Социально-экономические эффекты ВСМ 1 для общества

Положительные эффекты от реализации проектов ВСМ не ограничиваются прямыми эффектами от развития национальной транспортной системы. Реализации проектов ВСМ также приведет к возникновению общих экономических эффектов ввиду положительного влияния на занятость, производительность труда и темпы регионального развития. Данные эффекты не учитываются при проведении стандартного расчета выгод для пользователей. Реализация проектов ВСМ предположительно приведет к возникновению следующих экономических эффектов:

  • Эффект агломерации;
  • Рост занятости населения;
  • Эффекты регионального развития;
  • Эффект от занятости в строительстве;
  • Увеличение инвестиционной привлекательности России с точки зрения прямых иностранных инвестиций;
  • Развитие туризма.

Эффект агломерации

Масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру, подобные инвестициям в строительство ВСМ, как правило, приводят к улучшению сообщения между административными центрами и периферийными районами, что приводит к централизации рынка труда и концентрации трудовых ресурсов. Известно, что существует тесная взаимосвязь между концентрацией трудовых ресурсов, уровнем производительности и последующим экономическим ростом, объясняемая следующими основными факторами:

  • Увеличение размера и глубины рынка труда. Больший выбор работников для работодателя и возможность снижения расходов на заработную плату за счет конкуренции между работниками;
  • Увеличение числа конкурентов и потенциальных контрагентов. Создание дополнительных стимулов для развития инноваций и повышения эффективности, развитие специализации в обслуживающих отраслях;
  • Огромные возможности для обмена связями и знаниями (например, в области научных исследований).

Таким образом, ВСМ является важным фактором, способствующим укреплению рынков за счет улучшения доступа к финансовым, земельным и трудовым ресурсам, что ведет к увеличению производительности, положительным эффектам масштаба и росту региональной экономики.

Данные выгоды дополняют прямые выгоды для пользователей ВСМ и, как правило, не учитываются при расчете обобщенных транспортных затрат (в силу того, что пользователи не осознают подобные последствия использования ВСМ).

Комплексное исследование, проведенное Всемирным Банком в 2007 году, показало, что в середине 2000-х годов экономика многих отсталых регионов России демонстрировала более быстрые темпы роста, в то время как экономика некоторых богатых природными ресурсами регионов росла существенно медленнее. Статистический анализ поддерживает гипотезу о том, что экономическому росту в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах по сравнению с остальными частями страны способствует сильный эффект городских и региональных агломераций. Улучшение транспортной инфраструктуры, как ожидается, усилит рассматриваемый эффект для отсталых регионов страны, в том числе и расположенных вне зоны прохождения линий ВСМ.

Рост занятости населения

Спрос на транспортные услуги является производным спросом, то есть люди пользуются услугами транспорта только с целью удовлетворения другой потребности (например, проведение деловой встречи или поездка на работу). Следовательно, пассажиры осуществляют поездки только в том случае, если транспортные затраты не превышают выгод от деятельности в месте назначения. До введения в эксплуатацию ВСМ ряд экономических зон мог быть недоступным для многих работников и организаций, так как транспортные затраты (в денежном и временном выражении) являлись слишком высокими и превышали выгоды от деятельности в месте назначения.

Ввод в эксплуатацию ВСМ сблизит зоны проживания трудовых ресурсов и зоны занятости путем снижения обобщенных транспортных затрат. Как следствие, ранее безработные станут участниками рынка труда, а также возрастет мобильность среди работающего населения, которое сможет работать в более отдаленных от места проживания зонах. Это будет способствовать повышению эффективности рынка труда и уровня экономической активности населения.

Например, станет возможным строительство станции ВСМ на расстоянии 50-100 км от Москвы и создание поблизости от нее нового городского поселения, которое снизит напряженность на московском рынке жилья за счет увеличения предложения недвижимости. Пассажиры ВСМ будут доезжать от такого городского поселения до центра Москвы не более чем за 30 минут — быстрее, чем при поездке на автомобиле с окраин Москвы.

