальных физических и психологических условиях, они достигли южных берегов острова Уайт, расположенного к северо-востоку от Свальбарда. Последнее свидетельство их жизни позднее обнаружено в блокноте Стриндберга: 17 октября 1897 г. он написал: “Дома в 7,30 утра”.
Последние записи в календаре-альманахе Стриндберга.

Можно предположить, что вскоре после этого все трое погибли. В течение недели трое мужчин страдали от желудочных спазмов, поноса и прочих кишечных расстройств. Они были сильно ослаблены, постоянно боль, и не могли передвигаться. Признано что полярные исследователи погибли от употребления в пищу мяса убитого ими полярного медведя, оказавшегося зараженным.
Андре позирует возле тела убитого им медведя

Френкель и Стриндберг возле трупа медведя

Личинки трихинеллы найденные в остатках мяса полярного медведя

Первым умер Стриндберг 17 октября, Андре и Френкель промучились еще две недели. Кнут Френкель умер в своем спальном мешке, и Саломон Андре умер опираясь на скалу. Большое приключение закончилось.
Через 33 года, 6 августа 1930 г., последний лагерь экспедиции Соломона Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог».
Карл Тусвик, д-р Гуннар Рога и капитан Педер Элиассен, члены экипажа норвежского судна «Братвог».1930 года.

Остатки саней экспедиции Андре найденные 6 сентября 1930.

Найденные останки экспедиции.

Дневник Саломона Андре. найденный на острове Уайт.

Останки отважных воздухоплавателей в октябре 1930 г. на канонерской лодке «Свенсксунд» в сопровождении почетного эскорта были доставлены в Швецию.
Похороны полярных исследователей в Стокгольме. 1930

Школьники на выставке в Стокгольмском музее разглядывают на обнаруженные вещи пропавшей арктической экспедиции. 1930

В честь Соломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген названа Землей Андре.

Загадка экспедиции Соломона Андре

День 6 августа 1930 года выдался на Белом острове ясным и теплым Море было спокойным, и неподвижные айсберги, окружавшие этот небольшой, покрытый мощным ледяным колпаком остров, казались уснувшими. Солнечный свет заливал ледник, и остров казался прозрачным Лишь в юго–западной и в северо-восточной частях острова виднелись небольшие полоски пологой каменистой земли. Глубочайшая тишина царила вокруг. Капитан норвежской промысловой шхуны «Bratvaag» («Братвааг») Гуннар Хорн, попыхивая курительной трубкой, не спеша осматривал самый восточный остров Шпицбергена.

В то утро его матросы сошли на берег и во главе со шкипером Педером Элиассеном начали охоту на моржей. Неожиданно, через пару часов после начала охоты, шкипер спешно вернулся на судно.

Господин Хорн, - тяжело дыша, сказал он капитану шхуны, - мне сдается, что наши парни нашли погибший лагерь. Взгляните?ка на это. - И Элиассен протянул капитану потертую и мокрую тетрадь в обложке из черного дерматина. На первой же ее странице можно было разобрать: «…санное путешествие 1897 года».

Как это произошло? - спросил капитан и услышал леденящий кровь рассказ шкипера.

В поисках пресной воды два наших матроса - Карл Тусвик и Олаф Сален - в каменистой тундре случайно наткнулись на вытаявшую из?под снега брезентовую лодку, доверху нагруженную вещами. Рядом в беспорядке валялись ящики и жестянки с продовольствием, шведский флаг и пустые сани. Метрах в двухстах от нее виднелся вмерзший в лед человеческий труп в теплой куртке с монограммой в виде буквы «А», у которого на груди лежал вот этот дневник, хорошо сохранившийся, несмотря на разрушительное воздействие влаги. Верхняя часть туловища и голова отсутствовали - видно, здесь побывали медведи. Рядом лежало ружье со стволом, ушедшим в снег, стоял ржавый примус, наполовину заполненный керосином, и кастрюлька с остатками пищи. Приблизительно в 30 метрах от останков первого путешественника, под небольшой грудой камней, виднелись останки еще одного человека. Этот труп был положен прямо на землю и прикрыт камнями. Ноги в лопарских каньгах торчали из?под камней, а дальше - виднелось левое плечо. Лопатка погибшего лежала на камнях: видно, и здесь похозяйничали белые медведи.

Позже удалось разобрать, что первым был найден руководитель полярной воздушной экспедиции Соломон Андре. Второго, по меткам на одежде, определили, как самого молодого из аэронавтов - Нильса Стриндберга. Различных предметов снаряжения было найдено более сотни, каждый из которых Хорн педантично внес в опись. Когда сенсационная весть о судьбе загадочно исчезнувшей 33 года назад шведской экспедиции стремительно облетела Норвегию, другое норвежское рыболовное судно - «Белый медведь» - высадило на Белом острове еще одну поисковую группу, в составе которой фоторепортер Кнут Стуббендорф имел задание сфотографировать лагерь Андре и его окрестности.

Норвежский фоторепортер и не подозревал, какое открытие ждет его среди продолжавшего таять осеннего снега. Ему удалось отыскать и третьего участника экспедиции - Кнута Френкеля. Рядом лежали бортовые журналы аэронавтов и несколько катушек с фотопленкой, которую даже удалось проявить. И вот что рассказали находки.

План полярного полета Андре появился на свет в марте 1894 года. Многие шведы хорошо знали этого неугомонного инженера, всемерно стремившегося на воздушном шаре достичь Северного полюса.

Соломон А. Андре родился на юге Швеции в небольшом городке Грене в 1854 году. В 20 лет он окончил Высшую техническую школу и в течение двух лет работал конструктором на механическом заводе в Стокгольме. В 1876 году он отправился в Филадельфию, где на Всемирной выставке встретился и подружился с опытным воздухоплавателем Уайзом, который обучил молодого шведа основам воздухоплавания. В 1882 году Андре принял участие в работе Международного научного объединения по метеорологическому и физическому исследованию полярных областей на Шпицбергене. Три года спустя Соломон Андре был назначен руководителем технического отдела Бюро патентов. А в 1893-1895 годах он совершил 9 полетов в одиночку на воздушном шаре «Свеа».

В перерыве между этими полетами, весной 1894 года Соломон Андре поделился своими планами с известным полярным исследователем Адольфом Эриком Норденшельдом, который тут же предложил ему выступить с ними на заседании национальной Академии наук.

