Александр Иванович Покрышкин официально сбил 59 самолётов но на самом деле по словам сослуживцев 116

Александр Иванович Покрышкин — это прославленный советский лётчик-истребитель, Великой Отечественной войны. Он стал ПЕРВЫМ Трижды Героем СССР и единственным во время войны! Список Трижды Героев состоит всего из 23-х человек!

Александр Иванович Покрышкин родился 19-го марта 1913 года в городе Новосибирске, который тогда назывался Новониколаевск, в обычном деревянном доме, который стоял на берегу маленькой речки Каменка. Желание стать лётчиком появилось у него, когда Александр Иванович Покрышкин первый раз увидел самолёт! Это был прилетевший в Новосибирск агитационный самолёт. Покрышкину довелось потрогать крыло самолёта, после чего он сказал: « Буду только лётчиком!» Но путь от детской мечты до первого самостоятельного вылета оказался у него долгим и не простым!

По комсомольской путёвке Александр Иванович Покрышкин попадает в авиационную школу, но школа оказывается авиатехнической. Поначалу он не захотел там учиться, но ему сказали, что если не будешь учиться на авиатехника, то выложишь на стол комсомольский билет. Допустить такое в то время означало получить на всю оставшуюся жизнь «волчий билет» и Александр Иванович Покрышкин был вынужден продолжить учёбу на авиатехника.

Сначала Александр Иванович Покрышкин попал в авиацию в качестве военного авиатехника. Во время службы авиатехником для того, чтобы попасть в лётный состав он отправлял авиационному командованию рапорта с просьбой отправить его в училище лётчиков. Рапортов оказалось 39 штук, и ВСЕ они остались БЕЗ ОТВЕТА! Помощь неожиданно оказал начальник краснодарского аэроклуба, к тому же гражданского учреждения! Во время учёбы в аэроклубе Покрышкин сам сделал АВИА ТРЕНАЖЁР, на котором отработал все элементы полёта. Поэтому, когда Александр Иванович Покрышкин полетел на самолёте с инструктором, стало ясно, что он может осуществить полёт самостоятельно! В 10-й полёт Покрышкина выпустили одного! Полёт он отлетал отлично! Пройдя полный курс обучения, Александр Иванович Покрышкин благополучно сдаёт все экзамены . После этого командование наконец-то сдаётся и направляет в Качинское авиационное лётное училище.

Великую Отечественную войну можно разделить на два этапа. Первый этап – это 1941-42-й года, когда советская армия проигрывала войну почти по всем статьям и в основном отступала. Первые два года войны советская армия держалась в основном за счёт трёх факторов – это российских расстояний, русской зимы и ценой НЕМЫСЛИМЫХ ПОТЕРЬ и в технике, и ОСОБЕННО в ЛЮДСКИХ РЕСУРСАХ! Второй этап – это, когда советская армия начала побеждать, правда, тоже ценой неимоверного КОЛИЧЕСТВА ЖИЗНЕЙ!

Жизнь Александра Ивановича Покрышкина тоже можно условно разделить на два этапа. Дело в том, что в первый день войны 22-го июня Александр Иванович Покрышкин сбил СВОЙ самолёт с красными звёздами! Трагичный, нелепый случай. При определённых условиях для Александра Ивановича Покрышкина он мог бы стать даже смертельным! Покрышкину в некоторой степени с натяжкой можно сказать повезло. Командование решило, какой смысл будет от ещё одной смерти в расположении части, вот если бы в бою…

На следующий день Александр Иванович Покрышкин сбивает в небе свой первый фашистский самолёт. Первая победа в небе далась Александру Ивановичу Покрышкину очень нелегко, учитывая груз предыдущей ошибки! Сложилось впечатление, как будто судьба ещё очень долго наказывала Александра Ивановича Покрышкина за допущенную ошибку!

Война продолжалась. В небе было десятикратное превосходство фашистов! Самолёты фашистов превосходили советские по всем техническим характеристикам! Немецкие лётчики в процессе обучения лётному делу, перед попаданием непосредственно на фронт, налётывали помимо обычного пилотажа, ещё и 200 БОЕВЫХ УЧЕБНЫХ часов полёта! Это были полёты с ПОЛНОЙ ИМИТАЦИЕЙ РЕАЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ. Советским лётчикам такая подготовка ДО попадания на фронт и во сне не снилась (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны» )! Сюда же нужно ещё добавить, что немецкие лётчики до войны с СССР уже приобрели реальный боевой опыт в Испании, Англии, Франции! Так же напомним, что многие советские лётчики, которые приобрели БОЕВОЙ опыт в Испании, были ДО, Великой Отечественной войны, РАССТРЕЛЯНЫ Сталиным. Так что наука побеждать в Великой Отечественной войне, давалась, СЛИШКОМ ДОРОГОЙ ценой!

Благодаря такой лётно-боевой подготовке НЕМЕЦКИЕ лётчики объективно реально являлись на тот момент лучшими в мире. Это ни в коей мере и ни в коем случае не принижает заслуг и способностей Александра Ивановича Покрышкина и других результативных советских лётчиков, просто речь идёт не об отдельных пилотах, а о ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ лётного состава. Так же на основе анализа и результатов боевых действий Второй Мировой войны необходимо констатировать факт, что вторыми в мире по КЛАССУ были ЯПОНСКИЕ лётчики. Если не говорить на эту тему долго, то достаточно привести один показательный факт. Японские лётчики КАМИКАДЗЕ были обучены летать на ИСТРЕБИТЕЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО с возраста в 14 лет! Вина за 3-е место в мире, наших советских лётчиков, лежит ни в коем случае не на самих лётчиках, а на командовании ВВС и руководителях СССР потому, что они не обеспечили соответствующие УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ пилотов!

Американские истребители Эйркобра поставляемые в СССР по Лэнд-лизу

Александра Ивановича Покрышкина ДВАЖДЫ СБИВАЛИ. Здесь нужно упомянуть один такой очень важный момент. Александру Ивановичу Покрышкину удалось остаться в живых, после того как он 2 раза был сбит, в большей степени благодаря тому, что он бОльшую часть времени воевал НЕ НА СОВЕТСКОМ, а НА АМЕРИКАНСКОМ истребителе « ЭЙРКОБРА»! Дело в том, что американский истребитель Эйркобра, Александра Ивановича Покрышкина имел одну очень важную техническую особенность, дающую ему, неоспоримое преимущество в отношении защиты лётчика! Как известно всё оружие истребителя стреляет только вперёд, поэтому истребитель сбивают сзади, заходя ему в хвост. На Эйркобре двигатель находился НЕ В НОСУ самолёта, а ЗА СПИНОЙ ЛЁТЧИКА. Соответственно двигатель Эйркобры, Александра Ивановича Покрышкина выполнял помимо основной функции ещё и функцию защиты лётчика от пуль и снарядов противника! Да, конечно, при попадании пуль и снарядов в двигатель он, как правило, выходил из строя, но ЛЁТЧИК ОСТАВАЛСЯ ЦЕЛ! Одних только американских истребителей Эйркобра, было поставлено в СССР по программе Лэнд-лиза, 6 000 штук!

