Юрий Трутнев: «Пакет законопроектов предусматривает, что действие преференций будет распространяться на всю территорию Арктической зоны. Поддержку сможет получить любой новый проект с инвестициями не менее 10 млн рублей».

30 декабря 2019 , Арктическая деятельность Утверждён план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года Распоряжение от 21 декабря 2019 года №3120-р. Принятые решения направлены на создание инфраструктурных условий для дальнейшего развития Северного морского пути и прибрежных территорий.

18 декабря 2019 , Арктическая деятельность В повестке: создание системы преференций для новых проектов, реализуемых в Арктической зоне России; план развития инфраструктуры Северного морского пути; подготовка председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

3 сентября 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование О решениях по итогам совещания у Дмитрия Козака и Юрия Трутнева о предоставлении права пользования недрами, содержащими запасы углеводородного сырья, расположенными на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации

29 апреля 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Мурманской области Распоряжение от 26 апреля 2019 года №834-р. Утверждён план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области». Инвестиционный проект включает строительство двух плавучих хранилищ газа, вспомогательного причала и необходимой береговой инфраструктуры. Предварительная оценка стоимости реализации инвестиционного проекта – 70 млрд рублей. Срок реализации – 2023 год.

25 апреля 2019 , Арктическая деятельность Антон Силуанов принял участие в форуме «Один пояс, один путь» в Пекине Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов выступил на панельной сессии в рамках форума.

10 апреля 2019 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Заседание прошло в Санкт-Петербурге на полях Международного арктического форума.

10 апреля 2019 , Арктическая деятельность Максим Акимов совершил рабочую поездку в Санкт-Петербург 9 апреля Заместитель Председателя Правительства принял участие в сессии «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики» в рамках Международного арктического форума и посетил головной офис «Совкомфлота».

9 апреля 2019 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев осмотрел экспозицию Международного арктического форума V Международный арктический форум проходит 9–10 апреля в Санкт-Петербурге.

1 апреля 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность О расширении морского порта Сабетта Распоряжение от 28 марта 2019 года №554-р. Принято решение, направленное на реализацию нового инвестиционного проекта по строительству терминала перевалки СПГ в морском порту Сабетта. Терминал нужен для освоения Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения на Гыданском полуострове.

20 марта 2019 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев дал старт научной экспедиции «Трансарктика-2019» Экспедиционные мероприятия программы «Трансарктика-2019» разделены на 4 этапа и завершатся в конце сентября 2019 года в порту Владивосток. Первый этап экспедиции пройдёт с 20 марта по конец мая. На базе научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» ААНИИ Росгидромета будет организована сезонная дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-2019».

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

Об ассигнованиях на научные исследования «Трансарктика-2019» Распоряжение от 23 февраля 2019 года №276-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 868,75 млн рублей для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета. Исследования «Трансарктика-2019» проводятся в контексте восстановления комплексных научных исследований Арктического региона, включая высокоширотную Арктику. Цель исследований – совершенствование системы гидрометеорологической безопасности морской деятельности России в Арктике для реализации научных и практических интересов государства.

29 января 2019, вторник Распоряжение от 17 января 2019 года №22-р. По результатам проведённого аукциона право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря, для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья по совмещённой лицензии предоставлено ООО «Газпром нефть шельф».

1

В Вконтактовской группе НОРДАВИА - Региональные авиалинии разместили сообщение: Цитата:

Новый рейс: Мурманск - Арктика - Архангельск. В настоящее время туроператорами и представителями власти активно обсуждается вопрос развития арктического туризма. В частности, обсуждается совершенно новый маршрут - туристы прибывают в Мурманск, откуда отправляются на просторы русской Арктики, и заканчивают путешествие в Архангельске. Мы полагаем, что данное направление туризма весьма перспективно, а потому провели комплекс работ по изучению возможностей самолета Boeing 737 в плане посадки на арктический лед. В мире имеется успешный опыт подобной эксплуатации самолетов данного типа, на основании которого мы приняли решение о возможности подобных рейсов. Север - пожалуй, самый недооцененный туристами край. Он полон величественной красоты, спокойствия и грации. В то же время эффективное его развитие всегда было связано с авиацией, а её современное развитие сделало полеты над Арктикой такими же комфортными и безопасными, как и в других частях нашей планеты. В ближайшее время мы завершим все согласования с туроператорами, и новый продукт будет предложен потенциальным потребителям. Познайте всю красоту Севера с нами!

