Наталья Терешкина
Консультация для родителей «Гиперактивные дети»

Гиперактивные дети

Гиперактивность детей сопровождается дефицитом внимания, поэтому специалисты называют синдром СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Как говорит доктор Комаровский: «Дети в отличии от взрослых очень активные. Но есть дети, которые очень активные, ну очень активные». Любящие родители называют таких детей – шустрики, непоседы. От посторонних можно услышать – неуправляемые. Чуть ли не каждого ребёнка, который проявляет излишнюю активность относят к разряду гиперактивных детей. Но родителям нужно знать, что синдром гиперактивности это медицинский диагноз, на постановку которого имеет право только специалист.

Гиперактивность - это не просто чрезмерная активность, а целый ряд поведенческих особенностей. О возможном наличии этого состояния у малыша говорят три основных симптома:

*Неусидчивость и расторможенность. Если ребенок с трудом сидит на одном месте, постоянно ерзает, стучит пальчиками, болтает ножками, значит, есть вероятность диагностики гиперактивности.

*Импульсивность. Неожиданная смена настроения, острая реакция на раздражители, стремление перебить говорящего, отсутствие страха и контроля - все это говорит о возможном наличии гиперактивности.

*Недостаточность активного внимания. Ребенок не может сосредоточиться на решении одной задачи, постоянно отвлекается, что-то забывает и даже теряет.

Первое, что должны понимать родители, - игнорировать СДВГ нельзя. Обнаружить признаки гиперактивности у малыша можно даже в первый год жизни, однако проще всего это сделать в возрасте 36 лет. В этом возрастном периоде дети с симптомами СДВГ по своему поведению заметно отличаются от сверстников. Кроме того, корректировка поведения 36-летних малышей наиболее эффективна, т. к. при отсутствии школьной нагрузки ребенок меньше подвержен стрессу. А своевременное лечение позволяет детям с СДВГ уже к моменту поступления в первый класс избавиться полностью или частично от проявлений гиперактивности.

Если родители отметили за ребенком симптомы, характерные для СДВГ, следует как можно скорее обратиться к детскому неврологу и психологу. Только профессионал сможет подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз. В случае подтверждения синдрома специалист предложит подходящую схему устранения симптомов.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

Обеспечить постоянство и единство требований к гиперактивному ребенку.

Чаще хвалить за успехи и обращаться к ребенку по имени.

Указания должны быть краткими и конкретными.

Планировать с ребенком деятельность, дальнейшие действия.

Соблюдать дома четкий режим дня.

Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Не сравнивать ребенка с окружающими.

Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.

Следует быть последовательными в воспитании: не запрещать без всяких причин того, что разрешали раньше.

Стараться делать ребенку меньше замечаний. Не унижать ребенка, наказывая его.

Помочь найти дело по душе, где бы он мог проявить свои способности и не чувствовать себя ущемленным

Задача воспитателей и родителей, помочь активному малышу приспособится к жизни в детском коллективе.

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

1. Развитию внимания в детском саду могут поспособствовать следующие развлечения.

Игра «Опиши игрушку одним словом»

Эта игра очень интересна и увлекательна деткам. Для игры понадобится мягкая игрушка. Все участники садятся в круг. Ребенок берет игрушку и описывает ее одним предложением, после передает следующему участнику. Второй игрок описывает совершенно другое качество игрушки и передает эстафету дальше. Очень важно объяснить детям, что повторяться нельзя, кто повторит сказанное предложение, тот получит штрафной балл. Победителем становится участник, который набрал меньше всего баллов.

Игра «Запомни картинку»

Перед детьми раскладываются 5 картинок с изображением овощей (фруктов, транспорта, сказочных героев). Дети за три секунды должны запомнить в как порядке они разложены (кто за кем, после чего воспитатель накрывает картинки, и дети по очереди называют в каком порядке они расположены. Кто не ошибся, тот получает балл. Победитель определяется по количеству собранных баллов.

2. Игры для релаксации «Узнай предмет»

Перед ребенком раскладывают предметы из разных материалов. Например, кусочек ваты, деревянная игрушка, кусочек махровой ткани и зеркальце. Когда ребенок рассмотрел предметы, ему завязывают глаза. Затем мама осторожно прикасается любым предметом к руке ребенка, а он в свою очередь должен угадать предмет и из чего он изготовлен.