В 1950-х годах недалеко от Лондона, вдоль основных железнодорожных магистралей, был построен ряд «новых городов». На сегодняшний день ежедневные поездки на работу из этих городов в столицу являются широко распространенным явлением. Запуск проекта HS1 в Великобритании включил в лондонский рынок труда те города, которые ранее считались чересчур удаленными от столицы для ежедневных поездок на работу.

Эффект регионального развития

Строительство ВСМ приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повышению трудовой мобильности населения и, как следствие, увеличению производительности труда. С другой стороны, строительство ВСМ также с высокой вероятностью приведет к повышению привлекательности ранее удаленных регионов, слабо включенных в экономическую активность административных центров, что приведет к их экономическому развитию и росту стоимости земли и недвижимости.

Чистый эффект подобных процессов является неопределенным. Необходимо осуществление точного анализа в отношении того, снизится ли экономическая активность в основных экономических центрах, произойдет ли перераспределение спроса на жилую недвижимость на новые регионы, вовлекаемые в экономическую активность, каким будет соотношение положительных эффектов в зонах новой активности и возможных обратных эффектов в основных экономических центрах.

Эффекты регионального развития могут быть очень существенными, и перед принятием какого-либо инвестиционного решения в отношении проектов ВСМ необходимо проведение более детального анализа.

Примером может служить город Лилль на севере Франции, который находится на пересечении маршрутов ВСМ Лондон — Париж и Лондон — Брюссель. В прошлом этот город являлся угасающим промышленным и угледобывающим центром с высокими показателями безработицы. В результате строительства ВСМ Лилль к настоящему времени стал третьим по значимости торговым и финансовым центром Франции. Рост экономических выгод в данном городе с большой вероятностью привел к спаду экономики в других центрах. Тем не менее в подобной ситуации наиболее вероятно рациональное перераспределение экономической активности из наиболее экономически благополучных центров, таких как Париж, что также следует рассматривать в качестве положительного эффекта.

Прямые иностранные инвестиции

В России существует ряд городов, обладающих высокой привлекательностью для прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы зачастую предпочитают развивать бизнес именно в таких городах, а не в Москве и Санкт- Петербурге, где стоимость проживания и ведения бизнеса очень высока. Основным недостатком региональных городов, с точки зрения инвесторов, является ограниченное предложение молодых специалистов и руководителей высшего звена на рынке труда. Развитие ВСМ и сокращение времени поездки до 1-1,5 часов позволит региональным городам быть менее зависимыми от местного рынка труда и местных университетов и преодолеть этот барьер.

Осуществление прямых иностранных инвестиций окажет существенное положительное воздействие на экономику РФ.

Развитие туризма

Туристическая отрасль в РФ характеризуется существенно более низкой степенью развития по сравнению с большинством европейских государств. Подобная ситуация связана с влиянием ряда факторов, включая исторически сложившуюся закрытость, сложный визовый режим и большие территориальные размеры страны, заставляющие туристов преодолевать огромные по европейским меркам расстояния.

Проекты ВСМ соединят в единую систему значительное число городов, обладающих существенным потенциалом развития туристической отрасли и до сих пор слабо известных за пределами РФ (например, исторический центр Нижнего Новгорода). Соответственно, оператор ВСМ будет иметь значительные возможности по развитию туристических перевозок. В процессе настоящего анализа количественный потенциал развития туристической отрасли не рассматривался. Однако, следует отметить, что большинство зарубежных линий ВСМ уделяют значительное внимание этому сегменту рынка. Так, туристический поток в Малагу возрос на 25% после ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали.

