Дом № 3, город Санкт-Петербург, Россия, 194064

Награды

История

  • г. (8 ноября). Основание Академии. Первоначальное название «Высшая военная электротехническая школа комсостава Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА)»
  • г. (21 января). Приказом Народного комиссара обороны (НКО) СССР академия стала именоваться Военной электротехнической академией связи.
  • г. (5 июля 1946). На основании директивы ГШ РККА академия стала именоваться Военной Краснознамённой академией связи им. С. М. Буденного.
  • 1952 год, на базе академии связи создаются две академии: Военная академия связи (командная) и Военная инженерная академия связи имени С. М. Будённого.
  • 1957 год, они вновь объединяются в одну - Военную академию связи имени С. М. Будённого.
  • г. (29 августа 1998). Постановлением правительства Российской Федерации № 1009 Военная академия связи преобразована в Военный университет связи с филиалами в г. Рязань , Кемерово , Ульяновск .
  • 9 июля 2004 г. постановлением правительства Российской Федерации № 937-р Военный университет связи преобразован в Военную академию связи имени С. М. Будённого.

Специальности

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

11.05.04 Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи

  • Специализация: системы радиосвязи специального назначения;
  • Специализация: системы специальной спутниковой связи;
  • Специализация: многоканальные телекоммуникационные системы;
  • Специализация: оптические системы связи;
  • Специализация: системы коммутации и сети связи специального назначения;

09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения

  • Специализация: эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей специального назначения;
  • Специализация: автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • Специализация: математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Срок обучения 5 лет

Форма обучения – очная.

Выпускникам академии присваивается воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ и квалификация «инженер», выдается диплом государственного образца.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

210709 Многоканальные телекоммуникационные системы;

210721 Радиосвязь, радиовещание и телевидение;

210723 Сети связи и системы коммутации;

Срок обучения 2 года 10 месяцев.

Форма обучения – очная.

Выпускникам академии присваивается воинское звание ПРАПОРЩИК и квалификация «техник», выдается диплом общегражданского образца.

Выпускники предназначены для прохождения службы в частях, соединениях, учреждениях связи всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации, других министерств и ведомств в первичных должностях: техник, начальник аппаратной и других должностях, соответствующих его квалификации.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.

Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого готовит специалистов в области коммуникаций и автоматизации для ВС РФ и других ведомств, является одним из первых военно-образовательных учреждений России. За время существования учебного заведения для Вооруженных Сил Российской Федерации было подготовлено более 32 000 офицеров, а также более 4 тысяч офицеров для военных ведомств других стран, около двух тысяч выпускников стали кандидатами и более ста докторами наук. ВУЗ предоставил 8000 офицерам возможность получить дополнительное образование по специальной системе подготовки.


История создания

Военная академия основана 8 ноября 1919 года. В этот день вышел приказ Реввоенсовета Советской Республики, согласно которому отдел электротехники Высшей военно-инженерной школы был преобразован в Высшую военную электротехническую школу командного состава РККА (рабоче-крестьянская Красная Армия). В 1921 году по итогам реорганизации школа преобразована в Военную электротехническую академию рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота со сроком обучения 4 и 5 лет. 28 августа 1923 года произошло объединение с Военно-инженерной академией, в результате была образована Военно-инженерная и электротехническая академия.


С 1925 по 1946 годы академия пережила немало реорганизаций, все преобразования осуществлялись для подбора оптимальной формы обучения связистов из числа офицерского состава. В 1925 году по Постановлению Совета Народных Комиссаров СССР была создана Военно-техническая академия имени Ф. Э. Дзержинского. По итогам реорганизации были объединены артиллерийская, военно-инженерная и электротехническая академии для подготовки офицеров с высшим военно-техническим образованием из числа командного состава.

21 мая 1932 года по постановлению Комиссии Обороны при СНК СССР были развернуты новые специальные академии РККА, в их число попала и Военно-техническая академия. На базе академии было развернуто 6 факультетов:

  1. Командный.
  2. Радиотехнический.
  3. Проводной связи.
  4. Промышленный.
  5. Электротехнический.
  6. Энергетический.

Дополнительно в штат академии включались курсы усовершенствования высшего начальствующего состава связи, которые в 1933 году были преобразованы в Вечерний факультет связи.

7 мая 1932 года состоялась торжественная церемония закладки Академгородка на проспекте Бенуа, строительство было окончено в 1936 году.

25 апреля 1933 года по приказу Реввоенсовета СССР ВУЗ получил название Военной электротехнической академией имени С. М. Будённого. Такое решение было принято в честь 50-летия революционера и героя гражданской войны, члена РВС СССР Семёна Михайловича Будённого.


В 1941 году учреждение реорганизовано в Военную электротехническую академию связи, сделано это для разработки централизованной и единой системы подготовки квалифицированных специалистов для военных ведомств связи.

23 ноября 1941 года по постановлению ГКО академия была эвакуирована в Томск. 18 декабря первые эшелоны прибыли в сибирский город, а уже 12 января 1942 года начались плановые занятия на всех факультетах в обычном режиме, но в новых условиях. В апреле 1944 года ГКО постановил реэвакуировать образовательное учреждение.

В октябре 1944 года по решению Президиума Верховного Совета СССР академия получает Красное знамя с надписями «За нашу советскую Родину» и «Военная электротехническая академия связи Красной Армии имени С. М. Будённого». 7 ноября академия получила орден Красного Знамени в честь 25-летия со дня основания. С этого дня именуется как Военная электротехническая Краснознаменная академия связи Красной Армии имени С. М. Будённого. С 1946 года после очередной реорганизации стала называться Военной Краснознаменной академией связи имени С. М. Будённого.

В 1952 году на базе образовательного учреждения были созданы Военная академия связи (для командного состава) и Военная инженерная академия связи имени С. М. Будённого. В 1957 году две академии объединены в Военную академию связи имени С. М. Будённого. В 1958 году на основании решения Правительства СССР о недопустимости присвоения воинским частям, образовательным и иным учреждениям имени здравствующего видного государственного деятеля из названия академии было убрано имя командарма Семёна Михайловича Будённого.

В 1998 году по приказу Министра РФ академия реорганизована в Военный институт связи. В качестве дополнительных факультетов институт был дополнен Высшим военно-инженерным училищем связи Санкт-Петербурга. Филиалам академии стали Рязанское высшее военное командное училище связи, высшее военно-инженерное училище в Ульяновске и высшее военное командное училище связи в Кемерово.

С декабря 2008 года образовательное учреждение именуется как Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого.