Первый раз Александра Ивановича Покрышкина сбили 3-го июля при вылете на РАЗВЕДКУ ранним утром. Вылетели на разведку 2-мя парами. Сделали неправильный заход по долине вдоль реки. Там была немецкая переправа через реку. Соответственно их быстро заметили немецкие зенитчики. Истребителей противника в этом районе не было. Зенитчики открыли по ним мощный зенитный огонь. У немцев всегда было много зенитных орудий! Пришлось прижаться к воде. В это время Лукашевич из 1-й пары начал перестраиваться влево, а там оказался Александр Иванович Покрышкин и самолёты чуть не столкнулись. Уходя от столкновения, Покрышкин подлетел вверх метров на 50 над водой. В этот момент в мотор самолёта Александра Ивановича Покрышкина попадают три зенитных снаряда. Вода и масло из мотора потекли, самолёт продолжал еле-еле тянуть на высоте 50 метров.

Покрышкин попытался перелететь через линию фронта. В это время он увидел впереди небольшую долинку и решил сесть на неё. Но при подлёте к долине увидел, что по ней проходит дорога, а по дороге идёт немецкая колонна. Александр Иванович Покрышкин с трудом потянул в сторону через маленькую речку. Задавать крен самолёту было нельзя, поэтому он по мере возможности поворачивал, периодически понемногу, нажимая в сторону поворота и отпуская педали. В этот момент над холмом двигатель окончательно отказал и самолёт начал плашмя резко снижаться. Высота была очень маленькая, поэтому прыгать с парашютом было нельзя! Упёрся руками в приборную доску. Удар.

Американский истребитель Эйркобра пригнанный в СССР по программе Лэнд-лиз на лопастях эмблема Кертисс Электрик

Когда Александр Иванович Покрышкин очнулся, то увидел, что крылья лежат отдельно, хвост тоже отвалился, но сам он остался жив! Сразу отцепил парашют. Первая мысль была о том, что сейчас придётся отстреливаться. Взвёл пистолет, осмотрелся по сторонам, прислушался, не появились ли немцы. Время было 5 часов утра, солнечный день, птицы поют! Немцев поблизости не оказалось. Затем благодаря мысли, что застрелиться он всегда успеет, успокоился и пошёл в сторону своих войск! До своих Александр Иванович Покрышкин добирался около 3-х суток. При падении самолёта он, конечно, получил травмы, но без переломов! Была только небольшая трещина в кости ноги и некоторые ожоги. Пробыл 3 дня в санчасти. Затем приматывал к ноге, где была незначительная трещина, шину и так и продолжил вылетать на задания!

Основной причиной такого большого количества воздушных побед Александра Ивановича Покрышкина было его НЕСТАНДАРТНОЕ и НЕОЖИДАННОЕ ведение боя. Только это были хорошо ПРОДУМАННЫЕ неожиданности! Он действовал в бою безошибочно. По инструкции предусматривалось ведение боя в основном в горизонтальной плоскости, на виражах, а Александр Иванович Покрышкин НАВЯЗЫВАЛ противнику воздушный бой на ВЕРТИКАЛЯХ! Так же Покрышкин применил и ещё одно НОВШЕСТВО. До этого стрельба из каждого вида оружия на Эйркобре управлялась отдельной кнопкой. Александр Иванович Покрышкин всё управление огнём своего истребителя ПЕРЕДЕЛАЛ на ОДНУ КНОПКУ, то есть ВСЁ ОРУЖИЕ на его истребителе начинало стрелять ОДНОВРЕМЕННО, при нажатии ОДНОЙ КНОПКИ! Вооружение истребителя Эйркобра было более мощным, чем на советских истребителях. В вооружение Эйркобры входила, в том числе пушка калибром 37 мм! Таким образом, если Александр Иванович Покрышкин из вооружения своего истребителя точно попадал в самолёт противника, то того попросту разносило в «пыль»! Ну и конечно одним из непреложных слагаемых его побед было БЕЗУКОРИЗНЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ САМОЛЁТОМ !

Так же Александр Иванович Покрышкин применял свой личный пилотажный приём, в большинстве случаев приносящий ему победу в воздушном бою, который назывался «соколиный удар». Он состоял в том, что он предварительно набирал большую высоту полёта, потом с этой высоты под большим углом пикировал на большой скорости на противника. Затем при приближении к противнику переходил на небольшой угол пикирования и, сохраняя большую скорость, стрелял по нему. Этот пилотажный приём Александра Ивановича Покрышкина был особенно эффективен при атаке многочисленной группы самолётов, к тому же он позволял атакующим выходить из боя почти без потерь! Для ещё большей эффективности таких атак Александр Иванович Покрышкин предварительно изучал техническое устройство немецких самолётов и всегда учитывал, с какой стороны лучше зайти на данный тип самолёта противника.

Однако независимый, прямой характер и нестандартное ведение боя Александра Ивановича Покрышкина нравились не всем! Однажды командир дивизии, несмотря на успехи в воздушных боях, сказал эмоционально Александру Ивановичу Покрышкину: »Всех буду награждать, ты наград не жди!» Дальше больше, в 1942-м году по формулировке «за нарушение требований устава истребительной авиации» Александра Ивановича Покрышкина исключают из партии и переводят в запасной полк. В, добавок к этому, в военном трибунале на него заводят дело.

Однако от полётов Покрышкина НЕ отстранили. Начиная с 1943-го года у Александра Ивановича Покрышкина, начинается новый этап в жизни. В 1943-м году после трёх месяцев воздушных боёв 24-го мая он получает первую звезду героя Советского Союза за номером 993! С этого момента ему стало помогать то, что раньше мешало. Его формулу высота, скорость, манёвр, огонь стали использовать все! Александра Ивановича Покрышкина назначают командиром полка и следом командиром дивизии. При этом он продолжает летать. Его американский самолёт Эйркобра, наводит на врагов панику! В 1944-м году Александр Иванович Покрышкин был награждён третьей Звездой Героя!!! Указ награждения был опубликован во всех газетах страны! Торжественное награждение прошло в Кремле.

За захват плацдарма за рекой Вислой, Александра Ивановича Покрышкина наградили самой ценной для фронтовика наградой – отпуском домой на 5 дней! Когда он приехал в Новосибирск, его встречало полгорода! Все хотели его увидеть, поздороваться, поговорить. В результате Александр Иванович Покрышкин провёл непосредственно с родными 1 день. Со своей женой Марией, Покрышкин познакомился на фронте – она была медсестрой. В конце войны у них родится дочь, а после войны сын!