Большинство людей восприняли это как первоапрельскую шутку. Да может и сами администраторы группы создали это сообщение в качестве стеба. Хотя, кто-то поверил, решив, что планируются рейсы аж на сам северный полюс. Но, суть не в этом. Выходит, люди что - не знают, что рейсы в Арктику действительно есть? Ведь, что входит в Арктический регион России: Арктическая зона России - часть Арктики, находящаяся под суверенитетом и юрисдикцией РФ. В состав арктической зоны России включаются такие территории субъектов РФ, как Кольский, Ловозерский, Печенгский районы, закрытые административно-территориальные образования Заозерск, Островной, Скалистый, Снежногорск, гг. Полярный и Североморск Мурманской области, г. Мурманск; Беломорский район Республики Карелия, Ненецкий АО; Мезенский, Лешуконский, Онежский, Пинежский, Приморский, Соловецкий районы, г. Северодвинск Архангельской области, г. Архангельск; г. Воркута Республики Коми; Ямало-Ненецкий АО; Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; г. Норильск Красноярского края; Аллаиховский, Абыйский, Булунский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Оленекский, Усть-Янский, Горный улусы Республики Саха (Якутия); Чукотский АО; Олюторский район Корякского АО. Ладно, Воркута, Нарьян-Мар... Но вот например в Амдерму, Тикси, Анадырь - пассажирские самолеты летают только так, а это же самая что ни на есть Арктика, без всяких там. Народ что, об этом не знает? Или Арктикой считает только Северный полюс, да ЗФИ с Врангелем, Таймыром и Новой землей? Или может надо прям составлять "туристические продукты" и объявлять "вот вам возможность полететь в Арктику", чтоб до людей дошло?

Освоение арктических широт Россия ставит в череду приоритетных задач. Регион этот в первую очередь интересен с точки зрения его коммерческого использования. Ведь арктические недра и Северный морской путь в будущем способны принести нашей стране немалые дивиденды.

Неисчерпаемые недра

В 2009 году вышел материал журнала Science об исследованиях потенциальных запасов недр Арктического макрорегиона. Согласно опубликованным данным, льды Арктики скрывают свыше 10 млрд. тонн нефти и около 1550 трлн. кубометров природного газа. Но если нефтеносные залежи преимущественно сконцентрированы у побережья Аляски, то почти все запасы арктического газа принадлежат России.

По оценке геологической службы США, российская арктическая зона в целом является самой богатой. Особенно перспективным в этом плане американцы называют район Карского моря, где, по их предположению, залегает четверть всех неразведанных запасов планеты.

Кроме углеводородов российские арктические недра щедры на редкоземельные металлы, агрохимические руды, здесь крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути и оптического сырья. Официальный представитель «Росгеологии» Антон Сергеев подчеркивает, что изученность арктического региона крайне неравномерна и в ближайшем будущем здесь могут быть открыты десятки новых месторождений.

Недавно британское издание Daily Star попыталось подсчитать прогнозируемые запасы полезных ископаемых российской Арктики. Эксперты с Туманного Альбиона считают, эта цифра может достигать $22 трлн. долларов. Российские экономисты называют цифру в $30 трлн. При этом стоимость разведанных запасов оценивается в $2 трлн.

Северный морской путь

В условиях глобального таяния арктических льдов российские власти делают ставку на развитие Северного морского пути (СМП), который может стать ощутимой статьей пополнения бюджета. Уже сейчас ведутся разработки финансово-экономической модели транспортных линий, связывающих российские порты с городами Северной Европы и Юго-Восточной Азии.