В своем выступлении Андре указал на безрезультатность многих санных и морских экспедиций в глубину арктической пустыни. Смелые путешественники в лучшем случае надолго исчезали во льдах и голодали, а в худшем - терпели крушения, теряли корабли и часто погибали от цинги. «Но есть средство, словно специально созданное для достижения Северного полюса, - сказал Андре. - Это воздушный шар. На таком шаре можно совершить полет через ледяные пустыни». Молодой инженер намеревался за 6 суток долететь до Шпицбергена, а затем через полюс - до русской Сибири или Берингова пролива, где можно было встретить китобойные или зверобойные суда.

Шведские академики после короткого обсуждения одобрили план Андре. Разногласия возникли только в вопросе о возможных направлениях ветра в околополюсных районах. В те годы сведения о погоде и ветрах в Арктике были крайне скудными: больше догадок и предположений. А тут еще Андре решил использовать аэростат с системой из трех парусов, которая помогала ему выдерживать заданный курс в полетах на «Свеа».

Нужные средства были собраны за несколько месяцев. Большие суммы пожертвовали «динамитный король» Альфред Нобель и известный полярный меценат барон Оскар Диксон. Аэростат объемом почти в 5000 кубов сделал французский изобретатель Анри Лашамбр - видный специалист в области воздухоплавания. Шар мог лететь с тремя путешественниками и со всем их снаряжением свыше 30 суток. Верхняя часть оболочки летательного аппарата была сделана из трех слоев пролакированного шелка. В гондоле, сплетенной из испанского камыша, известного своей исключительной упругостью, находилось рабочее, оно же спальное отделение, а также фотолаборатория. Андре собирался заняться фотографическим картографированием и прямо в полете проявлять собранный материал. Большую часть времени он планировал проводить на крыше гондолы, защищенной от ветра брезентовыми полотнищами. И только в случае сильного холода - спускаться в гондолу. Запасы продовольствия и воды были размещены в несущем кольце вокруг шара. Три каната-гайдропа разной длины должны были выполнять роль балласта, показывать высоту полета и автоматически удерживать шар на высоте в 150-200 метров: если он начинал снижаться, то канаты ложились на землю и тем самым облегчали вес всей воздушной системы. Сообщения на Большую землю Андре собирался передавать с помощью почтовых голубей, помеченных специальным клеймом, и сбрасывать пробковые буйки с записками. Не менее оригинально решалась проблема приготовления пищи в полете. Кухонный аппарат подвешивался на несколько метров ниже гондолы и дистанционно приводился в действие. Горение контролировалось с помощью зеркала.

Летом 1896 года экспедиция отправилась к Датскому острову, расположенному на северо–востоке Шпицбергена, примерно в 1000 километров от Северного полюса (по другим данным, базой была выбрана бухта Вирго, северо–западный берег Шпицбергена). Здесь был построен ангар для аэростата. Многие шведские энтузиасты хотели лететь с Соломоном Андре, но он выбрал в спутники только двоих: двадцатилетнего Нильса Стриндберга, прекрасного фотографа и физика, и метеоролога Нильса Экхольма. Стриндберг родился в Стокгольме в 1872 году. Он окончил реальное училище и затем Высшую школу, в которой затем преподавал физику. Готовясь к полету, он отправился весной 1896 года в Париж и совершил там 6 полетов.

Но в 1896 году полет не состоялся. Не дождавшись на острове попутного ветра, группа Андре вернулась в Швецию. На обратном пути будущие шведские воздухоплаватели встретились с Фритьофом Нансеном, только что вернувшимся из легендарною дрейфа на «Фраме». Во время встречи норвежский путешественник заявил, что достаточно изучил арктические воздушные течения, чтобы «смело усомниться в успехе воздушной экспедиции на полюс». Осенью из состава экспедиции вышел Экхольм, который пришел к выводу, что воздушный шар не отвечает необходимым требованиям безопасности и полет заведомо обречен.

Неудачи не изменили стремление Андре достичь Северного полюса на воздушном шаре и следующим летом он вместе со Стриндбергом вновь отправился на Шпицберген. Вместо Экхольма в экспедицию был приглашен 27–летний инженер Кнут Френкель.

В конце июня шар, получивший гордое название «Орел», был собран и наполнен водородом. 11 июля наконец задул долгожданный сильный южный ветер. Короткое прощание. Пожелание счастливого полета. И - матросы рубят канаты, удерживающие шар у земли.

«Орел» легко взмывает вверх, и его неудержимо тянет ветром прямо над волнами залива. Вскоре он превращается в едва заметную точку. Через четверо суток шкипер норвежского судна «Алкен» подстрелил настойчиво кружившего над судном, но столь же упорно не садящегося на его палубу голубя. К его лапке была привязана первая записка Андре, которая не вызывала беспокойства: шар уверенно пролетел 250 километров, хотя и на юго–восток. Но это оказалась первая и последняя весточка от шведских воздухоплавателей.

Миновал год, а от шведов не было никаких известий. Еще через несколько лет к берегам Исландии и Норвегии прибило несколько пробковых буйков с «Орла», но только в двух из них лежали записки Андре с указанием координат полета. На Земле Короля Карла был обнаружен буек, который Соломон Андре планировал сбросить только на Северном полюсе. И он оказался пуст, что сразу навело на мысль, что сброс буйков проводился аварийно вместе с балластом. Но для чего путешественники стали сбрасывать балласт?

В прессе время от времени появлялись самые невероятные предположения о судьбе шведской воздушной экспедиции. Так, экипаж промыслового судна «Сальмвик» видел в августе 1897 года у берегов Гренландии воздушный шар, который пролетел на высоте в 200 метров и быстро улетел на запад. В 1910 году канадскому миссионеру Тюркотиллю эскимосы, обитавшие на берегах пролива Ланкастера, рассказали о белом «доме», перевитом веревками, который якобы упал с неба на берег Гудзонова пролива в шести днях пути от форта Черчилл. В этом доме находились трое белых людей, которые попытались узнать дорогу к ближайшему жилью, но позже умерли. Были и другие. Однако ни одно из них не подтвердилось, и в указанных «очевидцами» местах исчезнувших шведов найти не удалось. Оказался мистификацией и… дневник Андре, якобы найденный в Олонецкой губернии петербургским издателем Колотиловым сразу же после исчезновения «Орла». К 1930 году об экспедиции Соломона Андре уже порядком забыли. Казалось, три первых полярных аэронавта навсегда затерялись в белом безмолвии арктических пустынь. Но страшная находка норвежских матросов с промысловой шхуны «Bratvaag», сошедших на берег Белого острова во главе со шкипером Элиассеном, раскрыла загадку исчезновения экспедиции Соломона Андре.