Весна 1945-го года в Европе выдалась ранняя. Грунтовые аэродромы развезло. Фашисты взорвали бетонные взлётные полосы на своих германских аэродромах. Советские войска стремительно наступали, и им нужна была поддержка с воздуха. Александр Иванович Покрышкин предложил использовать в качестве взлётной полосы прямой участок шоссе Бреслау – Берлин (качество немецких автомобильных дорог! ). В небе Германии Александр Иванович Покрышкин сбил свой 59-й фашистский самолёт в 156-ти воздушных боях. Цифра 59 сбитых самолётов закрепилась за ним официально, но ПО ДАННЫМ СОСЛУЖИВЦЕВ Александра Ивановича Покрышкина, он сбил 116 самолётов!

Потом был парад Победы. Александр Иванович Покрышкин на параде в звании полковника нёс Знамя Первого Украинского фронта! Затем он выучился и окончил академию Фрунзе и продолжил служить в авиации. После войны он продвигался по службе, получая новые должности и звания, но годы войны остались для него самыми звёздными!

Александр Иванович Покрышкин — выдающий советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Его талант непревзойденного мастера воздушного боя наиболее полно раскрылся в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Он родился 6 марта 1913 г. в г. Новониколаевске (ныне — г. Новосибирск) в семье рабочего-каменщика. В 15 лет после окончания 7 классов школы начал свою трудовую деятельность. Получил профессию слесаря-инструментальщика. С июня 1932 г. в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1933 г. окончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934-м — Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в г. Ленинграде.


Выпускник Пермской школы авиационных техников Александр Покрышкин

Службу начал техником авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. В это же время постигал азы летного искусства в Краснодарском аэроклубе. В 1939 г. с отличием окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. В качестве младшего летчика его направляют для дальнейшего прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк (иап) ВВС Одесского военного округа. Одним из первых он освоил новый истребитель МиГ-3, поступивший на вооружение полка в апреле-мае 1941 г.

Начало Великой Отечественной войны застало старшего лейтенанта А.И. Покрышкина в должности заместителя командира эскадрильи 55 иап ВВС Южного фронта. Уже 23 июня 1941 г. он открывает счет своим будущим многочисленным победам, уничтожив в воздушном бою в районе р. Прут вражеский истребитель Me-109. В течение последующих месяцев в полосе действия Южного фронта отважный летчик сбивает еще несколько самолетов противника, активно участвует в штурмовках вражеских войск и ведении воздушной разведки.


А.С. Закалюк. Бой А. Покрышкина в районе Запорожья. 1941 г.

В этот период, по воспоминаниям его сослуживцев, началось формирование будущего воздушного мастера. Все свои наблюдения и размышления он заносил в особую тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Позднее ее первичные наброски приобретают аналитическую направленность в оценке успехов и неудач воздушных боев с личным участием А.И. Покрышкина и его боевых товарищей. На основе накопленного опыта Александр Иванович разработал много новых тактических приемов истребителей, получивших широкое распространение в советской авиации в годы войны. Он один из первых в ВВС Красной Армии стал практиковать «свободную охоту» на неприятельские самолеты, умело используя тактику прославленных германских воздушных асов против них же самих. В горниле боев и сражений рождалась знаменитая «покрышкинская» наука побеждать.


Страница тетради «Тактика истребителей в бою»

К концу 1941 г. кавалер высшей государственной награды страны — ордена Ленина старший лейтенант А.И. Покрышкин совершил 190 боевых вылетов и был признан одним из лучших воздушных разведчиков в авиационном полку.

В марте 1942 г. командованием авиаполка капитан А.И. Покрышкин первый раз представляется к званию Героя Советского Союза. В его наградном листе было отмечено, что «за время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника — 63; на разведку войск противника — 133; на сопровождение своих бомбардировщиков — 19; на прикрытие своих войск — 29; на перехват самолетов противника — 36; на разведку со штурмовкой — 8». К сожалению, обстоятельства сложились так, что высокая награда обошла героя.

Своей первой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 16-го гвардейского авиаполка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан А.И. Покрышкин удостоился 24 мая 1943 г. за многочисленные победы в небе над Кубанью. Во время ожесточенных воздушных сражений в полной мере проявляется его незаурядный талант летчика-истребителя — новатора тактики воздушного боя.


Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин. Лето 1943 г.

Он первым широко стал использовать боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во всех подразделениях истребительной авиации ВВС КА. Им также были апробированы новые приемы воздушного боя: «ножницы», «соколиный удар», «клещи», «качели», «бои на вертикалях». Выступая активным сторонником наступательного боя, Александр Иванович постоянно руководствуется краткой формулой боя: «Высота, скорость, маневр, огонь» и всегда выходит победителем.

К маю 1943 г. А.И. Покрышкин выполнил 363 боевых вылета, уничтожив только по официальным данным 30 самолетов противника (реально воздушных побед было значительно больше).

Особое внимание Александр Иванович уделял подготовке летных кадров, их боевой выучке. 30 летчиков, прошедших «школу А.И. Покрышкина», стали Героями Советского Союза, а 3 из них — дважды.

24 августа 1943 г. его грудь украсилась второй медалью «Золотая Звезда». Советское государство высоко оценило умелое руководство подчиненным личным составом, личное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. К этому времени за плечами гвардии майора А.И. Покрышкина было 455 боевых вылетов, многочисленные воздушные бои на юге Украины.

В 1943 г. его признают одним из самых результативных советских летчиков-истребителей. Это о нем президент США Франклин Рузвельт восхищенно скажет: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны».

В феврале следующего года командующий ВВС КА маршал авиации А.А. Новиков предлагает гвардии подполковнику А.И. Покрышкину возглавить структуру боевой подготовки истребительной авиации (ИА) ВВС. Перед ним открывается перспектива быстрого карьерного роста. Однако Александр Иванович отказывается от заманчивого предложения с просьбой продолжить службу в родном гвардейском полку.

В марте 1944 г. его назначают командиром 16-го гвардейского авиаполка 4-го Украинского фронта, в составе которого он воевал с первых дней войны. Уже в июле того же года дважды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вступает в должность командира 9-й гвардейской Мариупольской авиационной дивизии с присвоением очередного воинского звания. В составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия под его командованием участвует в воздушном сражении по уничтожению Бродской группировки противника на Ясском направлении. Несмотря на все запреты и массу неотложных дел, прославленный комдив не раз находил время на боевые схватки с врагом в воздухе. В течение года он записывает на свой счет еще 7 уничтоженных вражеских самолетов.

19 августа 1944 г. за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 г. в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, гвардии полковник А.И. Покрышкин первым в СССР удостоен третьей медали «Золотая Звезда» Героя.


