6 января 1712 года Пётр I издал указ о создании Военной инженерной школы в Москве. Сейчас это Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, которая готовит офицеров для Космических войск ВКС Минобороны России. К дню рождения Академии портал «Слово и Дело» подготовил исторически

16 января 1712 года Пётр I издал указ о создании Военной инженерной школы в Москве. Через семь лет школа была переведена в новую столицу – Санкт-Петербург. За более чем трёхвековую историю это заведение несколько раз меняло название и направление деятельности. Сейчас это Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, которая готовит офицеров для Космических войск ВКС Минобороны России. К дню рождения Академии портал «Слово и Дело» подготовил исторический очерк.

Интересно, что сам отец российского самолётостроения Александр Фёдорович Можайский (1825-1890) никакого отношения к академии не имеет. Он закончил Морской кадетский корпус и всю жизнь служил во флоте, дослужившись до звания контр-адмирала. Можайский был талантливым морским инженером – по его чертежам было построено несколько кораблей. Самолёт он построит, будучи уже в отставке.

При императрице Елизавете Петровне Инженерная школа объединяется с артиллерийской школой, а объединённое учебное заведение получает название Артиллерийская и Инженерная шляхетская школа. При Екатерине II она преобразуется в Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус.

Выдающиеся выпускники

Среди выпускников школы есть выдающиеся исторические личности

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1747-1813)

Пожалуй, наиболее выдающимся выпускником этого учебного заведения является полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Отец его Илларион Матвеевич преподавал в этой школе артиллерийские науки. Природный талант позволили Михаилу Илларионовичу пойти полный курс за полтора года вместо положенных трёх. После выпуска он остаётся в школе, где преподаёт математику. Военные заслуги Кутузова хорошо известны, а подробное их изложение заняло бы несколько томов.

Фёдор Фёдорович Буксгевден (1750-1811)

Фёдор Фёдорович Буксгевден, ещё будучи кадетом, участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 годах, где отличился в бою под Бендерами. Затем он прошёл русско-шведскую войну 1788-1790 годов. Участвовал в польской кампании 1793-1794 годов в должности командира пехотной дивизии. В битве при Аустерлице смог вывести своё подразделения из окружения. В 1808-1809 годах во время последней в истории русско-шведской войны Фёдор Фёдорович уже командует всей действующей армией и присоединяет к России Финляндию.

Пётр Петрович Коновницын (1764-1822)

Участник Отечественной войны 1812 года граф Пётр Петрович Коновницын дослужился до должности военного министра. Во время Отечественной войны Кутузов назначил Коновницына дежурным генералом штаба русской армии. Вся боевая переписка Кутузова с подчинёнными ему военачальниками проходила через Петра Петровича. Вот так два выпускника прославленного военного училища и на войне оказались бок о бок.

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834)

Сын бедного помещика Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) благодаря природным дарованиям и прекрасному образованию в будущей Можайке сделал блестящую военную карьеру от кадета до военного министра, в должности которого он пребывал с 1808 по 1810 годы. Аракчеев отлично организовал снабжение армии, без которого были бы невозможны победы в русско-шведской войне 1808-1809 годов и в Отечественной войне 1812 года. Алексей Андреевич беспощадно боролся со взятками в своём ведомстве, немедленно увольняя провинившихся. Понятное дело, что этим он нажил множество врагов, которые придумали термин «аракчеевщина». На самом деле Аракчеев был талантливейшим организатором и одним из самых эффективных администраторов в отечественной истории.

Александр Дмитриевич Засядко (1774-1837)

Но не только ратными подвигами и организационной работой прославляли свою альма-матер выпускники Артиллерийского и инженерного шляхетского кадетского корпуса. В их активе есть и важные изобретения. Один из выпускников Александр Дмитриевич Засядко положит начало отечественному ракетному делу. Ракеты конструкции Засядко летали на 6 км, а английские – только на 2700 метров. Он также изобрёл прообраз знаменитой Катюши – установку, которая могла выпустить шесть ракет одним залпом. Решающую роль ракетное оружие сыграло в 1828 году при осаде турецкой крепости Браилов. Это было первое боевое применение ракет, показавшее огромный потенциал этого оружия.

Преподаватели

Научные заслуги выпускников корпуса были бы невозможны, не будь у них блестящих преподавателей. В разные годы выдающиеся умы России читали курсантам лекции. Михаил Васильевич Ломоносов читал лекции по физике в 1758 году. А в 1861-м кадеты узнавали основы химии от самого Дмитрия Ивановича Менделеева – открывателя периодического закона. В 1850-1855 годах русскую словесность в стенах тогда уже 2-го кадетского корпуса преподаёт русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель Николай Гаврилович Чернышевский.

В начале XX века в корпусе преподавались Закон Божий, русский язык с церковнославянским и русская словесность, французский и немецкий языки, математика, начальные сведения по естественной истории, физика, космография, география, история, основы законоведения, чистописание и рисование. Кроме того были внеклассные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение и танцы.

В советское время это учебное заведение, часто менявшее название, продолжило традиции дореволюционного кадетского корпуса, но сменив направление. Теперь это была не артиллерийская школа, а высшее военное учебное заведение, готовившее офицеров для военно-воздушных сил.

19 марта 1955 года Ленинградская Краснознамённая военно-воздушная инженерная академия, как тогда называлась преемница Военной инженерной школы, получило имя А.Ф. Можайского. К этому времени академия выполнила 736 исследовательских работ, выпустила 21 доктора наук и 413 кандидатов.

За время существования академии в качестве кузницы кадров для советских военно-воздушных сил она выпустила немало выдающихся лётчиков. Вспомним некоторых из них.

Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908-1983)

Анатолий Васильевич Ляпидевский закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС в 1927 году, а затем Севастопольскую школу морских лётчиков. В 1934 году он участвовал в операции по спасению пассажиров и экипажа парохода «Челюскин», раздавленного арктическими льдами. Ляпидевский совершил 29 вылетов. Вместе с другими лётчиками он спас всех 102 человек, которые уже два месяца дрейфовали на льдине. За проявленное мужество Анатолий Васильевич был первым удостоен недавно введённого звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» №1.

Владимир Константинович Коккинаки (1904-1985)

Владимир Константинович также закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и стал лётчиком-испытателем. На его счету 22 различных рекорда по высоте и дальности полётов. Среди них беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток протяжённостью 7580 километров и беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку длиной 8000 километров. Владимир Константинович дослужился до генерала-майора авиации и дважды удостоен звания «Герой Советского Союза».