Настоящий свой дневник инженер Андре хранил особенно тщательно. Перед смертью он завернул его в свитер и спрятал под куртку. Его карандашные записи прекрасно сохранились и поведали, какие жестокие испытания выпали на долю мужественной команды «Орла».

Сразу же после старта воздушного шара полет пошел совсем не так, как мечтал Соломон Андре. Сначала были утеряны гайдропы, а позднее вышел из строя механизм управления парусами. И «Орел» превратился в свободно парящий воздушный шар. Но Андре и его команда продолжали бороться за свою мечту.

Потеряв часть драгоценного балласта, «Орел» вновь поднялся примерно на 600 метров. Стриндберг принялся фотографировать дрейфующее ледяное поле, на которое воздушный шар едва не опустился. Потом над островом Фогельзанге был сброшен деревянный ящик, куда кроме некоторых экспедиционных вещей было вложено прощальное письмо Соломона Андре к своей невесте. И шведские путешественники полетели дальше.

«Орел» находился в полете немногим более 60 часов, и все это время капризные арктические ветры носили его разными курсами между 70 и 80 градусами северной широты и 10 и 30 градусами восточной долготы. Шар продолжал терять высоту, и, чтобы уменьшить его вес, кроме балласта путешественники стали выбрасывать личные вещи, в том числе и вышеупомянутые пробковые буйки.

Утром 14 июля весь балласт был выброшен за борт, но состояние «Орла» не оставляло надежды на взлет за облака, где бы солнце могло растопить лед, нагреть газ и увеличить подъемную силу. Аэронавты выпустили газ из оболочки шара и опустились на льдину. До Северного полюса осталось еще не менее 800 километров, но на последнем этапе полет стал для команды Андре настоящим кошмаром. За эти часы полета он несколько раз ударялся о лед, гондола, на внешней стороне которой образовалась белая шуба, страшно трещала при каждом ударе. Казалось, она вот–вот рассыплется. Эти последствия явно не предусмотрел инженер Андре, хотя они были хорошо знакомы арктическим мореплавателям, чьи суда зачастую даже опрокидывались под огромной тяжестью ледяных наростов на мачтах и снастях. И все же сложившаяся ситуация не казалась безнадежной.

Команда Андре хорошо подготовилась к возможному санному путешествию. Они выгрузили из гондолы сани, меховую обувь, небольшую брезентовую лодку, запас продовольствия и оборудовали под бортом корзины шара небольшой ледовый лагерь. Следующая неделя прошла в мучительных раздумьях. Наконец путешественники взяли курс на юго–восток и направились к мысу Флора (Земля Франца–Иосифа), где заблаговременно был подготовлен промежуточный лагерь с запасом продовольствия.

Арктическое лето было в разгаре, и дорога давалась тяжело. И даже - мучительно. Полыньи и разводья чередовались с полями всторошенного льда. И экипаж «Орла» принимает решение разгрузить сани, избавиться от лишнего груза, в том числе и от некоторой части продовольствия. Запасы еды они пополняли охотой на тюленей и белых медведей. Теперь сани было легче тянуть, но окружающая местность стала труднопроходимой. Все чаще путешественники стали натыкаться на огромные, в несколько метров шириной трещины. Вновь и вновь им приходилось раскрывать складную лодку и перевозить на ней поочередно все трое саней и лежащий на них груз. Время от времени то один, то другой участник экспедиции проваливался в в воду на предательски тонком льду. Некое разнообразие в мучительность перехода вносила охота на медведей, которых Андре в шутку называл «передвижными мясными магазинами» и «лучшими друзьями полярных путешественников». К 4 августа, пройдя по ледяным пустыням более 160 километров, группа Андре всего лишь на 48 километров приблизилась к заветной цели путешествия. Подтвердились худшие опасения: дрейфующие льды, по которым она пробиралась на юго–восток (к Земле Франца–Иосифа), все эти дни несло на запад. В те дни Андре записал в своем дневнике, что на коротком совете было принято решение изменить направление движения и направиться в район севернее Шпицбергена - к Семи островам. А там уже через 5-6 недель они сумеют добраться до ближайшей суши. Физические силы аэронавтов были на исходе, и появилось желание поскорее ощутить под ногами земную твердь. Каждый молча тащил за собой сани с грузом где- то под сотню килограммов.

К несчастью, начала ухудшаться погода. Кончилось короткое арктическое лето: светлое время резко сократилось, а ночи стали холоднее. Целых трое суток, с 15 по 17 сентября, аэронавты не могли выбраться из палатки из?за свирепой метели. До Семи островов оставалось еще более 100 километров. Но самое ужасное - путешественники осознали, что их неудержимо несет на юг, между Шпицбергеном и Землей Франца–Иосифа. Все шло к тому, что им придется зазимовать среди льдов.

Несколько дней недавние аэронавты потратили на охоту, чтобы запасти достаточно пищи на зиму. Потом они принялись за строительство ледяного дома, где им предстояло провести ближайшие полгода. К этому времени Белый остров был уже недалеко, но Андре не хотел высаживаться на эту негостеприимную, покрытую голыми камнями землю. Две недели подряд члены экспедиции вырубали ледяные блоки для постройки своего будущего жилища. Но завершить работу им не удалось: 2 октября льдина раскололась прямо у стены снежного дома. Стало ясно, что лед не сможет стать безопасным убежищем. Отряд быстро собрал все самое необходимое имущество и небольшой запас продовольствия и все же двинулся к Белому острову.

5 октября путешественники высадились на юго–западную оконечность этого удаленного арктического острова, которая сегодня называется мысом Андре, и разбили свой последний лагерь.

Здесь Соломон Андре начал свой второй дневник, но успел заполнить лишь 5 его страниц. 7 октября была сделана последняя запись… Первым загадочно умирает или гибнет Стриндберг.

