Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Кафедра истории и педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

на тему: Восточные славяне в догосударственный период. Образование Древнерусского государства

Выполнил:

студент группы СОП

«Экономика и управление на предприятии»

Пуртов К.В.

Кемерово 2010

Введение………………………………………………………………………….3

1.Общественный строй восточных славян в VI-VIII вв. н. эй………………...3

2. Религиозные верования славян. Быт, нравы, обычаи……………………….4

3.Происхождение древнерусского государства………………………………..6

3.1. Политический строй Киевской Руси………………………………………10

3.2. Социально-экономический строй Древней Руси …………………………10

4.Принятие христианства и его последствия…………………………………..11

Список используемой литературы…………………………………………..…16

Введение

В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. В Российской Федерации проживает более 100 народов и народностей. Но основным государствообразующим народом нашей страны является русский народ (из 149 млн. 120 млн. - русские). Русский народ - один из крупнейших народов мира - в течение многих веков играл ведущую роль в политическом, экономическом, культурном развитии страны. Первое государство русских, а также украинцев и белорусов было образовано в IХ в. вокруг Киева их общими предками - восточными славянами.
К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. Древнейшим известным местом обитания славян в Европе было нижнее и среднее течение Дуная. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший историк Тацит - I в. н.э., географ Птолемей Клавдий - II в. н.э. Античные авторы называют славян "анты", "склавины", "венеды" и говорят о них как о "бесчисленных племенах".

1.Общественный строй восточных славян

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

  • Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).
  • Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.
  • Третья часть славян, как считают ученые, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название славян восточных(русские, украинцы, белорусы).

Следует отметить, что в эпоху великого переселения народов большинство племен стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары, впитав наследие античной римской культуры, создадут свою государственность. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. На северо-восток славяне ушли двумя потоками: одна часть славян - к озеру Ильмень (позже там встанет древнейший русский город Новгород), другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра (там станет другой древнейший город Киев).
В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-Европейской равнине.
На Восточно-Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.
На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники - тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа). В те времена народы, ведущие разный образ жизни - оседлый и кочевой, - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи.
Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

  • В середине VI в. в низовьях Волги существовало государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.
  • В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков - Булгарское (Болгарское) царство. Затем Булгарское царство распалось. Часть булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую Булгарию. Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была образована Дунайская Булгария (позже пришлые тюрки были ассимилированы южными славянами. Возник новый этнос, но он взял себе имя пришельцев - "болгары").
  • Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки - печенеги.
  • На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили свое господство над восточно-славянскими племенами, многие из которых платили им дань до IX в.

На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395-1453 гг.) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград).
В VI - VIII вв. славяне еще не были одним народом.
Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племен. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в. (Летописца Нестора называют "отец Русской истории"). Согласно летописи "Повесть временных лет", восточные славяне расселились: поляне - по берегам Днепра, недалеко от устья Десны; северяне - в бассейне рек Десна и Сейм; радимичи - на верхних притоках Днепра; древляне - по Припяти; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - по Полоте; ильменские словене - по рекам Волхов, Щелони, Ловати, Мсте; кривичи - в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги; вятичи - в верховьях Оки; бужане - по Западному Бугу; тиверцы и уличи - от Днепра до Дуная; белые хорваты заняли часть западных склонов Карпат.
Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя. Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

2. Религиозные верования славян, быт, нравы и обычаи

Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.

Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный «скотный бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочёвывали и в славянский пантеон.

Так, в VIII - IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который явно пришёл из мира иранских племён. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян всё больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населён и другим сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существование загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами». В лесу обитали леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил «Чур, меня, чур, меня!»

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Ведущими отраслями хозяйства у племен лесостепной и лесной зон Восточной Европы были земледелие и скотоводство, причем у славян, а с первых веков н. э. и у балтов на первом месте стояло земледелие.
Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединившим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община – вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI-VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьям и, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.

Восточные славяне жили родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались полюдьем. У восточных славян с незапамятных времен имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

3.Происхождение Древнерусского государства

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства:
социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской", общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли; шел процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина;
политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI в. известен союз племен во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи рассказывают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом; арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племен славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова;
внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно-Европейской равнине; с VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами скифов, сарматов, гуннов, аваров, хазаров, печенегов, половцев и др.

Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образования государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.
Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.
Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.
После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. Вероятно, Олег был очень предприимчивым человеком, так как вскоре захотел установить свой контроль и над южном участком торгового пути "из варяг в греки", которым владели киевляне.
В 882 г. Олег пошел походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил все население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.
Так было образовано первое государство восточных славян.
Позже летописцы начнут отсчет времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.
Происхождение слова "русь". Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом "русь". В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. В настоящее время возобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.
Значение образования Древнерусского государства. Государство Русь, Киевская Русь (научное название - Древнерусское государство, Древняя Русь) по своему географическому положению сразу заняло важное место в системе европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой цивилизации. Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов:

  • суровый климат;
  • территория Руси представляла собой равнину, открытую со всех сторон для любого неприятеля;
  • в состав Руси затем вошли сотни народов и народностей, находящихся на разной стадии развития;
  • отсутствие у государства выхода к морю, необходимость которого становилась государственной потребностью;
  • отсутствие культурного наследия.

Норманская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Ее создателями стали немецкие ученые Г.-Ф. Миллер, Г.-З. Байер, А.Л. Шлецер, в ХVIII в. приглашенные работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие ученые утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский ученый М.В. Ломоносов.
В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: все что-либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны.
У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остается нерешенным. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья. Следует вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства и т.д. Русские летописи, на основании которых мы складываем представление о первых веках русской истории, были написаны в более позднее время, им было свойственно окружить возникновение русской государственности ореолом таинственности. Чужак, пришлый человек - всегда обладает особой харизмой. Археологические раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было невелико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития. Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали. Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена - Святослав, Владимир. Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. У восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика - исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.

Историю государства Русь условно можно разделить на три периода

  1. IХ - середина Х в. - в научной литературе этот период получил название Время первых киевских князей.
  2. Вторая половина Х в. - первая половина ХI в. - расцвет государства Русь.
  3. Вторая половина XI в. - начало XII в. - переход к феодальной раздробленности.

Время первых киевских князей

Княжение Олега (879-912 гг.). Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Киев ему понравился, и он сделал его своим главным городом. Чтобы укрепиться в Киеве, он стал строить города и сажать в них своих дружинников. Олег стал активно подчинять свой власти славянские племена. Так, он включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. С покоренных племен Олег с дружиной собирали дань. Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой - Византией. Он задумал большой поход на Византию.
В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По сведениям летописцев, договор был заключен "на двое харатьи". Это позволяет предположить, что русская письменность появилась еще до принятия христианства. До появления "Русской правды" складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, которые стояли в разных русских городах.
Слава об удачных походах Олега быстро распространялась. Скорее всего, стали говорить об уме, хитрости, смелости Олега. Рассказы превратились в предания. Кончина его также овеяна легендой. Кудесник предсказал Олегу, что умрет он от своего коня. Олег запретил подводить коня к себе. Через много лет вспомнил он о своем околевшем коне и посмеялся над предсказанием кудесника. Он решил посмотреть на кости своего коня. Когда прибыл на место, наступил на череп коня. Оттуда выползла змея, укусила его в ногу. Олег от этого заболел и умер.

Имя Олега как первого, далекого правителя окружено тайной и оказалось необычайно притягательно для потомков. Народная память одарила его особыми, нечеловеческими способностями. Остался он в истории как "чародей", "вещий".
Княжение Игоря (912-945 гг.). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчиненным народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд собрал богатую дань в земле древлян. Это вызвало ропот дружины Игоря. Дружинники заявили Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам".
Игорь собрал дань с древлян и уже возвращался назад в Киев, как вдруг решил вернуться с небольшой частью дружины и еще раз собрать с древлян дань. Древляне возмутились и собрались на вече со своим старшиной Малом. Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его". Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Есть предание, будто бы они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним Игоря, потом отпустили их. Киевский князь был разорван на две части.
Правление Ольги (945-957 гг.). Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Первое посольство древлян она заживо закопала в землю, второе - сожгла. Древляне были перебиты и на поминальном пиру (тризне). Затем, по летописи, Ольга потребовала с древлян дань по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам птиц была привязана зажженная пакля с серой. Голуби и воробьи возвратились в свои гнезда, и столица древлян Коростень запылал. В пожаре погибло до 5 тыс. чел.
Тем не менее, Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установила "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.
Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство. Русские были знакомы с христианством давно. Они ездили в Константинополь, великолепие и пышность христианских храмов и богослужений не могли не произвести впечатление. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь святого Ильи Пророка. В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь. Византия была очень заинтересована в том, чтобы Русь приняла ее религию. Ольга была принята императором Константином Багрянородным и императрицей. Константинопольский патриарх сам совершал над Ольгой обряд крещения. Ее крестным стал Константин Багрянородный. Позже княгиня Ольга была названа Русской Православной Церковью святой.
Правление Святослава (957-972 гг.). Сын Игоря и Ольги Святослав вошел в историю как талантливый полководец. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с кочевниками. В повседневной жизни он был неприхотлив: никаких шатров с собой не возил, спал на земле, особых кушаний для него не готовилось. Перед нападением обычно предупреждал: "Иду на вас".
Святослав присоединил к Киеву земли вятичей, мордовские племена, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав разгромил Хазарский каганат. Хазария как государство больше не существовала. Византийский император вовлек его в свои конфликты с Дунайской Болгарией. В 968 г. Святослав разгромил болгар. Болгария настолько понравилась ему, что он задумал перенести на Дунай свою столицу. Но в Киеве ждала престарелая мать княгиня Ольга с внуками. К тому же к самому Киеву подступали печенеги. Святославу пришлось возвращаться в Киев.
В это время ситуация в Византии изменилась. Новый император Иоанн Цимисхий был сам отличным воином. Укрепление Святослава на Дунае представляло опасность для Византии. У Святослава начался конфликт с Иоанном Цимисхием из-за дунайских владений. В одном из сражений он был окружен 100-тысячным византийским войском. Святослав едва спасся от плена.
С остатками своего войска Святослав возвращался назад. В 972 г. у днепровских порогов его подстерегли печенеги. В сражении Святослав погиб. Предание гласит, что печенежский вождь Куря велел из черепа Святослава сделать себе чашу и на пирах пил из нее пиво.
Таким образом, в политике первых киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией.
В результате деятельности первых киевских князей государство было укреплено, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.