Бюст трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина на родине в Новосибирске. Скульптор — М.Г. Манизер, архитектор — И.Г. Лангбард

В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции части 9-й авиадивизии прикрывали от ударов вражеской авиации соединения 3-й танковой армии. За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на львовском направлении дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. В Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях её части в составе 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии успешно выполняли боевые задания по прикрытию войск 3-й гвардейской танковой армии, 5-й гвардейской и 52-й армий. За образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании р. Одер юго-восточнее Бреслау (Вроцлав) дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

На завершающем этапе войны её части успешно действовали в Берлинской и Пражской наступательных операциях. За овладение г. Виттенбергом дивизия была награждена орденом Ленина, а за отличия в боях за Берлин ей было присвоено наименование «Берлинская». Всего летчики 9-й гвардейской истребительной авиадивизии в годы Великой Отечественной войны уничтожили 1147 вражеских самолетов, а полковник А.И. Покрышкин выполнил более 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных боях, официально сбил 53 вражеских самолета лично и 6 - в составе группы.

24 июня 1945 г. полковник А.И. Покрышкин участвует в знаменитом Параде Победы на Красной площади. Ему как прославленному герою доверяют нести штандарт 1-го Украинского фронта.


Б. Мухин. Сталинские соколы. Плакат. 1947 г.

После окончания в 1948 г. Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) получает назначение в Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он успешно осваивает реактивную технику. Среди первых поднимается в небо на турбореактивном истребителе МиГ-9, поступившем на вооружение ВВС и ИА Войск ПВО страны.


Слушатели Военной академии имени М.В. Фрунзе. Рядом с А.И. Покрышкиным в учебной аудитории дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков

С января 1949-го по июнь 1951 г. он — заместитель командира 33-го (в июне 1949 г. переименован в 88-й) истребительного авиакорпуса ПВО. В 1951-1955 гг. — командир этого же соединения. В августе 1953 г. ему присваивают звание генерал-майора авиации. В феврале 1955 г. возглавляет истребительную авиацию Северо-Кавказской армии ПВО. Потом очередная учеба — слушатель авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне - Военная академия Генерального штаба ВС РФ). Ее А.И. Покрышкин окончил в 1957 г. с отличием.

В январе следующего года вступает в должность командующего 52-й воздушной армией ПВО Московского военного округа. В феврале ему присваивают очередное воинское звание — генерал-лейтенант авиации. В августе следующего года приказом Министра обороны СССР № 01393 А.И. Покрышкин назначен командующим 8-й армией ПВО — заместителем командующего войсками Киевского военного округа по противовоздушной обороне. Под его руководством объединение достигает высоких результатов в боевой и политической подготовке, с успехом решает сложные учебно-боевые задачи.

Как и в годы Великой Отечественной войны, Александр Иванович в должности командующего армией при решении стоящих задач проявлял завидную настойчивость, творчество и инициативу. В числе первых командармов в Войсках ПВО страны он освоил полеты практически на всех типах советских истребителей 1950-х — начала 1960-х гг.

В июле 1968 г. генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин назначен на должность заместителя главнокомандующего — члена Военного совета Войск ПВО страны. В следующем 1969 г., успешно защитив диссертацию по применению сетевого планирования в Войсках противовоздушной обороны, стал кандидатом военных наук.


Заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин

24 декабря 1971 г. VII Всесоюзный съезд Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОССАФ) единодушно избрает А.И. Покрышкина председателем центрального комитета (ЦК) общества. Приказом Министра обороны СССР № 012 от 8 января 1972 г. он прикомандирован к ДОСААФ с оставлением на действительной военной службе. 16 декабря того же года за выдающиеся заслуги перед Отечеством ему присвоено высокое воинское звание «маршал авиации».


Маршал авиации А.И. Покрышкин

За годы работы Александра Ивановича во всесоюзном обществе сложилось много интересных форм патриотического воспитания советской молодежи, направленных в первую очередь на формирование высоких гражданских позиций подрастающего поколения, подготовки его к военной службе. Творческий подход к ведению оборонно-массовой работы среди молодежи привел к значительному увеличению числа обучающих призывников, повысил уровень их подготовки по 35 военно-учетным специальностям.

Однако в 1981 г. в связи с ухудшением здоровья маршал авиации А.И. Покрышкин был вынужден сложить с себя полномочия председателя ЦК ДОСААФ. 11 ноября 1981 г. приказом Министра обороны № 01067 он включен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР в качестве военного инспектора-советника.


Учетно-послужная карточка маршала авиации А.И. Покрышкина

Активно участвовал Александр Иванович и в общественно-политической жизни страны, являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов, членом Президиума Верховного Совета СССР 9-го созыва.

Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й ст., орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Творческое наследие прославленного аса представлено рядом трудов, в которых нашли отражение славный боевой путь советского маршала и его боевых товарищей, взгляды и размышления на применение истребительной авиации в войне. В золотой фонд отечественной военной литературы вошли книги А.И. Покрышкина: «На истребителе» (Новосибирск, 1944), «Крылья истребителя» (Москва, 1948), «Небо войны» (Москва, 1956-1975), выдержавшая пять изданий, «Твоя почетная обязанность» (Москва, 1976), «Познать себя в бою», изданная посмертно (а впоследствии и переизданная) в 1986 г.

В 1999 г. свет увидел еще один уникальный труд — «Тактика истребительной авиации», работу над которым Александр Иванович начал в годы войны, но не успел завершить. Рукопись книги была любезно предоставлена его супругой — Марией Кузьминичной Покрышкиной и подготовлена к изданию представителями Новосибирского фонда А.И. Покрышкина.


Варианты атак немецких самолетов разных типов. Покрышкин А.И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск, Издательский дом «Сибирская горница», 1999

Скончался прославленный маршал 13 ноября 1985 г., похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Отечество свято чтит светлую память о нем. Имя маршала авиации А.И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета № 3348, открытая советским астрономом Н.И. Черных, остров на Дальнем Востоке, новая станция Новосибирского метрополитена.


Памятник маршалу авиации А.И. Покрышкину в г. Новосибирске. Скульптор — народный художник России М. Переяславец, архитектор - Ю. Бурика

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Полковник А.И.Покрышкин. 1945 год

Покрышкин Александр Иванович (1913, Новониколаевск - 1985, Москва) - сов. военный летчик. Род. в семье рабочего. В 1932 был призван в армию. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933) и Качинскую авиационную школу летчиков (1939). Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 сражался в истребительной авиации, пройдя путь командира эскадрильи, полка, дивизии. Совершил более 600 боевых вылетов, проведя 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника и первым в стране был трижды удостоен звания Героя Сов. Союза (дважды в 1943, 1944). В 1948 окончил Военную академию им. M. B. Фрунзе, в 1957 - Военную академию Генштаба. Занимал руководящие должности в войсках ПВО. В 1972 в звании маршала авиации стал председателем ЦК ДОСААФ, занимаясь этой работой до 1981. Автор военных мемуаров "Крылья истребителя", "Небо войны" и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Майор А.И.Покрышкин.
Конец мая 1943 года.