Герб Военной академии связи им С.М. Буденного

На базе академии основаны подразделения слушателей и курсантов, подразделения дополнительного образования, подразделения по подготовке национальных военных кадров для иностранных государств, подразделения обеспечения и исследований. В учебном заведении работает докторантура и адъюнктура. Для поступления в докторантуру офицер должен иметь учёную степень доктора наук, прием на конкурсной основе. В адъюнктуру на очной форме обучения принимаются офицеры с высшим профессиональным образованием.

Структура ВУЗа

Структура академии имени С. М. Будённого включает:

  • факультет управления (командование и службы);
  • факультет слушателей (на базе магистратуры);
  • три факультета (подготовка курсантов по специальным программам);
  • курс среднего профессионального образования;
  • факультет по подготовке военных специалистов для иностранных государств;
  • факультет повышения квалификации и переподготовки офицеров;
  • 11 общеакадемических кафедр и 10 в составе факультетов;
  • база обеспечения (клуб, музей, библиотека, поликлиника, военный оркестр и центр по обработке информации);
  • инженерно-технический учебный центр;
  • кадетский корпус на базе школы IT-технологий.

Награды академии

За свою историю академия имени С. М. Будённого не раз удостаивалась высоких наград:

  1. Орден Красного Знамени. Награда получена в честь 25 годовщины с дня основания учебного заведения, а также за успехи в подготовке офицеров и инженеров для войск связи и заслуги перед Отечеством. Орден вручен по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 7 ноября 1944 года.
  2. Юбилейный почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Вручен по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года за заслуги в подготовке кадров офицерского состава для Вооруженных Сил СССР, приурочен к 50-летию со дня основания Армии и ВМФ СССР.
  3. Орден Ленина. За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для ВС СССР в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года


Академия имеет немало наград иностранных государств:

  1. Орден «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте. Германская Демократическая Республика
  2. Орден «Народная Республика Болгария» I степени. Народная Республика Болгария
  3. Командорский Крест со Звездой ордена Заслуги. Польская народная республика.
  4. Орден Боевого Красного Знамени. Монгольская Народная Республика
  5. Орден Боевой Доблести I степени. Социалистическая Республика Вьетнам.
  6. Орден Красного Знамени. Чехословацкая Социалистическая Республика.
  7. Орден Красной Звезды. Венгерская Народная Республика.

Условия поступления

Кандидатами для поступления Военную академию связи могут стать граждане РФ со средним общим образованием, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к обучению в ВУЗе, а также прошедшие предварительный профотбор. К поступлению допускаются:

  • лица от 16 до 22 лет не проходившие военную службу в рядах ВС РФ;
  • лица прошедшие военную службу в рядах ВС РФ, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и не достигшие 24-летнего возраста;
  • военнослужащие (не из офицерского состава) проходящие военную службу по контракту, не достигшие 27-летнего возраста.

Возраст абитуриентов определяется на 2 августа текущего года поступления в учебное заведение. Для лиц, желающих поступить в военную академию, необходимо подать заявление в военный комиссариат по месту жительства (воспитанники Суворовского военного училища и других кадетских корпусов подают заявление на имя начальника своего образовательного учреждения) до 1 апреля. Военнослужащие срочной службы или по контракту подают рапорт на имя командира воинской части до 1 марта текущего года на момент поступления.


К заявлению или рапорту следует приложить следующие документы:

  • копии документов подтверждающих личность и гражданство;
  • автобиография;
  • копия документа об образовании (для учащихся школ справка о текущей успеваемости);
  • характеристика с места работы, службы, учебы;
  • три фотографии 4,5х6 см;
  • для военнослужащих копии военного билета и служебной карточки;
  • копии документов, предполагающих возможность льготного поступления по законодательству Российской Федерации.

В военном комиссариате и воинской части дополнительно необходимо оформить:

  • карту мед.освидетельствования и профессионального психологического отбора;
  • допуск к информации, содержащей государственную тайну (2 форма).

Оформленное в соответствии с установленным образцом личное дело высылается любым доступным способом на адрес Академии. После допуска к профессиональному отбору кандидата на поступление вызывают для прохождения испытаний на 1 или 10 июля года поступления.

Вступительные испытания состоят из нескольких этапов. Приемная комиссия оценивает уровень подготовки кандидата на общеобразовательном уровне исходя из результатов Единого Государственного экзамена (ЕГЭ). Для получения высшего профессионального образования потребуются результаты по таким дисциплинам, как русский язык, математика, информатика и физика, для получения среднего профессионального образования достаточно результатов ЕГЭ по математике и русскому языку.

Проверка уровня физической подготовки проводится на основе нескольких упражнений:

  • для мужчин и юношей подтягивание на перекладине, бег на 100 и 3000 мм;
  • для женщин и девушек подъем туловища из положения лёжа за одну минуту, бег на 100 и 1000 м.

После прохождения отбора кандидаты заносятся в конкурсные списки, далее по результатам общего конкурса зачисляются в образовательное учреждение.


Курсанты на пробежке

Полный перечень условий и дополнительную информацию, можно скачать по ссылке -

Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного — одно из старейших военно-учебных заведений страны, осуществляющее подготовку специалистов в области телекоммуникаций и автоматизации для Вооруженных Сил Российской Федерации, других министерств и ведомств. За годы существования в вузе подготовлено более 35 тысяч офицеров для Вооруженных Сил нашей страны, свыше 4,5 тысяч офицеров для армий иностранных государств, более 2 тысяч кандидатов и более 100 докторов наук. 8 тысяч офицеров прошли обучение в системе дополнительного профессионального образования.

Днем создания академии является 8 ноября 1919 года, когда электротехнический отдел Высшей советской военно-инженерной школы приказом Реввоенсовета Республики преобразуется в Высшую военную электротехническую школу комсостава Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1921 году она реорганизуется в Военную электротехническую академию РККА и Флота с 4-5 годичным сроком обучения. 28 августа 1923 года Военная электротехническая академия РККА и Флота была объединена с Военно-инженерной академией и создана Военно-инженерная и электротехническая академия.

В период с 1925 по 1946 годы академия неоднократно реорганизовывалась в целях поиска наиболее оптимальной формы подготовки офицеров-связистов.

В 1946 году академия стала именоваться Военной Краснознаменной академией связи имени С. М. Буденного.

В 1952 году на базе академии связи создаются две академии: Военная академия связи (командная) и Военная инженерная академия связи имени С.М.Буденного В 1957 году они вновь объединяются в одну - Военную академию связи имени СМ. Буденного.

В 1998 году академия преобразована в Военный университет связи с филиалами в городах Рязань, Кемерово, Ульяновск.

В 2004 году Военный университет связи преобразован в Военную академию связи имени С. М. Буденного.