3.1. Политический строй Древней Руси

Государство Русь было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, опиравшийся на дружину. Государством управляли князь, братья, сыновья князя, а также дружинники. Они осуществляли сбор дани, суд, защиту своих территорий. Дружина делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины, они являлись также советниками князя. Часто старшая дружина получала право сбора дани в некоторых областях в свою пользу. Младшую дружину составляли гридни, отроки, детские и другие воины. С развитием феодального землевладения дружинники постепенно превращались в земельных собственников. Дружины были также и у бояр. Доходы князя определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи.

3.2. Социально-экономический строй Древней Руси

  • князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани ("прокорма"), и она впоследствии превращалась в наследственное владение;
  • князь жаловал дружинника за службу из государственных земель;
  • дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины.

Количество и размеры вотчин увеличивались за счет захвата крестьянских земель, пожалований, купли, продажи, дарения и т.п.
Население, занимавшееся сельскохозяйственным трудом, называлось смердами. Смерды жили как в крестьянских общинах, так и в феодальных вотчинах. Смерды, проживавшие в вотчинах, находились в более тяжелом положении, так как теряли личную свободу. Кроме смердов, в вотчинах были также закупы, рядовичи, холопы. Закупом становился разорившийся смерд, который брал у хозяина долг - "купу" деньгами, скотом, семенами или инвентарем. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи - зависимые люди, заключившие с вотчинником договор - "ряд", и на его основе выполнявшие различные работы. Еще одна категория зависимого населения, проживавшая в княжеской или боярской вотчине, были холопы или челядь. Они фактически были на положении рабов и пополнялись за счет пленников или из числа разорившихся соплеменников. Главными формами эксплуатации зависимого населения вотчин в ХI - ХII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве.
В Киевской Руси было значительное число крестьян, живших общинами и не подвластных частным феодалам. Такие крестьяне-общинники платили дань в пользу государства или великого князя. Все свободное население Руси называлось "люди".
В экономике Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Но господствующей системой производственных отношений был феодализм. Феодальный строй Руси отличался от "классических" западных европейских образцов. Эти отличия заключались в том, что государство играло огромную роль в экономике страны. Об этом свидетельствует наличие значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

4. Принятие христианства и его последствия

Правление Владимира Святого (980-1015 гг.). В 980 г. на киевском престоле оказался сын Святослава - Владимир.
Важной заслугой Владимира стало объединение всех земель восточных славян в одном государстве. Он сломил независимость вятичей, присоединил земли по обе стороны Карпат. В результате в правление Владимира территория Руси оформилась окончательно.
Следующей заслугой Владимира является то, что он первый из киевских князей организовал надежную оборону степных границ Руси от печенегов. По рекам Десна, Сула, Стугна, Осетр по его приказу был сооружен ряд крепостей, увеличено количество дружин. Была также налажена служба дальней разведки, оповещения и связи. Именно в это время в русской истории появляются русские былины - сказания, в которых главными героями стали могучие витязи, стоявшие на защите степных границ Руси от кочевников.
В правление Владимира Святославовича и по его инициативе произошло одно из самых важных для русской истории событий - в 988 г. Русь приняла христианство в византийском варианте - православие.
Вначале Владимир был ревностным язычником. В Киеве на видных местах приказал расставить изображения языческих божеств, перед которыми совершались языческие обряды и даже человеческие жертвоприношения. Сам Владимир вел жизнь далеко не христианскую: был склонен к пирам, разгулу.
Но язычество с многобожием уже не отвечало потребностям складывающегося единого государства, и Владимир это ощущал. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.
О колебаниях Владимира стало известно в соседних государствах. Соседи Руси были заинтересованы в том, чтобы Русь приняла их веру: сильного русского правителя выгодно было иметь своим единоверцем. Соседние государства исповедовали разные религии:

  • западные страны - христианство западного толка - католицизм;
  • волжские булгары - ислам;
  • верхушка Хазарии - иудаизм.