ПОКРЫШКИН Александр Иванович (21.2.1913, Новосибирск - 1985), летчик, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (24.5.1943, 28.8.1943, 19.8.1944). Сын рабочего. Образование получил в школе авиатехников (1933), Качинской школе летчиков (1939), Военной академии имени Фрунзе (1948), Военной академии Генштаба (1957). С 1932 - в РККА. Во время Великой Отечественной войны зам. командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир 16-го гвардейского авиаполка. В 1942 вступил в ВКП(б). С мая 1944 командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. В 1946-84 депутат Верховного Совета СССР. В 1968-71 зам. главнокомандующего войсками ПВО, в 1972-81 пред. ЦК ДОСААФ. С 1976 кандидат в члены ЦК КПСС. В 1979-84 член Президиума Верховного Совета СССР. с 1981 -в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Автор мемуаров "Крылья истребителя" (1948) и "Небо войны" (1980).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Учащийся школы ФЗУ Александр Покрышкин.

С супругой Марией. 1942 год

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985). Советский военачальник, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (май 1943 г.; август 1943 г., 1944 г.). Родился в г. Новосибирске. В Красной Армии с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу летчиков (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Военную академию Генштаба (1957). Член ВКП(б) с 1942 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах: заместитель командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир истребительного авиаполка, с мая 1944 г. командовал истребительной авиадивизией. Показал себя новатором и организатором в развитии тактики воздушного боя: разработал и осуществил многие тактические приемы, с успехом применяемые в других авиационных частях. Особо отличился в битве за Кавказ, в воздушных сражениях на Кубани, в битве за Днепр (1943), в боях над Прутом, Яссами, в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В декабре 1941 года

После войны - на ответственных должностях в войсках ПВО. В 1968-1971 гг. - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 г. - председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 г. - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1976-1985 гг. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1984 гг., член Президиума Верховного Совета СССР в 1979-1984 гг. Именем Покрышкина названы улицы во многих городах России.

А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб.

За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, Покрышкин первым в стране удостоен трех медалей «Золотая Звезда». Тридцать летчиков, которыми он командовал, которых обучал и воспитывал, стали Героями Советского Союза, а трем это звание было присвоено дважды.

Согласно официальным данным, Покрышкин совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника. По словам самого героя: «Зафиксированных боевых вылетов... около семисот. Воздушных боев больше ста пятидесяти... По памяти - сбил девяносто машин. Официально - пятьдесят девять, а остальные ушли в счет войны» (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 376).

Боевые друзья поздравляют А.И.Покрышкина (первый справа) с награждением
третьей медалью "Золотая звезда". 1-й Украинский фронт, август 1944 г.

Покрышкин утверждает: «Я выращен Сталиным и считаю, что, если бы во время войны нами руководили слабые люди, мы бы войну проиграли». Американцы же не упустили случая подчеркнуть, что советский летчик летал на их машине «Аэрокобра Р-59». Известно также, что президент Рузвельт наградил Покрышкина Золотой медалью Конгресса США и назвал его лучшим летчиком в мире (Там же. С. 374).

Как известно, Сталин особое внимание уделял развитию авиации в стране. В годы «сталинских пятилеток» создавались опытные конструкторские бюро, строились авиационные заводы, открывались летные школы и училища. Проводились массовые кампании по вступлению в аэроклубы. 30-е годы - золотая эпоха советских авиационных рекордов. Летчики, побившие мировые рекорды, становились национальными героями. Со страниц газет и журналов не сходили фотографии известных пилотов. У всех на слуху были имена М. Громова, 1) В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, 2) М. Водопьянова, 3) В. Коккинаки, С. Леваневского 4) и др. В день 21-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1938) в воздушном параде в Москве приняли участие 360 самолетов, в Ленинграде - 220, в Киеве - 200, в Минске - 155, в Ростове-на-Дону - 100, в Тбилиси - 111, в Одессе - 50, в Хабаровске - 155, в Ворошиловске (Дальний Восток) - 315 самолетов (Правда. 1938. 11 ноября). О летчиках слагали стихи и песни, создавали художественные произведения. Их называли «сталинскими соколами».

Что же случилось во время Великой Отечественной войны? Почему из всех родов войск сталинская авиация оказалась самой уязвимой и малоэффективной? Почему германские летчики фактически до середины 1943 г. господствовали в воздухе, да и в дальнейшем не очень-то страшились возмездия со стороны советских ВВС?

Авиация в Красной Армии понесла огромные потери еще в первый день войны. В основном на аэродромах. Но 400 самолетов было сбито в воздухе. За первые шесть месяцев войны мы потеряли 6400 самолетов. Много потерь, несмотря на массовый героизм летчиков, было не только в 1941 г. Приведем некоторые сравнительные данные, давно известные на Западе, но в наших публикациях появившиеся только в последние годы.

Лучший советский ас - генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб (р. 1920 г.) - совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета противника (на фронте - с марта 1943 г.).

Лучший немецкий ас - Эрик Хартман (р. 1922 г.) - совершил 1404 боевых вылета, провел 825 воздушных боев, сбил 352 самолета (на Восточном фронте - с августа 1942 г.).

Во время войны 25 советских асов сбили каждый по 30 и более самолетов противника (вместе они уничтожили 962 немецких самолета).

34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более сбитых самолетов противника (общее число сбитых ими машин - 6582). «104 летчика Люфтваффе сбили по 100 и более самолетов. 300 немецких летчиков сбили 24 тысячи советских самолетов» (Цит. по: Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225). В статистическом исследовании «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» (М., 1993) указывается, что за время Великой Отечественной войны мы потеряли 88,3 тысячи боевых самолетов, из них в бою погибли 43,1 тысячи машин (С. 366). Получается, что 300 немецких пилотов сбили более половины советских самолетов. Утверждают, что эти цифры настолько поразили Сталина, что он приказал Абакумову немедленно арестовать министра авиационной промышленности и командование ВВС (Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 227).

«Не боясь растерять скромные запасы своего классового чутья, - пишет полковник С. Грибанов, - приведу слова аса Люфтваффе Иоганна Штейнгофа: "Начальники русских летчиков плохо готовили их. Наверно, прививали своим пилотам пренебрежение к противнику. И мы их сбивали как гусей..." (Грибанов С. Заложники времени. М., 1992. С. 214; 206-228).

«У немцев подготовка была намного выше, - подтверждает советский ас дважды Герой Советского Союза В.И. Попков. - Вооружение мощнее. К тому же эти летчики занимались вольной охотой и не сопровождали, как мы, бомбардировщики и штурмовики» (Цит. по: Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 216).

Сульянов дополняет: «Наши летчики после окончания авиационных школ имели сравнительно малый налет из-за нехватки самолетов, моторов, бензина, боеприпасов. Многие курсанты-выпускники имели налет на боевом самолете десять-двенадцать часов и прибывали на фронт плохо подготовленными, часто становясь добычей немецких асов в первых вылетах. Перед войной основной тип истребителей И-16 уступал Ме-109 и в скорости, и в вооружении - на "мессерах" стояли пушки, а на наших "ишаках" - только пулеметы, да еще калибра 7,62. Разве сравнимы 20-миллиметровый снаряд пушки "эрликон" и пулька нашего пулемета ШКАС?» (Сульянов А. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225).