В 2008 г. академия стала именоваться Военной академией связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

За заслуги в подготовке офицерских кадров академия награждена орденом Красного знамени, орденом Ленина, а также наградами иностранных государств.

Академия осуществляет очную (в течение 2-х лет) подготовку офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой.

Офицеры войск связи в течение военной службы проходят переподготовку в академии на факультете переподготовки и повышения квалификации.

В академии функционируют докторантура и адъюнктура. В адъюнктуру академии очной формы подготовки на конкурсной основе принимаются офицеры, имеющие высшее образование. В докторантуру академии на конкурсной основе принимаются офицеры, имеющие ученую степень кандидата наук.

Качественной подготовке магистров и специалистов способствует высокий научный потенциал академии. В академии функционируют 10 научных школ . 73% профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень и ученое звание.

Подготовка курсантов по программам высшего образования с полной военно-специальной подготовкой осуществляется по следующим специальностям:

Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи

Специализация: системы радиосвязи специального назначения;

Специализация: системы специальной спутниковой связи;

Специализация: многоканальные телекоммуникационные системы; Специализация: оптические системы связи;

Специализация: системы коммутации и сети связи специального назначения;

Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения

Специализация: эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей специального назначения;

Специализация: автоматизированные системы обработки информации и управления;

Специализация: математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Форма обучения — очная, 5 лет.

Выпускникам присваивается воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ и квалификация «инженер» , выдается диплом государственного образца.

Подготовка курсантов по программам среднего профессионального образования со средней военно-специальной подготовкой осуществляется по следующим специальностям:

многоканальные телекоммуникационные системы;

радиосвязь, радиовещание и телевидение;

сети связи и системы коммутации.

Срок обучения 2 года 10 месяцев. Форма обучения — очная. Выпускникам присваивается воинское звание ПРАПОРЩИК и квалификация «техник» , выдается диплом государственного образца. Выпускники проходят службу в частях, соединениях, учреждениях связи всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации на первичных должностях: техник, начальник аппаратной и других должностях, соответствующих их квалификации.

Курсанты находятся на полном государственном обеспечении: бесплатное обучение, проживание, питание, обеспечение всеми установленными видами довольствия.

Для подготовки высококлассных специалистов, востребованных и в Вооруженных Силах РФ, и в других силовых ведомствах, созданы все необходимые условия: современные учебные аудитории, оснащенные новейшими техническими средствами, интерактивными системами обучения и контроля знаний, электронными тренажерами; библиотечный информационно-ресурсный центр с доступом к библиотечным фондам и Интернет-ресурсам. Совершенствование полевой выучки и практических навыков обучающихся осуществляется на базе обеспечения учебного процесса, находящейся в 25 км от г. Санкт-Петербурга.

Курсанты принимают активное участие в олимпиадах, проводимых по различным учебным дисциплинам на всеармейском, региональном и всероссийском уровнях.

Кроме качественного, серьезного образования у курсантов академии имеются возможности для отдыха и занятий спортом. Объекты учебно-спортивной базы оснащены современными тренажерными комплексами и спортивным инвентарем, имеются бассейн и стадион с футбольным полем. Спорткомплекс академии является одним из лучших среди вузов Министерства обороны Российской Федерации. Курсанты академии участвуют в соревнованиях по многим видам спорта, выступают и на первенстве России, и Европы, и Мира. Среди курсантов есть кандидаты и мастера спорта, чемпионы Европы и Мира.

Проживают курсанты в новых комфортабельных общежитиях. Питание организовано в столовой академии на 2500 посадочных мест. Имеются буфет и чайная.

Денежное довольствие курсанта рассчитывается в зависимости от воинского звания военнослужащего по контракту, выслуги лет, успеваемости, научных и спортивных достижений и составляет от 15 ООО до 22 ООО рублей в месяц, начиная со второго курса (после заключения контракта). Курсанты первого курса получают 2000 рублей в месяц как военнослужащие по призыву.

Учебный год для курсантов первого курса начинается 1 августа с обще-войсковой подготовки.

Ежегодно предоставляются летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 суток и зимний каникулярный отпуск продолжительностью 15 суток.

Имеется возможность посещения концертных залов, музеев, выставок города Санкт-Петербурга на льготных условиях.

Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного - одно из старейших военно-учебных заведений страны, осуществляющее подготовку специалистов в области телекоммуникаций и автоматизации для Вооруженных Сил Российской Федерации, других министерств и ведомств. За годы существования в вузе подготовлено более 35 тысяч офицеров для Вооруженных Сил нашей страны, свыше 4,5 тысяч офицеров для армий иностранных государств, более 2 тысяч кандидатов и более 100 докторов наук. 8 тысяч офицеров прошли обучение в системе дополнительного профессионального образования.

Днем создания академии является 8 ноября 1919 года, когда электротехнический отдел Высшей советской военно-инженерной школы приказом Реввоенсовета Республики преобразуется в Высшую военную электротехническую школу комсостава Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1921 году она реорганизуется в Военную электротехническую академию РККА и Флота с 4-5 годичным сроком обучения. 28 августа 1923 года Военная электротехническая академия РККА и Флота была объединена с Военно-инженерной академией и создана Военно-инженерная и электротехническая академия.

В период с 1925 по 1946 годы академия неоднократно реорганизовывалась в целях поиска наиболее оптимальной формы подготовки офицеров-связистов.

В 1946 году академия стала именоваться Военной Краснознаменной академией связи имени С. М. Буденного.

В 1952 году на базе академии связи создаются две академии: Военная академия связи (командная) и Военная инженерная академия связи имени С.М.Буденного В 1957 году они вновь объединяются в одну — Военную академию связи имени СМ. Буденного.

В 1998 году академия преобразована в Военный университет связи с филиалами в городах Рязань, Кемерово, Ульяновск.

В 2004 году Военный университет связи преобразован в Военную академию связи имени С. М. Буденного.

В 2008 г. академия стала именоваться Военной академией связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

За заслуги в подготовке офицерских кадров академия награждена орденом Красного знамени, орденом Ленина, а также наградами иностранных государств.

Академия осуществляет очную (в течение 2-х лет) подготовку офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой.

Офицеры войск связи в течение военной службы проходят переподготовку в академии на факультете переподготовки и повышения квалификации.

В академии функционируют докторантура и адъюнктура. В адъюнктуру академии очной формы подготовки на конкурсной основе принимаются офицеры, имеющие высшее образование. В докторантуру академии на конкурсной основе принимаются офицеры, имеющие ученую степень кандидата наук.