Прибыли к Владимиру послы из всех соседних государств с рассказами о своих верах. Наибольшее впечатление произвел на него рассказ греческого священника. Рассказал священник о рождении Иисуса Христа, об учении Его, чудесах, страданиях, смерти, воскресении, вознесении на небо; объяснил, ради чего пострадал Христос и какую жизнь заповедовал христианам. Владимир решил послать послов в разные страны, чтобы посмотреть, как совершаются их церковные службы. Когда прибыли русские послы в Константинополь, византийский император приказал патриарху совершить службу для русских как можно торжественнее, чтобы видели "славу Бога нашего". Православная служба потрясла русских послов. Владимиру они говорили: "Мы не знали, на небе мы или на земле┘Нет на земле такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем┘ Там Бог пребывает с людьми".
Христианство было распространено на Руси издревле и пустило глубокие корни. По преданию, после смерти Иисуса Христа его ученики - апостолы - отправились проповедовать учение своего Учителя и разнесли его по всему миру. В Скифию, где позже станет Русь, отправился Андрей Первозванный, прозванный так потому, что Христос первым позвал его к себе в ученики. Андрей поднялся до среднего течения Днепра, водрузил там крест и предсказал, что там возникнет город, который станет "матерью городов русских". Далее путь Андрея Первозванного лежал через Новгород, Балтику в Рим, где он был распят на кресте за христианскую веру.
Христиане жили в Киеве, Новгороде, других русских городах издавна. Христианство приняла бабка Владимира княгиня Ольга, о которой сохранилась память как о мудрой правительнице. Высота христианского учения - единобожие, над язычеством была для киевского князя очевидной. И, в конце концов, к этому времени вся жизнь восточнославянского общества была ориентирована на Византию.
И Владимир сделал выбор в сторону христианства восточного, византийского - православия. Но брать от греков православие как милостыню Владимир не хотел.
Отправился он с войском на Корсунь, самый богатый греческий город в Крыму, и взял его. Греческим братьям-императорам велел передать, что если не отдадут за него их сестру - красавицу Анну, то с Константинополем будет то же самое. Императоры ответили, что нет у православных обычая отдавать родственниц за некрещеных и что Владимир должен принять православие. Плакала Анна, не хотела выходить замуж за русского "варвара", но уговорили ее братья, что приносит она себя в жертву великому делу: узнает Русь свет истинной христианской веры, а Византия избавится от опасного соседа.
Владимир вместе со своей дружиной крестился в Корсуни. По прибытии в Киев Владимир крестил своих сыновей в источнике, который навсегда получил название "Крещатик". Затем в Днепре киевский князь крестил киевлян. Крестилась Русь непросто. "Огнем и мечом" крестились новгородцы, народ не раз поднимал восстания против новой религии. В основном понадобилось 100 лет для того, чтобы новая религия укрепилась на Руси. Но еще до ХIV в. на Руси сохранялось двоеверие: в церкви, на людях поклонялись Христу, а дома, тайком - старым привычным языческим богам.
Был Владимир великим грешником. Но после принятия православия разительно переменился и стал истинным христианином. Принятие православия в качестве государственной религии является самой главной исторической заслугой Владимира перед Русью. У него были разные варианты в выборе для страны веры, но он гениально угадал, что потребностям государства, условиям проживания на Русской равнине, менталитету русского народа отвечает именно православие. Православие сделало русских уникальными, православие определило будущую высокую судьбу России. За это в памяти народа он остался как "Святой", "Креститель", "Красное Солнышко".
Русская Церковь стала митрополией (отделением) Константинопольской патриархии. Во главе Русской Церкви константинопольским патриархом был поставлен митрополит. Отдельные области возглавлялись епископами, которым подчинялись священники в городах и селах. На содержание Церкви князь отдавал десятую часть собираемых налогов. На десятинные деньги Владимир приказал построить первую в Киеве Десятинную церковь. Так, дав Руси свою веру, а позже и имя, Византия стала крестной матерью Руси.
Со времен принятия христианства история Русской Церкви самым тесным образом переплелась с историей народа. Никогда у Русской Церкви не было иных интересов, кроме интересов государства и народа.
Значение принятия христианства было огромно и проявлялось буквально во всем. Принятие православия перевернуло всю жизнь восточнославянского человека:

  • на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;
  • на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;
  • для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;
  • на Руси появилась фресковая живопись;
  • появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI в.;
  • христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;
  • христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский;
  • изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством;
  • с принятием христианства русское общество обрело духовный стержень, Церковь стала объединяющей силой в государстве.

