«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить»
А. Дистервег
(сл.1)

Современная школа должна готовить выпускников к жизни в обществе, в котором главными продуктами являются информация и знания. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.

Целью такого обучения становится неполучение определенного объема научной информации, а развитие умений самостоятельно приобретать и применять эту информацию в соответствии с личными целями и потребностями, решения актуальных для обучающихся проблем.

Тема: « Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования проблемное обучение в процессе изучения химии» (сл.3)

Цель: Повышение образовательной активности школьников на основеформирования навыка технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. (сл. 4)

Актуальность (сл.5)

С введением ФГОС я выделила для себя несколько основных направлений:- создать условия, в которых ребёнок сам добывает знания (т.е. научить его учиться);

Помочь ребёнку ориентироваться в различных ситуациях, т.е. научить преодолевать и решать трудности;

Для правильного восприятия ребёнком действительности необходимо расширить его воображение, т.е. развивать творчество.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания.

Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения. (сл.6) Развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся, исследовательских навыков способствуют различные виды технологий в том числе и технология проблемного обучения

Проблемное обучение- это тип развивающего обучения, человек начинает мыслить лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. По мнению М.И. Махмутова, это особый тип обучения; оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся.

Метод проблемного обучения - творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Обучающиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. (сл. 7)

Имеет право каждый на ошибку,

Но чтоб их поменьше совершать

Проблемы нужно правильно увидеть

И с пользой человечеству решать. М.Лещева

К методам решения проблемной ситуации относится (Сл.8)
Поисковый. Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. Проектирование.

Итак коллеги продолжим решать проблему. (сл.9)

В Италии есть пещера, которая называется «Собачей». Если туда забегает собака, то она погибает. А если заходит человек, то он остается жив. Почему?

Дело в том, что примерно до пояса человека пещера заполнена углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака при ее росте оказывается в атмосфере углекислого газа и потому задыхается. Это была решена проблемная ситуация. При изучении темы «Состав воздуха»

В этом задании вы увидели связь нескольких предметов химия, биология, география. Т.е. именно в таких задания формируется межпредметная интеграция.

Формы решения проблемных ситуаций: (сл.10)
- дискуссия (это то, чем мы с вами занимались в начале, когда рассматривали бензин); - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера; - исторические документы, тексты из литературных произведений, материалы с проблемной направленностью.
Способы проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам педагог.

Поисковая беседа - это такая беседа, в процессе которой обучающиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством педагога ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.

Актуализация и мотивация. «О нем можно сказать:Он светоносный элемент

И спичку вам зажжет в момент. Сожгут его и под водой, Оксид его затем станет кислотой».

2. Проблемный вопрос? В переводе с греческого «фосфор» означает «светоносный». Так ли это на самом деле?».

3. Проблемная ситуация Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Как вы считаете почему?

В ходе обсуждения проблемы на уроке обучающиеся рассматривают разные точки зрения. Использование проблемного обучения позволяет мне развивать аналитическое, логическое мышление учеников.

Но дети не были бы детьми, если бы они не верили в чудеса и загадки. Именно это и помогает мне в моей профессии, на моих уроках. Как? Все знают игру «Черный ящик». А как понять, что в нем? Конечно, обращаясь к загадкам. В каждой из них и кроется истина, ответ. (сл.12)

Например: Тема: ???? В чёрном ящике -вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека; в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

урок в 8 классе по теме «Соли» - проблемное изучение новой темы

Самостоятельная деятельность обучающихся исследовательского характераявляется высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями. (сл.13)
По химии мы выполняем очень много проектов с экспериментальной частью. Где ребята сами выбирают тему и ставят проблемные вопросы. Общение формирует еще одно важное свойство - умение работать в коллективе, так как любая учебная задача, проблема требует комплексного анализа и совместного решения.

Проект «Химия на кухне» Внеклассное мероприятие в 9 классе.

Мы увидели заметку из газеты «Жвачка без сахара». Жуй жвачку с ксилитом - сохранишь здоровые зубы. И у нас возник проект «Жевательная резинка - за или против»

Как же на уроках химии не применять экспериментальную деятельность, ведь без этого мы не можем обойтись. (сл.14) Должны мы на уроке истину установить,
При этом формулы, законы не забыть.
Эксперимент сначала проведем, Подумаем, помыслим и теорию учтем.
Дерзая, споря, новое откроем И постепенно нужное усвоим.