Во время занятия для расслабления мышц необходимо проводить физминутку. Например, дети показывают как ветер шатает деревья, как шелестит листва, как цветы тянутся к солнышку и как дети приседают к травке. Такие элементарные упражнения помогут детям расслабиться.

3. Игра для развития волевой регуляции

Гиперактивные дети любят очень громко говорить и не замечают как повышают голос.

Предложите ребенку поиграть в игру, которая поможет контролировать голос. Взрослый заранее оговаривает с ребенком условные знаки игры, которые разрешают делать определенное действие. Пальцы к губам – говорить нужно шепотом, ладони на щеках – молчи, а руки, поднятые вверх – можно громко разговаривать и кричать. Ребенку задается вопрос на который он должен ответить в соответствии с указанным знаком. Ведущий игры может в любой момент подать знак молчания.

4. Игра на развитие коммуникации «Крокодил»

Родитель рассказывает ребенку о тайном мире игрушек, где все игрушки ночью оживают и передвигаются очень тихо, что бы ни испугать детей. Взрослый изображает какую-либо игрушку, а ребенок угадывает ее и ответ изображает на бумаге. Затем игроки меняются ролями: малыш изображает игрушку, а взрослый угадывает и отвечает.

Публикации по теме:

«Дети и телевизор». Консультация для родителей Поколение «экранных детей» последствия «Не» сформированность речи. Неосознанность действий, отсувтствие усидчивости.

Консультация по ПДД для родителей «Дети на дороге» "Дети на дороге", консультация для родителей по ПДД в младшей группе. Уважаемые родители, как вы слышите из источников информации, ежегодно.

«Дети разные бывают?» Консультация для родителей От взрослых очень часто можно услышать, почему все дети разные? Одни из них ведут себя спокойно, а другие постоянно плачут, как только родители.

Консультация для родителей «Если дети лгут?» Если дети лгут? Что же понимать под обманами? Где четкая грань между ложью и развитым воображением, между обманом и попыткой защитить себя.

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

Алина Евдокимова
Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку»

Консультация для родителей

«Как »

Цель :

1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности .

2. Познакомить родителей с недостатками в развитии психических функций у ребенка с СДВГ .

3. Познакомить с приемами, компенсирующими нарушения психических функций.

Задачи :

1. Развивать представления родителей о признаках СДВГ .

2. Показать значимость медицинского аспекта проблемы.

3. Развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, выработать новые навыки взаимодействия с ребенком .

Здравствуйте, уважаемые родители ! Сегодня у нас консультации на тему : «Как помочь гиперактивному ребенку » . В первую очередь нам с вами надо поприветствовать друг друга. Дружно все встанем.

Приветствие.

Скажем «Зравствуйте!» руками

Скажем глазами

Скажем мы ртом

Станет весело кругом. (улыбнулись)

Обнимем соседа справа, соседа слева.

Спасибо, присаживайтесь!

Давайте разберем, что же такое гиперактивность детей ?

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ » проявляется у детей не свойственной для нормального развития

импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью,

невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете, не способны завершить выполнение поставленной задачи.

Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается

повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ

характеризуется цикличностью. Состояние утомления сопровождается

беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

Необычность поведения таких детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности. Причиной является специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушениями в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни, так и психосоциальными факторами.

Таким образом, причины, вызывающие гиперактивность , носят биологический, генетический, социально-психологический характер.

О наличии СДВГ можно говорить, если в поведении ребенка есть следующие проявления :

1. Дефицит внимания :

Снижено избирательное внимание, не способен надолго

сосредоточиться на предмете, деталях, делает ошибки по небрежности;

Не может сохранять внимание : ребенок не выполняет задания до

конца, не собран при решении каких-то задач;

Не выполняет прямые инструкции;

Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто

переключается с одного занятия на другое;

Избегает или не любит задач, требующих длительного умственного

напряжения;

Легко отвлекается посторонним шумом;

У таких детей повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

2. Гиперактивность и импульсивность :

При волнении интенсивно двигает руками или ногами, ерзает на стуле;

Не может долгое время находится в одном положении;

Ребенок резко срывается с места, чрезмерно подвижен, больше бегает,

чем ходит;

Ему трудно участвовать в тихих действиях досуга;

Не способен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д. ;

Вмешивается в разговор или деятельность других;

Выкрикивает с места; сильно шумит во время занятий.

Часто родители гиперактивного ребенка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда просто не знают, что делать в той или иной ситуации.

Родители должны понимать , что не типичность поведения ребенка является следствием нарушения деятельности нервной системы. И поэтому

многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а еще более осложнят ситуацию.

