КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Гиперактивный ребёнок».

Иванова Светлана Валерьевна

Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребенок слишком подвижен, непоседлив и плохо себя ведет, его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и не способен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности (двигательной расторможенности) . Начало заболевания начинается младенчестве или в возрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.

Причины.

В возникновении гиперактивности, по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности, таких как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы. Неблагоприятные роды. Патология родов. Инфекция и токсикация первых лет жизни ребенка.

Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

Обязательными должны быть:

Утренняя зарядка, подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, лучше вечером также играть в активные игры.

Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Показаны такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть мягким, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

Полезные советы родителям гиперактивных детей, предложенных доктором Д. Реншоу.

1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.

2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном.

Чувство гнева и возмущения - это нормальное явление, но оно поддаётся контролюисовсем не означает, что вы не любите своего ребёнка.

3.Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укpeпляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.

Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.

4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: «Нет», «Прекрати», «Нельзя».

5. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому».

6. Предлагайте ребёнку очень чёткое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора, для занятий, работы по дому и отхода ко сну. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, так как ребёнок всё равно будет его нарушать. Постепенно такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретёт уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.

7. Учите ребёнка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять их так, как надо.

Для закрепления различных навыков и умений ребёнку с повышенной активностью требуется больше времени, чем здоровым детям. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение снова и снова.

8. Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничего его не отвлекает. Простота, ясные, спокойные цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание. Ребёнок, у которого повышена активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.

9. Предлагайте ребёнку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну-единственную игрушку; прежде чем он займётся раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее; когда ребёнок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.

10. Определите для ребёнка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Советую отмечать и хвалить усилия ребёнка, даже если результаты далеки от совершенства.

11. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в «священную рощу» - его комнату.

12. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

13. Старайтесь не проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся улучшению и управлению.

14. Помните названия и дозы лекарств, которые выписаны ребёнку. Давайте их регулярно. Следите за их воздействием на ребёнка и сообщайте об этом лечащему врачу.

Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.

Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…

Улучшение состояния ребенка с гиперактивностью зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.

Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.

2. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т. е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки) . После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму) , то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную задачу.

3. Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?

Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры) . Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.

Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т. к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению) .

4. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Очень часто подобный "ярлык" вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим "диагнозом" - гиперактивность.

Большинство специалистов-психологов выделяют следующие признаки гиперактивности:

  1. Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
  2. Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая "сухая" истерика - только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
  3. Ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
  4. Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его.
  5. Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно ему интересно.
  6. Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь посреди сна.
  7. У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
  8. Основная жалоба родителей таких детей - это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
  9. Гиперактивный ребенок часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
  10. Для гиперактивного ребенка характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная) и импульсивность.

Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей.

Одни пытаются жесткими мерами бороться с "непослушанием" ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов.

Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.

Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).

Однако во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия мало эффективны.

Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:

  1. Недостаток эмоционального внимания, подменяемого физиологическим уходом.
  2. Недостаток твердости и контроля воспитания.
  3. Неумение воспитать навыки управления гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком.

Что же делать?

  1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
  2. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к настроению взрослого.
  3. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных действий.
  4. Соблюдение дома четкого распорядка дня - еще одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
  5. И прием пищи, и прогулки, и выполнения домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное для ребенка время.
  6. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
  7. По-возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере, и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению.
  8. Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
  9. Родителям гиперактивных детей необходимо, в первую очередь, сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить напряжение и дать ребенку возможность реализовать его потребности.

Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен хороший эмоциональный контакт.

Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.

Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать двигательную активность.

Ну и самое главное - гиперактивным детям особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков. Любят, просто потому, что Он есть в их жизни.

Почаще говорите об этом своим детям!

Казалось бы, все дети всегда полны энергии, им всегда нужно вставать в самую рань и куда-то бежать, что-то делать, оставляя взрослых завидовать их беззаботности и прыткости. Но в некоторых случаях чересчур гиперактивный ребенок вызывает больше волнения, чем одобрения. Родители невольно начинают задаваться вопросом, нормально ли это и что делать, если ребенок слишком гиперактивный. Вызвана ли эта гиперактивность избытком сахара от съеденных сладостей или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

Симптомы гиперактивности ребенка

Для начала нужно понять, какие симптомы демонстрирует гиперактивный ребенок. Это в первую очередь:

  • повышенная подвижность,
  • неусидчивость,
  • невозможность сконцентрироваться,
  • дефицит внимания
  • и импульсивность.

