Сергей Есенин родился в деревне Константиново Рязанской области (на границе с Московской). Его отец, Александр Есенин, был мясником в Москве, а мать, Татьяна Титова, работала в Рязани. Сергей провёл большую часть своего детства в Константиново, в доме деда и бабушки. В 1904-1909 он учился в начальной школе, а в 1909 был отдан в церковно-приходскую школу селения Спас-Клепики. Его первые известные стихи относятся к этому периоду. Есенин написал их в возрасте 14 лет.

Сергей Есенин. Фото 1922

Завершив летом 1912 учёбу, Сергей уехал к отцу в Москву, где месяц работал в одном с ним магазине, а потом устроился в издательство. Уже осознав наличие у себя поэтического дара, он связался с московскими художественными кругами. Весной 1913 Есенин стал корректором в одной из самых крупных типографий Москвы (Сытина) и завязал первые контакты с революционерами из социал-демократической рабочей партии, вследствие чего попал под наблюдение полиции.

В сентябре 1913 Есенин поступил в Народный университет Шанявского на историко-философское отделение, а в январе 1914 сошёлся с одной из своих коллег, корректоршей Анной Изрядновой. Его стихи стали появляться в журналах и на страницах «Голоса правды», газеты-предшественницы большевицкой «Правды».

Начало войны с Германией (1914) застало Сергея Есенина в Крыму. В первые дни августа он вернулся в Москву и возобновил работу в типографии Чернышёва, но вскоре ушёл оттуда, чтобы посвятить себя писательству. Сергей оставил и свою подругу Изряднову, которая только что родила его первого ребёнка.

Большую часть 1915 года Есенин провёл в Петрограде, который был тогда сердцем русской культурной жизни. Великий поэт Александр Блок ввёл его в литературные круги. Есенин сдружился со стихотворцем Николаем Клюевым , встречался с Анной Ахматовой , Владимиром Маяковским , Николаем Гумилёвым , Мариной Цветаевой , которые высоко оценили его произведения. Для Есенина начался длинный ряд публичных выступлений и концертов, длившийся потом до его смерти.

Весной 1916 увидел свет его первый сборник «Радуница». В том же году Есенина мобилизовали в санитарный поезд № 143. Такую льготную форму военного призыва он получил благодаря протекции друзей. Его концерты слушала сама императрица Александра Фёдоровна . Тяготея больше к поэзии, чем к войне, Есенин подвергся в августе 20-дневному аресту за слишком позднюю явку из одной увольнительной.

Сергей Есенин и революция

Тайны Века - Сергей Есенин.Ночь в Англетере

Версия об убийстве имеет много косвенных подтверждений. Осмотр трупа и медицинское заключение о самоубийстве были сделаны с чрезмерной и непонятной спешкой. Связанные с этим документы отличаются непривычной краткостью. Время смерти Есенина в одних медицинских документах указано 27 декабря, в других – утром 28-го. На лице Сергея заметны ушибы. В «Англетере» той же ночью присутствовали видные агенты правительства. Лица, засвидетельствовавшие самоубийство поэта, вскоре исчезли. Его бывшая жена, Зинаида Райх, была убита в 1939 после заявления, что собирается рассказать Сталину всё о смерти Есенина. Знаменитые стихи, написанные кровью, не были найдены на месте смерти поэта, а почему-то отданы им 27 декабря Вольфу Эрлиху.

Сергей Есенин на смертном одре

Тайна гибели Сергея Есенина до сих пор не разгадана, но всем известно, что в те смутные годы поэты, художники и артисты, враждебные режиму, либо расстреливались, либо бросались в лагеря, либо уж слишком легко кончали с собой. В книгах 1990-х годов появились и другие сведения, подтачивающие версию о самоубийстве. Оказалось, что труба, на которой висел Есенин, располагалась не горизонтально, а вертикально, а на руках его заметны следы от связывавшей их верёвки.

В 1989 году под эгидой Института мировой литературы имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева (бывшего секретаря Московского обкома ВЛКСМ, который потом попал в Литинститут с партийной должности). Расследовав широко распространившиеся тогда гипотезы об убийстве Есенина, эта комиссия заявила, что:

Опубликованные ныне "версии" об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы.

Однако вскоре выяснилось, что «экспертизы» комиссии Прокушева, свелись к переписке с различными экспертными учреждениями и отдельными экспертами, которые ещё раньше выразили в печати своё негативное отношение к версии об убийстве Есенина . Прокурор-криминалист генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьёв, участвовавший в работе комиссии, позднее дал такую двусмысленную характеристику её «специалистам» и условиям проводимого ими «расследования»:

«Эти люди работали в строгих рамках закона и привыкли осознавать, что любое необъективное заключение может легко перенести их из служебного кресла на тюремные нары, что перед тем, как прокукарекать, нужно крепко подумать»

Время творчества Есенина - эпоха крутых поворотов в истории России. Одной из важных для любого писателя вех, отразившихся на творчестве, стала революция, перевернувшая весь уклад жизни. Есенин писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. На революцию Есенин откликнулся поэмами «Маленькие послереволюционные поэмы», в числе которых можно назвать следующие произведения: «Товарищ» (1917 г.), «Иорданская голубизна» (1919 г.). При помощи аллегорических образов Есенин пытается осмыслить революционные события, понять, к чему приведет революция. В поэмах высока доля условного, что позволяет Есенину передать общую атмосферу первых революционных лет.
Поэма «Товарищ» воссоздает силу революционного взрыва. Последнее поэтическое произведение Есенина - трагедийная поэма «Черный человек». Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек». Только за границей Есенин понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет:
Вот так страна! Какого ж я рожна Орал, что я с народом дружен.
Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет крестьянский комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол.
В этих строках звучит мотив ненужности «певца деревни» в послереволюционные годы. Словно поэт ощутил свою будущую невостребованность. Ведь в годы, последовавшие за его гибелью, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности. Лучших поэтов вычеркивали из литературы. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее:
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором...
А месяц будет, плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растра-ченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» он пишет трагические строки:
Друг мой, я очень и очень болен,
Сам не знаю, откуда взялась эта боль,
Толи ветер шумит в чистом поле,
То ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь.
Итак, в постреволюционном творчестве Есенина раскрывается тема Родины и судьбы художника. В поэзии Есенина изначально любовь к Родине была любовью-болью оттого, что разрушаются вековые традиции, которые составляли корень России.
Стремление поэта принять новую действительность, постреволюционную Россию, отразилось в стихотворении 1925 года «Неуютная жидкая лунность...». В этом произведении поэт пишет о своем новом настроении. С одной стороны, он восхищен новой, каменной и стальной, мощной страной:
Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны.
Но при этом в стихотворении возникает образ бедной и нищей Руси, на которую поэт не может смотреть спокойно:
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.
Есенин - поэт, не разлюбивший свою страну, не отказавшийся от нее. Он по-старался принять новый мир, хотя и не испытывал такого восторга перед револю-ционными переменами, как, скажем, Маяковский. Но Есенину это не удалось. Слишком уж близка ему была патриархальная Россия.

Начало двадцатого века — один из переломных мо-ментов в истории не только России, но и всего челове-чества. Революция стала для всех сильнейшим потря-сением, положившим конец старому миру и заявившим о создании мира нового. Но этот новый, светлый мир был так призрачен и далек, а реальность так неоднозначна, сложна и сурова!

Сергею Есенину довелось жить и творить в это слож-ное, бурное время. И его восприятие происходящих собы-тий запечатлено в поэтическом творчестве.

«Поэт деревни», Есенин ожидал от революции, в пер-вую очередь, блага русскому селу, и поначалу положи-тельно к ней отнесся. Однако как неприродно, не по-есенински, неискренне звучат похожие на агитационные стишки слова:

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

(«Иорданская голубица»)

Но очень скоро революционный запал Есенина погас: он увидел, что обещанный новый, счастливый мир совсем не тот, что ему грезился. Жуткое разочарование отравило жизнелюбивого и светлого поэта. Возвратившись на Роди-ну после долгой разлуки, он говорит о революции совсем не радостными словами: «Тот ураган прошел. Нас мало уцелело» («Русь советская»). В смятении поэт осознает: «Язык сограждан стал мне как чужой,//В своей стране я словно иностранец». Режет ухо поэта грубая речь рево-люционеров:

«Уж мы его — и этак и раз-этак, —

Буржуя энтого... которого... в Крыму...»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

Вместо искренних народных песен, добрых дворовых
частушек, лирических романсов люди «поют агитки Бед-
ного Демьяна». Оглушенный, ошарашенный Есенин не
верит, что это — его Россия, его любимая, Русь!

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?» —

восклицает поэт в смятеньи и ярости. Ведь это не тот на-род, который он знал! Все не то!

Неприязненно, если не с ужасом, глядит Есенин на то, как надвигается грохочущий, железный, смрадный город на его прекрасную, живописную, чистую природу, под-миная под себя зелень и цветы, разрушая всю гармонию Божьего мира: «Идет, идет он, страшный вестника Пя-той громоздкой чащи ломит», «Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню» («Сороко-уст»). И страшно поэту, и больно, и душит его бессильная ярость: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»

Но, как искренне любящий простит любимому какой угодно грех, примет его таким, каков он есть, так и Есе-нин не отрекается от своей любимой Родины, согласен следовать с ней по избранному ею пути:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

В последней строке этой строфы — вся искренность Есенина: не сможет он от всего сердца, честно славить революцию! Никогда в ее адрес не прольются из его уст такие сладкие слова, которые он приберег для той, дру-гой Руси!

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. —

грустно заключает Есенин. Но зато она ему нужна — род-ная, ненаглядная Родина, и он вовеки останется ей ве-рен — той самой «шестой части земли с названьем крат-ким "Русь"».

Проблемы "Есенин и революция" как таковой нет,- пишет автор есенинского раздела в книге-справочнике для учащихся Н.Зуев. По его концепции, Есенин не был ни революционером, ни певцом революции. Просто, когда раскалывается мир, трещина проходит через сердце поэта.

По воспоминаниям современников, "Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем"

Сам Есенин в автобиографии лаконично записал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Последняя оговорка не случайна, и позднее она даст знать о себе. Но первый период революции, давший крестьянам землю, действительно был встречен поэтом сочувственно. Уже в июне 1918 г. написана "Иорданская голубица" с известными строками:

Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

В конце 1918 - начале 1919 г.г. был создан "Небесный барабанщик":

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!...

Приход Есенина к большевикам воспринимался как шаг "идейный", и поэма "Инония" считалась ярким свидетельством искренности его безбожных и революционных увлечений.

В том же 1924 г. в небольшой поэме "Русь уходящая" Есенин восклицал с болью: "Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом!.." Завидуя тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: "Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке..." Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: "Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду..." Об этом же и "Письмо к женщине":

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий...

От трагического вопроса "Куда несет нас рок событий?", от душевных терзаний Есенин с его не стойкой психической организацией бежал в пьяный угар. Боль души за Россию и русский народ заглушал и топил он в вине. Об этом в воспоминаниях современников говорится: "Есенин, сидя на корточках, рассеянно шевелил с трудом догоравшие головни, а затем, угрюмо упершись невидящими глазами в одну точку, тихо начал:

Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять.. Конец всему

В том, что пьянство Есенина имело причины сложные и глубокие, убеждает и другие воспоминания:

"Когда я попытался попросить его во имя разных "хороших вещей" не так пьянствовать и поберечь себя, он вдруг пришел в страшное, особенное волнение. "Не могу я, ну как ты не понимаешь, не могу я не пить... Если бы не пил, разве мог бы я пережить все, что было?.." И заходил, смятенный, размашисто жестикулируя, по комнате, иногда останавливаясь и хватая меня за руку. поэма революция октябрьский есенин

Чем больше он пил, тем чернее и горше говорил о том, что все, во что он верил, идет на убыль, что его "есенинская" революция еще не пришла, что он совсем один.

Итак, душевный кризис поэта начала 20-х г.г. во многом объясняется его разочарованием в результатах революции.

В вине поэт хотел забыться, "хоть на миг" уйти от мучивших его вопросов. Возможно, это не единственная причина, но одна из основных. Так Есенин вступает в кабацкий мир с его удушливой атмосферой пьяного угара, нашедший затем яркое воплощение в цикле "Москва кабацкая"

Стихи этого цикла отличаются нарочито вульгарной фразеологией (...) Надрывные интонации, однообразные мотивы пьяной удали, сменяемой смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве Есенина. Не стало в нем той радуги красок, которою отличались его прежние стихи,- на смену им пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемые глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков... Сердечная искренность, глубокая эмоциональность лирических стихов Есенина уступили место обнаженной чувствительности, жалобной напевности цыганского романса

В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим названием "Москва кабацкая", включающий четыре раздела: стихи как вступление к "Москве кабацкой", собственно "Москва кабацкая", "Любовь хулигана" и стихотворение как заключение.

В цикл "Любовь хулигана" вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: "Заметался пожар голубой", "Ты такая ж простая, как все", "Пускай ты выпита другим", " Дорогая, сядем рядом", "Мне грустно на тебя смотреть", "Ты прохладой меня не мучай", "Вечер черные брови насопил". Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы. "Любовь к этой женщине является целительной для больной и опустошенной души поэта, она ее гармонизирует, просветляет и возвышает, вдохновляет автора на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значительность идеального чувства"

После долгого перерыва в творчестве Есенина любовная тема снова зазвучала в цикле "Любовь хулигана" и по сравнению со стихами ранней молодости обрела зрелую силу. К этой теме поэт вернется еще в самый последний период жизни и пополнит ее новыми поэтическими шедеврами.

Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике больше­виков? Как это отразилось в творчестве?

В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществит­ся вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие рево­люции обернулось разрушением всех основ националь­ной жизни. Все это привело к изменениям политиче­ской позиции Есенина. Иными в 1920-1921 годах ста­новятся настроения его стихов.

В маленьких поэмах «Сорокоуст», «Исповедь хули­гана», стихотворениях этих лет возникает образ «же­лезного гостя», символизирующий безжалостное раз­рушение «милого, родного», живого мира.

В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древ­ний…» Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:

Зверь припал… и из пасмурных недр

Кто-то спустит сейчас курки…

Вдруг прыжок… и двуногого недруга

Раздирают на части клыки.

Народная, крестьянская Россия противостояла си­лам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим ми­ром, единстве в любви и ненависти.

О, привет тебе, зверь мой любимый!

Ты не даром даешься ножу.

Как и ты – я, Отвсюду гонимый,

Средь железных врагов прохожу.

Как и ты – я всегда наготове,

И хоть слышу победный рожок,

Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок.

Есенин был человеком цельного душевного пережи­вания. А состояние его души определялось прежде все­го восприятием происходящего на родной земле. Ли­рико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают пе­чально-элегическое звучание:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

(«Не жалею, не зову, не плачу…»)

Важный образ этого стихотворения созвучен цен тральному в «Сорокоусте»: «розовый конь» – «красногривый жеребенок». Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, «когда был край Moй болен», мог выразить нездоровые настроения сам. Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.

Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

(«Мне осталась одна забава…»)

После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание со­циальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.

Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Русь советская». Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924-1925 годом.

Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождаю­щейся жизни: «Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз…» Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.

Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение «От­говорила роща золотая…». Оно написано в традицион­ной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя

слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И только природа родного края по-прежнему дарит успокоение измученному духу, зовет к пониманию, прощению, прощанию:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром обметая,

Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Здесь искали:

  • отношение есенина к революции
  • есенин отношение к революции