Консалтинговый; совещательный, экспертизный, консультативный, экспертный Словарь русских синонимов. консультационный прил., кол во синонимов: 5 консалтинговый (2) … Словарь синонимов

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ, консультационная, консультационное (спец.). прил. к консультация. Консультационное бюро. Консультационная плата. Консультационное совещание. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНСУЛЬТА ИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Консультационный, консультационная, консультационное, консультационные, консультационного, консультационной, консультационного, консультационных, консультационному, консультационной, консультационному, консультационным, консультационный,… … Формы слов

консультационный - консультаци онный … Русский орфографический словарь

консультационный - … Орфографический словарь русского языка

консультационный - Syn: консалтинговый … Тезаурус русской деловой лексики

консультационный - см. консультация; ая, ое. К ое совещание. К ое бюро. К ая помощь … Словарь многих выражений

консультационный - консульт/аци/онн/ый … Морфемно-орфографический словарь

В экспертных системах интерактивный режим эксплуатации базы знаний, при котором пользователь продвигается к решению задачи. См. также: Экспертные системы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Методы развития организаций. Организации: природа (цели, стадии развития, патологии). Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Управленческое консу , А. И. Пригожин. Настоящее издание первая на территории бывшего СССР книга, в систематическом виде описывающая многолетний опыт работы консультанта по управлению в специфических российских условиях. Главное…
  • Методы развития организаций , Пригожин А.. Организации: природа. Цели. Стадии развития. Патологии. Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Методы решений управленческих задач.…
  • Методы развития организаций. Организации: природа (цели, стадии развития, патологии). Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Управленческое консультирование нововведений , Пригожин А.И.. Настоящее издание - первая на территории бывшего СССР книга, в систематическом виде описывающая многолетний опыт работы консультанта по управлению в специфических российских условиях. Главное…

Консультация (лат. consultatio - совещание) - совет, даваемый специалистом (Советский энциклопедический словарь, 1989). Отсюда консультация, или consultation (англ.), - некоторый информационный продукт, получаемый в результате некоего процесса, который называется консультированием От того же термина произошло английское понятие "consult" - советоваться, консультироваться. Консультация также обозначает место, где происходит консультирование, например юридическая консультация, женская консультация и т. п.

Понятие "консалтинг" (англ. consulting) - буквально консультирование, консультирующий - произошло также от термина "consultatio" - совещание.

Таким образом, понятия "консультирование" и "консалтинг" идентичны, а слово "консалтинг" пришло к нам в 90-е гг. прошлого века из-за границы во время перехода страны на рыночные механизмы экономики, кстати, вместе с другими понятиями, например "менеджмент" (управление, заведование, правление, дирекция, администрация). В это время в отечественной литературе начинается применение этих понятий в разных вариациях без понимания сущности предмета.

Так, определение "Консультация - услуга, оказанная независимым лицом определенной квалификации в севере исследования и разрешения проблем заинтересованной организации", по сути, неверное, так как консультация является не услугой, а результатом выполнения консультационной услуги, т. е. информационным продуктом. Услугой в данном случае будет действие - процесс консультирования.

Напоминание:

Услуга - действие, совершенное одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица, или деятельность (Википедия).

Понятию "услуга" можно дать следующие характеристики:

  • а) результат деятельности или процессов;
  • б) конкретный результат материального или духовного производства, обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и свойствами, ради которых он приобретается и потребляется;
  • в) комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения нужд покупателей.

Уточним понятие "консультационная услуга", под которым следует понимать вид товара (обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и свойствами, ради которых он приобретается и потребляется), созданный в результате целесообразной деятельности, цель приобретения которого выражается полезным эффектом, удовлетворяющим потребности в информации.

В настоящее время многие авторы используют понятие "информационное консультирование", или "информационный консалтинг", даже в названия учебных дисциплин вставляются эти термины, хотя, по существу, это не совсем правильные выражения. Любое консультирование является информационным, так как при его осуществлении передается информация (некие знания), и практически неинформационного консультирования или не1шформационного консалтинга просто не существует. То же можно сказать и об информационном менеджменте. Если необходимо подчеркнуть направление консультирования, например информационное, то лучше было говорить о консультировании в информационной области.

Некоторые авторы представляют принципиальную разницу между консультированием и консалтингом Так, по их мнению, консультирование - это обучение и помощь советами, а консалтинг - помощь в решении проблем заказчика. То есть консалтинг выступает как комплексная услуга по проведению диагностики и лечения бизнеса. Это надуманное определение, так как в процессе консультирования могут присутствовать элементы в виде рекомендаций и советов, предложенных заказчику, а также элементы в виде комплексных услуг по проведению диагностики и непосредственного вмешательства в суть управления предприятием или хозяйством. К тому же в английском языке нет русского понятия "консультирование", а следовательно, там не может быть такого разделения понятий.