В качестве основных методов и воспитания ребенка с СДВГ психологи

предлагают поддержку и вознаграждение, так как к негативным методам

воздействия (ругань, одергивание) дети с СДВГ невосприимчивы. Физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблему.

Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным , позитивным,

поддерживающим. Тактика вседозволенности недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами. Главное правило для родителей – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок невиноват в этом . Родители могут

использовать приемы, компенсирующие нарушения психических функций у

гиперактивных детей . Это поглаживание, массаж, релаксационные и

психогимнастические упражнения, пальчиковые игры.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать

следующие приемы и технологии :

1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций,

визуализаций.

2. Обучение самомассажу.

3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4. Игры для развития тактильного взаимодействия.

5. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

6. Работу с глиной, водой, песком

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели» .

Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте

даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети

игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком

должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен

чувствовать вашу помощь и поддержку . Совместно решайте возникшие

трудности.

3. Чаще говорите «да» , избегайте слов «нет» и «нельзя» .

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять

ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно

каждый хороший поступок отмечать звездочкой, поощрять игрушкой,

сладостями, поездкой).

6. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к

ребенку . Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его

способностям.

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть

указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся

его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь

придирчивы.

8. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше

внимание. Проводите с ним больше времени : играйте, учите, как

правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных

местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры,

прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.

Награждайте ребенка за его соблюдение .

10. Оберегайте ребенка от переутомления , поскольку оно приводит к

снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не

позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

11. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался . Недостаток сна ведет к еще

большему ухудшению внимания и самоконтроля.

12. Развивайте у ребенка осознанное торможение, учите контролировать

себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

13. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка .

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются. Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность. Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на конкретных задачах.

Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет или учится, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.

Чаще всего, по словам психологов, гиперактивность проявляется у детей в переходном возрасте. В последние годы гиперактивных детей стало больше.

Часто педагоги жалуются родителям на гиперактивность ребенка, ссылаясь на то, что видят непослушного ученика лишь несколько часов в день, следовательно, его воспитанием должны заниматься дома, Родители, в свою очередь, считают, что воспитывать такого ребенка должны учителя.

Что же делать родителям гиперактивного ребенка?

Психологи советуют как можно больше нагружать его утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно - индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.

Беспомощность детей - вина родителей. Желание родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.

В результате гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей, посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.

Проблема гиперопеки приобретает все большую актуальность в настоящем, так как большинство молодых семей в силу тяжелого финансового положения могут позволить себе только одного ребенка. При этом родители, как правило, заняты зарабатыванием денег и не могут уделять ребенку достаточно внимания. А вот бабушки с дедушками в это время пытаются наверстать упущенное со своими детьми. С появлением второго ребенка в семье внимание взрослых равномерно распределяется на обоих детей, поэтому проявления гиперопеки менее вероятны.

Часто, пытаясь уберечь ребенка от перегрузки, родители старших дошкольников и младших школьников пытаются делать за них задачи, полученные в саду или в школе. Результат - ребенок не способен справиться самостоятельно с задачей в саду или в школе.

class="eliadunit">

Повышенное внимание со стороны дедушек и бабушек, родителей, приводит к тому, что в коллективе такой ребенок требует постоянного внимания педагога, а при его отсутствии он чувствует себя несчастным, не успевает вместе с другими выполнять задания. Впоследствии у старшеклассников гиперопека превращается в невозможность выполнять упражнения самостоятельно и приводит к инфантильности (детскости).

Бороться с последствиями гиперопеки можно, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Если же у ребенка есть трудности в общении, дома можно устраивать ролевые игры с его участием, а также моделировать и обыгрывать с ней различные жизненные ситуации. Не стоит пренебрегать и помощью детского .

Какую линию воспитания выбрать?

Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Рождаясь в семье, это вопрос занимает умы ученых - педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? А дети продолжают теряться в догадках - как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и что же ждать в следующий момент от этих непонятных взрослых? Посмотрим, чем могут помочь в решении подобных проблем достижения науки. В педагогике принято выделять четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.

Диктат - это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие у ребенка сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству. Или итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на грунт ранимой, неустойчивой личности ребенка. Гиперопека - это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентрическая, требовательная личность, приспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций в ребенке. Дерганый с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает чувствовать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот, что при переходе к подростковому возрасту, ребенок испытывает потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярких проявлений эмансипации, и протестного поведения.