Вместе с тем, принятие православия привело к культурному размежеванию восточных и части южных - с западными славянами, принявшими христианство из Рима. Восточные славяне ушли в орбиту византийской культуры, а западные - римской.
Одно из последствий принятия Христианства связано с правлением Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался сын Владимира - Святополк, но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев - Бориса и Глеба. Борис и Глеб были самыми любимыми и необычными детьми Владимира. Рождены они были от матери-христианки и с детства отличались христианским благочестием. Братья знали, что к ним подосланы убийцы, но решили принять смерть. Они как истинные христиане посчитали, что умирают во славу Иисуса Христа. Христос знал о своей судьбе, мог спастись, но смиренно принял ее.
Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. С тех пор Борис и Глеб считаются небесными покровителями великокняжеской династии, а Святополк получил прозвище Окаянный.
Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета.
Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.
При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В подражание Константинополю Ярослав обнес Киев высокой каменной стеной, выстроил парадный въезд в Киев - Золотые ворота. В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников. Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.
С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные - изображения святых, Иисуса Христа, Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.
При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".
Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.
При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.
Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда". "Русская Правда" - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. В византийских источниках содержится упоминание о законе русском времен первых киевских князей. Ученые предполагают, что в те времена существовал свод юридических норм и правил, но в устной форме. "Русская Правда" - первый сборник русских законов в письменном виде. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава". Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Кровная месть ограничивалась лишь кругом ближайших родственников. Это позволяет считать, что обычаи первобытного строя существовали уже как пережитки. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями.
При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.
Немаловажной заслугой Ярослава стало также и то, что во многом благодаря его усилиям началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура.
Эпоха Ярослава Мудрого имеет еще одно непреходящее значение: позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению.

Список используемой литературы:

1. Журнал "Наука и жизнь", № 3, 2004 г.

2. Грехов В.Н., Бледный С.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ века». Учебное пособие- М.: Экслибрис-Пресс, 2004г.

3. Данилов А.А. «История России с древнейших времен до конца ХVI века»- М.: Просвещение, 2006г.

4. Ляшевский С. «Русь доисторическая» - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003г.

5. Преображенский А.А. «История Отечества»: М.: Просвещение, 1996г.

Предмет и задачи курса отечественной истории.

История слово греческое, в переводе означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. Это великий процесс развития природы и человеческого общества. Эта наука, изучающее прошлое человечества в его развитии на разных этапах. Источниками сведений могут быть:

1) вещественные (археологические раскопки)

2) письменные (летописи, повести, рассказы)

3) художественные (гравюры, иконы, картины)

4) фонические (музыкальные записи, звуковое повествование)

Задача курса отечественной истории заключается в том, чтобы знать основные этапы и направления общественно-политического, экономического и социокультурного развития нашего государства.

Курс отечественной истории выполняет ряд функций:

1) познавательную

2) мировоззренческую

3) воспитательную

4) политическую

Первым историком нашей родины можно считать Нестора (монах-летописец Киево-Печерской Лавры, конец XI – начало XII вв .), который написал «Повесть временных лет». Среди других крупных историков нашей родины можно назвать Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского, которые рассматривали историю развития нашей родины с точки зрения совершенствования человеческого духа. Первым материалистическим историком, который в основу изучения истории Родины положил смену формы хозяйствования, был Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»). Среди современных историков можно назвать Рыбакова, Грекова, Зимина, Тихомирова.

Основными принципами изучения истории являются:

1) историзм (конкретные исторические условия)

2) объективность (опора на конкретные факты)

3) альтернативность (изучение опыта, умение извлекать уроки)

Основные этапы развития российского государства.

Для изучения отечественной истории необходима периодизация, т.е. определение периода времени, за который произошли существенные изменения в развитии государства. Автором первой периодизации был Татищев, в ее основу он положил самодержавие и силу власти. Карамзин в основу своей периодизации положил состояние государственности и смену правящих династий. Историк Соловьев считал, что в основу периодизации следует положить борьбу государства и родового начала. Ключевский в основу периодизации положил территориальный рост государства, изменение жизни и состояние народа.



Современная отечественная история учитывает в своей периодизации господствующие формы социально-экономических отношений, общественно-политический строй и специфику культуры.

1 этап. Восточные славяне в древности – тысячи лет назад-IX в.

2 этап. Древнерусское государство Киевская Русь – XI- XII вв.

3 этап. Феодальная раздробленность – конец XII – XV вв.

4 этап. Становление и развитие русского централизованного гос-ва – конец XV-XVII вв.