Таким образом, для более четкого понимания существа проблемы и введения единообразия имеет смысл в отечественной литературе по теории и практике консультирования остановиться только на понятии "консультирование" и не использовать понятие "консалтинг". В дальнейшем в данном учебнике будет использоваться только понятие "консультирование".

Учитывая, что многие реально существующие фирмы имеют в своем названии прилагательное "консалтинговые", будем считать, что в их деятельность входит оказание услуг по широкому спектру консультирования.

В связи с вышесказанным отсутствует однозначное определение понятия "консультирование". Дадим несколько определений из справочной, специальной и учебной литературы этому понятию, которые с различных позиций характеризуют деятельность по консультированию и раскрывают сущность этого процесса.

Консультирование - деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической и экономической деятельности.

Консультирование - деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др.).

Консультирование-деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей.

Консультирование - консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Услуги по исследованию и прогнозированию рынка.

Консультирование - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом специфики данной отрасли и проблем клиента.

Консультирование - термин, используемый в современной практике для обозначения деятельности, направленной на выявление и разработку предложений и программ с целью рационализации и оптимизации функционирования предприятия, помощи руководящему составу и управленцам в процессе принятия грамотных решений.

Консультирование - высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализирующимися в определенной области.

Консультирование - разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Консультирование - определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения.

Консультирование-эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта.

Консультирование-профессиональная помощь руководителям, предпринимателям, специалистам в решении сложных нестандартных проблем.

Консультирование - профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

Консультирование - обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы

Консультирование - сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента.

Консультирование-помощь в решении проблем заказчика (клиента) на основе экспертного опыта консультанта. Обычно оно осуществляется с опорой на формализованные модели: схемы бизнес-процессов, модели деятельности организации, взаимодействия менеджеров и т. д.

Консультирование - это деятельность специалиста или целой фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к информационной системе, созданием системного проекта, иногда - проектированием приложений.

В широком понимании консультирование (консалтинг) как социальное и экономическое явление, ставящее своей целью решение разнообразных задач и предоставление интеллектуальной помощи в самых разнообразных сферах жизнедеятельности общества, существует столь же давно, как и само человечество, а родоначальником профессии консультант стал великий Конфуций.

В этом плане глубоко справедливо замечание Питера Блока: "Вы занимаетесь консультированием каждый раз, когда пытаетесь изменить или улучшить ситуацию, но непосредственно не руководите выполнением... Большинство штатных работников, в сущности, являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют".

Обобщая все вышесказанное, сформулируем определение для понятия "консультирование":

Определение >

Консультирование - это согласованный процесс передачи необходимых и востребованных знаний (информации) в определенной предметной области от консультанта клиенту (физическому или юридическому лицу) с целью решения задач клиента (экономических, финансовых, социальных, юридически-правовых, организационных, производственных, технических, технологических и др.).

Консультант-работник, специалист (индивидуально или в коллективе фирмы), осуществляющий процесс консультирования.

Основная цель консультирования заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Консультирование происходит в порядке оказания услуги, а именно информационной услуги, которая определяется: как подготовка, получение и предоставление в распоряжение пользователя некоторого информационного ресурса.

Понятие информационной услуги можно сформулировать следующим образом:

Определение >

Информационная услуга - удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса заявки пользователя на подготовку и получение в согласованных условиях некоторого информационного ресурса определенной тематической направленности, заданного вида и конечного объема.

Отметим некоторые особенности оказания информационных услуг, которые выражаются в качестве и количестве выполненных работ по информационному обслуживанию, и дадим соответствующие определения:

Определение >

Полная услуга - удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса всех заявленных характеристик и условий заявки пользователя по запрашиваемому информационному ресурсу.

Частичная услуга - удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса только части заявленных характеристик и условий заявки пользователя по запрашиваемому информационному ресурсу.

Нереализованная услуга - неудовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса ни одной из заявленных характеристик и условий заявки пользователя по запрашиваемому информационному ресурсу.

В виде коммерческой сделки оказание услуг представляет собой действия, производимые исполнителем по распоряжению заказчика в процессе трудовой деятельности, относящейся к сфере услуг.

Существует множество определений консультационных услуг, например:

Консультационные услуги (консалтинговые услуги) - это предпринимательская деятельность в непроизводственной сфере по предоставлению потребителям (клиентам) услуг не овеществленного характера в виде советов, рекомендаций и экспертиз в различных сферах деятельности.

Консультационные услуги - это услуги специалиста или группы специалистов в какой-либо области, дающих советы по вопросам своей специальности. Многие компании прибегают к услугам консультативных организаций, привлекают их (для решения конкретной задачи и на определенный срок) на основе примеров договора оказания консультационных услуг, поскольку считают это более результативным и экономически выгодным.