Владимир Александрович Судец (1904-1981)

В 1927 году закончил военно-техническую школу ВВС. Участник советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой отечественной войны, где он командовал разными воздушными армиями в звании генерала-полковника авиации. В самом конце войны Судец получил звание «Герой Советского Союза». В 1955 году стал маршалом авиации и занял должность командующего дальней авиации, а позже командовал ПВО страны и занимал пост заместителя министра обороны СССР. Все его три сына тоже посвятили жизнь военной авиации.

Космическая эра

В конце 50-х в академии Можайского начинается преподавание наук о космосе и космической технике. В 1960 году академия из подчинения ВВС передаётся под управление Ракетных войск стратегического назначения. А через год состоялся первый выпуск специалистов для РВСН. С тех пор деятельность академии неразрывно связана с ракетно-космической отраслью.

В стенах академии совместным трудом курсантов и преподавателей были сконструированы несколько космических аппаратов под общим названием «Можаец». Первый из них был собран в 1995 году, но в космос не летал, а использовался для учебных работ. «Можаец-2» был запущен в космос в 1997 году. Третий и четвёртый спутники этой серии были запущены в 2002 и 2003 годах. Запуск этих аппаратов позволил курсантам не только приобретать навыки управления космическими аппаратами с академического центра управления, но и проводить на орбите научные эксперименты.

Не только спутники запускают в космос студенты и выпускники академии. Некоторые и сами летают.

Юрий Георгиевич Шаргин (род. 1960)

Юрий Георгиевич Шаргин, полковник космических войск в 2004 году в должности бортинженера космического корабля «Союз ТМА-5» совершил полёт в рамках седьмой экспедиции посещения Международной космической станции. В 2005 году ему было присвоено звание «Герой России».

22 сентября 1994 года указом министра обороны Российской Федерации № 311 была определена правопреемственность Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского (тогдашнее название) и Военной инженерной школы, которую учредил Пётр I. Этот указ постановил считать 16 января днём создания академии. По популярности Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского занимает 44-е место в целом по стране, 5-е – в Санкт-Петербурге и 2-е – среди военных учебных заведений.

: 57°36′25.48″ с. ш. 39°52′39.4″ в. д.  /  57.60708° с. ш. 39.877613° в. д. (G) (O) 57.60708 , 39.877613

Ярославский филиал Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского
(ЯФ ВКА им. А. Ф. Можайского )
Прежнее название до - Ярославское военно-техническое училище Войск ПВО страны
до - Ярославское радиотехническое училище ПВО страны
до - Ярославское зенитное ракетное училище Войск ПВО страны
до - Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО (ЯВЗРКУ ПВО)
до - Ярославский зенитный ракетный институт ПВО (ЯЗРИ ПВО)
до - Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны (ЯВЗРУ ПВО)
Год основания
Ректор начальник училища полковник А. А. Ильиных
Доктора 6
Профессора 10
Расположение Ярославль
Юридический адрес 150001, Ярославль, Московский проспект , 28.

История

15 октября 1951 года создано Ярославское военно-техническое училище войск ПВО страны под условным наименование «войсковая часть 71543», размещено в архитектурном комплексе, в котором с 1797 года находились различные военные, в том числе учебные, учреждения. В декабре 1965 года училище переименовано в Ярославское радиотехническое училище ПВО страны, а в апреле 1968 года - в Ярославское зенитное ракетное училище войск ПВО страны.

9 июля 1970 года училище переведено в разряд высших военно-учебных заведений и переименовано в Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО со сроком обучения 4 года. В ознаменование 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции училищу присвоено почётное наименование «имени 60-летия Великого Октября».

В 1993 году училище перешло на пятилетний срок обучения. В 1997 году в нём открыта адъюнктура для подготовки собственных научно-педагогических кадров. В 1998 году училище переименовано в Ярославский зенитный ракетный институт ПВО.

В 2005 году институт переименован в Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО (военный институт).

В 2010 году в связи с военной реформой набор студентов не проводился, ходили слухи о закрытии. Но осенью того года стало известно, что ЯВЗРУ ПВО, в отличие от многих других военных вузов страны, не будет закрыт и станет единственным, где будут готовить специалистов по противовоздушной обороне и одним из четырёх, которые готовят офицеров для ВВС и ПВО. Училищу передан комплекс зданий закрывшегося на улице Большой Октябрьской.

12 сентября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения домового храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при Ярославском ВЗРУ ПВО.

В августе 2011 года в Ярославское ВЗРУ ПВО переведены для продолжения обучения курсанты Санкт-Петербургского военного училища радиоэлектроники , которые продолжили обучение по своим специальностям РТВ ВВС.

Современное состояние

Обучение ведётся по шести военным специальностям в рамках трёх гражданских специальностей с высшим профессиональным образованием - «Радиоэлектронные системы», «Автоматизированные системы обработки и управления» и «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

ЯВЗРУ ПВО - базовое военно-учебное заведение Вооружённых Сил России, готовящее специалистов для ЗРВ ВВС и зенитных ракетных частей ВМФ по зенитной ракетной системе С-300 и системам управления полкового звена.

Личный состав училища принимает участие в парадах войск на Красной площади в День Победы , начиная с 2009 года.

Выпускники

Среди выпускников:

Военной науке себя посвятили доктора наук В. Д. Королёв , Ф. Г. Сейранян, Р. А. Савушкин, А. И. Оксенкруг.

Примечания

Ссылки

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Войск воздушно-космической обороны, других видов и родов Вооруженных Сил, а так же силовых ведомств РФ.

В настоящее время Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – системообразующий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий, а также технологий сбора и обработки специальной информации.

Образование, которое получают выпускники в Военно-космической академии, в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к офицерам во время прохождения военной службы.

В академии проводится подготовка офицеров по 40 военным специальностям , многие из которых не имеют аналогов в нашей стране.

Главная задача академии – готовить высококвалифицированных офицеров с глубокими инженерными знаниями для частей и подразделений Войск воздушно-космической обороны, проводить научные исследования в интересах Войск воздушно-космической обороны России, которые располагают самыми совершенными ракетно-космическими системами, вобравшими в себя новейшие достижения современной науки начала ХХI века. Они требуют от офицера-профессионала с широкой технической эрудицией, офицера-патриота.

Вся система учебной, научной и воспитательной работы командования академии и профессорско-преподавательского состава подчинена тому, чтобы выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского обладал высоким интеллектом, имел необходимые моральные качества, высокую общую культуру, сформировал у себя такую систему ценностей и идеалов, которая позволила бы ему добросовестно и успешно выполнять свой воинский долг.

Выпускники академии – специалисты по ракетно-космическим комплексам, решают оборонные задачи государственного уровня, многочисленные прикладные и фундаментальные научные проблемы, обеспечивают эксплуатацию космических аппаратов и ракет-носителей.