В самом раннем возрасте гиперактивность проявляется в:

  • постоянном ерзании,
  • проблемах со сном,
  • беспокойности,
  • постоянном возбуждении
  • и излишней чувствительности к внешним раздражителям вроде слишком яркого света или слишком громкого шума.

Однако по поведению младенца еще рано ставить диагноз «гиперактивность». Начать отмечать симптомы и знаки гиперактивный растет ребенок или нет можно лет с 3-4.

По-настоящему гиперактивный ребенок не может долго сосредоточиться на чем-то одном, например, не может терпеливо дослушать сказку до конца или не может, как многие дети, долго играть сам по себе в тихие и спокойные игры, требующие усидчивости. Они беспокойны, неаккуратны и часто довольно неуклюжи и эмоциональны.

Гиперактивный ребенок в школе

До поры до времени может казаться, что это не так критично, в конце концов в наш компьютерный век даже взрослые начинают страдать дефицитом внимания и постоянно отвлекаются. Однако, чем старше ребенок, тем больше проблем может возникнуть. Особенно явственно синдром проявляется с поступлением в школу. Учебные заведения, даже в младших классах, требуют дисциплины и послушания. Тем временем ребенок с СДВГ не может сосредоточиться на заданиях, отвлекает других учеников, нарушает порядок и откровенно скучает на уроках. Учитель, у которого в классе есть гиперактивный ребенок, часто не знает, что с ним делать и просто-напросто ограничивается замечаниями и записями в дневнике. Плохая успеваемость вовсе не означает, что у ребенка какие-то проблемы с интеллектуальным развитием, напротив, доказано, что у детей с СДВГ весьма неплохие показатели, но синдром, к сожалению, мешает им проявить себя в полной мере.

Консультация для родителей гиперактивного ребенка

Так что же делать родителям? Во-первых, не нужно ставить своему шустрому ребенку диагноз самостоятельно, опираясь на прочитанную в интернете информацию. Нужно своевременно обратиться к специалистам, в частности к неврологу, психологу или терапевту, чтобы понять, гиперактивный ли растет ребенок, страдает ли он СДВГ или на него влияют какие-то другие факторы. Консультация для родителей в любом случае необходима, чтобы найти правильный подход к ребенку и не усугубить его ситуацию.

Нужно понимать, что ребенок с синдромом гиперактивности требует несколько иного обращения. Не надо повышать голос или кричать на ребенка из-за плохой успеваемости или рассеянности, не надо сравнивать его с другими, более успешными в этих делах, детьми. Гиперактивные дети понимают, что они немного отличаются и часто страдают от низкой самооценки в результате. Перед ними нужно ставить определенные и четко сформулированные задачи, не больше одной за раз. Не стоит вываливать кучей все задания на день и просить сделать то, поэтом это, потом еще вот это. Для человека с дефицитом внимания трудно все это переварить и выполнить сразу, лучше те же задания давать последовательно, одним за другим, по мере выполнения. Также рекомендуются занятия спортом. Конечно, все это должно подкрепляться помощью специалистов, пытаться вылечить ребенка самостоятельно довольно трудно и рискованно.

Алина Евдокимова
Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку»

Консультация для родителей

«Как »

Цель :

1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности .

2. Познакомить родителей с недостатками в развитии психических функций у ребенка с СДВГ .

3. Познакомить с приемами, компенсирующими нарушения психических функций.

Задачи :

1. Развивать представления родителей о признаках СДВГ .

2. Показать значимость медицинского аспекта проблемы.

3. Развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, выработать новые навыки взаимодействия с ребенком .

Здравствуйте, уважаемые родители ! Сегодня у нас консультации на тему : «Как помочь гиперактивному ребенку » . В первую очередь нам с вами надо поприветствовать друг друга. Дружно все встанем.

Приветствие.

Скажем «Зравствуйте!» руками

Скажем глазами

Скажем мы ртом

Станет весело кругом. (улыбнулись)

Обнимем соседа справа, соседа слева.

Спасибо, присаживайтесь!

Давайте разберем, что же такое гиперактивность детей ?

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ » проявляется у детей не свойственной для нормального развития

импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью,

невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете, не способны завершить выполнение поставленной задачи.

Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается

повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ

характеризуется цикличностью. Состояние утомления сопровождается

беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

Необычность поведения таких детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности. Причиной является специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушениями в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни, так и психосоциальными факторами.

Таким образом, причины, вызывающие гиперактивность , носят биологический, генетический, социально-психологический характер.