Например: Тема урока «Коррозия металлов». (сл.15)

Демонстрация опыта «Предохранение металла от коррозии при помощи ингибиторов». В двух пробирках налит раствор серной кислоты (1:5). Поместим в каждую по железной кнопке. Что наблюдаете? Затем в одну из пробирок добавим 3-4 капли йодида калия. Что видите теперь? Как это можно объяснить?

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами. (сл.16)

Прием 1. предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.Например, водород - единственный элемент, не имеющий постоянного «места жительства», т.е занимает в ПСХЭ Д.И.Менделеева два места: среди щелочных металлов и галогенов. В чем причина его двойственного положения?

Прием 2. Объяснение явлений, процессов, проведение опытов (исследований), решение задач на основании известной теории, фактов.Тема урока «Основания» в 8 классе. Почему при реакции нейтрализации гидроксида железа (III) соляной кислотой индикатор не нужен? Почему реакцию нейтрализации щелочи кислотой проводят в присутствии индикатора?

Прием 3 Нестандартной постановки вопроса.

При стирке белья в Краснодаре затрачивается мыла меньше, чем в Новороссийске. Почему?

Прием 4. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Тема урока «Чистые вещества и смеси». Предложите наиболее рациональные способы разделения смесей, состоящих из: а) порошков железа и серы; б) поваренной соли, древесных стружек, песка.

Прием 5. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях

Школьник решил получить хлорид меди(II). Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты. Но как он не старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди(II).

Прием 6. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения.

Пример: На заводе, где вырабатывалась селитра, рабочие как-то погнались за кошкой. Убегая от них, кошка случайно опрокинула сосуд с серной кислотой на остатки солей от выработки селитры, и тогда вдруг из образовавшейся смеси выделились густые фиолетовые пары. Что это за вещество?? Куртуа заинтересовался этим явлением и внимательно стал изучать новое вещество. В пределах, имевшихся у него знаний и возможностей, он довольно подробно изучил его и пришел к ряду важных открытий.

Результатом работы учителя является сформированность УУД. Решение проблемных ситуаций подразумевает развитие всего спектра УУД:

Познавательные - решение проблемы путем поиска ответа в информационно-образовательном пространстве;

Регулятивные - постановка цели, выстраивание этапов деятельности, распределение полномочий в групповой деятельности;

Личностные - аргументирование и отстаивание своей точки зрения, умение слушать и слышать членов группы, коллектива;

Коммуникативные - принимать точку зрения соучастника, умение согласовывать действия и принимать совместные решения.

Критерием результативности и оценки качествадеятельности учителя являются: достижения обучающихся более высоких показателей обучения, по сравнению с предыдущим периодом; результаты мониторингов; эффективность участия школьников в конкурсных мероприятиях - олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и викторинах предметной и метапредметной области.

Результаты моей деятельности по данному направлению представлены в виде таблиц и диаграмм в презентации (сл.17 -18).

Показатели в таблицах доказывают эффективность формирования навыка проблемного обученияуобучающихся. Несмотря на удаленность нашего района, мои ученики принимают участие в мероприятиях как республиканского, так и всероссийского уровней, показывая хорошие результаты и занимая призовые места. Диагностика учебной мотивации обучающихся контрольного класса, позволяет мне отследить уровень восприятия процесса обучения, как личностно значимого. Такие методы диагностики помогают не только определять успешность процесса, но и уровень субъективной мотивации обучения, что на сегодняшний день является основным критерием формирования личности в современной школе.

Я думаю, что мой опыт по реализации технологии проблемного обучения обучающихся может заинтересовать других преподавателей. (сл.19) Отдельными идеями и приёмами проблемного обучения я делилась в рамках различных мероприятий для преподавателей химии и биологии: выступление на научно-практической конференции, проведение районного семинара, проведение мастер-класса для учителей в рамках районного фестиваля педагогического мастерства

Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. (сл.20) Развивается оно в течение длительного времени в самых разных сферах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Я как и многие педагоги перешла на обучение от Меня учат! Я учусь!!!

Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь - лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом, А способом познанья!

МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск

Формы работы с родителями

Почему НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?

Сегодня в эпоху революционных преобразований в системе образования, всё чаще и чаще в средствах массовой информации,на педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка - семья или школа? Педагоги обычно единодушны - школа оказывает образовательные услуги, а воспитывают родители. Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». Следовательно, от педагогов ждут «магического» воздействие на ребёнка, а иногда напрямую предъявляют претензии: «У нас дома, всё благополучно, а то, что он матом ругается или курит, так это он в школе научился»

Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. В прошлом веке за социализацию ребёнка в большей степени отвечало общество, социальное окружение. Советская школа не только учила, но и воспитывала.