Качественной подготовке магистров и специалистов способствует высокий научный потенциал академии. В академии функционируют 10 научных школ . 73% профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень и ученое звание.

Подготовка курсантов по программам высшего образования с полной военно-специальной подготовкой осуществляется по следующим специальностям:

Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи

Специализация: системы радиосвязи специального назначения;

Специализация: системы специальной спутниковой связи;

Специализация: многоканальные телекоммуникационные системы; Специализация: оптические системы связи;

Специализация: системы коммутации и сети связи специального назначения;

Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения

Специализация: эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей специального назначения;

Специализация: автоматизированные системы обработки информации и управления;

Специализация: математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Форма обучения - очная, 5 лет.

Выпускникам присваивается воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ и квалификация «инженер» , выдается диплом государственного образца.

Подготовка курсантов по программам среднего профессионального образования со средней военно-специальной подготовкой осуществляется по следующим специальностям:

многоканальные телекоммуникационные системы;

радиосвязь, радиовещание и телевидение;

сети связи и системы коммутации.

Срок обучения 2 года 10 месяцев. Форма обучения - очная. Выпускникам присваивается воинское звание ПРАПОРЩИК и квалификация «техник» , выдается диплом государственного образца. Выпускники проходят службу в частях, соединениях, учреждениях связи всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации на первичных должностях: техник, начальник аппаратной и других должностях, соответствующих их квалификации.

Курсанты находятся на полном государственном обеспечении: бесплатное обучение, проживание, питание, обеспечение всеми установленными видами довольствия.

Для подготовки высококлассных специалистов, востребованных и в Вооруженных Силах РФ, и в других силовых ведомствах, созданы все необходимые условия: современные учебные аудитории, оснащенные новейшими техническими средствами, интерактивными системами обучения и контроля знаний, электронными тренажерами; библиотечный информационно-ресурсный центр с доступом к библиотечным фондам и Интернет-ресурсам. Совершенствование полевой выучки и практических навыков обучающихся осуществляется на базе обеспечения учебного процесса, находящейся в 25 км от г. Санкт-Петербурга.

Курсанты принимают активное участие в олимпиадах, проводимых по различным учебным дисциплинам на всеармейском, региональном и всероссийском уровнях.

Кроме качественного, серьезного образования у курсантов академии имеются возможности для отдыха и занятий спортом. Объекты учебно-спортивной базы оснащены современными тренажерными комплексами и спортивным инвентарем, имеются бассейн и стадион с футбольным полем. Спорткомплекс академии является одним из лучших среди вузов Министерства обороны Российской Федерации. Курсанты академии участвуют в соревнованиях по многим видам спорта, выступают и на первенстве России, и Европы, и Мира. Среди курсантов есть кандидаты и мастера спорта, чемпионы Европы и Мира.

Проживают курсанты в новых комфортабельных общежитиях. Питание организовано в столовой академии на 2500 посадочных мест. Имеются буфет и чайная.

Денежное довольствие курсанта рассчитывается в зависимости от воинского звания военнослужащего по контракту, выслуги лет, успеваемости, научных и спортивных достижений и составляет от 15 ООО до 22 ООО рублей в месяц, начиная со второго курса (после заключения контракта). Курсанты первого курса получают 2000 рублей в месяц как военнослужащие по призыву.

Учебный год для курсантов первого курса начинается 1 августа с обще­войсковой подготовки.

Ежегодно предоставляются летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 суток и зимний каникулярный отпуск продолжительностью 15 суток.

Имеется возможность посещения концертных залов, музеев, выставок города Санкт-Петербурга на льготных условиях.

Контакты

Адрес Россия, 194064, г. Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 3 Телефон

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного» предназначено для подготовки офицерских кадров с высшим военным и высшим военно-специальными образованием для всех видов и родов войск Вооруженных Сил и практически всех силовых структур России. Оно является также научно-инновационным центром по проблемам теории и практики организации связи, автоматизированного управления войсками, разработки техники связи.

На протяжении всей своей истории академия известна не только высокой организацией учебного процесса, многими поколениями своих выпускников, составивших основу офицерского корпуса войск связи, но и выдающимися учеными и новаторами, внесшими большой вклад в технический прогресс, совершенствование передовых технологий и средств связи.

Истоки становления академии

История возникновения и последующего становления Военной академии связи берет свое начало в первой половине XIX века. К этому времени усилиями ученых многих поколений мира в основном были сформулированы фундаментальные взгляды на природу электромагнитных явлений. Эти годы ознаменовались широкомасштабными исследованиями, направленными на практическое использование этих явлений в инженерном деле, в том числе в интересах военного ведомства. Впервые в Российской армии в 1840 году была сформирована при гвардейском саперном батальоне учебная гальваническая команда для обучения офицеров и рядового состава инженерных войск теориии практическому использованию гальванического тока. Затем в 1857 году была организована Военно-электротехническая школа под наименованием «Техническое гальваническое заведение», состоящее из офицерского класса и гальванической учебной роты. В последующие годы гальваническое заведение приказом по Военному ведомству № 158 от 20 июля 1894 года было преобразовано в Военную электротехническую, а затем (в 1911 году) в Офицерскую электротехническую школу с двухгодичным сроком обучения для офицеров. В состав школы входили унтерофицерский класс и электротехническая рота, где велась подготовка рядового состава специальных частей.

В связи с началом первой Мировой войны, Офицерская электротехническая школа была закрыта, а из её личного состава был сформирован специальный электротехнический батальон для выполнения боевых заданий. Однако всё возрастающий объем задач, решаемых квалифицированными военными специалистами-электротехниками, обусловил необходимость вновь открыть Офицерскую электротехническую школу для ускоренной подготовки специалистов. В августе 1917 года школа была перебазирована в Сергиев Посад Московской губернии. После подписания Декрета Советского правительства о создании Рабочекрестьянской Красной Армии Приказом Управления Военно-учебными заведениями Московского военного округа создаются первые Советские электрокурсы Красной Армии при электротехнической школе с четырехмесячным сроком обучения.

8 ноября 1919 года Приказом Реввоенсовета создана Высшая Военная электротехническая школа комсостава РККА и флотов с электрокурсами при ней. С этой даты начинается новейшая история Военной академии связи. В 1921 году Высшая Военная электротехническая школа реорганизуется в Военную электротехническую академию (ВЭТА) Красной Армии и флотов.

С целью повышения качества подготовки военных специалистов и более тесного взаимодействия ученых ВЭТА с электро- и радиотехническими предприятиями и научными организациями, в основном сосредоточенными в Ленинграде, академия была переведена в город на Неве и размещена в здании бывшей Академии Генерального штаба русской армии на Суворовском проспекте, 32.