Среди выпускников академии:

  • генерал-полковник Владимир Поповкин, занимавший должность заместителя министра обороны РФ – начальника вооружения Вооруженных Сил РФ,
  • генерал-лейтенант Станислав Суворов – председатель Военно-научного комитета ВС РФ – заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ.
  • Первый представитель Космических войск, совершивший полет на международную космическую станцию, Герой Российской Федерации летчик-космонавт полковник Юрий Шаргин

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского в 2015 году провела набор курсантов по всем специальностям подготовки общей численностью в среднем 1680 человек из расчета:

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (г. Санкт-Петербург) – в среднем 1210 человек, из них по программам высшего профессионального образования – порядка 1150 человек, в том числе из кандидатов женского пола – порядка 50, по программам среднего профессионального образования – порядка 60 человек.
  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (филиал, г. Ярославль) – в среднем 470 человек по программам высшего профессионального образования, в том числе из кандидатов женского пола – порядка 20 человек.

Основные подразделения:

  • Факультет конструкции летательных аппаратов.
  • Факультет систем управления ракетно-космических комплексов.
  • Факультет радиоэлектронных систем космических комплексов.
  • Факультет наземной космической инфраструктуры.
  • Факультет сбора и обработки информации.
  • Факультет информационного обеспечения и вычислительной техники.
  • Факультет топогеодезического обеспечения и картографии.
  • Факультет средств ракетно-космической обороны.
  • Факультет автоматизированных систем управления войсками.
  • Специальный факультет.
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации.
  • Факультет среднего профессионального образования.
  • Общеакадемические кафедры (18 кафедр).
  • Военный институт (научно-исследовательский).
  • Магистратура (офицерские курсы).

Учебные центры:

  • Учебный центр ЗРВ (г. Гатчина).
  • Центр подготовки специалистов РТВ (г. Владимир).

Подразделение обеспечения:

Филиал Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (г. Ярославль)

Филиал Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (г. Ярославль) образован 1 июля 2012 г. в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23 марта 2012 г. № 610 на учебно-материальной базе Ярославского высшего зенитно-ракетного училища ПВО (филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»).

Филиал осуществляет подготовку специалистов ПВО по эксплуатации зенитных ракетных систем, всего парка радиотехнических комплексов и станций радиотехнических войск и систем управления оперативно-тактического звена частей и подразделений Войск Воздушно-космической обороны, командований Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны военных округов и родов авиации Военно-воздушных сил.

Филиал готовит специалистов с высшим военно-специальным образованием по трем основным программам высшего профессионального образования Государственного образовательного стандарта второго поколения («Радиоэлектронные системы», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Вычислительные машины комплексы системы и сети»), обеспечивающим подготовку офицеров по 13 военным специальностям;

двум программам Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, обеспечивающим подготовку по 7 военным специальностям с квалификацией «специалист» (по направлению «Электронная техника, радиотехника и связь», специальность «Радиоэлектронные системы и комплексы», по направлению «Информатика и вычислительная техника», специальность «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения»);

осуществляет подготовку научно-педагогических кадров (по специальностям: «Воинское обучение и воспитание, боевая подготовка и психология, управление повседневной деятельностью», «Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение» «Военная электроника, аппаратура комплексов военного назначения») и проведение научных исследований в области военной техники, ее применения и обучения курсантов;

реализует программы дополнительного образования офицеров бригад ПВО (ВКО);

ведет подготовку младших специалистов для зенитных ракетных полков;

осуществляет подготовку иностранных военных специалистов.

Филиал организационно состоит из:

Управления;
- семи факультетов курсантов: 1-й - автоматизированных систем управления, 2-й - зенитных ракетных комплексов, 3-й - командных пунктов зенитных ракетных систем, 4-й - стартового, технологического и энергетического оборудования,5-й - радиотехнических комплексов, 6-й - радиолокационных станций малых высот, 7-й - радиотехнического обеспечения полетов авиации;
- факультета переподготовки и повышения квалификации;
- специального факультета;
- шестнадцати кафедр;
- научно-исследовательских лабораторий;
- базы обеспечения учебного процесса.

НАЧАЛЬНИК АКАДЕМИИ

генерал – лейтенант

О. ФРОЛОВ

ПРАВИЛА ПРИЕМА

В ВОЕННО-КОСМИЧЕСКУЮ АКАДЕМИЮ

ИМЕНИ А. Ф. МОЖАЙСКОГО

Военно-космическая академия имени, являясь политехническим ВУЗом Министерства обороны РФ, готовит высококвалифицированных офицеров с высшим военно-специальным образованием для Космических войск, других родов, видов ВС и силовых ведомств Российской Федерации.

Окончившим академию присваивается воинское звание "лейтенант" и выдается диплом по специальностям:

В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ АКАДЕМИИ

(ТОПОГРАФИЧЕСКОМ):

- картография;

- астрономогеодезия;

- аэрофотогеодезия.

Телефон для справок:

В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ АКАДЕМИИ

(СИСТЕМ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК) г. Пушкин:

- вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

- электроснабжение;

Телефон для справок:

на факультете КОНСТРУКЦИЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ

И КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ:

- космические летательные аппараты и разгонные блоки;

- ракетостроение;

- стартовые и технические комплексы ракет и космических

аппаратов;

- технические системы и системы жизнеобеспечения;

- тепловодогазоснабжение и вентиляция ;

- электроснабжение.

На факультете СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ:

- оптико-электронные приборы и системы;

- метеорология;

- компьютерная безопасность;

и управления.

Срок обучения в академии – 5 лет.

В академию принимаются лица мужского пола, а по специальности «» и лица женского пола, граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование , из числа:

граждан, не проходивших военную службу – в возрасте от 16 до 22 лет;

граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - до достижения ими возраста 24 лет;

военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 24 лет.

Возраст определяется по состоянию на момент поступления в академию.

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в академию, подают заявления в военный комиссариат по месту жительства до 1 апреля года поступления.

В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество, год, число и месяц рождения, адрес места жительства, наименование академии и специальность (для лиц женского пола указывается специальность подготовки «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем »), по которой кандидат желает обучаться. К заявлению прилагаются: копия свидетельства о рождении, автобиография , характеристика с места работы или учебы, копия документа о среднем образовании (учащиеся представляют справку о текущей успеваемости; лица, окончившие первые и последующие курсы образовательных учреждений высшего профессионального образования, представляют академическую справку), три фотографии (без головного убора) размером 4,5 х 6 см.

биология (устно);

русский язык (письменно, сочинение).

Результаты экзаменов определяются оценками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно ).

Результаты ЕГЭ засчитываются по предметам: математика, физика и русский язык. Профильным вступительным испытанием является математика.