Первоначально в перевозках предполагается задействовать российские грузы, которые сейчас транспортируются по Транссибу, а затем в проект вовлечь и международные компании. По мнению экспертов, при 75% загрузке контейнеровозов ежегодный объем перевозок по СМП в ближайшем будущем может составить до 380 тысяч TEU (1TEU соответствует контейнеру с габаритами 6,1 Х 2,4 м.)

Правда, по словам разработчиков финансово-экономической модели, о доходности можно будет говорить не раньше 2028 года, когда возвратится банковское финансирование. Ежегодная прибыль в этом случае должна составлять не менее 7,5 миллиарда рублей. К 2035 году, по оценкам специалистов, капитализация фидерных линий СМП только за счет государственных вложений составит порядка 55 миллиардов рублей.

Но будет ли СМП интересен иностранным компаниям? Очевидно, что да. В сентябре этого года контейнеровоз датской компании Maersk Line вместимостью 3,6 тысяч TEU впервые в истории изменил свой традиционный маршрут через Суэцкий канал и прошел по Северному морскому пути. В пресс-службе Maersk заявили, что это сделано для изучения потенциальных возможностей контейнерных перевозок в северных водах.

Стало известно, что датское судно затратило на всю дорогу 26 суток вместо стандартных 34-х. Это было предсказуемо, так как северный путь короче южного на 7 тысяч морских миль. И хотя в Maersk уверяют, что они не рассматривают сейчас СМП в качестве коммерческой альтернативы действующим логистическим схемам, однако отечественные специалисты не сомневаются, что датчане уже оценили экономическую выгоду от нового проекта.

Прибыль вещь затратная

Перед тем, как получать прибыль от использования Северного морского пути и разработок месторождений в Арктике государство должно пойти на существенные затраты. Заведующий отделом ИМЭМО РАН Андрей Загорский отмечает, что к 2025 году планировалось вложить под конкретные арктические проекты около 260 млрд. рублей, но ввиду бюджетных сложностей эта сумма будет существенно снижена.

Нужно также учитывать, что логистика в Арктике будет обходится в 3-4 раза дороже, чем на континенте. Климатические и географические особенности региона предъявляют особые требования к возводимой там инфраструктуре. Так, по оценкам специалистов, из-за воздействия морских бурь портовые сооружения придется переносить подальше от побережья, что существенно повысит капиталовложения.

Кроме того, в условиях нестабильного ледового покрова и возрастающих рисков образования айсбергов, возникает необходимость в строительстве новых атомных ледоколов, без которых невозможна круглогодичная навигация. И такое строительство уже идет полным ходом.

Уже на воду спущен головной атомный ледокол «Арктика», затраты на которого оцениваются в $625 млн. До 2020 года судостроительные верфи должны покинуть еще два серийных атомохода стоимостью в $709 млн и $743 млн. Общая стоимость ледокольного проекта обойдется казне более чем в $2 млрд.

Также на стадии проектирования находится атомный ледокол «Лидер», который обеспечит бесперебойную круглогодичную навигацию по СМП. Предполагаемые затраты на него составят около $1,2 млрд. однако и отдача ожидается хорошая. Такой ледокол может повысить скорость прохода по СМП танкеров ледового класса в 5 раз.

Юрий Гудошников, ведущий сотрудник лаборатории «Арктик-шельф» НИИ Арктики и Антарктики, убежден, что российский арктический проект – это «длинные деньги». По его мнению, чтобы запустить месторождение нужно минимум 8 лет и цены на углеводороды в разы выше, чем сейчас. Но Минэкономразвития призывает не останавливаться, а уcкорить процесс освоения Арктики в том числе и за счет привлечения иностранных партнеров.

Названы критерии отбора инвестпроектов для реализации в Арктической зоне РФ, которые будут софинансировать из федерального бюджета. Для участия бизнесу необходимо вложить не менее 250 миллионов рублей.