«Следует сказать, что немцы были очень дотошны в статистике и очень консервативны в методике подсчетов... Система награждения летчиков по баллам использовалась только на Западном фронте, поскольку командование Люфтваффе считало, что легче сбивать русские самолеты на Восточном фронте, чем сражаться с "Мустангами", "Тандерболтами" и "Москито" на Западе...» (Военные летчики: асы Второй мировой войны / Сост. Н. Крюков. Минск, 1997. С. 312).

«Спустя пятьдесят лет после окончания Второй мировой войны надо все же отдать должное немецким пилотам. Попытки принизить подвиги их как летчиков путем наклеивания этикеток "фашисты" не являются полезными с точки зрения исторической правды. Подавляющее число немецких пилотов, как это можно теперь утверждать, своей первой любовью считали полеты и самолеты, а политика и патриотизм стояли у них на втором месте» (Митчем СВ., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. Смоленск, 1995; Толивер Р.Ф., Констебль Т. Дж. Эрих Хартман - белокурый рыцарь Рейха. Екатеринбург, 1998; Тимохович И.В. Вызывает сомнение... //Военно-исторический журнал. 1990. № 9).

В.И. Переяславец. А. Покрышкин. 2005

Примечания

1 М.М. Громов (р. 1899 г.) - генерал-полковник авиации. Герой Советского Союза (1934). В 1934 г. установил мировой рекорд дальности перелета (свыше 12 тысяч км); в 1937 г. осуществил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-США.

2 А.В. Беляков (1897-1982) - генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (1936). Участник сверхдальних перелетов в составе экипажа В.П. Чкалова.

3 М.В. Водопьянов (1899-1980) - генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934).

4 С.А. Леваневский (1902-1937) - Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934). Осуществил сверхдальний перелет Лос-Анжелес-Москва (1936). Погиб во время перелета через Северный полюс.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Генерал-полковник А.И.Покрышкин делится опытом по тактике воздушного боя.

Маршал авиации А.И.Покрышкин

Литература:

Покрышкина М.К. Жизнь, отданная небу. Новосибирск, 1991.

"Одна из пуль попала ему в оптический прицел"

Немцы в Великую Отечественную войну переходили с закодированных радиосообщений на открытый текст только в трех случаях: «Внимание! Здесь партизаны!», «Внимание! Здесь танки!» и «Внимание! Покрышкин!»

Фамилия советского летчика-истребителя наводила ужас на асов люфтваффе. Александр Покрышкин придумал новые тактические приемы, атаковал противника сверху на высокой скорости излюбленным «соколиным ударом»… За то, что нарушал устаревшие инструкции и воевал «не по правилам», в 42-м он был отстранен от полетов и отдан под трибунал. Но уже через год придуманные им боевые порядки - «скоростные качели» и «кубанская этажерка» - были приняты на вооружение советской истребительной авиацией. Александр Покрышкин первым и единственным в годы войны стал трижды Героем Советского Союза. Накануне Дня Победы о том, как Александр Иванович дважды, будучи сбитым, выходил из окружения, почему подумывал пустить пулю в висок, о его невероятном везении и о том, сколько он на самом деле сбил немецких самолетов, рассказали «МК» сын прославленного летчика-истребителя, его сноха и внук.

Свою «Аэрокобру» Александр Покрышкин ласково называл «кобряткой».

«Кто в 1941–42 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел»

Отец родился в день иконы Божией матери «Благодатное небо». Причем «в рубашке» - в околоплодном пузыре. А трижды Героем стал после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, 19 августа 1944 года, в день Преображения Господня. Мне кажется, что в его судьбе многое было предопределено, - говорит сын аса-истребителя, известный ученый-океанолог Александр Александрович Покрышкин. - В 12 лет, увидев в родном Новосибирске приземлившийся агитсамолет, отец понял, что сделает все, чтобы стать летчиком.

Во дворе его звали Сашка-инженер: у него были незаурядные способности, он постоянно что-то конструировал. В школу пошел сразу во второй класс, потом из третьего перескочил сразу в пятый. Был лучшим учеником по математике в классе. Чтобы развить мускулатуру, самостоятельно занимался гимнастикой по системе датского спортсмена Мюллера. На морозе обливался холодной водой, летом переплывал Обь в оба конца без остановки…

Путь в небо оказался для Александра Покрышкина весьма тернист. Сначала он окончил Пермскую военную авиационно-техническую школу, получив специальность авиатехника. И в первый же свой отпуск, в сентябре 1938 года, за 17 дней освоил программу летной подготовки аэроклуба, которая была рассчитана на год. И сдал все экзамены на «отлично». Одним из самых счастливых дней в жизни он считал тот, когда узнал, что получил направление в Краснознаменную Качинскую авиашколу пилотов имени Мясникова. Учеба была рассчитана на три года - Покрышкин окончил училище за девять месяцев.

Его оставляли инструктором при авиашколе, но Александр уехал служить в 55-й истребительный авиаполк, который дислоцировался в Бельцах. Откуда рукой было подать до советско-румынской границы.

22 июня, в первый же день войны, их аэродром подвергся бомбардировке, - рассказывает Александр Александрович. - Тогда же отец непреднамеренно атаковал советский легкий бомбардировщик Су-2. Самолеты Сухого только стали появляться в частях, вид у них необычный, опознавательные знаки едва можно было различить - отец принял его за немецкий самолет. А радиосвязи на МиГах тогда еще не было. Су-2 был поврежден. Отец с удивлением заметил, что он садится на наш аэродром. Пилот выжил, но штурман Семенов, к сожалению, погиб. Эта боль оставалась с отцом до конца его жизни…

К осени 41-го Александр Покрышкин уже выполнил 190 боевых вылетов.

А зимой отец получил орден Ленина. Тогда танки генерала фон Клейста были остановлены под Шахтами, но наша разведка их потеряла. Двое пилотов, пытаясь взлететь в плохих погодных условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, разбились. Отцу на МиГе, несмотря на грязь и дождь, удалось подняться в небо. Он сумел определить местонахождение немецких танков. За эти важные разведданные его и наградили.

- Летом и осенью 41-го самолет Александра Покрышкина дважды сбивали. Как ему удалось выйти из окружения?