По мнению некоторых историков, он мог утонуть во время преследования по льду медведя. Однако кое–какие его личные вещи были найдены потом в карманах одежды у Андре и Френкеля. Оставшиеся в живых аэронавты высвободили из?под груза сани, перевезли тело товарища к расщелине и завалили здесь камнями. И что странно: Андре отмечал в своем дневнике даже незначительные события и детали похода, но ни единым словом он не упоминает о смерти Стриндберга! Скорее всего, он настолько был потрясен его смертью или - просто не решился доверить дневнику свои мысли о ней. А сколько дней еще прожили Андре и Френкель? Предположительно, их загадочная смерть наступила вскоре после смерти Стриндберга.

Официальной версией гибели аэронавтов стала «смерть от холода во время сна», несмотря на кажущуюся на первый взгляд очевидность, явно находилась в противоречии с известными фактами. На это сразу же обратили внимание многие полярные исследователи. Все, что было найдено на Белом острове, считали они, свидетельствует: два главных врага многих полярных экспедиций - холод и голод - не были непосредственной причиной гибели аэронавтов. Тела Андре и Френкеля обнаружили не в спальном мешке. В октябре температура воздуха на острове не опускалась ниже минус 10 градусов, примус, когда его нашел Хорн, был в полной исправности. Поблизости имелся в изобилии плавник и более сотни коробков спичек в оцинкованной коробке. В лагере же были обнаружены медвежьи шкуры, а у аэронавтов было достаточное количество теплой одежды. Среди вещей - нетронутые жестянки с продовольствием, винтовки в полной исправности, множество патронов в цинках. Да и сам Андре написал в своем дневнике, что после удачной охоты экспедиция добыла 30 медведей и обеспечила себя свежим мясом до самой весны.

Возможно, они умерли в результате отравления окисью углерода, выделившейся при работе примуса. Хорошо известно, что при неполном сгорании керосина образуется угарный газ. На свежем воздухе это не сильно заметно, но если примус работает в условиях плохой вентиляции или ограниченного пространства, угарный газ, к тому же не имеющий запаха, может привести к потере сознания, а то и к смерти. В Арктике же даже кратковременная потеря сознания может привести к замерзанию. За смертельность этой гипотезы говорят следующие косвенные свидетельства.

Примус на Белом острове нашли с закрытым воздушным краном. Кроме того, в дневнике Андре было указано, что он периодически просто отказывал. Палатка же аэронавтов была изготовлена из оболочки шара и была полностью газонепроницаемой. Судя по последним записям в дневнике Андре, 6 и 7 октября на острове бушевала пурга. Возможно, она продлилась еще несколько дней и путешественникам пришлось находиться в плотно закрытой палатке, то есть именно в тех условиях, которые способствуют скоплению угарного газа.

Была и иная версия причины гибели экспедиции. В 1952 году датский врач Эрнест Адам Трайд во время чтения дневников погибших путешественников обратил внимание на симптомы их загадочного заболевания: приступы рвоты, расстройство желудка, постоянный насморк, нарывы на теле, причем не только на плечах, натертых веревками от саней, но и под мышками, на бедрах и на ступнях. Потом он сопоставил записи о самочувствии путешественников с клиническими признаками трихинеллеза и обнаружил поразительное совпадение. Это открытие заставило Трайд а отправиться в музей Андре, созданный в Стокгольме. Среди его экспонатов ему удалось найти кости белого медведя с незначительными засохшими остатками мяса и при микробиологическом исследовании обнаружить здесь возбудителей трихинеллеза.

Возбудителями этой болезни являются небольшие личинки, которые можно увидеть без микроскопа, натренированным взглядом. Они могут попасть в организм человека, если он съест плохо приготовленное медвежье мясо. Личинки размножаются, разносятся потоком крови по всему телу, внедряются в мышцы, в том числе и в сердечную, и в тяжелых случаях приводят к внезапным инфарктам. Изучением трихинеллеза ученые занялись лишь после окончания Второй мировой войны. Этому способствовал случай заболевания гитлеровских полярников на острове Земля Александры (Земля Франца–Иосифа) весной 1944 года.

Метеоэкспедиция «Кладоискатель» под руководством лейтенанта А. Макуса и научного руководителя В. Дресса начала свою работу 15 октября 1943 года. Но уже следующей весной ее полярники отравились медвежьим мясом и в спешном порядке были эвакуированы на самолете. Но германским медикам в те дни было не до выяснения последствий этой истории, и разбор деятельности «кладоискателей» был засекречен. Только в сентябре 1951 года брошенный нацистами экспедиционный лагерь был случайно найден, когда в пролив Кембриджа, разделяющий острова архипелага - Земля Георга и Земля Александры - пришел ледокольный пароход «Семен Дежнев», на борту которого находились советские исследователи из «Арктикпроекта». Советские полярники осмотрели арктический остров и недалеко от края восточного ледника, в точке с координатами 80 градусов 50 минут северной широты 47 градусов 04 минут восточной долготы, нашли фашистскую метеостанцию: 5 блиндажей примерно на 30 человек, метеоплощадку и антенную радиомачту. Метеостанция находилась в полукилометре от берега на высоте 30 метров над уровнем моря и была совершенно незаметна с берега.

Жилой бревенчатый бункер состоял из 7 комнат. Его окружали окопы с пулеметными гнездами, в которых были найдены 2 ротных миномета, несколько ручных пулеметов, большое количество боезапаса и мощная радиостанция. В солдатском блиндаже были брошены секретные уставы и журналы метеорологических наблюдений. Позже удалось узнать, что на подходах к метеостанции было выставлено минное заграждение из дюжины мин гальванического действия с централизованной системой управления. По всему было видно, что тайная база была покинута с большой поспешностью. При этом склад продовольствия и важные механизмы базы не были уничтожены. После знакомства с брошенными документами было установлено, что советские гидрологи нашли базу военно–морской метеорологической и пеленгаторной службы кригсмарине № 24, созданную германской метеорологической экспедицией «Кладоискатель». Она успешно действовала до конца мая 1944 года. Но после удачной охоты гитлеровские полярники отравились медвежьим мясом и заболели трихинеллезом. Лишь через месяц, когда с мыса Нимрод вернулась дежурная группа, в Тромсе узнали о происшествии. 7 июля 1944 года заболевших немецких полярников вывез гидросамолет BV-138.