Учитывая вышесказанное, сформулируем более четкое определение для понятия "консультационная услуга":

Определение >

Консультационная услуга - это удовлетворение со стороны консультанта или консультирующей фирмы заявки клиента (физического или юридического лица) на подготовку и получение в согласованных условиях некоторого информационного ресурса определенной тематической направленности, заданного вида и конечного объема с целью решения задач клиента.

Уникальность консультационных услуг как информационных услуг предопределяет специфику рыночных отношений. Перечень предлагаемого на рынке такого товара определяется объемом, предметной ориентацией в сфере его использования и некоторыми специфическими свойствами консультационных услуг. Среди последних:

  • 1. Свойство неосязаемости - консультационную услугу невозможно осязать, пробовать на вкус, видеть, т. е. изучить до покупки.
  • 2. Консультационная услуга неотделима от источника - человека, который ее предлагает. Таким образом, консультант является составной частью консультационной услуги.
  • 3. Консультационная услуга в полном объеме не может быть подготовлена заранее, а следовательно, не может быть сохранена для последующей реализации.
  • 4. При исполнении консультационной услуги проявляется свойство непостоянства качества обслуживания, которое зависит от квалификации консультанта, опыта работы в данной отрасли знания, взаимоотношений между консультантом и клиентом, методов, используемых консультантом, его компетентности, от физического состояния и других факторов. Качество услуги определяется не в момент производства, а в момент потребления.
  • 5. В консультационной услуге специфически проявляются известные законы повышения потребности, непрерывного роста эффективности, оплаты труда по количеству и качеству. Консультационная услуга -одновременный процесс производства и потребления. Она характеризуется тесным контактом с потребителем, высокой трудоемкостью, которую выполняют как производитель, так и потребитель этой услуги. Для консультационной услуги деятельность оценивается только после ее выполнения.
  • 6. С одной стороны, консультационная услуга - это нематериальное благо, поступающее в личное потребление, предполагающее расширение особых форм богатства населения - образовательного, культурного, духовного потенциалов, здоровья населения. С другой стороны, полезный эффект этой отрасли проявляется в материальном производстве, но через известный промежуток времени и не всегда точно предопределен заранее. В сфере материального производства результатом труда консультанта является предоставление рекомендации на бумажном, электронном и других носителях.
  • 7. Консультирование является специфической отраслью бизнеса. При этом подчеркивается товарно-денежный характер продаваемых услуг, их способность быть предметом купли-продажи, иметь потребительную стоимость и стоимость. Объем предоставленных консультационных услуг выражается в количестве времени, затраченного на осуществление процесса консультирования (например, затраченном на обслуживание одного клиента, - консультанто-день, консультанто-час или консультанте"-не дел я), и зависит от трудности поставленной клиентом задачи и интеллектуальных способностей консультанта и клиента.
  • 8. Продуктом консультирования является особое знание - информация, приобретаемая покупателем. Эта информация весьма сложна и часто принадлежит не к одной предметной области, а к нескольким сразу. Например, смежными с консультированием в области управления являются такие виды услуг: внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные услуги, рекрутинговые услуги, юридические услуги, информационное обслуживание, инжиниринговые услуги, консультирование в проектно-инвестиционной области. Граница между этими областями достаточно размыта, и порой трудно установить, где заканчиваются консультационные услуги в области управления и начинаются, например, образовательные или юридические услуги. Именно в силу такой неопределенности с границами отраслевого консультирования любые данные о численности занятых в нем специалистов, стоимости произведенных услуг и т. д. надо воспринимать с определенной долей условности.
  • 9. Консультационная услуга является товаром, свойства которого соотносятся с моралью, законами, нормами, общепринятыми правилами в обществе. В результате этих свойств консультант ссылается на компетентные источники. Например, консультант в области юриспруденции осуществляет согласование и взаимопонимание с клиентом через ссылку на нормативы и законы, устанавливаемые государством, или на диплом о юридическом образовании. В консультационной услуге отражается также разнообразие условий деловой деятельности, с которыми работает консультант: различие в личных качествах клиентов и консультантов, множество концептуальных подходов и методов вмешательства, разрабатываемых консультантом.
  • 10. Особенностью консультационной услуги является то, что консультант создает модель решения задачи клиента и потом продает эту модель в виде товара, передавая его руководству и менеджерам, за что они и получают высокую плату. Таким образом, возникает новый тип рыночной среды, где консультанты и клиенты способны осуществлять полный комплекс операций по продаже и покупке консультационных продуктов, выступающих не в материально-вещественной форме, а в виде образов, в том числе генерируемых самой средой.
  • 11. Еще одна особенность консультационных услуг - высокая плата консультационным компаниям за услуги. Это плата за ускорение научно-технического прогресса, за возможность правильно ориентироваться в усложняющемся мире. Консультационная услуга - средство применения новых управленческих технологий, методов ведения бизнеса, надежный способ быстро освоиться в малознакомых или быстро меняющихся условиях. Сокращение числа проблем на предприятии - нормализация ситуации. И происходит это за счет новых знаний: знания внешней среды рынков, чужого опыта. Именно это знание в практику управления привносят консультанты.
  • 12. Консультирование неотделимо от перманентного обучения. С одной стороны, консультирование - искусство работы с клиентом, искусство увидеть проблему, когда она не видна клиенту, искусство находить нужную информацию, правильно интерпретировать результаты анализа, оставаться независимым экспертом ит. д.С другой стороны, консультирование - это наука, поскольку консультант:
    • - при определении проблемы опирается на глубокие специальные знания и способность мыслить логично;
    • - находит нужную информацию, обладая широким крутом знаний системной природы той области, в которой он специализируется;
    • - умеет правильно интерпретировать результаты анализа, поскольку владеет значительным арсеналом аналитических методов и технологий.