В соответствии с заявлениями представителей Правительства РФ визовый режим для въезда в РФ будет существенно упрощен в ходе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. В случае проведения активной маркетинговой компании по развитию туризма в РФ с использованием железных дорог, проведение спортивных мероприятий в рамках Чемпионата мира может привести к общему росту популярности отдыха в РФ.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы общества:

  • Удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги в коридоре Москва-Санкт-Петербург;
  • Создание новых рабочих мест как на самой ВСМ, так и в смежных отраслях;
  • Повышение надежности транспортных пассажирских перевозок;
  • Экономия времени в пути на маршруте Москва-Санкт-Петербург;
  • Высвобождение транспортных мощностей на ОКТЖД.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы бизнеса:

  • Возможности локализации технологий и производства;
  • Рост загрузки производственных мощностей промышленных предприятий;
  • Повышение квалификации российских строительных и проектных компаний, загрузка и модернизация производств для выпуска продукции, необходимой для строительства ВСЖМ 1 на уровне мировых стандартов;
  • Рост инвестиционной привлекательности регионов, прилегающих к магистрали.

В советский период промышленные города возникали, как правило, на базе планомерно развивающейся индустрии. Так, в свое время быстро развивались Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Липецк на основе металлургии, Харьков, Челябинск, Минск на базе тракторостроения, Березники, Соликамск на базе химии. Возникли многие новые города, в том числе на основе развития химической промышленности (Нижнекамск, Навои, Тобольск), автомобилестроения (Тольятти, Жодино, Набережные Челны), металлургии (Новолипецк, Костомукша, Старый Оскол), нефтедобывающей промышленности (Тюмень, Сургут, Нижневартовск), гидроэнергетики, алюминиевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности (Братск, Усть-Илимск). На базе атомной энергетики возникли новые города вблизи Костромы, Смоленска, на Южном Буге и др. Основными градообразующими объектами становились крупные предприятия черной и цветной металлургии, химии, энергетики, машиностроения, лесопромышленные комплексы и т. п.

Промышленные города часто возникают на базе:

  • одного предприятия или производства;
  • промышленного комплекса предприятий одной ведущей отрасли, где ведущее предприятие дополняется сопутствующими;
  • нескольких производственных комплексов различных отраслей, непосредственно не связанных между собой.

При проектировании города всегда предусматривают возможность его развития, так как возникший город сам по себе служит местом притяжения других производств. Стало обычным явление, когда в городе с предприятием, где преобладает мужской труд (металлургия, химия), размещают производства легкой и пищевой промышленности, приборостроения и т. п., на которых преимущественно работают женщины.

Так же в советский период возникли города - научные центры с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и экспериментально-опытными производствами. В числе таких городов приобрели известность Новосибирский академгородок, подмосковные города Пущино, Красная Пахра, Дубна, Черноголовка и др.

В промышленных городах до 80% работающих занято в градообразующих отраслях промышленности.

Во многих городах наряду с предприятиями I и II класса по санитарной характеристике размещается и относительно безвредная промышленность, требующая большого числа квалифицированных кадров. К ним относятся машиностроительные и приборостроительные заводы, часовые заводы и предприятия станкоинструментальной, текстильной и легкой промышленности и т. п.

С возникновением градообразующей промышленности и ростом на этой основе самого города создается сопутствующая или, как принято называть, обслуживающая промышленность. К ней относятся предприятия легкой, пищевой и мясомолочной промышленности, холодильники, продовольственные и промтоварные склады, учреждения торговли, коммунального и бытового обслуживания, городского транспорта и др. Такие предприятия тесно связаны с селитебной частью города. Примеры размещения промышленных предприятий показаны на рис. 2 .