Однако по мере развития цивилизации и отхода от традиционной культуры растворенная в быту психолого-педагогическая поддержка взросления ребенка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда могла справиться с этой задачей. Сегодня основной общественный институт, который может помочь семье, - это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов нашей работы, направленной на осуществление общей цели психологической службы школы.

В условиях перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Но только в процессе взаимодействия педагогического коллектива и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

С чего же начинать? ГЛАВНОЕ - СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ для комфортного взаимодействия в системе «педагог -ребёнок- родитель».

Цель школьной психологической службы - это прежде всего, создание условий для гармоничного развития обучающихся в процессе школьного обучения. В данном определении принципиальным является слово «условия». Можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на семью в какой-то мере можно воздействовать, то экономические и культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Какие условия необходимо учитывать при внедрении опыта совместного взаимодействия с родителями.

Мы знаем, что школьные годы – сензитивный период, когда закладываются основы физического, психического здоровья человека.

Проводя в школе большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Но и в семье дети не всегда получают необходимую долю внимания, заботы и родительской поддержки. Причинами этих явлений является не только не только психологические и педагогические издержки в знаниях родителей, но и в большинстве эти факторы носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-психологический фактор - дисгармония семейных отношений и семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений, неполные семьи. Так в в ОУ от 40 до 50 % - это неполные семьи.

Социально-культурный фактор – ускорение темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Следствием этого является невротизация родителей, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри- и межличностных конфликтов и о возможной психологической помощи. Затрудняют общение взрослых с ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в семье, компьютеры, телефоны и андроиды.

Социально-экономический фактор – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей. Экономическая обстановка приводит к тому, что требования к профессиональной деятельности, претендуют на свободное время родителей, что сводит к минимуму общение с ребенком. Современная жизнь приводит к тому, что мы все более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи, мешают родителям заботиться о своих детях. Воспитывать их в атмосфере радости, тесного общения, совместного досуга.

О том, что вышеназванные факторы присутствуют в каждой школе, мы видим по количеству консультаций по проблемам общения детей и родителей.

Мы не в силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурный и социально-психологический факторы можем.

Поэтому в совместной работе с родителями наибольшее воспитательное воздействие имеют активные формы работы с родителями.

Необходимо помнить, что работа с родителями, как и любая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер. Работа с родителями должна вестись в системе, причём стоит не сколько обучать родителей, сколько общаться, обмениваться опытом, осуждать проблемы и искать общий способ их решения.

Вторым важнейшим условием эффективности работы должна стать согласованность действий педагогов и родителей. Причины несогласованности могут быть разными, прежде всего недостаток знаний у родителей о закономерностях развития детей, о трудностях, которые могут возникнуть по мере их роста и взросления. Также, не всегда осознанные, а порой стихийные действия родителей, воспитывающих своих детей так же, как воспитывали их самих, либо полностью противоположным образом. А время предъявляет совсем иные требования в воспитании детей, нежели 15-20 лет назад. Необходимо также отметить, что во взаимодействии с ребенком у родителей могут возникать собственные проблемы, отражающиеся на ребёнке, например, одна из них: восприятие школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности. Следует отметить, что для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают своего малыша только в семье, а ведь в школе он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям столь важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы.

Активной стороной взаимодействия с родителями является именно психолог, организуя работу с родителями и предлагая им для освоения свое информационное «поле», в котором выделены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для семьи.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

    психолого-педагогическое просвещение родителей;

    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае - предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

    Родительский час;

    Родительские вечера;

    Родительские собрания с элементами тренинга

    Родительские университеты

    Конференции;

    Дискуссии;

    Инновационные родительские собрания;

    Индивидуальные и тематические консультации;


Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

    дни творчества детей и их родителей;

    открытые уроки и внеклассные мероприятия;

    помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Такой вид работы больше приемлем для начальной школы.Так каждый ребенок близко знакомится со всеми родителями своего одноклассника. Это больше сближает детей.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками спортивных праздников, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

    участие родителей класса в работе родительского комитета;

    участие родителей класса в работе совета школы;

    участие родителей в работе городского родительского совета;

    работа в службе школьной медиации

Остановимся более подробно на психолого – педагогическом просвещении родителей и некоторых инновационных формах работы с родителями.

Родительский час.