5 этап. Российская империя – XVIII-начало XX вв.

6 этап. Советская Россия – начало XX в. (1917г.)-конец XX в. (1991г.)

7 этап. Постсоветская Россия – конец XX-начало XXI вв.

Факторы и специфика исторического развития России.

На ход исторического развития России оказывают влияние разнообразные факторы:

1) геополитическая ситуация (Евразия, более 160 народов и национальностей, многонациональное и многоконфессиальное государство, периодически тяготеющее то к западным, то к восточным ценностям)

2) огромная территория и протяженные границы (сильная гос-ая власть, значительный чиновничий аппарат, большие средства на содержание армии, «осажденная крепость»)

3) суровая природно-климатическая среда (короткий вегетационный период, выработка полезных ископаемых, сложности с освоением новых земель)

4) менталитет народа (соборность, т.е. надежда на верховную власть, коллегиальность, нестяжательство)

Эти факторы определяют специфику нашей истории: экстенсивный тип развития хозяйства, т.е. получение продукции на новых площадях слабая самостоятельность городов, длительное существование крестьянской общины, продолжительность самодержавия, преклонение народа перед верховной властью.

Восточные славяне в догосударственный период.

Проблема происхождения славянских народов, в том числе восточных славян, остается дискуссионной. Однако первые прославяне появились во втором тысячелетии до н. э., а в начале первого тысячелетия н. э. греческие, арабские, византийские источники называют славян великим народом, воинственным и оседлым. В VI в. нашей эры в ходе великого переселения народов, вызванного значительным ростом количества населения и необходимостью освоения новых территорий, образовались 3 ветви славянских народов:

1) восточные славяне (русские, белорусы, украинцы)

2) южные славяне (сербы, хорваты, черногорцы)

3) западные славяне (поляки, чехи, словаки)

В VII – VIII вв . складываются крупные племенные союзы (древляне, кривичи, славены, поляне). Некоторые из них объединились в крупнейшие этносы:

1) Славия (на севере)

2) Куявия (Киев)

3) Ортания (Рязань)

Общественные отношения определялись строем военной демократии: во главе племени стоял старейшина, все вопросы решались на народном вече, народное ополчение. Основные занятия:

1) с/х (на севере – подсечно-огневая система; на юге – перелог)

2) охота, рыболовство, гортничество (сбор меда диких пчел)

Осуществлялся постепенный переход от родовой к сельской территориальной общине. Религия – язычество. Основными богами считались: Перун (бог войны), Сварок (бог неба, огня) и т. д.

В начале первого тысячелетия новой эры территорию Восточно-Европейской равнины заселили восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали пространство от Онежского и Ладожского озер на севере до низовья рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, и от Карпатских гор на западе до Оки и Волги на востоке. В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами, жившими на ее территории до появления славян. Заселение славян происходило мирно, так плотность населения финно-угорских племен была очень мала. Постепенно финно-угорские племена были ассимилированы славянами.

Природно-климатические условия Русской равнины способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густы леса с обилием птиц и зверей, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях - кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах - охотой, добычей меха ценных пушных зверей, бортничеством (сбором меда и воска диких пчел), рыболовством.

Важную роль в расселении и повседневном быте славян играли реки. "Припомнив, - пишет В.О. Ключевский, - как Повесть о начале Русской земли размещает славянские племена по нашей равнине, легко заметить, что масса славянского населения занимала западную её половину. Хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Чёрного моря; притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживлённое торговое движение, толчок которому был дан греками". Ключевский В.О. Курс русской истории. М., Мысль, 1987. Т. 1. с. 137

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием славян было земледелие. Они широко сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для обработки земли применяли рало - примитивную деревянную соху с железным наконечником (наральником), мотыгу, серп, грабли, косу. Позже появится плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков земли в течении нескольких лет подряд. После истощения земли этот участок забрасывался на 20-30 лет для естественного восстановления плодородия, а сам земледелец переходил на другой участок. Такая система существовала в основном в степных и лесостепных районах. В лесных районах сложилась подсечно-огневая система при которой участок земли под пашню освобождался от деревьев, которые рубили и сжигали. Полученная зола служила естественным удобрением. Эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Люди были объединены в родовые патриархальные семьи, которые жили отдельным поселением - двором. В такой семье была коллективная собственность на землю, орудия и результаты труда. Размеры земельных участков зависели от того, сколько такая семья могла обработать земли.