Рис 2. Примеры размещения промышленных предприятий в городе: а - промышленная зона расположена вдоль железнодорожной магистрали, проходящей через центр города, б - предприятия расположены вдоль железнодорожной магистрали, проходящей по окраине города, и занимают в нем центральное положение: в - предприятия расположены вдоль реки и железнодорожной магистрали; г - предприятия сосредоточены в двух крупных промышленных зонах города; д - предприятия рассредоточены по территории города; е - предприятия сосредоточены в трех крупных зонах вдоль железнодорожных магистралей; ж - предприятия расположены в центральной части города и образуют несколько промышленных узлов; и - предприятия сосредоточены в одном промышленном узде на окраине города вдоль железнодорожной магистрали

При размещении предприятий необходима их градостроительная дифференциация. Только на такой основе можно достигнуть гармоничного включения промышленности в организм города. По такому принципу в Советском Союзе реализовывался Генеральный план Москвы, в котором, в частности, был заложен принцип создания восьми планировочных зон города. Согласно этому плану, жилые районы и места приложения труда населения столицы распределены равномерно, что способствует приближению жилья к местам приложения труда.

Однако в современном градостроительстве имеется много сложных и трудно поддающихся решению функционально-технических, социальных, экономических, транспортных, архитектурно-эстетических и других проблем. Почти все они тесно связаны с развитием промышленности.

Характерная особенность современного градостроительства, развивающегося в условиях научно-технического прогресса, - интенсивность осуществления намеченных замыслов.Например, в ряде вновь создаваемых городов первоначальная численность населения намечалась 80-100 тыс. жителей. Однако многие из этих городов уже в процессе строительства первых промышленных предприятий росли на базе расширения индустриальной основы смежных или новых отраслей промышленности быстрее, чем было определено плановыми показателями.

Все чаще в стратегических планах развития нашей страны правительство делает акцент на необходимости ухода от статуса «сырьевой державы». При этом главная ставка делается на развитие собственной переработки сырья и налаживание производства, а крупные промышленные центры привлекают все более пристальное внимание.

Предлагаем Топ-10 крупнейших промышленных центров России , составленный по данным Института территориального планирования «Урбаника».

10. Новокузнецк

Объем промышленного производства 264 млрд. руб.

В городе функционируют предприятия черной и цветной металлургии, угольной промышленности. Среди собственников ведущих промышленных объектов «Евраз Груп», УГМК, Сибуглемет, Русал.

9. Челябинск

277,3 млрд. руб .

Город является признанным лидером России в области черной металлургии, на высоком уровне машиностроение и пищевая промышленность. В Челябинске функционируют предприятия ОАО «Мечел», групп «Челябинский трубопрокатный завод», «Чебоксарский электромеханический завод», Coca-Cola, ГК Ростехнологии.

8. Норильск

312 млрд. руб.

Жизнь этого заполярного города построена вокруг деятельности лидера в области цветной металлургии ГМК «Норильский Никель».

7. Уфа

313,6 млрд. руб.

Статус крупного промышленного центра город получил благодаря развитию переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности. Владельцами ведущих предприятий являются ОАО АНК «Башнефть», ГК Ростехнологии, Вимм-Билль-Данн, Фармстандарт.

6. Пермь

331,3 млрд. руб.

Город может похвастать значительными успехами в области переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и химической промышленности. Владельцами ведущих промышленных объектов являются ОАО «Лукойл», ГК Ростехнологии и Роскосмос, Nestle, Henkel и другие.

5. Омск

348,4 млрд. руб.

Город располагает крупными предприятиями, работающими в таких отраслях, как переработка нефти и газа, химическая и пищевая промышленность, машиностроение. Основные промышленные объекты в собственности ОАО «Газпром Нефть», Unilever, Вимм-Билль-Данн, ГК Ростехнологии и Роскосмос.

4. Нижневартовск

481,6 млрд. руб.

Это один из ведущих российских центров добычи и переработки нефти и газа. В городе функционируют промышленные объекты ТНК-ВР, Газпром Нефть, Русснефть, Славнефть, СИБУР.

3. Сургут

800,3 млрд. руб.