Первый раз самолет отца достала зенитная артиллерия 3 июля 1941 года. Тогда он на МиГе-3 летал на разведку переправы через Прут. Истребитель плашмя упал в лес. Когда отец очнулся, понял, что сильно повреждена нога. С трудом выбрался из самолета, а потом четыре дня, опираясь на палку, пробирался к своим. К тому времени его уже считали погибшим. Тогда же, находясь в санчасти, он завел свою знаменитую тетрадь, где стал отображать схемы боев…

Второй раз его самолет сбили в районе Запорожья 5 октября 41-го. Спасая своего ведомого, он длинной очередью прошил «мессер», а потом сам, на подбитом самолете, стал выходить из боя. За ним в погоню бросились сразу три немецких Ме-109, стали один за другим расстреливать самолет отца. С перебитым управлением он сумел приземлиться в поле. Последовал сильный удар. Отец потом вспоминал, что очнулся от сильной боли, теряя сознание, перевалился через борт кабины. Правый глаз был поврежден, он почти ничего не видел, стекла разбитых очков врезались ему в надбровную дугу… Отец был ранен и контужен. В лесу он встретил наших пехотинцев. Все вместе они неделю прорывались из окружения в расположение советских войск.

Уже после войны он говорил: «Кто в 1941–42 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». Советские войска отступали. Летчикам-истребителям пришлось сражаться с немцами в тяжелейших условиях.

- Уже тогда Александр Покрышкин придумал новые тактические приемы. Он не признавал шаблонов в бою?

Отец понимал, насколько устарели старые инструкции и вся тактика советских ВВС. Поэтому и придумал приемы с разомкнутым боевым порядком, с эшелонированием по высоте. Атаковал сверху, на высокой скорости, «соколиным ударом», с крутым переменным профилем пикирования, чтобы затруднить прицеливание стрелкам. В общем, воевал «не по правилам».

- При этом, будучи командиром эскадрильи, не всегда спешил выполнять непродуманные приказы…

И это сказалось на отношениях со штурманом полка Исаевым, который в конце 1942 года стал командиром полка. Дошло до того, что отца обвинили в нарушении летных инструкций, нарушении субординации, сняли с должности, вывели за штат, отозвали представление к званию Героя Советского Союза и исключили из партии. К тому времени на его счету было более 400 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов…

- Формальным поводом стала стычка в летной столовой с одним из офицеров соседнего полка?

Отец был миролюбивым человеком, даже в детстве никогда не участвовал в уличных разборках, когда двор ходил на двор. Кулаки пускал в ход, когда видел, что обижают слабого. У него было обостренное чувство справедливости. Он подлости не прощал. И если ударил тогда в столовой офицера из соседнего полка - я уверен, что по делу.

Когда отца отстранили от полетов и направили дело в трибунал, ему припомнили еще и 1937 год. Тогда он служил авиатехником. Из общежития выселили семью арестованного летчика. Женщина с тремя детьми осталась стоять под дождем. Отец отдал ей свою комнату, а сам перебрался к сослуживцу.

- В это непростое время Александр Иванович и встретил свою спасительницу и вторую половинку?

Медсестра Маша на самом деле стала его ангелом-хранителем, - рассказывает сноха именитого летчика Светлана Борисовна Покрышкина, которая стала хранительницей семейного архива. - Мария Кузьминична вспоминала, как во время ее дежурства в медсанбат пришли навестить боевого товарища три бравых летчика. Она подняла глаза от книги, встретилась взглядом с Александром Ивановичем - у нее екнуло сердце… Он ведь в тот период думал: жить или не жить? Хотел даже пустить пулю себе в висок.

- Кто спас Александра Покрышкина от трибунала?

Из госпиталя, к счастью, вернулся комиссар полка Михаил Погребной. Он-то и встал грудью на защиту отца, - рассказывает Александр Александрович. - Комиссара поддержал генерал Николай Науменко. Отцу вернули партбилет, он снова стал воевать.


Александр Иванович с любимой женой - медсестрой Машей.

«Не противник должен вас найти, а вы его»

- Покрышкин как мастер тактики особо отличился в боях над Кубанью…

Немецкое командование весной 43-го сконцентрировало в том районе свои лучшие истребительные эскадры - такие, как «Зеленое сердце» и «Мельдерс». Патрулируя воздушное пространство, отец применял такие боевые порядки, как «скоростные качели» и «кубанская этажерка». Чтобы не терять скорость в небольшой зоне, он летал не по прямой, а волнообразно, по траектории наклонного эллипса.

Авиационными частями был взят на вооружение и такой прием отца, как выход из-под удара противника на вираже нисходящей «бочкой» с потерей скорости. Враг в недоумении при этом проскакивал мимо цели - и оказывался в прицеле.

- Александр Иванович брал на себя самые опасные маневры?

Чтобы деморализовать противника, пикировал сразу на ведущего в группе и, прорываясь сквозь огонь, сбивал его. Все огневые точки на истребителе по его просьбе были переведены на одну гашетку. Бывало, ежедневно летчикам приходилось делать по пять-семь боевых вылетов…

- Только за один день, 12 апреля 1943 года, Александр Покрышкин сбил 7 немецких самолетов!

Это стало рекордом в истории советской авиации. Интересно, что до мая 43-го он воевал на самолете с бортовым номером 13, к которому до него многие летчики из суеверия даже не подходили. Свою «Аэрокобру» отец ласково называл «кобряткой».

Теряя свои самолеты, немцы стали предупреждать друг друга в эфире: «Внимание, внимание! В воздухе Покрышкин!»

Кто-то сейчас говорит, что это все сталинская пропаганда, но так было на самом деле. У отца в дивизии служил молоденький механик по радиооборудованию Илья Гурвиц, который хорошо знал немецкий язык. У них в звене управления стоял американский радиоприемник. Илья рассказывал: когда летчики поднимались в воздух, они внимательно слушали, что происходит в эфире, и там нередко звучало: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!» После войны генерал-полковник в отставке Горелов рассказывал, что немецкие наводчики с земли часто называли фамилию отца. И асы люфтваффе кидались врассыпную…


Сноха и сын Александра Покрышкина у портрета летчика-истребителя.

- Александр Покрышкин был еще и отличным наставником?

Вечером, после полетов, летчики собирались у отца в землянке, которую называли «академией Покрышкина». Всем им были положены боевые сто грамм. Но отец не отпускал их на отдых, пока они досконально не проведут разбор полетов. Учил: «Не противник должен вас найти, а вы его. Внезапность и инициатива - вот победа». Причем ни при каких обстоятельствах отец не ругался матом. Самым страшным ругательством у него было слово «слабак». Хвалил, правда, подчиненных тоже односложно, коротко бросая: «Нормально».

Больше всего отец гордился не полученными орденами и медалями, а тем, что по его вине не погиб ни один из его ведомых. Бывало, у него на прицеле был немецкий самолет, но он бросал его, если видел, что ведомому нужна помощь.