При определении уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов, поступающих на специальность «Психология и педагогика» результаты ЕГЭ засчитываются по предметам: история России, биология и русский язык. Профильным вступительным испытанием является биология.

Результаты ЕГЭ по каждому предмету переводятся в сопоставимую с системой оценивания в академии шкалу, так как зачисление проводится как на основе результатов ЕГЭ, так и по результатам вступительных испытаний, проводимых в академии.

В качестве результатов вступительных испытаний принимаются результаты ЕГЭ текущего года.

В случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в представленном кандидатом свидетельстве о результатах ЕГЭ, и с целью подтверждения участия (неучастия) кандидата в ЕГЭ в мае-июне текущего года, приемная комиссия оставляет за собой право обращения с запросом в Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ. Кандидат, представивший недостоверные сведения, участвует в конкурсе с фактическим количеством баллов, которое было получено им при сдаче ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету.

От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа:

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;

выпускников суворовских училищ, награжденных медалью (золотой или серебряной) "За особые успехи в учении";

лиц, окончивших с медалями (золотой или серебряной) "За особые успехи в учении" образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лиц, окончивших с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования;

других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы.

Кандидаты, поступающие на специальности подготовки с учетом результатов ЕГЭ, окончившие с медалями (золотой или серебряной) «За особые успехи в учении» образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также кандидаты, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, проходят вступительные испытания профессиональной направленности (профильные испытания) по общеобразовательным предметам.

В случае, если указанные кандидаты:

участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года и набрали по данному общеобразовательному предмету установленное академией количество баллов, то они принимаются в вуз по результатам ЕГЭ по профильным общеобразовательным предметам. Вступительные испытания в форме собеседования для них не проводятся.

не участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года по данному общеобразовательному предмету, то они сдают соответствующие вступительные испытания профессиональной направленности (профильные испытания);

имеют по результатам ЕГЭ меньшее количество баллов, чем установлено вузом для зачисления по результатам вступительного профильного испытания, но не ниже границы удовлетворительной оценки, им предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний и участия в конкурсе на общих основаниях.

Кандидаты, не явившиеся (без уважительных) причин на один из экзаменов в назначенное расписанием время, к дальнейшим экзаменам не допускаются. О невозможности сдавать экзамены по состоянию здоровья или другим причинам, подтвержденным документами, кандидат обязан сообщить в приемную комиссию до начала экзамена.

Кандидаты сдают вступительные экзамены на избранный факультет и распределяются по конкретным специальностям после их зачисления.

Порядок рассмотрения жалоб кандидатов по поводу выставленной экзаменаторами оценки определяет приемная комиссия. Жалоба должна подаваться в день проведения устного экзамена или в день объявления оценки по письменному экзамену.

ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ

КАНДИДАТОВ КУРСАНТАМИ АКАДЕМИИ

Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки и по результатам конкурса зачисляются на учебу в академию. Общий вывод о целесообразности зачисления кандидата в академию делается на основании комплексного подхода по всем показателям военно-профессионального отбора.

Вне конкурса зачисляются успешно прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа:

детей-сирот;

детей, оставшихся без попечения родителей;

граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;

участников боевых действий;

граждан, которым в соответствии с Законом РСФСР от 01.01.01 г. № 000-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС " предоставлено право внеконкурсного поступления в высшее учебное заведение.

Преимущественным правом при зачислении курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе профессионального отбора равные результаты, из числа:

граждан, имеющих преимущественное право при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с Законом РСФСР от 01.01.01 г. № 000-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

граждан, уволенных с военной службы;

детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

выпускников общеобразовательных школ – интернатов с первоначальной летной подготовкой;

граждан, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, а также граждан, прошедших подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях;

других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в вузы.

Кандидаты, поступающие на специальности подготовки с учетом результатов ЕГЭ, которые имеют в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеконкурсное зачисление, проходят вступительные испытания по всем общеобразовательным предметам, определенным для избранной специальности. При этом для внеконкурсного зачисления по результатам ЕГЭ необходимо набрать количество баллов, не меньшее, чем установлено для удовлетворительной оценки по каждому из общеобразовательных предметов.

Кандидаты, не принятые на учебу как не прошедшие профессиональный отбор, откомандировываются в военные комиссариаты по месту жительства, а военнослужащие – в свои воинские части. Личные дела и другие документы с указанием причин отказа в зачислении на учебу, а также справки о результатах профессионального отбора выдаются кандидатам на руки под расписку, о чем сообщается в воинские части и военные комиссариаты по месту жительства не позднее, чем через 10 дней после окончания профессионального отбора.

Кандидаты, принятые решением приемной комиссии на учебу, зачисляются в академию и назначаются на воинские должности курсантов с 1 августа года поступления на учебу приказом начальника академии.

Жизнь, быт и учеба курсантов в академии организованы в соответствии с требованиями Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и приказов Министра обороны РФ для военно-учебных заведений.

В академии в период весенних каникул проводятся День открытых дверей и платные репетиционные экзамены по математике и физике.

В академии организован институт подготовки гражданских специалистов на платной основе по специальностям:

Промышленное и гражданское строительство;

Астрономогеодезия;

Картография;

Аэрофотогеодезия.

Принимаются лица мужского и женского пола, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Форма обучения заочная и очная. Вступительные испытания проводятся в форме собеседования с 1 сентября . Начало обучения с 1 октября .

Телефон: для справок:

При академии работают платные заочные математическая (ЗМШ) и физическая (ЗФШ) школы по целенаправленной индивидуальной подготовке по математике и физике для успешной сдачи вступительных экзаменов в ВКА им. . В школу принимаются юноши выпускных классов общеобразовательных школ, техникумов, училищ, а также лица, закончившие учебные заведения, имеющие среднее образование, или учащиеся последнего курса среднего учебного заведения, готовящиеся к поступлению в академию или в любой политехнический вуз.

Основу занятий составляет самостоятельная работа учащихся по методикам и пособиям, учитывающим особенности обучения в академии.

Каждому учащемуся школа направляет необходимую литературу: тексты индивидуальных заданий, методические указания по их выполнению, комплекты учебников. Выполненные индивидуальные задания в установленные сроки высылаются (представляются) на проверку. Они проверяются высококвалифицированными преподавателями кафедр высшей математики и физики. После тщательного рецензирования и анализа ошибок каждая работа снабжается подробными комментариями, рекомендациями и резолюцией о зачете задания или указаниями о его доработке. По итогам обучения учащиеся ЗМШ и ЗФШ сдают выпускной экзамен. Дата и место проведения экзамена сообщается заблаговременно индивидуально каждому учащемуся. Получение неудовлетворительной оценки на выпускном экзамене не лишает кандидата права сдавать вступительный экзамен.