Подготовка такого специалиста (профессионала) в стенах учебного заведения практически невозможна. Профессиональный консультант учится всю жизнь и учится у жизни. Поэтому консультирование является своеобразным ремеслом, и, как и в других видах ремесел, успеха добивается тот, кто более талантлив, образован и у кого больше опыта.

При предоставлении услуги заключается устный или чаще всего письменный договор - соглашение между двумя сторонами - предоставляющей и использующей услугу.

Консультационные услуги, как и всякий товар, производятся для того, чтобы быть проданными. С экономической точки зрения консультирование является процессом выработки интеллектуального продукта, в покупке которого должен быть заинтересован потребитель. Поэтому осознание необходимости привлечения интеллектуального капитала в качестве одного из направлений затрат, заключение договора оказания консультационных услуг требуют определенного уровня цивилизованности экономики.

Консультационные услуги оказываются, как правило, консультантами и консультационными фирмами в устной и письменной форме. В последнее время все большее распространение получает электронная форма предоставления услуг (по интернету, e-mail и т. п.).

Предоставляемые консультационной компанией услуги могут принимать следующие основные формы:

  • 1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности клиента, анализ инвестиционных проектов, исследования деятельности конкурентов, рынков сбыта, движения цен и т. д.).
  • 2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик составление прогнозов по указанным выше направлениям).
  • 3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности клиента, так и рынка в целом.
  • 4. Ревизия деятельности клиента.
  • 5. Участие в деятельности клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т. д.).

Консультационный пункт "КРОХА"

На базе МДОУ "Детский сад №151" открыт БЕСПЛАТНЫЙ консультационный пункт психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста (от 2 месяцев до 8 лет), не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители - образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые - их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых - родите­лей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Одна из эффективных нетра­диционных форм работы с родителями - консультационный пункт

Цели консультационного пункта обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому, поддержка всестороннего развития личности.

Задачи консультационного пункта

Оказание всесторонней помощи детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста.

Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Консультационный пункт предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном пункте – это родители, дети которых не посещают ДОУ.

Принципы организации работы консультационного пункта:

  • принцип конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;
  • принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
  • принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;
  • принцип доступности: все информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.

Организация деятельности консультационного пункта

- Консультативный пункт на базе ДОУ открывается на основании приказа заведующего образовательным учреждением при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов.

- Консультативный пункт работает согласно графику работы, утвержденному приказом руководителя.
- Непосредственную работу с родителями (законными представителями), детьми, не посещающими ДОУ, осуществляют специалисты консультативного пункта ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели в соответствии со штатным расписанием).

- Режим работы специалистов консультативного пункта определяется заведующим самостоятельно, исходя из режима работы ДОУ.

- Периодичность групповых занятий с родителями 1 раз в месяц, периодичность индивидуальных занятий определяется потребностью родителей (или законных представителей).

- Примерная тематика подгрупповых занятий определяется специалистами детского сада, но может меняться в соответствии с запросами родителей.

Продолжительность занятия с детьми определяется возрастными и индивидуальными особенностями, но не более 20 минут. Консультирование родителей до 30 минут.

Руководство консультационным пунктом

Общее руководство консультационным пунктом Учреждения осуществляет заведующая учреждением.

Заведующий Учреждением:

Обеспечивает создание условий для проведения с детьми и родителями консультативной работы.

Деятельность консультационного пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению директора департамента образования и заведующего Учреждением.