Один из лучших немецких летчиков Эрих Хартманн порой недоумевал: только, мол, ушел от Покрышкина, как появился второй, а потом и третий Покрышкин… А просто ребята в дивизии отца были обучены той же технике, той же тактике, что применял он сам. Все они были «покрышкинцами», со своим характерным почерком. Отец вырастил 30 Героев Советского Союза, шестеро были удостоены Золотых Звезд дважды…

Один из сослуживцев Александра Покрышкина вспоминал, что сначала он запрещал своим летчикам расстреливать немецких пилотов, которые покидали сбитый самолет на парашютах…

Так и было, но до определенного момента, - рассказывает внук летчика-аса, программист Александр Покрышкин. - Но однажды к их дивизии прибился мальчик-сирота, который стал сыном полка. Дед взял над ним личное шефство, скрупулезно всему обучал. В один из вылетов самолет, на котором он поднялся в воздух, сбили. И когда парень спускался на парашюте, немцы его расстреляли. После этого дед дал команду не щадить немецких парашютистов.

- О невероятном везении Александра Покрышкина ходили легенды...

Я считаю, что большую роль в неуязвимости Александра Ивановича сыграла его мать Ксения Степановна, которая постоянно молилась за сына, - считает Светлана Борисовна. - С Александром Ивановичем ведь происходили совершенно мистические вещи. Он вспоминал, как однажды немцы атаковали аэродром кассетными бомбами-«лягушками», которые подпрыгивали и взрывались, поражая все вокруг мелкими осколками. Он бежал к своему МиГу, а пикирующий немецкий бомбардировщик сбросил на него кучу «лягушек» - бомбы упали совсем рядом, но не взорвались… Был случай, когда пулеметной очередью прошило фонарь его истребителя, одна из пуль прошла через сиденье с правой стороны, повредив плечевой ремень, и, отрикошетив от левой стороны, всего лишь поцарапала ему подбородок. В другой раз, когда Александр Иванович заходил в хвост бомбардировщику «Юнкерс-88» и думал, что стрелок убит, тот дал очередь. Одна из пуль попала ему в оптический прицел, отклонись она на сантиметр - и летчика бы не стало.

Александр Иванович в 44-м отказался от генеральской должности. Мог закончить войну в штабе ВВС, но предпочел вернуться на фронт…

Отец не был честолюбивым человеком. Когда при наступлении на Берлин, в весеннюю распутицу, стали непригодны грунтовые аэродромы, истребительная дивизия отца полтора месяца взлетала и садилась на участок автострады Бреслау–Берлин. Первым этот «аэродром» опробовал сам отец со своим ведомым Голубевым. Ширина шоссе там была на три метра уже размаха крыльев «Аэрокобры»…

Официально считается, что Александр Покрышкин лично сбил 59 самолетов, и еще 6 - в группе. А на самом деле каков его личный счет?

На День Победы, 9 мая, к Александру Ивановичу приезжали его фронтовые друзья. За столом они вспоминали годы войны, свою молодость, - рассказывает Светлана Борисовна. - Из их разговоров мы поняли, что сбитых самолетов на счету Александра Ивановича гораздо больше. Сам же он твердил: «Раз написано 59 - значит, 59». Когда Мария Кузьминична спрашивала: «Где же остальные?» - он говорил: «Ушли в счет войны!»

Когда в 1985 году мужа не стало, Мария Кузьминична, разбирая его вещи, нашла блокнот с пометками о сбитых самолетах. Эти записи Александр Иванович делал исключительно для себя. Реликвию она отдала молодым ученым-исследователям из Новосибирска. Они сопоставили данные с архивными записями, воспоминаниями однополчан Покрышкина и насчитали 116 сбитых самолетов, три из которых были им уничтожены на земле, а 6 - сбиты в группе.

Его ведомый, Георгий Гордеевич Голубев, который жил в Киеве, потом говорил, что и это не окончательная цифра. В 44-м, когда Александр Иванович принял командование 9-й гвардейской авиадивизией, а затем получил третью Звезду Героя, ему запретили боевые вылеты, потому как комдивам это было «не положено», да и берегли Героя. А для истинного летчика это было сродни наказанию. Александр Иванович, конечно, поднимался в воздух. Как он сам скромно говорил: «Не летал, а так - подлетывал». И сбивал немецкие самолеты, только трофеи записывал на счета своих ребят. «Отдавал» он сбитые самолеты и ранее, в самый разгар войны, когда «ставил молодняк на крыло», чтобы подбодрить неоперившихся летчиков. На счету же Александра Ивановича остались исключительно «легальные» победы.

Не пошли в зачет и те самолеты, которые он сбил в 41-м году. Архивы при отступлении штабисты истребительного полка сожгли, так как была угроза, что они попадут к немцам. Все данные пропали.


Памятник прославленному летчику на его родине в Новосибирске.

Не искал дружбы в верхах

После войны Александр Покрышкин служил в войсках ПВО. Удивительно, но боевой летчик, трижды Герой, до 1953 года оставался полковником. Даже когда командовал корпусом.

Документы на его повышение были подписаны еще в феврале 44-го, - говорит Александр Александрович. - Но отец был принципиальным человеком. Для него не существовало полутеней: если белое - значит, белое, а черное - значит, черное. Мама недаром называла его «ортодоксом». После войны он мог стать заместителем Василия Сталина, который был командующим Московским военным округом. И ему тут же присвоили бы звание генерала. Отец приехал по вызову Василия Иосифовича точно к назначенному времени. Полтора часа прождал его в приемной. Узнав у адъютанта, что все это время Василий Сталин на конюшне инспектировал новых лошадей, развернулся и ушел.

Перед начальством Александр Покрышкин никогда не прогибался. «Генеральских» залов не признавал, обедал в общей офицерской столовой. В начале 70-х, на Международном авиасалоне в Ле Бурже, будучи командующим 8-й отдельной армией ПВО, мог подыграть генсеку Брежневу, но против себя не пошел.

Леонид Ильич в окружении многочисленной свиты остановился тогда у одного из истребителей и спросил отца: «А помнишь, Александр Иванович, как мы в 45-м с тобой шли вместе на Параде Победы?» Отец лукавить не мог, ответил честно: «Нет, не помню». Отец в 45-м нес знамя 1-го Украинского фронта. С Леонидом Брежневым они шли по Красной площади в разных колоннах, знакомы тогда не были.

Летчик-ас никогда не искал дружбы в верхах. Общался только с близкими по духу людьми. Две военные академии - Общевойсковую имени Фрунзе и Генерального штаба - окончил с золотыми медалями. Первым из действующих командующих защитил диссертацию. В декабре 1972-го ему было присвоено звание маршала авиации. А с 1972 по 1981 год, около десяти лет, он был председателем Центрального комитета ДОСААФ.

Почти все вещи и награды Александра Покрышкина его родные отдали различным музеям.

У нас остались лишь личный экслибрис отца, посмертная его гипсовая маска, армейская фуражка, обгрызенная любимцем домочадцев ирландским сеттером… - говорит Александр Александрович. - И, конечно, его фотографии. На многих из них он запечатлен с фронтовыми друзьями в День Победы. До конца жизни 9 Мая оставался для него самым любимым праздником в году.