Лидер в области добычи и переработки нефти и газа, город также располагает крупными предприятиями, работающими в отраслях электроэнергетики, пищевой промышленности и НИОКР. Основные промышленные объекты находятся в собственности ОАО «Сургутнефтегаз», ОГК-2, ОГК-4, СИБУР.

2. Санкт-Петербург

1282,7 млрд. руб.

Северная столица располагает промышленными объектами пищевой и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, производства стройматериалов, НИОКР. В городе имеют производственные мощности Philip Morris International Inc., JTI, BAT, Kraft Foods, Procter&Gamble, Объединенная судостроительная корпорация, Ростехнологии, Toyota, Nissan, GM, HP, ГК Росатом, Intel и многие другие.

1. Москва

1895,2 млрд. руб.

Крупнейшие предприятия столицы работают в таких отраслях, как машиностроение, пищевая и фармацевтическая промышленность, переработка нефти и газа, НИОКР. Основные промышленные объекты находятся в собственности ГК Роскосмос, Росатом, Ростехнологии, КБ Сухой, Renault, United Technologies, Volvo, Вимм-Билль-Данн, Объединенные кондитеры, Kraft Foods, Coca-Cola, Русгидро, GlaxoSmithKline.

Промышленный центр

город, выделяющийся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности. Часто П. ц. одновременно выполняют также и транспортные функции. Профиль центров добывающей промышленности, как правило, более узок, чем центров обрабатывающей промышленности, поскольку производственная специализация первых обусловлена использованием ограниченного круга природных ресурсов. В СССР и др. социалистических странах П. ц. формируются в ходе территориального планирования развития производительных сил.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Промышленный центр" в других словарях:

    промышленный центр - Населенный пункт, в котором промышленность служит главной градообразующей базой и основной отраслью специализации. Syn.: промышленный узел … Словарь по географии

    - (лат. centrum, от греч. kentron). 1) средоточие, средина круга, шара и проч. 2) политическая партия в Германии, в качестве протеста против дальнейшего развития германского союза во имя независимости церкви от государственной власти. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    промышленный узел - Населенный пункт, в котором промышленность служит главной градообразующей базой и основной отраслью специализации. Syn.: промышленный центр … Словарь по географии

    центр роста - Промышленный центр или целый район, призванный дать импульс территориальному развитию в окружающем регионе, распространяя свое влияние от центра к периферии. Syn.: полюс роста … Словарь по географии

    Прил., употр. сравн. часто 1. Под промышленным сырьём понимаются природные материалы, используемые при производстве средств производства и предметов потребления. Стратегические запасы промышленного сырья залог будущего для экономики страны. 2.… … Толковый словарь Дмитриева

    А, м. 1. мат., физ. Точка пересечения каких л. осей, линий в фигуре, точка сосредоточения каких л. отношений в теле. Центр давления. Центр линзы. Центр окружности. Центр подобия. Центр симметрии. Центр эллипса. 2. Место, одинаково удаленное от… … Малый академический словарь

    центр - а, м. 1) (чего, только ед.) Середина, средняя часть чего л. Центр города. Находиться в центре площадки. Она [веранда] уже опустела. В углу допивала какая то компания, и в центре ее суетился знакомый конферансье в тюбетейке и с бокалом Абрау в… … Популярный словарь русского языка

    Территория с ярко выраженной индустриально производственной специализацией. П. р. в СССР и др. социалистических странах в планомерном порядке специализируется на тех отраслях, которые дают продукцию с наименьшими затратами средств… … Большая советская энциклопедия

    Промышленный район … Википедия

    Промышленный проезд Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

Книги

  • Харьков. Путеводитель для туристов и экскурсантов , . X А PbKOBCKOE О-ВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ Введение Общия сведения о Харькове Харьков - крупный торговый и промышленный центр Харьковское зодчество. Врачебная помощь в г. Харькове. Приезд в…

Москва, 6 декабря - «Вести. Экономика». Сервис OneTwoTrip for Business провел собственное исследование, на основе которого был составлен рейтинг самых популярных направлений для деловых поездок в России. Ниже представляем 10 крупнейших деловых центров России. 1. Москва