Основное содержание деятельности консультационного пункта

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Количество специалистов, привлеченных к работе в консультативном пункте, определяется штатным расписанием ДОУ.

В консультативном пункте организуются лектории, консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами ДОУ.

За получение консультативных услуг плата с родителей (законных представителей) не взимается.

В рамках функционирования нашего консультационного пункта осуществляются следующие направления деятельности:

- консультативно-правовое;

- психолого-педагогическое;

- художественно-эстетическое;

- физкультурно-оздоровительное;

Формы работы:

(индивидуальные, подгрупповые, групповые)

- круглые столы;

- консультации;

- мастер – классы;

- тренинги с родителями;

- занятия и игры с детьми;

- совместные праздники развлечения.

МДОУ «Детский сад № 151» объявляет набор детей 1,5- 3 лет, не получивших место в детском саду, в консультационный пункт «Кроха».

Вам предлагается:

Бесплатная консультационная помощь специалистов детского сада (логопед, психолог, медицинский работник и др.)

Бесплатные занятия с детьми специалистами детского сада (рисование, физкультурные, музыкальные, логопедические занятия) – 2 раз в месяц. Родитель присутствует с ребёнком.

Новогодний праздник

Посещение занятий поможет Вашему ребёнку быстрее адаптироватьсяк детскому саду. По всем вопросам обращаться к заведующему.

Режим работы консультационного пункта:

16.30-17.30

Информацию можно узнать по телефону 24 – 63 – 42

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МДОУ «Детский сад № 151» _________________ Ю.С. Кирюшина

Приказ от 01.09.2019 г. №

План

работы консультационного пункта на 2019-2020 учебный год

в МДОУ «Детский сад № 151»

Тема консультации

(укажите название)

Форма проведения (тренинг, экскурсия, семинар, круглый стол и др.)

Время проведения

Специалисты

(старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог и др., укажите)

Формирование списков семей посещающих Консультативный пункт «Кроха»

Утверждение плана работы консультативного пункта на 2019 – 2020 учебный год, графика работы специалистов

Знакомство с детским учреждением родителями и детьми «Наш детский сад».

«Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад»

Сбор информации о семьях, дети из которых не посещают ДОУ, заполнение заявлений.

Экскурсия по детскому саду для родителей и детей.

Консультация

Сентябрь 2019

01.09.- 20.09

24 Сентября 2019

Заведующий,

Старший воспитатель

Старший воспитатель,

Воспитатель

1 младшей группы

Что такое для ребёнка ИГРА?

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Групповая консультация

8 Октябрь 2019

21 Октября 2019

Воспитатель

1 младшей группы

Педагог-психолог

«Музыка в жизни ребёнка»

Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет.

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Консультация

Семинар-практикум

(занятие с детьми).

5 ноября 2019

19 ноября 2019

Музыкальный руководитель

Воспитатель

1 младшей группы

«Развиваем пальчики, улучшаем речь»

Как научить ребенка одеваться?

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

3 декабрь 2019

16 декабрь 2019

Учитель-логопед

Воспитатель

1 младшей группы

Новогодняя ёлка.

Развиваем ребёнка играя

Совместное развлечение для детей и родителей

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

9 Января 2020

20 Января 2020

Музыкальный

руководитель.

Педагог-психолог

В мире звуков

Развитие сенсорных способностей детей в семье

Консультация

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Групповая консультация (занятие с детьми)

4 Февраля 2020

18 Февраля 2020

Учитель-логопед

Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Юридическая консультация создается в форме учреждения и является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Собственником имущества юридической консультации является адвокатская палата, в соответствии со статьей 296 ГК РФ это имущество закрепляется за юридической консультацией на праве оперативного управления. В соответствии со статьей 298 ГК РФ юридическая консультация не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете.

Юридическая консультация отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам юридической консультации несет адвокатская палата. В отдаленных районах субъектов РФ отсутствуют адвокатские образования, а население этих районов лишено не только квалифицированной юридической помощи. Для того, чтобы решить эту проблему, Закон предоставил право адвокатской палате по представлению органов государственной власти соответствующего субъекта РФ учреждать в таких местностях юридические консультации.

Юридические консультации создаются исходя из административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, президиум палаты принимает решение о создании юридической консультации или о прекращении ее деятельности. Он же назначает руководителя юридической консультации, который действует на основании доверенности.

В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата учреждает юридическую консультацию, по представлению соответствующего государственного органа.

В юридических консультациях традиционно действуют различные формы деловой взаимопомощи при осуществлении своих профессиональных функций. Это и консультации друг с другом, и обмен опытом работы, совместное участие адвокатов в групповых процессах, предварительное или последующее обсуждение правовой позиции по тому или иному вопросу (однако здесь нельзя забывать о сохранении адвокатской тайны), решение проблемы коллизионной защиты, если таковая возникает по делу и т. п.