Результаты выпускных экзаменов в ЗМШ и ЗФШ, а также репетиционного экзамена по математике и физике не засчитываются в качестве вступительных в академию.

Обучение в ЗМШ и ЗФШ начинается с 15 октября и заканчивается 15 мая.

Желающие обучаться в заочных школах должны выслать заявление по приведенной ниже форме с квитанцией (ксерокопией квитанции) об оплате за обучение с 1 сентября по 15 октября на почтовый адрес ЗМШ (ЗФШ). В квитанции должны быть указаны фамилия и инициалы учащегося.

Стоимость обучения в ЗМШ и ЗФШ, составляет по 4500 рублей в каждой. Можно оплатить 9000 за обучение в заочных школах и оформить оплату одной квитанцией.

Оплата производится на расчетный счет :

ВИКУ им. .

Северо-западный банк Сбербанка РФ

г. Санкт-Петербург Калининское ОСБ 2004/0783

Образец заявления

Руководителю ЗМШ (ЗФШ)

от________________________________

(Ф. И.О. полностью)

индекс и подробный почтовый адрес

контактный телефон______________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу зачислить меня слушателем заочной математической (физической) школы в 2008/09 учебном году.

С правилами обучения, условиями оплаты ознакомлен и согласен.

В случае прекращения учебы по моей инициативе, финансовых претензий к школе иметь не буду.

Квитанцию (копию квитанции) об оплате за обучение прилагаю.

_________ ______________

(дата) (подпись)

Почтовый адрес ЗМШ (ЗФШ):

г . Санкт-Петербург, ЗМШ (ЗФШ).

Телефоны для справок: .

Адрес академии:

г . Санкт-Петербург, .

Приемная комиссия ВКА имени.

Телефон для справок: ,

Факс: (8

ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Экзамен по русскому языку состоит из письменного изложения, темой которого служит завершенный по смыслу отрывок из литературно-художественного произведения или рассказ повествовательного характера, а для поступающих на специальность «Организация морально-психологического обеспечения войск» - сочинение. На экзамене по русскому языку кандидат должен:

а) прослушать внимательно текст, прочитанный экзаменатором, обратив особое внимание на основное смысловое содержание, используемые автором выразительные средства речи, особенности языка;

б) написать изложение аккуратно, четким и разборчивым почерком;

в) изложить достаточно полно содержание предложенного текста;

г) раскрыть смысловое содержание прочитанного произведения, соблюдая логическую последовательность исходного текста;

е) соблюдать правила построения предложений (синтаксис простого и сложного предложения);

ж) грамотно использовать имеющийся запас слов и разнообразные выразительные средства языка;

з) тщательно проверить текст (орфографию и пунктуацию).

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Имя прилагательное. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

а) глубокое понимание сущности физических явлений и знание основных физических законов;

б) навыки в решении физических задач;

в) умение пользоваться системой единиц СИ и знание основных физических констант;

г) представление об истории важнейших открытий в физике и роли отечественных и зарубежных ученых в ее развитии.

I. МЕХАНИКА

1. Кинематика

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость. Ускорение.

Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения.

Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

2. Основы динамики

Инерция. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Взаимодействие тел. Масса. Импульс. Сила. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея.

Силы упругости. Закон Гука. Сила трения. Закон трения скольжения.

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.

Движение планет и искусственных спутников Земли. Первая космическая скорость. Невесомость.

Третий закон Ньютона.

Момент силы. Условие равновесия рычага. Центр тяжести.

3. Законы сохранения в механике.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение ракеты.

Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия механизма.

4. Механика жидкостей и газов.

Давление. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой.

Закон Паскаля для жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды. Принцип устройства гидравлического пресса.

Архимедова сила для жидкостей и газов. Условие плавания тел на поверхности жидкости.

Движение жидкости по трубам. Зависимость давления жидкости от скорости её течения.

II. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

1. Основы молекулярно-кинетической теории

Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Диффузия.

Масса и размер молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.

Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.

Температура и её измерение. Абсолютная температурная шкала. Температура и скорость молекул газа.

Взаимодействие молекул. Модели газа, жидкости и твердого тела.

2. Основы термодинамики

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона). Универсальная газовая постоянная. Изотермический, изохорный и изобарный процессы.

Внутренняя энергия идеального газа. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.

Работа в термодинамике. Закон сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики). Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс.

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.

Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя и его максимальное значение.

3. Жидкости и твердые тела

Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Зависимость температуры кипения от давления.

Кристаллические и аморфные тела. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества.

III. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

1. Электростатика

Электризация тел. Электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Взаимодействие зарядов. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Электрическое поле точечного заряда. Принцип суперпозиции полей.

Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциальность электрического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора.

Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Энергия электрического поля плоского конденсатора.

2. Постоянный электрический ток

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах.

Сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

Полупроводники. Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимость полупроводников, р-п -переход.

3. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с током. Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Закон Ампера.

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитный поток. Электродвигатель.

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца.

Вихревое электрическое поле. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

IV. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

1. Механические колебания и волны.

Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Свободные колебания. Математический маятник. Период колебаний математического маятника.

Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Понятие об автоколебаниях.

Механические волны. Скорость распространения волны. Длина волны. Поперечные и продольные волны. Уравнение гармонической плоской волны. Звуковые волны.

2. Электромагнитные колебания и волны.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний.

Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Резонанс в электрической цепи.

Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии.

Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.

Излучение и прием электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Изобретение радио. Шкала электромагнитных волн.

V. ОПТИКА

Прямолинейное распространение света. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображения в плоском зеркале.

Собирающая и рассеивающая линзы. Формула тонкой линзы. Построения изображения в линзах. Фотоаппарат. Глаз. Очки.

Свет – электромагнитная волна. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Поперечность света. Дисперсия света.

VI. ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Принцип относительности Эйнштейна. Инвариантность скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии.

VII. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

1. Световые кванты.

Тепловое излучение. Кванты света. Постоянная Планка.

Фотоэффект. Опыты Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Гипотеза Луи де Бройля. Дифракция электронов. Корпускулярно-волновой дуализм.

2. Атом и атомное ядро.

Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Боровская модель атома. Спектры. Люминесценция. Лазеры.

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучение. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Состав ядра атома. Нуклонная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы.

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер. Синтез ядер. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Ядерные реакции. Механизм ядерных реакций и условия их протекания. Деление ядер урана. Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1. Химический состав клетки.

Органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты.

АТФ, биополимеры, их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности.

2. Строение и функции клетки.

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого.