Юрий Трутнев поручил Фонду развития Дальнего Востока и Арктики реализовать проект помощи дальневосточным регионам по профилактике и минимизации распространения коронавируса

По поручению Заместителя Председателя Правительства – полномочного представителя Президента в ДФО Юрия Трутнева Фонд развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) приступил к реализации проекта помощи дальневосточным регионам по профилактике и минимизации ра

Правительство России 1 день назад 0

Минвостокразвития и Ростуризм готовят меры для развития туризма в Арктике

Минвостокразвития и Ростуризм обсудили направления развития туризма на территории Арктической зоны Российской Федерации. Ведомства договорись совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить приоритетные направления раб

Ростуризм 1 день назад 3

Островам и мысам в Арктике предложили присвоить имена ветеранов-гидрографов Севфлота

Пяти мысам на Новой Земле предложили присвоить имена Льва Владимирского, Федора Афанасенкова, Бориса Буланова, Василия Мамонтова и Ивана Мороза, а трем островам - имена Всеволода Бухмейрера, Валентина Кузнецова и Игоря Осокина

ТАСС 1 день назад 0

Эксперты считают, вахтовое освоение Арктики является наиболее эффективным

По словам руководителя представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге Александра Палагина, модернизацию действующей инфраструктуры в Арктике нужно поддерживать, чтобы человеку было комфортно там находиться

ТАСС 2 дня назад 1

Сильное качество нынешнего правительства России - внимание к статьям о его работе. Кажется его руководство проверяется, чтобы не совершать необратимых ошибок. Потому что необратимая ошибка - навсегда. Накопившись они превращают выдающуюся работоспособност

Городской экологический проект Будущее за Арктикой был проведен в период с 10.02.2020 по 18.03.2020 комитетом по образованию администрации г. Мурманска совместно с МБУ ДО Первомайским ДДТ в соответствии с планом работы комитета по образованию на

Доля арктической нефти вобщем портфеле "Газпром нефти" превысила 30%, сообщила компания. НаНовопортовском месторожденииобъем добычи жидких углеводородов вырос на8%- до7,7 млн тонн. Объем добычи нефти наВосточно-Мессояхском месторождении, которое "Газпром

Финам.RU 3 дня назад 2

Приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом Николаем Евменовым за особые заслуги и огромный вклад в укрепление технической мощи и боеготовности кораблей Северного флота ведомственной наградой Министерства обороны награжден директор филиала

"Русская платина" уведомила "Норникель" о решении прекратить переговоры о создании совместного предприятия Арктик Палладий и самостоятельно начать разработку месторождения Черногорское и южной части месторождения Норильск-1. Причина решения - отсутствие н

Финам.RU 5 дней назад 1

"Норникель" получил от ООО "Русская платина" уведомление о решении прекратить переговоры о создании совместного предприятия "Арктик Палладий", сообщил "Норникель". "Русская платина" будет самостоятельно реализовать проект по развитию месторождений "Черног

Финам.RU 7 дней назад 0

Эксперты: привлечению стройотрядов в Арктику мешает отсутствие единого реестра объектов

Также, по мнению специалистов, необходимо предусмотреть финансирование затрат на провоз студентов на стройплощадки и обеспечить им гарантии дальнейшего трудоустройства

ТАСС 7 дней назад 0

Группа ученых Карельского научного центра РАН подвела предварительные итоги первого этапа изучения детского сна на северных территориях. Выяснилось, что у коренного населения есть ряд генов, позволяющих им проще адаптироваться к смене длительности светово

В Мурманской области согласно решению Межведомственного оперативного штаба по вопросу эпидемиологической безопасности населения региона под руководством Губернатора Мурманской области с 14 марта и на неопределенный срок введен запрет на мероприятия с

Как сообщает Интерфакс, вчера, 18 марта, президент России Владимир Путин подписал закон о налоговых льготах для нефтегазовых проектов в Арктике. Для добычи на шельфе ставка НДПИ установлена на уровне 5% для нефти и 1% для газа на следующие 15 лет промышле

Финам.RU 9 дней назад 2

Новые преференции должны стимулировать добычу углеводородов на шельфе и в Арктике, производство сжиженного природного газа (СПГ), развитие газохимии, а также освоение новых нефтегазоносных провинций

Россия признана самым сильным игроком в Арктике

Российская Федерация считается самым сильным игроком в арктическом регионе. Несмотря на все попытки стран Североатлантического альянса, именно российские военные-полярники являются основными специалистами-«колонизаторами» в высоких широтах. https://novoro

ИА Новороссия 10 дней назад 1

Минвостокразвития ожидает, что льготы по НДПИ для Арктики утвердят в течение недели

Согласно документам, зарегистрированный в Арктике предприниматель, который готов реализовать новый проект и вложить не менее 10 млн рублей, сможет получить статус резидента, что предполагает льготы

ТАСС 10 дней назад 2

В последнее время Россия активно восстанавливает существовавшую ранее в Арктике гражданскую и военную инфраструктуру и строит в регионе новые военные, транспортные и логистические объекты. В Арктике создается полноценная армейская группировка сил и средств, которая надежно прикроет Россию с этого направления, а также обеспечит отстаивание и защиту национальных интересов в этом очень важном для страны регионе. Два основных ресурса Арктики - это богатые природные ресурсы и транспортные коммуникации. По прогнозам ученых, возможно, уже в середине XXI века в летний период Северный Ледовитый океан будет полностью освобождаться ото льда, что лишь повысит его транспортную доступность и значимость.

Значение Арктики велико, на арктическом шельфе по прогнозам расположено до четверти всех потенциальных запасов нефти и газа в мире. Эти два вида ископаемого топлива по-прежнему являются самыми востребованными на планете. Предполагается, что в Арктике содержится 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров природного газа. Помимо ископаемого топлива здесь есть месторождения золота, алмазов и никеля. Неразведанные запасы углеводородов, залегающих в потенциально российской акватории, оцениваются сегодня учеными примерно в 9-10 миллиардов тонн условного топлива. Отсюда и такое желание всех арктических стран расширить зоны своих континентальных шельфов.

Российский сектор Арктики расположен сегодня не только в Северном Ледовитом океане, но и в Баренцевом и Охотском морях. В настоящее время Арктика уже обеспечивает порядка 11% национального дохода Российской Федерации, а также 22% от общего объема общероссийского экспорта. В регионе добывается 90% российского никеля и кобальта, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата, 60% меди. Помимо этого местный рыбохозяйственный комплекс выпускает около 15% общих объемов рыбной продукции России. На сегодняшний день именно Российская Федерация располагает крупнейшими на планете запасами природного газа и занимает 8 место в рейтинге государств по запасам нефти. При этом Россия является крупнейшим экспортером газа и вторым по величине экспортером нефти в мире. Сегодня наша страна обеспечивает порядка 30% всей мировой добычи газа, а под российским льдом находится больше нефти, чем в государствах ОПЕК вместе взятых. Именно поэтому защита экономических интересов России в арктическом регионе настолько важна.

Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу были утверждены еще в сентябре 2008 году на заседании Совета безопасности страны. Использование арктических ресурсов - это залог энергетической безопасности Российской Федерации, тогда же был обозначен и тезис о том, что Арктика должна стать ресурсной базой России в XXI веке. Для этого жизненно важно обеспечить надежную защиту национальных интересов на континентальном шельфе.

Сегодня работы в российской Арктике ведутся почти во всех основных точках в океане - архипелагах Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, на Новосибирских островах и острове Врангеля, а также на материковой части - от Кольского полуострова до Чукотки. В общей сложности в рамках реализуемой программы по восстановлению военного присутствия России в Заполярье планируется построить заново или реконструировать порядка 20 групп объектов разного назначения, которые и составят каркас военной инфраструктуры в этом отдаленном регионе страны.