Структура и содержание образования претерпевают сегодня коренные изменения в силу объективных и субъективных причин. В частности в начальной школе вводятся новые предметы, изменились учебные программы и учебники, требования к умениям и навыкам обучающихся. Во всех нововведениях достаточно сложно разобраться родителям. Часто родители хотят, оказать помощь своему ребёнку, в период начала обучения ребёнка в школе, но не всегда могут это сделать, так как не знают требований которые предъявлять будут в школе. Первого сентября родители волнуются не меньше, чем дети. Все понимают, что первый год обучения, очень важен и в психологическом, и в физическом, и в умственном развитии ребенка. Важно научить первоклассника учиться, правильно организовывать свой труд, свой день. В связи с этим у родителей возникает множество вопросов. Для того, чтобы ответить на них можно организовать родительские часы.

В случае необходимости можно эту работу продолжить и во втором и третьем классах. При необходимости можно пригласить на эти часы психолога, социального педагога, логопеда, школьного врача.

Родительский час планируется и проводится с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании.
Родительский час начинается с краткого сообщения, которое раскрывает тему и цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения которой родители получают рекомендации.

В конце встречи родителям предлагается заполнить анкеты для планирования следующей встречи.
Анкета для родителей.

    Какие трудности возникают у Вас при работе с ребенком дома?

    Какие трудности возникли у Вашего ребенка?

    Консультацию какого специалиста и по какому вопросу Вы хотели бы получить?

    Ваши пожелания.

Примерная тематика родительских часов, проводимых в 1 классе.

    Адаптация ребенка в школе. (Выступление учителя, психолога).

    Режим дня первоклассника.

    Как работать в тетрадях по учебнику « Математика».

    Игры для запоминания состава чисел в пределах 10.

    Игры для запоминания состава чисел в пределах 20.

    Школьные перегрузки.

    Дети и телевидение.

    Дети и компьютер.

    Как научить детей решать задачи.

    Семейное чтение.

    Вредные привычки.

    Правильно ли питается Ваш ребенок.

    Летний отдых детей.

Родительские часы способствуют более успешному обучению первоклассников, а также сплочению коллектива родителей.

В период начала школьного обучения педагоги достаточно много внимания уделяют работе над сплочением коллектива обучающихся. Благоприятные условия для данного вида деятельности дают нам родительские вчера. Это достаточно новая и интересная форма работы с родителями - родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год в присутствии детей.
Темы родительских вечеров могут быть следующими:

    Первые книжки моего ребенка.

    Друзья моего ребенка.

    Традиции нашей семьи.

    Наказания и поощрения в нашей семье.

    Все мы родом из детства

Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе - психолого-педагогическое просвещение родителей. Родительские университеты оптимально проводить в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги, конференции.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится вся школа и все классы. К нему готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе и др. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематика родительских конференций:

1. 2. Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

2. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

3. Культура общения с компьютером.

4. Вредные привычки и как с ними бороться.

5. Причины детских суицидов.

Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными.
Можно предложить, например, такие:

    «За и против « школьной формы.

    Трудности современного школьного урока. В чем они состоят?

    Трудовое воспитание в школе: имеет ли место быть?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Родительские собрания с участием детей обеспечивают стопроцентную посещаемость собраний. Какому родителю не хочется посмотреть на выступление своего ребенка. Дети в форме инсценирования, выступлений,поднимают какую – либо проблему, которую необходимо решить в ходе собрания. Нужно ли говорить, что такие собрания вызывают живейший интерес и у родителей, и у детей. Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми;

Общешкольными и классными.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности ксотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

Одним из важнейших форм сотрудничества классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация . Готовясь к ней необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Групповая консультация проводится по тому же принципу, но на нее приглашаются родители, которых объединяют общие проблемы.

Каждая консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Они могут быть устными и письменными.

Если в коллективе есть проблемы, касающиеся нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Она требует серьезной подготовки со стороны учителя, специалистов. Темы для подобных консультаций тщательно отбираются. Подобная консультация будет полезна только в том случае, если родители осознают проблему, из-за которой их пригласили.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Огромное значение в арсенале классного руководителя имеет беседа. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидания.

Результативность опыта

Круглые столы, родительские конференции, семинары, проблемные лекции, интерактивные беседы - являются наиболее эффективными формами работы с родителями. Они помогают реализовать сразу несколько направлений: психологическое просвещение, психопрофилактику, а также психологическое консультирование. Кроме того, они помогают формированию атмосферы доверия и настоящего сотрудничества между педагогом-психологом и родителями, создавая уникальный круг общения взрослых. Данные формы можно использовать для работы с различной возрастной группой.