Проверки качества работы адвокатов заслушиваются на собраниях в юридических консультациях. На производственных совещаниях адвокаты обсуждают наиболее важные для них вопросы: новое законодательство, спорные вопросы законодательства, правовые и процессуальные позиции по сложным уголовным, гражданским делам и др. Вместе с тем эта форма имеет факультативный характер и предназначена для решения проблемы правовой защиты граждан в удаленных и труднодоступных местностях, что предопределяет особый порядок учреждения, связанный не столько с волеизъявлением адвокатов, сколько с просьбой государства, и особый порядок финансирования деятельности юридических консультаций, также связанный не с адвокатской деятельностью как таковой, а с выделением соответствующих бюджетных средств.

1

Андриянова Е.А. 1 Иорина И.Г. 2

1 ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ Россздрава им. В.И. Разумовского», Саратов

2 ГУЗ «Областная офтальмологическая больница», Саратов

В проблемном поле социологии медицины консультативная помощь рассмотрена как социальное взаимодействие (коммуникация), в ходе которого осуществляются передача и получение смысловой и оценочной информации, воздействующей на поведение пациента, а также на его отношение к социальным ценностям, сопряженным с ценностью здоровья. Коммуникатором при оказании консультативной помощи выступает врач и медицинский персонал, реципиентом – пациент. Объектом консультативной коммуникации является состояние здоровья пациента, а предметом – отображающее его сообщение. Каналом служит преимущественно устная речь. Специфичным для данного вида коммуникации является специализированный характер информации: для коммуникатора имплицитным кодом коммуникации является язык медицинской науки, малопонятный пациенту. Наиболее значимы для пациента психофизиологический, психологический и социальный барьеры.

консультативная помощь

коммуникация

1. Андриянова Е.А. Социальные параметры формирования профессионального пространства медицины: дис. ... д-ра социол. наук. – Саратов, 2006.

2. Голуб О.Ю., Тихонова С.В. Теория коммуникации. – М.: Дашков и К°, 2011. – 388 с.

4. Чеботарева О.А. Патернализм в отечественной медицине: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Волгоград, 2006. – 24 с.

5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Перспектива, 2002. – 246 с.

6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / пер. с польск. В.Ф. Чесноковой; ред. и вступ. ст. Р.В. Рывкиной. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1967. – 247 с.

Консультативная помощь является неотъемлемым элементом лечебно-профилактической помощи. В проблемном поле социологии медицины консультативная помощь может быть рассмотрена как социальное взаимодействие, в ходе которого осуществляются передача и получение смысловой и оценочной информации, воздействующей на поведение пациента, а также на его отношение к социальным ценностям, сопряженным с ценностью здоровья. Рассмотрение консультативной помощи как акта социальной коммуникации позволяет вычленить ее структуру и функциональные особенности.

Целью работы является рассмотрение консультативной помощи как вида социальной коммуникации.

Материалы и методы исследования

Работа выполнена на основе коммуникационного подхода.

Результаты исследования и их обсуждения

Термин «коммуникация» (лат. com-mu-nicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) изначально применялся для обозначения путей сообщения, транспорта, связи, сетей подземного городского хозяйства. Постепенно в языке науки термин «коммуникация» стал обозначать средство связи любых объектов мира. По мнению Ф.И. Шаркова, термин «коммуникация» вошел в научную рефлексию в начале XX века для фиксации системы, в которой осуществляется воздействие, процесса взаимодействия и способов общения, позволяющих создавать, передавать и принимать разнообразную информацию . Для социологического мышления это парадигмально весьма близкий концепт, поскольку вся социальная динамика (как предмет социологии) и есть процесс взаимодействий.

Рассмотрение консультативной помощи как социальной коммуникации позволяет четко фиксировать роли участников интеракции и ее результат. Как известно, в качестве основных компонентов коммуникационного процесса выделяют:

    Субъектов коммуникационного процесса -коммуникатор (отправитель сообщения) и реципиент (получатель);

    Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

    Предмет коммуникации (какое-либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.);

    Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях .

Соответственно консультативная помощь может быть рассмотрена как процесс социальной коммуникации, реализующейся в серии локальных взаимодействий, в котором медицинский персонал играет роль коммуникатора, пациент - реципиента, здоровье пациента выступает предметом сообщения, а изменения в поведении пациента, обеспечивающие изменение качества жизни - эффектами коммуникации.