В период с 1923 по 1931 годы ВЭТА претерпела ряд реорганизаций. Однако все более широкое оснащение войск техническими средствами связи, различными радиоэлектронными устройствами и комплексами потребовало и соответствующего увеличения количества военных специалистов для их обслуживания и боевого применения. Поэтому Правительством СССР в 1932 году принято решение о закладке нового городка для самостоятельной электротехнической академии на окраине города Ленинграда в районе дачи Бенуа (ныне Тихорецкий пр. 3). К строительству нового комплекса широко привлекались слушатели академии.

С первого апреля 1933 года академия была переподчинена начальнику связи Красной Армии. В этом же году в связис пятидесятилетием легендарного Героя гражданской войны С.М. Будённого академии было присвоено его имя. С 1941 года Военная электротехническая академия получила наименование Военная академия связи (ВАС). В 1952 году Постановлением Совета Министров СССР принято решение о разделении ВАС на две самостоятельные академии: Военную академию связи (командную) и Военную Краснознаменную инженерную академию связи. Но в 1957 году командная и инженерная академии были вновь объединены в одну. С 1998 года академия была преобразована в Военный университет связи, а с 2001 года было восстановлено наименование - Военная академия связи.

В предвоенные годы

На всех этапах истории Военной академии связи вопросам развития научно-технического творчества со стороны командования уделялось постоянное внимание. Уже в 1920 году в подразделениях были организованы «Кружки изобретателей», основные задачи которых были сформулированы следующим образом:

  • изготовление собственными силами лабораторных приборов;
  • оказание помощи сотрудникам академии в доработке и проталкивании имеющихся изобретений;
  • освобождение страны от зависимости от иностранного импорта радиооборудования.

Усилия творческих коллективов в значительной мере способствовали созданию в кратчайшие сроки лабораторного оборудования для проведения учебных занятий и научных исследований. В ходе этих мероприятий многие слушатели, преподаватели и научные сотрудники приобрели неоценимый опыт технического творчества.

Одновременно учеными академии создаются принципиально новые технические решения, направленные на создание эффективных средств связи. В 1921 году Президиум ВСНХ вынес решение установить «опытную телефонную трансляцию на станции Бологое и в двух конечных пунктах «Москва-Кремль» и «Петроград-Смольный». С заданием блестяще справился выдающийся русский ученый изобретатель профессор Коваленко Валентин Иванович. Работа ученого в академии была высоко оценена Комитетом по делам изобретений: «Принимая во внимание исключительное значение данного изобретения для техники связи не только в Российском, но и всемирном масштабе, крупную многолетнюю научную исследовательскую работу, положенную в основание этого изобретения и труды по изготовлению лабораторных приборов и установок в крайне неблагоприятных условиях, премировать профессора Коваленкова В.И.». Неустанная творческая деятельность и огромная эрудиция в вопросах теориии техники связи способствовали получению им выдающихся результатов и десятков изобретений в области телефонной трансляции, устройств высокочастотной связи, катодных реле, говорящего кинематографа, телевидения и др.

В 1939 году В.И. Коваленков был избран членом-корреспондентом АН СССР. Его плодотворная работа была отмечена в 1941 году Сталинской премией и орденом Красной звезды.

Особую роль сыграли ученые академии в предвоенные годы и в период боев в Финляндии. По заданию штаба ЛенВО новаторы академии создали более 40 изобретений, реализованных промышленностью. Созданные образцы поступили на вооружение войск. 30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Оснащение, вооружение и тактика финской армии были хорошо приспособлены к ведению боевых действий в условиях зимы. Кроме того, финны активно применяли мины.

По некоторым данным, за первый день боев под Белоостровом наши потери составили около 10 тысяч человек. Вечером 1 декабря 1939 года академия получила специальное задание от руководства города и командования Ленинградского военного округа сконструировать прибор для обнаружения мин. А через одни сутки (!), т.е. 2 декабря, опытный образец был уже готов. Его назвали «ИМВЭТА» (Искатель мин Военной электротехнической академии). Этот настоящий изобретательско-конструкторский подвиг совершили сотрудники кафедры радиоприёмных устройств академии во главе с военинженером I ранга Н.М. Изюмовым и военинженером II ранга В.Н. Ивановым. По указаниям командующего войсками Ленинградского военного округа на заводе имени Козицкого уже на следующий день начался ежесуточный выпуск по 100 миноискателей. Для инструктажа специалистов в войска выехали добровольцы слушатели академии, в числе которых был слушатель пятого курса капитан А.И. Белов - будущий маршал войск связи, начальник связи Вооруженных Сил СССР. За ударную работу по созданию миноискателя и большую помощь, оказанную фронту, изобретатели «ИМВЭТА» Н.М. Изюмов и В.Н. Иванов были награждены орденами Трудового Красного Знамени, а их изобретение было зарегистрировано в ГБПРИ при Госплане Союза ССР за № 3432/344.

В годы суровых испытаний

С началом Великой Отечественной войны из лучших творческих сотрудников академии была создана научно-техническая группа содействия фронту. Задачей группы была разработка технических предложений, направленных на повышение устойчивости связи, надежности работы средств связи и ускорение их ремонта в боевых условиях. В состав группы технической помощи фронту вошли ведущие специалисты по войсковой связи (руководитель бригинженер Н.С. Бесчастнов), радиообнаружения (военинженер Н.М. Изюмов), спецтехнике (военинженер Н.А. Лившиц), сигнализации (дивинженер В.А. Крейчман) и энергоснабжения (дивинженер Н.Н. Луценко). Военные инженеры П.Н. Кулаков, П.А. Анисимов, А.П. Удалов. Cовместно с офицерами связистами Балтийского флота выполнили научно-техническое сопровождение работ по прокладке телефонного кабеля по дну Ладожского озера, чем обеспечили устойчивую связь с Большой землей блокадного Ленинграда.

С начала войны и до ноября 1941 года выполнено 92 НИР в интересах фронта. Разработаны приставки для буквопечатания по радио с применением телеграфных аппаратов СТ35, спроектированы и испытаны совместно с промышленностью радиостанции РЛ6, «Прима», радиоприемник 5С2, запущенный в серийное производство, танковые радиостанции РСБ и автомобильные РМСК. Эти и многие другие разработки академии во многом решали проблемы обеспечения устойчивой связи в боевых условиях.