Данная работа позволяет создать положительный эмоциональный фон, открыть новые пути грамотного взаимодействия с ребенком , вооружить родителей определенным запасом психологических знаний, познакомить их с новыми подходами к воспитанию детей. Благодаря этим формам работы, как правило, увеличивается количество обращений за консультационной помощью, а следовательно большее количество родителей смогли получить адресную помощь в решении возникающих проблем при воспитании и общении с детьми.

Приемы работы с родителями

Совместное сотрудничество родителей и педагога начинается с таких форм взаимодействия, в которых от родителей требуется минимальная активность. Сначала использовались знакомые и привычные способы общения, а по мере возникновения доверия включались менее определенные и знакомые методы, постепенно повышая активность родителей. На первом этапе работы использовались информационные методы : устные сообщения, информационные лекции, интерактивные беседы, памятки, а постепенно, начала использовать в работе с родителями: элементы тренинговой работы, «круглые столы», родительские ринги.

Эти формы работы позволяют появиться качественно новому уровню взаимодействия родителей и школы, в которой их дети проводят так много времени.

Практические приёмы.

Первое с чего мы начинаем – это оригинальное приглашение родителей на родительское собрание. Обычно мы делаем запись в дневнике, но заинтриговать родителей мы можем, подготовим адресное приглашение к обсуждению наиболее актуальной темы для родителей. (Приложение 1)

Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания ).

В начале занятия необходимо мотивировать родителей на активное участие в обсуждении, затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор , предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители ).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (
родители ).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (
родители ).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
родители ).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (
родители ).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.

– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

Рисунок «Рука в руке» - проблема – оказание прихолого-педагогической поддержки ребёнку

Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак»
(затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).


Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи , подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о важности родительской любви и заботы можно использовать притчу «Родители не продаются»

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации

    Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания ).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др.
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.

Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

    Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации ).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является
упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника» .
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 4)


– «Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.

    Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания ).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации


Литература

    Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.

    Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.:

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, 1998.

    Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

    Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. - М.:АРКТИ,2006. – 80с

    Кравцова М.М., Шевнина О.В. Курс выживания для школьного психолога. – М.: Генезис, 2006. – 192с

    Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996.

    Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

    Яничева Т.Г. и др. Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей. – СПб.: Издательство «Речь»,2006. – 144с.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ»

ель: развивать у педагогов навык восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними, а также высказывания и принятия обратных связей.

Подготовительная работа: подготовка карточек со списком качеств педагогов, важных для межличностного общения; подготовка таблицы «Положение об обратных связях»; определение места, где будет проводиться семинар-практикум.

Список качеств, важных для межличностного общения:

Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиции и в тоже время иметь способность сказать другим о своем понимании, дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

Доброжелательность : способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Аутентичность: умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контакте с окружающими.

Конкретность: отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

Инициативность: склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реакции на действия других, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность брать за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность: умение говорить и действовать напрямую; четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.

Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам, человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.

Принятие чувств: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми, но и проявлять их, но при этом должно отсутствовать стремление навязать окружающим свои чувства, чтобы те осознавали ответственность за них.

Конфронтация: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.


Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом – умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и к новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.

Положение об обратных связях.

Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю; что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Говори о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Предостережение: не давай оценок, советов.

4. Помни: обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Ганюкова Валентина Михайловна
Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду»

Семинар-практикум

на тему : «Технология проблемного обучения в детском саду »

Цель : повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения .

Задачи :

1. Познакомить педагогов с понятием «проблемное обучение » ;

2. Углубить знания педагогов о данной методике ;

3. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми .

Оборудование : мультимедийное оборудование, карточки с заданием на каждый стол, памятки, карточки «Рефлексивнaя мишень» , технологическая карта

(таблица, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз, различные деревянные предметы.

Ход семинара:

1. Эмоциональный настрой на предстоящую работу.

2. Теоретическая часть

Мы с вами знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы такие интегративные качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы , адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем , поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий , которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.

Сегодня мы с вами рассмотрим технологию проблемного обучения , которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж . Дьюи(1859-1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные , как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно -представленным содержанием обучения , в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Актуальность , что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.

Суть проблемного обучения заключается в том , что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Проблемный вопрос .

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?» , «зачем» ?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос ) .

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача .

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Например :

Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

Памятка для воспитателей.

Характерные признаки проблемности на занятии :

Возникает состояние интеллектуального затруднения;

Возникает противоречивая ситуация;

Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств :

Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

Постановка проблемных задач .

3. Заключительная часть

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.