О наличии СДВГ можно говорить, если в поведении ребенка есть следующие проявления :

1. Дефицит внимания :

Снижено избирательное внимание, не способен надолго

сосредоточиться на предмете, деталях, делает ошибки по небрежности;

Не может сохранять внимание : ребенок не выполняет задания до

конца, не собран при решении каких-то задач;

Не выполняет прямые инструкции;

Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто

переключается с одного занятия на другое;

Избегает или не любит задач, требующих длительного умственного

напряжения;

Легко отвлекается посторонним шумом;

У таких детей повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

2. Гиперактивность и импульсивность :

При волнении интенсивно двигает руками или ногами, ерзает на стуле;

Не может долгое время находится в одном положении;

Ребенок резко срывается с места, чрезмерно подвижен, больше бегает,

чем ходит;

Ему трудно участвовать в тихих действиях досуга;

Не способен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д. ;

Вмешивается в разговор или деятельность других;

Выкрикивает с места; сильно шумит во время занятий.

Часто родители гиперактивного ребенка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда просто не знают, что делать в той или иной ситуации.

Родители должны понимать , что не типичность поведения ребенка является следствием нарушения деятельности нервной системы. И поэтому

многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а еще более осложнят ситуацию.

В качестве основных методов и воспитания ребенка с СДВГ психологи

предлагают поддержку и вознаграждение, так как к негативным методам

воздействия (ругань, одергивание) дети с СДВГ невосприимчивы. Физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблему.

Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным , позитивным,

поддерживающим. Тактика вседозволенности недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами. Главное правило для родителей – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок невиноват в этом . Родители могут

использовать приемы, компенсирующие нарушения психических функций у

гиперактивных детей . Это поглаживание, массаж, релаксационные и

психогимнастические упражнения, пальчиковые игры.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать

следующие приемы и технологии :

1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций,

визуализаций.

2. Обучение самомассажу.

3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4. Игры для развития тактильного взаимодействия.

5. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

6. Работу с глиной, водой, песком

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели» .

Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте

даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети

игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком

должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен

чувствовать вашу помощь и поддержку . Совместно решайте возникшие

трудности.

3. Чаще говорите «да» , избегайте слов «нет» и «нельзя» .

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять

ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно

каждый хороший поступок отмечать звездочкой, поощрять игрушкой,

сладостями, поездкой).

6. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к

ребенку . Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его

способностям.

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть

указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся

его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь

придирчивы.

8. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше

внимание. Проводите с ним больше времени : играйте, учите, как

правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных

местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры,

прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.

Награждайте ребенка за его соблюдение .

10. Оберегайте ребенка от переутомления , поскольку оно приводит к

снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не

позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

11. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался . Недостаток сна ведет к еще

большему ухудшению внимания и самоконтроля.

12. Развивайте у ребенка осознанное торможение, учите контролировать

себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

13. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка .

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

«Гиперактивный

ребёнок»

Разработали:

педагог-психолог

О.В.Калеева

учитель-логопед

Н.С. Шамова

п.Светлый, 2016г.

Цель: Сформировать понятие о признаках гиперактивности ребёнка и её причинах.

Задачи:

    раскрыть причины гиперактивности ребёнка;

    рассказать о правилах общения с таким ребёнком;

    дать советы по обучению и воспитанию таких детей;

    побудить родителей понимать и принимать в коллективе таких детей;

    показать необходимость воспитания толерантного отношения к таким детям со стороны других;

    способствовать формированию сплочённого родительского коллектива.

Гиперактивность - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.

Для таких детей характерны: агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект. Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве.

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностируется он с началом учебной деятельности.

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Пики проявления:

1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет.

Потом активность идет на спад.

В большинстве случаев, если у ребенка присутствует только гиперактивность (подвижность, импульсивность) , скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

Как же помочь гиперактивному ребёнку?

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление , то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать.

Не требуйте сильно аккуратности.

Инструкции должны быть четкими и краткими, не более 10 слов.

Работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Используйте тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

Оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Учите анализировать и оценивать поступки других, книги, себя.

Гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Избегайте утомления.

Ограничьте их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Партнер гиперактивного ребенка должен быть уравновешенными и спокойными.

Признаки гиперактивности:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость-невнимательность.

Наблюдение за ребенком должно проводиться в течение длительного времени (6 месяцев). Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.

Литература:

    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

    Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. - М. : Флинта: МПСИ, 2009. - 152 с.