Строение и функции ядра, оболочки, цитоплазмы и основных органоидов клетки.

Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Вирус СПИДа, профилактика СПИДа.

3. Обмен веществ и превращение энергии.

Обмен энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания.

Значение АТФ в энергетическом обмене.

Автотрофы и гетеротрофы. Пластический обмен. Фотосинтез, космическая роль растений в биосфере . Хемосинтез и его значение в биосфере.

Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Самоудвоение ДНК

Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков.

Понятие о гомеостазе. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

II. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1. Размножение организмов.

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого.

Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Половое и бесполое размножение организмов.

Митоз. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Синтез белка. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Фазы деления клетки. Значение деления клетки.

Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

2. Индивидуальное развитие организмов.

Особенности оплодотворения у цветковых растений.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Эмбриогенез (на примере животных). Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша.

Постэмбриональное развитие. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

III. Основы генетики и селекции.

1. Основы генетики.

История развития генетики.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивнные признаки. Аллельные гены. Гомозигота и гетерозигота. Закон доминирования. Закон расщепления.

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели.

Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.

Фенотип и генотип.

Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система.

Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность.

2. Закономерности изменчивости.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации.

Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Экспериментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

3. Генетика человека.

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Характер наследования признаков у человека.

Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики.

Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

4. Задачи и методы селекции.

Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм.

Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний.

Полиплоидия в селекции растений.

Достижения современной селекции.

Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

IV. Эволюционное учение.

1. Основы эволюционного учения.

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

2. Механизмы эволюционного процесса .

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Дрейф генов, изоляция – факторы эволюции.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса. Ароморфоз, идеоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс .

Современное состояние эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

3. Возникновение и развитие жизни на Земле .

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции.

Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

V. Антропогенез.

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных.

Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование.

Популяционная структура вида Homo sapiens.

Адаптивные типы человека. Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность «социального дарвинизма» и расизма.

Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы.

Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

VI. Основы экологии .

1.Экосистемы.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Современная экологическая ситуация. Актуальность экологического образования в условиях глобального экологического кризиса. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.

Понятие среды жизни. Разнообразие сред жизни на земле. Факторы среды и адаптация живых организмов к ним. Популяция, их структура.

Понятие «биоценоз». Связи между организмами и организмов со средой обитания. Экосистемы. Виды экосистем. Цепи питания. Пирамида биомассы . Биологический круговорот веществ в экосистемах. Продуктивность и биомасса. Динамика экосистем.

Экосистема, ее основные компоненты. Разнообразие популяций в экосистеме, пищевые связи между популяциями, их значение. Роль организмов продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте веществ в экосистемах. Регуляция численности популяций как основа их сохранения. Развитие экосистем.

Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем. Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивого развития экосистем.

2. Глобальная экология.

Биосфера. Определение. Границы жизни. Абиотические и биотические компоненты. Распределение жизни в биосфере.

Биогеохимический круговорот веществ. Этапы развития биосферы в процессе исторического развития Земли.

Биосфера - глобальная экосистема. Вернадского в развитии учения о биосфере, живом веществе.

Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль живого вещества в нем. Роль растений на Земле.

Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

3. Природоохранная деятельность человека.

Экологическая этика, культура, образование, сознание, мышление. Правовая защита природы. Экологические проблемы современной России. Движение за экологическую безопасность . Различные общественно-политические движения в защиту природы. Международное сотрудничество. Экологический мониторинг. Экологические потребности человека, факторы здоровья.

Проблема реализации концепции устойчивого развития и учения о ноосфере. Рациональное природопользование . Экологические технологии. Освоение новых источников энергии.

Защита природной среды и человека от техногенного загрязнения. Предотвращение технологических и военных катастроф.

ПРОГРАММА ПО «ИСТОРИИ РОССИИ»

Введение.

Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны.

Древнейшие корни восточных славян.

Праславяне. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность. Общеславянский европейский поток. История восточных славян - часть европейской истории, выделение восточного славянства.

Географическое положение восточного славянства. Природа Восточно-Европейской равнины в древности. Проблема естественных границ, «открытость» Руси на Запад и Восток. Близость степи, следствия этого для жизни славян в древности. Географическая и природно-климатическая характеристики отдельных регионов страны: Север, Поднепровье, Юго-Запад, Северо-Восток. Контактные цивилизованные зоны Руси и отдельных регионов. Влияние византийской цивилизации. Соседи восточных славян. Ранняя интеграция народов на Восточно-Европейской равнине.

Хозяйство восточных славян. Навыки сельского хозяйства . Промыслы. Ремесло. Общее и особенное в формировании городов Руси и Западной Европы. Религия восточных славян в древности. Язычество славян, его особенности. Отражение в язычестве и общественного строя славян.

Образование Древнерусского государства с центром в Киеве.

Разложение первобытнообщинных отношений у восточных славян. Зарождение социальной дифференциации социальных различий: причины и следствия. Складывание племенных союзов. Дружина и знать. Появление княжеской власти. Особенности развития социально-политических процессов у восточных славян в древности в сравнении с народами Западной Европы.

Появление княжеств у восточных славян в VIII - IX вв., формирование государственного объединения «Русь» на рубеже VIII-IX вв. во главе с княжеством полян. Возникновение Киева: легенда и быль . Происхождение слова «Русь». Новгородская Русь, ее место в русской истории.

Генезис многонационального Древнерусского государства.

Легендарное и реальное в «признании варягов ». «Норманнская теория», ее роль в русской истории. Неонорманнизм. Первые западные и восточные свидетельства о государстве Русь. Освобождение восточнославянских земель от ига хазар. Зарождение двух основных направлений древнерусской внешней политики: Балканы и Азово-Прикаспийский регион.

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Победа «Севера» над «Югом». Князь Олег. Подчинение полян и других племен. Мирное и насильственное включение угро-финских и балтских племен в состав Руси. Создание державы с центром в Киеве. Многоэтнический характер первого Русского государства. Русь в конце IX - середине Х в. Поход Олега на Константинополь в 907 г. Договоры Руси с греками. Укрепление Киевского государства при Игоре. Начало борьбы с печенегами. Продвижение к Причерноморью, устью Днепра, на Таманский полуостров. Русско-византийская война 941-944 гг. Восстание древлян и смерть Игоря. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Путешествие Ольги в Константинополь. Крещение Ольги. Политические отношения с Германской империей. Русь между Византией и Западом. Усиление в Киеве значения христианства. Переход власти к язычнику Святославу.

Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Складывание государственной и частной собственности на землю. Переход от полюдья к организованному сбору дани. Натуральный характер господского и крестьянского хозяйств. Появление феодально-зависимого населения в деревне и городе.

Структура господствования верхушки населения. Княжеские замки, боярские дворы. Армия.