Повсеместное распространение плуга и переход от матыжного к пашенному земледелию заметно повысило культуру сельского хозяйства и его производительность, хотя это повышение происходило экстенсивно, за счет увеличения площади обрабатываемой земли. Тем не менее здесь имелись и признаки интенсификации сельского хозяйства. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара для восстановления плодородия почвы. Обработку почвы производили при помощи тягловых животных: волов и лошадей. Развитие факторов производства и увеличение производимого продукта обусловило разложение кровно - родственной общины и переход в VI-VIII веках к соседской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Появление частной собственность на орудия и результаты труда означало полное разложение родовой общины. Двор уступает свое место деревне, а сама сельская община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались ограниченное в частное пользование общинникам на определенное время. Земли не сельскохозяйственного назначения (лес, водоемы, сенокосы, пастбища) оставались общинными. Сохранялись и различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда всех членов общины: прокладывание дорог, корчевание леса, и прочие.

Земельные наделы обрабатывались членами отдельной семьи собственными орудиями труда, урожай принадлежал также этой семье. Таким образом, отдельная семья уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению более успешных старейшин, племенной знати, будущих крупных земельных собственников - феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался тип отношений, характерный для всех народов при переходе от первобытного в классовому обществу - военная демократия. В этот период усиливается роль высшего военноначальника - князя, который был одновременно руководителем войска и главой племени или племенного союза. Первоначально князь избирался на вече как руководитель дружины. В работе вече могли принимать участие все свободные общинники, участвовавшие в народном ополчении. Кроме народного ополчения выделилась и профессиональная дружина. Дружина кормилась за счет доходов князя, которые состояли из добычи во время военных походов и приношений (налогов) собираемых с жителей за охрану их от набегов врагов. Постепенно князь и его дружина заняли первенствующее положение в племени, усвоил себе функции суда, начал распространять свои права на земли как на частную собственность, присваивать себе власть над другими общинниками и их доходами. Все это означало переход от доклассового к классовому обществу и предпосылку к возникновению государства. "На смену власти коллектива пришла наследственная княжеская власть. Князья, опиравшиеся на свои военные формирования, приобрели такой вес и влияние в обществе, что превратились, по существу, в особую силу, стоящую над народными массами". Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII века. Принятие христианства. М.: Русская панорама, 1998. с. 29

  • Контрольные вопросы
  • Список рекомендуемой литературы
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. В Российской Федерации проживает более 100 народов и народностей. Но основным государствообразующим народом нашей страны является русский народ (из 149 млн. - 120 млн. русские). Русский народ - один из крупнейших народов мира - в течение многих веков играл ведущую роль в политическом, экономическом, культурном развитии страны. Первое государство русских, а также украинцев и белорусов было образовано в IХ веке вокруг Киева их общими предками - восточными славянами.
Первые письменные свидетельства о славянах. К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший (См. хрестоматийный материал), историк Тацит - I в.н.э., географ Птолемей Клавдий - II в.н.э. античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах"). (См. хрестоматийный материал)
В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

  • Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).
  • Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.
  • А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Следует отметить, что большинство племён стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары создадут свою государственность, впитав культурное наследие античной римской культуры. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.
В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине.
Соседи восточных славян. А на Восточно - Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.
На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала Степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники - тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа). В те времена, народы, ведущие разный образ жизни - оседлый и кочевой, - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счёт набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи.
Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

  • В середине VI в. в низовьях Волги существовало государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.
  • В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков - Булгарское (Болгарское) царство . Затем Булгарское царство распалось. Часть булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую Булгарию . Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была образована Дунайская Булгария (позже пришлые тюрки были ассимилированы южными славянами. Возник новый этнос, но он взял себе имя пришельцев - "болгары").
  • Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки - печенеги .
  • На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат . Хазары установили свое господство над восточнославянскими племенами, многие из которых платили им дань до IX века.

На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395 - 1453 гг.) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград).
Территория восточных славян. В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом.
Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в. (Летописца Нестора называют "отцом Русской истории"). (См. хрестоматийный материал) Согласно летописи "Повесть временных лет", восточные славяне расселились: поляне - по берегам Днепра, недалеко от устья Десны; северяне - в бассейне рек Десна и Сейм; радимичи - на верхних притоках Днепра; древляне - по Припяти; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - по Полоте; ильменские словене - по рекам Волхов, Щелони, Ловати, Мсте; кривичи - в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги; вятичи - в верховьях Оки; бужане - по Западному Бугу; тиверцы и уличи - от Днепра до Дуная; белые хорваты - северную часть западных склонов Карпат.
Путь "из варяг в греки". Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". (См. хрестоматийный материал) Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.
Занятия восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.
Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами .
Общественные отношения. Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем" . У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.
Верования восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог солнца - Ярило; Перун - бог войны и молнии, Сварог - бог огня, Велес - покровитель скота. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые жрецы - волхвы и кудесники.