Коммуникация между врачом и пациентом в ходе оказания консультативной помощи осуществляется в жестких формальных рамках. Возникновение их обусловлено специфическим характером медицинской деятельности, повышенной степенью социальной ответственности врача. Поскольку деятельность врача предполагает наличие узкоспециальных знаний, мотивы его решений непрозрачны для пациента, а мотивация к обращению за врачебной помощью весьма высока. Пациент, желая лечения и выздоровления, не знаком ни с характером болезни, ни с состоянием своего собственного организма, ни с предсказанием исхода болезни. В итоге риск возможных злоупотреблений положением пациента оказывается слишком велик. Поэтому с самых ранних этапов профессионализации медицинской деятельности она четко формализуется.

Таким образом, существенной характеристикой консультативной помощи как социальной коммуникации является ее институциональный характер. Коммуникатор всегда выступает представителем института медицины, а реципиент выступает в роли пациента. Институциональная роль является одним из базовых элементов социального института. Так, согласно Я. Щепаньскому, сущность социального института может быть раскрыта через следующие характеристики:

    Каждый институт имеет свою цель деятельности;

    Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели;

    Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания; социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели (могут быть как материальными, так и идеальными, символическими);

    Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения .

Анализ принятия человеком роли как сложного процесса, включающего коммуникацию, замещающую идентификацию с другим человеком и проекцию на него своих собственных тенденций неведения, содержится в работах А. Шюца, Р.Г. Тернера, Р. Уильямса и других представителей феноменологической школы. Вместе с тем отмечалось, что свобода индивидов в построении их ролей зависит от характера занимаемой ими позиции и варьируется в диапазоне от полюса формализованных бюрократических ролей с минимум импровизации до полюса неопределенных ролей (родители, друзья).

Овладение социальной ролью врача реализуется через профессионализацию - процесс, в ходе которого индивид, овладевший определенными навыками, знаниями и умениями, реализует их в ходе своей деятельности в рамках определенной социальной общности. Характер социального разделения труда, статус профессионалов, атрибуты осуществляемой ими деятельности и самосознание составляют основные элементы модели профессионализации, типичной для того или иного этапа развития общества .

Сегодня формальное регулирование ролей врач-пациент использует этический и юридический механизмы нормотворчества. В целом, ценностно-правовые нормы, регулирующие роли врача и пациента, выражены в так называемых этических моделях отношений врача и пациента. Схематично их можно охарактеризовать следующим образом:

    Модель Гиппократа («не навреди»). Опирается на знаменитую «Клятву», в которой Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Согласно этой модели врач должен завоевать социальное доверие пациента.

    Модель Парацельса («делай добро»). Предполагает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. Патернализм выстраивал отношения врача и пациента по клерикальной модели отношений духовного наставника и послушника. Сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, поскольку исходит от Бога. Принципиальная особенность патернализма - асимметрия отношений, в рамках которых врачу отводится роль субъекта, а пациенту - роль объекта.

    Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). Эта модель в центр отношений врача и пациента ставит моральный долг врача и предполагает строжайшее выполнение предписаний морального порядка, с устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

    Биоэтическая модель. Биоэтическая модель устраняет асимметрию в отношениях врача и пациента через введения принципа автономии, ставшей центральным моральным правом компетентного пациента. Принцип автономии личности основан на единстве прав врача и пациента и предполагает их взаимный диалог, в ходе которого право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. В Российской Федерации юридически закреплена биоэтическая модель отношений врач-пациент (Ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года).

Важно отметить, что к коммуникаторам могут быть отнесены не только врачи, но и средний медицинский персонал. В первую очередь это медицинские сестры. Нормативное конструирование ролей медицинской сестры дублирует характерные для врачей нормы в части отношения с пациентом, предполагая иерархичность отношений врач - медицинская сестра.

Обычно этические модели отношений врача и пациента рассматривают в хронологическом порядке, как сменяющие друг друга. Во многом это связано с отказом от нейтрального отношения к медицинскому патернализму, характерного для подхода Парсонса, и критике патернализма со стороны Кэмпбелла, Луна, Сигера, Витча и других. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что патернализм имманентно присущ российской модели медицины. В исследовании О.А. Чеботаревой доказывается, что ролевой патернализм в медицине не является пройденным этапом, а играет роль базовой модели в силу психологической естественности для врача и пациента .

Вероятно, модели отношений врач-пациент комплиментарны. Одна из них фиксируется на формальном уровне, другие действуют как неформальные правила и установки. Профессионализация медицины динамична, взаимопереходы профессиональных ролей в социальные роли и наоборот закономерны . Окончательно и однозначно модель социальных ролей врача и пациента закреплена быть не может.