Николай I и его намерения. Следствие и суд над декабристами. Пестель, Трубецкой, Рылеев. Жены декабристов. Декабристы в Сибири. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнета. Теория «официальной народности». Разрастание бюрократического аппарата. Кодификация законов. Реформа управления государственной деревней. и денежная реформа . Личность Николая I. Начало кризиса николаевской системы. Присоединение к России Кавказа и кавказская война. Ермолов, Шамиль. Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Петрашевцы. , . . Крымская война.

Россия в пореформенную эпоху.

Эпоха освобождения. Отмена крепостного права. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра II. Автор реформ.

Промышленный переворот. Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока. Появление новых промышленных центров. Капиталистический город - новое явление в России. Сохранение помещичьих латифундий и крестьянской общины. Замедленное развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве центральных губерний. Быстрое развитие аграрного капитализма на Северном Кавказе и Южной Украине.

Драма после освобождения. Вопрос о конституции в правительстве Александра II. Русский либерализм и движение за конституцию. . Возникновение народничества. Три течения в народничестве. Лавров, Ткачев, Бакунин. Правительственные репрессии и победа террористического направления. Деятельность -Меликова. Проект конституции. Семь покушений на царя. Убийство Александра II. Уроки и просчеты движения народников.

На рубеже XIX-XX вв. Промышленный подъем 90-х гг. и деятельность. Ухудшение положения в деревне: демографический взрыв и мировой; сельскохозяйственный кризис, рост крестьянского малоземелья и нищеты. Голодные годы. Переход правительства к политике консервации патриархально-общинных отношений в деревне при сохранении помещичьих латифундий. Политическая реакция. Александр III и. Вступление на престол Николая II. Либеральное движение 80-90-х гг. «Третий элемент» в земстве . . Либеральное народничество. . Российское рабочее движение выходит на сцену. Группа «Освобождение труда» и возникновение марксистского движения в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельности. Новый этап освободительного движения.

Россия на перекрестке мировой политики. Канцлер и восстановление прав России на Черном море. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. Присоединение Средней Азии к России. Конец «союза трех императоров» и сближение России и Франции.

Русская православная церковь в XIX в. Православие в системе царского самодержавия. Система церковного управления. Обер-прокуроры и Синод. и митрополит Филарет. Вопрос о церковных реформах в пореформенную эпоху. Зарождение либерального течения в духовенстве, появление священников-демократов. Христианизация народов Поволжья и Сибири и ее историческое значение. Монастырское «старчество». Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Политика и нарастающий кризис православной церкви в условиях развития капитализма.

Культура России в XIX в. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Старый Петербург - шедевр европейского зодчества. Русская живопись. Музыка народов России. Русская литература завоевывает Европу. Рост грамотности во второй половине XIX в. Создание национальной письменности у ряда народов Поволжья. Печать столичная, провинциальная. Книгоиздательское дело. Театр. Музыка. Выставки. Музеи. Храмы.

Россия в эпоху революций.

Общенациональный кризис в начале XX в. Поиски выхода из кризиса. и «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», и «Союз освобождения». Образование партии социалистов-революционеров. Ее лидеры. II съезд РСДРП и формирование большевистского и меньшевистского течений в социал-демократии. Ленин, Плеханов, Мартов. «России нужна маленькая победоносная война» - мнение министра внутренних дел. Русско-японская война 1904-1905 гг. и Портсмутский мир. Несбывшиеся надежды «либеральной весны» -Мирского.

Первая русская революция 1905-1907 гг. Священник и «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Начало первой русской революции. Главные требования революции: введение конституции и гражданских свобод, уравнение в правах всех сословий, решение земельного вопроса. Политические лагери в революции. Всеобщая политическая забастовка в октябре 1905 г. Манифест 17 октября 1905 г. Образование либеральных партий конституционалистов-демократов и «Союз 17 октября». Неудача Декабрьского вооруженного восстания. Поправение либералов и разъединение оппозиции. Государственная дума первого и второго созывов. Вступление правительства на путь карательных операций. Третьеиюньский государственный переворот - конечная веха революции. Политические и социальные итоги революции 1905 - 1907 гг.

Годы упущенных возможностей. Стабилизация внутреннего положения России в 1907 - 1914 гг. Деятельность. Личность Столыпина. Аграрная реформа. Разрушение общины - первоочередная задача реформы. Насаждение хуторов и отрубов. Подавление альтернативных способов улучшения крестьянского быта. Насильственный характер реформы. Проекты Столыпина в области реформ местного управления, суда, народного образования. Возникновение коалиции против Столыпина (поместное дворянство, придворная камарилья, высшая бюрократия). Политический кризис весной 1911 г. Убийство Столыпина. Неудача второй эпохи реформ. Назревание революционного кризиса.

Серебряный век русской культуры. Новая техника и новые черты быта. Просвещение. Книга и печать. Общественные науки. Естествознание и техника. Культура и искусство народов России.

Первая мировая война. Отсутствие консолидации русского общества. Поражение русской армии весной - летом 1915 г. Железнодорожный кризис. Топливный кризис. Продовольственный кризис. Борьба за власть между Думой, генералитетом и придворной камарильей. и

Февральская революция 1917 г. и отречение Николая II. Личность Николая II. Возникновение Петроградского совета. Создание Временного правительства. Характеристика его членов. . Установление двоевластия. Руководство Советов. Российское общество перед суровым испытанием. Итоги Февральской революции.

Россия после Февраля 1917 г. Временное правительство в кольце проблем. Вопрос о мире. Вопрос о земле. Вопрос об Учредительном собрании. Национальная катастрофа. Падение престижа и власти Временного правительства. Лето - осень 1917 г. . Рост недовольства народных масс. Нарастание хаоса. Поляризация сил. Рост влияния большевиков . Позиция основных политических сил: кадетов, эсеров, меньшевиков. Июльский кризис. Выступление генерала. Внутренняя политика Временного правительства.

Октябрьская революция в Петрограде. Большевики у власти. Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК). Разгон Учредительного собрания. Принятие III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Принятие Декрета «О социализации земли». Заключение Брестского мирного договора Советской России с Германией и ее союзниками. Принятие Декрета о национализации промышленности. Принятие V Всероссийским съездом Советов Конституции РСФСР.

Борьба Советского правительства против войск. Принятие Декрета о введении продразверстки на хлеб. Борьба Советского правительства против объединенных Вооруженных сил Юга России под командованием. Отмена Антантой блокады Советской России.

Советско-польская война. Заключение Рижского мирного договора РСФСР с Польшей. Борьба Советского правительства против войск генерала. Окончание гражданской войны на территории РСФСР (в европейской части и Сибири). Итоги гражданской войны.