Чаще всего сотрудники российских компаний отправляются в непродолжительные командировки: в 46% случаев им была забронирована гостиница на одну ночь, еще 23% заказов приходится на бронирования продолжительностью 2-3 ночи, 31% - на 4-7 ночей, отмечается в исследовании. 2. Санкт-Петербург

Санкт-Петербург закономерно занял одно из лидирующих мест в рейтинге самых популярных городов для делового туризма. Деловые туристы существенно экономнее обычных: 51% командировочных останавливались в гостиницах уровня 3 звезды, а в 42% заказов стоимость их проживания за ночь не превышала 3000 рублей, указано в исследовании. 3. Екатеринбург

Семь из десяти участников рейтинга - города-миллионники с развитой экономикой, большим количеством офисов крупных российских и международных компаний, города, имеющие экономические связи как с Москвой, так и с другими региональными центрами, отмечают авторы исследования. 4. Новосибирск

Новосибирск - третий по численности населения город России. Административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; город является центром Новосибирской агломерации. Крупнейший торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр Сибири. 5. Нижний Новгород

Нижний Новгород - важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа. Нижний Новгород - один из центров российских информационных технологий. В этой области представлены такие компании, как Intel, центр компетенций и разработок SAP, Mail.ru, Яндекс, Huawei, NetCracker, Orange Business Services, MERA Networks, МФИ Софт (ALOE Systems), Symphony Teleca и другие менее крупные компании (Auriga, Exigen Services, Tecom, Devetel, Capvidia, Five9, Datanaut, NKT, SoftDrom и др.). 6. Хабаровск

Вторая часть участников - Хабаровск, Краснодар, Калининград - территории, развитию которых в последнее время уделяется повышенное внимание, что также стимулирует спрос на деловые поездки в эти города, отмечают авторы. Хабаровск - город в России, административный центр Дальневосточного федерального округа России и Хабаровского края. Один из крупнейших политических, образовательных и культурных центров Дальнего Востока России. 7. Самара

Крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр. Основные отрасли промышленности: машиностроение, нефтепереработка и пищевая промышленность. Самара является крупным центром машиностроения и металлообработки, пищевой, а также космической и авиационной промышленности. В городе работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. 8. Калининград

Калининград - второй по численности населения (первый - Санкт-Петербург) город Северо-Западного федерального округа, третий (после - Риги и Вильнюса) Прибалтики и седьмой среди городов побережья Балтийского моря. Калининград входит в шестёрку основных центров внутреннего миграционного притяжения в России за последние два десятилетия. Город является ядром быстрорастущей Калининградской агломерации с населением свыше 715 тыс. человек. 9. Краснодар

Краснодар - крупный экономический и культурный центр Северного Кавказа и Южного федерального округа, центр историко-географической области Кубань. Краснодар - один из крупнейших экономических центров России. В промышленном комплексе города насчитывается более 130 крупных и средних предприятий, на которых работают около 120,5 тысяч человек или почти 30% всех занятых в экономике города. Основные направления - это приборостроение и металлообработка, производство строительных материалов, швейных и трикотажных, мебельных, табачных изделий, пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Поддерживаются эффективные деловые отношения с предприятиями США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии, Кипра. 10. Казань

Казань - один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казань - один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России, лидирующий по инвестициям в основной капитал и строительству город Поволжья. Промышленную основу города составляют машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность. Среди крупнейших предприятий Казани выделяются масштабный химический комплекс Казаньоргсинтез, старейший в России Казанский пороховой завод и уникальный в России кластер сразу трёх предприятий авиационной промышленности - заводы самолётостроения КАПО (производитель крупнейшего в мире стратегического бомбардировщика Ту-160), вертолётостроения КВЗ и двигателестроения КМПО.