Найденные в брошенных бункерах служебные журналы рассказали о неожиданном заболевании «кладоискателей» со всеми подробностями. Вероятно, эта же информация неким образом попала датчанам, в том числе и в руки вышеупомянутого Эрнеста Адама Трайда. Возможно - еще до конца 1950–х годов. Как датчане попали на советский остров Земля Александры? Это крайне любопытная тема для иной книги. Но рассмотреть ее обязательно стоит! И - это в будущем! А пока, поздней осенью 1930 года останки погибших аэронавтов на канонерской лодке «Свенскунд» - той самой, которая 33 года назад доставила их на Датский остров, - отправили в Швецию и торжественно захоронили. Этим как бы была подведена черта под еще одной полярной трагедией… И загадкой экспедиции Соломона Андре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Андре Каспи Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» Можно любить Соединенные Штаты Америки, не восхищаясь Ку-клукс-кланом. Анри Озер. Живая Америка Предисловие Процветание… Это период одновременно странный и непризнанный.

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Этот неугомонный Андре Теве В 1555 г. из Франции к берегам Бразилии отправилась военная экспедиция на пяти кораблях, которой руководил адмирал Н. Вильганьон. На одном из кораблей находился Андре Теве, францисканский монах, путешественник и рисовальщик. Беспокойный

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

3. Печать Соломона В одном из старых русских рукописных сборников XVII века приведена печать царя Соломона. Сборник входит в Румянцевский фонд Российской государственной библиотеки. Лист рукописи с этой печатью отсутствует (кем-то вырван?). Об этом сообщает рукописная

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

СТАЛИН И АНДРЕ ЖИД Французский писатель Андре Жид интересовался жизнью СССР и приехал в Москву благожелательно настроенным. Однако приметливым писательским взглядом он проник сквозь пелену лжи и понял: сталинская власть про-тивочеловечна, антидемократична и жестока.

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

60. Управление Соломона Соломон вступил на престол молодым, едва достигши 25 лет. Отец оставил ему обширное государство, обеспеченное после многих войн от нападений соседних народов. Нужно было сохранить то, что добыто славными походами Давида, и дать народу возможность

Из книги Любовные утехи богемы автора Орион Вега

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

Из книги Том 3. Кино становится искусством, 1914-1920 автора Садуль Жорж

Глава XXII МАСТЕРА ФРАНЦУЗСКОГО КИНО И АНДРЕ АНТУАН (1914–1918) В начале 1919 года газета „Фильм” попросила нескольких литературных работников ответить на вопрос, какой фильм они считают лучшим. Семь литераторов (из тринадцати): Ля Фушардьер, Кистемекерс, Морис Эннекен, Клеман

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

АМПЕР АНДРЕ МАРИ (1775 г. – 1836 г.) Андре Мари Ампер был выходцем из состоятельной и образованной семьи. Прадед ученого, Жан Жозеф, работал вначале каменотесом, а затем занимался сложными строительными и реставрационными работами. Он смог сколотить небольшое состояние,

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.17. «Ньютон электричества» Андре Мари Ампер Андре Мари Ампер жил в переломное для развития мировой цивилизации время. Он родился в 1775 г. Его отец погиб под ножом гильотины в 1793 г. в момент наивысшего подъема якобинского террора. Юноша получил домашнее образование, но

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Обстрел в Сент-Андре Первые несколько дней высадки в Нормандии не принесли ожидаемого роя немецких истребителей перед нашими орудийными прицелами. Мы с Жаком решили разработать небольшой план, который вынашивали с прошлого декабря.Тогда в Детлинге мы тщательно

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Андре Лонжюмо идет в «монгольские страны» В начале 1245 г. доминиканец Андре Лонжюмо отправился из Лиона в страны Востока. Через Акку (Акру), Антиохию, Алеппо (Халеб) и Мосул он добрался до какого-то малоизвестного города в Персии, расположенного в 17 днях пути от Мосула.

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Андре Жид. Полное имя – Жид Андре Поль Гийом (22.11.1869 – 19.02.1951) Французский писатель, лауреат Нобелевской премии (1947 г.).Романы «Имморалист», «Тесные врата», «Подземелья Ватикана», «Фальшивомонетчики»; книга стихов «Тетради Андре Вальтера»; повести «Болото», «Плохо

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Са́ломон А́вгуст Андре́ (швед. Salomon August Andrée ; 18 октября (18541018 ) , Гренна (англ. ) - ) - шведский инженер , естествоиспытатель , аэронавт , исследователь Арктики .

Биография

Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 года в городе Гренна в многодетной семье аптекаря Клауса Георга Андре. В семействе Андре было пять сыновей и две дочери. Соломон закончил Королевский технический институт в Стокгольме . Работал чертёжником. В 1876 году Соломон Андре состоял сторожем шведского павильона на Всемирной выставке в Филадельфии , что позволяло ему внимательно ознакомится с её экспонатами.

В честь Саломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген носит название Земля Андре .

Напишите отзыв о статье "Андре, Саломон Август"

Литература

  • Андре С. А. Проект полярного путешествия на воздушном шаре S. A. Andree / Пер. со швед. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1895. - 17 с.
  • Андре С. А. К северному полюсу на воздушном шаре: Проект С. А. Андре. С ист. очерком и табл. рис. - СПб.: Тип. и лит. С. Л. Кинда, 1896. - 42 с.
  • Анохин Г. И. Первый полет к Северному полюсу на воздушном шаре // Вопросы истории. - 2004. - № 3.
  • Визе В. Ю. История исследования Советской Арктики: Карское и Баренцево моря. - Изд. 3-е. - Архангельск: Севкрайгиз, 1935. - 248 с.
  • Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. - Л.: Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. - 208 с. - (Полярная библиотека).
  • Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные страны. - Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. - 487 с.
  • Ковалев С. А. Тайны пропавших экспедиций. - М.: Вече, 2011. - 384 с. - (Морская летопись).
  • Малов В. И. Тайны пропавших экспедиций. - М.: Оникс, 2008. - 251 с. - (Библиотека открытий). - ISBN 978-5-488-01497-8.
  • Непомнящий Н. Н., Низовский А. Ю. Загадки пропавших экспедиций. - М.: Вече, 2003. - 384 с.: ил. - (Великие тайны). - ISBN 5-7838-1308-7.
  • Нобиле Умберто. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путём. - М.: Мысль, 1984. - 222 с.
  • Обручев С. В. Таинственные истории. - М.: Мысль, 1973 . - 108 с.
  • Пасецкий В. М. Находки, которые открывают тайны. - М. Транспорт, 1964. - 360 с.
  • Трёшников А. Ф. , Пасецкий В. М. Соломон Андрэ. - М.: Географгиз, 1957. - (Замечательные географы и путешественники).
  • Центкевич А., Центкевич Ч. Завоевание Арктики. - М.: Изд-во Иностранной литературы, 1956. - 388 с.
  • Sundman, P.O. Ingenjör Andrées luftfärd . - .
  • Sollinger, Guenther (), S.A. Andree: The Beginning of Polar Aviation 1895-1897. - Moscow
  • Sollinger, Guenther (), S.A. Andree and Aeronautics: An Annotated Bibliography. - Moscow : Russian Academy of Sciences.