Советский Союз в межвоенный период.

Восстание матросов и солдат в Кронштадте. Забастовки рабочих в Петрограде. Принятие Х съездом РКП(б) решения о переходе к новой экономической политике .

Россия в годы новой экономической политики и форсированного строительства «государственного социализма» 1921--1941 гг. Новая экономическая политика. Противоречия и «кризисы нэпа». Формирование сталинской экономической модели «государственного социализма».

Созыв I Всесоюзного съезда Советов: образование СССР. Принятие первой Конституции СССР. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Советская государственность в период форсированного строительства «государственного социализма». Оформление структуры «государства-партии» в СССР. Формирование однопартийного политического режима. Культурная жизнь страны в 20-е годы.

Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Индустриализация. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Внешняя политика СССР в 1921-1941 гг. Генуэзская конференция. Раппальский договор РСФСР с Германией. Официальное признание СССР рядом европейских государств. Вступление СССР в Лигу наций. Советский Союз накануне и в начальный период второй мировой войны. Вооруженные столкновения СССР и Японии у озера Хасан и в районе реки Халхин-Гол. Заключение советско-германского Пакта о ненападении. Нападение Германии на Польшу - начало второй мировой войны. Ввод советских войск в восточные районы Польши (Западную Белоруссию и Западную Украину). Заключение советско-германского договора «О дружбе и границе». Советско-финляндская война. Ввод советских войск в Бессарабию, Литву, Латвию и Эстонию.

Великая Отечественная война советского

народа (гг.).

Нападение фашистской Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Мероприятия по переводу страны на военное положение. Фронт и тыл, власть и народ в Великой Отечественной войне. Массовый героизм советских воинов на фронтах войны. Битва за Москву. Создание антигитлеровской коалиции: подписание ряда соглашений между СССР, Великобританией и США. Подписание Декларации объединенных наций против Германии и ее союзников. Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. Курская битва. Принятие постановления «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Конференция глав правительств СССР, США и Великобритании в Тегеране. Освобождение территории СССР от немецко-фашистских захватчиков.

Конференция глав правительств СССР, США и Великобритании в Ялте. Битва за Берлин. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Освобождение территории СССР и европейских стран. Победа над нацизмом в Европе. Разгром Японии. Окончание Второй мировой войны. Международная конференция в Сан-Франциско. Подписание Устава Организации Объединенных Наций (ООН). Конференция глав правительств СССР, США и Великобритании в Потсдаме . Нюрнбергский процесс.

Источники победы в войне и ее цена. Итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войны в целом.

Советский Союз в 1945 - 1985 гг.

Государственно-политическая система СССР в 1945 - 1953 гг. Апогей сталинизма. Социально-экономическое развитие СССР в 1945 - 1955 гг. Четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства. Пятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Внешняя политика СССР в 1945 - 1955 гг. «Двухполюсный» мир. Холодная война. Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Испытание в СССР атомной бомбы. Подписание в Варшаве договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между социалистическими странами (создание Организации Варшавского Договора - ОВД).

XX съезд КПСС. Доклад «О культе личности и его последствиях». Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Внешняя политика СССР в период «оттепели» (1955 - 1964). Ввод войск стран Организации Варшавского Договора в Венгрию.

Советский Союз в эпоху научно-технической революции. Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли. Первый в истории полет человека в космос ().

Экономическое развитие СССР в годы «оттепели». Семилетний план развития народного хозяйства. Новые явления в социальной политике. Общественно-политическая жизнь страны в период «оттепели». Трагедия в Новочеркасске.

ХХII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии - программы строительства коммунизма.

Карибский кризис. Подписание в Москве договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Отставка с занимаемых постов.

Социально-экономическая политика периода «застоя» (1965-1985). Общественно-политические движения в СССР в эпоху «застоя». Попытки осуществления политических и экономических реформ . НТР и ее влияние на ход общественного развития.

Постановление Пленума ЦК КПСС «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР». Постановление Пленума ЦК КПСС «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

Восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Девятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Принятие третьей Конституции СССР.

Внешняя политика СССР. Внешняя политика СССР в эпоху «застоя». Политика «разрядки».

Ввод войск стран Организации Варшавского Договора в Чехословакию. Подписание между СССР и США договора ОСВ-1. Совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе.

«Необъявленная война» в Афганистане.

Социально-экономическое развитие, общественно-по-литическая жизнь и культура СССР в 60-80-е годы, нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в эпоху «перестройки» и «нового политического мышления». 1985-1991 гг.

Социально-экономический кризис в СССР. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Советская политика «нового мышления» на международной арене. Подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Одиннадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Двенадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

XIX Всесоюзная партийная конференция. Курс на реформу политической системы. Реформирование политической системы СССР в эпоху «перестройки».

I Съезд народных депутатов СССР. Избрание Президентом СССР.

Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Начало официальной регистрации политических партий и организаций.

Роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

Начало переговоров в Ново-Огарево о заключении нового Союзного договора между президентом СССР и главами девяти союзных республик.

Подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

Антигосударственный путч в Москве. Беловежское соглашение. Решение руководства России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Горбачева с поста президента СССР. Завершение исторического пути СССР. Распад СССР и его последствия.

Российская Федерация в конце XX -начале XXI века.

Россия в постсоветском пространстве. Начало социально-эко-номических и политических преобразований, их влияние на жизнь и настроения в обществе. Федеративный договор 1992 г. Конфронтация высших институтов государственной власти. Всероссийский референдум о доверии политике президента России. Указ президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета РФ». Вооруженное выступление оппозиционных сил в октябре 1993 г. в Москве. Выборы в Федеральное собрание России. Конституционные основы Российской Федерации. Избрание в 1996 г. президентом Российской Ельцина.

Подписание договора между Россией и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Присоединение России к программе «Партнерство во имя мира», предложенной государствами-членами НАТО. Вывод российских войск из стран Восточной Европы.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации. Противоречивость социально-экономической политики российского руководства. Реформы российской экономики по методам «шокотерапии» и их результаты. Развал отечественной экономики, нарастание проблем в социальной сфере. Война в Чечне. Отставка.

Выборы нового Президента России в марте 2000 г. и политика правительства по стабилизации социально-экономической и социально-политической ситуации в стране. Государственно-политическое развитие российского общества. Выборы в Государственную Думу Российской Федерации (декабрь 2003) и президентские выборы (март 2004).

Основные направления внешней политики России : отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. Участие России в решении глобальных проблем современного мира.

НАЧАЛЬНИК УЧЕБНОГО ОТДЕЛА

полковник

Н. КУЖЕКИН

Для заметок

Для заметок

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