Ключевой особенностью военного строительства, которое сегодня ведется в Арктике, является сосредоточение управления всеми силами в регионе в одних руках. Начиная с 1 декабря 2014 года, в Российской Федерации действует объединенное стратегическое командование «Север». Можно сказать, что фактически «Север» является пятым российским военным округом, который объединяет под своим командованием все сухопутные, морские и воздушные силы в российском Заполярье, а также прилегающих регионах. Объединенное стратегическое командование «Север» было создано на базе штаба и инфраструктуры Северного ВМФ России. Это сразу же задает другой формат управления и подходы к решению задач: основой стратегического командования в данном регионе впервые в России оказался штаб флота, который должен решать задачи по управлению различными войсками, расположенными на огромной по своим размерам территории.

Арктический Трилистник - военная база России на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа


Данный театр военных действий характеризуется именно большими расстояниями. Поэтому решающим преимуществом в возможных спорах за регион будет обладать та сторона, которая в сжатые сроки сможет обеспечить мощное военное присутствие в важных точках Арктики. Для этих целей в регионе необходимо иметь развитую транспортно-логистическую сеть военно-морских баз и военных аэродромов, способных принимать самолеты всех типов, вплоть до тяжелой транспортной и бомбардировщиков-стратегов. Именно поэтому существенная часть учений ВС РФ в последние 10 лет посвящена способности оперативно перебрасывать силы по воздуху и морем. Недооценивать значимость данного аспекта нельзя, так как абсолютно все планы воссоздания арктической группировки войск в Арктике и подавляющая доля военной активности России в регионе рассчитаны на широкое использование транспортных возможностей ВВС и ВМФ, без которых любая эффективная деятельность в данном регионе представляется немыслимой.

В первую очередь ставка делается на воссоздание инфраструктуры, которая при необходимости обеспечить переброску войск по воздуху и морем и не требует при этом наличия многочисленного персонала для охраны и повседневного обслуживания. Не менее важным аспектом является информированность руководства арктической группировки о происходящем. Это же и определяет направленность сегодняшнего строительства: практически половина возводимых в интересах российских вооруженных сил объектов в Арктике приходится на радиолокационные станции, которые должны, в сочетании с кораблями, летающими радарами и средствами космической разведки, восстановить сплошную зону контроля над российской Арктикой.

Как заявил в начале ноября 2017 года вице-адмирал Николай Евменов командующий Северным флотом России, боевые возможности сил и средств, которые размещаются на арктических островах, будут наращиваться, в том числе это касается и средств противовоздушной обороны (ПВО). По словам адмирала, в Арктике сегодня создается система мониторинга надводной и подводной обстановки на маршрутах СМП - Северного морского пути. Ведется работа над созданием зоны полного контроля воздушного пространства над российской зоной ответственности. Также, по словам Николая Евменова, каждый арктический остров, на котором есть базы Северного флота, оборудуется всесезонными аэродромами, которые смогут принимать у себя самолеты различных типов.

Новый зенитно-ракетный полк ПВО Северного флота (архипелаг Новая Земля), фото: Минобороны России

Возможности противовоздушной обороны арктической группировки войск в следующем году будут усилены новой дивизией ПВО. Она появится в Арктике уже в 2018 году, сообщают в Минобороны России. Новое соединение будет ориентировано на защиту Москвы и Урала от возможных ударов со стороны Северного полюса. Развертываемые здесь полки ПВО будут ориентированы на обнаружение и уничтожение самолетов, крылатых ракет и даже беспилотных летательных аппаратов вероятного противника. Эксперты отмечают, что новая дивизия станет в будущем важнейшим компонентом системы ПВО страны, прикрывающим территорию от Новой Земли до Чукотки. Газета «Известия» со ссылкой на ВКС России сообщает о том, что штатные мероприятия начнутся уже в 2018 году, так как принципиальное решение о формировании новой дивизии ПВО уже принято. Сообщается, что в состав соединения войдут не только вновь формируемые части, но и части уже несущие боевое дежурство в российской Арктике.