Большой вклад в укрепление обороноспособности страны внес выпускник Военной академии связи талантливый конструктор и ученый Берия Серго Лаврентьевич. После окончания в 1941 г. средней школы 17-летним юношей он добровольно поступил в Центральную радиотехническую лабораторию МВД СССР, и после трехмесячных курсов в звании техник-лейтенанта начал службу в армии. В качестве радиста в составе разведгруппы по заданию ГШ выполнил ряд ответственных заданий за пределами СССР (1941 г. в Иране и Курдистане) и в 1942 г. в составе Северо-Кавказской группы войск. За образцовое выполнение этих заданий награжден медалью «За оборону Кавказа» и орденом «Красной звезды». В 1942 году направляется на учебу в Военную академию связи им. С.М. Буденного. В период учебы по личному указанию Верховного Главнокомандующего и начальника ГШ неоднократно направлялся для выполнения специальных секретных заданий (1943-1945 гг. Тегеранская и Ялтинская конференции союзников, 4-й и 1-й Украинские фронты). В 1947 г. после окончания с Золотой медалью Военной академии связи направлен в проектно-конструкторскую организацию п/я 1323 (впоследствии знаменитое КБ1), где вскоре назначен на должность главного конструктора ракетно-космических систем. Принимал активное участие в испытаниях первой атомной и водородной бомб, в создании подводных стартов баллистических ракет. В 1948 г. защитил кандидатскую, а в 1952 г. - докторскую диссертации. За успешное выполнение правительственных заданий по созданию новейших образцов вооружения ракетно-космических систем, - награжден орденом Ленина, Государственной премией СССР. В последние годы жизни - научный руководитель, Главный конструктор отделения новых физических проблем Академии наук Украинской ССР, с 1990 г. возглавлял киевский НИИ «Комета».

Трудно перечислить заслуги перед государством и мировым научным сообществом выдающегося ученого и педагога Льва Матвеевича Финка, который 30 лет своей педагогической и исследовательской деятельности посвятил Военной академии связи. В годы войны Л.М. Финк разработал устройство, обеспечивающее возможность с точностью до фазы настраивать наши мощные передатчики на частоту немецких вещательных станций. Это позволяло паузы фашистских передач заполнять репликами наших дикторов. Эффект был шокирующим. В паузе после выступления гитлеровского министра пропаганды Геббельса, где он патетически вещал о героизме фашистских солдат, эфир внезапно заполнял голос нашего диктора на чистейшем немецком языке: «Каждый семь секунд в России погибает один немецкий солдат. Герр Геббельс говорил двадцать минут, за это время в России погибло 170 солдат немецкой армии. Среди них мог оказаться ваш муж, брат, сын. Долой гитлеровскую войну!» За изобретение, разработку и использование этого устройства Л.М. Финку в 1942 году была присуждена Сталинская премия 1-й степени. Л.М. Финк обладал первопроходческим даром. Им был написан первый в мире учебник по «Общей теории связи», впервые поставлен и прочитан курс по радиоразведке и постановке радиопомех. Им разработаны методы оптимального некогерентного и разнесенного приема, объединения процедур демодуляции и декодирования, определения оптимальных кодов по энергетическому критерию - это далеко на полный перечень научных результатов доктора технических наук, профессора Л.М. Финка. Все эти, казавшиеся в середине прошлого века сугубо теоретическими, методы сейчас «встроены» в мобильные телефоны и другие системы цифровой связи.

В 1941-1945 гг. не прекращалось обучение и выпуски офицеров связистов для действующей армии. В эти годы академия временно находилась в Томске. За этот период не прекращалась напряженная учебная и научная работа коллектива академии. Подготовлены для фронта тысячи специалистов связи, в том числе по ускоренным программам обучения. Защищены 2 докторские и 30 кандидатских диссертаций. Получено 21 авторское свидетельство на изобретения. Необходимо отметить и то, что в 1942 г., т.е. в самый разгар войны, академия перешла на полный курс подготовки специалистов, что ярко свидетельствовало о той важнейшей роли, которая уделялась проблеме организации связи в войсках. Выпускники академии занимали ответственные должности по организации связи на фронтах. Среди них 30 выпускников были начальниками и заместителями начальников управлений связи фронтов; 40 воспитанников - начальниками связи армий. Высокий уровень знаний, полученных воспитанниками военной академии связи, стал основой их умелого, высокопрофессионального выполнения обязанностей на должностях, непосредственно не связанных со связью.

В годы войны генерал-полковник А.Н. Боголюбов являлся начальником штаба нескольких фронтов, генерал-полковник А.А. Грызлов был первым заместителем начальника Главного оперативного управления ГШ Красной Армии. Командиром стрелковой дивизии прошел боевойпуть полковник А.В. Шуньков; руководителем партизанского движения под псевдонимом «Батя» воевал полковник Г.М. Линьков; командиром 1-го Советского партизанского полка в составе сил сопротивления фашистам во Франции был воспитанник академии легендарный С.А. Агджян, который награжден высшим орденом Франции лично Президентом Ш. Де Голем. В годы войны воспитанники академии за мужество и героизм удостоены звания Героя Советского Союза. Это генерал-полковник Боголюбов Александр Николаевич, генерал-лейтенанты Пилипенко Михаил Корнеевич и Сысолятин Иван Матвеевич, полковники Гадельшин Хамид Габдулович, Гриненко Максим Емельянович, Дребот Иван Захарович, Линьков Григорий Матвеевич, Пчелинцев Владимир Николаевич, Самсонов Владимир Андреевич, Смирнов Василий Алексеевич, Шишков Виктор Федорович, Шулятиков Василий Александрович, подполковник Солдатенко Василий Григорьевич, майор Захаров Геннадий Михайлович.

Через десятки лет после победы в Великой Отечественной войне за мужество и героизм, проявленные в ходе Чеченской компании, званий Героев Российской Федерации удостоены воспитанники академии генерал-лейтенант Островский Эдуард Григорьевич и майор Полковников Дмитрий Александрович. За выдающиеся творческие достижения в разработке и внедрении новейших образцов техники связи золотыми медалями Героев Социалистического труда награждены воспитанники академии генерал-лейтенант Кисунько Григорий Васильевич, генерал-лейтенант Плешаков Петр Степанович, генерал-полковник Псурцев Николай Демьянович.