1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации

Во времена Великого переселения народов славянские племена, спасаясь от гуннов, укрывались в лесах или направлялись на запад. Но после упадка державы гуннов славяне возвращаются на берега Дуная и Днепра, в леса вдоль рек Припяти, Десны, в верховья Оки. В V – VI вв. н. э. произошел демографический взрыв славянского населения.

В это время в славянском обществе укрепляется значимость племенных вождей, старейшин, вокруг них образуются боевые дружины, начинается деление населения на богатых и бедных, опять начинается торговля жителей Дуная и Днепра с Балканами и Грецией.

В V в. н. э. в бассейнах Днепра и Днестра складывается сильный союз восточнославянских племен, которых именовали антами. Одновременно с этим на севере Балканского полуострова сформировался племенной союз склавинов (славян), родственный союзу антов. С V в. н. э. анты двигались к Балканскому полуострову, к территории Византийской империи.

В V в. н. э. на берегу Днепра славянским вождем Кием была основана будущая столица Руси – город Киев. Киев стал центром одного из племен союза антов – полян. В это время происходят попытки Византийского государства наладить мирные отношения с вождями антов, стремления антов освоить новые территории в противоборстве со здешними славянами. Славянские дружины осваивают юг, Балканы, запад и восток. Позднее в Приильменье возникает еще один славянский центр – союз новгородских (приильменских) словен.

В течение VI – VII вв. славяне вели постоянную борьбу с аварами, которые вторглись в Восточную Европу. В конце VIII в. славяне в союзе с франкским королем Карлом Великим нанесли аварам сокрушительное поражение.

В это же время через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье, заняв земли в предгорьях Кавказа, в Восточную Европу пришла новая тюркская орда – хазары. Часть славянских племен попала в зависимость от хазарского владычества. Через Хазарию славяне вели торговлю с Востоком. Так как славяне старались освободиться от влияния хазар, мирные отношения часто чередовались с военными конфликтами.

В VIII – IX вв. после разгрома хазар и освобождения своих земель от их давления в жизни восточного славянства наступает длительный мирный период. Образуется по меньшей мере 15 подобных антам союзов славянских племен. На рубеже VIII – IX вв. полянам удается избавиться от управления хазар и уплаты им дани. Другие племена (северяне, вятичи, радимичи) еще оставались хазарскими данниками.

Наиболее развитыми среди славянских племен были поляне, так как они жили в условиях благоприятного климата, на торговой дороге, постоянно контактировали с более развитыми южными соседями. Здесь сосредотачивалось наибольшее количество населения. Также у разных племен имелись свои особенности хозяйственного развития. Они оказали большое влияние на формирование общества у восточных славян, на возникновение у них желания создания государства.

В древности понятие государства было объединено с властью вождя-лидера. Ими у восточных славян стали племенные князья при помощи своих дружин. Первые признаки государственности появились у тех племен, чье хозяйство развивалось быстрее, чем у других. Это были поляне и новгородские словены.

К концу IX в. установилась достаточно ясная иерархия общества. На ее вершине был князь. Он полностью управлял всем племенем или союзом племен, опираясь на старших и младших дружинников (личную охрану). Все дружинники были профессиональными воинами. Со временем появилась племенная знать – будущие бояре из числа глав родов. Наиболее многочисленной частью племени были люди (смерды). Но и они разделялись на «мужей„ (наиболее зажиточные), „воев“, т. е. тех, кто имел право участвовать в войнах и мог обеспечивать себя необходимым снаряжением. Мужам подчинялись женщины, дети, другие члены семьи. Их называли «челядь“. На нижних ступенях общества были бедные, попавшие в зависимость от богатых людей, неполноправные – сироты и холопы. На самой низкой ступени общества находились рабы – как правило, военнопленные.

После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Таким образом люди попадали в определенную зависимость от князя и государства. Князья смогли присвоить себе наиболее плодородные и лучшие земли. А свободные люди, кроме того, что платили князю дань, постепенно попадали от него в зависимость. Их привлекали к различным работам в хозяйстве князя; так появлялась поземельная зависимость от господина. Появляются первые княжеские домены – комплексы земель, на которых жили люди, зависимые непосредственно от правителя государства. В это же время возникают личные земельные владения и хозяйства княжеских бояр и дружинников. Князья предоставляли им возможность управления своими владениями, а в качестве платы – присваивать часть прибыли с этих хозяйств. Такой порядок назывался «кормлением». Позднее князья передают свои владения в наследственную собственность своим вассалам. Такие земли на Руси назывались вотчиной. Но право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эти земли, а мог и отнять или предать другому лицу. В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих владений уже своим дружинникам, чтобы те могли на них жить и имели возможность приобретать военное снаряжение – в XI в. на Руси складывалась система, аналогичная западноевропейской. Такой участок передаваемой земли назывался феодом, а вся система многоступенчатой зависимости – феодальной; владельцы земель с крестьянами или городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами.