Подробнее о ходе этого процесса, а также о том, каким видит город развитие новых промышленных зон, в интервью журналу рассказывает председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Алексей Иванович СЕРГЕЕВ.

– Какими темпами происходит сегодня вывод промышленности за пределы центра? Какие предприятия решились на переезд?
– Процесс перевода промышленных предприятий за пределы исторического центра города идет уже много лет. Параллельно меняется функциональное назначение территорий, ранее занимаемых промышленностью. Среди наиболее крупных проектов можно отметить перебазирование завода ОАО «Петмол» и строительство нового цеха по производству детских молочных продуктов в нежилой зоне «Парнас». Также это переезд ОАО «Красное Знамя» в промзону «Восточная» и ОАО «НПП «Буревестник» в Рыбацкое. Среди пионеров оказались также Завод «Вулкан», Первая мебельная фабрика. В завершающей стадии находится перемещение терминально-логистического комплекса ООО «Модуль» с территории Варшавского вокзала.

В близкой перспективе ожидается переезд ОАО «Сестрорецкий инструментальный завод» из Сестрорецка в зону Конная Лахта. В Конную Лахту переводит производство ЗАО «Спейс-Мотор» из района Северная Долина. Также ОАО «Ленполиграфмаш» с набережной реки Карповки готово переехать в нежилую зону «Северо-Западная».
Профильные комитеты Санкт-Петербурга поддержали идею изменить функциональное назначение ряда территорий, дав им статус зон жилой застройки.
В частности, это производственные площадки филиала ОАО «Силовые машины» – завод «Электросила», ОАО «Оптимед-инвест» и ОАО «КЛИМОВ».

В общественно-деловую зону были переведены территории, занимаемые ОАО «Компрессор», ФГУП «Завод им. Калинина», ЗАО «Завод «Измерон», ОАО «Сталепрокатный завод», ОАО «Невская мануфактура». Такие изменения – зеленая улица для инвесторов, которые захотят выкупить у предприятий права на территорию с целью редевелопмента.
Согласно недавним поправкам, внесенным в Генеральный план Санкт-Петербурга, площадь промышленных территорий теперь составляет 18 тыс. га – 13% от площади всего города.

– Какие из существующих промышленных зон осваиваются наиболее активно?
– Конная Лахта, Металлострой, Рыбацкое, Ижорские заводы, Ново-Орловская, где будут размещаться очередные резиденты ОЭЗ.

Среди перспективных территорий следует выделить Предпортовую-3, которая будет отведена под предприятия IT-кластера, и Белоостров.

– Как ведется землеустроительная и инженерная подготовка новых промышленных зон?
– В 2007–2010 гг. на строительство объектов инженерной инфраструктуры КЭРППиТ как государственному заказчику выделяется около 1,1 млрд руб. В 2007 г. на эти цели было потрачено 200 млн руб.
В 2008 г. ассигнуется 350 млн руб. В 2009 г. – 350 млн руб. В 2010 г. – 200 млн рублей.
В прошлом году были утверждены проекты планировок и проекты межевания зон «Красносельская» и «Шушары-2», а также ОЭЗ «Нойдорф» и «Ново-Орловская». Есть проекты планировки и межевания территории для производственных зон «Рыбацкое», «Ручьи», «Обухово», «Ржевка», «Предпортовая-3», частично – для территорий «Юго-Западная», «Белоостров», «Пушкинская», «Коломяги», «Парнас», площадки ИТ-парка.
В ближайшие два-три года планируется проведение инженерной подготовки промзон «Металлострой», «Предпортовая-3», «Конная Лахта», «Парнас». Этот процесс продолжится в «Каменке», «Шушарах-2», «Рыбацком». Началось проектирование объединенных санитарно-защитных зон для промышленных территорий.

– Удается ли замотивировать владельцев и руководителей предприятий к более активному выводу мощностей за пределы центра? Какой эффект дают применяемые экономические рычаги?
– Никакого диктата со стороны исполнительной власти города нет. Исходя из экономической выгоды, бизнес сам решает, насколько ему целесообразно переводить производственные мощности из центра города в промзоны.
Сегодня ставки аренды земли в центре города значительно выше, чем в промзонах, поэтому содержать промплощадку в центре города становится неэффективно. Промышленники начинают считать упущенную выгоду. Жилой дом или бизнес-центр в большинстве подобных случаев показывают большую доходность. К тому же старые предприятия нуждаются в обновлении станочного парка и технологий. Техническое перевооружение позволяет тот же объем и номенклатуру продукции выпускать на меньших площадях.
Законами Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» предусмотрены также определенные налоговые льготы.

Для инвесторов, которые в течение одного календарного года сделали вложения в основные средства, которые ранее не были в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше 150 млн руб., вдвое снижается ставка налога на имущество организаций сроком на 3 года.
Если вложения составляют 150–300 млн руб, ставка налога на прибыль уменьшается с 24% до 22% на тот же срок. Если свыше 300 млн руб., ставка снижается до 20% в той части, которая попадает в региональный бюджет.
Если сумма вложений в основные средства в течение 3 календарных лет вложения составила не менее 3 млрд рублей, то город предоставляет инвестору льготы сроком на 5 лет. В частности, предприятие освобождается от налога на имущество, ставка налога на прибыль также снижается до 20%.

Город также помогает найти удобную для будущего производства площадку на отведенных территориях. Все заявления о предоставлении земельных участков для промпредприятий поступают в Санкт-Петербургское управление инвестиций.
Управление передает заявку в Городское агентство по промышленным инвестициям. Агентство фактически занимается индивидуальным сопровождением проектов. Размер капитальных вложений, масштаб проекта, его социально-экономическая значимость для города являются критериями, по которым тот или иной проект признается важным или стратегическим.

– Имеет ли градостроительный и экономический смысл комплексное освоение территорий под промышленное строительство?
– Подход города к системе развития промышленных территорий зафиксирован в Отраслевой (кластерной) схеме развития и специализации промышленных зон Санкт-Петербурга. Документ разработан КЭРППиТ и КГА.

Основной причиной появления кластерной схемы стал дефицит крупных свободных участков (более 10 га) под размещение промышленных объектов. Также необходимость в таком документе возникла в связи с ограничениями логистического и экологического характера, а также с разными объемами земельных резервов внутри промышленных зон.

В процессе формирования отраслевой специализации будет определена основная и резервная функции каждой промышленной зоны. Также будут предварительно обозначены места для объектов инженерной инфраструктуры.

Подготовила Наталья Андропова

Промышленный центр

город, выделяющийся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности. Часто П. ц. одновременно выполняют также и транспортные функции. Профиль центров добывающей промышленности, как правило, более узок, чем центров обрабатывающей промышленности, поскольку производственная специализация первых обусловлена использованием ограниченного круга природных ресурсов. В СССР и др. социалистических странах П. ц. формируются в ходе территориального планирования развития производительных сил.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Промышленный центр" в других словарях:

    промышленный центр - Населенный пункт, в котором промышленность служит главной градообразующей базой и основной отраслью специализации. Syn.: промышленный узел … Словарь по географии

    - (лат. centrum, от греч. kentron). 1) средоточие, средина круга, шара и проч. 2) политическая партия в Германии, в качестве протеста против дальнейшего развития германского союза во имя независимости церкви от государственной власти. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    промышленный узел - Населенный пункт, в котором промышленность служит главной градообразующей базой и основной отраслью специализации. Syn.: промышленный центр … Словарь по географии

    центр роста - Промышленный центр или целый район, призванный дать импульс территориальному развитию в окружающем регионе, распространяя свое влияние от центра к периферии. Syn.: полюс роста … Словарь по географии

    Прил., употр. сравн. часто 1. Под промышленным сырьём понимаются природные материалы, используемые при производстве средств производства и предметов потребления. Стратегические запасы промышленного сырья залог будущего для экономики страны. 2.… … Толковый словарь Дмитриева

    А, м. 1. мат., физ. Точка пересечения каких л. осей, линий в фигуре, точка сосредоточения каких л. отношений в теле. Центр давления. Центр линзы. Центр окружности. Центр подобия. Центр симметрии. Центр эллипса. 2. Место, одинаково удаленное от… … Малый академический словарь

    центр - а, м. 1) (чего, только ед.) Середина, средняя часть чего л. Центр города. Находиться в центре площадки. Она [веранда] уже опустела. В углу допивала какая то компания, и в центре ее суетился знакомый конферансье в тюбетейке и с бокалом Абрау в… … Популярный словарь русского языка

    Территория с ярко выраженной индустриально производственной специализацией. П. р. в СССР и др. социалистических странах в планомерном порядке специализируется на тех отраслях, которые дают продукцию с наименьшими затратами средств… … Большая советская энциклопедия

    Промышленный район … Википедия

    Промышленный проезд Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

Книги

  • Харьков. Путеводитель для туристов и экскурсантов , . X А PbKOBCKOE О-ВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ Введение Общия сведения о Харькове Харьков - крупный торговый и промышленный центр Харьковское зодчество. Врачебная помощь в г. Харькове. Приезд в…

Социально-экономические эффекты ВСМ 1 для общества

Положительные эффекты от реализации проектов ВСМ не ограничиваются прямыми эффектами от развития национальной транспортной системы. Реализации проектов ВСМ также приведет к возникновению общих экономических эффектов ввиду положительного влияния на занятость, производительность труда и темпы регионального развития. Данные эффекты не учитываются при проведении стандартного расчета выгод для пользователей. Реализация проектов ВСМ предположительно приведет к возникновению следующих экономических эффектов:

  • Эффект агломерации;
  • Рост занятости населения;
  • Эффекты регионального развития;
  • Эффект от занятости в строительстве;
  • Увеличение инвестиционной привлекательности России с точки зрения прямых иностранных инвестиций;
  • Развитие туризма.

Эффект агломерации

Масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру, подобные инвестициям в строительство ВСМ, как правило, приводят к улучшению сообщения между административными центрами и периферийными районами, что приводит к централизации рынка труда и концентрации трудовых ресурсов. Известно, что существует тесная взаимосвязь между концентрацией трудовых ресурсов, уровнем производительности и последующим экономическим ростом, объясняемая следующими основными факторами:

  • Увеличение размера и глубины рынка труда. Больший выбор работников для работодателя и возможность снижения расходов на заработную плату за счет конкуренции между работниками;
  • Увеличение числа конкурентов и потенциальных контрагентов. Создание дополнительных стимулов для развития инноваций и повышения эффективности, развитие специализации в обслуживающих отраслях;
  • Огромные возможности для обмена связями и знаниями (например, в области научных исследований).

Таким образом, ВСМ является важным фактором, способствующим укреплению рынков за счет улучшения доступа к финансовым, земельным и трудовым ресурсам, что ведет к увеличению производительности, положительным эффектам масштаба и росту региональной экономики.

Данные выгоды дополняют прямые выгоды для пользователей ВСМ и, как правило, не учитываются при расчете обобщенных транспортных затрат (в силу того, что пользователи не осознают подобные последствия использования ВСМ).

Комплексное исследование, проведенное Всемирным Банком в 2007 году, показало, что в середине 2000-х годов экономика многих отсталых регионов России демонстрировала более быстрые темпы роста, в то время как экономика некоторых богатых природными ресурсами регионов росла существенно медленнее. Статистический анализ поддерживает гипотезу о том, что экономическому росту в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах по сравнению с остальными частями страны способствует сильный эффект городских и региональных агломераций. Улучшение транспортной инфраструктуры, как ожидается, усилит рассматриваемый эффект для отсталых регионов страны, в том числе и расположенных вне зоны прохождения линий ВСМ.

Рост занятости населения

Спрос на транспортные услуги является производным спросом, то есть люди пользуются услугами транспорта только с целью удовлетворения другой потребности (например, проведение деловой встречи или поездка на работу). Следовательно, пассажиры осуществляют поездки только в том случае, если транспортные затраты не превышают выгод от деятельности в месте назначения. До введения в эксплуатацию ВСМ ряд экономических зон мог быть недоступным для многих работников и организаций, так как транспортные затраты (в денежном и временном выражении) являлись слишком высокими и превышали выгоды от деятельности в месте назначения.

Ввод в эксплуатацию ВСМ сблизит зоны проживания трудовых ресурсов и зоны занятости путем снижения обобщенных транспортных затрат. Как следствие, ранее безработные станут участниками рынка труда, а также возрастет мобильность среди работающего населения, которое сможет работать в более отдаленных от места проживания зонах. Это будет способствовать повышению эффективности рынка труда и уровня экономической активности населения.

Например, станет возможным строительство станции ВСМ на расстоянии 50-100 км от Москвы и создание поблизости от нее нового городского поселения, которое снизит напряженность на московском рынке жилья за счет увеличения предложения недвижимости. Пассажиры ВСМ будут доезжать от такого городского поселения до центра Москвы не более чем за 30 минут — быстрее, чем при поездке на автомобиле с окраин Москвы.

В 1950-х годах недалеко от Лондона, вдоль основных железнодорожных магистралей, был построен ряд «новых городов». На сегодняшний день ежедневные поездки на работу из этих городов в столицу являются широко распространенным явлением. Запуск проекта HS1 в Великобритании включил в лондонский рынок труда те города, которые ранее считались чересчур удаленными от столицы для ежедневных поездок на работу.

Эффект регионального развития

Строительство ВСМ приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повышению трудовой мобильности населения и, как следствие, увеличению производительности труда. С другой стороны, строительство ВСМ также с высокой вероятностью приведет к повышению привлекательности ранее удаленных регионов, слабо включенных в экономическую активность административных центров, что приведет к их экономическому развитию и росту стоимости земли и недвижимости.

Чистый эффект подобных процессов является неопределенным. Необходимо осуществление точного анализа в отношении того, снизится ли экономическая активность в основных экономических центрах, произойдет ли перераспределение спроса на жилую недвижимость на новые регионы, вовлекаемые в экономическую активность, каким будет соотношение положительных эффектов в зонах новой активности и возможных обратных эффектов в основных экономических центрах.

Эффекты регионального развития могут быть очень существенными, и перед принятием какого-либо инвестиционного решения в отношении проектов ВСМ необходимо проведение более детального анализа.

Примером может служить город Лилль на севере Франции, который находится на пересечении маршрутов ВСМ Лондон — Париж и Лондон — Брюссель. В прошлом этот город являлся угасающим промышленным и угледобывающим центром с высокими показателями безработицы. В результате строительства ВСМ Лилль к настоящему времени стал третьим по значимости торговым и финансовым центром Франции. Рост экономических выгод в данном городе с большой вероятностью привел к спаду экономики в других центрах. Тем не менее в подобной ситуации наиболее вероятно рациональное перераспределение экономической активности из наиболее экономически благополучных центров, таких как Париж, что также следует рассматривать в качестве положительного эффекта.

Прямые иностранные инвестиции

В России существует ряд городов, обладающих высокой привлекательностью для прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы зачастую предпочитают развивать бизнес именно в таких городах, а не в Москве и Санкт- Петербурге, где стоимость проживания и ведения бизнеса очень высока. Основным недостатком региональных городов, с точки зрения инвесторов, является ограниченное предложение молодых специалистов и руководителей высшего звена на рынке труда. Развитие ВСМ и сокращение времени поездки до 1-1,5 часов позволит региональным городам быть менее зависимыми от местного рынка труда и местных университетов и преодолеть этот барьер.

Осуществление прямых иностранных инвестиций окажет существенное положительное воздействие на экономику РФ.

Развитие туризма

Туристическая отрасль в РФ характеризуется существенно более низкой степенью развития по сравнению с большинством европейских государств. Подобная ситуация связана с влиянием ряда факторов, включая исторически сложившуюся закрытость, сложный визовый режим и большие территориальные размеры страны, заставляющие туристов преодолевать огромные по европейским меркам расстояния.

Проекты ВСМ соединят в единую систему значительное число городов, обладающих существенным потенциалом развития туристической отрасли и до сих пор слабо известных за пределами РФ (например, исторический центр Нижнего Новгорода). Соответственно, оператор ВСМ будет иметь значительные возможности по развитию туристических перевозок. В процессе настоящего анализа количественный потенциал развития туристической отрасли не рассматривался. Однако, следует отметить, что большинство зарубежных линий ВСМ уделяют значительное внимание этому сегменту рынка. Так, туристический поток в Малагу возрос на 25% после ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали.

В соответствии с заявлениями представителей Правительства РФ визовый режим для въезда в РФ будет существенно упрощен в ходе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. В случае проведения активной маркетинговой компании по развитию туризма в РФ с использованием железных дорог, проведение спортивных мероприятий в рамках Чемпионата мира может привести к общему росту популярности отдыха в РФ.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы общества:

  • Удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги в коридоре Москва-Санкт-Петербург;
  • Создание новых рабочих мест как на самой ВСМ, так и в смежных отраслях;
  • Повышение надежности транспортных пассажирских перевозок;
  • Экономия времени в пути на маршруте Москва-Санкт-Петербург;
  • Высвобождение транспортных мощностей на ОКТЖД.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы бизнеса:

  • Возможности локализации технологий и производства;
  • Рост загрузки производственных мощностей промышленных предприятий;
  • Повышение квалификации российских строительных и проектных компаний, загрузка и модернизация производств для выпуска продукции, необходимой для строительства ВСЖМ 1 на уровне мировых стандартов;
  • Рост инвестиционной привлекательности регионов, прилегающих к магистрали.

Административный состав района

В состав Центрального экономического района входят Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Московская области и город Москва.

Площадь района составляет 485.1 тыс. кв.км. или около 2.8% территории РФ. Он занимает ведущее место среди регионов России по общему объёму промышленной продукции, по уровню развития промышленного производства и доле отраслей обрабатывающей промышленности.

Особенности экономико-географического положения

Положение района — центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Район обладает удобным экономико-географическим положением, так как расположен в центре Европейской части России, имеет выгодное транспортно-географическое положение. К Москве подходят 11 железнодорожных линий, 15 автомобильных дорог, многочисленные трубопроводы, воздушные трасы, каналы и электронные линии.

Место района в хозяйственном комплексе страны

Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Оценка природных ресурсов и условий района

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат умеренно континентальный. Почвы — лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало известные реки — Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др. Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса (на севере и северо-западе района).

Характеристика населения и трудовых ресурсов района

Центральный район — самая густо заселённая часть Российской Федерации. Население — 29,9млн. человек (1996) что составляет около 20%населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 человек на кв.км. (наиболее плотно заселена Московская область).

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва-столица России — крупнейший административно — политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация — около 12 млн. человек). На территории центрального района — более 250 городов. Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладания городского населения — 83%.

Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района

Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации — многоотраслевое машиностроение, химическая, лёгкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва — грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов; Ликино-Дулево — автобусы. Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой при участии фирм ФРГ.

Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл); Людиново (Калужская обл), Муроме (Владимирская обл). Вагоностроение — Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний — Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт — Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством: фосфатных удобрений (на местном сырье) — Воскресенск (Московская обл.), азотных удобрений Новомосковск и Щёкино (Тульской обл.) Развито производство соды, серной кислоты (Щёлково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускаются в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность — старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис.

Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения — Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.

Электротехническая промышленность — Москва, Калуга, Ярославль. Крупными центрами станкостроения являются — Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов). Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).

Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях и торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте.

На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.

Специализация, уровень развития сельского хозяйства района

Агропромышленный комплекс Центрального района — один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере — значительные посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.

Территориальная структура хозяйства район (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК)

Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района — радиально кольцевая. Ядро — Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действует четыре аэропорта. Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.

Развитие внешних связей района

Преимущества ЭГП этого района создают удобства для привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части.

Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике

В этом районе отражено все многообразие экологических проблем России. Начиная от загрязнений окружающей среды ухудшающей среду обитание людей и заканчивая техногенными катастрофами, которые влияют на все ближайшие районы.

Московская агломерация является одной из самых загрязненных. Загрязнение атмосферы загрязнение вод суши утрата продуктивных земель загрязнение почв деградация лесных массивов снижение природно-рекреационных качеств ландшафта.

Москва и окружающее ее кольцо малых и средних городов Волжско-Окского междуречья с высокой плотностью городского населения, мощной промышленностью и развитым транспортом сформировали зону чрезвычайно сильного по мировым масштабам антропогенного пресса на среду обитания человека.

Лишь в пределах Москвы насчитывается более 1200 промышленных предприятий, более 10 ТЭЦ, несколько тысяч котельных. Для поддержания жизнедеятельности города в холодное время года ежесуточно используется около 60 млн. куб. м. газа, 400 вагонов угля, 500 вагонов мазута и т.д.

В результате в атмосферу Москвы за год выбрасывается более 1млн. т окислов азота и серы, многие тысячи тонн угарного газа, твердых частиц и т.п.

Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в районах, расположенных в центральной и юго-восточной частях города. При этом главными показателями бедствия являются продолжающееся загрязнение воздуха, вод, шумовой режим и перенасыщение почв химическими веществами.

К концу 90-х гг. главными загрязнителями окружающей среды Москвы и

Подмосковья становятся транспорт и энергетика. На долю автотранспорта (парк которого насчитывает около 1 млн. автомобилей) приходится 2/3 объема атмосферного загрязнения.

Крупным источником загрязнения территории и почв Центрального района и Московского региона являются промышленные и бытовые отходы. Практически все виды отходов пригодны для использования в хозяйстве в качестве вторичного сырья, однако, промышленная переработка отходов — уязвимое место всей российской экономики.

Общепринятым показателем экологического благополучия является обеспеченность ее жителей питьевой водой.

Однако здесь важен не только, а иногда и не столько количественный объем потребления воды — более 750 л в сутки на человека. По имеющимся оценкам, общий перерасход воды лишь в жилищно-коммунальном секторе достигает как минимум 50% из-за неисправностей и низкого качества санитарно-технического оборудования в жилых домах и, главное, — неэффективного ее использования.

Масштабы радиационного загрязнения Российской территории, связанного с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, огромны. Согласно официальным данным, загрязнение почв с плотностью более 1 Ки/кв.км.

Зарегистрировано во всем Центрально экономическом районе. Наиболее сильно пострадала Брянская область, особенно с точки зрения концентрации загрязнении. В некоторых наиболее сильно пострадавших административных районах (Гордеевском, Злынковском, Клинцвском, Климовском, Красногорском, Новозыбковском, Стародубском) отмечались уровни в 20, 30, 40 Ки/км. кв. и более. Главный критический радионуклид — цезий 137 (более 90% загрязненной территории).

За усредненными показателями скрываются цифры гораздо более серьезные: в отдельных пунктах фиксируются максимальная плотность загрязнения 100 КИ/ км. кв. и более. Другой опасный загрязнитель — стронций 90 — встречается небольшими “пятнами".

Промышленные центры России

Промышленность - важная составная часть хозяйственного комплекса Российской Федерации, ведущая роль которой определяется тем, что она обеспечивает все отрасли экономики орудиями труда и новыми материалами, служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.

В 2008 г. в России действовало 456 тыс. промышленных предприятий, где было занято 14,3 млн. чел., обеспечивших выпуск продукции в объеме 20613 млрд. руб.
Промышленность России имеет сложную диверсифицированную и многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, в совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей и 134 подотрасли.

Промышленность подразделяется на:
добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;
обрабатывающую, к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и иного сырья. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. Факторы размещения различных отраслей промышленности см здесь:пищевойпромышленности, сельского хозяйства, топливной.

По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы: группу “А” - производство средств производства и группу “Б” - производство предметов потребления. Однако следует отметить, что деление промышленности на данные группы не совпадает с отраслевой структурой промышленного производства, так как натуральная форма произведенной продукции еще не определяет ее экономического назначения. Поскольку продукция многих предприятий может предназначаться как для производственного, так и для непроизводственного потребления, то ее и относят к той или иной группе - в зависимости от фактического использования.

Отраслевая структура промышленности современной России характеризуется:

Преобладанием отраслей по добыче и первичной переработке топлива и сырья;
низкой долей верхних, наиболее сложных в техническом отношении производств;
низкой долей легкой промышленности и других отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения;
высоким удельным весом отраслей военно-промышленного комплекса.

На территории Российской Федерации выделяют две крупные экономические зоны:

Западную, включающую европейскую часть страны вместе с Уралом, для которой характерен дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства и преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности;
Восточную, включающую территорию Сибири и Дальнего Востока, которая отличается наличием больших запасов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабой освоенностью территории и преобладанием отраслей добывающей промышленности.

Такое деление на крупные экономические зоны используют при анализе и определении перспективных территориальных пропорций хозяйственного комплекса страны.

Промышленные районы представляют собой крупные территории с относительно однородными природными условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
На территории России выделяют около 30 промышленных районов, из которых 2/3 расположены в Западной зоне страны.

Промышленные центры в большинстве своем не имеют между собой технологических связей, поэтому такое размещение снижает возможности развития кооперации, следовательно, и их эффективность роста. Примером служат областные центры.
Под промышленным пунктом понимают территорию, в пределах которой размещается одно или более предприятий одной отрасли (малые города и рабочие поселки).

Сегодня в России существует более 250 крупнейших промышленных центров, которые составляют промышленный каркас страны.
На территории России выделяют пять групп промышленных центров, которые по-разному влияют на экономику, имеют различные перспективы развития и отличаются своими размерами.

Первая группа включает «старые» промышленные центры, которые были построены еще в советские времена и которые смогли самостоятельно модернизировать свои производственные мощности. В ее состав входят нефтегазовый и металлургический секторы, собственниками которых являются крупные российские компании. В данную группу входят сто сорок городов, к ним относится Томск, Сургут, Красноярск, баку и многие другие.
Вторая группа промышленных центров включает в себя промышленные центры «потребительской индустрии». Они имеют привязку к восьми крупным городским агломерациям России. Первое место в данной группе занимает Московская агломерация.

Третья группа промышленных центров объединяет старые промышленные города, которые не смогли полностью модернизировать и восстановить советский промышленный потенциал. Это так называемая группа «промышленной стагнации» получила свою популярность и достигла хорошего уровня жизни благодаря торговому сектору и логистики и за счет выгодного географического расположения.

В городах, которые отнесены в данную промышленную группу, расположены крупные порты, железнодорожные станции и автодорожные узлы, сельскохозяйственные и туристические районы.

В четвертую промышленную группу входят города и центры «промышленной инновации», которые находятся в частичной или полной собственности государства. В этих городах и центрах собран собственный технологически-промышленный потенциал России, наиболее нужные и востребованные инновационные технологии.
Пятая промышленная группа – это Москва и Санкт-Петербург – самые крупные промышленные центры России, которые имеют большое влияние на всю промышленность государства.

Рейтинг 250 крупнейших российских промышленных центров после совместных исследований был опубликован двумя авторитетными организациями: «Институтом территориального планирования «Урбаника» и Союзом архитекторов России. Предварительно специалистами был проведен сравнительный анализ статистических данных по объемам промышленного производства, изучены показатели финансовой отчетности.
Верхние строки рейтинга занимают Москва и Санкт-Петербург. В постсоветский период в столицах были закрыты многие заводы, тем не менее города быстро заняли лидерские позиции благодаря созданию транснациональных корпораций и предприятий, относящихся к сектору среднего бизнеса. Первое место по числу городов, попавших в рейтинговую таблицу, заняла Московская область, объединяющая 30 крупных населенных пунктов.

Следует отметить, что приоритетные промышленные центры и «точки роста» примыкают к крупнейшим мегаполисам - эту закономерность выявили аналитические исследования. Лидером по показателю суммарного промышленного производства стал Ханты-Мансийский автономный округ. Наибольшую значимость в рейтинге имеют нефтегазовые и металлургические центры. Первые десять строк таблицы (кроме двух столиц) заняли Сургут, Нижневартовск, Омск, Пермь, Уфа, Норильск, Челябинск, Новокузнецк.

Центры прогрессивных отраслей и инновационных технологий, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, удостоились более скромных позиций. В 17 субъектах федерации вообще нет городов, попавших в число 250 крупнейших промышленных центров.

Уралвагонзавод. Алтайский край, Рубцовск

Виды промышленности России: Атомная, Военная, Газовая, Авиационная, Машиностроительный комплекс, Металлургический комплекс, Нефтяная, Топливная, США, Ракетно-космическая, Рыбная,ТЭК, Тяжелая пр-ть, Угольная промышленность России, Химпром, Центры машиностроения,Экологические проблемы, Добыча алмазов

Промышленность, Экономика России

О промышленности России

В настоящее время промышленность России включает следующие конкурентоспособные отрасли: нефтяная и газовая, добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и с.-х. машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

Машиностроительный комплекс

Машиностроение является ведущей отраслью России и сосредоточено в крупных центрах — Москве, Санкт-Петербурге, на Урале, в Поволжье, Западной Сибири. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики. Далее…

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность России играет большую роль в развитии всего народного хозяйства. В составе химической промышленности выделяют добычу горно-химического сырья (апатитов и фосфоритов, поваренной и калийной солей, серы и ряда других продуктов), основную химию и химию органического синтеза. Далее…

Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс, снабжает топливом и электроэнергией все отрасли обеспечивает развитие хозяйства. Продукция ТЭК в настоящее время — основная статья экспорта России. Далее…

Металлургический комплекс

Металлургический комплекс России включает в себя добычу руд металлов, их обогащение, выплавку металла, производство проката. Эта отрасль промышленности включает в себя чёрную и цветную металлургию.

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, специализирующиеся на производстве сельхозпродукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. Далее…

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ РОССИИ. \типичные черты ЭГП, ресурсы, отрасли специализации\

ЗАПАДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА.

1.СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН.

— относительно небольшой по площади, "компактный" район с очень удобным ЭГП \близость к западной границе, выход к Балтике и т.п.\,

— сравнительно беден ресурсами \бокситы \Бокситогорск\, сланцы \Сланцы\, фосфориты \Кингисепп\, торф\,

— ярко выраженным экономическим центром района явл. агломерация Санкт-Петербурга,

— одна из важнейших машиностроительных баз СНГ и России с особенно высоким уровнем развития "верхних этажей",

— представлены: судостроение \атомные ледоколы, пассажирские суда, танкеры, лесовозы, траулеры и т.п.\, энергетическое и электротехническое машиностроение \более 50% всех выпускаемых в стране гидравлических и паровых турбин\, станкостроение, приборостроение, тракторостроение \ПО "Кировский завод"\, вагоностроение; СПб — один из крупнейших в стране центров НИОКР, "элитный" район по уровню подготовки кадров для промышленности и особенно — для машиностроения,

— из других отраслей представлены: химическая \"верхние этажи" на базе нефтепереработки \Кириши\, микробиология, фармацевтика, бытовая химия\, цветная металлургия \производство глинозема \Бокситогорск\, выплавка алюминия \Волхов, Тихвин\; Северо-Запад — один из традиционных районов легкой промышленности \льняной \Великие Луки, Псков\, швейной и т.п.\,

— СПб — один из важнейших внешнеторговых портов СНГ и России, крупнейший культурный и научный центр,

— с\х имеет внутрирайонную ориентацию \молочное и молочно-мясное животноводство, льноводство, картофель, пригородное хозяйство\.

2. СЕВЕРНЫЙ РАЙОН.

— крупнейший по площади район Западной экономической зоны, с достаточно сложными, а местами — экстремальными природными условиями;

— характерна контрастность ЭГП разных частей района: наиболее выгодное положение имеют западные и юго-западные области \близость к гос. границе, Центру\, относительно благоприятное ЭГП у Архангельской и Мурманской областей \выход на важные морские пути, Мурманск — незамерзающий порт\, в то же время северные и восточные части района значительно менее благоприятны для освоения,

— район ресурсный, один из богатейших районов европейской части СНГ как по объему, так и по "ассортименту" ресурсов \камнный уголь \Печора\, нефть, газ \Тимано-Печорский район\, железные руды \Ковдор, Оленегорск, Костомукша\, никелевые, медные, алюминиевые \нефелины\ руды, апатиты \Хибины, Мончегорск, Печенга\; район очень богат лесом и обеспечен водными ресурсами,

— район относительно малонаселенный с ярко выраженной концентрацией населения и всей "экономической жизни" в промышленных центрах, особенно выделяются Архангельск, Мурманск, Вологда,

— важнейшая топливная и "рудная" база европейской части СНГ и России, особенно — Нечерноземной зоны \Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский районы\, представлены: угольная, нефтяная и газовая отрасли, добыча металлургического и химического сырья,

— черная металлургия \Череповец\ — база машиностроения Центрального и Северо-Западного районов,

— цветная металлургия \"Североникель" в Мончегорске \медь, никель, кобальт и др.\, выплавка алюминия \Кандалакша, Надвоицы\,

— лесная промышленность \представлен весь комплекс подотраслей, один из крупнейших "лесных", лесоперерабатывающих и "бумажных" \Кондопога и др.\ районов СНГ,

— машиностроение в целом представлено относительно мало, но отдельные подотрасли имеют "союзное" значение:

— трактора для лесной промышленности, бумагоделательные машины \Петрозаводск\, судостроение и судоремонт \Мурманск\,

— рыбная пром. \Мурманск\,

— с\х: наиболее развит лишь юг района \Вологодская обл.\ — один из районов "союзного значения" по разведению молочного скота, производству масла, сыров; также — один из крупных районов льноводства.

— для современного этапа характерно повышение экономической роли района прежде всего как "внешнеторгового форпоста" России \Мурманск, Архангельск\.

3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН.

— исторический центр России, район зарождения российского государства и российской экономики, "старый" промышленный район

— уже в 19 в. выделялся как район развитой текстильной промышленности,

— ведущий район России по численности населения, производственному, культурному, научному и "вузовскому" потенциалу; на территории района контрастно выделяется Московский столичный регион с присущими ему административными функциями "союзного" значения,

— характерной чертой ЭГП явл. "центральность" района, его близость ко всем важнейшим экономическим районам России и СНГ,

— район беден минеральными ресурсами \фосфориты \Воскресенск\, торф и т.д., но обеспечен кадрами при очень высоком уровне их подготовки,

— выделяется разнообразием и очень высоким уровнем развития промышленности, с доминированием "верхних" этажей, \особенно в машиностроении, которое "обслуживает" практически все отрасли хозяйства\,

— представлены: радиоэлектроника, станкостроение и инструментальная пром., приборостроение \в т.ч. — оптическое \Красногорск\, электротехническое машиностроение, производство АСУ и вычислительной техники \ в основном — Москва\, автомобилестроение \Москва, Ярославль \шины, моторы\, с\хозяйственное маш. \Люберцы \в т.ч.- картофелеуборочные комбайны\, Тула, Бежецк \комбайны для уборки льна\ и тракторостроение \Владимир\, вагоностроение \Мытищи\, оборудование для текстильной промышленности \Иваново\, тепловозостроение \Коломна\, авиастроение \Москва, Смоленск\,

— химическая пром. — нефтепереработка \Рязань,Ярославль\, производство СК \Ярославль\ и химических волокон \Рязань, Мытищи, Тверь, Серпухов, Клин\, фосфорных удобрений \Воскресенск\, бытовая химия \Москва\,

— традиционный район легкой промышленности с полным набором подотраслей \особенно развиты хлопчатобумажная, льняная и швейная промышленность\,

— полиграфическая промышленность \Москва, Тверь\,

— Москва — крупнейший транспортный узел СНГ,

— с\х имеет в основном внутрирайонную ориентацию \за искл.

льноводства\, с особенным развитием "пригородного" типа.

4. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН

— "компактный" лесостепной и степной район, весьма однородный по природным условиям,

— основная особенность ЭГП — близость к Центру, а также к Донбассу и Приднепровью \транзитное положение на оси "Центр- Юг"\, сейчас — один из "западных" районов России,

— район ресурсный, однако его "богатство" составляет один вид минерального сырья — железные руды КМА \один из крупнейших железнорудных бассейнов мира\, а также — агроклиматические ресурсы,

— типичный пример индустриально-аграрного района,

— ведущие отрасли промышленности: добыча и обогащение железных руд \часть концентратов район "экспортирует" в Череповец и даже на Урал\, черная металлургия полного цикла \Липецк, также — крупнейший в России электрометаллургический комбинат в Старом Осколе\, машиностроение \относительно "новая" для ЦЧР отрасль, находящаяся как бы в "тени" машиностроения Центра и во многом ориентированная на добывающую промышленность района и его с\х; в то же время отдельные подотрасли имеют "союзное" значение\ : горное \в т.ч. экскаваторы\, подъемное и кузнечно-прессовое оборудование \Воронеж\, сельскохозяйственное машиностроение \Воронеж\ и тракторостроение \Липецк\, оборудование для химической пром.\Тамбов\, станкостроение \Воронеж\, авиастроение \Воронеж\, энергетическое машиностроение \Белгород\, точное машиностроение и приборостроение \Курск\;

— химическая промышленность \производство минеральных удобрений \Липецк\, СК \плюс шинное производство\Воронеж\, лаков, красок и т.п. \Тамбов\, хим.волокон \Курск\,

— пищевая \в т.ч. сахарная\ промышленность,

— ЦЧР — один из крупнейших в России производителей разнообразной сельскохозяйственной продукции \пшеница, сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, разведение крупного рогатого скота \в основном — молочно — мясного направления\, свиноводство.

5. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РАЙОН.

— основная черта ЭГП — "переходность" от Центра к Поволжью и Уралу,

— на территории района расположен третий по промышленному потенциалу город России — Нижний Новгород,

характерная черта района — контрастность природных условий, расселения и хозяйства северной \"лесной"\ части района \Заволжья\ и южной; особенно заметен "сдвиг" экономического потенциала района в Нижегородскую агломерацию,

— район богат лесом и водными ресурсами, но практически лишен минерального сырья и топлива; в то же время ресурсная ситуация "смягчается" близостью Волго-Уральской топливной базы,

— район индустриальный, на специализацию промышленности оказывают влияние: "сырьевой" Волго-Уральский регион, "машиностроительный и научный" Центр, а также "собственные" лесные ресурсы,

— ведущие отрасли:

— машиностроение, особенно развит автомобилестроительный комплекс \грузовые и легковые автомобили \Н.Новгород\, автобусы \Павлово\, дизельные двигатели \Заволжье\, шины \Вятка\, производство автостекла \Бор\, судостроение и станкостроение \Н.Новгород\ в т.ч. производство деревообрабатывающих станков \Вятка\, производство электротехники \в осн. — светотехники \Саранск\

— химическая прмышленность \в т.ч. нефтепереработка на "транзите" волго-уральской нефти \Кстово\ и оргсинтез \Дзержинск\, а также — лесохимия \Ветлужский\,

— лесная промышленность \один из ведущих "лесодобывающих" и "лесоперерабатывающих" районов России, выделяющийся именно "плотностью" производства; на территории ВВР сформировался "лесной подрайон" в северной \заволжской\ части и вдоль Волги, с полным комплексом — от заготовки древесины до производства бумаги \Волжск, Балахна, Правдинск\,

Москва, 6 декабря - «Вести. Экономика». Сервис OneTwoTrip for Business провел собственное исследование, на основе которого был составлен рейтинг самых популярных направлений для деловых поездок в России. Ниже представляем 10 крупнейших деловых центров России. 1. Москва

Чаще всего сотрудники российских компаний отправляются в непродолжительные командировки: в 46% случаев им была забронирована гостиница на одну ночь, еще 23% заказов приходится на бронирования продолжительностью 2-3 ночи, 31% - на 4-7 ночей, отмечается в исследовании. 2. Санкт-Петербург

Санкт-Петербург закономерно занял одно из лидирующих мест в рейтинге самых популярных городов для делового туризма. Деловые туристы существенно экономнее обычных: 51% командировочных останавливались в гостиницах уровня 3 звезды, а в 42% заказов стоимость их проживания за ночь не превышала 3000 рублей, указано в исследовании. 3. Екатеринбург

Семь из десяти участников рейтинга - города-миллионники с развитой экономикой, большим количеством офисов крупных российских и международных компаний, города, имеющие экономические связи как с Москвой, так и с другими региональными центрами, отмечают авторы исследования. 4. Новосибирск

Новосибирск - третий по численности населения город России. Административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; город является центром Новосибирской агломерации. Крупнейший торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр Сибири. 5. Нижний Новгород

Нижний Новгород - важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа. Нижний Новгород - один из центров российских информационных технологий. В этой области представлены такие компании, как Intel, центр компетенций и разработок SAP, Mail.ru, Яндекс, Huawei, NetCracker, Orange Business Services, MERA Networks, МФИ Софт (ALOE Systems), Symphony Teleca и другие менее крупные компании (Auriga, Exigen Services, Tecom, Devetel, Capvidia, Five9, Datanaut, NKT, SoftDrom и др.). 6. Хабаровск

Вторая часть участников - Хабаровск, Краснодар, Калининград - территории, развитию которых в последнее время уделяется повышенное внимание, что также стимулирует спрос на деловые поездки в эти города, отмечают авторы. Хабаровск - город в России, административный центр Дальневосточного федерального округа России и Хабаровского края. Один из крупнейших политических, образовательных и культурных центров Дальнего Востока России. 7. Самара

Крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр. Основные отрасли промышленности: машиностроение, нефтепереработка и пищевая промышленность. Самара является крупным центром машиностроения и металлообработки, пищевой, а также космической и авиационной промышленности. В городе работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. 8. Калининград

Калининград - второй по численности населения (первый - Санкт-Петербург) город Северо-Западного федерального округа, третий (после - Риги и Вильнюса) Прибалтики и седьмой среди городов побережья Балтийского моря. Калининград входит в шестёрку основных центров внутреннего миграционного притяжения в России за последние два десятилетия. Город является ядром быстрорастущей Калининградской агломерации с населением свыше 715 тыс. человек. 9. Краснодар

Краснодар - крупный экономический и культурный центр Северного Кавказа и Южного федерального округа, центр историко-географической области Кубань. Краснодар - один из крупнейших экономических центров России. В промышленном комплексе города насчитывается более 130 крупных и средних предприятий, на которых работают около 120,5 тысяч человек или почти 30% всех занятых в экономике города. Основные направления - это приборостроение и металлообработка, производство строительных материалов, швейных и трикотажных, мебельных, табачных изделий, пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Поддерживаются эффективные деловые отношения с предприятиями США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии, Кипра. 10. Казань

Казань - один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казань - один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России, лидирующий по инвестициям в основной капитал и строительству город Поволжья. Промышленную основу города составляют машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность. Среди крупнейших предприятий Казани выделяются масштабный химический комплекс Казаньоргсинтез, старейший в России Казанский пороховой завод и уникальный в России кластер сразу трёх предприятий авиационной промышленности - заводы самолётостроения КАПО (производитель крупнейшего в мире стратегического бомбардировщика Ту-160), вертолётостроения КВЗ и двигателестроения КМПО.