Не будет преувеличением сказать, что из числа выпускников всех военных академий наибольшее число воспитанников Военной академии связи, выросли в крупных государственных деятелей. Различные министерства СССР и Российской Федерации возглавляли: маршал войск связи И.Т. Пересыпкин, адмирал А.И. Берг, генерал-полковник Н.Д. Псурцев, генерал-полковник П.С. Плешаков, генерал-полковник А.А. Иванов. Более 20 человек были заместителями министров. Среди них маршал войск связи Н.Н. Алексеев, генерал армии Н.П. Емохонов, генерал-лейтенант Э.Г. Островский, генерал-майор О.Ф. Эскин и др. Генерал-полковник Е.П. Маслин возглавлял Главное управление Министерства обороны, маршал инженерных войск В.К. Харченко руководил инженерными войсками ВС СССР. Генерал-майор Ф.Т. Саркисян - председатель Совета Министров Армянской ССР, а затем - Президент академии наук Армении. В академии получили образование большинство начальников связи ВС страны: маршалы войск связи И.Т. Пересыпкин, А.И. Леонов, А.И. Белов, генерал армии К.И. Кобец, генерал-полковники О.С. Лисовский, Г.П. Гичкин, Ю.М. Залогин, Н.П. Ляскало, Е.А. Карпов, генерал-лейтенанты Е.Р. Мейчик, В.А. Малюков, генерал-майор Х.А. Арсланов.

На протяжении многих лет научно-педагогической деятельностью в Военной академии связи занимались ученые с мировыми именами: «дедушка» ядерной физики академик А.И. Иоффе, организатор радиоэлектронной промышленности СССР и основоположник отечественной кибернетики академик А.И. Берг, один из создателей противоракетной обороны страны академик Г.В. Кисунько, лауреаты Сталинской премии академик В.И. Коваленко, профессор Л.М. Финк, лауреаты Государственной премии профессора А.Ф. Белецкий, Б.Я. Дудник, А.О. Буткевич, заслуженные деятели науки и техники РСФСР Н.М. Изюмов, Н.И. Буренин, В.Ф. Комарович,А.Т. Лебедев и др.

В Военной академии связи выросли 20 «Заслуженных изобретателей Российской Федерации»: - Ю.К. Муравьев, Л.А. Меерович, Н.Е Тортладзе, В.П. Чернолес, А.В. Терентьев, П.Л. Смирнов, В.А. Липатников, О.В. Попов, В.П. Постюшков, Э.Р. Кейн, В.И. Жикулин, Д.Л. Бураченко, Н.Г. Фитенко, А.М. Лихачев, С.Н. Агиевич, Г.В. Шарко, В.Ф Комарович, И.Б. Паращук, Р.В. Максимов, С.В. Дворников. Многие из них продолжают плодотворно работать в академии и составляют, без преувеличения, её уникальный интеллектуальный капитал, золотой фонд Военной науки.

Академия в инновационном процессе

В послевоенные годы по ряду научных направлений в академии были развернуты фундаментальные научные исследования. Под руководством крупного ученого профессора М.О. Канторовича начали проводиться широкомасштабные теоретические и экспериментальные исследования по построению подземных антенн для защищенных радиоцентров. Результатом этих работ явились десятки новых изобретений, на основе которых были созданы типовые проекты: многосекционные подземные антенны (МПА), фазированные МПА, импедансные МПА, которыми были оснащены практически все военные стационарные узлы связи. Выдающийся вклад в создание новейших образцов подземных антенно-фидерных устройств внесли ученые и яркие изобретатели академии: Ю.К. Муравьев, В.П. Серков, А.Д. Истрашкин, И.Н. Самуйлов и другие.

В 60-е годы в академии разработан ряд основополагающих изобретений по построению магнитных импульсных генераторов и устройств цифровой обработки сигналов. Руководителем этого научного направления был профессор Л.А. Меерович, который одним из первых в Российской Федерации удостоен почетного звания «Заслуженный изобретатель РСФСР». В период с 1959 по 1965 гг. ученые академии во главе с профессором Орловским принимали участие в разработке технологий и устройств, обеспечивших впервые в мире съемку обратной стороны Луны и обработку данных, полученных автоматическими межпланетными станциями «Луна-3» и «Зонд-3».В середине 60-х годов одним из направлений по совершенствованию систем управления и связи было создание подвижных пунктов управления (ПУ) на воздушных (ВзПУ), железнодорожных (ЖдПУ), грунтовых и морских подвижных объектах, оснащенных бортовыми узлами связи. Реализация этих замыслов натолкнулась на ряд, казалось бы, непреодолимых научно-технических проблем, связанных с обеспечением эффективной работы бортового комплекса радиоэлектронных средств (РЭС) при одновременном достижении их электромагнитной совместимости.

В ряду этих проблем наиболее сложной являлась задача построения бортовых антенных комплексов, наиболее полно удовлетворяющих всем техническим и эксплуатационным требованиям. К решению этой задачи в середине 60-х годов приступила группа ученых академии во главе с профессором Ю.К. Муравьевым и начальником научно-исследовательской лаборатории А.О. Буткевичем. Напряженный творческий труд ученых-изобретателей увенчался блистательным успехом. Менее чем через год были разработаны и внедрены бортовые узлы связи первого поколения ВзПУ, ЖдПУ. Созданы эффективные бортовые антенные комплексы для работы в движении радиосредств, размещенных на автомобилях и бронеобъектах. Важно, что практически все предложенные и затем принятые на вооружение технические решения были защищены более 100 авторскими свидетельствами на изобретения. Активными участниками этих работ и авторами изобретений по комплексам РЭС ВзПУ, ЖдПУ и наземных подвижных объектов были ученые-новаторы академии В.А. Жуков, В.Н. Красовский, Б.В. Сосунов, В.П. Чернолес, И.Н. Янно, В.И. Яшин и другие.

Правительство высоко оценило творческий труд изобретателей. Руководитель работ А.О. Буткевич был отмечен государственной премией СССР и орденом «Трудового Красного Знамени», остальные участники работ также были награждены орденами и медалями. Вопросам обеспечения устойчивой работы систем радиосвязи в условиях воздействия как преднамеренных, так и естественных помех при одновременной работе большого числа РЭС были посвящены комплексные исследования ученых академии по проблемам оценки статистических свойств помех в различных частотных диапазонах. В рамках этих исследований разработано свыше тридцати изобретений, которые были положены в основу принятой на вооружение в войсках связи аппаратуры частотно-диспетчерской службы.

Группой ученых академии (Э.Р. Кейн, Е.В. Лебединский, М.В. Ковалеров) были разработаны способы организации работы радиолиний на основе использования широкополосных сигналов и устройств, обеспечивающие существенное повышение помехоустойчивости радиолиний и требуемую скрытность передаваемой информации. Более двадцати изобретений разработано новаторами академии по вопросам автоматизации установления связи, её ведения и восстановления при потере. Большинство этих изобретений реализовано в промышленности при создании и серийном выпуске радиостанций декаметрового диапазона. В 80-е годы эффективные изобретения новаторов реализованы в системах дистанционного управления передатчиками большой мощности. В эти же годы был создан ряд разработок по построению цифровых модемов широкополосных сигналов с программной перестройкой рабочей частоты, также использованных промышленностью при построении новейших образцов аппаратуры связи. Большой творческий вклад в создание этих передовых на то время технологий внесли яркие изобретатели академии А.А. Мельников, Е.В. Лебединский, Э.Р. Кейн и другие. Особо необходимо отметить творческий вклад замечательной женщины-изобретателя Кейн Элеоноры Родионовны, первой среди женщин Вооруженных Сил РФ удостоенной почетного звания «Заслуженный изобретатель РФ».