Ссылки

  • (обстоятельная журнальная статья)
  • (подборка фотографий экспедиции)
  • Г. И. Анохин. // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. - Т. 70, № 5. - С. 446-454.

Примечания

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Андре, Саломон Август

– Рады ли Вы видеть дочь, мадонна Изидора? – широко улыбаясь, спросил Караффа.
– Всё зависит от того, что за этим последует, Ваше святейшество... – осторожно ответила я. – Но, конечно же, я несказанно рада!
– Что ж, наслаждайтесь встречей, я заберу её через час. Вас никто не будет беспокоить. А потом я зайду за ней. Она отправится в монастырь – думаю, это лучшее место для такой одарённой девочки, какой является Ваша дочь.
– Монастырь?!! Но она никогда не была верующей, Ваше святейшество, она потомственная Ведьма, и ничто на свете не заставит её быть другой. Это то, кто она есть, и она никогда не сможет измениться. Даже если Вы её уничтожите, она всё равно останется Ведьмой! Так же, как я и моя мать. Вы не сможете сделать из неё верующую!
– Какое же Вы дитя, мадонна Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Никто не собирается делать из неё «верующую». Думаю, она может прекрасно послужить нашей святой церкви, оставаясь именно тем, кто она есть. А воз-можно даже и больше. У меня на Вашу дочь далеко идущие планы...
– Что Вы имеете в виду, ваше святейшество? И причём здесь всё-таки монастырь? – застывшими губами прошептала я.
Меня трясло. Всё это не укладывалось в голове, и я пока что ничего не понимала, только чувствовала, что Караффа говорит правду. Одно лишь меня пугало до полусмерти – какие такие «далекоидущие» планы у этого страшного человека могли быть на мою бедную девочку?!..
– Успокойтесь, Изидора, и перестаньте ждать от меня всё время чего-то ужасного! Вы провоцируете судьбу, знаете ли... Дело в том, что монастырь, о котором я говорю, очень непростой... И за пределами его стен, о нём не знает почти ни одна душа. Это монастырь исключительно для Ведунов и Ведьм. И он стоит уже тысячи лет. Я был там несколько раз. Я учился там... Но, к сожалению, не нашёл, что искал. Они отвергли меня... – Караффа на мгновение задумался и, к моему удивлению, вдруг стал очень печальным. – Но я уверен, что Анна понравится им. И ещё я уверен, что им будет чему научить Вашу талантливую дочь, Изидора.
– Не говорите ли Вы про Мэтэору*, Ваше святейшество? – заранее зная ответ, всё же спросила я.
От удивления брови Караффы поползли на лоб. Видимо он никак не ожидал, что я об этом слыхала...
– Вы знаете их? Вы там бывали?!..
– Нет, там бывал мой отец, Ваше святейшество. Но он потом многому научил меня (позже я дико пожалела, что сообщила ему это...). Чему Вы хотите обучать там мою дочь, святейшество?! И зачем?.. Ведь для того, чтобы объявить её Ведьмой, у Вас уже сейчас достаточно доказательств. Всё равно ведь позже Вы попытаетесь сжечь её, как всех остальных, не так ли?!..
Караффа опять улыбнулся...
– Почему Вы уцепились за эту глупую мысль, мадонна? Я не собираюсь причинять никакого вреда Вашей милой дочери! Она ещё сможет великолепно послужить нам! Я очень долго искал Ведунью, которая ещё совсем дитя, чтобы научить её всему, что знают «монахи» в Мэтэоре. И чтобы она потом помогала мне в поисках колдунов и ведьм, таких, какой была когда-то она сама. Только тогда она уже будет ведьмой от Бога.
Караффа не казался сумасшедшим, он БЫЛ им... Иначе нельзя было при-нять то, что он говорил сейчас! Это не было нормальным, и поэтому ещё больше страшило меня.
– Простите, если я что-то не так поняла, Ваше святейшество... Но разве же могут быть Ведьмы от Бога?!..
– Ну, конечно же, Изидора! – искренне поражаясь моему «невежеству», засмеялся Караффа. – Если она будет использовать своё знание и умение во имя церкви, это будет приходить к ней уже от Бога, так как она будет творить во имя Его! Неужели Вам это не понятно?..
Нет, мне не было понятно!.. И говорил это человек с совершенно больным воображением, который, к тому же, искренне верил в то, о чём говорил!.. Он был невероятно опасным в своём сумасшествии и, к тому же, имел неограниченную власть. Его фанатизм переходил все границы, и кто-то должен был его остановить.
– Если Вы знаете, как заставить нас служить церкви, почему же тогда Вы сжигаете нас?!.. – рискнула спросить я. – Ведь то, чем мы обладаем, нельзя приобрести ни за какие деньги. Почему же Вы не цените это? Почему продолжаете уничтожать нас? Если Вы хотели научиться чему-то, почему не попросите научить Вас?..
– Потому, что бесполезно пробовать изменить то, что уже мыслит, мадонна. Я не могу изменить ни Вас, ни Вам подобных... Я могу лишь испугать Вас. Или убить. Но это не даст мне того, о чём я так долго мечтал. Анна же ещё совсем мала, и её можно научить любви к Господу, не отнимая при этом её удивительный Дар. Вам же это делать бесполезно, так как, даже если Вы поклянётесь мне вере в Него – я не поверю Вам.
– И Вы будете совершенно правы, Ваше святейшество, – спокойно сказала я.
Караффа поднялся, собираясь уходить.
– Всего один вопрос, и я очень прошу Вас ответить на него... если можете. Ваша защита, она из этого же монастыря?
– Так же, как и Ваша молодость, Изидора... – улыбнулся Караффа. – Я вернусь через час.
Значит, я была права – свою странную «непробиваемую» защиту он получил именно там, в Мэтэоре!!! Но почему же тогда её не знал мой отец?! Или Караффа был там намного позже? И тут вдруг меня осенила ещё одна мысль!.. Молодость!!! Вот чего добивался, но не получил Караффа! Видимо он был наслышан о том, сколько живут и как уходят из «физической» жизни настоящие Ведьмы и Ведуны. И ему дико захотелось получить это для себя... чтобы успеть пережечь оставшуюся «непослушную» половину существующей Европы, а потом властвовать над оставшимися, изображая «святого праведника», милостиво сошедшего на «грешную» землю, чтобы спасать наши «пропащие души».

Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 г. в небольшом шведском городке Гренна в многодетной семье аптекаря (в семействе Андре было пять сыновей и две дочери).

Под руководством матери Соломон обучился грамоте, затем поступил в среднюю школу Гренна, а в 1865 г. перешел в среднюю школу в Йончопинге. Окончив пять классов, он уехал в Стокгольм, где прошел подготовительный курс и поступил в Королевскую высшую техническую школу (Kungliga Tekniska Hogskolan). Своей специальностью Андре избрал физику, в изучении которой ему помогал профессор Роберт Даландер. В 1874 г., окончив школу, Соломон Андре стал работать чертежником на механическом заводе Йоранссона в Стокгольме.

Спустя два года молодой физик отправился в Филадельфию (США), где при помощи шведского генерального консула устроился работать в шведский отдел Всемирной выставки 1876 г. В Филадельфии Андре впервые заинтересовался воздухоплаванием и даже получил первые уроки этой науки под руководством опытного воздухоплавателя Уайза, совершившего около четырехсот полетов.

Через полгода, серьезно заболев, Андре покинул Америку и вернулся в Швецию. Некоторое время он работал в качестве инженера, затем приобрел механическую мастерскую. Однако дела в мастерской шли плохо, и Андре был вынужден продать ее. С помощью профессора Даландера Андре получил место ассистента по физике в Королевской высшей технической школе.

В 1882 г. Швеция приняла участие в исследовании Арктики по программе Первого международного полярного года, организовав полярную обсерваторию на мысе Тордсон (Cap Thordsen) (Шпицберген). Руководителем обсерватории был назначен сотрудник Метеорологического общества в Стокгольме Нильс Густав Экхольм. В число участников экспедиции был зачислен и Соломон Андре, которому было поручено проведение наблюдений над атмосферным электричеством и земным магнетизмом.

Экспедиция прибыла на Шпицберген в июле 1882 г., а 15 августа на мысе Тордсон начались регулярные метеорологические наблюдения. Активно включился в работу и Андре. По воспоминаниям Экхольна, наблюдения за электричеством, организованные на станции молодым физиком, были образцовыми. Благодаря энергии и изобретательности Андре исследования проводились без перерывов, вызванных техническими неполадками; за год работы станции было проведено около 15 000 наблюдений. 23 августа 1883 г. обсерватория завершила работу по программе Первого МПГ, и Андре вернулся в Стокгольм.

В 1885 г. он был назначен руководителем технического отдела Бюро патентов. Работая на этом посту, он сумел добиться некоторых улучшений в законах об изобретателях, а также выступить инициатором организации шведского Общества изобретателей.

Не забыл Андре и своего юношеского увлечения — воздухоплавания. Для того чтобы лучше ознакомиться с изготовлением воздушных шаров, он несколько раз ездил во Францию. В 1893 г. Андре получил от благотворительной организации небольшую сумму денег на покупку воздушного шара. Первый подъем на шаре «Свеа» Андре совершил в Стокгольме 15 июля 1893 г. Начинающий воздухоплаватель тщательно готовился к этому событию, а во время полета изучал метеорологические условия на разных высотах, характер воздушных течений, состав воздуха и пр. В августе он совершил второй полет, в октябре — третий. Этот полет едва не стал последним — шар унесло сильным ветром, и лишь через десять часов Андре смог приземлиться на пустынном острове в финских шхерах.

Всего в 1893—1895 гг. Андре на воздушном шаре «Свеа» совершил девять полетов, продолжавшихся в общей сложности более 40 часов. За это время шар пролетел около 1500 км, наибольшей высоты подъема он достиг в полете 7 апреля 1894 г. 29 ноября 1894 г. во время восьмого полета Андре установил рекорд дальности — за 3 часа 45 минут шар пролетел от Гетеборга до Готланда, преодолев расстояние 400 км. Последний полет на «Свеа» Андре совершил 17 марта 1895 г.

Полеты на «Свеа» были для Андре не только тренировочными, энтузиаст-воздухоплаватель постоянно занимался совершенствованием шара: впервые применил волочащийся по земле гайдроп в комбинации с убираемым парусом управления, что давало возможность заставить шар отклоняться от направления ветра, использовал при посадке разрывное приспособление, дававшее возможность выпустить газ из шара за одну-две минуты. Во время всех полетов Андре проводил научную работу, выполнив в общей сложности более 400 научных наблюдений.

В 1894 г. на одном из собраний Шведского общества географов и антропологов Андре познакомился со знаменитым полярным путешественником Э. Норденшельдом и рассказал ему о своей заветной мечте — предпринять научную экспедицию в Арктику на воздушном шаре. Норденшельд одобрил идею Андре и пообещал свою помощь в организации такого предприятия.

Свой план организации воздушной экспедиции к Северному полюсу Соломон Андре впервые изложил 13 февраля 1895 г. на заседании Шведской Академии наук, а 15 февраля повторил свой доклад в Шведском географическом обществе.

Согласно плану Андре необходимо было построить воздушный шар, способный поднять трех человек, провизию, приборы и инструменты (общая грузоподъемность такого шара должна была составлять около 3 т). Этот шар планировалось изготовить из плотного материала, чтобы он смог держаться в воздухе не менее 30 суток. Наполнить шар газом Андре предлагал непосредственно в полярной области. Опыт, приобретенный Андре во время полетов на «Свеа», позволил ему предложить снабдить шар парусами и гайдропами для обеспечения наибольшей управляемости.