Невмешательство - это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, которые опираются на этот стиль воспитания, считают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, способствует накоплению опыта. Делая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребенке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Недоласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя очень одиноким, недоверчивым, часто излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все пытается сделать сам.

Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение семьи общими целями и задачами, общей деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка в воспитании в данном случае - слово «мы». Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Четвертый тип воспитания - «сотрудничество» - признается как наиболее эффективный все большим количеством психологов и педагогов. Но на практике, в обычных семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая в семье напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка. Почему же так происходит?

В чем причины родительских разногласий?

Причин возникновения в семье разногласий в воспитании ребенка может быть множество. Прежде всего виной тому могут быть различия в воспитательном опыте родителей, вынесенном им еще из собственного детства: некоторые родители полностью копируют ту модель воспитания, которая была принята в их семье. Другие, наоборот, будучи несогласными с родительскими мерами воспитания, которые применялись к ним в детстве, пытаются найти другой путь по отношению к собственному ребенку и выйти за рамки принятой в их семье воспитания. Очень часто таким способом действуют родители, на которых в детстве сильно давили. Пытаясь компенсировать собственные страдания, такие родители позволяют своим детям слишком много, потому что выросли у таких родителей, их дети не знают ни запретов, ни ограничений, что часто приводит к развитию безответственности и эгоистичности.

Другим серьезным препятствием к выбору оптимального стиля воспитания могут выступать различия в характерах родителей. В то время как педантичный, обращающий внимание на мелочи, склонный впадать в гнев отец требует беспрекословного послушания и моментального исполнения приказов, более мягкая по характеру мама, наоборот, потакает всем слабостям и капризам ребенка. Чем опасна такая ситуация? Она может решиться двояко: либо привести к повышению уровня тревожности у ребенка за счет постоянного напряженного ожидания и неопределенности - накажут его за этот поступок или похвалят, или к развитию хитрости и склонности к манипулированию: ребенок может научиться играть на этом различии между матерью и отцом. Так, каждый раз после столкновений с отцом, он может приходить в слезах и с жалобами к матери и выпрашивать у нее в качестве утешительного приза подарки, сладости и просто знаки внимания. Мать, соглашаясь в этой ситуации, что «папа плохой», подрывает тем самым авторитет отца в глазах ребенка. Отца такое положение вещей злит еще больше, и внутрисемейный конфликт углубляется. Почему? Отец, наблюдая заговор матери с ребенком, чувствует себя ненужным. Кстати, как правило, под маской подобного «деспота» скрывается ранимая натура с заниженной самооценкой, которая требует внимания и понимания не менее ребенка. Корни подобного поведения взрослого идут в желание уберечь своих детей от ошибок, тяжелых переживаний. Перенесшие в детстве унижения, насмешки и неудачи, родители хотят видеть своих детей сильными, прочными личностями и поэтому воспитывают своих детей в «спартанских» условиях. Не обученные в детстве любить, не имеющие надежной поддержки, они не знают, что становление сильной личности возможно только тогда, когда есть ощущение, что тебя понимают и одобряют близкие тебе люди.

Гиперактивность у детей — это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются. Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность. Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на конкретных задачах.

Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет или учится, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.

Чаще всего, по словам психологов, гиперактивность проявляется у детей в переходном возрасте. В последние годы гиперактивных детей стало больше.

Часто педагоги жалуются родителям на гиперактивность ребенка, ссылаясь на то, что видят непослушного ученика лишь несколько часов в день, следовательно, его воспитанием должны заниматься дома, Родители, в свою очередь, считают, что воспитывать такого ребенка должны учителя.

Что же делать родителям гиперактивного ребенка?

Психологи советуют как можно больше нагружать его утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно — индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.

Беспомощность детей — вина родителей. Желание родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.

В результате гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей, посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.

Проблема гиперопеки приобретает все большую актуальность в настоящем, так как большинство молодых семей в силу тяжелого финансового положения могут позволить себе только одного ребенка. При этом родители, как правило, заняты зарабатыванием денег и не могут уделять ребенку достаточно внимания. А вот бабушки с дедушками в это время пытаются наверстать упущенное со своими детьми. С появлением второго ребенка в семье внимание взрослых равномерно распределяется на обоих детей, поэтому проявления гиперопеки менее вероятны.