В настоящее время небо Заполярья защищается бойцами 1-й дивизии ПВО. Она надежно прикрывает Кольский полуостров, Архангельскую область, Ненецкий автономный округ и Белое море. В состав данной дивизии недавно был включен полк, дислоцированный на Новой Земле. На вооружении 1-й дивизии ПВО стоят наиболее современные виды вооружений, включая ЗРС С-400 «Триумф», С-300 «Фаворит» и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1».

По мнению военного историка Дмитрия Болтенкова, новая дивизия ПВО, создаваемая в Арктике, возьмет под свой контроль северное направление (от Новой Земли до Чукотки), обеспечивая надежную защиту Центрального экономического района Российской Федерации (включая Москву), а также Урал и его промышленные центры. При этом уже существующая 1-я дивизия ПВО сосредоточится главным образом на обороне Кольского полуострова и расположенных в данном районе баз Северного флота. По словам эксперта, прикрывать зенитно-ракетными полками от Новой Земли до Чукотки особо нечего, но необходимо создать сплошное радиолокационное поле. По его мнению, новая дивизия ПВО получит большое количество радиолокационных станций, которые будут располагаться на вновь создаваемых арктических аванпостах, возможно, даже на острове Котельный и аэродроме Темп.

Аэродром Тикси


Стоит отметить, что 10 военных аэродромов в Арктике, программа постройки которых была начата еще 3 года назад, уже готовы к боевому применению, сообщает телеканал «Звезда». В столь сжатые сроки подобный объем работ в условиях вечной мерзлоты и Крайнего Севере еще никто не осуществлял, подчеркивают журналисты телеканала. Благодаря этому Россия постепенно обеспечивает свои северные рубежи надежной защитой с воздуха, с моря и с суши.

Согласно информации Министерства обороны России, Спецстрой России в настоящее время заканчивает работы по реконструкции и строительству 10 аэродромов, расположенных в арктической зоне, среди них Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать и тяжелые самолеты - Ил-78, Тикси (Республика Саха (Якутия)), Рогачево (Архангельская область), Темп (остров Котельный). Также ведутся работы по реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Воркута (Республика Коми), Нарьян-Мар (Архангельская область), Алыкель (Красноярский край) и Анадырь (Чукотский АО).

Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа, а также на территории Мурманской области. Данные аэродромы смогут обеспечить взлет и посадку тяжелых транспортных самолетов и истребителей-перехватчиков МиГ-31, которые в состоянии эффективно поражать не только самолеты противника, но и ракеты самых разных классов, вплоть до баллистических. Сообщается, что арктические аэродромы будут всесезонными и смогут принимать разные типы самолетов ВВС России.

По словам эксперта в области ВВС Александра Дробышевского, истребительной авиации очень важно иметь развитию аэродромную сеть на земле, чтобы оперативно вылетать на перехват противника. Еще в годы Второй мировой войны широко использовалась практика «аэродромов подскока», когда полевые аэродромы могли располагаться ближе к линии фронта. В российской Арктике с многотысячными расстояниями также важно иметь возможность вылететь на перехват противника с более близкой точки. К примеру, не тратить время на вылет из Новосибирска, а подняться в небо непосредственно из акватории Северного Ледовитого океана.

Очень выгодны такие аэродромы подскока в Арктике и для стратегической авиации. Они использовались в данных целях в СССР, свои аэродромы подскока в Арктике были и у американцев в 1970-90-е годы. Стратегической авиации нет смысла базироваться на Севере на постоянной основе, однако в случае необходимости стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 могут рассредоточиться по всем военным аэродромам, в том числе подходящим для них арктическим, что, как минимум повышает их боевую живучесть. При этом стратегическая авиация получает возможность совершенно спокойно совершать боевые вылеты до США с возможностью обратного возвращения на северные аэродромы, благо расстояния позволяют. Строящиеся в Арктике аэродромы позволят ВВС не только полностью взять под контроль арктическое небо в российских границах, но и оперативно решать любые задачи в этой части континента.

Источники информации:
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201711050946-uwfj.htm
https://svpressa.ru/all/article/29527
https://iz.ru/news/666014
https://lenta.ru/articles/2016/04/20/arctic
Материалы из открытых источников