Использование в интересах Министерства обороны средств спутниковой связи, а также многоканальных систем радиорелейной и тропосферной связи потребовало от ученых академии поиска новых нестандартных решений по повышению защиты радиолиний от преднамеренных помех, повышению скорости передачи информации в цифровом формате и по улучшению энергетических, эксплуатационных и экономических показателей таких систем связи. В 80-е годы учеными были разработаны сотни изобретений, в значительной мере решивших задачи по совершенствованию систем многоканальной связи в современных условиях управления войсками. Разработчиками и авторами этих изобретений был коллектив новаторов в составе профессоров А.П. Родимова, В.В. Игнатова, В.М. Терентьева и других. Изменившаяся в 1991 году экономическая ситуация в государстве обусловила переход на принципиально новую организацию инновационной деятельности военных вузов. Это вызвало необходимость овладения новыми подходами к вопросам создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности творческих коллективов. В соответствии с принятой Концепцией научной, научно-педагогической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации «инновационная деятельность в вузах получила статус основного вида деятельности наряду с учебной (образовательной) и научной».

В академии сегодня инновационная деятельность строится на принципах:

  • единства научного, образовательного и инновационного процессов;
  • концентрации ресурсов на приоритетных направлениях исследований;
  • проведения полного цикла исследований и разработок новых средств связи и специальной техники;
  • поддержки ведущих учебных, научных коллективов и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества курсантов и слушателей.

Основными целями инновационной деятельности являются:

  • подготовка военных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, соответствующих современным квалификационным требованиям;
  • использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для решения задач по обеспечению научно-технической безопасности страны;
  • повышение научного уровня выполняемых НИОКР и диссертационных работ.

Достижение перечисленных целей обеспечивается в академии решением следующих задач:

  • развитием исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного военного специалиста;
  • органичным сочетанием фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками;
  • приоритетным развитием научных исследований, направленных на совершенствование системы военного профессионального образования;
  • использованием новых образовательных технологий учебного процесса;
  • созданием условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций.

Основные усилия участников инновационного процесса в академии сосредоточены на проведении научных и прикладных исследований, определенных Перечнем приоритетных направлений развития науки, технологии и техники, утвержденным Президентом РФ: безопасность и противодействие терроризму; информационно-телекоммуникационные системы; перспективные вооружения, военная и специальная техника. Каждое из приоритетных направлений включает обширную область исследований и разработок как фундаментального, так и поисково-прикладного характера, основанных на так называемых, критических технологиях, к которым относятся:

  • технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозе террористических проявлений;
  • технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации;
  • технологии производства программного обеспечения;
  • технологии распределенных вычислений и систем;
  • технологии создания электронной компонентной базы.

Перестройка работы творческих коллективов потребовала повышения уровня знаний в области патентного и авторского права, издания методической литературы по этим вопросам, основанной на новой нормативной базе. Одновременно командование академии, комиссия по изобретательству совместно с Бюро изобретательства и рационализации разработали комплекс организационных, методических мероприятий, мероприятий по пропаганде и моральному стимулированию инновационной деятельности творческих коллективов. В академии издано 8 монографий и ряд методических пособий по вопросам организации инновационной деятельности, правовой охране результатов интеллектуальной деятельности. Ежегодно проводится Всеармейская научно-практическая конференция «Инновационная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации», по итогам которой издается сборник научных трудов. В период с 2001-2013 гг. сотрудниками академии защищены 31 докторская и 423 кандидатских диссертаций, в числе которых 3 докторских и 10 кандидатских диссертаций по проблемам интеграции учебной и инновационной деятельности в системе военного профессионального образования, формирования инновационной культуры и творческого мышления.

Целенаправленная работа принесла свои результаты. Только за последнее десятилетие академией получено более 490 патентов на изобретения, реализовано более 2000 рационализаторских предложений. Учеными академии зарегистрированы 5 научных открытий. В изобретательском творчестве активно участвуют курсанты, слушатели, адъюнкты, докторанты, профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники. По статистическим данным, опубликованным Роспатентом, индекс инновационной активности Военной академии связи превосходит индексы большинства военных и гражданских вузов России. По данным мониторинга патентования в наукоемком направлении, объединяющем области электроники, вычислительной техники, средств беспроводной связи и телекоммуникаций, Военная академия связи занимает 2-е место среди всех субъектов Российской Федерации. Достигнутые результаты в инновационной деятельности обусловлены работой сформировавшихся на протяжении нескольких поколений ученых научных школ, выполняющих две взаимосвязанные функции: образовательную (преобразование и передачу знаний в образовательные инновации), а также научно-техническую и технологическую (преобразование знаний в новые технические решения и технологии).

Координацию деятельности научных школ в инновационном процессе выполняет сформированная в академии научно-исследовательская лаборатория «Правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности» совместно с Бюро изобретательстваи рационализации и Отделом организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров. С целью сравнительной оценки инновационных разработок относительно мирового уровня известных аналогов академия принимает активное участие в Международных выставках, ярмарках и салонах инноваций. Представленные на таких форумах изобретения новаторов академии за последние 10 лет награждены 86 золотыми, 32 серебряными, 5 бронзовыми медалями и более 60 дипломами. Лучшие изобретения академии удостоены 26-ти Гран-при восьми стран мира, специальными призами МОРФ «За лучшее изобретение в интересах Министерства обороны». Ежегодно по итогам Всеармейского смотра-конкурса на лучшую организацию инновационной деятельности академия неизменно занимает лидирующие позиции.

В настоящее время в академии проводится широкомасштабная работа по реновации существующих объектов инфраструктуры и строительству новых. Уже введены в эксплуатацию современные общежития для курсантов, в том числе и для военнослужащих женского пола, учебный корпус для обучения иностранных военнослужащих. Завершается строительство бассейна, спортивных залов. К 1 сентября 2014 г. Военная академия связи войдет в новые современные здания, получит самое современное техническое оснащение, новейшие образцы техники связи и автоматизации. Всё это будет способствовать дальнейшему повышению качества подготовки выпускников академии, научной и инновационной деятельности.