Часто, пытаясь уберечь ребенка от перегрузки, родители старших дошкольников и младших школьников пытаются делать за них задачи, полученные в саду или в школе. Результат — ребенок не способен справиться самостоятельно с задачей в саду или в школе.

Повышенное внимание со стороны дедушек и бабушек, родителей, приводит к тому, что в коллективе такой ребенок требует постоянного внимания педагога, а при его отсутствии он чувствует себя несчастным, не успевает вместе с другими выполнять задания. Впоследствии у старшеклассников гиперопека превращается в невозможность выполнять упражнения самостоятельно и приводит к инфантильности (детскости).

Бороться с последствиями гиперопеки можно, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Если же у ребенка есть трудности в общении, дома можно устраивать ролевые игры с его участием, а также моделировать и обыгрывать с ней различные жизненные ситуации. Не стоит пренебрегать и помощью детского психолога .

Какую линию воспитания выбрать?

Проблемы воспитания детей в семье — это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Рождаясь в семье, это вопрос занимает умы ученых — педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? А дети продолжают теряться в догадках — как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и что же ждать в следующий момент от этих непонятных взрослых? Посмотрим, чем могут помочь в решении подобных проблем достижения науки. В педагогике принято выделять четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.

Диктат — это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие у ребенка сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству. Или итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на грунт ранимой, неустойчивой личности ребенка. Гиперопека — это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем — формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентрическая, требовательная личность, приспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций в ребенке. Дерганый с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает чувствовать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот, что при переходе к подростковому возрасту, ребенок испытывает потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярких проявлений эмансипации, и протестного поведения.

Невмешательство — это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, которые опираются на этот стиль воспитания, считают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, способствует накоплению опыта. Делая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребенке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Недоласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя очень одиноким, недоверчивым, часто излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все пытается сделать сам.

Сотрудничество — это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение семьи общими целями и задачами, общей деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка в воспитании в данном случае — слово «мы». Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Елизавета Склярова
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?»

В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка?

Гиперактивность обычно включает в себя склонность быстро отвлекаться, находиться в постоянном беспокойном состоянии, в неспособности долго концентрировать свое внимание.

В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный , действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы . В возникновении гиперактивности , по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Симптомы гиперактивности почти в четыре раза чаще проявляются у мальчиков, чем у девочек. Такие дети зачастую бывают одаренными и яркими. Их интеллект развит сильнее, чем у сверстников, но природная импульсивность и неусидчивость очень мешают раскрытию возможностей.

Как же помочь гиперактивному ребенку?

Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка. Как правило врачи назначают успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге препараты. Однако помогают они не всегда, чаще снимают симптомы на период приема таблеток.

В идеале лечение ребенка должно быть комплексным и включать наблюдение у психолога, невролога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими детьми трудно наладить контакт. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов

Признаки гиперактивного ребенка:

- У него часто меняется настроение.

Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

Обидчив, но не злопамятен.

Может решительно отказаться от еды, которую не любит.

Часто отвлекается на занятиях.

Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.

Может нагрубить родителям.

Временами кажется, что он переполнен энергией.

Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть мягким, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные эмоции.

- Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения.

- Избегайте слов «нет», «нельзя», «прекрати».

- Следите за своей речью, старайтесь говорить медленно спокойным голосом.

- Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

- Играйте с ребенком в подвижные игры, заинтересуйте занятием спортом . Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Показаны такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

- Используйте эмоциональные воздействия, содержащиеся в голосе, мимике, жестах. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит. Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми и понятными, предусматривать определенное время на их выполнение.

- Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому». В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями - с другой.

Не опускайте руки! Любите вашего норовистого ребенка. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Уважаемые родители, помните, гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер.

Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, одобрение. Обычно по мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

Кстате, часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.

Помните, что несмотря ни на что вы любите своего ребенка. Просто ему нужно уделять больше внимания, необходим творческий подход в воспитании и обучении.

Публикации по теме:

«Как помочь ребенку в приготовлении уроков». Консультация для родителей 1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. - Рабочее место должно быть достаточно освещено. - Источник света должен.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в развитии?» Давайте своему ребенку возможность проявлять смекалку и сообразительность, Игрушки и игры должны нести познавательную нагрузку, а для детей.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок: особенности взаимодействия» «Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. Приставка «Гипер» - указывает на превышение нормы. ребенок очень подвижен,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду? Вы ещё только встали, а малыш уже твёрдо заявил, что сегодня он в садик не пойдёт! Вы.