Андре планировал стартовать со Шпицбергена и преодолеть расстояние до полюса (около 1200 км) за двое суток. Продовольствия предлагалось взять на четыре месяца, а в случае вынужденной зимовки участники экспедиции должны были пополнять запасы охотой и рыбной ловлей.

План экспедиции на воздушном шаре, предложенный Андре, широко обсуждался в общественных кругах Швеции. Организация подобной экспедиции требовала значительных средств, для их получения был объявлен сбор пожертвований. Первым из пожертвователей стал инженер Альфред Нобель, внесший половину требуемых денег. Остальные средства были выделены королем Оскаром II, промышленником Диксоном и профессором Ретциусом.

Воздушный шар для полярной экспедиции Андре был построен в Париже. При его постройке были учтены все новейшие достижения науки и техники.

В июне 1896 г. начальник экспедиции Соломон Андре, метеоролог и астроном Нильс Экхольм и физик и фотограф Нильс Стриндберг на грузовом судне «Вирго» были доставлены на Шпицберген. Планировалось, что экспедиция начнется в августе, однако из-за неблагоприятной погоды вылет долгое время задерживался, а в конце августа Андре принял решение о переносе экспедиции на следующий год.

Вернувшись осенью 1896 г. в Бюро патентов в Стокгольме, Андре продолжил подготовку к экспедиции. Место Нильса Экхольма в группе занял молодой инженер Кнут Френкель. 18 мая 1897 г. канонерская лодка «Свенскунд», предоставленная шведским правительством в распоряжение экспедиции, вышла из Гетеборга. На ее борту находились воздушный шар, гондола и аппарат для добывания газа. В конце мая лодка бросила якорь у берега Шпицбергена. Туда же на судне «Вирго» прибыли и участники экспедиции.

11 июля 1897 г. в 13 ч 46 мин воздушный шар, который аэронавты назвали «Орел», взлетел с острова Дэйнс. При подъеме оборвались три гайдропа, и шар практически стал неуправляемым. Движимый попутным ветром, «Орел» пролетел в северо-восточном направлении около 480 км, то поднимаясь на значительную высоту, то опускаясь почти до поверхности и ударясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции — Северного полюса.

После недельной подготовки к пешему походу 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции. Путь по дрейфующим льдам был чрезвычайно сложным, приходилось преодолевать трещины и разводья, перебираться через торосы. Несмотря на нехватку продовольствия, холод и усталость, во время этого похода отважные исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили в дневники описания встречавшихся животных. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Белый, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.

Через 33 года, 6 августа 1930 г., последний лагерь экспедиции Соломона Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог». Найденные на месте гибели экспедиции документы позволяют предположить, что Андре, Френкель и Стриндберг умерли в середине октября 1897 г.

Останки отважных воздухоплавателей в октябре 1930 г. на канонерской лодке «Свенсксунд» в сопровождении почетного эскорта были доставлены в Швецию.

В честь Соломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген названа Землей Андре.

М.В. Дукальская,

заместитель директора по науке РГМАА

О бладая техническими знаниями, он проявил немало изобретательности, чтобы оборудовать будущий шар.

Так, например, Андре были придуманы особые паруса, с помощью которых предполагалось изменять направление полета вопреки движению ветра. Иначе говоря, абсолютно безвольный «классический» воздушный шар, по замыслу Андре, должен был превратиться, в известной степени, в управляемый аппарат.

Разработана была также система устройств, которые позволили бы удерживать шар на необходимой постоянной высоте. Грузоподъемность баллона Андре рассчитал таким образом, чтобы, кроме трех человек экипажа, взять научные и другие необходимые инструменты, а также две лодки, сани, достаточный запас продуктов.

В феврале 1895 года, при поддержке известного полярника Э. А. Норденшельда, Андре впервые оглашает свой проект полета к полюсу на собрании Академии наук. Еще через несколько дней он выступает в Географическом обществе. После этого замыслы ученого становятся достоянием широких слоев населения.

Это был правильный шаг: необходимых для реализации проекта денег у Андре не было, их мог принести только положительный общественный резонанс. Так и случилось. В мае к Андре пришел инженер Альфред Нобель - тот самый, который впоследствии оставил средства для учреждения ныне всемирно известного фонда его имени.

Нобель заявил Андре, что, прочитав о его планах полярной экспедиции, хочет помочь деньгами. Внеся определенную сумму, Нобель через две недели услышал, что сбор средств для реализации проекта Андре идет медленно, и увеличил свою помощь до половины расчетной сметы... Уже в июне необходимые средства были собраны.

Теперь подготовка к предстоящему полету вошла в практическое русло. В Париже под присмотром Андре начали изготавливать воздушный шар. Его делали с учетом новшеств, предложенных ученым. Андре были тщательно продуманы все детали снаряжения; только в одном вопросе он последовал чужому совету, вопреки своим убеждениям.

Речь шла об устройстве гайдропов - специальных канатов, волочащихся за шаром и используемых для его удержания на определенной высоте над землей. Высказывались опасения о том, что гайдропы могут где-нибудь застрять, и шар тогда не сможет от них никак освободиться. Поверив советчикам, Андре сконструировал особые, винтовые соединения для канатов. Это решение стало пагубным...

Подготовка воздушного шара сопровождалась и подборкой экипажа. Кроме 43-летнего Андре, в него вошли два его соотечественника - 25-летний Нильс Стриндберг и 27-летний Кнут Ялмар Френкель. Первый был, как и Андре, физиком, второй - инженером.

Оба аэронавта прошли определенную подготовку, поднимаясь не один раз на воздушном шаре с целью обучения основам воздухоплавания. Все трое были полны жажды приключений и не сомневались в удаче предприятия...

Летом 1897 года три аэронавта морем прибыли на Шпицберген. Там воздушный шар в специально построенном для этого ангаре был наполнен газом. Вылетев именно отсюда, шведские исследователи рассчитывали с помощью попутного ветра достичь полюса. Более того, Андре планировал пересечь весь Северный Ледовитый океан и опуститься у берегов Америки.

Теперь хорошо известно, что подобный расчет был заведомо ошибочным. В районе полюса ветры не имеют устойчивого направления, они все время меняются. Но об этом наука в то время еще не знала...