Реципиентом коммуникации при оказании консультативной помощи выступает пациент. Очевидно, что социальная роль больного формализуется в ходе прогрессирования медикализации. Социальная роль больного, изначально неформальная, локализуется в пространстве и во времени через деятельность учреждений здравоохранения, а ролевые ожидания пациента вытекают из требований социального окружения и ориентированы на выздоровление (личный интерес пациента) и возможность полноценно исполнять социальные роли (общественный интерес). С.А. Ефименко справедливо отмечает, что социализация пациента начинается с первых лет жизни и может продолжаться как до окончания взросления, так и прижизненно, испытывает влияние со стороны трудовой, общественно-политической и познавательной деятельности индивида и раскрывается через выработку типовых поведенческих актов. Соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам пациентов. Главными агентами такой специализированной социализации выступают институты семьи и медицины, формирующие систему ценностей, традиции, социальные нормы и правила поведения в сфере здоровья .

Объектом консультативной коммуникации является состояние здоровья пациента, а предметом - отображающее его сообщение. Каналом служит преимущественно устная речь. Специфичным для данного вида коммуникации является специализированный характер информации: для коммуникатора имплицитным кодом коммуникации является язык медицинской науки, малопонятный пациенту. Поэтому коммуникатор должен в ходе консультации осуществить «дешифровку» сообщения на обыденный язык, учитывающий личностные и социально-демографические особенности восприятия реципиента.

Можно сказать, что вся система институализации медицины обеспечивает понимание между врачом и пациентом. Понимание является результатом консультативной помощи и базовым эффектом коммуникации. На его основе пациент принимает решение и меняет свое поведение. С одной стороны, пациент находится в ситуации, когда для него является затруднительным объективное понимание значения происходящего с ним. В его отношении к ситуации присутствуют личностные смыслы, которые фактически и управляют его поведением. Именно поэтому пациента нельзя считать пассивным объектом медицинского вмешательства, Эффективность лечения далеко не в последней степени зависит от того, рассматривается ли пациент как «организм», или же личность, обладающая социальными и психологическими потребностями. Удовлетворенность нужд пациента является результатом согласования системы потребностей в здоровье и личностных предрасположенностей с субъективной оценкой практических возможностей реализовать их в конкретной системе здравоохранения.

В последние годы проблема понимания все чаще решается с привлечением коммуникативного аспекта компетентностного подхода. Действительно, профессия врача - это одна из немногих профессий группы «человек-человек», требующих совершенного владения приемами и способами эффективного общения. При этом круг профессиональных партнеров по общению весьма велик, к нему относятся сами пациенты, их родственники, коллеги. Целью же коммуникации является достижение взаимопонимания, необходимого при решении не только лечебно-диагностических задач, но и личностных и семейных проблемных ситуаций, способных оказывать существенное влияние на исход конкретного заболевания и качество жизни человека в целом.

Как поведенческая стратегия, коммуникативная компетенция базируется на умении продуктивно общаться с собеседником, избегая конфликтных ситуаций, строить конструктивные отношения, достигать комплаентности при обсуждении с пациентом вопросов назначения диагностических и лечебных вмешательств, способности оказать посильную помощь в разрешении его семейных и личных проблем. Кроме того, понятие коммуникативной компетенции включает в себя владение определенными нормами общения, поведения, как результат усвоения различных этнических и социально-психологических эталонов, поведенческих стереотипов, стандартов.

Проблема коммуникативной компетентности пациента также может быть сформулирована в рамках социологии медицины. Данная тема требует самостоятельного исследования, однако, в первом приближении можно отметить, что коммуникативная компетентность пациента формируется стихийно и испытывает детерминацию со стороны барьеров коммуникации, характерных для наличных у пациента заболеваний.

Коммуникационный подход позволяет фиксировать препятствия, возникающие на пути понимания, интерпретируя их как барьеры коммуникации. Барьеры коммуникации - помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Принципиально значимы для коммуникативной компетентности пациента психофизиологический, психологический и социальный барьеры. Однако следует иметь в виду, что психофизиологический барьер может действовать комплексно, исключая возможность использования тех или иных технических средств и инициируя конкретные психологические и социальные барьеры. Для изучения барьеров коммуникативной компетентности пациента представляется оправданным привлечение эмпирического материала и методик исследования качества жизни того или иного контингента больных.

Консультативная помощь, рассмотренная как вид социальной коммуникации, интерпретируется как коммуникативная цель с четкими функциональными характеристиками всех базовых элементов. Такой ракурс рассмотрения позволяет повысить ее эффективность и разработать гибкие стратегии ее оптимизации.

Рецензенты:

    Тихонова С.В., д.филос.н., профессор кафедры связей с общественностью ФГБОУ ВПО «СГСЭУ», г. Саратов;

    Масляков В.В., д.м.н., профессор кафедры хирургии ГОУ ВПО Саратовский военно-медицинский институт МО, г. Саратов.

Работа поступила в редакцию 14.05.2012.

Библиографическая ссылка

Андриянова Е.А., Иорина И.Г. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 26-29;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30031 (дата обращения: 10.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»